16 декабря 2022 16.12.22 2 536

Легат-батяня, батяня-легат

+10
«…Исход битвы долгое время оставался неясным, ибо сражавшиеся считали своим долгом держаться на своих местах до последнего издыхания…»
Полибий

Всем привет! Давно меня не было в (уличных гонках) на просторах мира блогов StopGame. Сегодня я поведаю уважаемой публике о маленьком, но очень интересном проекте, посвящённом истории Римской республики.

Часто бескрайний мир инди-проектов может преподнести неожиданный сюрприз. В этом году, в очередной раз шурша по этим просторам, я наткнулся на игру, которая заставила провести за ней не один вечер. Для меня, как для историка, она стала если не откровением, то проектом, который я без сомнений буду советовать всем тем, кто интересуется историей Античности. Итак, сегодня я постараюсь кратко, но ёмко познакомить вас с  A Legionary’s Life.

«Стратегический крен» в играх о Риме

История Римской республики — наверное, один из самых увлекательных сюжетов в прошлом европейского континента. «Вечный город» смог за несколько десятилетий превратиться из небольшого государства на Апеннинском полуострове в доминирующую силу во всём Средиземном море. На пути к величию Рим преодолел сопротивление могучего Карфагена в ходе нескольких Пунических войн. Легионы, составленные из граждан республики, при поддержке союзников из италийских племён, смогли сломить хребет противника, а сами войны были полны драматических событий — вспомним хотя бы походы знаменитого Ганнибала. Пунические войны стали точкой отсчёта стремительного возвышения Рима.

Битва при Каннах (216 г. до н.э.)
Битва при Каннах (216 г. до н.э.)

В играх этот период в истории был представлен прежде всего в стратегиях. Сразу на ум приходит серия «Total War» (в первый  Rome я сам наиграл достаточно много часов ещё будучи зелёным юнцом),  Celtic Kings,  Europa Universalis: Rome,  Imperator: Rome и ещё несколько варгеймов. В них можно примерить на себе лавры Сципиона Африканского или переиграть историю так, чтобы не допустить позорные для Рима Канны. Все эти игры погружали игрока в исторический период с точки зрения государя или полководца.

Однако, как оказалось, ролевых игр или более «приземлённого» взгляда на историю Рима эпохи расцвета практически нет. Существует  Expeditions: Rome, но я, к сожалению, лично в неё не играл, поэтому не берусь судить о глубине проработки исторических реалий. В этих обстоятельствах, когда я обнаружил проект, посвящённый жизни обычного легионера в решающую для Римской республики эпоху — то любопытству моему не было предела. И оно было удовлетворено сполна.

Со скутумом и гладиусом от Испании до Греции

 A Legionary’s Life — это очень нишевая инди-игра, разработанная одним-единственным человеком, неким Алессандро Роберти, если верить страничке в Стиме и сайту проекта. Она представляет из себя ролевой симулятор жизни обычного легионера, одного из десятков тысяч таких же, как он. Игрок начинает свой нелёгкий путь самого обычного салаги в 214 году до н. э. в Испании, где под руководством родных центурионов громит местные карфагенские гарнизоны (или находит смерть от рук галльского наёмника или  ополченца, всё зависит от вас), после чего вместе с Публием Корнелием Сципионом отправляется в Северную Африку и участвует в решающей битве Второй Пунической войны.

Сципион Африканский
Сципион Африканский

И это не спойлер. Игра очень дотошно следует историческим реалиям, и её сюжет очень линеен. Условно его можно разделить на три части: Испания, Северная Африка и битва при Заме, и, наконец, Первая Македонская война. Если вам удалось сохранить жизнь своему герою (а это сделать, поверьте мне, довольно трудно), то в конце игра расскажет дальнейшую судьбу бывшего легионера — что он делал после войны и чего достиг в жизни. Естественно, это будет зависеть от успешности службы и характеристик, о которых мы поговорим немного позже.

Легионер эпохи Пунических войны
Легионер эпохи Пунических войны

Пройти сюжет от начала до конца займёт не очень много времени — около часа. Но с первого раза увидеть заветный «хэппи энд» у вас вряд ли получится. Подопечный вашего покорного слуги отправился в царства Диспатера буквально во втором бою с карфагенянами, толком не успев разобраться в местных механиках. Однако, начиная новую игру, будут доступны дополнительные очки, количество которых зависит от успешности самого удачного «забега».

Дорога к славе на костях предшественников. Счёт определяется количеством побеждённых врагов и достижениями во время военных действий
Дорога к славе на костях предшественников. Счёт определяется количеством побеждённых врагов и достижениями во время военных действий

Собираем идеального легионера

Итак, на что же вы можете эти очки потратить? Перед каждой новой игрой игроку предстоит создать персонажа. Сначала необходимо рандомно нароллить показатели основных характеристик, которые делятся на физические и интеллектуальные. Первые определяют количество жизней героя, его способность уклоняться от вражеских ударов и наносить собственные. Вторые влияют на успешные (или провальные) проверки умственных скиллов, которые встречаются довольно часто. «Универсального солдата», одинаково хорошо машущего гладиусом и разбирающегося в тонкостях межличностных отношений, создать вряд ли получится. По крайней мере на первых порах. В повторном прохождении можно потратить очки, заработанные в прошлом «ране» на улучшение этих характеристик, или прикупить своему легионеру снаряжение, чтобы не было так мучительно больно страдать в самом начале игры.

Этот легионер смог дожить до конца игры
Этот легионер смог дожить до конца игры

Сам игровой процесс можно разделить условно на две части. Первая — это лагерь, передышка перед событиями, которые ждут героя на войне. Здесь можно улучшить свои характеристики, походив в качалку, улучшить отношения с отрядом или центурионом, сходив в дополнительный караул и приняв участие в учебных боях, чтобы поднять навыки обращения с оружием. Кстати, эти навыки по умолчанию стоят на минимальном уровне, поэтому предстоит сильно постараться, чтобы научиться достойно держать свой гладиус в руках. Параллельно в лагере происходят рандомные события — то соревнования по метанию пилумов среди сослуживцев, то вас попросят (при условии, что игрок получил повышение по службе) походить по близлежащей местности и пополнить припасы (кстати, такие походы иногда таят в себе неожиданные встречи, одна из них закончилась для вашего покорного слуги обидной смертью). Здесь же можно покупать снаряжение на накопленные средства.

Вторая часть — самая настоящая война, которая никогда не меняется. Здесь игра проверит, насколько хорошо вы смогли подготовиться к превратностям судьбы. С каждой сюжетной частью сложность поединков повышается, поэтому битьё баклуш в лагере категорически не приветствуется. Сам бой представляет из себя по сути броски кубика. Несколько видов ударов и положений относительно противника могут изменить ситуацию в вашу пользу, но иногда великий и ужасный рандом может серьёзно попортить нервы — будьте к этому готовы.

Да, ролевая система довольно проста, да и линейный сюжет не готовит сюрпризы при повторных прохождениях — однако игра затягивает в себя с головой. «Живи. Умри. И снова». И снова герой штурмует стены Нового Карфагена, стоит бок о бок с нумидийскими всадниками Масиниссы и шарахается в сторону от величественных слонов войска Ганнибала при Заме.

Отдельную роль играют текстовые вставки, описывающие события игры и знакомящие игрока с диспозицией перед каждой сюжетной частью. Они написаны великолепно и хорошо способствуют погружению в эпоху. Будь моя воля — я бы включил эту игру в качестве «дополнительной литературы» в школах и вузах во время изучения римской истории. Во всяком случае, если бы 10 лет назад у меня под рукой оказалась  A Legionary’s Life, то зубрёжка билетов прошла бы намного веселее. Ну, или я бы завалил напрочь экзамен. Зависит от своенравной Фортуны.

Капля дёгтя, которая не портит бочку мёда

Несмотря на всё, в игре есть ряд минусов. Линейный сюжет делает каждый «ран» очень предсказуемым. Ситуацию отчасти спасают рандомные события, которые, как показала моя практика, могут серьёзно осложнить жизнь даже серьёзно прокаченному легионеру, однако в целом осознание того, что герой точно после Замы отправится в Македонию, немного притупляет чувства.

Второй минус — временами заставляющий взлетать со стула в стратосферу рандом во время боёв, когда даже самый настоящий римский Геркулес не может попасть в дохленького карфагенского ополченца, а тот, зараза, попадает в жизненно важные части тела практически каждым ударом. В такие моменты хочется нажать заветную комбинацию Alt+F4 и забиться в угол, проклиная Юпитера за то, какую судьбу тот уготовил вашему идеальному солдату. Но, успокоившись, игра снова манит, и ты возвращаешься делать нового античного богатыря.

Зато как приятно видеть после долгих мучений вот это
Зато как приятно видеть после долгих мучений вот это

Эти минусы никак не умаляют заслуг игры и выглядят каплей в море для такого незаурядного проекта, который сделал один человек. Поэтому ваш покорный слуга настоятельно рекомендует  A Legionary’s Life всем поклонникам такого рода нишевых проектов, а любителям истории настоятельнейшим образом рекомендуется.

На этом мой краткий, но, надеюсь, ёмкий спич окончен. Благодарю за внимание!

P. S. Игра на английском или немецком языках, перевод взят с Zone of Games.

P. P. S. Все скриншоты из личного архива, за гифки прошу прощения заранее, если с ними проблемы — делал впервые для текста. Думается — освежил сплошной текст.


Лучшие комментарии

после чего «отправляется» вместе с Публием Корнелием Сципионом «отправляется» в Северную Африку и участвует в решающей битве Второй Пунической войны.

Повторение для усиления момента?)

Повторение для усиления убеждённости в необходимости ещё раз перечитать текст перед публикацией :)
Спасибо за замечание, исправил

Читай также