История моих попыток использования Mac Mini в качестве игровой платформы. Под спойлером видеоверсия
Как типичный маковод начну, пожалуй, с расхваливания данной платформы. Самая простая и бюджетная модель линейки компьютеров apple на “мобильных процессорах” – Mac mini M1 256 GB со мной уже больше двух лет и пользуюсь я им не только для стандартного серфинга и просмотра сериальчиков (для этих целей я вообще чаще прибегаю к рабочему Lenovo Think Pad или телефону), а в основном для монтажа видео с небольшим количеством эффектов и сведения музыки с сильно бóльшим количеством обработки.
На этом мини-компе, который помещается в выдвижной ящик стола, мне с данными задачами работается намного комфортней и быстрее чем это было на классическом ПК в стандартном громоздком системнике, даже когда речь идёт про ПО не «заточенное» под яблочные устройства. Плюс размер почти не превышающий сложенные рядом четыре пачки сигарет, мне как постоянно переезжающему счастливому обладателю 30ти дюймового монитора очень удобен.
И казалось бы, я мог спокойно жить и радоваться всем этим функциям, но даже учитывая то, что уже больше года рядом возлегает PS5, меня не отпускает маниакальное желание использовать, вообще для этого не предназначенный, самый слабый мак в качестве игровой платформы. Да, Сони, вот до чего вы доводите своих пользователей.
Если кто не в курсе, Mac всегда был самой недружелюбной платформой для гейминга несмотря на то, что Тим Кук со своей компанией активно пытались это исправить. Например, многие свежие проекты, включая Resident Evil Village выходят сразу эпл-адаптированными, приобретая всеми обожаемый Disco Elysium в стиме вы получаете возможность играть, как на macos так и на windows. На всех яблочных устройствах (в том числе мобильных) работает нативная поддержка геймпадов Playstation.
Но пришло время, когда всё изменилось
С выходом беты новой маковской операционки «Sonoma» появилась возможность использовать утилиту Game Porting Toolkit, запускающую Windows приложения в изолированной среде, эмитирующей необходимые для его работы параметры. Искренне надеюсь, что данного объяснения как утилита работает достаточно, ибо для подробного разбора нужна отдельная статья, а их в интернете и так полно. Конечно, эта фича предназначена в первую очередь для помощи разработчикам при портировании их проектов, но что мешает нам простым смертным с её помощью в эти проекты поиграть? Спойлер: мешает многое
Да, решения с таким же функционалом типа полулегального «Crossover» или «Parallels» позволяющую вообще накатить полноценную винду на любое яблочное устройство уже давно существуют, но теперь у нас в руках официальная эпловская тулá, которая в духе всех продуктов компании должна работать если не идеально, то очень близко к тому.
От превращения гламурной печатной машинки в ультимативный игровой комбайн нас отделяют следующие действия. Они так же описанык максимально кратко, т. к. текст всё-таки не об этом:
1. Регистрация аккаунта apple-разработчика
2. Установка Developer Beta Access Utility
3. Установка Beta Macos Sonoma
4. Установка Beta Command Line Tools for Xcode 15
5. Установка Xcode 15
6. И наконец установка непосредственно Game porting toolkit
Даже несмотря на то, что уже вышла homebrew-утилита Whisky, сильно данную последовательность упрощающая, я настоятельно советую НЕ пытаться повторять эту увлекательную процедуру, если у вас нет мазохистских наклонностей к натягиванию процессов на устройства для них не предназначенные.
Что же предстоит запускать
Наконец после всех приготовлений пришло время для списка тестируемых игр, который я решил поделить на три категории.
Седеющий ААА
1. Mount and Blade 2 Bannerlord
2. The Witcher III
Самая скудная часть списка, по очевидной причине: моя картофельная конфигурация, точно, не сможет потянуть что – то новее или технологичнее, ну и даже мне понятно, что для серьёзных проектов лучше воспользоваться нормальной игровой платформой
Ностальгия
1. Gothic
2. Age of Empires II
3. Cossacks
4. Cossacks 3
5. Zeus
Запустить шедевры прошлого во время перерыва или поездке – для меня, конечно, идеальное применение данной технологии, ну и беспокоиться о железе точно не придётся.
Инди
1. ANNO: Mutationem
2. Voidborn
3. Eternights
4. Super Time Force
5. Sea of Stars
К своему стыду, я не очень хорошо знаком независимым рынком, поэтому игры просто рандомно понадёрганы из того, что завалялось в моей библиотеке стима и было подсмотрено в различных топах.
Забегая вперёд, придумывать сложную систему градации того, насколько хорошо та или иная игра работает необходимости не оказалось, даже счётчик FPS появлялся далеко не везде, поэтому выноситься будут всего два вердикта: “Играбельно” или “Неиграбельно”
Жесточайшее разочарование в самом начале: Вылет, даже без проигрывания вступительной заставки.
Очевидный вердикт: Неиграбельно
Запускается, показывает вступительный ролик с сильными просадками, далее лицезрим слайд-шоу с Геральтом в бадье, по итогу игра даже нормально передаёт нам управление, продолжая выдавать в районе 10 FPS, снижение настроек на низкие, а разрешения на 720 ситуацию не спасло.
Вердикт: Неиграбельно
Стандартное разрешение снижено с 2К на 1080, попытки запустить хоть что-то мало майски требовательно окончательно брошены.
Запускается, играется, даже показывает стимовский счётчик кадров, который сообщает, что среднее значение где-то в районе 30, но просадки случаются, и не только в визуале, но и в звуке
Вердикт: Играбельно с натяжкой
Если накрыл серьёзный приступ ностальгии, а никаких других платформ под рукой нет, то вполне можно поиграть
Definitive Edition – моментальный вылет, “запасная” HD версия 2013 года, пускает в меню, но крашится при попытке загрузить любую карту
Вердикт: Неиграбельно
Ситуация схожая – краш при попытке запуска любой карты. Пуск через старый добрый crossover, кстати даёт возможность немного поиграть, но вылеты, всё равно быстрые и регулярные.
Вердикт: Неиграбельно
Стим упорно утверждает, что она будет работать на macos без всяких костылей, но это неприкрытая ложь. В текущих же условиях, нам дают посмотреть на главное меню, но дальше пробраться не удаётся.
Вердикт: Неиграбельно
Запускается как меню, так и любая миссия, но с артефактами как в картинке, так и в звуке.
Вердикт: Играбельно с натяжкой
Запускать не менее легендарные Caesar и Pharaoh смысла не вижу, ситуация думаю будет схожая.
Достаточно хорошо идёт, могут быть небольшие просадки, сильно процессу не мешающие
Вердикт: Играбельно
Voidborn
Так же, как и предыдущий образец вполне неплохо работает, до первого появления спецэффектов в больших количествах, в эти моменты начинаются неприятные тормоза.
Вердикт: Играбельно с натяжкой
Я понимаю, что давать такую оценку, когда тупит игра с графоном прямиком из палеозоя как минимум смешно, но в сравнении с прочими тестами, даже такой перфоманс радует.
Меня приятно удивил, как и сам проект в духе Persona, переставленной на более динамичные рельсы, так производительность, с которой удалось поиграть, особенно учитывая то, что это самый требовательный продукт из инди-списка.
Вердикт: Играбельно
Прекрасно запускается, но блокирует доступ к клавиатуре, думаю если подрубить геймпад, или ещё покопаться в настройках, то получится нормально погонять в этот прекрасный сайд скролл-шутер, и даже возможно получить от процесса удовольствие, но менять условия тестов будет нечестно по отношению к другим участникам, а значит…
Вердикт: Неиграбельно
Пиксельная JRPG без особых притязаний к железу, ожидаемо идёт замечательно, без каких-либо проблем.
Очевидный вердикт: Играбельно
Так всё-таки пришёл ли гейминг на М1?
Самый короткий ответ – нет является, к сожалению, и самым исчерпывающим. Крупные релизы, которые пытаются завести даже на более мощных компах с M1 Pro или M2 всё равно доставляют много проблем и не дают засесть за них с комфортом. Porting Toolkit всё-таки предназначен для проектов в разработке сейчас или в будущем, и для пожилых релизов не адаптирован. Только современные инди сумели набрать хоть какой-то приемлемый процент играбельности в ходе моего тестирования. И это единственный сегмент, с которым можно как-то взаимодействовать в текущих условиях, но такие вещи, а особенно набравшие какую-никакую популярность, можно уже как правило нормально запускать на маке “из коробки” без использования костылей.
Естественно, мне можно возразить: сразу было понятно, что “оно тебя сожрёт” и нечего было в эту авантюру вообще залезать, но растущее количество адаптированных проектов и явный фокус apple на сферу внушал надежды, а желание поностальгировать в шедеврах юности, не доставая при этом рабочий ноут подстёгивало ещё сильнее. Самым печальным для меня является то, что поведение каждой отдельной игры совершенно непредсказуемо и даже успешный запуск не спасёт от дальнейших вылетов и зависаний на абсолютно любом примере. По моему мнению, когда улитита выйдет из беты, ситуация вряд ли кардинально поменяется и её использование чисто ради развлечения подойдёт только тем, кто захочет зависнуть в чём-то от независимых разработчиков после “тяжёлого дня” в фотошопе, но даже в этом случае будет оставаться шанс столкнуться с неприятными неожиданностями.
Если ты дочитал это до конца – искренне благодарю и надеюсь что ты играешь или совсем скоро будешь играть в максимальном комфорте.
Лучшие комментарии
ivalojkinУ меня есть мини-пк за 7к с алика, который я использую как платформу для ретроарча, подключенную к тв с геймпадами на кухне для запуска денди, сега, пс1 и ютуба. Хорошее назначение для мини-пк как по мне.
Тут классический конфликт между возможностями и потребностями. Во что ты реально будешь играть, а во что чисто гипотетически можешь, но на практике не будешь. Толку что там м1 потянет, если ты все равно в это играть не будешь.
Мы живем в мире, где игр триллион. Даже если ограничиться только эмуляторами ретро — развлекательного контента уже вагон, только кругозор расширяй.
Но все равно было занятно почитать про пердолинг с костылями.
Адаптированные самими разработчиками проекты нативно под ARM, как например Resident Evil: Village идут беспроблемно даже на базовых Air с урезанным M1 на 7 ядрах графики. Так что вопрос наверное не в мощности, а в том, что эмуляция сжирает запас мощи. Проекты также адаптированные под ARM нативно — Metro Exodus например тоже нормально и вполне играбельны даже на базовых маках. Все старые проекты, адаптированные под Mac — Bioshock 1 и 2 (ремастеры), Life is Strange (1, BtS, 2), Tomb Raider (2013), Metro 2033 и LL (это из того что я пробовал) полностью играбельны и идут в наивном разрешении в 70-80 фпс при том, что они запускаются в эмуляции х86 через Rosetta 2. Так что тут нужен эффорт от разработчиков для адаптации игр под ARM процессор — чем судя по привлечению Capcom и Kojima Productions (оригинальная Death Stranding будет портирована под ARM нативно к концу года) Apple усиленно занимается.
Мне кажется просто компьютер слишком слабый для таких игр. Не уверен, что он вообще для игр предназначен.
Меня как раз и подстёгивало то, что многие изначально адаптрованные и довольно ресурсоёмкие проекты типа цивы, тотал варов или фростпанка идут отлично на этой картошке, я думал, что новая тула каким-то чудом сможет так адаптировать вообще что угодно, но реальность оказалась жестока
Я собственно к такому же выводу и пришёл, жаль не удалось это так же хорошо сформулировать