7 марта 2023 7.03.23 5 1238

Закрываем форточку. Мой опыт в военно-тактических играх.

+14

Абсолютно странное, но нужное вступление для контекста.

Первые игры, которые я чётко помню были первый  Desperados и  Heroes of Might and Magic 3 с нерабочими дополнениями. Кроме них и встроенных игр для Windows XP на дедушкином ноутбуке больше ничего не было. Но мне и их хватало. Я засиживался в них часами и думал, что лучше игр не было.

Время шло, а мои родители переехали в другой город. Ноутбук остался у бабушки с дедушкой, а в новом доме — новый компьютер. Позже, конечно, было куплено и установлено не мало игр разной степени качества: от развивающих игр с Гарфилдом до  Scrapland, от «Весёлой фермы» до  Warcraft 3 и т. д.

И всё это происходило в конце нулевых — в начале десятых. Пиратство уже начинало уходить на торренты, а компьютерные клубы — в прошлое. И в одном из таких клубов (а может у кого-то из знакомых) я увидел её…

M-16. Культовая винтовка из 60-70-х годов, прошедший через Вьетнам и многие другие конфликты в руках американских солдат. Конечно сейчас по популярности она отстаёт лишь АК-47, но в поп-культуре она оставила свой след. Но почему отпечаталась именно эта винтовка? Ответ вас может удивить — дизайн. Как некий каркас для будущих моделей, она манила своей простотой и визуальной лёгкостью.

Как только я её увидел у меня появилось желание поиграть в игры с этим чудом инженерной мысли. Мой энтузиазм был не долгим, но в памяти у меня остались те игры, в которых была эта винтовка.

К чему это всё?

Скажем так… Иногда во мне происходит странные бзики, которые заряжают меня идеями: научиться играть в НРИ, делать паки для SiGame, писать блоги (очень коряво подмигиваю) или попробовать военно-тактические игры. Если проще — это текст сделан нас уровне «Я психанул и решил об этом рассказать». Сегодня я расскажу о культовых и не очень играх, в которых отряды бойцов выполняют боевые задачи под командованием храброго лидера.

Перед тем как начнём я хочу рассказать о критериях выбора этого небольшого списка:

  • Никакой ARMA. Да, да, я знаю что ARMA это одна из лучших в этом плане игр, но у меня не хватило на неё сил.
  • Я взял игры, которые вышли в нулевые. Потому что именно в этот период, можно сказать, вышло максимально огромное количество таких игр.
  • Не все вошло в эту подборку, ибо не все игры дружат с современными ОС и комплектующими. Если есть интересные и рабочие варианты — комментарии вас ждут.
  • В геймплее обязательно должен быть элемент контроля бойцов или отряда
  • Игры пройдены как минимум на 50%.
  • Сюжет в играх я не буду разбирать. Все они по большей части рассказывают о политических или террористических конфликтах в разных странах.

Прелюдии закончились и я начинаю свой список. И начнем мой путь с…

Подосланный казачок. Battlefield: Vietnam.

Что уж тут сказать? Это моя первая игра, где я увидел эту чёртову винтовку. Если вам неинтересно, вы можете пропустить этот блок.

Итак. В далеком 2002 году небольшая студия DICE (ну или Digital Illusions CE) разработала мультиплеерный шутер Battlefield 1942, который поразил масштабом битв в мультиплеере. После кучи дополнений и попыток создания порта на XBOX Original в 2004 году вышел пробник перед сиквелом. Вместо Второй мировой авторы решили взять другой известный конфликт двадцатого века — войну во Вьетнаме. Игра стала добротным полноценным аддоном к первой части, наполненный атмосферой фильмов про Вьетнам и лицензированной музыкой тех времен.

Перед загрузкой карты всегда рассказывали факты о Вьетнамской войне. Мелочь, а приятно
Перед загрузкой карты всегда рассказывали факты о Вьетнамской войне. Мелочь, а приятно

Помимо нового сеттинга и улучшенного визуала в игре были и нововведения, которые менялись в зависимости от карты: упрощенная кастомизация персонажа из двух вариантов головы и тела; выбор экипировки из двух вариантов и т. д. Также в парк техники добавили вертолёты, которые дали понять игрокам сущность босса-вертолёта изнутри в мультиплеере. Но внутри осталось и бьётся сердце старой Battlefield 1942 с её простыми и весёлыми замесами.

Что уж тут ещё можно сказать? Игра стала одной из первых «стрелялок» в моей жизни. Хоть в онлайн мне не удалось сыграть, но пострелять в ботов было весело. Конечно, сейчас она очень сильно устарела, но провести пару часиков с ботами хотя бы раз в год можно.

Full Spectrum Warrior — приятный госзаказ

Обложка буквально продала мне игру
Обложка буквально продала мне игру

Pandemic studio была классическим примером medium-rare студий. Вы знаете этот тип: интересные геймплейные решения граничат с классическими ошибками и проблемами. Оригинальные дилогии  Battlefront,  Destroy All Humans! и  The Saboteur — это главные проекты, за которые многим эта студия и запомнилась. Но была у студии ещё одна интересная серия.

В 2000 году армия США решила провести исследование с целью выяснить пользу компьютерных игр в обучении солдат. В ходе длительных переговоров на разработку проекта согласилась Pandemic Studios, а основной платформой стала оригинальная XBOX. Разработка длилась 4 года: из шутера игра превратилась в тактическую стратегию в реальном времени, действие из Европы переехало на Ближний Восток, а из кинематографичного эпика — в суровый реализм.

Здорова, это 2004 год
Здорова, это 2004 год

В игре игрок берёт под контроль два отряда, с которыми выполняет задания от вышестоящих по званию. Перемещение происходит через «обнюхивание» доступных стен и объектов. Противники немногочисленны и смертоносны, так что следует придерживаться некоторых правил: проверяй углы, кидай дымовухи под пулемёты, отвлекающим огнём дать другой команде обойти и с фланга устранить противника.

Пока одна команда идёт в разведку, другая прикрывает их с тыла за укрытием
Пока одна команда идёт в разведку, другая прикрывает их с тыла за укрытием

Разработчики придерживались максимального минимализма и реализма в интерфейсе. К примеру новые задачи и обстоятельства игра посылала через радио предварительно помигав красным огоньком. Также карта здесь — это отдельный КПК, в котором также можно и задачи прочитать.

Тактические элементы здесь немного иные: для того чтобы начать стрелять по террористам из винтовок или использовать оборудование нужно было задать огневой сектор. Арсенал расходников небольшой: осколочные и дымовые гранаты, подствольный гранатомёт и спец. устройства, которые выдавались на миссию.

Реализм также достигается и в геймплее. Подавленный огнем отряд ничего не будет делать из-за боязни получить пулю. Также если отряд не может найти или дойти до укрытия можно отдельным приказом лечь на землю. Риск провала очень велик — потеря двух бойцов сразу приведет к загрузке на последний чекпоинт (сохранений тут нет).

FSW одна из моих любимых игр. Приятный тактический геймплей и реалистичные (по меркам 2004 года) анимации бойцов отряда доставляют. Даже спустя почти 10 лет с последнего запуска мне было приятно играть. Рекомендую.

Предвестник S.T.A.L.K.E.R. Venom. Codename: Outbreak.

Орущие мужики задолго до этих ваших Clash of Clans
Орущие мужики задолго до этих ваших Clash of Clans

GSC Game World — одна из самых известных студий на территории СНГ. Если серии «S.T.A.L.K.E.R.» и «Казаки» до сих пор на слуху, то про «Venom» особо никто не слышал. И среди таких находится автор текста.

Я очень сильно хотел поиграть в неё. Это было уже в то время когда я только-только научился пользоваться торрентом и на одном из сайтов я увидел обложку с орущими мужиками и M-16 в руках. Но сыграть в неё мне было не дано: игра очень тяжело поддерживала современные системы. После бесчисленных попыток я поставил её на полку с названием «До лучших времён». Времена лучше не стали, но игру из полки пора достать.

Стоит сказать пару вещей о разработке. Во-первых, начало разработки было не в GSC. Будущий Venom начали делать два энтузиаста с целью протестировать движок собственной выделки — Vital Engine ZL. Во-вторых, сюжет является адаптацией книги Роберта Хайнлайна «Кукловоды», хотя другим вариантом был «Пикник на обочине» Стругацких.

Первое отличие от всех игр в этой подборке — сеттинг. В недалёком будущем (2012 год) земля пострадала от падения кометы и сотни метеоритов. В ходе исследований выясняется что после инцидента на Земле появились инопланетные формы жизни, которые подчиняют людей через споры.

Вот такие твари на шеях. Мерзко
Вот такие твари на шеях. Мерзко

Из первого отличия идёт второе — оружие. Вместо реальных аналогов современного вооружения у бойцов будет монструозного вида установка, которая которая вмещает в себя до пяти орудий: автомат, лазер, ракетница, гранатомёт и т. д. Такое странное решение было упрощенным аналогом арсенала из  Quake, на которую во многом равнялись создатели движка.

И третье отличие происходит в геймплее. Перед началом миссии игрок выбирает двух бойцов, за которых он будет играть. Бойцы обладают различными боевыми характеристиками: точность, реакция, скорость, выносливость и т. д. Помимо выбора бойцов можно настроить экипировку: камуфляж поменять (всего 3 костюма) и поработать с инвентарём. Также можно настроить время высадки и уровень сложности (аркада и 3 уровня «реализма»). А вот кастомизации орудия нету — на каждой миссии свой арсенал.

Выходим в поле. Индикаторы патронов, здоровья и брони сделали внутриигровыми. И именно здесь появился тот инвентарь, который перейдет в будущие игры студии. Стрельба получилась не очень: многие выстрелы уходили в молоко.

А что насчёт локаций? Игрок побывает в Америке, Африке, России и посетит местные секретные комплексы. Противники также не отстают в плане разнообразия. Уже в первой миссии вы встретите охранников, военных и пришельцев. Набор небольшой, но проблем вам будут доставлять

Вот такие существа могут вам встретиться. Ужас 
Вот такие существа могут вам встретиться. Ужас 

Действовать нужно максимально осторожно. Противники хоть не обладают высоким интеллектом, но запросто готовы вас застрелить с приличного расстояния. Но и вы не лыком сшиты, ведь помимо визуального камуфляжа в ваши костюмы встроены генератор невидимости, который расходует энергию костюма. Да и про бесшумный лазер никто не забывал.

Venom очень сильно устарела. В игре почти нету никакого тактического планирования, локации визуально устарели, а геймплей может навеять местами скуку. Однако в аркадном режиме игра превращается в приятный шутер в стиле первой  Half-Life, что я лично считаю лучшим вариантом прохождения сейчас.

«Радуга», которую мы забыли. Tom Clancy’s Rainbow Six 3: Raven Shield.

Сейчас пошел реальный тактон
Сейчас пошел реальный тактон

Ах, Ubisoft… Сколько «ласковых» слов громыхают по всему миру над этой студией. Попытки гнаться за трендами, странные и не очень понятные решения и бесконечные скандалы кружатся вокруг этой компании как стервятники. Сейчас будущее у компании достаточно туманное, но давайте вместо этого поговорим о прошлом. И я расскажу о той Ubisoft, о которой многие просто забыли или не помнят. Я расскажу о лучших играх серий Tom Clancy`s Rainbow Six и Ghost Recon.

Но нужно сказать кое-что сказать и о авторе вселенной. Том Клэнси известен благодаря своим книгами об альтернативной холодной войне. Наверное самым известным произведением является «Охота за „Красным Октябрем“», ставшая в итоге мировым бестселлером. Но начальной точкой в создании игровых адаптаций является 1996 год и ещё ненаписанная «Радуга Шесть», которая приглянулась Red Storm Entertainment. Разработка шла параллельно с написанием книги, но разработчики оказались быстрее и выпустили игру раньше на пару дней. Сюжет же в обоих продуктах рассказывает о деятельности одноимённой контртеррористической организации.

Обложка первой игры
Обложка первой игры

Интересная история случилась с самой первой игрой, а точнее с её обложкой. На первый взгляд на ней стоит оперативник и целится пистолетом. Но на самом деле обложке находится не специально нанятый актер, а руководитель отдела маркетинга Heckler & Koch. Эта фотография использовалась для рекламы пистолетов USP в Америке в 1993 году. Но в ходе переговоров компания разрешила использовать фото и помогла в разработке, направив оружейных специалистов для консультации (которых итак хватало в студии) и MOCAP.

Основные игры линейки строились на трёх постулатах:

  • Максимально доскональная проработка маршрута действий
  • Минимальные потери среди гражданских и оперативников
  • Максимально быстрая зачистка

А теперь более детально. Перед началом каждой миссии вам дают всю возможную информацию (начальство, СМИ, местное правительство) и мнение специалистов по инциденту. Затем игрок должен выбрать, экипировать и распределить нужных бойцов по командам (3-4 команд в разных частях). Каждый оперативник обладает специализацией и приличным набором характеристик. После составления команд начинается самое главное — построение маршрута для зачистки территории от противников. В качестве современного аналога можно взять  Door kickers, ведь именно здесь таится главная изюминка — создать идеальный план операции, в котором всё будет учтено.

Начало операции. Как и во всех шутерах с реалистичным уклоном 2-3 попадания в тело означают мгновенную смерть. Хоть интеллект противников средний, но расставлены они так, что нахрапом карту невозможно взять. Медленная проверка углов станет вашим другом на достаточно короткое прохождение карты (при условии хорошего планирования).

Но что же нового принесла третья часть? Первое — новый графический движок. Unreal engine 2 позволил разработчикам сделать реалистичные (на тот момент) локации и дать игрокам возможность увидеть в руках оперативников оружие. Второе — изменения в кастомизации отрядов и бойцов: всего 3 команды, максимум оперативников — 8 человек, новые классы, настройка типов брони и патронов, добавлен выбор прицела основного оружия и дополнительный гаджет. Третье — можно раздавать приказы во время операций.

Третья часть признана лучшей среди классических игр линейки. Я с этим мнением полностью согласен. По моему мнению Raven Sheild (и его дополнение Athena Sword) — это лучшая точка знакомства с таким типом игр. Идеальный баланс сложности и доступности для игрока.

Баня горит. Tom Clancy’s Ghost Recon: Advanced Warfighter

Боль. Это боль, ребята
Боль. Это боль, ребята

Ghost Recon в отличии от старшего брата не имеет книжного аналога. Первая игра вышла в 2001 году и сценарий к нему уже писал сам автор книг. Сами игры повествуют о американском отряде «призраков», которые сеют вечное и доброе всем врагам в демократически бедных странах. Серия имела два четких направления в плане выпуска игр, которым она следовала вплоть до  Future Soldier:

  • Полноценные тактические симуляторы на ПК
  • Шутеры от третьего лица с элементами тактики на консолях

Апогеем такой стратегии в итоге стала первая Advanced Warfighter, у которой три больших версий для старших платформ — ПК, консоли седьмого и шестого поколения. Пока версии для консолей разрабатывали внутренние студии в Монреале и в Шанхае, новую игру с тем же названием для компьютеров отдали независимой стокгольмской команде GRIN.

После выхода дилогии GRAW студия больше не делала особо крупных и успешных проектов: 2 игры по фильмам и ремейк Bionic Commando. После кучи провалов (и одной Square Enix) студия обанкротилась в 2009 году.

К чему я веду? После банкротства люди разошлись и начали создавать новые студии, среди которых появилась Overkill Software — создатели Payday. Такие дела.

Если версия для консолей опиралась больше на постановку, то на ПК игроков ждала совершенно другая игра. Разработчики знали о небольшой известности консольного сиквела и решили отдать дань уважения первой игре в серии.

Серия Ghost Recon во многом упростила механики Rainbow Six. Игры больше сосредоточились на самих операциях: небольшие отряды (6-4 бойца) кастомизация минимальна, прокачка после миссии, управление бойцами идёт во время действия. И это всё переняла (с оговорками) Advanced Warfighter.

О геймплее GRAW. Отряд сокращён до 4 бойцов, между которыми нельзя переключаться, также в некоторых миссиях иногда дают покомандовать техникой. Команды достаточно простые и идут через меню с картой или через список от первого лица. Кастомизация осталась в начале миссии, но добавили новые дополнительные гаджеты и оружия. Но всё это перекрывает одно — сложность. Игра даже на лёгком уровне сложности игра даёт прикурить: противников много, миссии сложные и нету возможности сохраняться. Да, вы все правильно поняли — вместо сохранений тут контрольные точки через каждые три километра. Бесконечные попытки переиграть те или иные моменты вам обеспечены. И лично для себя отмечу скудность визуальной составляющей. Мексика получилась максимально невзрачной и долгое время я думал что это вымышленная страна из Ближнего востока (ну вы поняли уровень моего интереса к сюжету).

По итогу играть сейчас в GRAW абсолютно невозможно без стальных нервов. Играйте на свой страх и риск. Это откровенно не плохая игра, но высокая сложность буквально убивала радость во время прохождения.

Ну вот и всё. Изначально это должна была быть небольшая серия блогов по этим играм, но у меня произошел бзик и я решил сделать такой необычный блог с максимально живыми эмоциями. Надеюсь вам понравилось читать всё это и я буду рад вашим дополнениям и предложениям в этот не большой список.

А на сегодня всё, дорогие читатели.


Battlefield Vietnam

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
14 марта 2004
422
4.1
246 оценок
Моя оценка

Tom Clancy's Rainbow Six 3: Raven Shield

Платформы
PC | Mac | PS2 | XBOX | GC | J2ME
Жанр
Дата выхода
18 марта 2003
149
4.1
88 оценок
Моя оценка

Venom. Codename: Outbreak

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
8 октября 2001
101
3.6
60 оценок
Моя оценка

Full Spectrum Warrior

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
1 июня 2004
44
3.5
28 оценок
Моя оценка

Tom Clancy's Ghost Recon: Advanced Warfighter

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
29 июня 2006
223
3.6
120 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Текст немного улучшен. Новые скриншоты и поправленный кое-где текст.

Друже, не останавливайся. Текст интересный, но от ошибок начинают болеть глаза. Повторяющиеся слова, ошибки в родах и просто опечатки.

Я ещё немного пошаманил над текстом. Все что бросалось в глаза я исправил и вдобавок текст немного подкорректировал. Не уверен что все ошибки вытравил, но надеюсь читать станет немного приятнее.

GRAW для своего времени была революционной. Особенно по сравнению с оригинальной трилогией начала нулевых. Графический движок, физика объектов, звуковое оформление и общая сочность выстрелов оружия вызывали неподдельный восторг.
Особенно запомнился момент бесшовной высадки с самолета в начале игры, когда у тебя перед глазами достаточно большой город и вот ты уже на земле и волен идти как хочешь и куда хочешь.

Читай также