Многие специалисты по ведению "информационных войн" из интернета любят говорить о том, в каком извращённом виде американская культура преподносит Российское государство, в нынешней её форме или в историческом прошлом. Переписывают историю, проводят пропаганду ненависти, промывают умы российским школьникам — вы знаете все эти байки.
Отчасти они, конечно, правы, ведь всякое художественное произведение так или иначе пропагандирует те или иные взгляды, идеи, методы, порой даже не соответствующие первоначальному замыслу автора — но то уже вопрос о здравомыслии потребителя такой продукции. Правда и в том, что про себя свободолюбивая Америка производит той самой "чернухи" ничуть не меньше, чем про нашу дорогую родину, а то и в разы больше.
Spec Ops: The Line повествует историю о том, как американские военные силы пытались спасти выживших в потерпевшем апокалипсис Дубае, но в результате их действий в городе не выжил никто.
Сюжет в Spec Ops: The Line выдался довольно запутанным по части причинно-следственных связей, и даже пройдя игру дважды, я не уверен, что понял его как есть.
Если кратко, то происходит здесь следующее: 33-й батальон морской пехоты США под руководством полковника Конрада был направлен в Дубай, который был превращён в руины свирепствующими песчаными бурями, чтобы обеспечить эвакуацию уцелевших жителей города. Однако запланированная эвакуация по неизвестным причинам провалилась, но Конрад и его люди отказались покидать Дубай. С целью понять, что происходит, на место был направлен разведотряд капитана Уокера, от которого требовалось лишь определить нынешнее положение дел в Дубае, для повторной попытки эвакуации всего населения.
Сразу же по прибытии отряд Уокера оказывается атакован местными жителями. Быстро обнаруживается, что 33-й батальон США ведёт настоящую войну с повстанцами Дубая. На этом миссия Уокера должна была бы и закончиться, но капитан решает прийти на помощь американским военным. Мотивирует Уокера и то обстоятельство, что он знает Конрада лично, а также личные амбиции солдата, стремление к подвигу.
Но действительность оказывается гораздо сложнее, и местных на 33-й батальон натравливают агенты ЦРУ, действующие в Дубае. Не имея понимания о происходящем, вместо отступления Уокер продолжает путь, стремясь найти ответы. Оборачивается это тем, что солдаты 33-го батальон принимают разведчиков за пособников ЦРУ и открывают огонь.
Словно в оправдание акта бессмысленного насилия, бойцы Уокера обнаруживают свидетельства военных преступлений 33-го — из мести за прошлые нападения на свои форпосты солдаты батальона арестовывают и уводят местных, подавляя сопротивление силой. Уже проливший кровь солдат США, Уокер не останавливается и здесь — он объявляет их предателями и активно вступает в конфликт, провозглашая целью спасение мирного населения.
Что послужило причиной войны между батальоном Конрада и местными, остаётся загадкой. Зато известно, что именно ЦРУ подталкивает гражданских к вооружённому противостоянию с 33-м. Уже запачкав руки кровью и нуждаясь в оправдании тому, Уокер занимает сторону ЦРУ, не догадываясь, что агенты не рассматривают возможность эвакуации кого бы то ни было — они хотят окончательной смерти для Дубая, чтобы никто не узнал о позоре и преступлениях армии США в этом проклятом регионе.
Ввязавшись в междоусобицу, причин которой не понимал, Уокер, непреднамеренно, и сам становится сначала убийцей, обрёкшим на мучительную смерть десятки несчастных, которых пытался спасти из рук 33-го, а позже, когда замысел ЦРУ удался, и соучастником геноцида оставшегося населения Дубая. Не желая принимать собственной вины в произошедшем, Уокер исполняется ненавистью к Конраду, обвиняя его во всём произошедшем, и сам не замечает, как начинает сходить с ума.
Ужас войны заключается даже не в том, что тебе приходится совершать чудовищные вещи, а в том, что их можно было бы избежать. Никто не просил Уокера вмешиваться в войну, развернувшуюся в Дубае — тот сам посчитал нужным вмешаться, взвалив на себя больше, чем был способен осознать. И за это поплатился весь Дубай — последние из местных умрут без воды за считанные дни, а от 33-го батальона стараниями Уокера и его команды не осталось никого. А Конрад — он был мёртв ещё до начала событий игры, что не мешало Уокеру слышать его злобные комментарии по поводу того, что капитан и его люди вытворяют в Дубае.
Рассказываемая в Spec Ops: The Line история полна недосказанностей, а отдельные её тропы выглядят и вовсе нелогичными и странными, но тем лучше оно воздействует на восприятие, ведь игрок, как и Уокер, оказался здесь впервые, и совершенно не понимает, что происходит вокруг. А если и начинает понимать, то задаёт лишь большее число вопросов. Что видел и делал Конрад, отчего решил застрелиться? В какой момент спасательная операция переросла в гражданскую войну и почему 33-й батальон остался в Дубае даже после смерти своего командира? Вопросы, на которые уже никто не даст ответа — Уокер убил всех, кто мог что-то рассказать.
Как очень часто и бывает в жизни, героические побуждения приводят к совсем негероическим поступкам, а отвага и мужество служат интересам жестоких и беспощадных людей. Желание быть героем на войне подчас не менее опасно, чем стремление уничтожить своих врагов. Отказавшись покидать Дубай, Уокер оставил себе единственный выбор — что делать, когда он дойдёт до конца? Застрелиться как Конрад или... или...
А что же геймплей? Помню, его называли однообразным тиром ещё в 2012-м году — в год выхода. И действительно, по структуре Spec Ops: The Line это типичный для той поры консольный шутер от 3-го лица с укрытиями. Что, впрочем, совершенно не делает игру скучной или посредственной. В игре идёт динамичное повествование, Уокер, активно штурмуя Дубай, успеет побывать в огромном числе ситуаций, мало совместимых с жизнью — события вокруг игрока стремительно меняются, и назвать их скучными или однотипными я никак не могу. Пусть корневой геймплей и не претерпевает никаких изменений. Стрелять интересно, что самое главное, хоть игре и очень не хватает импакта от оружия. Враги ничего сверхординарного собой не представляют, а порой и вовсе ведут себя как сурикаты, покорно ждущие пулю, но в то же время они знают несколько тактик, перемещаются между укрытиями и в целом ведут себя должным образом.
Spec Ops: The Line это в полной мере кинематографический шутер, и не только благодаря обилию катсцен — сюжет игры не исчерпывается нарративом на фоне, он та сила, что непосредственно толкает игрока вперёд. Персонажи ведут активный диалог между собой и с миром вокруг, живо реагируют на опасность в бою. Русская озвучка вопрос всегда щепетильный, но меня более чем устраивает получившийся результат — голоса пронизаны эмоциями, вовлечённостью в происходящее, не все, но главных героев точно.
Время сильно сказалось на Spec Ops: The Line графически. Выглядит игра, в целом, неплохо и сегодня, но низкое разрешение экрана и спрайтовая пыль на сегодняшний день выглядят очень уж невзрачно. Да и самой картинке сильно не хватает чёткости, эпизоды под открытым небом сопровождаются вечным блюром. Не раздражает, но и не радует. Песчаный Дубай, который некогда был уникальной особенностью игры, сегодня выглядит скорее неприглядно, зато закрытые помещения в игре очень хороши и красивы.
На Window 10 игра работает хорошо, но не обходится без мелких багов и графических артефактов — ничего серьёзного, но это ещё один довод к старости игры, и тому, что помнят её куда больше именно за сюжет и его ключевые мотивы, ежели за картинку и геймплей. Хотя и те, в свою очередь, тоже хороши, пусть и приходятся далеко не всем по вкусу.
Игру я безусловно рекомендую, и как мрачную историю о бессмысленной жестокости, и как пусть консольный и однотипный, но всё-таки добротный шутер на вечерок. Рекомендую 2-й уровень сложности из 4-х возможных, поскольку на всех последующих игра становится временами уж слишком душной, и со скриптовыми моментами вроде побега от вертолёта здесь тоже не всё хорошо. В целом же Spec Ops: The Line это отличная игра своего времени, достойная того, чтобы её помнили, и чтобы в неё играли и сегодня.
Лучшие комментарии
Может потому что произведение живо, пока его помнят и оно обсуждается? В интернете может быть что угодно, я же пожелал высказаться сам.
Скорее наоборот, лишь иногда. Да и Spec Ops: The Line это игра о вымышленном конфликте (и скорее является отсылкой на Вьетнам, особенно учитывая музыкальное оформление), а вот когда в 2009-м хотели выпустить Six Days in Fallujah по реальном конфликте в Ираке, то её в том виде как тогда её задумывали завернули. А сейчас она вышла с процедурной генерацией уровней. Но зато в перезапуске CoD MW подмены понятий навернули с лихвой, в Таганая по игроклюкве есть целая серия разборов.
Мне кажется в этой игре не достает альтернативной концовки, где ты можешь сам решить, что задание выполнено досрочно, не разбираясь в деталях.
Возможно, тогда бы сюжет проживался еще лучше.
CoD MW это точно такая же выдуманная от начала и до конца история, частично перекликающаяся с сюжетом «Апокалипсис сегодня», мне показалось.
А Таганай это типичный «задетый за живое» патриот, который не простит Америке столь скверных инсинуаций. Знаю я таковых, неинтересно.
В принципе игра про то, что где бы не появлялись солдаты армии США, там везде смерть сотен тысяч мирных жителей и разрушенные города.
Поклонник творчество КодзимыОчередная дрочь на Spec Ops: The Line. В инете и без этого полно качественных материалов по игре. Зачем в очередной раз повторять надоевшие тейки…