5 апреля 2023 5.04.23 6 2558

«Хеллсинг» (Кота Хирано). Вампирская история о войне.

+18

Введение

К несчастью, вампиры знают о своей силе и используют её как тираны. Сражаться с вампиром врукопашную — это верная смерть. Понимаешь Интегра? Вампиры — умные демоны, пьющие кровь… Может ли что-нибудь быть хуже?

Так уж вышло, что сказания о вампирах фигурируют в совершенно разных мировых культурах и содержат в себе разнообразные зловещие характеристики: жажда человеческой крови, превращение в зверя, воплощение в виде нежити или бесплотного духа, ведение ночного образа жизни и т. д. Эти и множество других характеристик создают весьма деструктивный и ужасающий образ, который, со временем, стал классическим не только в хоррор жанре, но и в массовой культуре в целом.

На сегодняшний день художественный образ вампира ближе всего соотносится с образом из восточноевропейской мифологии — восставший из могилы монстр, который стремится утолить свою жажду крови, ставший таковым из-за совершения тяжкого преступления при жизни, самоубийства или проклятья. И должно быть, каждому любителю хоррора известен роман Брэма Стокера «Дракула» (1897 г.), где главным антагонистом является вампир граф Дракула.

Влад III Цепеш (»Колосажатель», он же «Дракула») — валашский князь, живший в XV веке. Является прототипом для множества художественных образов Дракулы из-за своих кровавых методов правления и ведения боя.
Влад III Цепеш (»Колосажатель», он же «Дракула») — валашский князь, живший в XV веке. Является прототипом для множества художественных образов Дракулы из-за своих кровавых методов правления и ведения боя.

И хотя Брэм Стокер не стал первооткрывателем данного жанра художественной литературы, однако, именно его произведение дало начало популяризации данного образа. Сейчас мы можем столкнуться со множеством книг, фильмов, игр, комиксов, где так или иначе фигурируют вампиры, которые в свою очередь могут обладать разными способностями, обликами, слабостями и т. д.

Вампиры в кинематографе:

Вампиры в видеоиграх:

Вампиры в изобразительном искусстве:

Что уж говорить, вампиры в массовой культуре вполне себе могут поработить мир, превратив человечество в свой скот, повелевать армиями нежити, влюбиться в смазливую девушку, поблёскивая от радости на солнце, или же просто сидеть в своём замке на отшибе, похлёбывая кровь из кубка.

Однако, квинтэссенцией образа, которая бы выражала всё могущество этого нечестивого создания является Алукард из знаменитой манги «Хеллсинг», созданной Котой Хирано.

Синопсис

Место действия — Великобритания, время действия — наши дни. По всей стране прокатывается волна бессмысленных и жестоких убийств, которые объединяет лишь тот факт, что они были совершены вампирами. Не удивительно, что данной сверхъестественной проблемой занимается тайный древний орден Королевских протестантских рыцарей — организация «Хеллсинг», целью которой является умерщвление нечестивой и богопротивной нежити, подрывающая авторитет и могущество Британии. Главой организации на данный момент является леди Интегра Хеллсинг, которая унаследовала эту должность ещё в раннем детстве от отца. Главной же силой организации является вампир — Алукард, который без малейших колебаний подчиняется приказам Интегры и с удовольствием расправляется с себе подобными.

В одной отдалённой Английской деревушке объявляется вампир, который, притворяясь священником, методично утоляет свою жажду посредством местных жителей, попутно превращая их в упырей (безвольные слуги вампира, поедающие плоть и атакующие любого по указу своего хозяина). Вскоре вести об этом инциденте доходят до организации «Хеллсинг». Тем самым Интегра направляет Алукарда зачистить деревню от мертвецов. Алукард без всяких трудностей расправляется с упырями и уже готовый покончить с главным зачинщиком беспорядка замечает, что вампир взял в заложники молодую полицейскую — Викторию Серас, которая осталась единственной выжившей из группы полицейских, направленных на разведку в эту деревню. В данной ситуации Алукард без колебаний делает выстрел, убивая незадачливого вампира вместе с заложницей. Однако, он не упускает возможность вернуть Викторию из мёртвых, таким образом превратив её в вампира-слугу, естественно, исходя из собственных мотивов, одному ему только известных. Таким образом, Виктория становится вторым вампиром в организации. Вскоре после ещё нескольких зачисток становится ясно, что все эти нападения не случайны и, что за этими вампирами-марионетками стоит кто-то более могущественный.

Персонажи

В манге присутствует довольно большое количество действующих лиц, каждое из которых раскрывается в той или иной степени по ходу повествования. Какие-то персонажи исполняют главную роль и остаются с читателем до конца, а какие-то существуют лишь для того, чтобы привнести побольше гротеска в происходящее. Однако, несмотря на такое обилие персонажей, их можно поделить на три стороны конфликта, каждую из которых возглавляет определённое знаковое лицо.

Алукард во всей своей красе
Алукард во всей своей красе
Интегра Хеллсинг
Интегра Хеллсинг

Итак, следует начать с ордена Королевских протестантских рыцарей — организации «Хеллсинг». Без сомнений, главными протагонистами истории являются Интегра Хеллсинг и её верный и обаятельный слуга — вампир Алукард. Интегра представляет собой властного и довольно консервативного лидера, который чётко следует по пути традиций своей семьи. Для неё цели, связанные с защитой Британии, оправдывают любые средства, применённые против её врагов. В общем виде, Интегра является олицетворением твёрдой решительности и классического британского консерватизма. Несмотря на её важность как персонажа, наибольшее место в истории занимает именно Алукард — оружие Хеллсинг. Алукард буквально является символом манги: его внешний вид пропитан эпатажем и пафосом, возможно это самый вызывающий облик вампира в массовой культуре. Его поведение многогранно: от полного безразличия к чему-либо до экспрессивного фонтанирования восторга во время очередной битвы или же, напротив, выражение искренней печали. Не говоря уже о возможностях Алукарда, которые позволяют ему расправляться с любым противником, используя при этом весьма изощрённые методы. Возможно, следует сразу прояснить тот факт, что Алукард является не просто вампиром, а скорее представляет собой всесильную хтоническую сущность, на подобии тех, которые так часто описывал Г. Ф. Лавкрафт в своих произведениях. В процессе продвижения по сюжету, отойдя от восприятия поверхностных внешних и внутренних образов, мы начинаем понимать истинное содержание сущности Алукарда. Ближе к развязке произведения, Алукард предстаёт перед читателем, как воплощение вечной войны, как механизм войны, который так хорошо знаком всему человечеству ещё с древнейших времён. Однако, здесь возникает вопрос: почему же такой обладатель безграничной силы, как Алукард прислуживает британскому ордену, который специализируется на уничтожение подобной нечисти? Ответ, возможно, окажется довольно простым. Так как изначально со своего перерождения, испытывая постоянное отчаяние от поглощённых человеческих жизней, главным желанием Алукарда всегда была гибель от руки человека, который смог бы справится с ним. Этим человеком оказался Абрахам Ван Хельсинг — создатель организации «Хеллсинг». С тех пор Алукард рассматривает избранных членов рода Хеллсинг, как своих хозяев и наиболее достойных представителей человеческого рода.

Вампир и его хозяйка
Вампир и его хозяйка

В итоге мы получаем двух безумно харизматичных персонажей, которые предстают перед нами в виде хозяйки и её верного вампира, которые пойдут на всё, чтобы сокрушить своих врагов.

Отец Александр Андерсон
Отец Александр Андерсон

Следующей стороной конфликта и прямым противником нечисти, язычников (к коим, по мнению этой стороны, и относятся протестанты) и, в частности, Алукарда является 13-й отдел сил Ватикана, орден Искариота, в лице которого выступает праведный и фанатичный паладин церкви, отец Александр Андерсон. Преданный до безумия во служении Господу, отец Андерсон один из немногих, кто наравне может сражаться с Алукардом. И подобно Алукарду, он счастлив сразиться с противником равным ему по силе. Его основной миссией становится уничтожение такого абсолютного и богохульного зла, как Алукард. Автор в своём произведении намерено создаёт такой образ, чтобы создать конкуренцию Алукарду, такой образ, который в своём праведном безумии способен сокрушить любого противника. Несомненно, отец Андерсон — это гротескный символ фанатичности и преданности, который выражает всю суть католической церкви в данном произведении. Ибо в своей целеустремлённости по искоренению еретиков католической церкви нет равных.

Безумный майор
Безумный майор

Что ж, пришло время для последней стороны конфликта — нацистская группировка «Последний батальон», которую возглавляет безумный майор СС. Особенностью этой группировки является то, что в её основную численность входят вооружённые вампиры, созданные нацистским доктором (не Геббельсом), который в свою очередь проводит свои бесчеловечные эксперименты под началом майора. И вправду, что может быть хуже нацистов-вампиров? Воистину, два величайших врага человечества слились воедино, но не для того, чтобы поработить мир или возобновить операцию «Морской лев» для завоевания Великобритании, а именно для того, чтобы развязать и принять участие в ещё одной безумной и кровопролитной войне. И война эта должна вестись против Британии, а именно против Хеллсинг и, в частности, Алукарда. Майор же является тем персонажем, смысл жизни которого заключается лишь в войне с величайшим противником, коим конечно же является Алукард и для высвобождения всей истинной силы вампира майор принесёт в жертву всё: жизни как вражеских, так и собственных солдат, жизни ни в чём не повинных граждан и ещё много жизней лишь для того, чтобы сразиться и потерпеть поражение. Жестокость и бесчеловечность последнего батальона сложно описать, достаточно сказать то, что их желание убивать и быть впоследствии убитыми нарушает все этические и разумные установки. Действительно, после прочтения будет сложно вспомнить столь бесчеловечного и безумного противника, как последний батальон в лице майора, так как противник, которому уже нечего терять на поле боя является наиболее страшным.

«Вервольфы» майора
«Вервольфы» майора

Концепция и стиль произведения

Прежде всего, жанр данного произведения можно определить как вампирский боевик, что означает повышенное акцентирование внимания на боевых сценах. И можно сказать, что Кота Хирано блестяще справился с этим аспектом. Ибо каждая боевая сцена в манге выглядит изумительно: стороны противостояния максимально раскрывают свою неудержимость и безумие, с которыми они готовы буквально разорвать друг друга, что проявляется в детализации мимики, поз, стиля ведения боя и сцен жестокости. К слову, о сценах жестокости можно рассказать чуть более подробнее, так как если вы читаете данное произведение именно для получения эстетического наслаждения (а вероятнее всего, так оно и есть), то будьте уверены вы получите его сполна, ибо изощрённость, с которой Алукард расправляется со своими врагами или праведный гнев отца Андерсона, который он вкладывает в каждый свой удар заставят проявиться мурашки на вашей коже.

К слову, автор намеренно строит такую кровавую и безумную вселенную, в которой персонажи волей не волей но сполна показывают свою экспрессивность в сценах насилия, что делает произведение ярким и эстетически совершенным, хотя и чрезмерно жестоким.

Безумие же, созданного автором мира, проявляется в тех факторах, в которых это же безумие и проявляется в нашем мире (правда не в столь гротескной форме), а именно посредством идеологических, религиозных, межнациональных и т.д. конфликтах, которые в манге возведены в абсолют. И если, скажем, в знаменитых фильмах Квентина Тарантино насилие является финальной точкой конфликта, которая назревала на протяжении всего повествования, то здесь практически любая конфликтная ситуация уже полностью тождественна насилию.

В конечном итоге, произведение перестаёт быть вампирским боевиком и превращается в военную драму со всеми вытекающими из этого значениями, а именно с рассуждениями автора о сущности войны, что является довольно интересным аспектом произведения. Конкретнее говоря, война здесь выражается, как бытийственное состояние любого существа в этом мире и апогеем этого состояния является Алукард, который всё своё существование вёл борьбу не только с внешними врагами, но и со своей сущностью. К слову, именно такая бесконечная борьба и привлекала безумного майора, который был одержим каждым проявлением войны в жизни. И исходя из такой трактовки, именно война создаёт ценность жизни для всего сущего, ибо на ней льётся кровь, а как известно:

Мы рождаемся из крови, воспитываемся кровью, погибаем от крови.

Цитата из  Bloodborne

Заключение

Автору удалось взять за основу один из наиболее популярнейших на тот момент поджанров хоррора и сделать из него не просто локальную историю о могущественном вампире, а превратить её из вампирского хоррора в глобальный театр военных действий, где главные актёры в безумной погоне за осуществлением своих целей теряли жизни и обретали то, к чему стремились.


Лучшие комментарии

О!? Hellsing освежил ты мою память. Сразу воспоминания накатили, когда я в 2008 первый раз посмотрел первый сезон аниме с озвучкой от МС.

Несмотря на мало количество крови, дурацкий пепел и тотальную цензуру, я получил водосвятие от просмотра вампирского боевика.

То есть в моем представление вампиры и должны быть брутальными, кровавыми и сеющие смерть, а не сопли с сахаром как в сумерках.

Потом уже читал первоисточник и глянул OVA, где было все наглядно показано, что такое мясо. Такие дела.

Я человек простой — вижу «Хеллсинг», ставлю плюс.
(к тому же, оформлено и написано просто прекрасно)

Вряд ли кто-то может соперничать с Дракулай во всех его инкарнациях (разве что Каин, и речь идет как о Каине из Blood Omen, так и о Каине из сеттинга «Мира Тьмы», VtM). А вот какая кому больше по душе — уже дело вкуса. Мне, например, из Каслвании очень нравится. Ну и Алукард из Хеллсинга, естественно.

Однако, квинтэссенцией образа, которая бы выражала всё могущество этого нечестивого создания является Алукард из знаменитой манги «Хеллсинг», созданной Котой Хирано.

Обдумывая свой тезис стало интересно, а какой персонаж (не важно откуда, из игр, комиксов, фильмов или книг) для вас является наиболее, так сказать, вампирским?

Читай также