Доброго дня, читатели SG. Публикую свой первый блог. В видеоформате и в текстовом. Это не первое мое видео, но новостями игр и обзорами на сайте Stopgame ни кого не удивишь. А вот новый формат решил показать вам, уважаемые пользователи. Конструктивная критика приветствуется. Приятного просмотра.
Видеоверсия:
Вот скажите, у вас есть хобби? Прямо такое, что поглощает внимание целиком. От которого невозможно оторваться и о котором вы готовы рассказывать часами? Если есть, то рад за вас. В противном случае очень зря! Психологи считают, что хобби не только приносит человеку радость и удовольствие, но и помогает человеку обрести смысл жизни.
У меня вот есть. Делать видеоконтент об играх.
Я очень люблю игры уже давно. И с некоторого времени наслаждаюсь и рассказывая о них. Писать сценарий, звук. Монтировать это и выкладывать — приносит мне огромное удовольствие. Но что, если монтажный стол вас не привлекает, стримы не ваша тема, а игры вы любите не меньше, чем я? Могут ли сами игры быть хобби? Этот вопрос однажды закрался мне в голову перед сном и долго не давал уснуть.
К видеоиграм в обществе до сих пор есть предвзятое отношение. Мало того, что не редко можно услышать: «Тебе 30 лет, а все в игрульки играешь» и объяснять что-либо про то, что добрая половина проектов и ориентирована на взрослых- бесполезно, то представьте, что будет, если вдруг заявить «Игры — это мое хобби». Массовая детонация пятых точек у не в меру консервативной публики обеспечена.
И вот поэтому я в этом экспериментальном формате решили разобраться, могут ли видеоигры быть хобби? Так что наливайте кофейку, разговор коротким не будет. Перед вами первый выпуск рубрики «МЫсли вСЛУХ».
Для начала давайте определимся, что есть хобби и зачем оно нам вообще.
Слово это, как легко понять — английского происхождения. Hobby — увлечение, любимое дело. Примерно до 18 века так этим словом обозначали маленькую лошадь, а потом детскую игрушку — лошадку-палку. На таких скакали дети, а также актеры-комедианты на ярмарках. Этим же словом называли лошадок на карусели и первый велосипед.
А вот одним из первых использовал слово хобби, вложив в него уже близкий нам смысл, писатель Лоренс Стерн. В романе «Жизнь и мнения Тристана Шенди» он использовал обозначение лошади или лошадки в переносном смысле, мол у каждого героя был свой «конек» и понеслось.
По этой истории — не сложно заметить, что изначально и долгое время потом, хобби носило оттенок не серьезного занятия. Заниматься глупостями, вроде скачек на деревянных лошадках.
Но сегодняшние психологи и социологи вряд ли с этим согласятся. С развитием мира и социума — хобби стало критически важным явлением. Тем, что позволяет найти опору и островок покоя в хаотичном и постоянно меняющемся мире.
Корпорация Discovery — лидер по производству фильмов и природе и документалок, провела масштабное исследование и выявила 5 аспектов, где хобби помогает человеку и поддерживает его. Становиться его маркером равновесия в повседневной жизни.
А нет его. По какой-то причине Discovery Channel удалили со своего канала это видео. К счастью интернет полон вольными (прямо как у меня) стенограммами ролика во запросу «Сила наших увлечений» Discovery
Пункт 1й: Контроль
Первое – это контроль. Не думаю, что многие с уверенностью могут сказать, что контролируют свою жизнь. По данным опросов, сказать: «Я чувствую, что контролирую свою жизнь» смогли 17% людей без увлечений, 23% с увлечениями и 26% очень увлеченных респондентов. Само чувство контроля возникает при наличии осознания чувства мастерства или экспертных навыков в как-то сфере. Или принадлежность к социальной группе. Доктор Том Чэтфилд, один из авторов исследования, считает, что с чувством контроля увлечения приносят в нашу жизнь и стабильность. Это позволяет лучше справляться со стрессом. По данным опроса увлеченные (50%) и сверхувлеченные (56%) люди проще переносят стресс в повседневной жизни, а вот у тех, у кого нет никаких хобби, этот показатель заметно ниже — всего 27%.
Вернемся к нашей теме. По первому пункту – игры хорошо справляются. Это и принадлежность к социальной группе. Как в общем – геймеры. Так и в частности: клан в Call of Duty, постоянное пати в Destiny или ламповый сервак в Minecraft. А может вы вообще киберспортсмен. Тут не только принадлежность к группе, но и экспертные навыки в чем-либо. Хотя это дает и просто увлечение играми.
Волей не волей, играя в разные игры мы приобретаем навыки. Начинаем играть лучше. Проходим одного за другим боссов в Dark Souls, повышаем КД в CS:GO и так далее. Сама индустрия игр подталкивает нас и к совершенствованию, и к демонстрации своих успехов. Это и соулс-лайк игры, где без улучшения скилла не пройти дальше первой пары часов и различные таблицы лидеров, и рейтинговые режимы в сетевых зарубах. Это, не говоря уже о том, что по мнению ученых – игры положительно влияют на логику, реакцию и мелкую моторику.
Пункт 2й: Уверенность
Второй пункт исследований – повышение уверенности в себе у увлеченных людей. Например, люди у которых хобби есть, на 43% более уверены в принятии повседневных решений. Это связанно с первым пунктом – чувством контроля. Когда твёрдо стоишь на ногах – решения принимать гораздо легче.
Игры и тут работают. Награды, ачивки и различные бонусы за хорошие результаты и реплеи лучших моментов – укрепляют уверенность в своих силах. Да, раскидывая противников в онлайне Mortal Kombat, вряд ли кто-то решит, что теперь его сил и умений хватит, чтобы провернуть это с гопниками в ближайшей подворотне. Психологи подтвердили, что наш мозг прекрасно различает реальность и виртуал, привет депутатам и прочим обеспокоенным гражданам. А также, по словам психологов, позитивные и негативные влияния на психику и самооценку переносятся с одной деятельности на другую. Классика жанра – получить по шее от шефа на работе, прийти домой и наорать на жену, за то, что пересолила борщ. Так и с успехами в играх. После успешного рейда в WoW – вполне реально, на волне уверенности и хорошего настроения, добиться успехов на работе или в повседневных делах. Если не мастерством, то усердием и старанием.
Пункт 3й: Чувство целостности
Третий пункт – чувство целостности, наполненности смыслом. 91% людей согласны с тем, что их хобби и успехи в нем приносят им удовлетворение. Тут все еще проще. Достижения в обычной жизни – всегда радуют. А уж какие-то успехи в любимом увлечении вообще возносят на вершины блаженства.
В плане игр – все тоже просто. Победа в матче или новый сет легендарной брони вызывает выброс дофамина, а это нейромедиатор, который дарит чувство счастья и удовлетворения. Это знакомое любому чувство, когда после потной катки удовлетворенно можно откинуться в кресло и насладиться моментом. И разработчики активно этим пользуются. В играх скрыты десятки и сотни ухищрений, призванных заставить наш организм выдать дозу счастья в ответ на новую шмотку, уровень или какую-либо прогрессию. Правда игроделы используют это не что бы нам было хорошо, а чтоб удержать в игре или заработать денег. Но как говорят программисты – если работает, то не важно как. Просто не трогай.
Пункт 4й: Фактор взаимосвязи
Четвертый пункт – фактор взаимосвязи с миром и обществом. Он немного перекликается с первым, но гораздо шире. Это не только эфемерная принадлежность к какой-то там группе, а вполне реальная возможность познакомиться с новыми людьми, которые разделяют ваше увлечение. Или же поделиться вашим хобби с близкими. Получить их одобрение и восхищение. Все это положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на качество жизни в целом. Как минимум, имея какое-то хобби ты уже не одинок в своих интересах.
Игры в данном случае работают не хуже любого другого хобби, а может даже и лучше. Сетевые и кооперативные забавы способны подружить людей из разных точек планеты, главное, чтоб не мешал языковой барьер. До сих пор люди устраивают сходки кланов в реале, чтобы пообщаться вживую. На такие мероприятия даже убежденные домоседы нет нет, да придут. Конечно, с тем, чтобы поделиться вашим хобби с близкими есть проблемы. Но это связанно с предвзятым отношением к видеоиграм в обществе. В остальном, по этому пункту все работает. Да что говорить, ведь если бы в далеком 2013 году, устав в соло дохнуть в Battlefield 3, я не принял приглашение в клан – то сегодня мы бы с создателем этого клана не делали видео про игры.
Пункт 5й: Счастье
И последний – пятый пункт. Хобби делает нас счастливыми. Увлеченные люди, по опросам, в полтора раза больше удовлетворены жизнью и смотрят на мир оптимистичнее, чем те, кто увлечением не обзавелся. В жизни много всего, что дарит ощущение счастья, но в основном эти вещи кратковременны. А хобби – это то удовольствие, к которому можно и хочется возвращаться с завидной периодичностью, стабильно получая порцию радости.
Игры прекрасно справляются с задачей делать нас счастливыми. У компьютерных развлечений, наверное, для этого больше всего инструментов для этого. И дофоминовые крючки с прогрессией, и достижения в рейтинговых играх. Но есть ведь еще игры с красивой визуальной и художественной составляющей. Не говоря уже об играх с хорошим сюжетом, интересными героями, которым хочется сопереживать. Все это, в комплексе способно дарить игрокам счастье. Так что и пятый пункт можно считать закрытым.
Думаю, после всего вышесказанного – можно уверенно заявить, что игры имеют полное право называться хобби. Они могут придавать уверенности в повседневной жизни. Знакомить с новыми людьми. Дарят чувство принадлежности к сообществу и просто приносят удовольствие.
О том как важно и полезно иметь хобби написаны десятки, если не сотни статей. Но мне приглянулась больше всего цитата доктора социологии, Стефании Бейкер:
«Наши увлеченности действительно формируют нас как личность, придают жизни цель и значение, но это еще не все. Это наше сердце, это то, кто мы есть на самом деле. Это то, что остается за пределами профессии, семьи, биографии и генетики. Это и есть мы»
Не стоит думать, что игры формируют только личность геймера. Игры могут привить любовь к визуальной эстетике, хорошей драматургии или вообще подарить склонность к превозмоганию трудностей. Что очень полезно в обычной жизни. Считать, что игры сформируют задрота или инфантильного ребенка в теле взрослого – это то самое примитивное восприятие игровой сферы. А игровая индустрия – это огромное количество, как создателей, так и потребителей продукции с прибылью почти в 100 млрд. долларов в год. И относиться к этом с пренебрежением попросту наивно и глупо.
Пожиратели времени
И если с правдивостью тезиса, что видеоигры тоже хобби, мы разобрались, остается маленький, но спорный момент. Как быть с играми, вроде Dota 2, CS:GO и прочими пожирателями времени? Многие геймеры, которые играют в подобные проекты, сидят только в них и делают это практически ежедневно. Можно ли это считать хобби? Я бы сказал нет и вот почему.
Такая завидная стабильность и регулярность может легко привести к игровому выгоранию и апатии. Ведь развлечение превращается во вторую работу. Нужно обязательно зайти в игру, выполнить ежедневные задания, поддержать рейтинг, улучшить КД и так день за днем.
Прежняя радость от игры превращается в рутину. И либо вы день за днем заходите и исполняете этот рутинный ритуал, либо вообще пропадает желание играть во что-либо. Я сам чуть не попал в такую ловушку с последней Call of Duty, но, к счастью, вовремя соскочил. Согласитесь, в таком ключе ни об удовольствии, ни о радости речи и быть не может. Вместо ярких эмоций, получаешь ровно то, от чего хобби должно спасать – серую рутину и обязательства. К слову, о них. Играя подобным образом еще и велик шанс скатиться в игровую прокрастинацию, когда вместо выполнения обязательств и важных жизненных задач, начинаешь прятаться в менее неприятной игровой рутине. Что тоже не слишком хорошо скажется на общем качестве жизни! Так что подобные сценарии точно не подходят под определение хобби.
Это не значит, что нужно быть игровым меломаном и рубиться во все подряд, от анимешных новелл, до хардкорных шутеров. Просто играть нужно, когда есть желание, а не потому, что надо! Иначе удовольствие не получить.
Люди с доисторических времен искали способы реализоваться помимо обыденной деятельности. В каждом человеке есть тяга к самовыражению. Не обязательно создавать, что-то новое или гениальное. Заниматься любимым делом в рамках досуга уже прекрасно. Хобби не обязательно сделает вас великим режиссером или геймдизайнером, но определенно принесет в вашу жизнь то, что будет дарить радость. И видеоигры ничем не хуже любых других видов досуга. Главное знать меру и делать то, что нравиться.
И я очень надеюсь, что этот материал вам тоже понравился. Я получил свою порцию удовольствия, пока готовил его. Это первая проба нового формата, обязательно отпишитесь в комментариях, стоит ли выпускать подобное в будущем и на какую тему хотелось бы поговорить.
На этом я с вами прощаюсь, надеюсь не на долго!
Лучшие комментарии
Предельно странная тема для блога и постановка вопроса. Любое занятие, не связанное с зарабатыванием денег, не вызванное необходимостью, добровольное, развлекающее и приносящее удовольствие или удовлетворение — это хобби. Очевиднейше, что игры не ради заработка — это хобби.
Предлагаю следующие темы — могут ли орлы быть летающими существами, могут ли люди быть прямоходящими, могут ли ПК быть калькуляторами.
Так это у тебя определение хобби отличается от общепринятого:
Ничего о обязательном глубоком погружении в тему в определении хобби не сказано.
У тебя просто разделение на тех кто «тру» и «не тру». Как у рыбаков, когда рыбаком может считаться только после владения определённым количеством блёсен. И так до эхолота.
Хотя просто есть понятия серьёзное отношение к хобби и несерьёзное. У обоих видов свои плюсы и минусы, но в любом случае это хобби.
Ну, блин, редирект — это неувожение. Канал может быть хоть маленьким, хоть микроскопическим, но правила есть правила!
Согласен, просто для меня хобби – это особое занятие, ради которого ты осваиваешь новые знания и умения.
Кстати, не всегда. Если у тебя игры удовлетворяют необходимость когнитивного разнообразия или ещё что нереализованное, это уже ближе к терапии, чем к развлечениям.
Фиг его знает, насколько редкие. Вон, если глянуть в отрицательную сторону, есть игроки сессионок, в вечном негативе от проигрышей, с погоней за призрачным шансом на удовольствие, портящие психику себе и настроение окружающим. Это тоже не похоже на развлечение, какая то болезненная фигня. И т.д. В общем выглядит как хобби, а начинаешь пристально приглядываться к частным случая, так что-то другое выползает наружу.
Хотя, конечно, хочется думать что большинство просто развлекается. Но сомнения всегда есть.
Согласен. Но это уже редкие частности.
Исправлю
UPD Исправил
Я считаю, что видеоигры становятся хобби только тогда, когда человек в своём увлечении ими начинает изучать что-то совершенно новое. Аналогию очень легко провести с кино: если ты заядлый посетитель кинотеатра и нередко смотришь хорошие фильмы прошлых лет, то это едва ли делает тебя кинолюбителем, но когда ты начинаешь находить почерк отдельных режиссёров в их работах, когда ты постепенно узнаешь биографии именитых актёров, когда начинаешь подмечать тонкости операторской работы и нестандартные сюжетные ходы, тогда кино становится для тебя чем-то большим, нежели развлечение на вечер. При этом даже не обязательно применять эти знания и навыки, многие люди довольствуются обсуждениями своих интересов в кругу себе подобных. С играми, на мой взгляд, так же, ведь именно изучение смежных с игровой темой программ и аппаратуры (например, для ретро), коллекционирование, изучение работ отдельных авторов и приносят удовольствие от видеоигр, как от хобби, а не как от развлечения на манер того же кино или концерта.
Я увлекаюсь НРИ и знаком со многими людьми, которые просто время от времени играют в ролевые настолки. И эти люди в корне отличаются от тех, кто, как и я, закапывается в изучение разных систем, выдумыванию собственных механик, развитию актёрского мастерства и тому подобных вещей. По ним сразу видно, НРИ –это не их хобби, это один из их методов проведения досуга. Именно поэтому, я считаю, что видеоигры лишь для меньшей доли геймеров являются настоящим хобби, которое окрашивает их жизнь в новые краски.
Тарантино вышел из чата)))))