13 сентября 2023 13.09.23 27 8171

Нео-Нуар — жанр, опередивший время

+73
Лучший блог недели
2000 ₽
 

Видеоверсия.

Данный материал будет первым в дилогии, посвященной довольно интересному жанру, который на протяжении всего существования развивается и преображается, из-за чего лично мне, довольно сложно как-то его охарактеризовать, из-за его специфики, но мы попробуем разобраться. Статья станет совокупностью моих мыслей, которые я ранее излагал в прошлых своих материалах, которые мне хочется переосмыслить и дополнить.

Первая часть будет посвящена фильмам, потому как именно из кинематографа к нам пришел нео-нуар, а вот вторая часть, будет про представителей из игровой индустрии. Интересна эта тема в первую очередь тем, что она построена на рефлексии и меланхолии, не углубляясь куда-то внутрь сложных человеческих переживаний. Она скорее сосредотачивается на безмолвном диалоге, диалоге человека и окружающего его мира. Причем оба этих собеседника находятся, где-то на уровне социального дна, доставая все его пороки.

НУАР И КАК ВОЙНА ПОРОДИЛА НОВОЕ ИСКУССТВО

Сейчас будет ошеломляющее умозаключение, но без него никак. До нео-нуара, существовал просто нуар. Спасибо, да-да, я знаю, я хорош.

Забавно, что его особенности, также скользки и эфемерны, как и у младшего брата, из-за чего его описание, хоть и поддается большему пониманию, все равно имеет ряд допущений, посему фильмов с элементами нуара в разы больше, чем тех самых «трушных» нуаров.

Родился этот жанр в 40-х, 50-х годах прошлого века, в Америке, на волне военного и поствоенного времени. Тогда в обществе царила атмосфера пессимизма, разочарования, недоверия и цинизма, и все эти темы в итоге нашли отражение в кинематографе.

Особенности этих фильмов вот в чем:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высококонтрастны.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. В некоторых моментах кадр намерено затемняется, оставляя только просвет в виде линии, имитирующей решетку.
  • Женщины в нуарах зачастую представлены, как хитрые, властные и роковые дамы, как раз из-за которых и возникают все проблемы. (Забавная деталь, учитывая, что по таким же зыбким канонам «Скандинавского нуара», женщины, наоборот, являются главными героинями, сильными и в то же время подавленными, с непростой судьбой и с незавидным социальным статусом. Но это так, просто интересный оффтоп)
  • Как правило, нуары хоть и рассказывают криминальные истории, в которых фигурируют и убийства, и сами преступники, картины при этом не падки на погони и перестрелки. Они предпочитают экшену, размеренное нагнетание и рефлексию героев, дабы создать саспенс.
  • Часто подобные фильмы стараются запутать зрителя, либо хитросплетениями в сюжете, либо игрой с хронологией событий. Сделано это в угоду того, чтобы зритель подсознательно чувствовал непонимание, а в следствии тревогу, которая сильно влияла на восприятия картин. Но стоит сказать, что по прошествии десятилетий, все эти попытки в «запутать», как раз неплохо развлекают и делают историю динамичнее и интереснее.
  • Мотив «Воды», на удивление оказался непросто стилистическим «приколом», который теперь плотно ассоциируется с нуаром, но и правда играет какую-никакую роль в сюжете.

Я посмотрел некоторое количество нуарных фильмов, опираясь ни сколько на их значимость в культуре, сколько просто с точки зрения обычного зрителя, где-то заинтересовало название, где-то фабула, а где-то режиссер.

И помимо всего вышеперечисленного пришел к мысли, что нуар-фильмы четко запечатлели тот отрезок времени, в котором они происходили, в отличии от того же нео-нуара, который вполне комфортно себя чувствует в любом сеттинге.
Но вот классический нуар, будто бы не может существовать без своих условностей. Нуар многословен и интеллигентен, даже мысли главного героя обсусоливаются вместе со зрителем, а вот нео-нуар больше опирается на чувства.

Прелесть нуара и его производных как раз в том, что он являет собой совокупность абсолютно эфемерных факторов, которые делают или же не делают нуаром тот, или иной фильм. Из-за чего почти с каждым произведением, которое позволяет себе нотки нуара, можно начать спор, о его «трушности».

Условно, если мы возьмем другие более популярные жанры, то в них все как-то понятнее. Комедии достаточно, чтоб смешно было. Драме, чтоб грустно. Триллеру, чтоб напряженно. Хоррору, чтоб страшно. А вот нуару, видимо, чтобы было нуарно…

Допустим, мастер саспенса Альфред Хичкок, никогда в жизни не причислял себя к этому жанру, однако охотно брал и даже дополнял его элементы. Например, его «В случае убийства набирайте „М“» чуть ли не возглавляет список лучших нуаров (По версии КиноПоиска). Хотя он и вправду меньше всего походит на те нуары, что я видел. Но лишь за счет какой-то легкости в повествовании и это при том, что дела творящиеся в фильме ничуть не радужные.

Настроение, своеобразный «мотив воды» и криминал на месте. Кроме того, фильм камерный и по большей части происходит в одной комнате, что вызывает как раз ощущение давки и клаустрофобии.

По прошествии лет, элементы нуара вплетаются тут и там, но представить чистокровный нуар в наших реалиях, будто бы и нереально. Так или иначе приходится закапываться куда-то в сторону 50-х. Потому как картины плотнейшем образом сосуществовали с тем временем, в которых они рождались. Из современного, что приходит в голову можно назвать относительно недавнюю «Алею Кошмаров» Гильермо Дель Торо, которая является одноименным ремейком фильма 47 года. В ту же когорту идет «Сиротский Бруклин» Эдварда Нортона 2019 года, который также разворачивается по сюжету где-то в 50-х.

Самое, наверное, близкое к нуару, что я могу вспомнить и чтобы это не было нечто из эпохи шляп-Федор — это на удивление «Город грехов», по комиксам Френка Миллера. Тут просто по фактике не докопаться, он даже черно-белый, как классический нуар. Единственное что, здесь, конечно, есть экшен, но его не так много.

"Город Грехов", 2005 г.
"Город Грехов", 2005 г.

А так:

  • Роковая женщина чек
  • Герой балансирующий на грани антигероя чек
  • Криминал чек
  • Дождь чек
  • Жалюзи чек
  • Внутренние циничные и пафосные монологи чек

Про мир Sin City я вообще молчу, там в туристическом буклете должны быть выписаны все эти тезисы, про атмосферу пессимизма, цинизма, недоверия и разочарования.

Хотя, совершенно случайным образом я вспомнил про «Под Сильвер-Лейк» с Эндрю Гарфилдом в главной роли. Фильм скорее пародийный, нежели имеющий ценность, как нуар, но тем не менее, действия разворачиваются в наши дни, музыка отсылает к 50-м, да и в целом фильм полон оммажей к классике кинематографа, а в этой классике, как раз и затесались «темные фильмы».

"Под Сильвер-Лэйк", 2018 г.
"Под Сильвер-Лэйк", 2018 г.

Но более примеров в голову не приходит. Если только мы не начнем называть все фильмы с намеками на классический нуар — неонуарами, что, собственно, и происходит с тем же «Под Сильвер-Лейк».

В итоге, нуарные фильмы так или иначе сошли на нет, когда рана на лице общества в виде Второй Мировой Войны потихоньку затянулась. На смену ему пришли романтические комедии и мюзиклы, люди вновь учились радоваться. Но как мы поняли человечество нихуя и ни на чем не учится, следующее темное пятно в истории человечества не заставило себя долго ждать. Впереди начала маячить Холодная война…

НЕО-НУАР В ЕГО НАЧАЛЕ

Смерть Джона Кеннеди, война во Вьетнаме, напряженные отношения между Советским Союзом и Америкой, а также Уотергейтский скандал, в котором был замешан президент Ричард Никсон

Вкратце о нем. Ребята, что собирали деньги на избирательную кампанию Никсона ворвались с прослушкой в штаб избирательной кампанию его соперника, что находился в комплексе «Уотергейт», где их, собственно, поймали с поличным. Пока Никсон дул губки и все отрицал, его люди потихоньку начали сыпаться и раскрывать весьма неудобные детали этого происшествия, из-за чего прямого признания президента уже никто и не требовал. Ведь медийный ущерб был нанесен, а доверие подорвано.
Теперь вы знаете больше

Чувствуете флер отчаяния? Именно так выглядели вторая половина 60-х и начало 70-х годов. Американское общество вновь ныряет в эту пучину. Люди умирают на войне, кругом обман и политические интриги, а над головой тикают часы судного дня.

В общем, романтика. По крайней мере, видимо так посчитали режиссеры той эпохи вновь обратившись к эстетике нуара. И если все моментально упростить, то нео-нуар — это просто цветной нуар, то бишь новая волна нуара. Дело раскрыто, подозреваемый пойман со спущенными штанами, а жертва… жертва. Но дьявол как известно в деталях. Нуар 70-х не просто стал цветным, он переосмыслил и развил саму концепцию. Классические нуары хоть и вскрывали пороки общества и отражали общий депрессивный настрой, но все же являли собой личные истории, про конкретных людей, что волею судеб были втянуты в мрачные события. Нео-нуар же принимал во внимания весь окружающий мир и поднимал более остросоциальные темы, не ограничиваясь тезисами про недоверия, цинизм и т. д.

Первым чистокровным представителем нео-нуара стал «Китайский квартал», фильм Романа Полански, так еще и с Джеком Николсоном на главной роли. В целом, это был все еще нуар, со всеми его вытекающими, вплоть до времени, в котором разворачиваются события — снова 50-е.

"Китайский квартал", 1974
"Китайский квартал", 1974

Мотив воды также играет глобальную роль, как в сюжете, так и в мире фильма. Жертва преступления оказывается утоплена, а история крутится вокруг Департамента водоснабжения, который путем хитрых махинаций проворачивает свои темные делишки. Роковая красотка также на месте, так еще и в этот раз имеет ряд крайне мрачных твистов, которые способны в конце просто-напросто опустошить зрителя (И в этом весь смак).

Да в целом и главный герой смещается в сторону антигероя более охотно, а еще имеет за собой неоднозначный и нераскрытый бэкграунд (Что станет очень важным элементом нео-нуара в будущем). Если в нуаре персонажи существовали в вакууме сюжета, особо не опираясь на собственную биографию. То уже здесь прямо-таки смакуется загадочность и неопределенность прошлого у главного героя, к чему и отсылается название фильма. Кроме этого, персонаж Николсона не чурается заигрывать с законом, любит поизвить и построить серьезную, подавленную мину.

По итогу мы получаем ультрапрокаченный нуар, который все еще базируется на классике 50-х. По сути, все 70-е нуары с каждым разом подчеркивали беспомощность главного героя перед лицом зла, давая эмоциональный фидбэк в стиле «Да, чел, все настолько хреноао, тебе не показалось… хотя стой, кажется все еще хуже».

Из-за чего гг подавлен, зритель подавлен, зло, по сути, остается безнаказанным, либо цена для его победы становится слишком высока, заставляя героя принимать неоднозначные решения, вступая в зону серой морали, где он проявляет свои негативные стороны, поддаваясь тем правилам, которые для него выстраивает этот прогнивший мир. Жестко запомните эти слова и вспоминайте их каждый раз, когда я буду говорить о новом фильме.

Между делом спустя два года вышел небезызвестный «Таксист» Мартина Скорсезе, фильм, чьи отголоски долетают до нас до сих пор, и я не только про «Джокера». Главный герой картины Трэвис Бикл, страдает бессонницей и решает, что раз уж он не спит по ночам, то мог бы на этом подзаработать. Так главный герой и становится таксистом, проводящим ночи на недружелюбных улицах Нью-Йорка, утопающего в собственных пороках — грязь, коррупция, проституция. Весь тот «скам», что прячется в лучах дневного солнца, под покровом ночи выползает и захватывает город.

"Таксист", 1976 г.
"Таксист", 1976 г.

Наблюдая такую обстановку, Трэвис рефлексирует и полностью пропускает через себя весь этот смрад. Помимо хронической бессонницы он имеет явные проблемы с «менталочкой». А все, что мы о нем знаем, так это то, что относительно недавно он вернулся из Вьетнама и теперь пытается как-то адаптироваться к жизни, что встретила его в Нью-Йорке.

«Таксист» сделал нечто важное для нуара — вытащил его из злосчастных 50-х, показав реалии того времени, в котором фильм выходил, а именно последствия войны во Вьетнаме, быт американского народа, политические неурядицы, «таксебешную» экономику и прочие грустные вещи. Фильм наполнен рефлексией и «пустыми» кадрами, дающими возможность полностью пропустить через себя это настроение. Вы чувствуете, как оказываетесь на заднем сидении ночного такси, разъезжающего по Нью-Йорку. Такая рефлексия будет свойственна современным нео-нуарам и будет особенно круто коррелироваться с экшен-составляющей. Картина Мартина Скорсезе развесила ряд чеховских ружей, для жанра, которые выстрелят только спустя время.

В 1981 году выходит «Путь Каттера». Фильм прошел незамеченным и обрел статус культового только спустя года. Но он продолжил копать в одном из тех направлений, что взял «Таксист» и сосредоточился на нем. А именно: последствия войны во Вьетнаме для одного из протагонистов и нестабильную обстановку, что царила в обществе.

Фильм крутится вокруг двух персонажей. Среди них молодой подтянутый Джэфф Бриджес, в роли жиголо — Ричарда Боуна. И непосредственно сам Каттер, чью роль исполнил Джон Херт. Каттер — это ветеран Вьетнама, который лишился на войне руки, ноги и глаза. Отвергнутый государством, оставшись калекой он топит свои будни в алкоголе, из-за чего страдает не только он, но и его жена. В целом неплохой кастинг на роль Биг Босса, в исполнении Троя Бейкера получается.

"Путь Каттера", 1981 г.
"Путь Каттера", 1981 г.

Фильм пропитан несправедливостью, здесь нет хороших или плохих, здесь есть люди, которым зритель либо сможет сопереживать, либо нет.

Картина складывается весьма мрачная. Антагонист в лице зажиточных богатеев, недосягаем до наших героев и словно находится на несколько шагов впереди, упиваясь своей безнаказанностью. Что естественно безумно злит Каттера, у которого, как раз, это самое чувство справедливости и обострено.

Фильм не дает четких ответов на поставленные вопросы, (что тоже станет важным кирпичиком в фундаменте нео-нуара) и оставляет зрителя, опять же, опустошенным, вау, сюрприз, вот это да. Ладно Гослинг, вы мне скажите, Джефф Бриджес умер в конце «Пути Каттера» или как?

После этого нуарная эволюция малость попустилась и в моду вошли ремейки классических нуаров 40-х и 50-х годов. Однако, нас это уже мало интересует. Меланхоличная, тягучая и плотная, словно кисель волна продолжила потихонечку набирать обороты.

В 1982 году выходит «Blade Runner» Ридли Скотта, и вы уж меня простите, но это был разнос, по большей части, конечно, катастрофически провальный, но по итогу все же разнос. Хвала богам, мы не живем в такое чудовищное время, когда подобный фильм может провалиться (Смотрит на сборы сиквела 2017 года) — ауч

Ладно, проехали. В общем, бегущий доказал, что Нео-нуару, есть место даже в утопичном мире киберпанка, где также может разворачиваться криминальная драма, просто обрамленная новыми темами. Этот фильм поистине раскрыл потенциал медленного смакования меланхолии. Нотки горечи и злости, с насилием здесь безусловно присутствуют, но все же во главе стоит госпожа Грусть. А вот «синтовая» электронная музыка, что в будущем плотно свяжется с нео-нуаром и будет главным инструментом передачи настроения — здесь, пока что просто украшает улицы и дома ретро-футуристичного города Ангелов, где вопросы о человечности и душе, заставляют полностью раствориться в собственных мыслях.

"Бегущий по лезвию", 1982 г.
"Бегущий по лезвию", 1982 г.

Через год со своим дебютом выступили братья Коэн, с нео-нуарной драмой «Просто Кровь».

Я смотрел какое-то количество фильмов Коэнов и вот, что от «Фарго», что от «Крови», у меня своеобразные ассоциации. Это словно сюжеты Гая Ричи, но они, не в динамике, а наоборот предпочитают размеренную статику, так еще и лишены юмора. И это при том, что в них есть элементы черной комедии, но все они играют, как раз на атмосферу адовой «мрачнухи» и смеяться с них как-то совсем не хочется. Ну да ладно, я отвлекся.

Здесь все те же важные элементы на месте. Музыка и контекст создают обстановку, в которую зритель ныряет с головой. Один из главных героев имеет армейский опыт и сам по себе выглядит довольно социопатичным парнем. Он молчалив, он брутален, у него нет прошлого, но что-то в этом прошлом сделало его таким, какой он теперь, а чтобы побороть, так называемое «зло», ему самому приходится марать руки, буквально.

"Просто кровь", 1983 г.
"Просто кровь", 1983 г.

А теперь давайте абстрагируемся от фильма и задумаемся над картиной, что у нас вырисовывается. Главный герой, скорее даже антигерой, весь из себя «бэдэсс», с непростой судьбой и скорее всего добрым сердцем. У нашего товарища нет цели, только путь. Вам не кажется, что это что-то из Спагетти-вестернов? Или из фильмов Куросавы, про самураев? А впрочем, какая разница. Куросава вдохновлялся вестернами, а потом вестерны вдохновлялись Куросавой и в итоге мы получили Клинта Иствуда, человека без имени, странника, ни героя, ни злодея, абсолютно классический One-man army, который не промахивается. Крутой и харизматичный настолько, что у вас при просмотре самих голос начинает басить, а подбородок становится квадратным. Сейчас я повесил еще одно ружье, рядом с теми, что вывесил Скорсезе, но из моего вы уже вполне можете пальнуть и понять к чему это я выдал весь этот оффтоп.

А теперь ближе к теме. Стоит упомянуть, что помимо Ридли Скотта, запертые в медитации и рефлексии нео-нуарные дебри не раз захаживал сэр Дэвид Линч. «Дед» в принципе любитель покопаться в темной стороне человеческой души, что отлично подходит данному жанру. И «Синим Бархатом», он лишь укрепил смакование холодных чувств, приправив нотками сюрреализма.

Между тем в 80-х набирает популярность жанр, что заткнет за пояс всю эту нео-нуарную движуху, вплоть до наших дней, когда оба жанра смогут найти компромисс и подарить нам поистине завораживающее зрелище.

Речь идет про боевики. Все эти крутые мужики, что пришли к нам в 80-х, создали тогда отдельный культ. Культ крутых и харизматичных, кирпичных физиономий. Тогда ставка делалась на эффектность, содержание по большей части пустовало, все внимание на себя перетягивала харизма + постановка. Да, пускай сейчас эти фильмы глуповаты и наивны, но в целом, как явление — это очень важные картины, способные сделать сейчас то же самое, что и 40 лет назад — развлечь.

Окей, чтобы не сидеть и не перечислять каждый нео-нуарный чих, который в будущем перерастет в грипп, давайте сделаем маленький тайм скип и нырнем в 90-е и нулевые. Как бы это ни было странно, но примерно вот здесь жанр растворяется в общей массе жанровых принадлежностей.

Все стилистические решения эфемерны, они могут как быть, так и не быть в заявленном фильме, а сам фильм может при этом быть чем мать его угодно, хоть корейским триллером, про чела одержимого жареными пельмешками. Это все напоминает закат оригинального нуара, когда жанр превратился в набор приемов, для усиления отдельных аспектов.

Но все-таки, кое-что продолжило укореняться, пока блокбастеры делали ставку на крутого персонажа и она играла, нуары новой волны делали ставку на жалкого героя, которого героем то назвать трудно.

Зачатки этого мы видели в «Таксисте», в далеком 76-м, еще тогда главный герой прозябал на социальном дне и прослыл сомнительным рассказчиком. То есть поговаривают, что с определенного момента в фильме, все происходящее было бредом Тревиса. Я не фанат подобных теорий, но суть вообще не в этом, а в том, почему так считали. Напоминаю, что Тревис Бикл скорее всего имел ПТСР после Вьетнама, кроме этого, имел весьма «хреновенький» режим, который включал в себя отсутствие сна. А теперь внимательно. У нас тут главный герой, у которого беды с башкой, окутанное туманом загадочности прошлое, он необщительный, антисоциальный, а его поступки запросто поддаются сомнению, как с точки зрения морали, так и с точки зрения реальности.

Давайте перечислим некоторое количество нео-нуарных картин, что вышли в 
90-х и ранних нулевых: Мементо, Бойцовский Клуб, Семь, Ворон, Леон, Кирпич. Вы слышали? Кажется, какое-то из ружей Мартина Скорсезе только что выстрелило. Давайте разбираться.

В общем да, в 90-х, конечно, войны во Вьетнаме не было, но существовало миллиард других вещей, способных ввергнуть человека в антисоциальное состояние, где он смотрит на мир, как на говно, но сам при этом не сильно лучше. Как вы поняли перечисленные мной фильмы используют, по сути, один и тот же архетип главного героя. Что еще забавно, обычно двигателем сюжета в этих фильмах является месть. Так, в «Мементо» главный герой, страдая от краткосрочной потери памяти пытается наказать убийцу своей жены, В «Вороне» гг вообще умирает, чтобы потом воскреснуть и также отомстить за смерть своей возлюбленной. В «Кирпиче» Джозеф Гордон Левитт, конечно, не умирает, чтобы воскреснуть, но он просто выглядит, как натуральный психопат, да и ведет себя соответствующе, а между делом пытается помочь своей бывшей и разобраться с теми, кто ей докучает.

Я попробую сделать вывод, что мотив мести, это самая яркая, самая простая и самая неоднозначная вещь, которая как раз и выводит нас в серую мораль. Мы запросто можем понять героя, у которого отняли то, что было ему дорого и даже не представляем, как бы мы вели себя на месте протагониста. И вот подобные сюжеты на этом с нами и играют, по максимуму размывая рамки дозволенного, они как раз и заглядывают в темноту человеческой души.

А еще мне кажется, что вся эта тема с местью, также пришла от азиатского кинематографа, потому как у них, это, в общем-то, дело благородное. Твою честь запятнали, ты обязан ее отстоять, таков путь. Вот только нео-нуары все то правильное и возвышенное, что было в мести у азиатской культуры — втоптали в грязь, показав госпожу месть, как что-то животное, что-то необузданное, низкое и жестокое, но такое блять желанное.

И если вы не забыли, мы все еще говорим о наборе штампиков, которые необязательно будут проставлены, поэтому те же «Леон» и «Бойцовский Клуб» здесь по другой причине. Все перечисленные мной фильмы начали охотнее заглядываться в сторону жестокости и ультранасилия. Мрачная атмосфера и неоднозначный главный герой с парой тройкой тараканов в своей голове лишь укрепляли общий вайб отстраненной, холодной меланхолии.

"Бойцовский клуб", 1999 г.
"Бойцовский клуб", 1999 г.

И с каждым годом подобных фильмов становилось все больше. Недавно мной упомянутый корейский «Олдбой», про сломленного человека, которого заставили 15 лет сидеть в одной крохотной комнате. «Семь» Дэвида Финчера — мрачный триллер по полной исследующий социопатичные дебри человеческого разума. Сюда же хочется приплести и дилогию «Убить Билла» Квентина Тарантино, так как многие крючки нео-нуара на месте, еще и с отсылками к азиатскому кинематографу, который, как мы уже поняли нехило «бустанул» антураж современного нуара. Если так подумать, то именно «Kill Bill» показал нам то, что пока еще не показывал ни один нео-нуар, кроме «Олдбоя», а именно смакуемое ультранасилие, где главным лейтмотивом является месть, месть в которой нет чести, а только простое человеческое желание, покарать тех, кто испортил главной героине жизнь. Но проблема «Убить Билла», с точки зрения того нео-нуара о котором я говорю, является глубина дилогии. Нет, вы не подумайте, ни о какой смысловой нагруженности речи не идет, я скорее о том, что фильм слишком предметно касается всего, что в нем происходит.

Если бы фильм шел в том же темпе, что и первые 6 минут, то это был бы абсолютный претендент на нуарную нео-нуарность. Стилевое брутальное интро, безымянная героиня, и хорошо поставленное «мочилово», где ты веришь в мотивацию и чувства персонажей. Ты проникаешься тем еле уловимым вайбом, что несет картина. Но то, что «Убить Билла» в этом плане гораздо глубже, отнюдь не делает его хуже, а наоборот. О чем нам говорит статус этих фильмов и их восприятие, как критиками, так и зрителями.

Другой интересный элемент, который привнес Тарантино в эти фильмы, это своеобразный стиль, который граничит с той серьезностью и жестокостью, что творится на экране. Говоря проще фильм немножко с «придурью», что прикольно синергирует с его холодным, жестоким флером. Опять же, похожая тема у нас была и в «Олдбое», но там и кинематограф азиатский, так что понятно, что без «биззарных» моментов не обойтись.

А здесь, мало того, что сюжет — это буквально видеоигра, где нужно победить боссов, на их локациях, так еще и взгляните на этих боссов. Одноглазая роковая блондинка в белой коже, бывшая наемная убийца гейша, со своим притоном стесняшек в масках, ну, вы поняли. Как ни странно, такой контраст, никак не противоречит друг другу, подобные элементы были и у Таксиста Скорсезе.

Вот этот вот внезапный лук Тревиса, выглядит настолько пугающе, насколько и потешно. И вот такой вот танец беспросветной меланхолии и легкой буффонады, будет как никогда кстати, современному нео-нуару.

НАСИЛИЕ И МИР БЕЗ ЛЮБВИ

Че там по часам? 2005 год. М-м-м, вкуснотища, уже вышел «Город Грехов», который все еще больше заимствует из нуара, нежели с нео-нуара, при этом нео-нуаром все равно является. Вышел «Останься», с Гослингом в статусе, дединсайдика, еще не «литерали ми», уже не «пацан из Диснея». В общем, выходили очень умные фильмы, выходили очень тупые, выходили очень хорошие, выходили блокабастеры и немножко супергероики. Боевики же находились в коматозном состоянии, то есть, что-то хорошее тоже выходило, но в основном, уверенные 5-6 баллов на КиноПоиске. Крутые мужики себя исчерпали, проблема в том, что в индустрии малость сменились стандарты и уже средненькая «актерка», чересчур опциональный сценарий и блевотно-дерганный монтаж были моветоном. Герои подобных фильмов эволюционировали до крутых профессионалов, шпионов, секретных агентов, чуваков переживших 43 войны и удаления 4-х зубов мудрости. Сами же картины, при этом имели, ну прям очень легкий тон, из-за чего массовому зрителю не за что было зацепиться, он, конечно, мог и поглощал подобное кино, но только как жвачку, не более.

Вследствие этого в рынок стали просачиваться фильмы-нетакусики. Кино стало умнее, требовательнее и зритель несмотря на то, что нес свои кровные денюшки, на всякие подпивасные зрелища, так или иначе стал строже относится к киноделом, дабы те хоть немного делали вот это вот синема.

Как раз одним из таких киноделов, которые хотели больше в синема, чем в пиво, был датский парень, (правда к такому синема, люди тогда, были еще не готовы). Пока что он только прощупывал нео-нуарную почву, в своих фильмах на пути к той картине, что перевернет игру.

Что ж наконец-то мы дошли до фильма, который привел нео-нуар к неизбежной эволюции. . . эволюции, которая, лишь точечно нанесла удар. Это сейчас неоспоримый факт, что криминальная драма с Гослингом является культовой картиной, с отличным визуалом, режиссурой и необычным стилем. Но вот в год выхода, в 2011 году критики и зрители в общем-то отметили несомненные плюсы фильма, и в итоге Драйв стал коммерчески успешным, но прям каким-то феноменом даже близко не пахло. Чтобы фильм ушел в массы, которые смогли бы проникнуться его «вайбом», понадобилось каких-то 10 лет.

"Драйв", 2011 г.
"Драйв", 2011 г.

Но несмотря на это, режиссер Драйва — Николас Виндинг Рефн, все-таки смог построить дом на том фундаменте, что настаивался предыдущими нео-нуарами прошлые 40 лет. Он объединил неторопливый темп повествования Бегущего по Лезвию, меланхолию и порочность мира Таксиста, отреченного и неоднозначного главного героя из Кирпича и придал всем элементам стиля, свое авторского видение. Например, с холодной меланхолией фильма, отлично сочетались редкие моменты ультранасилия, а также электронная музыка, которая отсылала нас к 80-м, когда нео-нуары начинали обретать знакомый нынешнему зрителю облик.

Очень трудно переоценить вклад Драйва в современный нео-нуар. Фильм прекрасно справился с тем, чтобы вызвать в вас эмоцию и пронести ее через всю картину. Это не те эмоциональные горки, к которым зритель уже успел привыкнуть, это было нечто иное. Своеобразный «тон шепарда» — бесконечно повышающийся звуковой тон, который все-таки дойдет до своего пика и затем…

«Сила насилия в его накоплении», так говорил Рефн. И насилие у него, хоть и произведет на вас яркое впечатление, ни в коем случае не выйдет за рамки холодной, яростной меланхолии. Это очень тонкий баланс и в будущем, он неизбежно будет нарушен в пользу насилия, это не плохо, это просто по-другому.

С вашего позволения, я позаимствую еще одну цитату из своего материала о Рефне, ведь она как никогда подходит для сегодняшней темы. В одном из интервью Гослинг говорит, что «Персонажи фильмов Рефна были рождены, чтобы проиграть» и это настолько яркое и в то же время емкое описание — просто идеально подходит ко всем героям нео-нуара. Вместо тысячи описательных эпитетов. Они были рождены, чтобы проиграть. Вся драма персонажей, весь трагический образ, подкрепленный немногословностью, внутренними проблемами и неоднозначными поступками собран в пяти словах. Образ таких трагических личностей заставляет зрителя как не в себя проникнуться ими, но знаете, что еще заставляет нас проникнуться подобными героями? Их сила. Несмотря на все свое жалкое существование, они оказываются очень сильны. Словно загнанный в угол зверь, они вытворяют то, чего от них никак не ждешь. И при всем при этом мир, что их окружает, оказывается сильнее, он просто пережевывает таких ментально слабых, скажем так, мечтателей, которые безуспешно пытаются что-то изменить, не понимая, что проиграли задолго до этой битвы… Это опустошает, это подкупает и это заставляет полностью раствориться в этих слегка приглушенных чувствах.

Кроме всего этого Рефн чуть ли не организовал новый поджанр нуарных фильмов и имя ему Неон-Нуар. Это какой-то жанр Шредингера, он как бы есть, номинально, но по факту, я не уверен, что такая терминология существует, (мда, мне тут так просто до этого было, ну ладно).

В общем так, чтобы было проще, неон-нуар — это тот же нео-нуар. Отличием являются как раз неоновые огни, что часто заменяют, либо же дополняют освещение в фильме, в остальном, классификация сводится все к тому же. Темы насилия и криминала, сюжет опционален и представляет из себя просто сетап перед панчлайном, в виде сцен, так называемого катарсиса и все это в неоновых софитах. В этих фильмах построение сцены и освещение заменяют диалоги и повествование. В целом по такой методике снимает только сам Рефн, его «Только Бог простит», да и в целом следующие картины, (одна из которых буквально называется «Неоновый Демон»), как раз являются яркими представителями «Неон-Нуара». Несмотря на это сама по себе эстетика неона плотно просочилась в культуру нео-нуара. Так как, напоминаю, сюжеты в подобных фильмах не тянут на что-то вразумительное, запутанное и эмоциональное, в плане отыгрыша. И вот такие детали, как неоновое, контрастное освещение отлично справляются с передачей тона произведения. Кроме того, взгляните на постеры фильмов, о которых мы сегодня уже успели поговорить и о которых еще поговорим

Ненароком выстраивается ассоциативный ряд, который с годами лишь укоренился.

Помимо Рефна были еще режиссеры, которые не спешили спускать нео-нуар в боевик, а предпочитали тягучую атмосферу с синтовой музыкой и долгими статичными планами. Все это погружало в транс, при том, что фильмы не были разговорными или же камерными, в них были экшен сцены, потому как они важны, для передачи настроения, что царит в фильме. Но экшен не перетягивал на себя одеяло. Тот же «Драйв», считайте, был анти-боевиком. То есть, вы отдаете себе отчет в том, что фильм, который имеет полторы погони на весь хронометраж, буквально называется «Драйв». Да и в целом этот и следующие «боевики» стали не про крутую гору мышц, не про рыцаря в сияющих доспехах, не про героя, в прямом смысле слова. Это были те самые угрюмые, нередко молчаливые и безымянные люди, что столкнулись с целым миром, который им противостоит. Вся эта адовая мрачнуха, естественно, была наполнена немного дурашливым пафосом, вычурными образами и все тем же слегка клоунским щитпостом, который магическим образом встраивался в этот адок и имел взаимообратную функцию, разбавлял серьезность происходящего и наоборот подчеркивал всю эту грязь, что творилась на экране. В пример еще можно привести продолжение «Бегущего по Лезвию» от Дэнни Вильнева 2017 года, с Гослингом в главной роли. Да, кажись, как минимум раньше, Райану весьма импонировали кисельные фильмы с размеренным повествованием и контрастным светом, да настолько, что он даже свой первый и единственный фильм снял в похожем стиле. Опять же, вдумайтесь, в 2017 году выходит сайфай фильм про мир киберпанка, с минимумом диалогов и экшена, здесь во главе стоит мысль, которая будто застыла во времени. Самокопание, размышления и просто наблюдение, за миром вокруг, не этого ожидаешь от «кинчика про будущее, с андроидами там, охотниками на них и вот это вот все».

Еще в 17-м году вышел «Тебя никогда здесь не было» от Линн Рэмси, еще один не обласканный, довольно претенциозный и, конечно же, «пустой» фильм, напирающий на рефлексию. Фильм про подавленного травмированного с детства отставного ФБР-овца, который спасет дочь политика из борделя для малолетних. Звучит, конечно, как абсолютный дженерик боевичок, в духе какого-нибудь фильма со Стейтемом, однако это был очередной фильм-эмоция, очередная история про взрослого асоциального мужчину, с которым рядом трется маленькая асоциальная девочка. Тоже своего рода мини-феномен, но в целом о роли женщин в нео-нуаре еще будет сказано в заключительной части. В целом, основную тендецию, я думаю, вы уловили, давайте-ка слегка вернемся назад и познакомимся с еще одним, весьма занимательным представителем.

"Тебя никогда здесь не было", 2017 г.
"Тебя никогда здесь не было", 2017 г.

Через несколько лет после выхода «Драйва» свет увидел фильм, который многие люди тогда восприняли, как очередной попкорновый боевичок и, в сущности, это он и был, с несколькими существенными но…

Да, поговорим о том, как наступила Уиконизация, потому что вот у нас будут: Шарлиз Терон Уик, Мэри Элизабет Уик, Мадс Миккельсон Уик и Боб Одинкерк Уик. Это официальный термин, который я вот прям щас документирую.

Джон Уик сегодня — это просто икона нео-нуарного стиля. Вспомним завязку тетралогии. Нам показывают человека, что совсем недавно лишился жены и теперь переживает это горе, вместе с последним подарком, в виде собачки, который жена успела оставить Джону. После того, как у гг отнимают и это, мы узнаем, что Джон Уик не просто побитый жизнью «дединсайд», а «Баба Яга». И тут пошло-поехало… Джон Уик, оказывается, в прошлом — профессиональный наемный убийца, практически в одиночку вырезает русскую мафию, тусуется в отеле для таких же наемных убийц и не расстается со своим смокингом. Это все безумно стильный, ураганный «щитпост», к которому люди были не совсем готовы. Да, хореография боев и режиссура от двух бывших каскадеров Чада Стахелски и Дэвида Литча смотрелась изобретательно, а мелкие детали, делали кино, как ни странно, приземленным и боже упаси — реалистичным, но все это как будто уже было. В целом, если с утра вы поели макароны-ракушки из «пятерочки», а вечером заказали себе карбонару в ресторане, один хрен вы поели вареного теста, так и с Джоном. Каким бы он ни был изобретательным, это просто боевик, с опциональной и незамысловатой историей и плоскими, хоть и харизматичными персонажами.

"Джон Уик", 2014 г.
"Джон Уик", 2014 г.

А на дворе тогда был 2014 год, когда выходили: интересно снятый разговорный «Бердмен», напряженный и закрученный триллер — «Исчезнувшая», немного другого рода нео-нуар «Стрингер» с остросоциальным комментарием, пост хоррор «It Follows», «Отель Гранд Будапешт» от небезызвестного Уэса Андерсона и «Интерстеллар» от еще более небезызвестного Нолана, то есть хайповали фильмы, в которых таился смысл, была цель и идея. Они все имели какой-то почерк. Поэтому дебют двух каскадеров, опять же не стал провалом, но в ряды лучших, его никто звать не собирался.

Однако, с годами, произошел прямо-таки ренессанс простеньких фильмов категории «Б», люди будто устали от умного синема и им нужно было простое кино. Скорее даже не так, кино, которое не старается тебя запутать хитросплетенным сюжетом, кино без тонны пустых диалогов и сложных персонажей. Человечество, как будто устало корчить из себя эстетов.

Киноделы приходили к выводу «Чем проще, тем лучше», форма может и должна превалировать над содержанием, сделано это может быть посредством качественной режиссуры, вылизанного визуала, идеально подобранной под настроение музыкой и компетентной, понятной, но не перетягивающей на себя одеяло историей. Именно так мы получили до мурашек стильную и холодную «Взрывную Блондинку» Дэвида Литча, одного из режиссеров первого «Джона Уика», так мы получили брутальный и изобретательный «Хардкор» Ильи Найшуллера. Таких примеров с годами становилось все больше. Куда, в целом, втиснулись и «Бегущий по Лезвию 2049», и «Тебя никогда здесь не было», просто последние 2 примера плавали малость в другой лиге. Режиссеры вышли за рамки повествования и вспомнили, что фильмы — это прежде всего аудио + визуал и что, если копать в этом направлении можно открыть ящик Пандоры. И это не значит, что за хорошим сюжетом — идите читать книги, нет, это значит, что кино многогранно и может быть в том числе таким. Поглощаться чувствами и эмоциями. Нео-нуары не лишены отличных сюжетов, но, как и в жизни, по большей части эти сюжеты просты и не радужны.

"Взрывная блондинка", 2017 г.
"Взрывная блондинка", 2017 г.

Вот так из простеньких, незамысловатых, криминальных историй, жанр нуара эволюционировал в целый ураган, из ультранасилия, рефлексии, стиля, меланхолии и немного клоунады. То есть, вы улавливаете это? Нео-нуары находятся где-то в середине, меж тупеньких зрелищных блокбастеров, для массового зрителя и заумного «кинца», для эстетствующих персон. Как и герои этих фильмов, жанр является аутсайдером во всей этой жанровой компашке, ведь общается со зрителем посредством эмоций, что несут в себе картины.

И, опять же, я вынужден напомнить, что жанр этот эфемерен и зыбок, как в своей форме, так и в своем описании. Даже сейчас, я говорил, будто бы о двух полярностях, вот вам спокойный меланхоличный «Драйв», вот вам зубодробительный и агрессивный «Джон Уик». Однако, та отреченность, атмосфера тотального упадка человеческой натуры и та рефлексия, совмещающая в себе тоску и агрессию — это те самые нити, что сшивают разрозненные лоскуты, данных и других, подобных им картин.

И по итогу, отдельные, но важные аспекты нео-нуара вплелись в массовую культуру, начиная с того, что «Драйв» Рефна обрел вторую жизнь и заканчивая тем, что супергероика, в лице «Джокера» Тодда Филипса и «Бэтмена» Мэтта Ривза имели под собой плацдарм, в виде основных черт нео-нуара. Жалкие, слабые, травмированные герои, обладающие потенциалом и силой, вынужденные противостоять целому миру, полному ублюдков и мразей. Но сами герои, как я повторял из раза в раз, на деле вынуждены опускаться до их уровня, чтобы хотя бы попытаться что-то изменить. В жанре нео-нуара неизбежно снимаются авторские фильмы и когда вы, как режиссер, пытаетесь вывести в массы видение одного конкретного человека, естественно вы получите неоднозначный фидбэк, но все это прецедент и таких прецедентов к 2023 году все больше.

"Бэтмен", 2022 г.
"Бэтмен", 2022 г.

Окончательно я понял, что должен сделать этот материал, когда сидел на сеансе 4 «Джона Уика». Как и многим, мне 3 часть показалось перебором, особенно с этой концовкой, где, внимание, наверное, спойлер!

Джон, по всем заветам Looney Tunes падает с третьего этажа, цепляя каждый карниз, при этом все равно выживает.

Я понимаю, такие вещи абсолютно нормальны для боевиков, но Уик, до последнего не позволял себе подобных трюков. Я бы хотел тогда, чтобы на этом все кончилось, поэтому с опаской шел на 4 часть. Но в какой-то момент, во время просмотра, я поймал себя на мысли: «Стахелски, чел, пусть хоть 50 частей еще выйдет, если ты сделаешь их на таком же уровне — я в деле».

Ведь, действительно, 4 часть про «Бабу Ягу», стала настолько «биззарной», настолько брутальной и красивой, что от нее просто невозможно оторваться. Каждая секунда хронометража сочится стилем и визуальным порно и тот факт, что сюжет опять-таки, просто предлог для очередной, отлично поставленной драки или перестрелки — абсолютно не напрягает. Кроме того, благодаря персонажам, выбранным декорациям, цветовым и световым решениям, подобранной электронной агрессивной музыке и режиссуре, это получается не «веселенькая повестушка» про приключение на 5 минут вошли и вышли. Благодаря вышеперечисленному фильм настраивает на волну безнадеги, злости, агрессии напополам с тоской и все это, конечно, сдобрено пафосом, куда ж без этого. А еще, как и многие фильмы, что смогли подружить безостановочный экшен и вязкий, хладнокровный и вместе с тем спокойный нео-нуар — Уик, также чертовски напоминает игру, причем порой буквально. И об этом, мы поговорим во второй части.

Прелесть этих фильмов, как раз таки в их неправильности, в их заигрывании с чем-то темным и табуированным. Нечто, что пробуждает в зрителе внутреннего, загнанного и забитого зверя, у которого все же есть когти и когда эти когти обнажаются, когда начинает играть агрессивный «синтвейв» и «электронщина», о бой, глаза наливаются кровью и хочется раствориться в этой брутальной, холоднокровной ярости. Это лишь первая часть и вторая, хоть и будет посвящена играм, все равно не обойдется без упоминания тех или иных фильмов, поэтому некоторые из вопросов и тезисов, я еще не раскрыл, в том числе и тот, а нормально ли вообще получать подобные эмоции и чем это чревато? Но чтобы вы не подумали, что нео-нуар — это про все плохое, злое и отвратительное, мы остановимся здесь.

Мы вот все говорим об эволюции нуара со времен окончания Второй мировой войны, а одну из главных черт даже не затронули, что там с образом роковой красотки? Помните же да, коварная, хитрая и умная, вот этот вот серый кардинал, как с ним обстоят дела сегодня? На мой взгляд, представительниц женского пола в современном нео-нуаре отлично описывает эта сцена:

Примерно такая ролевая модель почти у всех персонажей подобных фильмов. Недостижимая, незаслуженная любовь, в которой наш герой так нуждается. Все то светлое и человеческое, что у него осталось, отражено в ней, в девушке, которая скорее всего никогда не достанется главному герою, потому что жизнь несправедлива, в особенности к нему. Это все также играет на руку, тому сложноописуемому чувству опустошения, на грани с желанием, кого-нибудь придушить.

То есть, несмотря на всю трагедию и драму, любовь в нуаре стала чище, возможно это самое чистое и самое светлое, что осталось в этих фильмах, а они это и пропагандируют.

Причем, будь то любовь в классическом понимании, то бишь чувства между мужчиной и женщиной или же что-то на уровне родительской опеки, над совершенно чужими детьми, чаще всего девочками, так как это самый яркий контраст, на котором строятся взаимоотношения между героями. Молчаливый, жестокий, грустный взрослый и наивная, маленькая девочка, что только знакомится с этим отвратительным миром.

Без любви — мы в яме, в глубокой пучине из внутренних демонов, ненависти и грусти. Современный нео-нуар стал рассказывать, не только про ультранасилие и вездесущий криминал, он также рассказывает про мир, из которого ушла любовь…

До встречи во второй части.


Лучшие комментарии

Такое ощущение, что автор, любой фильм, который посмотрит относит к жанру нео-нуара. Атомная блондинка — неонуар. Джон Уик, вторая часть которого контрастно и стилистически отличается от первой — неонуар. Драйв? — неонуар. Буратино? Неонуар.
По каким критериям данные фильмы занесены в этот поджанр, я искренне не понимаю. Сам по себе нуар это крайне узкий жанр фильмов, характерный для кинематографа США 40-50. Не берусь судить, как профессиональный критик, но за последние 10 лет я слышал слово неонуар только применимо к 1 проекту, здесь никак не упомянутому, это 1 сезон сериала Настоящий Детектив, который и жанрово и по характеру персонажей, вполне можно отнести к жанру нуара.
Успехов автору.

Автор же говорит, что это современная интерпретация нео-нуара для массового зрителя, что основы жанра присутствуют, но экшен составляющая гораздо доминирует над внутренним состоянием героя, итого из нео-нуарной задумки превращается классичекий боевик, только снятый с современными техническими возможностями.

Однако вообще формирование нео-нуара, который так полюбил «Новый Голливуд» в 70-ых, пришло из Франции, ибо в французкой новой волне в 60-ых, такие режиссеры как Мельвиль, Годар и (иногда) Трюффо уже исказили жанр нуара и сделали в своем кино тех персонажей, которых так любят в своих фильмах использовать Скорсезе и Тарантино. В статье, к сожалению, про это ни слова. Но, если автор преследовал в своей статьи развитие жанра только в американской культуре, где рядовому зрителю было плевать на французкие и азиатские имена — то хронология развития жанра правильная.

Спасибо, в целом было интересно прочитать, но я бы как минимум с 2 моментами не согласился бы:
1) По тексту выходит, что Драйв как будто тогда остался относительно не замеченным, а вот только совсем недавно стал культовым, и каким-то хайповым. Но блин, по-моему он практически сразу так был. Ок, может не сразу, но уже к 2013-14 так точно было миллиард мемов в интернете про Драйв.
2) Спорно, что к 2014 году зрители устали от умного кино. 2014 год — это расцвет супергеройского кино, которое подавляющее число зрителей смотрело, да и до этого смотрит. В сравненнии с супергероикой бовики, умные или тупые, нуары или нео-нуары — это как мухи в сравнении со слоном.

Какое отношение Атомная Блондинка имеет к современной интерпретации нео-нуара?

Драме, чтоб грустно.

Но драма — это когда две стороны конфликта правы.

Нео-нуар вообще в последнее время не то чтобы имеет границы. Это как и сюрреалистичные картины, которые казуалы не смогут определить

Спасибо за проделаную работу.
Из НЕО-Нуара ещё могу посоветовать *Inherent Vice* также с Хоакимом Фениксом. Он ещё *Диско Елизиум* мне атмосферой напоминает.

Просто забей)
Кстати, хорроры, по типу Маяка и Солнцестояния вообще относят к так называемым Пост-хоррорам, что тоже довольно зыбкая тема ахах

А как же знаменитый Малхолланд Драйв?) Тоже нео-нуар на максималках

в утопичном мире киберпанка

Чё?! O_O

В пример еще можно привести продолжение «Бегущего по Лезвию» от Дэнни Вильнева 2017 года, с Гослингом в главной роли.

Чё?! O_O

В разработке! К сожалению, никогда не могу сказать, как оно по срокам. Ненароком выработался паттерн раз в 3 месяца выпускать, но меня это, конечно, не устраивает. Будем стараться сокращать ¯\_(ツ)_/¯

Спасибо за отзыв!
Продано одним кадром, обязательно гляну

Возможно в 13-14 году Драйв уже смогли вывести в массы, но по-моему то, что происходит с фильмом последние несколько лет, сильно громче.

К 14 году люди не устали от умного кино, я как раз наоборот говорю, что в тот год выходили фильмы гораздо интереснее «Очередного боевичка». А вот после 2014 потихоньку пошла тенденция к понижению претенциозности и да, вполне вероятно, что хайпующая супергероика приложила к этому руку

С чего бы? Не притягивай сову на глобус. Кстати, Схватка и Соучастник Мана считаются неонурным творчеством, Тёмный рыцарь-неонуар, Джекки Браун-нео нуар, но к чему мы это всё. А сможешь ты сюрреалистичный хоррор отличить? Зелёный слоник, например, хоррор. Варвар/Викинг 2022 года хоррор, не являясь полноценным хоррором, но что он, что Слоник, что Маяк, что Поле в Англии-хорроры

Все так. Но решил лишь вскользь упомянуть вклад Линча в жанр, а поскольку там по хронологии сначала Синий Бархат, то сказал про него

Познавательно, читать интересно. Хороший слог портит обилие англицизмов. Мат в кассу один раз пришёлся, но не уверен, что он в целом к месту. То есть, вроде, ощущение, что читаешь толкового кинокритика (сам не шарю, но впечатление производит), как вдруг спотыкаешься о блогерские приколы. Понимаю, что тупо докапываться до блога с таким замечанием. Просто, кмк, текст был бы более целостным без мата и слэнга. Но это всё вкусовщина. В любом случае, однозначно плюс и ждём продолжения.

Первым чистокровным представителем нео-нуара стал «Китайский квартал», фильм Романа Полански, так еще и с Джеком Николсоном на главной роли. В целом, это был все еще нуар, со всеми его вытекающими, вплоть до времени, в котором разворачиваются события — снова 50-е.

События фильма происходят в 30-ые

Читай также