16 марта 2023 16.03.23 4 57K

Почему сериал The Last of Us удался. Впечатления о сериале после просмотра.

+1

Вступление

Свершилось! Геймеры могут начать ликовать! Вышла хорошая адаптация видеоигры, которая получила признание как у критиков, так и обычных зрителей со всего мира! Наконец-то мы можем говорить, что вышла достойная экранизация, которая с уважением относится к первоисточнику… но все ли так радужно в грибном королевстве?

Наверное, еще нужно какое-то время чтобы осмыслить просмотренное, но уже сейчас можно сказать, что сериал вышел, как минимум, хорошим, не без изъянов и своеобразных вольностей, но мы с вами попробуем во всем разобраться.

В этом блоге я не хочу пересказывать сюжет всего сериала, а скорее, поделиться впечатлениями от просмотренного и попытаться осмыслить увиденное на экране. Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях.

В тексте присутствуют спойлеры различной степени тяжести. В идеале читать блог нужно после ознакомления с сериалом.

Справочная информация, для тех, кому нужно немного контекста

The Last of Us — это сериал, разработанный HBO на основе одноименной видеоигры. Шоуранерами проекта являются Крейг Мазин, наиболее известный своей работой над отмеченным наградами телесериалом «Чернобыль», и Нил Дракманн, сценарист и режиссер оригинала.

Действия разворачивается в мире, опустошенном смертельной грибковой инфекцией, которая превращает людей в зараженных, существ похожих на зомби. История рассказывает о Джоэле, контрабандисте с темным прошлым, и Элли, подростке, у которой может быть ключ к излечению от инфекции. Игру хвалили за захватывающий игровой процесс, повествование и эмоциональное исполнение.

Кто в 2013 году предполагал, что игра вызовет столько дискуссий и полярных мнений?
Кто в 2013 году предполагал, что игра вызовет столько дискуссий и полярных мнений?

Сериал охватывает события первой части и ее дополнения с добавлением сцен, вырезанным на этапе идеи или не получившим достаточного внимания при разработке. Педро Паскаль, известный по «Мандалорцу», сыграл Джоэла, а Белла Рэмси, известная своей ролью Лианны Мормонт в «Игре престолов», соответственно Элли.

Идею переноса игры на экраны вынашивали давно, практически с момента выхода игры. В одно время мог получиться блокбастер от Сэма Рейми с Мэйси Уильямс в роли Элли, но на одном из этапов проект спустили на тормоза. Спустя некоторое время после выхода Чернобыля, продюсеры HBO дали Крейгу Мейзину карт-бланш в выборе следующего проекта. Так как он был большим фанатом оригинальной игры, оставалось только уговорить ее создателям на новую попытку экранизации. По счастливому совпадению Нил Дракманн так же являлся фанатом сериала Чернобыль. Как говорится, все, что случилось дальше — история.

Впечатления от просмотра

Уже сейчас основными проблемами сериала называют смещение акцентов по отношению к таковым в игре. И нет, третья и седьмая серии, я говорю не о вас. Зараженных забывают после первой половины сезона, экшена не хватает, фокус с истории Джоэла и Элли сместился на второстепенных персонажей. Да и несмотря на то, что сами актеры отыгрывают отлично, взаимоотношениям главных героев не уделили достаточно внимания. А может с сериалом все хорошо и просто во мне говорит синдром утенка. Ведь первый раз игру я прошел в далеком 2013 году, когда, как мы знаем и трава была зеленее, и игры по 2499, и все в таком духе.

Не со всеми творческими решениями, экранизации я согласен, но могу представить почему они написали историю именно такой какой мы ее увидели. По большей части целевая аудитория сериала слабо знакома с первоисточником. Это пласт зрителей, который возможно никогда не поиграет в игру и тем более не будет смотреть на ютубе игрофильм. Они посмотрят сериал, получат порцию впечатлений и переключатся на другие истории. Малый процент зрителей захочет покупать консоль чтобы оценить все различия, о которых пишут в сети. Хотя не буду отрицать, что выход игры на ПК подгадали к финалу сезона как раз для такого процента.

К тому же мы не должны забывать, что игры и кино совершенно по-разному удерживают внимание зрителей и доносят свой посыл. Поэтому практически каждая сюжетная арка персонажей в сериале заканчивается для Джоэла простой мыслью, которую часто проговаривают вслух, а то вдруг не все поймут — чтобы оставаться человеком в этом мире и окончательно не сойти сума, тебе нужен другой человек, о котором ты сможешь заботиться и которого сможешь полюбить.

Вот он, выбор истинного геймера
Вот он, выбор истинного геймера

Еще раз — чем более массовый продукт ты хочешь сделать, тем прямее и понятнее тебе нужно доносить свою мысль до зрителя. Давайте еще более наглядно — как бы мы не любили и не восхваляли шикарную Silent Hill 2 со всеми своими подтекстами, как бы критики восторженно не принимали Bioshock, первое местов чарте продаж все равно займет симулятор пинания мяча по футбольному полю.

Хронометраж

Первая часть в среднем проходится в районе 15-18 часов. За отведенное время ты можешь глубже погрузиться в мир игры, изучая все записки, прослушивая дополнительные диалоги и подробно изучая локации, чтобы создать дополнительный контекст отношениям главных героев пока ты не дойдешь до очередной заскриптованной сцены, двигающей сюжет дальше. А можно обойтись без этого дополнительного контента и на всех парах мчаться к финалу истории. Да, какие-то вещи ты пропустишь, но основной сюжет останется неизменным. Т.е. время, которое игрок посвятит этой истории ограничено лишь его заинтересованностью этим миром.

Наглядная демонстрация того, сколько времени ты можешь потратить игру
Наглядная демонстрация того, сколько времени ты можешь потратить игру

В свою очередь, шоураннеры должны были четко понимать, что они хотят показать зрителю. Какие эмоции они должны испытать и как заинтересовать его на дальнейший просмотр. Не забываем, что нужно уложиться в заложенный бюджет и сроки выхода сериала на ТВ, где ты не сможешь просто так сдвинуть премьеру на полгода, а потом еще на год вперед. Плюс не забываем учитывать съемочные графики актеров, время на продакшн, озвучку и т. д. И если смотреть на первые цифры просмотров и оценки зрителей и критиков, то у создателей все получилось.

У другого хита HBO Дом Дракона количество зрителей к последней серии все-таки упало
У другого хита HBO Дом Дракона количество зрителей к последней серии все-таки упало

Куда делся весь экшн?

Хочу сказать сразу, мне не хватило больше действия в сериале и практически полное отсутствие зараженных во второй половине сериала вызывает вопросы, но давайте попробуем разобраться.

В игре зараженных ты воспринимаешь как усиленных противников, которые выступают препятствием для дальнейшего продвижения по сюжету, т. е. они хорошо работают в прогрессии самой игры, чтобы к концу приключения ты смог стать истинной машиной для убийств с пистолетами, снайперской винтовкой, огнеметом (!), кирпичами и коктейлями Молотова. Ты должен чувствовать прогрессию своего персонажа и, пройдя через все трудности, наглядно увидеть, что ты стал сильнее. Но это все еще игровые условности, потому что ты, как ни странно, играешь в игру. Сюжетно же обоснованы только те акты насилия, которые влияли на становление героев — в начале разбитый и просто существующий Джоэль, к концу, обретает свой смысл жизни.

 

Давай представим как бы эффектно это смотрелось в сериале и влияло на общую историю

С другой стороны, к просмотру сериала ты применяешь совсем другие требования, потому что ты СМОТРИШЬ на рассказанную тебе историю со стороны и можешь только либо согласиться с видением авторов, либо нет. Какие-то логические несостыковки бросаются в глаза гораздо охотнее. Как бы мы реагировали на сериал если бы помимо сюжетных сцен шоураннеры старались также дословно перенести весь экшн?

Представь сквозную рану от ржавой трубы, которая зашивается старыми нитками и двумя уколами пенициллина?

Что если бы экранный Джоэль каждую серию на верстаке мастерил ружья, читал бы все найденные записки и при любом удобном случае рылся в каждом шкафу? Нужно ли в каждой серии показывать, как Джоэль на кортах вырезает десятками всех противников? Как может подросток привязаться к маньяку с явными наклонностями к садизму? Будут ли ощущаться зараженные серьезной угрозой, если в каждой серии Джоэль будет расстреливать их без проблем, а щелкунов отвлекать кирпичами и затем закидывать коктейлем Молотова? В таком случае возникает резонный вопрос — почему все боятся щелкунов, если старый дед с ребенком их выносят тем, что собрали гав…оружие из подручных средств и палок? Зачем вы уделяете столько времени экшн-эпизодам, если у вас не хватает времени чтобы полностью раскрыть всю историю?

Я не могу представить финальную серию сериала, где Джоэль из огнемета палит во все стороны. Какой бы диссонанс это вызвало с учетом пройденного пути? В сериале же сместили акцент на внутренний конфликт персонажей, не перенося «геймплей» самой игры. Именно поэтому экшн, последних двух серий ощущается жестче, и ты понимаешь, на что может пойти Джоэль, когда он осознает, что может потерять Элли навсегда. Именно поэтому я принимаю творческий выбор шоураннеров.

Персонажи

С момента анонса много вопросов вызывал каст сериала. Интернет встретил назначение Педро Паскаля на роль Джоэля достаточно тепло (у него уже был опыт по заботе и доставке детей из пункта А в пункт Б), а Белла Рамзи в роли Элли еще долго будет вызывать споры по поводу несоответствия внешности игровому персонажу.

Крайне советую фильм Перспектива. Малобюджетная фантастика, обошедшая вниманием массового зрителя
Крайне советую фильм Перспектива. Малобюджетная фантастика, обошедшая вниманием массового зрителя

Для меня буквально после первой встречи главных героев отпали все сомнения, по поводу их химии. Они действительно понимают своих персонажей и хорошо отыгрывают свои сцены. К концу сериала ты веришь в их отношения. Даже начальное недовольство темнокожей Сарой испарилось после окончания первой серии. Да, у нее не так много времени на экране, но все свои сцены актриса отыгрывает хорошо и претензий к касту не возникает.

Сцена смерти Сары, Тесс и Братьев мне показалась, как минимум не хуже таковых в игре.

Но повторюсь еще раз, сериал добавляет ложку дегтя, оставляя за кадром сцены, которые показали бы нам как герои привязались друг к другу. Перед встречей с Генри и Сэмом мы видим как герои только начинают привыкать друг другу. После трагической развязки сюжетной арки братьев, мы видим, что Джоэль привязался к Элли и уже боится потерять ее. Как будто здесь не хватает буквально пару сцен, которые показали бы как это произошло. И это негативно отражается на последнем диалоге героев — финальное «Okay» бьет не так сильно, как это было при прохождении игры.

К слову, было приятно увидеть в сериале актеров, озвучивших оригинальных героев Джоэла, Элли, Томми и Марлин. Отдельная благодарность Мейзину и Дракманну, что не забыл оригинальный каст и нашел им небольшие, но запоминающиеся роли в проекте.

Вывод

Индустрия далеко не часто балует качественными и дорогими фильмами или сериалами по видеоиграм, которые могут найти отклик у обычного зрителя. Таких экранизаций, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки и то, с определенными оговорками. Возможно, сейчас Голливуд посмотрит на успех HBO и перестанет смотреть на экранизации игр как на легкие деньги, наплевав на качество и начнет относиться к переносу игр на большие экраны с бОльшим уважением к первоисточнику.

Понятно, что экранизация вышла не без минусов. Уверен, даже в таком проекте пришлось идти на множество компромиссов о которых мы скорее всего не узнаем. Время расставит все по своим местам, и мы еще ни раз поменяем свое отношение к сериалу, в сравнении с экранизациями, которые нас ждут в ближайшее время и особенно после выхода второго сезона. Но уже сейчас можно сказать, что как минимум эта попытка получилась интересной и создатели смогли нащупать ту формулу, которая оставит удовлетворенными как фанатов (или разозлит их еще больше) игры, так и новых зрителей.

В заключении, я хотел бы сказать, что в блоге я не затронул большое количество тем (начиная от изменение ключевых сцен игры, так и добавление новых), обсуждение которых может затянуться на долгие часы. Предлагаю вам поделиться своим мнением в комментариях и рассказать почему вам понравилась экранизация или вы считаете ее проходной!


The Last of Us

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
14 июня 2013
4.5K
4.6
4 213 оценок
Моя оценка

The Last of Us: Part I

Платформы
PC | PS5
Жанры
Дата выхода
2 сентября 2022
2.4K
4.5
1 194 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Да, этого момента с жителями тоже не хватило. Мне кажется, что в сериале решили оставить только значимые моменты для сюжета, при этом не всегда уделяя внимания каким-то соединяющим или дополняющим сценам

В игру я не играл, так как нет консоли, и знаком больше лишь с ключевыми моментами сюжета. Так что сериал я начинал смотреть можно сказать новичком. И в целом он мне понравился, но многие моменты вызывали вопросы.
Начну с очевидного. Экшена мало. Я понимаю почему так сделали. Делать из Джоэла машину для убийств было бы странно, тогда бы напряжение терялось. Но к сожалению, это не отменяет того факта, что в сериале по большому счёту просто нет каких-то интересных боёв и экшен-сцен, которые бы хотелось бы пересмотреть, они все нужны скорее для сюжета.
А вот с заражёнными прям проблема. В первой половине всё зашибись, но вот во второй они появляются лишь два раза по одному и оба раза во флешбеках. Для меня это сработало так, что я просто перестал ощущать их присутствие в мире. А раз их в мире не ощущается, то и ставки в конце работают не так сильно.
Касательно сюжета вопросов по большому счёту нет. Смутило только то, что я как-то пропустил момент, когда Джоэл к Элли привязался. Я видел, как между ними возникла симпатия, видел химию, и в их отношения верил, но вот момент, когда эти отношения переросли в искреннюю привязанность я просто не заметил. Это произошло как-будто по щелчку. И это можно было бы исправить добавив пару-тройку сцен. Но вместо этого у нас есть третья серия. Которая сама по себе не плоха, и в целом как отдельная короткометражка она бы даже сработала. Но нас просто вырывают из основной истории, в которую мы уже вовлеклись, на второстепенную сюжетку, которая даже на сюжет не особо влияет. Вырежи все флешбеки с Биллом и Френком и для истории не поменяется ровным счётом ничего. И ладно бы Джоэл и Элли встретились бы с кем-то из них(как это было в игре), но нет. И в итоге мы получили филлер, не важный для основного сюжета. И я бы не возникал будь это процедурал на двадцать с лишним серий, но это сюжетно ориентированный девяти-серийный сериал. Эта серия просто отнимает хронометраж, который могли бы потратить на развитие отношений главных героев.
Сюжетка седьмой серии мне показалась просто сделанной хуже чем в игре. В игре Элли искала лекарства для Джоэла в торговом центре и этот торговый центр навивал ей воспоминания, а тут этот флешбэк взялся как-будто с нифига.
Ну и напоследок немного о восьмой серии. Она хорошая, но тут подход создателей под названием «вырезаем весь экшен какой только можем» сыграл сериалу скорее в минус. Про отсутствие заражённых я уже говорил, так что это пропустим. У меня возник другой вопрос. ГДЕ ВСЕ ЛЮДИ? Нам показывают весьма обширную общину человек тридцати, если не больше. Но куда все они делись в финальном замесе? Как Джоэл смог спокойно войти в город? Его, что никто не заметил? Они, что не видели, что у ним пожар посреди города? Где все они были в конце? Почему главные герои смогли так легко покинуть город? Обычно, я не особо обращаю внимание на подобыне косяки, но тут это прям в глаза бросилось.
А ещё у меня возник вопрос к Дэвиду. То есть я, конечно, понимаю, что он псих, каннибал и просто не нормальный, но он правда думал, что изнасиловть девочку находясь в горящем здании и при этом истекая кровью, это хорошая идея? Вначале эта сцена смотрелась жутко, но когда я начал задумоваться над его действиями, я просто заржал. Настолько это выглядит нелепо.
Как я сказал в начале, в конечном итоге мне сериал понравился, но все эти огрехи просто мешают насладиться им на сто процентов.

В игре сюжетная арки Билла была нужна, чтобы показать, как может двинуться крышей человек, которому не о ком заботиться и который остался совсем один, типа смотри, что может ждать в будущем Джоэла после потери Тесс и если он потеряет Элли. Глобально Билл никак не влияет на историю, только дает машину главгероям. Здесь мы просто ближе знакомимся с ними. В сериале оставили конечную суть, при этом Мейзин говорил, что через арку Билла хотели показать, что в этом мире есть и свои спокойные места, в которых есть жизнь.
Касательно восьмой серии, нам показывают саму общину и там много гражданских, которые не участвуют в вылазках и прочем. Напрямую не проговаривают, но даются жирные намеки на то, что большая их часть даже не знает, что они едят других людей. Возможно поэтому у Джоэла получилось спокойно войти в город, так как большую часть тех, кто мог держать оружие уже перебили (которых итак было не много), остались только мирные жители.
На счет Девида, там вся сцена практически полностью скопирована катсцены из игры. Я думаю, что его поведение Элли скорее раззадорило отсюда и все вытекающие.

По поводу Билла ответ принимается. По поводу жителей, наверное, меня больше смутило то, что нам их во второй половине вообще не показывают. Если бы нам показали, что они прятались, или как они в конце выходят и видят пожар, я бы и слова не сказал, но они реально как будто пропали. На счёт Дэвида ок. Просто, когда я начал задуматься над его действиями, меня это из погружения прям выбило и воспринимать эту сцену серьёзно я уже просто не смог.

Читай также