5 апреля 2023 5.04.23 11 2765

Обзор инди-игры Кужлевка

+44

Всем привет! У меня появилась возможность пройти игру до выхода и сделать её обзор. Помимо видео, по правилам SG, есть и текстовая версия. Её публикую только тут. Думаю, что есть опечатки. Если что — пишите и я поправлю.

 

Буду рад, если посмотрите видео-версию

Сейчас я расскажу вам о игре Кужлевка. Если вы ничего про эту игру не слышали или слышали, но мало — то стоит прочитать или посмотреть этот обзор, потому что проект несправедливо обделен вниманием. Игра выходит завтра, но я ее уже прошел и мне есть, что вам рассказать. Но это вовсе не значит, что игру ругать я не буду, раз мне прислали ключ. Буду, конечно. Но заслуженно. И хвалить тоже. Короче, сейчас все узнаете.

Откуда и на что игра?

Мне бы очень хотелось рассказать поподробнее о том, откуда появилась эта игра, как шла ее разработка и прочие факты, которые, как правило, рядовому игроку особо не интересны. В конце-концов, мы же смотрим обзоры на новинки для того, чтобы узнать стоит ли игра нашего внимания, а не для того, чтобы выяснить кто ее там делал и сколько этот кто-то бессонных ночей провел за экраном монитора.

Поэтому скажу только, что сделали ее два студента. Сценарием занимался Аскер Унаев, а копался в коде и занимался продвижением игры Олег Киселев. И это важно знать. Зачем, я вам скажу позже, а пока просто положите эти знания на полочку.

Игра выходит 6-го апреля в STEAM, EPIC GAMES STORE и VK PLAY (в итоге в VkPlay игра, похоже, не выйдет). На стимдеке игра тоже запускается, но пока что без официальной поддержки.

Завязка

Влетаем в колхоз
Влетаем в колхоз

На дворе 1992 год. Россия офигевает от того, что она уже пол года как не СССР, я офигеваю от того, что родился на свет, но больше всего офигевает село Кужлевка и тамошний председатель колхоза Валерий Михайлович, ведь в его дом врезалась летающая тарелка.

Что (или кто) там внутри — неизвестно. Известно только то, что Валерий Михайлович, за которого вы и играете, удостоен чести общаться с инопланетянами при помощи своего, кхм, телевизора. Никто другой этого делать не может. Ну как…общаться. Он может отправлять запросы от граждан в тарелку, а тарелка эти запросы может исполнять. Иногда точно, а иногда и не совсем. От того, какие запросы вы будете передавать тарелке — зависит дальнейшее развитие истории. И история здесь занимает важное место. Но о ней чуть позже.

Геймплей

Я, когда начал писать текст, понял, что если рассказывать подробно о механиках игры, то можно всю эту игру и пересказать. Поэтому я постараюсь максимально схематично рассказать о том, что нам предстоит делать. Да, не всё, но ведь тем приятнее будет находить в игре что-то ещё.

Геймплей можно разделить на две части. Симулятор сидения и симулятор ходьбы.

Сидим
Сидим

В первом варианте игра, очень условно, напоминает Paper Please. Главный герой тут тоже берет на себя роль эдакого пограничника и внимательно следит за тем, кто границу с тарелкой пересекает. Вставать и ходить вокруг стола нельзя, потому что у Михалыча парализованы ноги. Поэтому вот вам стол, за которым вы сидите. Вот вам граждане, которые приходят к тарелке и просят передать ей своё желание. Сидите и вершите их судьбу. Если по вашему мнению желание достойно исполнения, то нужно передать тарелке его, попытавшись не исказить смысл и посмотреть, что же будет. Это первая часть геймплея.

Вторая часть геймплея — сны и видения Михалыча. И это — чистой воды симулятор ходьбы. Тут уже можно побродить, походить, порешать головоломки и даже повыполнять кой-какие сайд-квесты.

Ходим
Ходим

Тут, возможно, у вас возникнет чувство, что как-то всё это не разнообразно звучит. И да, это звучит не разнообразно. Да и играется тоже. Но основная задача, которую ставит перед собой Кужлевка — рассказать историю. И для этого — такого геймплея больше чем достаточно.

СЮЖЕТ И ПОСЫЛ

Я не придумал, в какой момент рассказать про нелинейность, поэтому просто расскажу сейчас. В игре есть несколько концовок. Сам я видел 6. Может их там еще больше. На то, чем именно закончится игра влияют ваши выборы и действия. Как очевидные, так и не очевидные. При желании можно отмотать игру и посмотреть, что будет если пойти по другому пути. На первом прохождении крайне советую в журнал вообще не смотреть. С нелинейностью все. Теперь сюжет.

Вот тут-то и начинается самое сложное. Дело в том, что несмотря на все веселые трейлеры с мемами, отсылками и приколами игра-то вообще не про это. Нет, отсылок и приколов тут достаточно. В какие-то моменты я вообще всхрюкивал от смеха, но это вовсе не цель игры. Цель игры, как раз, хитрее. Заманить людей, которые ведутся на «Мемасики» и «ОТМОСФЕРУ ТОГО САМОГО СССР» и неожиданно поговорить с ними о… кхм.

Рассказать о чём тут история и при этом ничего не заспойлерить и не переврать — дело тонкое. Поэтому я попробую максимально обтекаемо проскользнуть ничего не сломав.

Как вы думаете, чего пожелают люди, если им дать исполнить одно желание? У каждого ведь разный ответ. Кто-то пожелает богатства. Кто-то мир во всем мире и счастья для всех и чтоб никто не ушел обиженным. Кто-то захочет узнать правду. Кто-то захочет поменять внешность. А кто-то пожелает ящик водки. И не потому что он злой и эгоистичный., а потому что «простой парень» и по-своему глупый. Я, честно говоря, даже не представляю, что бы пожелал.

И вот все эти разные люди приходят к Тарелке и высказывают свои сокровенные желания. И, как это не странно, у игры получается передать характеры всех персонажей. Политиков, бандитов, иностранцев и т. д. Даже если вы его увидите на пять минут. В какой-то момент я даже прослезился, хотя ничего особенного не произошло. Просто ошибся в персонаже. А он оказался совсем не таким как я предполагал.

Тут очень большую роль играет озвучка всех этих героев. С этим всё замечательно. У микрофона побывали Всеволод Кузнецов (Геральт всея Руси), Борис Репетур, Игорь Старосельцев и многие другие известные вам голоса. И то, что они вам известны — это как раз хорошо. Поэтому многие герои кажутся такими знакомыми и родными, а истории это только на пользу.

И вот так, через желания простых (и не очень) граждан, сюжет начинает поднимать в голове игрока вполне себе насущные вопросы. Насущные — это вечные вопросы. Для нашей страны. Те самые, вокруг которых всегда ведутся и велись споры на кухне за стаканчиком. Сначала стаканчик был с Байкалом, потом с пепси-колой, а теперь, вот, там Колла из Черноголовки. Ну вы же понимаете. Вопросы-то остаются, только напитки со временем меняются.

Вот вы сейчас, наверное, такие: Что за херня-то началась? Тыж про игру рассказывал! Да, рассказывал. И продолжаю про игру рассказывать. Ведь история там как раз про это. И было бы нечестно об этом не упомянуть.

И это, с одной стороны, плюс. О проблемах нужно и важно говорить. Особенно о тех, что поднимаются в Кужлевке. С другой стороны, поднимать их надо немного аккуратнее, для того чтобы они плавно проходили через игру и откладывались в голове у некоторых игроков. Тут же все параллели довольно очевидны и это вряд ли сработает на тех, на кого рассчитывалось. И нельзя показывать только проблемы. Немаловажно показать и решение этих проблем и АЛЬТЕРНАТИВУ. С этим, как мне кажется, тут есть недоработка.

Но не пугайтесь, никто вас силком думать обо всём этом не заставит.
Если попытаться оставить за рамками все эти рассуждения, то и сама по себе история получилась довольно интересная. За ней любопытно наблюдать, все приятели главного героя в ней получают развитие, да и не возникает ощущения: «что-то я ничего не понял».

Да, концовки достаточно сумбурные. Да, в игре есть явно лишние моменты, но все это можно списать на первый блин.

Вполне возможно, что я просто недостаточно шарю в истории России и мира, потому что некоторые термины и даты из игры заставляли меня отправляться в гугл. Так что может это просто я не понял некоторых параллелей за счёт своего ограниченного кругозора. Но основная идея читается очень хорошо, вопрос только в том, как она считается англоязычными игроками, которые вообще понятия не имеют, а что это на экране-то происходит и что это за KOLHOZ вообще?

ГРАФИКА и БАГИ

Несмотря на то, что игра больше сюжетная, внешний вид тоже важен.

Ну не RTX On, конечно.
Ну не RTX On, конечно.

Графика — классический лоу-поли. У меня она вызывает только приятные эмоции, особенно если сравнить с тем, что показывали в первом трейлере. Работа явно проделана огромная. Выглядит не перегружено, но и не слишком просто. Истории не мешает, геймплей не нарушает. В купе со всем остальным — очень хорошо.

Правда в моей версии были баги. Где-то что-то сквозь текстуры вылезет, где-то персонаж подпрыгнет, где-то реплика отрежется. Даже критических было два, но на релизе их быть уже не должно.

ИТОГ

Изначально я хотел рассказать очень много всего, про какие-то отсылки, про геймплейные моменты, про музыку (она, кстати, написана группой «Пустая Электричка» и очень подходит происходящему), про мелкие датали. Но зачем, если вы всё это увидите сами? Игра не такая большая, у меня, например, на одно прохождение ушло где-то 6 часов и отнимать у вас эти впечатления я не хочу.

Так рекомендую ли я её? Если вам нравятся короткие, но насыщенные игры, где геймлей — это не самое важное, то да — однозначно рекомендую. В итоге получилась атмосферная игра, которая поднимает важные вопросы и, несмотря на свою бюджетность, не вызывает чувство: «О! Инди-говно из стима». Да, тут не топ-графика. Да, тут не супер геймплей. Да, в истории можно найти дыры.

А так ли важна в игре вылизанность всего и вся, если она вызывает у вас нужные разработчику эмоции и без этого лоска?

Помните, в самом начале, я говорил, что игру делали два студента? Так вот, если их первой игрой стала такая игра, как Кужелевка, то потенциал у студии CALLBACK явно большой. А если после обзора вам вообще не хочется играть в неё — значит просто не ваша игра. Или я так себе рассказчик.

И на этом на всё. Если обзор понравился, то буду рад плюсам и комментариям. Всем спасибо за внимание и пока!


Кужлевка

Платформы
PC | Linux
Жанр
Дата выхода
6 апреля 2023
330
4.0
120 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

спасибо за обзор, интересно написано и без спойлеров. в трейлере последнем очень приятная музыка была, с вокалом, вопрос — много ли песен в самой игре, или саундтрек больше инструментальный?

Я слышал только одну вокальную, но может не все слышал. Но это тоже была Пустая Электричка. Они, вроде бы, почти весь ост написали.

Клёвая игра, всё понравилось, сюжет, атмосфера, даже геймплей))) единственное жаль нельзя после прохождения игры, проматывать некоторые диалоги, хотел перепройти, но из за этого пришлось все концовки на ютубе смотреть

Ребята говорят, что шансы есть. Но пока VK не разместили и неизвестно, когда.

Когда я первый раз услышал про эту игру, то её концепция — русская деревня и необычные происшествия в ней — живо напомнили мне о литературном цикле Кира Булычева про провинциальный город Великий Гусляр.
Очень надеюсь, что авторы не остановятся и продолжат развитие идеи. Чур, в следующей игре как раз устроить подобие Великого Гусляра: городка, в котором происходит всякая странная фантастическая суета (и это не обязательно должны быть летающие тарелки). А узнаваемый русский антураж придаёт всему особый колорит.
Юмор может быть построен на том, что прибывший главгерой обалдевает от такой бурной жизни, а вот местные жители уже привыкли, что у них могут ни с того ни с сего появиться золотые рыбки, исполняющие желания; пришлепать водяной из болота; прийти леший из леса и так далее.

Спасибо за обзор, очень интересно было читать.

А чё за траблы с VK Play? Не хочу тратить кучу денег на комиссию перевода в Стим, а EGS если уже совсем выбора не останется.

Заинтересовали, обязательно поиграю! Если судить чисто по описанию, то перед нами глубокое произведение, замаскированное за обёрткой простенькой игры с забавными модельками.

Корабль инопланетян, врезавшийся в дом героя, символизирует крушение прежних идей, мечтаний, самого уклада жизни советского человека. Инопланетяне — это буквально «пришельцы», пришлые элементы. А для мужика пришельцами являлись и бандиты, и создатели «надёжных» финансовых планов (которые ловко выстраиваются в пирамиду), и уфологи-маги-экстрасенсы. Последние, получается, являются пришельцами и для других названных групп (потому бандиты, как понял из описания, обратятся к тарелке)

Вроде и страшно, непонятно, но хочется диковинку попробовать — вдруг кто и правда всё исправит, обогатит, сделает всё только лучше? Вот от лица всей деревни (да что там, от лица всех деревенских мужиков!) герой и обращается к синему экрану (как тонко), чтобы найти контакт с этими пришельцами...

Наверное, теперь это поправили?..
Просто я сейчас переигрываю и, щелкая мышкой, у меня получается проскакивать диалоги. Явно быстрее этап проходится, чем если бы я его по-честному весь выслушивал.

Читай также