Данный материал будет первым в дилогии, посвященной довольно интересному жанру, который на протяжении всего существования развивается и преображается, из-за чего лично мне, довольно сложно как-то его охарактеризовать, из-за его специфики, но мы попробуем разобраться. Статья станет совокупностью моих мыслей, которые я ранее излагал в прошлых своих материалах, которые мне хочется переосмыслить и дополнить.
Первая часть будет посвящена фильмам, потому как именно из кинематографа к нам пришел нео-нуар, а вот вторая часть, будет про представителей из игровой индустрии. Интересна эта тема в первую очередь тем, что она построена на рефлексии и меланхолии, не углубляясь куда-то внутрь сложных человеческих переживаний. Она скорее сосредотачивается на безмолвном диалоге, диалоге человека и окружающего его мира. Причем оба этих собеседника находятся, где-то на уровне социального дна, доставая все его пороки.
НУАР И КАК ВОЙНА ПОРОДИЛА НОВОЕ ИСКУССТВО
Сейчас будет ошеломляющее умозаключение, но без него никак. До нео-нуара, существовал просто нуар. Спасибо, да-да, я знаю, я хорош.
Забавно, что его особенности, также скользки и эфемерны, как и у младшего брата, из-за чего его описание, хоть и поддается большему пониманию, все равно имеет ряд допущений, посему фильмов с элементами нуара в разы больше, чем тех самых «трушных» нуаров.
Родился этот жанр в 40-х, 50-х годах прошлого века, в Америке, на волне военного и поствоенного времени. Тогда в обществе царила атмосфера пессимизма, разочарования, недоверия и цинизма, и все эти темы в итоге нашли отражение в кинематографе.
Особенности этих фильмов вот в чем:
- Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высококонтрастны.
- В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. В некоторых моментах кадр намерено затемняется, оставляя только просвет в виде линии, имитирующей решетку.
- Женщины в нуарах зачастую представлены, как хитрые, властные и роковые дамы, как раз из-за которых и возникают все проблемы. (Забавная деталь, учитывая, что по таким же зыбким канонам «Скандинавского нуара», женщины, наоборот, являются главными героинями, сильными и в то же время подавленными, с непростой судьбой и с незавидным социальным статусом. Но это так, просто интересный оффтоп)
- Как правило, нуары хоть и рассказывают криминальные истории, в которых фигурируют и убийства, и сами преступники, картины при этом не падки на погони и перестрелки. Они предпочитают экшену, размеренное нагнетание и рефлексию героев, дабы создать саспенс.
- Часто подобные фильмы стараются запутать зрителя, либо хитросплетениями в сюжете, либо игрой с хронологией событий. Сделано это в угоду того, чтобы зритель подсознательно чувствовал непонимание, а в следствии тревогу, которая сильно влияла на восприятия картин. Но стоит сказать, что по прошествии десятилетий, все эти попытки в «запутать», как раз неплохо развлекают и делают историю динамичнее и интереснее.
- Мотив «Воды», на удивление оказался непросто стилистическим «приколом», который теперь плотно ассоциируется с нуаром, но и правда играет какую-никакую роль в сюжете.
Я посмотрел некоторое количество нуарных фильмов, опираясь ни сколько на их значимость в культуре, сколько просто с точки зрения обычного зрителя, где-то заинтересовало название, где-то фабула, а где-то режиссер.
И помимо всего вышеперечисленного пришел к мысли, что нуар-фильмы четко запечатлели тот отрезок времени, в котором они происходили, в отличии от того же нео-нуара, который вполне комфортно себя чувствует в любом сеттинге.
Но вот классический нуар, будто бы не может существовать без своих условностей. Нуар многословен и интеллигентен, даже мысли главного героя обсусоливаются вместе со зрителем, а вот нео-нуар больше опирается на чувства.
Прелесть нуара и его производных как раз в том, что он являет собой совокупность абсолютно эфемерных факторов, которые делают или же не делают нуаром тот, или иной фильм. Из-за чего почти с каждым произведением, которое позволяет себе нотки нуара, можно начать спор, о его «трушности».
Условно, если мы возьмем другие более популярные жанры, то в них все как-то понятнее. Комедии достаточно, чтоб смешно было. Драме, чтоб грустно. Триллеру, чтоб напряженно. Хоррору, чтоб страшно. А вот нуару, видимо, чтобы было нуарно…
Допустим, мастер саспенса Альфред Хичкок, никогда в жизни не причислял себя к этому жанру, однако охотно брал и даже дополнял его элементы. Например, его «В случае убийства набирайте „М“» чуть ли не возглавляет список лучших нуаров (По версии КиноПоиска). Хотя он и вправду меньше всего походит на те нуары, что я видел. Но лишь за счет какой-то легкости в повествовании и это при том, что дела творящиеся в фильме ничуть не радужные.
Настроение, своеобразный «мотив воды» и криминал на месте. Кроме того, фильм камерный и по большей части происходит в одной комнате, что вызывает как раз ощущение давки и клаустрофобии.
По прошествии лет, элементы нуара вплетаются тут и там, но представить чистокровный нуар в наших реалиях, будто бы и нереально. Так или иначе приходится закапываться куда-то в сторону 50-х. Потому как картины плотнейшем образом сосуществовали с тем временем, в которых они рождались. Из современного, что приходит в голову можно назвать относительно недавнюю «Алею Кошмаров» Гильермо Дель Торо, которая является одноименным ремейком фильма 47 года. В ту же когорту идет «Сиротский Бруклин» Эдварда Нортона 2019 года, который также разворачивается по сюжету где-то в 50-х.
Самое, наверное, близкое к нуару, что я могу вспомнить и чтобы это не было нечто из эпохи шляп-Федор — это на удивление «Город грехов», по комиксам Френка Миллера. Тут просто по фактике не докопаться, он даже черно-белый, как классический нуар. Единственное что, здесь, конечно, есть экшен, но его не так много.
А так:
- Роковая женщина чек
- Герой балансирующий на грани антигероя чек
- Криминал чек
- Дождь чек
- Жалюзи чек
- Внутренние циничные и пафосные монологи чек
Про мир Sin City я вообще молчу, там в туристическом буклете должны быть выписаны все эти тезисы, про атмосферу пессимизма, цинизма, недоверия и разочарования.
Хотя, совершенно случайным образом я вспомнил про «Под Сильвер-Лейк» с Эндрю Гарфилдом в главной роли. Фильм скорее пародийный, нежели имеющий ценность, как нуар, но тем не менее, действия разворачиваются в наши дни, музыка отсылает к 50-м, да и в целом фильм полон оммажей к классике кинематографа, а в этой классике, как раз и затесались «темные фильмы».
Но более примеров в голову не приходит. Если только мы не начнем называть все фильмы с намеками на классический нуар — неонуарами, что, собственно, и происходит с тем же «Под Сильвер-Лейк».
В итоге, нуарные фильмы так или иначе сошли на нет, когда рана на лице общества в виде Второй Мировой Войны потихоньку затянулась. На смену ему пришли романтические комедии и мюзиклы, люди вновь учились радоваться. Но как мы поняли человечество нихуя и ни на чем не учится, следующее темное пятно в истории человечества не заставило себя долго ждать. Впереди начала маячить Холодная война…
НЕО-НУАР В ЕГО НАЧАЛЕ
Смерть Джона Кеннеди, война во Вьетнаме, напряженные отношения между Советским Союзом и Америкой, а также Уотергейтский скандал, в котором был замешан президент Ричард Никсон
Вкратце о нем. Ребята, что собирали деньги на избирательную кампанию Никсона ворвались с прослушкой в штаб избирательной кампанию его соперника, что находился в комплексе «Уотергейт», где их, собственно, поймали с поличным. Пока Никсон дул губки и все отрицал, его люди потихоньку начали сыпаться и раскрывать весьма неудобные детали этого происшествия, из-за чего прямого признания президента уже никто и не требовал. Ведь медийный ущерб был нанесен, а доверие подорвано.
Чувствуете флер отчаяния? Именно так выглядели вторая половина 60-х и начало 70-х годов. Американское общество вновь ныряет в эту пучину. Люди умирают на войне, кругом обман и политические интриги, а над головой тикают часы судного дня.
В общем, романтика. По крайней мере, видимо так посчитали режиссеры той эпохи вновь обратившись к эстетике нуара. И если все моментально упростить, то нео-нуар — это просто цветной нуар, то бишь новая волна нуара. Дело раскрыто, подозреваемый пойман со спущенными штанами, а жертва… жертва. Но дьявол как известно в деталях. Нуар 70-х не просто стал цветным, он переосмыслил и развил саму концепцию. Классические нуары хоть и вскрывали пороки общества и отражали общий депрессивный настрой, но все же являли собой личные истории, про конкретных людей, что волею судеб были втянуты в мрачные события. Нео-нуар же принимал во внимания весь окружающий мир и поднимал более остросоциальные темы, не ограничиваясь тезисами про недоверия, цинизм и т. д.
Первым чистокровным представителем нео-нуара стал «Китайский квартал», фильм Романа Полански, так еще и с Джеком Николсоном на главной роли. В целом, это был все еще нуар, со всеми его вытекающими, вплоть до времени, в котором разворачиваются события — снова 50-е.
Мотив воды также играет глобальную роль, как в сюжете, так и в мире фильма. Жертва преступления оказывается утоплена, а история крутится вокруг Департамента водоснабжения, который путем хитрых махинаций проворачивает свои темные делишки. Роковая красотка также на месте, так еще и в этот раз имеет ряд крайне мрачных твистов, которые способны в конце просто-напросто опустошить зрителя (И в этом весь смак).
Да в целом и главный герой смещается в сторону антигероя более охотно, а еще имеет за собой неоднозначный и нераскрытый бэкграунд (Что станет очень важным элементом нео-нуара в будущем). Если в нуаре персонажи существовали в вакууме сюжета, особо не опираясь на собственную биографию. То уже здесь прямо-таки смакуется загадочность и неопределенность прошлого у главного героя, к чему и отсылается название фильма. Кроме этого, персонаж Николсона не чурается заигрывать с законом, любит поизвить и построить серьезную, подавленную мину.
По итогу мы получаем ультрапрокаченный нуар, который все еще базируется на классике 50-х. По сути, все 70-е нуары с каждым разом подчеркивали беспомощность главного героя перед лицом зла, давая эмоциональный фидбэк в стиле «Да, чел, все настолько хреноао, тебе не показалось… хотя стой, кажется все еще хуже».
Из-за чего гг подавлен, зритель подавлен, зло, по сути, остается безнаказанным, либо цена для его победы становится слишком высока, заставляя героя принимать неоднозначные решения, вступая в зону серой морали, где он проявляет свои негативные стороны, поддаваясь тем правилам, которые для него выстраивает этот прогнивший мир. Жестко запомните эти слова и вспоминайте их каждый раз, когда я буду говорить о новом фильме.
Между делом спустя два года вышел небезызвестный «Таксист» Мартина Скорсезе, фильм, чьи отголоски долетают до нас до сих пор, и я не только про «Джокера». Главный герой картины Трэвис Бикл, страдает бессонницей и решает, что раз уж он не спит по ночам, то мог бы на этом подзаработать. Так главный герой и становится таксистом, проводящим ночи на недружелюбных улицах Нью-Йорка, утопающего в собственных пороках — грязь, коррупция, проституция. Весь тот «скам», что прячется в лучах дневного солнца, под покровом ночи выползает и захватывает город.
Наблюдая такую обстановку, Трэвис рефлексирует и полностью пропускает через себя весь этот смрад. Помимо хронической бессонницы он имеет явные проблемы с «менталочкой». А все, что мы о нем знаем, так это то, что относительно недавно он вернулся из Вьетнама и теперь пытается как-то адаптироваться к жизни, что встретила его в Нью-Йорке.
«Таксист» сделал нечто важное для нуара — вытащил его из злосчастных 50-х, показав реалии того времени, в котором фильм выходил, а именно последствия войны во Вьетнаме, быт американского народа, политические неурядицы, «таксебешную» экономику и прочие грустные вещи. Фильм наполнен рефлексией и «пустыми» кадрами, дающими возможность полностью пропустить через себя это настроение. Вы чувствуете, как оказываетесь на заднем сидении ночного такси, разъезжающего по Нью-Йорку. Такая рефлексия будет свойственна современным нео-нуарам и будет особенно круто коррелироваться с экшен-составляющей. Картина Мартина Скорсезе развесила ряд чеховских ружей, для жанра, которые выстрелят только спустя время.
В 1981 году выходит «Путь Каттера». Фильм прошел незамеченным и обрел статус культового только спустя года. Но он продолжил копать в одном из тех направлений, что взял «Таксист» и сосредоточился на нем. А именно: последствия войны во Вьетнаме для одного из протагонистов и нестабильную обстановку, что царила в обществе.
Фильм крутится вокруг двух персонажей. Среди них молодой подтянутый Джэфф Бриджес, в роли жиголо — Ричарда Боуна. И непосредственно сам Каттер, чью роль исполнил Джон Херт. Каттер — это ветеран Вьетнама, который лишился на войне руки, ноги и глаза. Отвергнутый государством, оставшись калекой он топит свои будни в алкоголе, из-за чего страдает не только он, но и его жена. В целом неплохой кастинг на роль Биг Босса, в исполнении Троя Бейкера получается.
Фильм пропитан несправедливостью, здесь нет хороших или плохих, здесь есть люди, которым зритель либо сможет сопереживать, либо нет.
Картина складывается весьма мрачная. Антагонист в лице зажиточных богатеев, недосягаем до наших героев и словно находится на несколько шагов впереди, упиваясь своей безнаказанностью. Что естественно безумно злит Каттера, у которого, как раз, это самое чувство справедливости и обострено.
Фильм не дает четких ответов на поставленные вопросы, (что тоже станет важным кирпичиком в фундаменте нео-нуара) и оставляет зрителя, опять же, опустошенным, вау, сюрприз, вот это да. Ладно Гослинг, вы мне скажите, Джефф Бриджес умер в конце «Пути Каттера» или как?
После этого нуарная эволюция малость попустилась и в моду вошли ремейки классических нуаров 40-х и 50-х годов. Однако, нас это уже мало интересует. Меланхоличная, тягучая и плотная, словно кисель волна продолжила потихонечку набирать обороты.
В 1982 году выходит «Blade Runner» Ридли Скотта, и вы уж меня простите, но это был разнос, по большей части, конечно, катастрофически провальный, но по итогу все же разнос. Хвала богам, мы не живем в такое чудовищное время, когда подобный фильм может провалиться (Смотрит на сборы сиквела 2017 года) — ауч
Ладно, проехали. В общем, бегущий доказал, что Нео-нуару, есть место даже в утопичном мире киберпанка, где также может разворачиваться криминальная драма, просто обрамленная новыми темами. Этот фильм поистине раскрыл потенциал медленного смакования меланхолии. Нотки горечи и злости, с насилием здесь безусловно присутствуют, но все же во главе стоит госпожа Грусть. А вот «синтовая» электронная музыка, что в будущем плотно свяжется с нео-нуаром и будет главным инструментом передачи настроения — здесь, пока что просто украшает улицы и дома ретро-футуристичного города Ангелов, где вопросы о человечности и душе, заставляют полностью раствориться в собственных мыслях.
Через год со своим дебютом выступили братья Коэн, с нео-нуарной драмой «Просто Кровь».
Я смотрел какое-то количество фильмов Коэнов и вот, что от «Фарго», что от «Крови», у меня своеобразные ассоциации. Это словно сюжеты Гая Ричи, но они, не в динамике, а наоборот предпочитают размеренную статику, так еще и лишены юмора. И это при том, что в них есть элементы черной комедии, но все они играют, как раз на атмосферу адовой «мрачнухи» и смеяться с них как-то совсем не хочется. Ну да ладно, я отвлекся.
Здесь все те же важные элементы на месте. Музыка и контекст создают обстановку, в которую зритель ныряет с головой. Один из главных героев имеет армейский опыт и сам по себе выглядит довольно социопатичным парнем. Он молчалив, он брутален, у него нет прошлого, но что-то в этом прошлом сделало его таким, какой он теперь, а чтобы побороть, так называемое «зло», ему самому приходится марать руки, буквально.
А теперь давайте абстрагируемся от фильма и задумаемся над картиной, что у нас вырисовывается. Главный герой, скорее даже антигерой, весь из себя «бэдэсс», с непростой судьбой и скорее всего добрым сердцем. У нашего товарища нет цели, только путь. Вам не кажется, что это что-то из Спагетти-вестернов? Или из фильмов Куросавы, про самураев? А впрочем, какая разница. Куросава вдохновлялся вестернами, а потом вестерны вдохновлялись Куросавой и в итоге мы получили Клинта Иствуда, человека без имени, странника, ни героя, ни злодея, абсолютно классический One-man army, который не промахивается. Крутой и харизматичный настолько, что у вас при просмотре самих голос начинает басить, а подбородок становится квадратным. Сейчас я повесил еще одно ружье, рядом с теми, что вывесил Скорсезе, но из моего вы уже вполне можете пальнуть и понять к чему это я выдал весь этот оффтоп.
А теперь ближе к теме. Стоит упомянуть, что помимо Ридли Скотта, запертые в медитации и рефлексии нео-нуарные дебри не раз захаживал сэр Дэвид Линч. «Дед» в принципе любитель покопаться в темной стороне человеческой души, что отлично подходит данному жанру. И «Синим Бархатом», он лишь укрепил смакование холодных чувств, приправив нотками сюрреализма.
Между тем в 80-х набирает популярность жанр, что заткнет за пояс всю эту нео-нуарную движуху, вплоть до наших дней, когда оба жанра смогут найти компромисс и подарить нам поистине завораживающее зрелище.
Речь идет про боевики. Все эти крутые мужики, что пришли к нам в 80-х, создали тогда отдельный культ. Культ крутых и харизматичных, кирпичных физиономий. Тогда ставка делалась на эффектность, содержание по большей части пустовало, все внимание на себя перетягивала харизма + постановка. Да, пускай сейчас эти фильмы глуповаты и наивны, но в целом, как явление — это очень важные картины, способные сделать сейчас то же самое, что и 40 лет назад — развлечь.
Окей, чтобы не сидеть и не перечислять каждый нео-нуарный чих, который в будущем перерастет в грипп, давайте сделаем маленький тайм скип и нырнем в 90-е и нулевые. Как бы это ни было странно, но примерно вот здесь жанр растворяется в общей массе жанровых принадлежностей.
Все стилистические решения эфемерны, они могут как быть, так и не быть в заявленном фильме, а сам фильм может при этом быть чем мать его угодно, хоть корейским триллером, про чела одержимого жареными пельмешками. Это все напоминает закат оригинального нуара, когда жанр превратился в набор приемов, для усиления отдельных аспектов.
Но все-таки, кое-что продолжило укореняться, пока блокбастеры делали ставку на крутого персонажа и она играла, нуары новой волны делали ставку на жалкого героя, которого героем то назвать трудно.
Зачатки этого мы видели в «Таксисте», в далеком 76-м, еще тогда главный герой прозябал на социальном дне и прослыл сомнительным рассказчиком. То есть поговаривают, что с определенного момента в фильме, все происходящее было бредом Тревиса. Я не фанат подобных теорий, но суть вообще не в этом, а в том, почему так считали. Напоминаю, что Тревис Бикл скорее всего имел ПТСР после Вьетнама, кроме этого, имел весьма «хреновенький» режим, который включал в себя отсутствие сна. А теперь внимательно. У нас тут главный герой, у которого беды с башкой, окутанное туманом загадочности прошлое, он необщительный, антисоциальный, а его поступки запросто поддаются сомнению, как с точки зрения морали, так и с точки зрения реальности.
Давайте перечислим некоторое количество нео-нуарных картин, что вышли в
90-х и ранних нулевых: Мементо, Бойцовский Клуб, Семь, Ворон, Леон, Кирпич. Вы слышали? Кажется, какое-то из ружей Мартина Скорсезе только что выстрелило. Давайте разбираться.
В общем да, в 90-х, конечно, войны во Вьетнаме не было, но существовало миллиард других вещей, способных ввергнуть человека в антисоциальное состояние, где он смотрит на мир, как на говно, но сам при этом не сильно лучше. Как вы поняли перечисленные мной фильмы используют, по сути, один и тот же архетип главного героя. Что еще забавно, обычно двигателем сюжета в этих фильмах является месть. Так, в «Мементо» главный герой, страдая от краткосрочной потери памяти пытается наказать убийцу своей жены, В «Вороне» гг вообще умирает, чтобы потом воскреснуть и также отомстить за смерть своей возлюбленной. В «Кирпиче» Джозеф Гордон Левитт, конечно, не умирает, чтобы воскреснуть, но он просто выглядит, как натуральный психопат, да и ведет себя соответствующе, а между делом пытается помочь своей бывшей и разобраться с теми, кто ей докучает.
Я попробую сделать вывод, что мотив мести, это самая яркая, самая простая и самая неоднозначная вещь, которая как раз и выводит нас в серую мораль. Мы запросто можем понять героя, у которого отняли то, что было ему дорого и даже не представляем, как бы мы вели себя на месте протагониста. И вот подобные сюжеты на этом с нами и играют, по максимуму размывая рамки дозволенного, они как раз и заглядывают в темноту человеческой души.
А еще мне кажется, что вся эта тема с местью, также пришла от азиатского кинематографа, потому как у них, это, в общем-то, дело благородное. Твою честь запятнали, ты обязан ее отстоять, таков путь. Вот только нео-нуары все то правильное и возвышенное, что было в мести у азиатской культуры — втоптали в грязь, показав госпожу месть, как что-то животное, что-то необузданное, низкое и жестокое, но такое блять желанное.
И если вы не забыли, мы все еще говорим о наборе штампиков, которые необязательно будут проставлены, поэтому те же «Леон» и «Бойцовский Клуб» здесь по другой причине. Все перечисленные мной фильмы начали охотнее заглядываться в сторону жестокости и ультранасилия. Мрачная атмосфера и неоднозначный главный герой с парой тройкой тараканов в своей голове лишь укрепляли общий вайб отстраненной, холодной меланхолии.
И с каждым годом подобных фильмов становилось все больше. Недавно мной упомянутый корейский «Олдбой», про сломленного человека, которого заставили 15 лет сидеть в одной крохотной комнате. «Семь» Дэвида Финчера — мрачный триллер по полной исследующий социопатичные дебри человеческого разума. Сюда же хочется приплести и дилогию «Убить Билла» Квентина Тарантино, так как многие крючки нео-нуара на месте, еще и с отсылками к азиатскому кинематографу, который, как мы уже поняли нехило «бустанул» антураж современного нуара. Если так подумать, то именно «Kill Bill» показал нам то, что пока еще не показывал ни один нео-нуар, кроме «Олдбоя», а именно смакуемое ультранасилие, где главным лейтмотивом является месть, месть в которой нет чести, а только простое человеческое желание, покарать тех, кто испортил главной героине жизнь. Но проблема «Убить Билла», с точки зрения того нео-нуара о котором я говорю, является глубина дилогии. Нет, вы не подумайте, ни о какой смысловой нагруженности речи не идет, я скорее о том, что фильм слишком предметно касается всего, что в нем происходит.
Если бы фильм шел в том же темпе, что и первые 6 минут, то это был бы абсолютный претендент на нуарную нео-нуарность. Стилевое брутальное интро, безымянная героиня, и хорошо поставленное «мочилово», где ты веришь в мотивацию и чувства персонажей. Ты проникаешься тем еле уловимым вайбом, что несет картина. Но то, что «Убить Билла» в этом плане гораздо глубже, отнюдь не делает его хуже, а наоборот. О чем нам говорит статус этих фильмов и их восприятие, как критиками, так и зрителями.
Другой интересный элемент, который привнес Тарантино в эти фильмы, это своеобразный стиль, который граничит с той серьезностью и жестокостью, что творится на экране. Говоря проще фильм немножко с «придурью», что прикольно синергирует с его холодным, жестоким флером. Опять же, похожая тема у нас была и в «Олдбое», но там и кинематограф азиатский, так что понятно, что без «биззарных» моментов не обойтись.
А здесь, мало того, что сюжет — это буквально видеоигра, где нужно победить боссов, на их локациях, так еще и взгляните на этих боссов. Одноглазая роковая блондинка в белой коже, бывшая наемная убийца гейша, со своим притоном стесняшек в масках, ну, вы поняли. Как ни странно, такой контраст, никак не противоречит друг другу, подобные элементы были и у Таксиста Скорсезе.
Вот этот вот внезапный лук Тревиса, выглядит настолько пугающе, насколько и потешно. И вот такой вот танец беспросветной меланхолии и легкой буффонады, будет как никогда кстати, современному нео-нуару.
НАСИЛИЕ И МИР БЕЗ ЛЮБВИ
Че там по часам? 2005 год. М-м-м, вкуснотища, уже вышел «Город Грехов», который все еще больше заимствует из нуара, нежели с нео-нуара, при этом нео-нуаром все равно является. Вышел «Останься», с Гослингом в статусе, дединсайдика, еще не «литерали ми», уже не «пацан из Диснея». В общем, выходили очень умные фильмы, выходили очень тупые, выходили очень хорошие, выходили блокабастеры и немножко супергероики. Боевики же находились в коматозном состоянии, то есть, что-то хорошее тоже выходило, но в основном, уверенные 5-6 баллов на КиноПоиске. Крутые мужики себя исчерпали, проблема в том, что в индустрии малость сменились стандарты и уже средненькая «актерка», чересчур опциональный сценарий и блевотно-дерганный монтаж были моветоном. Герои подобных фильмов эволюционировали до крутых профессионалов, шпионов, секретных агентов, чуваков переживших 43 войны и удаления 4-х зубов мудрости. Сами же картины, при этом имели, ну прям очень легкий тон, из-за чего массовому зрителю не за что было зацепиться, он, конечно, мог и поглощал подобное кино, но только как жвачку, не более.
Вследствие этого в рынок стали просачиваться фильмы-нетакусики. Кино стало умнее, требовательнее и зритель несмотря на то, что нес свои кровные денюшки, на всякие подпивасные зрелища, так или иначе стал строже относится к киноделом, дабы те хоть немного делали вот это вот синема.
Как раз одним из таких киноделов, которые хотели больше в синема, чем в пиво, был датский парень, (правда к такому синема, люди тогда, были еще не готовы). Пока что он только прощупывал нео-нуарную почву, в своих фильмах на пути к той картине, что перевернет игру.
Что ж наконец-то мы дошли до фильма, который привел нео-нуар к неизбежной эволюции. . . эволюции, которая, лишь точечно нанесла удар. Это сейчас неоспоримый факт, что криминальная драма с Гослингом является культовой картиной, с отличным визуалом, режиссурой и необычным стилем. Но вот в год выхода, в 2011 году критики и зрители в общем-то отметили несомненные плюсы фильма, и в итоге Драйв стал коммерчески успешным, но прям каким-то феноменом даже близко не пахло. Чтобы фильм ушел в массы, которые смогли бы проникнуться его «вайбом», понадобилось каких-то 10 лет.
Но несмотря на это, режиссер Драйва — Николас Виндинг Рефн, все-таки смог построить дом на том фундаменте, что настаивался предыдущими нео-нуарами прошлые 40 лет. Он объединил неторопливый темп повествования Бегущего по Лезвию, меланхолию и порочность мира Таксиста, отреченного и неоднозначного главного героя из Кирпича и придал всем элементам стиля, свое авторского видение. Например, с холодной меланхолией фильма, отлично сочетались редкие моменты ультранасилия, а также электронная музыка, которая отсылала нас к 80-м, когда нео-нуары начинали обретать знакомый нынешнему зрителю облик.
Очень трудно переоценить вклад Драйва в современный нео-нуар. Фильм прекрасно справился с тем, чтобы вызвать в вас эмоцию и пронести ее через всю картину. Это не те эмоциональные горки, к которым зритель уже успел привыкнуть, это было нечто иное. Своеобразный «тон шепарда» — бесконечно повышающийся звуковой тон, который все-таки дойдет до своего пика и затем…
«Сила насилия в его накоплении», так говорил Рефн. И насилие у него, хоть и произведет на вас яркое впечатление, ни в коем случае не выйдет за рамки холодной, яростной меланхолии. Это очень тонкий баланс и в будущем, он неизбежно будет нарушен в пользу насилия, это не плохо, это просто по-другому.
С вашего позволения, я позаимствую еще одну цитату из своего материала о Рефне, ведь она как никогда подходит для сегодняшней темы. В одном из интервью Гослинг говорит, что «Персонажи фильмов Рефна были рождены, чтобы проиграть» и это настолько яркое и в то же время емкое описание — просто идеально подходит ко всем героям нео-нуара. Вместо тысячи описательных эпитетов. Они были рождены, чтобы проиграть. Вся драма персонажей, весь трагический образ, подкрепленный немногословностью, внутренними проблемами и неоднозначными поступками собран в пяти словах. Образ таких трагических личностей заставляет зрителя как не в себя проникнуться ими, но знаете, что еще заставляет нас проникнуться подобными героями? Их сила. Несмотря на все свое жалкое существование, они оказываются очень сильны. Словно загнанный в угол зверь, они вытворяют то, чего от них никак не ждешь. И при всем при этом мир, что их окружает, оказывается сильнее, он просто пережевывает таких ментально слабых, скажем так, мечтателей, которые безуспешно пытаются что-то изменить, не понимая, что проиграли задолго до этой битвы… Это опустошает, это подкупает и это заставляет полностью раствориться в этих слегка приглушенных чувствах.
Кроме всего этого Рефн чуть ли не организовал новый поджанр нуарных фильмов и имя ему Неон-Нуар. Это какой-то жанр Шредингера, он как бы есть, номинально, но по факту, я не уверен, что такая терминология существует, (мда, мне тут так просто до этого было, ну ладно).
В общем так, чтобы было проще, неон-нуар — это тот же нео-нуар. Отличием являются как раз неоновые огни, что часто заменяют, либо же дополняют освещение в фильме, в остальном, классификация сводится все к тому же. Темы насилия и криминала, сюжет опционален и представляет из себя просто сетап перед панчлайном, в виде сцен, так называемого катарсиса и все это в неоновых софитах. В этих фильмах построение сцены и освещение заменяют диалоги и повествование. В целом по такой методике снимает только сам Рефн, его «Только Бог простит», да и в целом следующие картины, (одна из которых буквально называется «Неоновый Демон»), как раз являются яркими представителями «Неон-Нуара». Несмотря на это сама по себе эстетика неона плотно просочилась в культуру нео-нуара. Так как, напоминаю, сюжеты в подобных фильмах не тянут на что-то вразумительное, запутанное и эмоциональное, в плане отыгрыша. И вот такие детали, как неоновое, контрастное освещение отлично справляются с передачей тона произведения. Кроме того, взгляните на постеры фильмов, о которых мы сегодня уже успели поговорить и о которых еще поговорим
Ненароком выстраивается ассоциативный ряд, который с годами лишь укоренился.
Помимо Рефна были еще режиссеры, которые не спешили спускать нео-нуар в боевик, а предпочитали тягучую атмосферу с синтовой музыкой и долгими статичными планами. Все это погружало в транс, при том, что фильмы не были разговорными или же камерными, в них были экшен сцены, потому как они важны, для передачи настроения, что царит в фильме. Но экшен не перетягивал на себя одеяло. Тот же «Драйв», считайте, был анти-боевиком. То есть, вы отдаете себе отчет в том, что фильм, который имеет полторы погони на весь хронометраж, буквально называется «Драйв». Да и в целом этот и следующие «боевики» стали не про крутую гору мышц, не про рыцаря в сияющих доспехах, не про героя, в прямом смысле слова. Это были те самые угрюмые, нередко молчаливые и безымянные люди, что столкнулись с целым миром, который им противостоит. Вся эта адовая мрачнуха, естественно, была наполнена немного дурашливым пафосом, вычурными образами и все тем же слегка клоунским щитпостом, который магическим образом встраивался в этот адок и имел взаимообратную функцию, разбавлял серьезность происходящего и наоборот подчеркивал всю эту грязь, что творилась на экране. В пример еще можно привести продолжение «Бегущего по Лезвию» от Дэнни Вильнева 2017 года, с Гослингом в главной роли. Да, кажись, как минимум раньше, Райану весьма импонировали кисельные фильмы с размеренным повествованием и контрастным светом, да настолько, что он даже свой первый и единственный фильм снял в похожем стиле. Опять же, вдумайтесь, в 2017 году выходит сайфай фильм про мир киберпанка, с минимумом диалогов и экшена, здесь во главе стоит мысль, которая будто застыла во времени. Самокопание, размышления и просто наблюдение, за миром вокруг, не этого ожидаешь от «кинчика про будущее, с андроидами там, охотниками на них и вот это вот все».
Еще в 17-м году вышел «Тебя никогда здесь не было» от Линн Рэмси, еще один не обласканный, довольно претенциозный и, конечно же, «пустой» фильм, напирающий на рефлексию. Фильм про подавленного травмированного с детства отставного ФБР-овца, который спасет дочь политика из борделя для малолетних. Звучит, конечно, как абсолютный дженерик боевичок, в духе какого-нибудь фильма со Стейтемом, однако это был очередной фильм-эмоция, очередная история про взрослого асоциального мужчину, с которым рядом трется маленькая асоциальная девочка. Тоже своего рода мини-феномен, но в целом о роли женщин в нео-нуаре еще будет сказано в заключительной части. В целом, основную тендецию, я думаю, вы уловили, давайте-ка слегка вернемся назад и познакомимся с еще одним, весьма занимательным представителем.
Через несколько лет после выхода «Драйва» свет увидел фильм, который многие люди тогда восприняли, как очередной попкорновый боевичок и, в сущности, это он и был, с несколькими существенными но…
Да, поговорим о том, как наступила Уиконизация, потому что вот у нас будут: Шарлиз Терон Уик, Мэри Элизабет Уик, Мадс Миккельсон Уик и Боб Одинкерк Уик. Это официальный термин, который я вот прям щас документирую.
Джон Уик сегодня — это просто икона нео-нуарного стиля. Вспомним завязку тетралогии. Нам показывают человека, что совсем недавно лишился жены и теперь переживает это горе, вместе с последним подарком, в виде собачки, который жена успела оставить Джону. После того, как у гг отнимают и это, мы узнаем, что Джон Уик не просто побитый жизнью «дединсайд», а «Баба Яга». И тут пошло-поехало… Джон Уик, оказывается, в прошлом — профессиональный наемный убийца, практически в одиночку вырезает русскую мафию, тусуется в отеле для таких же наемных убийц и не расстается со своим смокингом. Это все безумно стильный, ураганный «щитпост», к которому люди были не совсем готовы. Да, хореография боев и режиссура от двух бывших каскадеров Чада Стахелски и Дэвида Литча смотрелась изобретательно, а мелкие детали, делали кино, как ни странно, приземленным и боже упаси — реалистичным, но все это как будто уже было. В целом, если с утра вы поели макароны-ракушки из «пятерочки», а вечером заказали себе карбонару в ресторане, один хрен вы поели вареного теста, так и с Джоном. Каким бы он ни был изобретательным, это просто боевик, с опциональной и незамысловатой историей и плоскими, хоть и харизматичными персонажами.
А на дворе тогда был 2014 год, когда выходили: интересно снятый разговорный «Бердмен», напряженный и закрученный триллер — «Исчезнувшая», немного другого рода нео-нуар «Стрингер» с остросоциальным комментарием, пост хоррор «It Follows», «Отель Гранд Будапешт» от небезызвестного Уэса Андерсона и «Интерстеллар» от еще более небезызвестного Нолана, то есть хайповали фильмы, в которых таился смысл, была цель и идея. Они все имели какой-то почерк. Поэтому дебют двух каскадеров, опять же не стал провалом, но в ряды лучших, его никто звать не собирался.
Однако, с годами, произошел прямо-таки ренессанс простеньких фильмов категории «Б», люди будто устали от умного синема и им нужно было простое кино. Скорее даже не так, кино, которое не старается тебя запутать хитросплетенным сюжетом, кино без тонны пустых диалогов и сложных персонажей. Человечество, как будто устало корчить из себя эстетов.
Киноделы приходили к выводу «Чем проще, тем лучше», форма может и должна превалировать над содержанием, сделано это может быть посредством качественной режиссуры, вылизанного визуала, идеально подобранной под настроение музыкой и компетентной, понятной, но не перетягивающей на себя одеяло историей. Именно так мы получили до мурашек стильную и холодную «Взрывную Блондинку» Дэвида Литча, одного из режиссеров первого «Джона Уика», так мы получили брутальный и изобретательный «Хардкор» Ильи Найшуллера. Таких примеров с годами становилось все больше. Куда, в целом, втиснулись и «Бегущий по Лезвию 2049», и «Тебя никогда здесь не было», просто последние 2 примера плавали малость в другой лиге. Режиссеры вышли за рамки повествования и вспомнили, что фильмы — это прежде всего аудио + визуал и что, если копать в этом направлении можно открыть ящик Пандоры. И это не значит, что за хорошим сюжетом — идите читать книги, нет, это значит, что кино многогранно и может быть в том числе таким. Поглощаться чувствами и эмоциями. Нео-нуары не лишены отличных сюжетов, но, как и в жизни, по большей части эти сюжеты просты и не радужны.
Вот так из простеньких, незамысловатых, криминальных историй, жанр нуара эволюционировал в целый ураган, из ультранасилия, рефлексии, стиля, меланхолии и немного клоунады. То есть, вы улавливаете это? Нео-нуары находятся где-то в середине, меж тупеньких зрелищных блокбастеров, для массового зрителя и заумного «кинца», для эстетствующих персон. Как и герои этих фильмов, жанр является аутсайдером во всей этой жанровой компашке, ведь общается со зрителем посредством эмоций, что несут в себе картины.
И, опять же, я вынужден напомнить, что жанр этот эфемерен и зыбок, как в своей форме, так и в своем описании. Даже сейчас, я говорил, будто бы о двух полярностях, вот вам спокойный меланхоличный «Драйв», вот вам зубодробительный и агрессивный «Джон Уик». Однако, та отреченность, атмосфера тотального упадка человеческой натуры и та рефлексия, совмещающая в себе тоску и агрессию — это те самые нити, что сшивают разрозненные лоскуты, данных и других, подобных им картин.
И по итогу, отдельные, но важные аспекты нео-нуара вплелись в массовую культуру, начиная с того, что «Драйв» Рефна обрел вторую жизнь и заканчивая тем, что супергероика, в лице «Джокера» Тодда Филипса и «Бэтмена» Мэтта Ривза имели под собой плацдарм, в виде основных черт нео-нуара. Жалкие, слабые, травмированные герои, обладающие потенциалом и силой, вынужденные противостоять целому миру, полному ублюдков и мразей. Но сами герои, как я повторял из раза в раз, на деле вынуждены опускаться до их уровня, чтобы хотя бы попытаться что-то изменить. В жанре нео-нуара неизбежно снимаются авторские фильмы и когда вы, как режиссер, пытаетесь вывести в массы видение одного конкретного человека, естественно вы получите неоднозначный фидбэк, но все это прецедент и таких прецедентов к 2023 году все больше.
Окончательно я понял, что должен сделать этот материал, когда сидел на сеансе 4 «Джона Уика». Как и многим, мне 3 часть показалось перебором, особенно с этой концовкой, где, внимание, наверное, спойлер!
Джон, по всем заветам Looney Tunes падает с третьего этажа, цепляя каждый карниз, при этом все равно выживает.
Я понимаю, такие вещи абсолютно нормальны для боевиков, но Уик, до последнего не позволял себе подобных трюков. Я бы хотел тогда, чтобы на этом все кончилось, поэтому с опаской шел на 4 часть. Но в какой-то момент, во время просмотра, я поймал себя на мысли: «Стахелски, чел, пусть хоть 50 частей еще выйдет, если ты сделаешь их на таком же уровне — я в деле».
Ведь, действительно, 4 часть про «Бабу Ягу», стала настолько «биззарной», настолько брутальной и красивой, что от нее просто невозможно оторваться. Каждая секунда хронометража сочится стилем и визуальным порно и тот факт, что сюжет опять-таки, просто предлог для очередной, отлично поставленной драки или перестрелки — абсолютно не напрягает. Кроме того, благодаря персонажам, выбранным декорациям, цветовым и световым решениям, подобранной электронной агрессивной музыке и режиссуре, это получается не «веселенькая повестушка» про приключение на 5 минут вошли и вышли. Благодаря вышеперечисленному фильм настраивает на волну безнадеги, злости, агрессии напополам с тоской и все это, конечно, сдобрено пафосом, куда ж без этого. А еще, как и многие фильмы, что смогли подружить безостановочный экшен и вязкий, хладнокровный и вместе с тем спокойный нео-нуар — Уик, также чертовски напоминает игру, причем порой буквально. И об этом, мы поговорим во второй части.
Прелесть этих фильмов, как раз таки в их неправильности, в их заигрывании с чем-то темным и табуированным. Нечто, что пробуждает в зрителе внутреннего, загнанного и забитого зверя, у которого все же есть когти и когда эти когти обнажаются, когда начинает играть агрессивный «синтвейв» и «электронщина», о бой, глаза наливаются кровью и хочется раствориться в этой брутальной, холоднокровной ярости. Это лишь первая часть и вторая, хоть и будет посвящена играм, все равно не обойдется без упоминания тех или иных фильмов, поэтому некоторые из вопросов и тезисов, я еще не раскрыл, в том числе и тот, а нормально ли вообще получать подобные эмоции и чем это чревато? Но чтобы вы не подумали, что нео-нуар — это про все плохое, злое и отвратительное, мы остановимся здесь.
Мы вот все говорим об эволюции нуара со времен окончания Второй мировой войны, а одну из главных черт даже не затронули, что там с образом роковой красотки? Помните же да, коварная, хитрая и умная, вот этот вот серый кардинал, как с ним обстоят дела сегодня? На мой взгляд, представительниц женского пола в современном нео-нуаре отлично описывает эта сцена:
Примерно такая ролевая модель почти у всех персонажей подобных фильмов. Недостижимая, незаслуженная любовь, в которой наш герой так нуждается. Все то светлое и человеческое, что у него осталось, отражено в ней, в девушке, которая скорее всего никогда не достанется главному герою, потому что жизнь несправедлива, в особенности к нему. Это все также играет на руку, тому сложноописуемому чувству опустошения, на грани с желанием, кого-нибудь придушить.
То есть, несмотря на всю трагедию и драму, любовь в нуаре стала чище, возможно это самое чистое и самое светлое, что осталось в этих фильмах, а они это и пропагандируют.
Причем, будь то любовь в классическом понимании, то бишь чувства между мужчиной и женщиной или же что-то на уровне родительской опеки, над совершенно чужими детьми, чаще всего девочками, так как это самый яркий контраст, на котором строятся взаимоотношения между героями. Молчаливый, жестокий, грустный взрослый и наивная, маленькая девочка, что только знакомится с этим отвратительным миром.
Без любви — мы в яме, в глубокой пучине из внутренних демонов, ненависти и грусти. Современный нео-нуар стал рассказывать, не только про ультранасилие и вездесущий криминал, он также рассказывает про мир, из которого ушла любовь…
До встречи во второй части.
Лучшие комментарии
Такое ощущение, что автор, любой фильм, который посмотрит относит к жанру нео-нуара. Атомная блондинка — неонуар. Джон Уик, вторая часть которого контрастно и стилистически отличается от первой — неонуар. Драйв? — неонуар. Буратино? Неонуар.
По каким критериям данные фильмы занесены в этот поджанр, я искренне не понимаю. Сам по себе нуар это крайне узкий жанр фильмов, характерный для кинематографа США 40-50. Не берусь судить, как профессиональный критик, но за последние 10 лет я слышал слово неонуар только применимо к 1 проекту, здесь никак не упомянутому, это 1 сезон сериала Настоящий Детектив, который и жанрово и по характеру персонажей, вполне можно отнести к жанру нуара.
Успехов автору.
Автор же говорит, что это современная интерпретация нео-нуара для массового зрителя, что основы жанра присутствуют, но экшен составляющая гораздо доминирует над внутренним состоянием героя, итого из нео-нуарной задумки превращается классичекий боевик, только снятый с современными техническими возможностями.
Однако вообще формирование нео-нуара, который так полюбил «Новый Голливуд» в 70-ых, пришло из Франции, ибо в французкой новой волне в 60-ых, такие режиссеры как Мельвиль, Годар и (иногда) Трюффо уже исказили жанр нуара и сделали в своем кино тех персонажей, которых так любят в своих фильмах использовать Скорсезе и Тарантино. В статье, к сожалению, про это ни слова. Но, если автор преследовал в своей статьи развитие жанра только в американской культуре, где рядовому зрителю было плевать на французкие и азиатские имена — то хронология развития жанра правильная.
Спасибо, в целом было интересно прочитать, но я бы как минимум с 2 моментами не согласился бы:
1) По тексту выходит, что Драйв как будто тогда остался относительно не замеченным, а вот только совсем недавно стал культовым, и каким-то хайповым. Но блин, по-моему он практически сразу так был. Ок, может не сразу, но уже к 2013-14 так точно было миллиард мемов в интернете про Драйв.
2) Спорно, что к 2014 году зрители устали от умного кино. 2014 год — это расцвет супергеройского кино, которое подавляющее число зрителей смотрело, да и до этого смотрит. В сравненнии с супергероикой бовики, умные или тупые, нуары или нео-нуары — это как мухи в сравнении со слоном.
Какое отношение Атомная Блондинка имеет к современной интерпретации нео-нуара?
Но драма — это когда две стороны конфликта правы.
Нео-нуар вообще в последнее время не то чтобы имеет границы. Это как и сюрреалистичные картины, которые казуалы не смогут определить
Спасибо за проделаную работу.
Из НЕО-Нуара ещё могу посоветовать *Inherent Vice* также с Хоакимом Фениксом. Он ещё *Диско Елизиум* мне атмосферой напоминает.
Спасибо за проделаную работу.
Из НЕО-Нуара ещё могу посоветовать *Inherent Vice* также с Хоакимом Фениксом. Он ещё *Диско Елизиум* мне атмосферой напоминает.
Просто забей)
Кстати, хорроры, по типу Маяка и Солнцестояния вообще относят к так называемым Пост-хоррорам, что тоже довольно зыбкая тема ахах
Возможно в 13-14 году Драйв уже смогли вывести в массы, но по-моему то, что происходит с фильмом последние несколько лет, сильно громче.
К 14 году люди не устали от умного кино, я как раз наоборот говорю, что в тот год выходили фильмы гораздо интереснее «Очередного боевичка». А вот после 2014 потихоньку пошла тенденция к понижению претенциозности и да, вполне вероятно, что хайпующая супергероика приложила к этому руку
А как же знаменитый Малхолланд Драйв?) Тоже нео-нуар на максималках
Чё?! O_O
Чё?! O_O
В разработке! К сожалению, никогда не могу сказать, как оно по срокам. Ненароком выработался паттерн раз в 3 месяца выпускать, но меня это, конечно, не устраивает. Будем стараться сокращать ¯\_(ツ)_/¯
Спасибо за отзыв!
Продано одним кадром, обязательно гляну
С чего бы? Не притягивай сову на глобус. Кстати, Схватка и Соучастник Мана считаются неонурным творчеством, Тёмный рыцарь-неонуар, Джекки Браун-нео нуар, но к чему мы это всё. А сможешь ты сюрреалистичный хоррор отличить? Зелёный слоник, например, хоррор. Варвар/Викинг 2022 года хоррор, не являясь полноценным хоррором, но что он, что Слоник, что Маяк, что Поле в Англии-хорроры
Все так. Но решил лишь вскользь упомянуть вклад Линча в жанр, а поскольку там по хронологии сначала Синий Бархат, то сказал про него
Ок, понял. Спасибо за интересную статью
Познавательно, читать интересно. Хороший слог портит обилие англицизмов. Мат в кассу один раз пришёлся, но не уверен, что он в целом к месту. То есть, вроде, ощущение, что читаешь толкового кинокритика (сам не шарю, но впечатление производит), как вдруг спотыкаешься о блогерские приколы. Понимаю, что тупо докапываться до блога с таким замечанием. Просто, кмк, текст был бы более целостным без мата и слэнга. Но это всё вкусовщина. В любом случае, однозначно плюс и ждём продолжения.
Жду с нетерпением)
События фильма происходят в 30-ые