21 февраля 2023 21.02.23 21 1820

«Звезда Ада Рэмина» (Дзюндзи Ито). Человеческое несовершенство во вселенском масштабе.

+11

Введение

Я буду помнить, как в сгущавшемся ночном сумраке мне смутно хотелось, чтобы налетевшие вдруг облака закрыли собой неисчислимые звёздные бездны, нависшие над моей головой и рождавшие первобытный страх в моей душе.

Г. Ф. Лавкрафт («Сияние извне»)

И вправду, мысли о некой космической опасности возникли у человека, должно быть, с того момента как он направил свой взор на небо. Представляя небесную гладь как нечто всесильное, человек издревле пытается познать пространство вне Земли, исходя из того самого природного любопытства, которое и толкает его на определённые шаги. Однако, чрезмерная комплексность и безграничность вселенной всегда останавливали людей, сея в умах непонимание и тревогу. Даже в наше время, имея множество технологических способов взаимодействия со вселенной, мы не можем быть абсолютно уверены в безвредности со стороны того, что исследуем.

Естественно, что данная тема была и до сих пор является одной из популярнейших в литературе и кинематографе. Существует множество культовых произведений, которые показывают свою интерпретацию взаимодействия человека и высших космических сил. Но чем же так выделяется произведение Дзюндзи Ито «Звезда Ада Рэмина» среди прочих?

Синопсис

Для начала следует рассмотреть завязку, разворачивающейся перед нами истории: в n-ом году некий профессор Огуро обнаружил неизвестную планету, пришедшею из другой вселенной в нашу. Данное открытие тут же предали огласке. В качестве обозначения особенности и торжественности данного события профессор Огуро избрал для своего открытия имя своей дочери — Рэмина. Воистину, довольно символично и то, что девушке совсем недавно исполнилось шестнадцать, а это как раз то количество световых лет, которое отделят Землю от недавно открытой «Рэмины». И всё в данной ситуации превосходно: красивая молодая девушка становится символом или скорее аватаром новой планеты на Земле. И теперь в глазах общества милая девушка по-настоящему является «звездой».

Сама же планета остаётся под пристальным наблюдением учёных, которые, однако, замечают весьма странные явления, связанные с чрезмерно высокой скоростью движения «Рэмины» в пространстве, кроме того, звёзды рядом с которыми прошла планета исчезли…

Сеттинг

Токио будущего
Токио будущего

В данном произведении Дзюндзи Ито избрал основным местом действия футуристичный мегаполис с летающими средствами передвижения и прочими атрибутами классического представления жизни общества в будущем. Данный сеттинг совершенно не типичен для остальных работ Ито. Казалось бы, это довольно странное решение со стороны автора — использовать ставший уже карикатурным образ идеального урбанистического города будущего в хоррор-произведении. Однако обстановка здесь играет роль полигона, на котором автор обрисовывает дальнейшие события. Дзюндзи Ито не стремится показать здесь быт и культуру общества будущего, он лишь собирает внушительных размеров массовку из людей и архитектурных сооружений, чтобы в один момент обрушить всю эту громоздкую конструкцию.

Персонажи

Рэмина
Рэмина

Основным действующим лицом в произведении является Рэмина — миловидная и робкая девушка, которая всем своим видом олицетворяет невинность. Уже с первых страниц мы готовы сопереживать ей, ведь она становится безвольным идолом для общества. Она, как и большинство персонажей, созданных Дзюндзи Ито, не обладает возможностью что-либо изменить, она лишь жертва обстоятельств. Автор бросает Рэмину в эпицентр ужасающих событий именно для того, чтобы провести читателя через всю, заготовленную им апокалиптическую историю. Конечно же, Рэмина не единственный персонаж в истории, — её окружает буквально весь мир, а также личности, которые воплощают в себе различные архетипы в обществе: от довольно преданного фаната из её фанклуба до менеджера, который по-настоящему любит её. Так или иначе, Дзюндзи Ито создаёт такого персонажа, драматический накал которого перекрывает всё остальное: читателю становится не так важна судьба Земли, а уж тем более судьба человечества, для читателя остаётся важен лишь персонаж Рэмины. Автор делает из Рэмины образ не столь человеческий (в привычном понимании), он создаёт образ мученика, в свою очередь отделяя девушку от остального убого и безумного мира.

Концепция и стиль произведения

И вправду, Ито мастер по созданию бытового хоррора. Но что обыденного может заключаться в апокалипсисе? Действительно, столь огромные и разрушительные масштабы вряд ли можно привязать к чему-то повседневному и столь же жуткому, однако именно на фоне заката человечества автор создаёт весьма гротескную, всеми знакомую и достаточно реалистичную историю о слепом обожании и бесцельном проявлении жестокости со стороны всего человечества.

От любви до ненависти всего один шаг, но в определённый момент Дзюндзи Ито даже не пытается разделить эти понятия в своём произведении. А зачем? Любовь — ненависть, добро — зло, чёрное — белое… кого это волнует, если существование всего мира под угрозой, если всё это уже не важно. Важным становится лишь причина такого конца. Кто виноват в возникших проблемах, даже не столь вселенского масштаба, но в проблемах скорее личного характера? Естественно, виноват будет тот, кого знают все, тот у кого нет власти, разрушительной силы или даже простого выбора. В конце концов виноват во всех вселенских проблемах будет тот, чьё имя носит кара, постигшая человечество. Всё это значит лишь одно — нужно искоренить эту проблему, а точнее заставить её страдать, потому что…, а что ещё остаётся убогим созданиям, которые уже давно потеряли всё, что им когда-то дали?

Следует упомянуть, что данная проблема весьма реальна. Дзюндзи Ито намерено оскверняет социальные устои, чтобы в гротескном безумии показать истинное лицо общества. И как же часто в обществе любят строить из известных людей идеальные образы, любят восхищаться своими идолами. Но если данный образ рушится, может быть из-за действий носителя этого образа, а может быть из-за определённого стечения обстоятельств, то настоящим наслаждением для «почитателей» данного образа будет стремление смешать с грязью того, кого они недавно обожали. В итоге мы получаем простую истину: людям нравится строить иллюзии, проявлять к ним привязанность и вместе с тем ненавидеть то, что они сами же и создали.

Заключение

Но где же тот космический ужас, о котором упоминалось в самом начале? Какую роль он играет в произведении? Всё произведение построено так, что нечто действительно ужасающее буквально на каждой странице нависает над ничтожными существами, подобно тому, что описывал Г. Ф. Лавкрафт в своих произведениях. Дзюндзи Ито превращает этот образ в катализатор, который проявляет идею о несовершенстве и незначительности человека как единицы во вселенной. Ведь в конце концов, автор показывает нам, что с исчезновением человечества вселенная всё так же продолжает существовать, что это лишь ещё один цикл в вечном потоке.


Лучшие комментарии

По тексту создаётся вперчатление, что вся история сначала о том, как планету назвали в честь девушки, а потом планета прилетела ломать нашу планету и все стали за девушкой охотиться.

Существовать продолжит, но без разума и наблюдателя в этом не будет смысла.

Да и вообще меня смутило ещë когда я сам читал, что там, в будущем, никак не попытались уничтожить эту планету. А времени у них вроде было немало. Довольно притянуто за уши что это, что охота на девушку. Ну скорее акцент на этом. Автору скорее всего пришла в голову идея, а то что это будет выглядеть глуповато местами — не важно.

Но нарисовано конечно стильно.

Думаю, не у того ты автора решил копнуть в глубину. Ито — это вообще не про подтексты или высказывания в произведениях. Он по большей части горит образами и их реализацией в виде великолепных рисунков, а вот сюжет и логика повествования для него вещи абсолютно фоновые и служат для воплощения придуманных им образов. Как говориться: «Если для красивой картинки надо, что бы каждая капля крови девушки превращалась в такую же девушку — ну так и будет»

Так и есть. Просто я старался избегать спойлеров для того случая если кто-то всё же заинтересуется мангой.

Специально читаю подобные блоги, не являясь поклонником японского творчества, чтобы понять, от чего людей так торкает. Может, там действительно есть что-то что от меня ускользает? Но всегда оказывается, что никакого глубокого подтекста автор не закладывал, всё лежит на поверхности, всё примитивно и банально. Просто оно японское и призвано в первую очередь шокировать.

Это буквально описание манги .

Тут всегда важно поймать баланс между тем, чтобы не сдать слишком много инфы, но одновременно с этим какую-то конкретную инфу (и образы, раз уж мы говорим о манге, которая в т.ч. — визуальное искусство) всё-таки выдать читателям «на руки».

Ну т.е. я лично по итогу прочтения обзора понял только то, что тут есть соц. комментарий о природе популярности, но в чём ценность истории, как хоррора — осталось загадкой.

Так суть хорроров, вроде, никогда не была в невероятно-глубинных залежав метатекстов, т.е. не в запутывании своего зрителя/читателя, а наоборот, в том, чтобы напугать и навести жути чем-то относительно понятным.

Ещё недавний «Не смотрите наверх» (как-то так он вроде назывался) с ДиКаприо.

Но ведь даже описанное — это не идея, а все равно просто передача образа (пусть и гротескного). Из его произведений с явным подтекстом (я не отрицаю, что их нет — просто в общем числе их меньше) я могу вспомнить Gyo (про рыб-мутантов), где прослеживается мысль о необходимости заботы об окружающей среде и к чему может привести забивание на это. Ну а если натягивать сову на глобус, то даже в Томое можно найти глубину в том, как опасна и саморазрушительна любовь ))
P.S.: полностью согласен, что как цельное произведение «Спираль» наверное его самая сильная работа.

А планета с глазами, прилетающая убивать нашу планету — типа, абсолютно естественное явление? Или наличие в сюжете чего-то сверхъестественного (отличного от планеты из космоса) делает человеческую глупость более комплексной и многогранной?

Насколько я понял автора (блога), это простое высказывание о природе популярности, завёрнутое в хоррор-обёртку. Потому что если фабульно история о том, как девочка стала звездой, потом что-то пошло не так и все побежали девочку линчевать — ну, нормальная история, потому что так популярность и работает. Лично тебе это может нравиться, может не нравиться, но вот такие вот мы, люди. И в стрессовых ситуациях — становится только хуже.

Но вообще так-то любопытно слышать о том, что «хоррор про человеческую глупость — фу», учитывая, что 95% тропов этого жанра — они именно об этом. О том, как люди вопреки логике лезут в тёмные углы, где что-то шуршит; не могут застрелить своего батю-сына, которые обернулись зомби; призывают своих потерянных возлюбленных с того света и т.д., и т.п.

И с одной стороны — ну глупость и глупость, тут хотя бы понятна её природа и в целом её наличие объяснимо тем, что хоррор — это истории о человеческих слабостях, и о том, как они или в кадре совершают ошибки, или расплачиваются за ошибки, которые совершали когда-то. А с другой — ну, мы живём в мире, где на полном серьёзе есть «плоскоземельщики» и множество других, гораздо более необъяснимо-глупых товарищей.

Я не отрицаю, что оно имеет место быть. Просто оно именно что низкопробное какое-то, очевидное и даже ожидаемое. Как замыленные уже штампы зомби-хорроров с укушенным персонажем: ведь все мы знаем, к чему это приведёт, но это пихают в каждый фильм-игру-книжку про зомби-апокалипсис. Так и здесь: планету назвали в честь девочки, и вполне ожидаемо, что девочку кинутся всячески буллить, когда паника населения возрастёт. Кстати, а что с другими девочками с именем Рэмина в этот период времени произошло? Или она была одна уникальная на всю планету с таким именем?

В описаниях хоррора я всё же склоняюсь к тому, что описывал Лавкрафт — это страх неведомого. И если планета с глазами ещё справляется с этим, как и Кинговский туман, то человеческий фактор абсолютно нет, потому что он ожидаемый по вышеописанной причине: мы это уже тысячу раз видели, и каждый удивлялись поразительной нелогичности поведения людей. Ну не могут же они быть настолько тупыми? Или они настолько тупые только для того, чтобы случился этот ожидаемый сюжетный поворот?

А потом Земля начинает крутиться с такой скоростью, что люди начинают летать параллельно земле

Справедливости ради, хоррор понятие довольно широкое и, соответственно, подвид данного жанра — бытовой хоррор имеет место быть.

Ну да, есть такое. Как те же французские ужасы про маньяков, типа «Страны призраков». Ода насилию, так сказать. Только я вижу в этом передачу про криминальные хроники с НТВ, а не фильм ужасов как таковой.

Манга Дзюндзи Ито хороша не сюжетом, а именно визуалом, рисовкой. Не зря все игровые разработчики, делающие хороры говорили, что вдохновлялись его работами (точно помню про разработчиков серий Silent Hill, Resident Evil, Fatal Frame и Siren). С удовольствием прочитал всю его мангу после роликов Василия Гальперова в серии «Страшно, вырубай».

Хорошо, спасибо за комментарий. В следующий раз учту это.

Так описанный сюжет — это Кинговский «Туман», в общих чертах: куча идиотов линчует кого-то, уверенная в том, что это поможет ситуации. По мне, так это не хоррор, а чёрте что. Всё же, я привык, что хоррор несёт в себе хоть какую-то крупицу сверхъестественного, а не только человеческую глупость.

Ну люди принимали какие-то попытки её уничтожить (правда слишком поздно и весьма неэффективно). Тут ситуация скорее напоминает фильм «Меланхолия» (Ларса фон Триера), где большее количество времени люди с медленно нарастающей паникой следят за космическим объектом, но, по понятным причинам, предпринять ничего не могут.

Так или иначе, я считаю в некоторых его работах прослеживаются чёткие идеи. К примеру, его манга «Спираль» проходится по многим аспектам жизни японского общества (так сказать от роддома до похорон), и как раз таки с помощью своих ярких и гротескных образов он извращает привычное понимание бытовой жизни, тем самым превращая её в нечто ужасающе-бесконечное (подобно спирали). К слову, считаю спираль самой сильной работой Ито.

Справедливости ради, хоррор понятие довольно широкое и, соответственно, подвид данного жанра — бытовой хоррор имеет место быть. Ведь в большинстве случаев случайная поножовщина или та же куча идиотов может быть куда страшнее чего-либо сверхъестественного, так как данная ситуация может легко (ну может и не всегда так легко) произойти с каждым из нас.

Читай также