16 мая 2023 16.05.23 9 2025

Как я познакомился с Mass Effect спустя 16 лет после выхода

+17

Ролевые игры занимают свою нишу в игровой индустрии с незапамятных времён. Это те самые игры, в которых, зачастую, вас встречают архаичное управление и огромный поток информации с самых первых минут, однако стоит вам привыкнуть к местным условностям — вы сразу же пропадаете на десятки, а то и сотни часов, которые рискуете потерять, пока проходите такую игру.

Mass Effect — одна из первых игр, которая рискнула внести изменения в давно устоявшиеся традиции. Хотя бы тем, что сеттинг здесь представляет собой не типичные фэнтезийно-средневековые декорации, а дерзкий вызов вселенной, придуманной самим Джорджем Лукасом, даром, что без световых мечей и Джаббы Хатта.

Если же не брать это в расчёт, в основе своей мы имеем достаточно типичную историю об очередном избранном, которого здесь называют капитаном Шепардом, и которому мы можем задать предысторию, что выгодно отличает его от других, более безликих персонажей РПГ. А, и да, галактику спасать тоже придётся.

Однако, должен сказать, что к этой вселенной я всегда относился с большим скепсисом в виду того, что sci-fi сеттинг я не очень жаловал. Да, было в детстве прикольно посмотреть шесть эпизодов уже названных войн, но не более. И вот, спустя более, чем 15 лет после выхода данной игры, за это время успевшей полюбиться очень многим игрокам по всему миру, я всё-таки решил открыть её для себя и постараться разобраться, чем же она так зацепила этих самих многих игроков в своё время.

Так называемые "геты" - наши противники на протяжении большей части игры.
Так называемые "геты" - наши противники на протяжении большей части игры.

Главная особенность Mass Effect, по моему мнению, это — проработка лора и персонажей в частности. Пускай и кажется на первый взгляд, что эта вселенная — пародия «звёздных войн», однако на деле это один из самых крутых лоров за всю историю РПГ вообще. Настолько, что люди здесь играют далеко не первую роль, и им постоянно приходится доказывать хоть какую-то свою значимость в сравнении с другими инопланетными расами. И этим и выигрывает игра — каждый персонаж здесь имеет свою предысторию, своё настоящее и своё потенциальное будущее. Если человек, то за ним, в 97% случаев стоит ненависть по отношению к другой расе; если турианец, то скептицизм по отношению к людям; если азари, то абсолютно нейтральная любвеобильность по отношению ко всем и всё в этом духе.

Не говоря уже о том, что в игре хватает всякого разного чтива для расширения кругозора игрока в рамках лора, а посему додумывать придётся мало что — и это отлично.

Процесс умерщвления соперников.
Процесс умерщвления соперников.

Геймплейно же Mass Effect попыталась как придерживаться канонов РПГ, так и привнести в них элементы из других, более популярных на тот момент игровых жанров. В частности, можно увидеть влияние вездесущей «Gears of War» — иначе как по-другому назвать боевую систему? Вид от третьего лица, стрельба из-за плеча, повсеместные укрытия и тупой искусственный интеллект — всё типично. Однако, поскольку это РПГ, есть несколько принципиальных отличий.

Потенциальные сопартийцы Шепарда.
Потенциальные сопартийцы Шепарда.

Капитан Шепард, в отличии от сержанта Феникса, никогда не позволяет себе отправляться в бой в одиночку, а посему перед каждой вылазкой в очередную экосистему мы вольны выбрать себе двух из шести потенциальных сопартийцев, и это сыграет немаловажную роль в перестрелках. Не говоря уже об утроении боевой мощи, каждый из напарников, подобно самому Шепарду, получает опыт, переходит на следующий уровень и может быть прокачан игроком таким образом, каким игрок себе только пожелает. Им также можно менять пушки, шмотки и способности, которые, как раз, и приобретаются за очки навыков. Но самое приятное в этом то, что для особо ленивых товарищей вроде меня предусмотрена возможность автоматического распределения очков навыков по мере получения нового уровня, хотя любителям тактики можно и отключить эту функцию вовсе.

Кайден и Эшли.
Кайден и Эшли.

Вне боя, как и подобает любой РПГ, главному герою доступен относительно открытый мир для изучения, где можно поднабраться дополнительного опыта, выполнять побочные задания и… всё. Да, заняться помимо миссий здесь особо нечем — дополнительные активности до боли похожи друг на друга, и различаются они лишь обоснованием сути самой миссии в диалоге перед её непосредственным началом.

Шепард изучает красоты "открытого" мира.
Шепард изучает красоты "открытого" мира.

Ах да… диалоги. Ну, что сказать, это первая игра, которая дала нам возможность открывать рот каждый раз, когда можно заметить, что выбранный нами вариант ответа не имеет абсолютно ничего общего с тем, что было сказано в итоге. Довольно свежее и интересное решение на первый взгляд, однако это не умаляет того, что диалоги в игре хоть и прописаны хорошо, но зачастую весьма односторонние, и какой бы вариант вы не выбрали, до желаемого исхода вы, всё-таки, дойдёте, несмотря ни на что. С этим нужно лишь смириться и постараться не обращать особого внимания, ровно как и на то, что в игре ведутся счётчики «героя» и «отступника», которые отслеживают все ваши моральные решения, но по каким-то причинам, ни на что в игре не повлияют. Вполне возможно, что я сам просто не смог найти места для применения этих элементов, и из-за этого у меня сложилось впечатление, что ролевая часть игры несколько неполноценна. Однако то, какой сюжет игра в итоге предлагает — окупает абсолютно все ошибки, сотворённые в этом плане.

Пример потенциальных ответов во время диалога.
Пример потенциальных ответов во время диалога.

А вот что по праву можно считать безукоризненным, так это саундтрек… за него отвечал маэстро Джек Уолл, которого вы можете знать по «Splinter Cell: Pandora Tomorrow» и «Call of Duty: Black Ops 2». И, чёрт возьми, его здешняя работа это просто отвал всего, что может отвалиться. Отбросив в сторону типичные инструментальные марши из «звёздных войн» и других подобных произведений, Уолл решил сконцентрироваться на голом звучании синтезатора, тем самым показав суть будущего, описанного в Mass Effect — холодный, полный обмана и интриг мир, в котором нет места ничему, кроме расовых междоусобиц и овладения очередным технологическом прорывом.

 

Музыка, звучащая при выборе планеты для путешествия. Сдаётся мне, запомнилась она абсолютно всем, кому приходилось играть в Mass Effect.

Если суммировать, то Mass Effect — отличный представитель старой школы. который не чурается брать элементы из других популярных игр своего времени, но при этом не теряет своё лицо и по итогу продолжает оставаться довольно новаторской игрой как в плане лора, так и в плане саундтрека и, возможно даже, геймплея, ведь многие типичные элементы РПГ здесь упрощены. И, наверное, эта игра и есть та самая отправная точка, после которой все игры жанра потихоньку начали деградировать, предлагая игрокам всё меньше разнообразия и свободы, не в пример условной «Fallout 2».
И в этом ведь нет ничего плохого — время идёт, целевая аудитория меняется, ровно как и меняются правила игры, а посему я свыкнулся с этим и разглядел в игре отличный «fan-fiction» на тему «каким я вижу наше будущее», чего желаю и вам, при условии, что вам только предстоит изучить мир Mass Effect.

 

Композиция группы «Faunts», звучащая во время финальных титров. Пробирает до муражек.

And I need you to recover, because I can’t make it on my own.

Faunts — M4, pt. II


Mass Effect

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
20 ноября 2007
4.7K
4.4
3 400 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

В частности, можно увидеть влияние вездесущей «Gears of War» — иначе как по-другому назвать боевую систему? Вид от третьего лица, стрельба из-за плеча, повсеместные укрытия и тупой искусственный интеллект — всё типично.

Ну… технически, с Gears of War Mass Effect ни черта общего не имеет, кроме вида из-за плеча. Здесь даже укрытия работают так, словно это последнее средство от неминуемой смерти. Напротив, Bioware старалась походить на другой sci-fi эксклюзив Microsoft, с более просторными локациями, аренами и большей свободой в бою. Речь, конечно, о Halo. На гирзы они переориентировались во второй части.

Если суммировать, то Mass Effect — отличный представитель старой школы. который не чурается брать элементы из других популярных игр своего времени

И тут ты не прав. Mass Effect — это что ни на есть RPG новой школы. За тебя решили кто твой герой и что его ждёт, а ты лишь режиссируешь каким тоном он согласиться уничтожить ещё пару утопцев, да украсть пару протезов по всему Найт-сити. Старая школа, вобравшая в себя лучшее от современных веяний жанра — это Dragon Age Origins, где широкий спектр противоположных выборов сочетается с блокбастерной постановкой.

Но блог отличный. Рад, что всё больше людей познаёт великое!

И что? Ты, очевидно, не понял о чём сказал Эльман. RPG «старой школы» может выйти и завтра...

Мне друг недавно прислал Легендарное издание. Поиграю ещё разок в трилогию.

Сочетается с блокбасерной постановкой (два ролика на 100 часов)

Под «представителем старой школы» имелось в виду то, что игре больше пятнашки лет, но выразился я, конечно, неудачно. х)

Спасибо большое! Самому было приятно окунуться в эту вселенную, теперь на очереди сиквел с Мирандой и Тейном!

Вот ты офигеешь, когда узнаешь, что можно сыграть за штурмовика/адепта/разведчика и такие выкрутасы делать с биотикой, летая по полю боя.

только вот драгонага вышла на 2 года позже масс эффекта

Мне и одного раза хватило что бы я офигел и больше не прикасался к ней.Та же самая хрень выстрел-укрытие, кастомизация оружия и брони во многих, очень многих играх.

Играл только во 2-ю… кажеться… Выстрелил-спрятался-выстрелил-спрятался… Что то там качал а разницы никакой не заметил.Планеты кошмарил-кошмарил на ресурсы а их столько и на дух не надо.Только и того что полюбовался «красотами болот», тьфу, космоса.

Читай также