30 апреля 2023 30.04.23 20 2010

The Outer worlds — Рай либерала

+17

Привет, это AnarhySonik. Давеча, третьего дня, поиграл в игру The Outer Worlds. Да, в ту, которая вышла уж года 3,5 назад. Не горжусь собой, но и ничего поделать не могу - только сейчас руки дошли. В итоге игрой я остался дюже доволен. Ведь там, о ужас, стебутся над капитализмом. Открыто, но не очень глубоко. Об этом материал и будет - разбор идей и месседжей с материалистических позиций.

 

Скажу сразу - игра хорошая, хоть и с некоторой сырцой. У руля команды разработчиков были люди, приложившие руку к первым фоллаутам, к Vampire: The Masquerade — Bloodlines, к другим небезызвестным играм. Предыдущую же до этого игру обсидианов - Fallout New Vegas, я прошëл раза три или четыре и каждый раз с удовольствием. Нью Вегас вообще обласкана многочисленными фанатами и иногда еë называют вообще лучшим фоллаутом, что говорит о многом. The Outer Worlds вышла очень похожей на предшественницу, механики изменились, но не кардинально, это та же RPG от первого лица с пушками, диалогами с проверкой очков навыков, прокачкой перков и необязательными сайд-квестами. Даже сеттинг как будто очень близкий - в нью вегасе пустошь мохаве после ядерной войны, населëнная мародëрами, мутировавшими животными и редкими выжившими, с повсеместной ретрофутуристичной стилистикой с омажами на вестерны. В оутер ворлдс - пустоши космического фронтира человечества, населëнные мародëрами, мутировавшими животными, и редкими выживающими колонистами, с повсеместной ретрофутуристичной стилистикой и омажами на вестерны. Звучит похоже, не правда ли?

New Vegas, если кто забыл как он выглядел
New Vegas, если кто забыл как он выглядел

Да, но есть нюансы. Обсидианы в этот раз выбрали ну ооочень жирную тематику, и не просто так. Сейчас очень модно, молодëжно критиковать корпорации, амазоны, гуглы и иже с ними. Но их критикуют за то, что делала бы любая компания, распространив своë влияние и нарастив капитализацию. Все эти экономии на работниках и на условиях труда, сокращения, корпоративная этика, погоня за прибылью и вот это вот всë то, что всплывает в голове при произнесении слова "Корпорация". Это всë не баг, а фича. Все компании такие. По другому в нашей системе не работает. Если какая-нибудь компания решит делать по-другому дела - она очень быстро обанкротится. (Понятно, что есть ещë кооперативы, но это исключение, так как там иные принципы владения и управления). Из этого следует, что это не "компании неправильные", или "руководство плохое", как раз таки наоборот. А что тогда плохое? Так сама система плоха тем, что выстраивает только такую дорогу к успешному успеху, которая прокладывается по разрушенным жизням и судьбам. Потому что сейчас можно быть "успешным" только за счет других людей, одного обогнал, другого обокрал, третьего подставил и вот это всë, "человек человеку - волк".

Как эта душная тирада относится к игре? Как бы напрямую. Игра если что про то, как несколько монополек решили колонизировать космос, улетели с земли, терраформировали несколько планет (условно) и на протяжении около сотни лет успешно фашизировались. Разработчики смоделировали такую ситуацию, при которой вся власть у корпораций, все работники в зависимом положении, профсоюзного движения нет даже на уровне идей, деваться некуда, помощи ждать неоткуда, потому что земли возможно уже и нет.

Ну и давайте уж о сюжете в двух словах. Мы играем за одного из десяти тысяч колонистов, которых отправили с земли в Алкион (так называется космическая колония), но корабль затерялся по дороге, и люди вместо 3 лет пролежали в криокамерах по 70 лет, и потому просто так их нельзя разбудить - при открытии капсулы человек просто мучительно умирает. Корпорации решили о колонистах забыть, чтобы не заморачиваться с разработкой технологий по разморозке. Потому что если это не принесëт выгоды в ближайшей перспективе, то оно и не нужно, да и сама ситуация выставляет компании не в лучшем свете, поэтому десятью тысячами человек можно и пренебречь.

Но нашëлся классический безумный учëный, разыскиваемый коалицией как преступник, который путëм проб, ошибок и десятка умерших в мучениях размороженных, таки нашëл способ безопасно разморозить человека. И первым его выжившим экспериментом оказался как раз наш герой. Надо сказать, что это очень элегантный способ дать игроку настроить внешний вид и характеристики героя, потому что по сюжету в момент настройки персонажа это учëный выбирает подходящего ему человека их числа колонистов. Да и в дальнейшем очень удобно рассказывать экспозицию игроку через персонажа, который во-первых не в курсе событий из-за того, что он новый в этом мире, а во-вторых даже то, что он знал - уже не актуально из-за пропавших для него семидесяти лет. Не надо городить любимую сценаристами эрпэгэх пропажу памяти.

В общем после нашего пробуждения нас сразу отправляют в приключения, цель которых, добыть больше реагентов для реанимирования всех остальных замороженных колонистов. И на пути к этой цели нас помотает по окружным небесным телам колонии. Весь сюжет не имеет смысл пересказывать - он хороший, с обилием текста, советую пройти самостоятельно с максимальным погружением во все побочки и оба сюжетных dlc. Отдельного внимания заслуживает юмор, который, конечно есть, и он хороший, но почему-то некоторые считают, что вся игра юмористическая. Нет. Тут присутствует и ирония, и сарказм, и много сатиры, и чëрный юмор в изобилии. Но многие вещи тут нихуя не смешные. Когда корпорации ставят опыты на людях по переносимости яда местных ящеров, при которых люди умирают мучительной смертью. Когда людей подвергают пыткам, подсаживают на наркотик, который сводит людей с ума в прямом смысле. Когда людей на заводе не лечат под предлогом "лучшее лекарство это работа", и дают лекарство только тем, кто даже при болезни продолжает работать в полную силу, но тогда ему и не нужно лекарство, "если он трудится так же эффективно - значит не болеет", при этом сама болезнь возникает из-за недостатка витаминов в скудном, однообразном провианте. Когда за место на кладбище ты должен платить и до и после смерти, а самоубийство считается актом вандализма по отношению к активу компании, за которое естественно должны заплатить штраф все оставшиеся рабочие. Когда выход на пенсию в город-сад происходит по лотерее, но при этом тебя на входе убьют роботы. Когда компания подсаживает паразитов в сотрудников, чтобы они были лояльные и довольные, от чего люди сходят с ума через некоторое время. И самое главное для чего это всë делается? Только для увеличения прибыли компаний, чтобы меньшинство могло жить в городе-саду и наслаждаться жизнью (у них это тоже не особо получается, но это другой разговор).

Не пейте коричневую спектральную водку
Не пейте коричневую спектральную водку

И это я взял лишь по верхам, когда читаешь записки, почту сотрудников, то ещë больше и глубже погружаешься в пучину отчаяния и ненависти. Повторюсь, это всë не смешно, хоть и написано с долей иронии сценаристами. Но через диалоги с напарниками и другими NPC сценаристы показывают, что это всë пиздец. Причëм лет 5 назад я бы подумал, что это всë преувеличение, утрирование и вообще "это же фэнтезя". Но сейчас я уже понимаю, что это логичное продолжение капитализма, то куда он скатится, если его не сдерживать и не бороться с ним. Попросту фашизм как он есть.

А вот борьба с этим явлением показана плохо, если не сказать ущербно. За всю игру я встретил лишь одну организованную забастовку. И то с нюансами. Там как, несколько человек из одного цеха потребовали увеличение зарплаты, начальница отказалась, после чего работники просто не вышли на работу и пропивали свои сбережения в баре. Вот так. Никаких касс взаимопомощи, никакой агитации соседних цехов, никакой блокировки своих рабочих мест, чтобы не пустить штрейкбрехеров, никакого освещения проблемы другим горожанам средствами той же демонстрации. Не приди к ним наш главгерой и не уговори он начальницу пойти на встречу - эти горе забастовщики просто пришли бы сами обратно через неделю, как закончились бы деньги, о чëм они сами и рассказали. И это пик рабочего движения, который мне встретился. Были ещë "иконоборцы", но там просто шиза. Просто один из бывших корпоратов решил собрать себе последователей… чтобы что? Бороться с корпорациями? Как? Печатным станком и проповедями. Там какая-то лють в плане идеологии. Что-то анархичное, с религиозной основой.

Жалко что в этом диалоге нельзя рассказать про профсоюз
Жалко что в этом диалоге нельзя рассказать про профсоюз

Беда иконоборцев в том, что это не какое-то рабочее движение, с классовой борьбой, а просто группа отщепенцев, которым типо "просто надоело работать на заводе" и к ним приходят люди просто за приключениями. Добывают ресурсы они себе обычным мародëрством, а на вырученные за сбыт ресурсов деньги они и живут, закупаются продуктами, техникой, оружием. Без заводов, производственных мощностей это дорога в никуда, откат в аграрность. И тут даже нечего говорить про то, "а что же нужно было сделать по-другому?", потому что ответ "всë". Начиная с того, что нужно было сразу захватывать заводы, космопорт, вышку связи. И делать это опираясь на большинство рабочих, а так же военных. Для этого в принципе нужно было понимать, сколько людей готовы на этот шаг, а для этого должна быть долгая подготовка, развитое рабочее движение, проведение забастовок, акций. В общем всего того, что иконоборцы не делали. Потому что они махровые идеалисты, рассчитывающие на… на что? Что обычные разглагольствования про то что корпорации это зло будут приводить толпы людей в лагерь? Чтобы что? Потом силой захватить город? А дальше что? Без экономических, социальных, политических преобразований это всë будет тоже самое, что у корпораций, но на несколько порядков хуже, в силу отсутствия технологий и ресурсов.

Были ещë одни "революционеры", с якобы сетью, планом по военному перевороту, политическими внутрипартийными разборками, и вот этим всем. Но оказалось, что это обычная подставная группа, с агентом охранки во главе, который только и строит планы, пока постоянно финансируется корпорациями.

В общем, к чему всë приходит в итоге. Мы достаëм реагенты для оживления колонистов, склоняем на свою сторону двух председателей правительства, расправляемся с серой кардиналшой, которая управляла всей колонией из тени. Идëт долгий процесс по разморозке людей. Ииии типо люди сплачиваются всей колонией, для достижения общей цели - сохранение человечества. А новоразбуженные колонисты становятся основой для технической и социальной модернизации, так как криогенные капсулы были забиты сплошь инженерами, медиками, политиками, научными сотрудниками. Что характерно в титрах ничего не рассказано про то, куда делись корпорации. Ушли ли они, преобразовались ли или там всë осталось как есть.

И это разочаровывает. Я понимаю, что игра идеалистическая, про субъективный фактор, пассионарность, важность выбора и всë такое. Но разрабы так фактурно расписали корпоратов, их преступления против человечества. И ничего с ними не сделали, никак сценарно не наказали. Причëм я понимаю, что было бы глупо ждать от них марксистский подход, противостояние классов и теории прибавочной стоимости, но хоть дали бы поменять верхушки правления ради приличия. Но нет, главных злодеев всей игры просто проигнорируем в развязке. Уж не знаю сюжетный прëб это или намеренное смягчение, чтобы игру издали всë те же корпораты, но факт есть факт.

Что по итогу. Всем, кому нравятся Fallout New Vegas, action-RPG от первого лица с диалогами, сатира на корпорации, антураж ретрофутуризма, космоприключения типа "Светлячка", при этом не требует исключительно игр AAA класса - строго играть. Остальным соболезную, как говорится.

И на этом у меня всë. Любви, добра, пока.

Spacer Choice's Cosplay
Spacer Choice's Cosplay
Элли
Элли
Парвати
Парвати


The Outer Worlds

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
25 октября 2019
2.1K
3.8
1 172 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Я бы сказал «Рай либерала глазами коммуниста») На деле у нас конечно скорее либертарианство, чем либерализм, но кто в этих «либеро» разбирается, действительно.

Все компании такие. По другому в нашей системе не работает. Если какая-нибудь компания решит делать по-другому дела — она очень быстро обанкротится.

Я прям вижу, когда какой-нибудь гугол строит игровую комнату или бассейн для сотрудников и мировые СМИ — ГУГОЛ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА!))

Но сейчас я уже понимаю, что это логичное продолжение капитализма, то куда он скатится, если его не сдерживать и не бороться с ним. Попросту фашизм как он есть.

Эт прям дословное определение фашизма) Фашизм нынче как мифический зверек или инопланетяне, все их описывают по своему и часто такое ощущение что видели их в основном под горячительными напитками) Обществознание в России явно не дорабатывает. (пс, фашизм предполагает сильное государство и регулирование им в том числе экономики, а тут у нас отсутствующее государство и власть компаний. Анархокапитализм. Ты буквально коня плотвой назвал.)

И ничего с ними не сделали, никак сценарно не наказали. Причëм я понимаю, что было бы глупо ждать от них марксистский подход

Может потому что это просто игра, а не призыв к мировой революции?)) Иногда игра это просто игра, а юмор просто юмор) Может будем про игры, а не про политику, про политику у тебя если честно не очень получается)

Вообщет это в рубрике обсуждения и рассуждения, и пост собственно мои рассуждения. Если это пропаганда, то что тогда Не пропаганда?

Так ведь сейчас нельзя барина обижать. Помню, как разрабы Виктории 3 оправдывались за рабочую механику коммунизма. Или как в новом человеке муравье все дружно морщат нос при упоминании «преимуществ социализма».

Я принял твои комментарии, буду если что в следующий раз больше разжёвывать, чтобы всем было понятно о чём я говорю. Спасибо

Это называется тоталитаризм и авторитаризм, так что это не Outher Worlds не про СССР (уж явно не только про него, если там вообще что-то от него есть)

Знаете: продуктивный работник, который всем доволен и не хочет уходить— это прямая заинтересованность гугла. Комфортные условия труда — это заинтересованность самого работника. Да, интересы могут совпадать, вот только причины возникновения этих интересов, зачастую совершенно разные (например поэтому анкап и скатывается в тиранию капиталистов, тупо потому, что у компаний и рабочих, которые ещё и конфликтуют внутри самих себя, нет регулятора, в роли государства). Ну и да: ни о каких чиновниках я не говорил и говорить не хочу, ибо они мне самому противны.

«Ну это не факт, а литературные гиперболы уже какие-то. А до капитализма там работники я подозреваю процветали?»
Будет звучать смешно, но было такое, что да — лучше. Конголизийцы не содержались поголовно в рабстве, до Леопольда (при чём рабство Леопольда 2 сравнимо разве что с условиями содержания в худших конц.лагерях 3 рейха). Жители Центральной Америки развивали все сферы агрокультур, а не жили в постоянной зависимости от урожая бананов с нарушением их базовых конституционных прав.

Интересный материал, разбирающий экономку лора игры с материалистической точки зрения, что похвально. Не могу высказать претензии по поводу содержания, только если дать рекомендацию не употреблять маты на этом портале и убрать их в статье, так как, насколько я знаю, до сих пор за них наказывают. А в целом могу лишь поблагодарить автора за грамотный анализ и пожелать не забрасывать это дело

Ок, принял к сведению по мату, мне уже писали об этом, видимо действительно надо без этого общаться. (Редактировать не буду, я с местным конструктором немного не дружу, боюсь, что если начну править — всё слетит)

Не соглашусь по поводу первой претензии, ибо Гугл вкладывается в бассейн ровно для своей выгоды (повысить продуктивность сотрудников например). А так да, статья скорее про поверхностный «типа марксистский анализ».

А вообще ситуация мне напоминает экономику ЗВ (про которую ещё Эльфийский танкист снимал), где Анкап и рабочие бесправие, во общем-то, процветают, ибо ресурсов фактически неограниченное количество, а космические аналоги государств слишком слабы.

«А у нас есть примеры в истории анкапа, скатившегося в тиранию?) „
В целом у нас есть пример к чему приводит неконтролируемый рынок, например экспансия банановых корпораций США в Центральную Америку и на Гавайи.
Принцип Láissez-fáire, которого придерживались многие страны страны в 19 веке.
Ну и самый ярки пример — Свободное государство Конго, которым управляла не Бельгия, а Леопольд 2 лично, как самый обычный капиталист.
А теперь уточню: Факт что подобные инициативы двигали человечество вперёд? Факт.
Факт, что подобные инициативы позволили не самой маленькой части человечества жить, в будущем зажить хорошо? Факт.
НО: Факт, что без вмешательства государства, многие подобные компании нарушали права и законы других стран и народов? Факт.
Факт что без вмешательства государства, подобные страны строили свой успех на костях тысяч людей, а миллионов работников оставляли прозебать в нищете? Факт.
Вот, так и получилось, из 2 крайностей, у нас сейчас есть не всесильное государство и не всесильные капиталисты, и как бы не ругали капиталистов или правительство.
Факт: В данный промежуток истории, если отдать большую часть влияния одной из этих групп — будет хуже. Но и без этих групп тоже будет хуже. А что будет в будущем, лет этак через 500, не я, не вы не знаем.

А мне вот Всеми обласканная FNV не очень понравилась (не в обиду фанатам). Несколько раз начинал ее, думал, что чем дальше, то больше затянет, но увы — этого не произошло. Почему-то казалось душновато. А вот с Outer Worlds у меня все наоборот — затянуло с первых минут и дальше еще лучше.

Я заметил, что игру многие воспринимают как критику капитализма, или, по крайней мере — корпоративизма. Но это неправильный подход. The Outer Worlds критикует не это, у неё другой посыл. Я это могу проиллюстрировать парой примеров:

Все компании такие. По другому в нашей системе не работает. Если какая-нибудь компания решит делать по-другому дела — она очень быстро обанкротится.

А как же Monarch Stellar Industries? Её глава Санжар Нанди провёл реформы, которые дают работникам свободу и гражданские права. Это повысило эффективность корпорации. А во время кризиса реформы MSI были переняты и другими корпорациями, которым помогли этот кризис пережить.

Причëм лет 5 назад я бы подумал, что это всë преувеличение, утрирование и вообще «это же фэнтезя». Но сейчас я уже понимаю, что это логичное продолжение капитализма, то куда он скатится, если его не сдерживать и не бороться с ним.

А вот игра этого не понимает. Есть пример MSI с реформами. Есть успешное преодоление кризиса и развитие Алкиона после победы над коллегией. При этом упоминается некая «свобода» которую получил алкион (видимо от коллегии), но вот чего нигде не упоминается — это смены коренной смены общественного порядка. Наоборот, отсутствие иерархии критикуется (в лице иконоборцев, например).

Почему TWO не показывает борьбу с капиталистической системой? Потому что и не пытается.

Я считаю, что посыл TWO не в противостоянии рабочих и эксплуататоров. Проблематика, которую поднимают разработчики — это коррупция и некомпетентность. С самого начала игры и вплоть до самого её конца мы боремся с конкретным узурпатором и его охранительным режимом. В самом первом диалоге полагается цель — вывести из гибернации талантливых людей, которые заменят некомпетентных плутократов у руля текущей системы и всё исправят.

Ну «интересы компании» это такое аморфное понятие, которое ни о чем нам не говорит. Понятно что любая компания должна приносить прибыль, потому что от этого зависит ее жизнеспособность и конкуренция на рынке. И пути к этому могут быть разные и дальнейшие интересы тоже. Коммунисты рисуют бизнесменов как таких стереотипных злых Скруджей Макдаков, у которых единственный интерес это купаться в своем бассейне с деньгами, ну деньги ради денег, просто потому что. А что у него еще может быть в интересах, не мечта же с детства например стать космонавтом и попасть на марс, или заниматься продвижением науки и благотворительностью, когда ты весь свой крупнейший в мире бизнес и «бассейн с деньгами» оставляешь не детям, а благотворительному фонду. Я не идеализирую, понятно что не все такие, я про то, что «интересы компаний» часто чуть сложнее чем просто зарабатывание денег, ради зарабатывания денег. Так-то злые Скруджи Макдаки сейчас двигают цивилизацию, а не «добрые чиновники».

например поэтому анкап и скатывается в тиранию капиталистов

А у нас есть примеры в истории анкапа, скатившегося в тиранию?) Если дать всю власть чиновникам, у нас есть практика, что ничего хорошего не будет, так что анкапство тут в лучшей позиции, потому что на практике это еще никто не проверял. Я не сторонник анкапа, просто такова реальность.

Банановые республики это такое себе место для хорошего эксперимента. При желании вы там можете анкапство сменить коммунизмом, а коммунизм абсолютной монархией с крепостным правом и вероятнее всего ничего глобально там не изменится. Социализм пытались строить на половине шарика, в сверхдержаве и паре крупных стран. Минимальное вмешательство государства это уже тогда минархизм, анкапства как такового мы кроме как в антиутопиях нигде не видели. Так что то что вы пишете не может быть «фактом», а лишь гипотетически возможным вариантом.

Факт что без вмешательства государства, подобные страны строили свой успех на костях тысяч людей, а миллионов работников оставляли прозебать в нищете?

Ну это не факт, а литературные гиперболы уже какие-то. А до капитализма там работники я подозреваю процветали? Но пришли капиталисты за их костями, нести нищету. Чем был например Китай при Мао? Прекрасным местом где за миску риса миллионы голодных китайцев бегали за воробьями? И только с приходом Скруджей Макдаков там начался рост экономики и уровня жизни. Вообще довольно забавно что единственная коммунистическая номенклатура выжила и продолжает жить за счет капитализма. ИРОНИЧНО я бы сказал.

Вот, так и получилось, из 2 крайностей, у нас сейчас есть не всесильное государство и не всесильные капиталисты, и как бы не ругали капиталистов или правительство.

Я согласен, что когда две силы друг друга балансируют это хороший вариант на данный момент. Другое дело где должна проходить эта линия, это вопрос дискутабельный.

А о чьей выгоде должны в гугле думать? Внезапно выгода гугла вполне может совпадать с выгодой работников из которого этот гугл состоит. Мамкины коммунисты почему-то думают, что если посадить за место «злого капиталиста» социалистического чиновника, то он сразу начнет думать а как же там мамкин коммунист поживает.

Да мне то все понятно, кроме одного, зачем пропаганда, да еще и такая корявая, на игровом сайте. Есть как бы более подходящие для этого площадки.

Забавно: я вот, когда играл, не мог отделаться от мысли, что больно уж корпоративный строй советский «реальный социализм» напоминает: наплеватльство на рабочего человека, тупая идеология из каждого утюга, низкое качество товаров, невероятный бюрократизм .

Причем, думаю, сходство возникло совершенно случайно — хотели изобразить максимально отвратную систему — и изобразили.
Будь это пародия на социализм, вопросы решались бы по блату, но на Хальцион блат не довезли :-)

Так а в чём наезд на Викторию 3? Просто как бы можно понять игроков когда в реалистичную игру без анонсов заранее добавили такой большой элемент фентези как рабочий коммунизм.

Читай также