Сегодня часто можно слышать жалобы о том, что последнее время в игры впихивается слишком много политики. Однако, во-первых, политика в играх существовала и раньше. А во-вторых, проблема тех, кто жалуется обычно не в политике как таковой, а именно во «впихивании». Когда же политические мотивы и, чего уж там, намёки на весьма конкретные страны и личности органически вписаны в сюжет, да ещё и в геймплей — игроки гораздо чаще готовы принять правила игры и даже похвалить разработчиков, если они сумели раскрыть тему.
Вышедшая в 2001 году Tropico была как раз такой игрой с политическим подтекстом. Внешность нашего Эль Аватара и климат на острове не двусмысленно намекали на вполне конкретное государство. А то, что игроку предоставлялась свобода завоёвывать поддержку населения как пряником, так и кнутом снимало с разработчиков подозрения в пропаганде за или против. И возлагало всю ответственность за средства достижения целей на игрока.
Tropico: Skylines
Признаю сразу, что с серией Tropico я знаком в основном по обзорам. Так что без должного опыта я не буду сравнивать игру с предыдущими частями. Но зато я могу сравнить её с играми в которые я лично играл. Например, Cities: Skylines, ведь в обеих мы благоустраиваем вверенную нам карту для населения и при этом деятельность каждого жителя дотошная симулируется.
Однако C:S просто задаёт маршрут сима в соответствии с выбранной работой, демографическими показателями, потребностями и прочим, Поэтому, если кто-то попадёт в пробку или уедет не туда — его тут же «телепортируют» куда надо.
В Tropico 6 же, наоборот, каждый тропиканец сам является центральным элементом симуляции. Если путь на рабочее место далёк или как-то заблокирован — он ищет, как обойти препятствия, а работа тем временем стоит. Если по дороге с ним что-то случилось — это отразится на его показателях и когда он наконец доберётся до цели это повлияет на эффективность и желание работать. Для удовлетворения потребностей в развлечениях или вере человек не просто должен быть в радиусе соответствующей постройки, а прямо пойти туда, и вдобавок иметь деньги чтобы заплатить за вход (некоторые строения доступны только для тех, у кого есть должный уровень дохода).
Разумеется, симуляция с подобной скрупулёзностью каждого жителя «Архипелага Тропико» требует немало ресурсов вашего ПК. В соответствующих настройках есть даже ползунок, ограничивающий число подопечных. По умолчанию двумя тысячами, но чтобы добраться даже до этих цифр — надо постараться.
Нужно обеспечить нормальное питание, здравоохранение, развлечение, жильё, чувство безопасности. В основном это делается за счёт построек, но часто показатели можно подкорректировать приняв соответствующий закон или сменив режим работы здания.
Разумеется, надо проявлять заботу о населении дозировано — чтобы ваша экономика не улетела в трубу. Но и не держать всех «в чёрном теле» превратив работу в каторгу. Недовольные жители могут просто уехать с острова через ближайший порт так же быстро как приехали. Или того хуже — сбежать в лес и стать партизанами, нападающими на ваши строения.
Политика Тропико
Чтобы не дошло до кровопролития и разрушений надо задабривать не только отдельных жителей, но и политические фракции. В вашей «банановой республике» будут и коммунисты, и монархисты, и милитаристы, и капиталисты, и много кто ещё. У каждой фракции, кстати, есть конкретный лидер, прислав которому чемодан с купюрами можно на время увеличить показатель одобрения у всей фракции, который в свою очередь увеличит одобрение и у тропиканцев в этой фракции состоящих.
Впрочем, подкуп — скорее экстренная мера, притом весьма затратная. Гораздо выгоднее просто выполнять просьбы, с которыми та или иная фракция обращается к вам с завидной регулярностью. Это может быть принятие какого-то закона, производство или импорт определённого товара, постройка какого-то здания. Интересно, что задания эти довольно рандомны. Генерал-милитарист может попросить произвести партию рома, а лидер коммунистов, допустим, таверну. Впрочем, при постройке зданий вы можете получать перманентный бонус к отношениям. И тут уже всё соответствует наклонностям партии. Верующие радуются часовням, милитаристы — казармам и сторожевым башням.
Однако фракции — это внутренняя политика. А есть ещё и внешняя — различные страны и международные блоки, которые представлены послами соответствующих держав. На население они напрямую не влияют, зато предлагают выгодные торговые контракты и иного рода поддержку. Это если отношения с ними будут хорошие, а поссоритесь — перекроют вам торговлю, или тоже устроят нападение на что-нибудь ценное из вашей инфраструктуры.
Основным способом улучшения отношений с иностранными державами тоже является выполнение просьб. Которые тоже достаточно случайны. Впрочем, когда речь идёт о торговле — посол будет просить вас заключить контракт на экспорт или импорт именно с его державой.
Как и в «реальной политике» придётся лавировать между интересами разных групп. И не только потому что они часто противоположны. Некоторые законы и контракты могут быть по своей природе быть неприемлемы для определённых идеологий или держав. Но, с другой стороны, упомянутые чемоданы всегда помогут сделать политика дружелюбнее.
Far Cry… 6? Совпадение?
Для защиты от тех, с кем подружиться не удалось нужно строить сторожевые башни, форты и другие строения, гарнизон которых будет противостоять врагам внешним и внутренним.
Правда управлять войсками напрямую вы не сможете. Максимум — выбрать одно из атакованных зданий как приоритетное. И тогда гарнизоны выдвинутся в первую очередь на его защиту и лишь потом на защиту других построек. Да, в случае масштабного вторжения или нападения нескольких фракций и держав сразу под удар может попасть достаточно большое число строений.
В «мирное» время военные здания тоже полезны. Башни выявляют скрытых мятежников и преступников, а пропускные пункты могут также собирать плату за проезд.
Однако самые интересные возможности предоставляют здания для «рейдов». В зависимости от эпохи вам доступно: логово пиратов, база коммандос, шпионская академия и центр киберопераций. Причём, каждая эпоха именно добавляет новое здание, а значит и новые возможности. В новейшую этоху ваши пираты могут по прежнему охотиться за сокровищами, коммандос при этом будут сеять хаос в соседних государствах (полезно чтобы ваш архипелаг выглядел более привлекательным для туристов и иммигрантов на фоне окружающей разрухи), а хакеры тем временем своруют технологию чтобы не платить за чертежи и исследования.
Отдельной категорией идут рейды с целью украсть и привезти в Тропико какое-нибудь из чудес света. Стоунхендж, например, или Эйфилеву башню. Такие достопримечательности поднимут привлекательность для туристов, одновременно дав вам определённый глобальный бонус. Правда для соответствующей операции требуется более долгая подготовка, а впоследствии и партия какого-нибудь ресурса, или ещё какой манёвр для осуществления плана... Похоже кто-то из разработчиков переиграл в Evil Genius.
Ваше Президентство
Вообще, по тону игра балансирует на грани ехидной сатиры и по-мультяшному безумных моментов, вроде упомянутых похищений Эйфелевой башни и, например, заказа на ром в качестве требования фракции Милитаристов.
Лидеры фракций и послы сверхдержав, кстати, также выполнены в такой же сатирической манере. Во-первых, внешне — портреты выглядят как типичные шаржи, причём не трудно догадаться, с кого писали лидера коммунистов Марко Морено или российского посла Влада Орлова. А во-вторых, что называется, внутренне — каждая просьба всегда сопровождается каким-нибудь комментарием о том что приходится давать взятки даже чтобы узнать размер взяток или о самопожертвовании ради идеи самопожертвования.
Но по части «юмора и находчивости» всех впереди ваш первый советник и верный боевой товарищ на протяжении всей компании — Пенультимо. Человек ярких контрастов — фонтанирующий безумными идеями, но при этом дающий дельные советы и в основном сюжете и дополнительных заданиях, не единожды демонстрирующий презрение к народу и трусость, но в то же время готовый принять пулю за своего Президенте.
Ах да, в игре помимо «песочницы» есть сюжетная компания. Ну, то есть как, сюжетная… миссии достаточно слабо связаны между собой, но все они представлены как «главы» в жизни Эль Президенте. Начиная ещё с «колониальной эпохи», когда тот был назначен губернатором на одном из островов тропического архипелага.
Как и на многих других картах, в первой миссии имеется больше одного острова и по ходу сюжета ваш протекторат расширяется. На одном из островов будущий Президенте находит золотые прииски, а на другом — Пенультимо, который в свою очередь придумывает план, как переправлять золото внутри кокосов в обход представителя Короны. Кстати, вам реально надо будет начать сбор кокосов и перевести рудники в режим «тайный протокол», чтобы организовать контрабанду.
А ведь это только начало. Потом будет глава посвящённая «сухому закону», где надо будет одной рукой ловить мафиози… а другой сотрудничать с этим мафиози, получая прибыль от торговли ромом. И попытка создать парк развлечений с животными из восстановленной ДНК (впрочем, дело обернётся не совсем так, как в известном фильме). И ещё много-много разных авантюр, об успехах (конечно же успехах!) которых расскажет нам старый Пенультимо.
Меня очень впечатлило как разработчикам удалось переплести сюжетные задания, сатиру и сам игровой процесс, где вам надо поднимать экономику, налаживать коммуникации (когда карта поделена на несколько островов, организовать эффективное транспортное сообщение не так-то просто) и лавировать между требованиями фракций и сверхдержав.
Нужно больше… инструментов
Моя главная претензия к Tropico 6 – недостаток возможностей для управления и анализа. И если первое ещё можно оправдать тем, что у нас здесь «непрямое управление», то сложности с выяснением различных «что», «куда» и «почему» - это явный ляп дизайнеров интерфейса.
Скажем, при выборе очередного контракта на импорт/экспорт часто приходится несколько раз переключаться между вкладкой доступных торговых путей в меню торговли и вкладкой «ресурсы» в «Альманахе». Что мешало среди деталей контракта написать — сколько ресурсов у меня есть для экспорта?
При этом после заключения договора на экспорт проблемы не заканчиваются. Ведь если вы решили экспортировать сырьё, для которого у вас есть перерабатывающий завод, совершенно неизвестно куда перевозчики повезут очередную партию. У меня бывало так, что годами ничего не экспортировалось до тех пор пока я попросту не ставил всю переработку на паузу. Это единственный способ гарантировать, что товар повезут на продажу.
То же самое с удовлетворённостью жителей. В «Альманахе» отображается «среднее значение по палате», но вполне может оказаться что на первый взгляд нормальный уровень значит высокую удовлетворённость на одном конце острова и нули на другом. Поэтому для того чтобы выяснить кто чем недоволен придётся изрядно покликать по тропиканцам и вкладкам их досье.
И кликать придётся, потому что процент всеобщего одобрения так и норовит скатиться к единиц из-за того что кому-то не хватило денег на выпивку или рейтинг фракции понизившись на 5 пунктов теперь недостаточно мотивирует избирателей. Хорошо хоть есть вышеупомянутые чемоданы. И в конституции можно прописать имущественный ценз — обеспеченные граждане с большей вероятностью будут довольны. Но опять-таки заранее просчитать как повлияет на ситуацию очередной указ проблематично.
И не в последнюю очередь недостаток инструментов чувствуется в Мастерской Steam. По сути всё, что там есть — карты. И то сделанные «генератором», а не в редакторе карт, которого тут нет. Так что тем более не ждите ни оригинальных строений, ни модов со сценариями, ни ещё какого либо контента, серьёзно меняющего геймплей игры. Очень серьёзное упущение на фоне обилия стратегий, где всё это доступно.
Итог
Моё знакомство с Tropico 6 привело меня к интересному открытию. На самом деле жанр этой игры – иммерсив сим. Да, именно тот жанр, куда причисляют такие игры как BioShock или Deus Ex. С той только разницей что основой тех проектов был шутер, а тут экономическая стратегия. Однако в обоих случаях базовая механика служит лишь средством для погружения в атмосферу мира игры. Цель же всего процесса — заставить вас почувствовать себя Эль Президенте, живущим во дворце среди кокосовых пальм и каждый день принимающим решения о том, как обустроить родной остров или целый архипелаг.
В игре даже присутствует кастомизация вашего аватара. Одежда, аксессуары, внешность. Можно даже сделать Эль Президенте женщиной, если вы решили примерить юбку королевы Дейдраны. И всё это вы можете увидеть прямо в игре, например когда будете произносить предвыборную речь или посещать театр. Причём даже эти действия являются частью геймплея — «выход в свет» и правильный выбор пунктов предвыборной программы поднимает уровень одобрения.
Другое дело, что для этого самого погружения придётся изрядно поднапрячься. Иначе разоритесь, восстановите против себя всех и вся и кончите как та самая Дейдрана. Но если в вас дремлет талант управленца (и манипулятора), то архипелаг Тропико и правда может стать вашим райским уголком.
Лучшие комментарии
Меня больше всего в тропико отталкивает это воровство достопримечательностей. Я понимаю что это сатира и гипербола, но здесь всë-равно палку перегнули, выглядит просто тупо и глупо. Портит всю игру и погружение. Играть из-за этого в него не хочется, хотя хотелось бы.
Иммерсивности происходящего всю серию мешает очень высокий темп игры. Один этап проходится за час, максимум два. Для градостроительных стратегий это практически сессионка получается. И на переживания особо нет времени.
Ух ты, два часа?! У меня часа три-четыре на каждую из прошедших миссий уходило (тем более что я прошёл далеко не все). И это не считая перезагрузок. Впрочем, я раньше в Тропико не играл.
Ну тут кто как играет, и от опыта может зависеть, но всё равно, современные Тропико далеки от полноценного сандбокса, который бы как раз позволил больше уделять внимание персонажу и его деятельности.
А что? Некоторые тут называют Comix Zone Квестом. Так что Tropico 6 вполне можно считать иммерсив-симом.