В марте 2020 года канадская студия Sabotage анонсировала игру Sea of Stars в жанре пошаговой RPG. Игра большей частью была уже готова и студии не хватало около 100 000 долларов на полировку и доведение всех механик до ума. С запросом именно такой суммы студия вышла на кикстартер и собрала в 16 раз больше. И тут нет ничего удивительно, двумя годами ранее канадцы уже заявили о себе стильным ретро-платформером The Messenger. Прошлая игра студии отдавала дань уважения классической серии игр Ninja Gaiden, чья сложность стала притчей во языцех. Развивая механики оригинала, разработчики из Sabotage сменили платформер на полноценную метроидванию и наградили ниндзю под управлением игрока крюком-кошкой и вингсьютом, что очень хорошо разнообразило геймплей.
Получив восторженные отзывы успех следовало закрепить. На сей раз канадские разработчики нацелились на, не побоюсь этих слов, великую классику — Chrono Trigger. Сам жанр JRPG с пошаговыми битвами никуда не исчез, но следуя современным стандартам переродился в приключенческий экшен от третьего лица, вроде Yakuza и Persona 5. А двумерные спрайтовые приключения почти полностью отошли энтузиастам, вооруженными RPG Maker. Оттого вдвойне приятно видеть пиксельную 16-ти битную графику ручной работы.
События игры разворачиваются в фэнтезийном мире. Злой колдун заполонил земли своими приспешниками и отправился порабощать другие миры. Пытаясь противостоять злу, люди подчинили себе особую лунную и солнечную магию. Такая магия подвластна лишь людям, рожденным в день летнего и зимнего солнцестояния. Главными героями игры являются пара воинов солнцестояния — Валери и Зейл. Едва покинув храм, в стенах которого подростки проходили обучение, они встречают друга детства пухляша-добряка Гарла. Втроём юные герои отправляются в путешествие, дабы набраться сил перед важным сражением.
С этого момента и начинается основная игра. Базовый геймплей практически полностью повторяет шедевр Squaresoft. Персонажи свободно перемещаются по карте мира не встречая врагов, но войдя в локацию на пути героев встают монстры. Никаких случайных стычек — все враги разгуливают по местности и подойдя к ним со спины можно атаковать их первым, получив преимущество. Также как и в The Messenger герои обучены новым приёмам для исследования локаций — ребята забираются на уступы, карабкаются по отвесным стенам, перепрыгивают пропасти используя крюк-кошку.
Крюк-кошка также позволяет ударить врагов издалека. Начав битву, враги и герои расставляются по местам и запускается режим пошаговых сражений, вновь полностью повторяя оный из игры Chrono Trigger. Войнам солнцестояния и их компаньонам доступна обычная атака, навыки, расходующие ману, и совместные комбо атаки. На последние сперва требуется накопить очки комбо атакуя и получая урон. В самих битвах игрок может прожимать кнопку действия в момент удара персонажей, чтобы нанести двойной урон, либо в момент атаки врага, дабы заблокировать часть урона. Данная особенность взята из другой нетленки — Super Mario RPG. Новшеством в боях следует считать систему замкóв. Иногда враги используют усиленную спецатаку. Чтобы прервать её требуется атаковать определенным оружием или типом магии. Лишившись всех замкóв, враг пропустит ход, а игрок сохранит запас здоровья персонажам.
Восстановить здоровье можно двумя способами: используя навыки некоторых персонажей, либо расходные предметы из инвентаря. Все они представляют собой еду, готовить которую необходимо заранее на костре. Продукты для готовки следует покупать у торговцев и находить на локациях: томаты и картофель растут на грядках в городах, рожь колосится на просторных лугах, а грибам уютно в тёмных подземельях. Рыбу предлагается ловить в специально подготовленных прудах. Игрокам доступны с десяток различных прудов и более 20-ти видов рыб, увлекательная мини-игра «рыбалка» прилагается. Среди прочих развлечений: строительство своего поселения, участие в викторине на знание мира игры, механическая настолка, поиск коллекционных предметов.
События игры развернутся на нескольких островах, сочетающих в себе все возможные биомы: холмы, заснеженные вершины, джунгли, болота, водопады, даже морское дно. Каждый раз посещая новую локацию Вы будете поражаться работе художников, создавших мир игры пиксель за пикселем и наполнивших каждую сцену множеством деталей окружения. А уж когда заметите, что все эти детали окружения отбрасывают динамические тени — окончательно убедитесь в скрупулёзности авторов из Sabotage. И это не какой-то маленький штришок — частая смена дня и ночи одна из фишек игры. Немного выбивает из погружения логика построения мира. Почему логово Некроманта сплошь состоит из рычагов и движущихся платформ? И почему именно тут в огромном сундуке припрятана крюк-кошка, только с которой и можно добраться до хозяина логова? А когда злодеи сбегают из битвы в глубь пещеры со словами «Мы и не пытались победить — просто время тянули», и закрывают за собой здоровенную дверь, ключ от которой лежит в сундуке в соседнем помещении, то хочется спросить: «А почему бы не забрать с собой ключ? Закрытая дверь задержала бы меня сильней, чем битва с Вами».
Пара слов о музыкальном сопровождении: никаких сюрпризов! Заглавная музыкальная тема, тема битвы и сражений с боссами, фоновая музыка каждой локации — обязательная и неотъемлемая часть игр в жанре JRPG. Разработчики точно знали, что хотят получить и сделали всё возможное чтобы вернуть игроков в эпоху расцвета жанра. В том числе пригласили к сотрудничеству Ясунори Мицуда, композитора Chrono Trigger и Chrono Cross.
Под конец хочу отметить один интересный факт: всё, что я описал выше — расширенный пресс-релиз начала краудфандинговой компании. Битвы с активными атаками; комбо приёмы для нескольких персонажей; большие боссы; нет гринда, случайных сражений и отдельных арен; можно плавать, лазать, прыгать и карабкаться по уступам; пиксель-арт с полноценным динамическим освещением; история с десятками оригинальных героев; игрок волен путешествовать по морю на лодке, находя затопленные области и необязательные острова — всё это добралось до финальной версии игры, как и было обещано. Да и если взглянуть на скриншоты из анонса, можно увидеть, что они претерпели минимум изменений в релизной версии. Это указывает на честность разработчиков — игра уже была готова и ей действительно требовалась небольшая полировка, но собранные средства позволили расширить игру, отодвинув запланированный релиз более чем на год.
Sea of Stars — прекрасный образчик в жанре пошаговых RPG. Кропотливый труд над игрой показывает любовь авторов к ушедшей эпохе и их искреннему желанию подарить современным игрокам частичку души, когда-то самими полученную от разработчиков из 90-х. Но верно ли, что, как и The Messenger лишь вдохновлялась хардкорным платформером, так и Sea of Stars не следует относить к жанру JRPG? Я уже давно пытаюсь для себя ответить на вопрос: какое значение имеет заглавная «J» в аббревиатуре JRPG? Необходимо чтобы команда-разработчик была родом из Японии? Если да, то достаточное ли оно? Как бы канадцы не старались, на мой взгляд они не смогут привнести крайне важную изюминку — пресловутую японскую «безуминку». Да, игрок встретит на пути подобие отважной лягушки-рыцаря, некто отдалённо похожий на безумного клоуна сотрёт половину мира в порошок, просто потому что, но ни у одного из подростков не пойдёт носом кровь при виде полуобнажённых красоток, а сюжетная линия проста и не затейлива. Это история о дружбе, честности, долге и отваге, а все её герои сплошь неисправимые романтики. Всё в лоб — никаких подвохов. И даже если Sea of Stars не суждено стать очередной каплей в море JRPG, всё же одной звёздочкой на небе адвенчур с пошаговыми боями стало больше.
Плюсы:
- Безупречно воссозданый дух японских ролёвок 90-х
- Качественное исполнение локаций и окружения
- Более четырёх десятков часов игры
- Приятное музыкальное сопровождение
- Десятки боссов
Минусы:
- История раскрывается лишь под конец
- Не все навыки и комбо полезны
- Игра порой подкидывает нечестные замки
- Битвы с боссами не отличаются от схваток с рядовыми противниками ни механиками, ни сложностью
Лучшие комментарии
Со всём бы согласился, кроме последнего пункта минуса. Битвы с боссами интересные и постоянно приходиться подстраиваться под из механники