17 января 2023 17.01.23 4 1118

Sony против Microsoft. Вторая консольная война

+10

Все переплетено

1988 год. Nintendo доминирует на рынке домашних консолей в Японии и США со своей NES/Famicom. Однако, успех PC-Engine от NEC и Mega Drive/Genesis от SEGA заставили большую N шевелиться.

Началась разработка Super Famicom/NES. Начальство назначает Масаюки Уэмура главным инженером консоли в Японском регионе, а Лэнс Бэр придумывал дизайн для Северной Америки. Для компании было важно сделать консоль лучше чем у конкурентов в плане железа и дизайна. И если со вторым проблем не было, то с внутренностями были сложности. Более поздняя разработка позволила внедрить более совершенные технологии, в том числе звук.

Масаюки пригласил своего хорошего знакомого из Sony Кена Кутараги, чтобы он спроектировал звуковой чип для консоли. Кен работал в Sony уже более десяти лет, и был обычным сотрудником. В 1988 году он заметил, как его дочь играет в Famicom, это стало причиной его убеждения, что за рынком домашних консолей будущее, однако никак не мог убедить компанию выйти на этот рынок. Sony хорошо себя чувствовала на рынке аудио- и видео- техники.

Готовый чип в итоге был просто великолепен, на столько, что руководство Sony не стало увольнять Кутараги за такое наглое действие. Он же в свою очередь убедил директоров сотрудничать с Nintendo над CD-аддоном "Play Station". Аддон должен был запускать игры с CD дисков, но из-за юридических разногласий, большая N в тайне от партнера начала разработку с прямым конкурентом Sony - Philips. Sony забрала все наработки себе, позже, они предложили Sega сделать железо для их новой консоли Saturn, но вторые отказались, ссылаясь на неопытность компании.

Тогда, отвергнутая и брошенная двумя титанами консольного рынка, Sony сотворили невероятное. Сделали свою консоль Playstation самой продаваемой в пятом поколении.

На достигнутом нельзя было останавливаться. К концу все того же пятого поколения Японцы начали разработку приемника успешной Playstation. Шли по пути наименьшего сопротивления: Делаем все тоже самое, но мощнее, удобнее и универсально.

И вот в 1999-ом году компания анонсирует PlayStation 2...

Тем временем в совершенно другом мире

Рынок видеоигр персональных компьютеров существовал столько же, сколько и консольный. При этом они никак друг с другом не конкурировали. Первые были мощнее, дороже и сложнее в использовании, игры могли использовать более совершенные технологи. Вторые были дешевле, удобнее, но более ограничены в функционале и железе.

Основная проблема ПК тех лет заключалась в большом количестве разного железа, под которое нужно было подгонять игры и программы, и отсутствие удобного интерфейса. Компания Microsoft решила бороться с этим неудобствами, заодно подзаработать. Начали с Windows, принесший миллионы, затем взялись за DirectX, облегчающий создание программ и игр.

Такой подход сделал их монополистами рынка ПО для компьютеров. Однако, именно направленность Windows на игры сделала ее популярной.

Вплоть до 1997 года компания никак не взаимодействовала с консолями. Sega во время разработки Dreamcast шли на удобства для разработчиков и игроков, попросив Майков разработать ОС для консоли, они же сделали особую версию Windows CE с поддержкой DirectX API.

С таким опытом Билл Гейтс лично предложил Sony разработать ОС для их грядущей консоли, но получил отказ, т.к. платформодержатель видел ПК как прямого конкурента.

И вот в 1999-ом году компания анонсирует PlayStation 2... Красивый, эстетичный, мощный, удобный мультимедиа комбайн, намекающий, что консоль заменит компьютер.

В Microsoft началась паника. Никто не знал, что делать, в конце концов, они всего лишь компания создающая софт и не более. Тогда, нанятый недавно лично Гейтсом, новичок Шеймус Блэкли предложил очевидное: Нужно сделать собственную консоль, тем более у Майков денег на это достаточно.

Небольшая группа под предводительством Шеймуса продумала все примерно так: Возьмем обычное ПК железо, засунем в коробку, за основу ОС возьмем Windows, а для разработки DirectX. Затем пошли к начальству, продвигать идею. Те, услышав заветное слово "Windows" дали добро, почти не задумываясь. Все хотели чтобы их софт вышел из глубоких комнат задротов в семейные гостинные.

Windows будет в каждом доме.

Монополист-убийца и другие

Вместе с Microsoft напряглась и Sega. Вышедший в прошлом поколении Saturn потерпел крах, компания потеряла свои позиции на рынке, хоть к концу поколения начальство исправила ситуацию на сколько могла.

Платформодержатель признал ошибки, поэтому Dreamcast показал себя намного лучше. Постепенно Sega начала возвращать утраченную долю рынка, казалось, что Sony была поставлена на место.

И вот в 1999-ом году компания анонсирует PlayStation 2... С невероятной графикой, DVD-дисками и мультимедийными функциями.

Продажи Dreamcast сразу же упали, даже не смотря на заявления Sega, что их консоль вот она, здесь и сейчас, а PlayStation 2 где-то там не бумаге и не факт, что будет хорошим.

Но, к сожалению для многих, новая консоль Sony уничтожила Dreamcast, с которым уже никто не хотел играть. Sega приняла неизбежное и объявила об уходе с консольного рынка с продажами в чуть больше 10 с половиной миллионов консолей.

"Что не получилось у некогда могущественного конкурента, должно получиться у нас." - Подумала Nintendo. Она все еще продолжала жить в своем собственном мире, в надежде вернуть утраченные позиции со времен N64, делая акцент на давно знакомые и любимые франчайзы, семейную аудиторию и отличительность игр.

Разработка же шла без каких-либо проблем, основной акцент в последний раз для компании был взят на мощное железо, не забывая об интересных фишках геймпада.

Сентябрь 2001. PlayStation 2 уже как год является лидером рынка. Большая N решает действовать, расчехляет как свои, так и чужие франчайзы, эксклюзивно на консоль и... Проигрывает.

Многие хвалили GameCube за геймпад и библиотеку игр, но дизайн у консоли оказался скудным, невзрачным и игрушечным, вдобавок не было никаких мультимедийных функций. Рекламная компания пусть и была отличной, однако этого было мало. И как итог, Nintendo не упала в грязь в лицом как Sega, но заняла почетное третье место по продажам в поколении - более 21 миллиона проданных консолей.

Американская мощь против японской эстетики

PlayStation 2 рвал все рекорды продаж. Эстетически приятный дизайн, отличное железо, как по графике, так и для разработчиков, мультимедийные функции, превращающие его в самый дешевый DVD плеер. Добавим к этому рекламу, рассчитанную на 17-ти летних, множество потрясающих игр и вы получите самую продаваемую консоль в истории.

С самого начала у Sony был план и она его придерживалась. Такие продажи позволили спустя год после выхода консоли начать проектировать новую.

Microsoft тем временем впервые выкатилась на консольный рынок со своим Xbox в ноябре 2001 года, не жалея денег. Рекламная компания делала акцент, что их консоль самая мощная, что было правдой. Xbox был чуть ли не на поколение выше второй PlayStation, такая мощность обходилась в копеечку, и до конца продаж все производство шло в убыток.

Но как говорится: С играми оно хорошо, а без игр и нафиг не нужно. И тут Майки не подкачали, закупив несколько студий. Забавно, что они хотели в какой-то момент купить всю Nintendo, им выставили ценник в 25 миллиардов долларов. После такого, даже Билл подумал, что это много и отказался от идеи.

Выход Xbox был на диком хайпе благодаря конечно же  Halo. Первый в истории по-настоящему удобный на геймпаде шутер от первого лица с эпическим сюжетом. До этого эталонными консольными шутерами считались проекты на N64. Но там был другой тип управления, под который подстраивался левл-дизайн. В Halo впервые появилась регенерация, но не в том виде, который есть например в Call of duty. Xbox был той серьезной платформой, где главным эксклюзивом стала не JRPG или платформер, а серьезный и довольно хардкорный шутер от первого лица, пройдя который, игрок оставался в мультиплеере.

На Xbox так же был консольный онлайн. Да, до этого он был на Dreamcast, но именно в Xbox Live впервые появились кланы и списки друзей. Можно было узнавать о выходах новинок, а позже скачивать небольшие игры на жесткий диск. Весь онлайн, который есть сейчас на консолях, был построен Майками в начале 2000-ых.

Помимо космо-шутера на платформе выходила и мультиплатформа, которая была в разы лучше, чем у конкурентов, множество портов с ПК, благодаря знакомой архитектуре.

Вот только, не смотря на все старания, у компании была только одна проблема - PlayStation 2. Из-за портов и одного мощного эксклюзива Xbox имел репутацию догоняющей консоли и HaloPlayer. Пока на нем выходило две хорошие игры в год, у Плойки выходило пять таких в год.

Спустя время вышло еще больше игр. Сиквел  Halo стал одной из самых расхайпенных игр в истории, рекламу которой даже крутили в кинотеатрах перед показом фильмов. Вторую часть принято считать первым в истории видеоигровым блокбастером, который заставил многих людей стать геймерами. Sega, желая отомстить Sony, выпускала эксклюзивы на Xbox.

Такой напор Microsoft позволил встать консоли на второе место по продажам в поколении - более 24 миллионов. Когда как Sony достигли продаж в более 150 миллионов проданных PlayStation 2.

Как седьмое поколение консолей разрабатывали.

2001 год ознаменовал собой не только выход Xbox, но и начало создания революционного чипа CELL альянсом STI(Sony, Toshiba IBM) для PlayStation 3. Sony желала сделать процессор, который мог бы не только отвечать за вычисления, но и обрабатывать 3D графику. И я не буду сейчас подробно разбирать техническую сторону CELL. Все, что нужно знать: Sony желала сделать мощный процессор и запатентовать его, как собственную разработку, без упоминания участников альянса. Последние узнали о проделке "союзника" и, благодаря юристам, IBM добились возможности вносить изменения в разработку, чем они скоро воспользовались, внося технологии, которые не нужны были Sony. Компания в целом хотела выйти за рамки гейминга, делая новую PlayStation мульти-медия комбайном, привлекая аудиторию, не заинтересованную в видеоиграх.

Microsoft, благодаря промышленному шпионажу, выяснили, что конкурент планирует выпустить новую консоль к концу 2005 года, прямо под елку детишкам. И не успев разогнаться с оригинальным Xbox, берутся за проектирование нового поколения, избавив его от всех минусов прородителя.

Первым делом взялись за дизайн самой консоли, из-за которой ее никто не покупал в Японии, делая более эстетически приятным. По тем же причинам переработали геймпад, который был огромным для детей и японцев, позже признанным лучшим в истории.

Затем взялись за создание железа, с идеей простой и понятной архитектуры. Пошли к Intel, где получили отказ, тоже самое произошло и у AMD. Пока шли переговоры, наступил 2003 год, у Майков ничего не готово, и тут они узнают про революционную разработку IBM и обращаются к ним. Вторые могли спокойно отказаться и слить информацию Sony, что у их конкурента ничего нет, т.к. именно Microsoft постаралась в прошлом, чтобы IBM ушла с рынка ПК. Но вместо этого согласились на сотрудничество, беря все наработки с проекта CELL.

Майки отказались от всех невероятных технологий в области графики и сложной архитектуры. Именно поэтому IBM вносила в CELL ненужные для Sony технологии. Получилась прорывная тактовая частота в 3,3 Мгц с простой архитектурой.

Плойкоделы узнали о предательстве, но ничего делать не стали, т.к. по законам IBM ничего не нарушила. Год спустя Sony понимают, что революционный процессор не справляется с обработкой графики, поэтому побежали к Nvidia чтобы они дали хоть что-то. Получили в итоге урезанную и устаревшую GPU на основе архитектуры G71. Таким образом платформодержатель перенес релиз PlayStation 3 на осень 2006 года.

Microsoft в свою очередь пошла к ATI, получив в итоге простую, но производительную архитектуру всей консоли. Выйти которая должна была в ноябре 2005 года, с одной целью - Уничтожить PlayStation.

Большая N тем временем, приняв плохие продажи GameCube, выбрала другой путь для собственных консолей. Опираясь на интересный опыт взаимодействия игроков с играми на портативке DS, Сигэру Миямото предложил вдохновляться уникальными игровыми контроллерами Dance Dance Revolution. Новый директор, Саторо Ивато, послушал своего выдающегося сотрудника. Новая консоль Nintendo выйдет из гонки мощного железа, будет опираться на взаимодействие игрока с игрой и будет рассчитана на все возрастные группы.

Как седьмое поколение консолей горело

22 ноября 2005 года. Запуск Xbox 360, первой консоли в новом технологическом поколении. Хайп так высок, что можно ложкой в воздухе брать и на хлеб намазывать. И вот человек отстоял долгую очередь, забирает свой Xbox, любимый бренд между прочим. Приходит домой, подключает к телевизору, жмет на это сочную круглую кнопку и... Через несколько дней она загорается тремя красными огнями смерти. Больше поиграть не получится.

Иксбоксы начали гореть как спички. Проблема заключалась в том, что сперва сделали дизайн консоли, в которую засовывали железо без каких-либо конструктивных изменений. Воздух плохо бегал внутри консоли, из-за чего она сгорала. Вот только Microsoft до последнего не хотела признавать проблему, скидывая все на стандартный заводской брак.

И может некоторые игроки и были недовольны, но Xbox все еще оставался желанной игрушкой миллионов, получал тонны хвалебных отзывов за дизайн, мощное железо и геймпад, на нем стабильно выходили хорошие игры. А какой хайп был вокруг первой  Gears of war! Трейлер под песню Mad World до сих пор считается одним из лучших в истории.

 

Тот самый трейлер

Осенью 2006 года появляются PlayStation 3 и Wii. Обе консоли представили еще на прошлогодней E3. Презентацию Sony запомнили как шоу пререндов.

 

Nintendo же тогда только показала консоль, контроллеры и носитель информации.

PlayStation 3 выходит 11 ноября, когда заокеанский парень с горящими зелеными глазами уже поджимал рынок под себя. Это был... почти провал. Не поймите не правильно. Огромное число людей и поклонников Sony выстраивались в очереди, так что выйдя из объективов камер, счастливый обладатель консоли, своей покупки лишался. А позже уже другой счастливчик на eBay становился обладателем консоли. Вот только спустя несколько дней становилось понятно, что все плохо: низкая производительность, игрушечные невесомые геймпады, мало игр, стремная реклама, и желтый огонь смерти.

Да, первые ревизии PlayStation 3 тоже горели. Только в случае Плойкоделов была запарная система охлаждения из небольшой турбины, медных трубок и термопаст, которых попросту не хватало. Особенно ситуация становилась хуже если термопаста подсыхала, из-за чего нагрев уходил еще хуже.

И сравнять чашу весов Sony было нечем. У тех же Майков было больше игр,  ниже ценник, лучше производительность и онлайн сервис, удобнее геймпад (да, вкусовщина, но ощущался лучше первых sixaxis и присутствовала вибрация). И не смотря на такое положение, отец PlayStation, Кен Кутараги, критиковал Microsoft и Xbox за отсутствие смелых идей и излишнюю простоту.

Wii запустилась 19 ноября и получила невероятный успех. Сделав упор на казуальную аудиторию и веселые игры, они сорвали куш. Консоль станет самой продаваемой в поколении.

Такой расклад сделал Microsoft чуть ли не монополистами на следующие два года. Прямой конкурент мало того, что вышел позже, так еще был хуже, а Nintendo со своей Wii, вообще жила в другой вселенной.

Как в седьмом поколении все поменялось

Начиная с 2007 года, расклад начал постепенно меняться. Sony взялись за исправление собственных ошибок: разработка эксклюзивов, проектирование и выпуск slim версии, новая реклама, новые гейпады с вибрацией. Все это принесет свои плоды уже в 2009.

Майки же получили нового управляющего, Дона Метрика. Первые два года он плыл по течению, поднял онлайн Xbox Live, анонсировал версии Arcade и Elite, которые уже не горели, параллельно заявив, что готовы заменить все сгоревшие Икс ящики. Благо у Microsoft есть код на бесконечные деньги - Windows.

Вот только, что им, что Sony не давала покоя казуальная аудитория Wii. Поэтому E3 2009 стала последней хорошей выставкой для лагеря зеленых, когда привычный гейминг постепенно становился все казуальнее. Именно на ней впервые был представлен "Project Natal", он же Kinect. Плойкоделы в свою очередь представили PS Move. Спустя еще год, обе приблуды выходят, Kinect попадает в Книгу рекордов Гиннеса, как самое продаваемое дополнение к основной консоли. Такой успех вскружил голову Дону, решив забить на классическую аудиторию, делая акцент на новом устройстве и казуалах. Так ряды в лагере зеленых начали редеть в сторону конкурента.

Sony не стояла на месте. Новые ревизии и версии PlayStation 3 стали намного лучше и уже не горели. Начали выходить громкие эксклюзивы, и все было хорошо до апреля 2011 года, когда PS Network настиг взлом.

Ранее, платформодержатель активно боролся со взломом консоли, предъявляя судебные иски всем хакерам и взломщикам. Был крупный скандал, который вылился во взлом сетей Sony, онлайн был недоступен несколько месяцев, но компания порекомендовала изменить пароли и коды аккаунтов и кредитных карт. На всякий случай.

Новое поколение и основная проблема Microsoft

Седьмое поколение подходило к своему логическому концу, став одним из самых продолжительных. Бойня между корпорациями привела к следующим продажам:

  • Xbox 360 - 79,4 миллионов
  • PlayStation 3 - 87,4 миллиона
  • Wii - 100,3 миллиона

Sony решила отказаться от амбиций и революционных решений. Взяли стандартное железо, переработали геймпад и стали лидерами в течении всего поколения.

Nintendo, после успеха Wii, выпустили провального приемника, с не самыми лучшими решениями и плохой рекламой. Проведя опрос среди пользователей, большая N выпустит очередную самую продоваемую консоль поколения - Switch.

Microsoft, под предводительством Метрика, выпустит Xbox One, желая привлечь не только геймеров, но и людей далеких от видеоигр. Ничего не напоминает?

Вот только ни игровая часть консоли не работала на 100%, отсутствовали громкие эксклюзивы (Почти все студии были распущены), игры имели плохую производительность, ни, внезапно, телевещательная из-за слишком высокой цены, что окончательно стало последним гвоздем в крышку гроба еще не выпущенной платформы.

В будущем Майки исправят ситуацию, однако стать лидером или достойным конкурентом она сможет только ближе к концу поколения.

Послесловие

Рассказывать про восьмое поколение не вижу смысла. Во-первых, Stopgame уже выпускал полную хронику. Во-вторых, в нем не было таких интересных событий.

Спасибо за прочтение. Всем добра.
P.S. Отдельная благодарность подруге Оле за обложку.


Лучшие комментарии

Ну… Не знаю...

Как по мне надо было добавить и новую коробку и плойку. Щас блог как не полная картина без последних консолей. Мне бы было интересно почитать всю хронологию — это же твое мнение, занчит оно оригинально.

Странно, говорить «типо у сг уже есть» так войну других поколений разобрали по 100500 раз. Можно было бы обыграть сперва была ожесточенная битва, а щас пуки и нытьё с обеих сторон

Ну, а так, удачи в новых блогах!

Спасибо. Постараюсь учесть на будущее.

Рад видить, что кто-то оценил собранную информацию и подачу. Из-за этого блог писался две недели. Спасибо за мнение.

Ничего особо нового не узнал, но скомпонован и подан материал хорошо. Единственное над оформлением я бы поработал: например данные продаж консолей различных поколений неплохо бы свести к единообразию + сводную таблицу по нескольким поколениям привести. В целом хорошо, за блог однозначно лайк.

Читай также