Привет. Давно я ничего не писал. Поэтому исправляюсь. Тут вторая часть Вейка вышла, что заставило заново пройти первую. И вот, какие мысли меня посетили.
Заранее прошу прощения за возможные орфографические ошибки.
Алан Вейк это культовая игра в жанре хоррор. В центре сюжета писатель в творческом кризисе, которому предстоит сразиться с тьмой.
Как творчество помогает справиться с эмоциями? Какие стратегии совладения с горем использует писатель? И насколько это применимо в реальной жизни? Давайте разбираться.
СИНОПСИС
Сюжет игры начинается с того, что молодой и талантливый писатель Алан Вейк вместе с супругой отправляется в отпуск. В тихий провинциальный городок Брайт Фоллс. Алан пишет детективы и достиг в этом больших высот, он популярный писатель своего времени, но конкретно сейчас он находится в творческом кризисе и не способен выдавить из себя ни слова.
Поэтому Элис (жена) решила помочь мужу и устроила ему отпуск. Их дом располагается прямо на живописном озере, но прибывают туда герои под вечер. Здесь оказывается что Элис страдает Никтофобией, то есть панически боится темноты. Это важная для нас деталь.
В доме Алан замечает пищущую машинку, которую привезла Элис в надежде, что здесь он сможет творить. Это не на шутку злит героя и происходит скандал. Алан покидает дом, чтобы остыть и в этот самый момент электричество выключается. Осознавая, что Элис одна в темноте, герой спешит ей на помощь, но поздно. Та в панике упало в озеро и Алан ныряет в тёмные пучины воды.
После чего герой приходит в себя в разбитой машине. Он попал в аварию, а Элис рядом нет.
С этого и стартуют основные действия игры. В ходе которой Алану придётся спасти супругу из пучин воды сражаясь с тьмой. Здесь есть чёткое деление на Свет и тьму. Свет лечит и спасает, тьма губит и разрушает.
Интересным является то, что тьма требует от Алана написать новый роман. Ведь то, что напишет творец в Брайт Фоллс — становится реальным. Поэтому под редактурой тьмы Алан пишет свой новый роман, где он и описывает происходящее в игре.
У света и тьмы есть конкретные аватары.
Представляет свет поэт по имени Томас Зейн. Который когда-то прошёл путь Алана. Он тоже был талантлив и жил в доме у озера, после чего его супруга утонула и он, одержимый желанием ей найти, нырнул в батискафе за ней и пропал без вести.
Тьма приняла обличие супруги Зейна, Барбары.
Именно такие события нам рассказывает Алан, но что если посмотреть на всё это со стороны. Писатель и его жена, получив ключи от дома. Хотя здесь вопрос, получили ли они ключи? После чего попадают в аварию. Писатель выживает и начинает бегать по лесу ожесточённо сражаясь с тьмой.
Алан
Алан Вейк, писатель, лет тридцати. Одет в твидовый пиджак, толстовку, джинсы и туфли. По поведению спокоен, вдумчив и рассудителен. В голосе редко прибегают к яркому интонированию, говорит в одном темпе и эмоциональном настроении, словно диктор аудиокниги. Не любит внимание, сильно устаёт от общения с поклонниками. Профессию выбрал творческую, причём пишет в жанре детектив. Где крайне важно внимание к деталям. В своём деле разбирается профессионально, знает все тонкости построения сюжета и создания книги.
Бережно относится к близким, супруге Элис и менеджеру Барри. Заботится о них.
Рос с матерью, отца не знал, поэтому, по слава самого Вейка, фигура отца в его глазах была мистической. Отсылается к Стивену Кингу, воспринимает его как авторитет среди коллег.
Твёрд, решителен, настойчив. В стрессовых ситуациях прибегает к насилию. После аварии относится с недоверием ко всем жителям города Брайт Фоллс. Не слушает рациональные доводы и отказывается сотрудничать с полицией.
Алан Вейк является носителем доминирующего Шизоидного психотипа. Это проявляется в его профессии и основной потребности — созидать что-то новое. Его творчество стоит для него на первом месте. Подобный тип людей, когда их идеи и виденье отвергаются обществом, идёт в противовес ему. Продолжая гнуть свою линию. Очень глубоко и тонко разбираются в том, чем занимаются, ища новое и уникальное.
Субдоминирующей частью характера Вейка становится Эпилептоидность. В случае с Аланом она выражается в контроле и четком следовании структуре. Алан раздражителен и агрессия, как базовая реакция на стресс у Эпелептоида, часто проявляется в писателе. Ему важно не просто заботится о близких, но и контролировать их. Вейк старается держать всё в своих руках и если что-то идёт не так — виноват он сам.
Сочетание этих качеств характеризует героя как жесткого творца, который через контроль, внимание к деталям и порядок старается донести свои идеи в мир.
Элис
Элис Вейк молодая девушка, лет тридцати. Внешне она аккуратна и опрятна. Волосы собраны в пучок, белая рубашка выглажена и заправлена, отсутствует яркий макияж. В поведении мягка, но может быть строгой. Работает фотографом, в частности занимается фотографиями мужа.
Страдает боязнью темноты.
Держа в уме то, что Вейк рос с матерью, о которой он тепло вспоминает, можно предположить, что Вейк однолюб и, вероятно, подбор супруги для Вейка был важен.
Главной потребностью Элис является гармонизация отношений. Ей важно, чтобы другие люди чувствовали себя комфортно, в частности её супруг. При этом, как и Алан, он склонна к контролю. Для неё творческий кризис мужа является серьёзной проблемой. И она старается решить её — если Алан начнёт писать, всё будет хорошо. Поэтому она привозит машинку в домик у озера. То есть в её системе координат не «отдых мужа» является целью, а «решение творческого кризиса через отдых».
Отсюда и возникает конфликт между супругами. Алан, чувствует, что им пытаются манипулировать. Пытаясь через отпуск заставить его писать, что противоречит его потребностям. Если я не хочу писать — я не буду этого делать. Никто не имеет права управлять моим творчеством.
Интересно, что в более бытовых вопросах Алан не стремится к доминированию. Он доверяет своему менеджеру Барри и не особо контролирует процесс отпуска, который организует Элис. Для него важно контролировать процесс написание своих книг. И принуждение к писательству становится одним из главных конфликтов игры.
Вымышленный Сюжет
Давайте попробуем представить сюжет со стороны полиции, но не Алана.
И так, двое супругов, оба в меру вспыльчивы. Один из которых находится в творческом кризисе. Они отправляются в отпуск и в моменте, когда они подъезжают к месту назначения — происходит скандал. Жена раскрывает то, что через отдых хочет помочь мужу выйти из кризиса. От этого он злится и завязывается конфликт. Из-за которого они попадают в аварию.
Алан оказывается ночью в лесу и начинает судорожно бегать по чаще с фонариком и оружием.
Элис же просто пропадает.
Когда писатель оказывается в полиции он не идёт на контакт. Сбегает отн агента ФБР и из психиатрической лечебницы. Он считает, что им пытаются манипулировать ради какой-то силы, которую хочет заполучить абстрактная тьма.
Да, с этого ракурса история меняется. И мы видим человека в состоянии психоза,
который впадает в паранойю и галлюцинации.
Подобная реакция имеет место быть после травматичного опыта. То есть после аварии. Но давайте подробнее разберём то, о чём говорит Алана и почему.
Свет и Тьма
Если в реальности Элис могла пострадать в аварии. То в мире Алана её забрала тьма. Что такое «тьма»?
В нашей психике существует защитный механизм, который называется расщепление. Его задача, чтобы в стрессовой ситуации делить мир на своих/чужих, хороших и плохих, белое и черное. Потому что, опять же, в стрессовой ситуации нет времени и сил вникать в тонкости, а такое деление позволяет особи выжить. Но почему свет и тень?
Алан рос без отца. Он был окутан материнской любовью, поэтому мать в его представлении это что-то около божественное, что-то любящее и карающее, святое и дьявольское. В то время как отец, это что-то таинственное и непонятное. Женская фигура намного ближе и понятнее Алану, отсюда возникает и страх того, что эта фигура может тебя поглотить, уничтожить, кастрировать.
Тьма символизирует женщин, манипулятивных и могущественных, с которыми приходится бороться хитростью, но не силой. Поэтому аватар Тьмы это Барбара. Тьма вынуждает Алана что-то делает, как вынуждала мама и как вынуждала Элис, манипулируя им. А так как основная травма связана со страхом потери Элис, то и главной угрозой становится тьма, тк девушка боялась темноты.
В тоже время свет олицетворяет Томас Зейн. Мистическая творца, подобная Алану. Он помогает, поддерживает и ведёт. Подобно кумиру Стивену Кингу или же напарнику Барри. Мужчина в мире Алана символизирует силу и созидание. Тут явно прослеживается параллель между самим Аланом, творцом, чьим талантом пытается управлять супруга.
Да конфликт перед аварией центральный. Во многом потому, что он и провоцирует аварию.
Психоз Вейка
Алан видит в окружающих угрозу. В местных жителях он видит одержимость тьмой. А в агенте ФБР параноика, который хочет посадить Алана.
Тревогу, которая выросла после аварии герой проецирует на окружение. Страх того, что супруга мертва, превращается в страх того, что все вокруг опасны.
Правда об аварии настолько травматична, что герой банально не может её принять и превращает её в фантазии.
По этой же причине он не доверяет психиатру. Человек в состоянии Безумия склонен считать безумцами всех вокруг, но не себя. Общаясь со сторонником теорий заговора вы, вероятно, станете пешкой масонов и рептилоидов, но не сможете доказать человеку обратного.
Но и главным для Алана становится то, что ему необходимо начать писать. Выход из творческого кризиса для него единственный инструмент спасения супруги. И именно этим он в итоге и занимается.
Творчество и Сублимация
В нашей психике есть процесс, который называется «Сублимация». В классическом понимании Фрейд описывал это, как перенаправление эротических драйвов (позывов) в творческое русло. В более расширенном понимании, это процесс перенаправления энергии в определённое русло. Часто творческое. К примеру, когда человеку становится грустно, то он может начать рисовать или играть на музыкальном инструменте. А когда он злится, то может заняться спортом.
Сублимация основной защитный механизм Алан Вейка. И емкостью для выплеска его эмоций становятся книги. Поэтому в состоянии сильного травматичного опыта он прибегает к знакомому процессу совладания с эмоциями — к писательству.
Но Алан в состоянии психоза, по этой причине он наделяет свой талант всемогуществом. По этой причине он способен спасти супругу и изменить реальность, просто переписав её.
Итог
Конечно, всё вышесказанное, лишь фантазии на тему сюжета игры. Зарисовка «а что если». Но в реальности люди часто прибегает к подобным стратегиям совладания с эмоциями, как и Алан.
Такие дела. Увидимся!
Лучшие комментарии
Вот недавно сам прошел Alan Wake, так что было интересно прочитать статью, спасибо автору )
Спасибо за адекватную версию событий игры. Она даже интереснее изначального сюжета.