10 декабря 2022 10.12.22 13 2298

«Неумение делать что-то не должно останавливать тебя от попыток это сделать». Сложная судьба игровой индустрии в Кыргызстане

+45

Видеоигровой индустрии в Кыргызстане не существует. За 31 год независимости в стране не успели сложиться комфортные условия для зарождения этой сложной отрасли. Однако сейчас, в конце 2022 года, шансы появления зачатков игровой индустрии в Кыргызской Республике растут как никогда раньше. Почему этого не случилось ранее, что дает этот шанс сегодня, и зачем вообще нужна игровая индустрия? На эти вопросы я и постараюсь сегодня ответить.

«Нам здесь не до того было в те времена»

После обретения независимости в августе 1991 года в Кыргызстане начался сложный и болезненный процесс политических, экономических и социальных изменений. Как и в большинстве других стран бывшего СССР, первые годы независимости стали серьезным испытанием для молодого государства. Социально-экономическое положение республики сильно ослабло. Это привело к тому, что около половины населения Кыргызстана оказалось за чертой бедности.

Помимо материальных трудностей, политическая обстановка также усугубляла ситуацию. В стране установился авторитарный режим, в котором вся власть принадлежала семье тогдашнего президента Аскара Акаева. Высокий уровень коррупции, криминализация общества и общее недовольство сложившейся ситуацией привели к смене власти 2005 года.

На смену Аскару Акаеву приходит Курманбек Бакиев. Его правление ознаменовалось еще большим уровнем авторитаризма, коррупции и давления на оппозицию. Все это привело к следующей смене власти в 2010 году, последовавшим за этим реформам и постепенной демократизации страны. (Если вы хотите еще сильнее углубиться в историю Кыргызстана, то рекомендую к прочтению данную статью)

Экономическое и социальное развитие Кыргызстана стало постепенно налаживаться, однако распределение этого развития оказалось крайне неравномерным. Согласно данным Национального Статистического Комитета КР на 2020 год, больше половины всех ПК и точек доступа в Интернет в стране было сосредоточено в столице.

Нам здесь не до того было в те времена. Блин, начало 2000-х, какие игры? У нас интернета-то не было.

Андрей Грибинюк, инди-разработчик из Бишкека

Андрей, также известный под своим псевдонимом «Амортиз», был одним из основателей одной из немногих до недавнего времени студий в Кыргызстане — Grimwood Team. Дебютной игрой студии стала The World of One, первые версии которой Амортиз разрабатывал еще в школе на флеше.

Однако в отличие от многих других инди-разработчиков, которые выкладывали свои творения на соответствующие сайты, Андрей даже не подозревал об их существовании.

Приезжают люди и такие: «О, я делал на флеше», я им говорю: «О, я тоже». Они меня спрашивают: «А ты выкладывал на Newgrounds?» А я делал в стол, я ни про какие Newgrounds не знал вообще.

Амортиз

«Что это за геймдев такой?»

И действительно, одной из основных причин отсутствия игровой индустрии в Кыргызстане практически все, кто высказывался на эту тему, называют общую неосведомленность об этой отрасли. Начиная от молодых людей, которые даже не задумываются о том, что они могут разрабатывать игры, заканчивая инвесторами, которые не видят смысла в это вкладываться.

Они [инвесторы] не понимаю что это такое. Что это за геймдев такой? А почему он вообще? А как с ним работать? Очень много вопросов и я так понимаю очень мало понимания и представления здесь есть о том что это вообще такое и что из этого можно сделать индустрию, вкладывать деньги, обучать, развивать, и поддерживать.

Андрей Дронин, координатор сообщества разработчиков на Unreal Engine по русскоговорящему пространству, главный редактор портала UE4Daily

Андрей уже несколько месяцев живет в Бишкеке и постепенно налаживает связи с местными разработчиками. Его значительный опыт в игровой индустрии позволяет ему точно формулировать и определять главные причины отсутствия этой отрасли в Кыргызстане, так как эти причины вовсе не уникальны.

Эта индустрия достаточно специфическая и сложная. Образования никакого нет. И не только в Кыргызстане. […] Причины везде одни и те же: недостаток специалистов, недостаток обучения, недостаток поддержки на государственном и не только уровне. Вряд ли здесь чем-то Кыргызстан отличается от другого СНГ. И не только СНГ на самом деле — что оно там, в Испании сильно развито?

Андрей Дронин

Одной из очень важных деталей игровой индустрии является активное проведение всевозможных мероприятий: выставок, конференций, хакатонов, и т. д. Это дает огромные возможности для установления контактов разработчиков и инвесторов, разработчиков друг с другом; для поиска новых сотрудников и мест работы.

Индустрия это в очень большой степени нетворкинг, мероприятия, какие-то выставки, конференции, какое-то взаимное общение индустрии друг с другом и общение ее с государствами, фондами, посольствами.

Андрей Дронин

В 2019 и 2020 годах в Кыргызстане проводили крупную по меркам страны видеоигровую выставку Central Asia Games Show. Главным организатором этой выставки стал бывший директор по позиционированию студии Grimwood Team — Илья Ануфриев.

Однако пары выставок, конечно же, мало для достаточного привлечения внимания людей к геймдеву. Как отмечал экс-главред StopGame Дмитрий Кунгуров, который выступал с лекцией на CAGS 2019, лишь очень малая часть аудитории была вовлечена в игровую индустрию.

Выхожу я на сцену и дежурно спрашиваю: так, поднимите мне руки, кто вообще тут геймдев? … осторожно поднимаются три руки. Oh, shi… […] Работал в зале, где меня знают процентов 15 и слушать-то не собираются. Так, присели отдохнуть.

Дмитрий Кунгуров

Тем не менее, подобные выставки это необходимые шаги к зарождению и закреплению игровой индустрии в стране. Разработчик из Бишкека Евгений Чичилов также указывает на важность проведения подобных мероприятий:

Там [на выставках] разработчик получает стенд. Там может какой-то издатель подойти, увидеть какой-то еще не ограненный алмаз и забрать его себе под крыло. Потому что вот эти идейные банды, когда они что-то разрабатывают, они не смотрят на коммерцию, в основном. А потом инвестор видит что это что-то новое, и возможно, прибыльное, и он в это вкладывается, и поэтому это все доводится до конца.

Евгений Чичилов

Евгений сразу нашел работу в геймдеве вне Кыргызстана. Для многих начинающих разработчиков это самый перспективный карьерный путь в индустрии. Это позволяет им и чувствовать себя более уверенными в финансовом вопросе и дает возможность получить новый опыт и знания. Однако этот путь нередко отбивает у людей желание основывать свои студии, в том числе и на родине.

Мне кажется, когда ты проходишь этап джуна, потом по мидлу идешь в нормальные студии работать, а потом до сеньора или уже тим лида, ты такой думаешь: «Да ну нафиг, создавать свою студию, это такой гемор».

Евгений Чичилов

Образование также является одним из важнейших факторов, формирующих игровую индустрию. Геймдев не состоит из одних лишь «идейных банд», и узконаправленные профессионалы с соответствующим образованием тоже нужны, особенно для разработки крупных проектов. Но и с этим в Кыргызстане есть проблемы. Впрочем, как уже отмечал Андрей Дронин, — далеко не только в Кыргызстане.

Нормального образования по геймдеву нет вообще в СНГ практически до сих пор. Только-только где-то там первые выпуски, что-то такое

Андрей Дронин

Многие родители сегодня осведомлены о востребованности и актуальности программирования, и они стремятся записать своих детей в школы программирования. Однако эти школы в основном учат самым распространенным языкам вроде Python, которые нужны в первую очередь для разработки веб-приложений. Что касается игр, то мало какой родитель отдаст своего ребенка на соответствующие курсы.

Вряд ли родитель советской эпохи понимает что там [в игровой индустрии] тоже денег много, зарабатывают много. Для них это, мне кажется, до сих пор нонсенс.

Евгений Чичилов

Евгений вел курс по созданию игр на Unreal Engine на образовательной платформе Skillbox. Помимо этого, он попытался запустить подобный курс в Кыргызстане, однако это не увенчалось успехом.

Я пытался с местной школой программирования запустить курс, очень лайтовый, на 3 месяца, самые базовые вещи. Пришли люди, я должен был там отвести 4 семинара. Присутствовали только на первых двух, на последние два забили и домашки не делали. Это было где-то 3 или 4 года назад.

Евгений Чичилов

«Ты что-то там несерьезное делаешь, это фигня»

Но что если человек все же узнает об игровой индустрии и решает попробовать себя в ней? Тут ему предстоит столкнуться со стереотипами, непониманием, и, возможно даже, осуждением.

Видеоигры все еще воспринимаются как что-то не имеющее отношение к серьезной деятельности. В этом смысле даже само слово «игры» способствует такому восприятию. Редкий родитель поддержит своего ребенка в решении связать свою жизнь с играми.

Когда я начинал, родители меня спрашивали: «Чем ты занимаешься?» — «Я игры делаю, сижу за компом». Для них это: «А, в игры играешь? Серьезно? Это же не работа. Ты что-то там несерьезное делаешь, это фигня». Наверное, и сейчас так же, есть такой стереотип.

Евгений Чичилов

Все это тоже часть общей неосведомленности большинства людей — особенно людей старшего возраста — об игровой индустрии и всем, что с ней связано.

Однако помимо внешнего давления, люди, начинающие свой путь в геймдеве, могут столкнуться и с внутренним. Многие желающие создать свои игры откладывают или вовсе отказываются от реализации своей мечты из-за расхожего мнения, что эта индустрия только для программистов.

Это очень большой стоппер для начинающих. Что вот, я не умею программировать, следовательно мне, как бы, в геймдев нельзя. Ну, как бы можно, на самом деле.

Амортиз, который и сам создает игры, не умея программировать

И действительно, программисты — это далеко не единственные люди, которые нужны в геймдеве. Художники и 3D-моделлеры; сценаристы и нарративные дизайнеры; композиторы и саунд-дизайнеры; маркетологи, PR-специалисты и журналисты — все эти и многие другие профессии также востребованы в игровой индустрии.

А если человека в первую очередь интересует именно воплощение своих художественных замыслов, а работать он планирует в одиночку, то и тут для него не стоит преград. Современные игровые движки вроде Unreal Engine и Unity имеют большое количество готовых решений для разработчика, не умеющего программировать. В UE есть целая система визуального программирования Blueprint, которая позволяет достаточно комфортно создавать небольшие игры на движке, не написав ни единой строчки кода.

Это как в 60-е, когда электрогитары стали доступны и почти бесплатны. Движок же бесплатный, Unreal же бесплатный — бери и пользуйся. То уже все, тут дело не в инструменте, не в твоем программировании, а в идее, в креативности, в твоей способности взять и сделать. Вот в этом гораздо больше сейчас сложности, нежели в программировании. […] Путь открыт сейчас в геймдев как никогда. Это легко и доступно.

Андрей Дронин

Почему сейчас появились шансы?

Мы разобрались с основными причинами, по которым игровая индустрия в Кыргызстане не смогла зародиться. Но сейчас у нее есть неплохие шансы. Что же изменилось?

Как отметил Андрей Дронин, главные проблемы это недостаток специалистов, обучения и поддержки. И если последние две все еще существуют, то вот первая имеет все шансы пропасть с радаров.

С момента начала «специальной военной операции» многие разработчики и даже целые студии покидают Россию. Кто-то релоцируется в западные офисы компаний, а кто-то уезжает в страны ближнего зарубежья. Особенно сильный поток начался после объявления частичной мобилизации в конце сентября 2022 года.

Некоторые специалисты из игровой индустрии и не только перебрались и в Кыргызстан. Кто-то рассматривает страну как транзитную остановку, но некоторые видят потенциал в возможности остаться. Они постепенно заводят новые знакомства, строят планы и обсуждают возможности взаимодействия друг с другом, а также проведения различных мероприятий.

В июне 2022 года появилась информация о регистрации ОсОО «Алавар.Кейджи». Alawar Entertainment — одна из крупнейших видеоигровых российских компаний, и открытие ее офиса в Кыргызстане это очень воодушевляющая новость. Позицию директора в новом ОсОО занял Илья Ануфриев — тот самый выходец из Grimwood Team и главный организатор Central Asia Games Show.

Сегодня есть шанс создать условия и среду для взаимодействия местных инвесторов и инди-разработчиков с недавно прибывшими специалистами из России. Индустрия начинается в первую очередь именно из контактов людей друг с другом, их заинтересованности в общих целях и обмене опытом друг с другом.

Сейчас у нее [игровой индустрии] есть шанс появиться, когда из-за войны к нам пришли люди уже с опытом и пытаются здесь открывать что-то. К примеру у нас открылся офис Alawar. Можно считать что есть шанс, что это все здесь закрепится и они не используют нашу страну как транзит чтобы уехать куда-нибудь в Турцию. Если они здесь останутся, то пожалуй что можно уже будет сказать, что зародилась игровая индустрия.

Амортиз

Помимо этого появляется все больше местных разработчиков, многие из которых занимаются соло-разработкой. Андрей Амортиз, который сам сейчас занимается соло-разработкой, имел возможность пообщаться с Николаем Дыбовским, основателем и главой студии Ice-Pick Lodge. По словам Андрея, Николай также подметил преимущество работы в одиночку.

Его слова: «Сейчас время талантливых одиночек». Если у тебя есть талант, желание, то может быть есть смысл одному попробовать, потому что команды это рискованно, опасно, они разваливаются и т. д.

Амортиз

Зачем вообще нужна игровая индустрия?

С этим вопросом я столкнулся при обсуждении темы этой статьи со своими коллегами, которые не сильно осведомлены об отрасли в целом. Признаюсь, сначала я был очень удивлен подобным вопросом. Однако потом я понял, что в этом и заключается одна из фундаментальных проблем — отсутствие конструктивного диалога между непонимающими и понимающими людьми. Поэтому в этом разделе статьи я постараюсь дать несколько ответов на этот вопрос.

Это выгодно

Игровая индустрия на сегодняшний день — это самая быстрорастущая индустрия развлечений. В 2021 году стоимость рынка видеоигр составила более 195 млрд. долларов. Около 3 млрд. людей по всему миру играют в игры. Крупные игровые компании платят большие налоги и создают большое количество высокооплачиваемых рабочих мест.

Страна, в которой созданы комфортные условия для существования и работы игровой индустрии, может ощутимо от этого выиграть.

Это проявление искусства

Помимо финансовой стороны вопроса существует художественная. Многие игры ставят своей целью не развлечение игрока, а поднятие важных тем для их последующего осмысления. Несмотря на стереотип о том, что игры это «тупое» развлечение, есть множество обратных примеров.

В некоторых странах особенно ценные с художественной точки зрения игры уже внедряются в школьные программы наряду с привычной всем литературой.

Видеоигры — это также самый комплексный вид искусства, совмещающий в себе текст, музыку, изобразительное искусство, актерскую игру, а также самое сильное вовлечение, в сравнении с другими формами повествования.

Я пришел в геймдев из интереса к рассказыванию историй. Раньше я писал рассказы, пытался рисовать. Но все это было как-то не то. А геймдев это, внезапно, такая штука, которая вообще все виды творчества в себе совмещает

Амортиз

Это актуально

Так как игровая индустрия — это часть IT-отрасли, то ее актуальность в ближайшее время никуда не денется. Это быстрорастущая индустрия, в которой специалисты с опытом и образованием ценятся на вес золота. При достаточном упорстве и желании — это прекрасный способ устроить свою жизнь.

Родителям, которые отдают своих детей на курсы программирования, стоит задуматься и спросить своего ребенка, не хочет ли он делать игры. Помимо того, что это крайне прибыльная отрасль, она еще и дает большой простор для креативности и творчества.

«Неумение делать что-то не должно останавливать тебя от попыток это сделать»

Хоть эту фразу Андрей Амортиз и сказал во время обсуждения разработки без навыков программирования, я считаю, что она прекрасно подходит к теме всей статьи.

Первое время после обретения независимости Кыргызстану правда было не до игр. Две смены власти за пять лет, авторитаризм, тяжелый переход к рыночной экономике и прочие проблемы были многократно важнее, и без их решения не было и смысла рассуждать об игровой индустрии.

После обретения относительной стабильности и начала постепенного развития уже можно было начинать разговоры об играх. Однако типичные для абсолютного большинства стран проблемы в виде общей неосведомленности об игровой индустрии, недостатке образования и отсутствия поддержки со стороны государства не позволили геймдеву пустить корни в Кыргызстане.

Сегодня, когда многие специалисты с богатым опытом уезжают из России в том числе и в Кыргызстан, есть шанс на то, что это даст толчок к зарождению игровой индустрии в стране.

Создать игровую индустрию в Кыргызстане пока не получилось, но разве это должно останавливать от попыток это сделать?


Лучшие комментарии

«Неумение делать что-то не должно останавливать тебя от попыток это сделать» — иногда должно, но в данном случае всё верно.

Главная проблема начинающих разработчиков — они не видят других разработчиков. Тут впору вспомнить старый анекдот про «чукча — не читатель, чукча — писатель». Игр вагон, во что повтыкать есть. Даже если завтра игры перестанут делать, то того, что есть, уже до конца жизни хватит. Пытаться протиснуться в этот океан информационных помоев потому что «не хочу на завод, я умный, я не должен на дядю работать» ну такое себе.

Как и этот юношеский романтизм про «работа мечты». Большинство игр зарабатывают деньги за счет одиночества людей и парасоциального паразитирования, превращая людей в психических калек. Я бы с куда большим удовольствием поиграл с кем-нибудь вдвоем в денди, чем в крутую ААА-игру в одиночестве. Это куда полезнее и веселее, чем тратить годы на создание информационного мусора, который только усиливает культ одиночества у людей.

Нет, есть, конечно, гении, которые будут творить не благодаря, а вопреки, но таким гениям никакие советы и тактики не нужны. И их творчество будет всегда на голову выше юношеского романтизма «ах, вот если бы у меня были все условия, я бы такие игры начал делать!».

Я к тому, что стратегия долбиться головой об стену как баран по средствам:

Неумение делать что-то не должно останавливать тебя от попыток это сделать

В конце концов это прямое определение безумия. Лучше осознать и обдумать ситуацию. Люди не испытывают дефицита в играх. Что им сейчас на самом деле нужно — это общество, а не одинокое аутирование в очередной проект. И простенький клон контры на двоих на несмакере и фамистудио, сделанный за три месяца, будет куда ценнее, чем ААА-проект, о котором ты будешь мечтать десятки лет. А еще лучше создание своего компьютерного клуба-антикафе, в котором люди могли бы объединяться и получать удовольствие от живого коллективного гейминга, нежели пытаться искать общение на бездушных стримах.

Надеюсь я дал автору пищу для размышлений.

Приезжают люди и такие: «О, я делал на флеше», я им говорю: «О, я тоже». Они меня спрашивают: «А ты выкладывал на Newgrounds?» А я делал в стол, я ни про какие Newgrounds не знал вообще.
Андрей Грибинюк, инди-разработчик из Бишкека

повторяется буквально через абзац. только с другим автором.

а так, отличный блог. удачи творцам.

Метапостмодерн индустрии — это как раз следствие этого непонимания. Все продолжают клепать контент как шизофреники, хотя его уже триллионы. Нужен уже такой контент, который бы объединял людей, а не заставлял их аутировать в одиночестве.

Но на самом деле причина у всего этого есть и она всегда одна — деньги. Клепание контента единственный доступный широкому кругу людей способ не идти на завод. А если ты делаешь контент под дудку инвесторов, то должен еще и отвечать гарантированно за прибыль.

Но тут уже можно все к коммунизму свести.

И, да, ты прав, люди сейчас целенаправленно идут в геймдев толком не играв в игры, просто чтобы не идти на склад работать. И нельзя стать специалистом, если ты тратил время на игры, а не на обучение.

Блин, камрад, спасибо тебе!

На самом деле, главная проблема в том, что разработчики это зачастую не игроки. То есть не понимают — как оно должно быть, чтоб было интересно. Чисто по моему опыту. И поэтому как раз и возникают ситуации, что простейшие какие-то, очевидные косяки не исправляются. Хотя формально вроде бы тестирование проведено.

Хожу, на завод, клепаю контент (пока только обзоры). Одно другому не мешает. Почти созрел делать игры, но не очень и хочется.

Кстати, интересная тенденция вырисовывается — опять нужны ММОРПГ выходит, причём старой школы. Там с социалкой всё более чем отлично.

Так сначала играю, потом обзор. Наиграно нереальное количество времени за последние годы)

Тогда получается просмотр кино или прослушивание музыки это тоже «аутирование в одиночестве»?

Нет, лучше купить NesMaker, скачать Famistudio, заказать на алиэкспрессе денди и флеш-картридж, сделать на нем игру для двоих, пригласить домой живых людей и устроить ретро-вечеринку.

Ключевой момент — живое общение. ММОРПГ дают лишь симулякр общения.

клепаю контент (пока только обзоры)

А мог бы тратить это время на то, чтобы играть в игры. Делая обзоры на игры ты автоматом сужаешь свой кругозор. Парадокс писателя, да.

Читай также