За рубежом сериалы стали снимать давно — развитие телевидения способствовало рождению и процветанию данного направления киноиндустрии. Какие-то передачи смотрятся ныне очень наивно и устаревшими, но есть настоящая классика, свежо и ярко выглядящая и сейчас, и пригодная не только для отдельного круга ценителей. Мне приятно думать и надеяться, что Get Smart из их числа, чему может способствовать не только хорошие режиссура и актёрский состав, но и съёмка в цвете — всё-таки красивше смотрится и привлекательнее.
Только пилотная серия была черно-белой и не показывалась по нашему телевидению в 90-е. Чтобы полностью познакомиться с сериалом ныне её можно найти на просторах сети и с любительским голосовым переводом.
Наши зрители — с территории СНГ — скорей всего могли увидеть данный
сериал по каналу СТС (в случае России), позднее его повторяли по ДТВ с
той же озвучкой СТС. У нас его перевели как «Напряги извилины»,
но в дальнейшем для удобства буду приводить оригинальный заголовок. Стоит отметить, что при показе на СТС
перевели только 4 сезона, ДТВ принадлежит честь показа и перевода 5-го
сезона. На мой вкус, к сожалению, качество новой озвучки заметно проигрывает работе СТС. Синхронная
озвучка по заказу СТС на мой взгляд очень достойна — актёры не просто
зачитывали текст, но и добавляли нужные интонации своим персонажам.
Русский голос главного героя, пожалуй, не хуже самого актёра Дона Эдамса. И
приятно, что оригинальные голоса различимы на заднем фоне — английский Get Smart
один из лучших, и упоминается в рекомендациях для изучающих язык (в
смысле художественного материала, для привыкания к акценту, речи и
прочим нюансам языка). При возможности сегодня удобно будет пользоваться обеими звуковыми дорожками всех
серий при просмотре.
Итак, первая серия была черно-белой, но весь последующий сериал цветной. Возможно, пилоту сопутствовал такой успех, что выделили больше средств на производство, а может решили сменить технику съёмки по соображениям стиля. Как бы там ни было, сериал просуществовал пять сезонов, по 26 и 30 ~двадцатиминутных серий каждый.
Пилот задаёт тон всему сериалу. Именно здесь мы знакомимся с главным героем, агентом 86. В свою очередь он, выполняя очередное задание по работе, познакомится с девушкой-агентом Девять-Девять, которая будет постоянной напарницей в дальнейшем. Даже некоторые коронные шутки впервые прозвучат здесь, чтобы обыгрываться в будущем.
Знакомьтесь, Максвелл Смарт, секретный агент 86 Центра контроля (CONTROL — в оригинале). Весь сериал Дон Эдамс играет роль изысканного и галантного агента, в чем-то разиню и неумеху, с моментами озарения профессиональных способностей. По-настоящему держит на себе весь сериал: львиная доля шуток и коронных фраз связана с его героем. А его телефон-ботинок — безусловно главный символ сериала из всего многообразия гаджетов.
Шеф Центра Контроля — фамилию не называли, имя всплывало в одной из серий — Тадеуш. Номер — Q. «Номера нам тогда ещё не давали» (с). Выдержан, солиден, порой приходит на выручку своим агентам, а порой выручают и его самого. Эдвард Платт наделил своего персонажа потрясающим голосом, который даже наш синхронный перевод почти не перебивает. А отдельные эпизоды пения — это нечто, не зря Платт зарекомендовал себя на Бродвейских подмостках.
Постоянной напарницей Максвеллу Смарту назначают агента 99. Настоящее имя так и не всплывало в сериале, но сошлёмся на псевдоним Сьюзен Филден. Барбара Фелдон сыграла роль исполнительной и умелой шпионки. Там, где Макс попадает в неловкое положение, 99 действует ловко и умело. Но отдельные курьезы случаются и с ней — женская логика ведь неподалеку и может подкараулить.
Остальных персонажей можно упомянуть позднее, так как некоторые появлялись не слишком часто. Но безусловно запоминаются все участники сериала.
Мне кажется, Get Smart нельзя однозначно назвать пародией на
бондиану: постольку как таковой бондианы ещё нет как продолжительного явления. Сериал выходил с 1965
по 1970 годы, и просто удачно совпал с привычными нам атрибутами:
гаджеты, замаскированные под обычные предметы; коварные ученые и злые гении с
манией величия и жаждой покорения мира. Вообще в эти годы в кино явно была очень популярна тематика шпионов и приключений секретных агентов: сериал «Миссия невыполнима» также появился в 1960-е годы; в Британии были популярны «Мстители» (The Avengers) про галантного агента Джона Стида с чудо-зонтиком и его напарниц; французский «Фантомас» тоже использует тему всяких секретных организаций и неуловимых преступников. И это я говорю о самых известных произведениях данной тематики.
В Get Smart можно увидеть все эти знакомые элементы сюжета и образов персонажей, которые были
обыграны весьма остроумно и с иронией. Неспроста же одним из бессменных
авторов идей и гэгов был Мэл Брукс — в будущем известный режиссер таких кино-пародий, как «Робин Гуд: мужчины в трико», «Дракула: мёртвый и довольный этим», «SpaceBalls» и других.
В первой же серии мы узнаем, что главные противники хороших шпионов — организация KAOS (Хаос), со своими агентами и злобными планами по порабощению свободного мира. Тем не менее не все сюжеты посвящены противостоянию с KAOS — найдётся место и разным случайным злодеям и другим приключениям на одну серию. Можно даже предположить, что такие отступления от противостояние с KAOS порой оказываются более интересными и оригинальными по своей задумке. Например, в 6 серии первого сезона индейцы угрожают правительству объявить войну, если им не вернут их землю. Изначально серия называлась «Краснокожие» (что также относилось к названию спортивной команды), но теперь это считается расистским словом и название изменили на «Вашингтон: 4, Индейцы: 3», обыгрывая тем самым счёт спортивного состязания.
Наверное лучше всего сериал раскрывается до 4 сезона, радуя оригинальными сюжетами и хорошим полётом фантазии сценаристов. Будет и несколько разделенных «to be continued…» сюжетов. Это позволит фактически рассказать полнометражную историю при помощи трёх серий из второго сезона. В остальном каждая серия была насыщенна шутками и действием, и вдосталь могла порадовать за свои 20-24 минуты. 4 и 5 сезоны держатся молодцом, но чувствуется, что работа в сериале утомила всех. Дойдёт даже до страннейшего сценария, в котором одну серию не будет Дона Эдамса. А это всё равно, что снять серию «Мистер Бин», не про мистера Бина.
Это и приведёт к тому, что агентов 86 и 99, наконец, решат поженить, чтобы привнести в сериал повод для написания новых шуток и обыгрывания ситуаций на тему «семьи шпионов». Может быть этот ход и помог продлить жизнь сериалу на ещё пару сезонов.
Поговорим о ещё нескольких моментах мира Get Smart.
Ярким противником Максвелла Смарта окажется Конрад Зигфрид — вице-президент KAOS, в исполнении Берни Копелла. Этот персонаж будет появляться достаточно часто, и окажется очень оригинальным характером, отлично вписывающимся в сериал. Если агент 86 — карикатурный герой, то Конрад Зигфрид такой же комичный злодей, с превосходным немецким акцентом и крикливой манерой разговора.
ХХ век на дворе, все увлечены прогрессом техники и науки, фантазируют о будущем ЭВМ и роботов. Нашелся свой робот и тут — Хайми. Он был сконструирован с враждебными целями в KAOS, но прошел успешное перепрограммирование на добрые дела Максом Смартом. Роль исполнил Рихард Гатье. Нюансом образа является буквалистское толкование команд, на чем построен ряд шуток. Также будет несколько раз появляться в сериале.
Ещё один сотрудник Центра Контроля, сперва появляющийся эпизодически, а потом более часто и постоянно — агент Лэраби. Исполнительный, старательный, возможно из-за этого начинает волноваться и путаться. Причем оказывается при этом даже в более неловкой ситуации, чем обычно Макс. Роль исполнил Роберт Карвелас, приходившийся, кстати сказать, двоюродным братом Дону Адамсу.
И это я молчу о множестве других агентов и шпионов, злодеев и
информаторов и прочих персонажах. С описанием их всех куда лучше
справится ресурс типа wikia, а не мой обзор. В их числе разные приглашенные звёзды, которых знают в США, и наверняка они очень радовали своим появлением зрителей. Но даже мы, не зная этих артистов, можем по достоинству оценить их талант и улыбнуться шуткам в их исполнении.
Ещё одна визитная карточка сериала — всевозможные устройства, как правило это телефоны, пистолеты, гранаты и прочая экипировка, камуфлированная под совсем неожиданные вещи. Как было сказано выше: настоящим символом стал телефон-ботинок главного героя. Радует, что авторы никогда не забывали об этом предмете — одежды? экипировки? — главного героя. И учитывали не только его функцию средства связи (намёк на серию 21 сезона 3).
Второй символ сериала — колпак тишины, появился также с первой серии. По задумке он должен был бы отгораживать двух собеседников от внешних угроз подслушивания, по-научному: предоставлять двухсторонний защищенный канал связи. Но на практике всё время что-то не так срабатывает, либо сам колпак применяется неумелым образом. У него также был и портативный вариант.
Вся шпионская романтика тут также богато сдобрена выдержанными в стиле шаржей и карикатур гэгами, которые высмеивают слежку, скрывающихся информаторов и другие вещи, привычные по фильмам с серьёзным лицом.
И многое-многое другое. Не отстают и диалоги. Сериал может похвастаться такими коронными фразами, как упоминавшийся: «Это старый трюк» (далее следует описание самого трюка), попытка Макса произвести впечатление: «Поверите ли?..» на что неизменно следует ответ: «В это трудно поверить», и Макс, как на аукционе, сбавляет претенциозность своего заявления. Не отстают и другие персонажи. Упоминавшийся Конрад Зигфрид отчитывает своих подчиненных репликой «Мы КЕЙОС! Мы не делаем *так-то*». Но разумеется диалоги лучше увидеть и услышать в исполнении самих актёров. Так же как в наших комедиях на первый взгляд ничего особенного нет во фразах: «Птичку жалко», «Упал, поскользнулся, гипс» и тому подобных — они стали крылатыми в контексте воплощения актёра и обыгранной ситуации. То же справедливо и для Get Smart
Определенные успех и слава сериала дали о себе знать в будущем.
The Nude Bomb (1980 год) — фактически, фильм «по мотивам» сериала. Главный герой всё тот же в исполнении Дона Эдамса, прочие атрибуты из сериала узнаются, но напрямую не связаны с ним. Слабовато, но ради Дона Эдамса посмотреть можно.
Злодейство тут тоже потешное: изобретена бомба, которые уничтожает одежду. Тем самым вражеская организация хочет стать монополистом по продаже одежды. А агент 86 получается задание разобраться с этой проблемой и устранить угрозу «обнажающего» террора.
А вот фильм Get Smart, Again! (1989 год) оправдывает своё название и является самым настоящим продолжением оригинального сериала. Тут встречаются многие актёры в знакомых зрителям образах. Конечно, постаревшие, но бодрые душой. Не будет только Эдварда Платта, которого не стало ещё в 1974 году.
Для возвращения Зигфрида по сценарию возрождается и организация KAOS. Старая организация CONTROL уже закрыта и ЦРУ не знает как бороться с KAOS. Так что они находят сначала Максвелла Смарта, а уже он должен собрать прежнюю команду агентов, чтобы одолеть KAOS.
Сериал Get Smart 1995 года — это недостаточно яркая
попытка сыграть прежний ноктюрн на новых трубах. У Дона Эдамса теперь
телефон-ботинок не дисковый, а кнопочный =) Сам агент 86 стал новым
Шефом, а основную работу в поле выполняет его сын с напарницей. Но
недаром говорят, что дважды в одну реку не войти. Что-то не срослось: той
искры и задора, как в 60-е, здесь не нашлось. Было снято только семь
серий. Конечно, если любопытно, то их посмотреть несложно, ведь и времени займёт немного.
Что до ремейка 2008 года… расстройство с ним сплошное. Но не буду докучать брюзжанием обиженного фаната. Похвалю, пожалуй, постановку танца — действительно классная сцена в духе оригинального сериала. И по-доброму сказать жаль, что не состоялся выход второго фильма: может вторая часть получилась бы ярче и остроумнее.
Отмечу, что Дон Эдамс зарекомендовал себя и ещё раз в образе растяпы-агента, озвучивая мультсериал «Инспектор Гаджет».
И ведь даже похожи! Вражеская организация называется также кратко MAD
(словно аббревиатура), злодей — Доктор Кло (а в Get Smart был свой
злодей с заменой руки по прозвищу Клешня). И только каким-то чудом Инспектору Гаджету порой удаётся побеждать своих противников (хотя ему ещё и помогает тайком его племянница).
Теперь хочется затронуть вопрос связи с играми. Я думаю, такое вполне может быть, что сериал мог послужить источником вдохновения при создании некоторых проектов. Хотя авторы могли отталкиваться и от других (серьёзных) приключенческих шпионских фильмов и сериалов, решив добавить им юмора.
В журнале Игромания в рецензии на хит студии Monolith — The Operative: No One Lives Forever было упоминание сериала. И логично предположить, что уж где-где, а на западе его должны достаточно хорошо знать. И могли вдохновляться при создании блистательной пародии на шпионскую и ретро эстетику 60-х. Но не только художественными элементами и юмором прославилась игра — это был вдумчивый экшен со стелсом, интересным снаряжением и разными способами прохождения миссии. Всё это здорово оживляло ассортимент 3D-action’ов от первого лица. Сиквел закрепил успех и развил идеи в лучшую сторону; плюс добавил ролевые элементы — набор опыта и прокачку тех или иных перков героине Кейт Арчер. Которая ну просто вылитая Барбара Фелдон! (хотя признаю — тут я скорее пытаюсь выдать желаемое за действительное =)).
Также нечто близкое данному сериалу — особенно с позиции враждебной организации KAOS — прослеживается по игре Evil Genius. Опытные игроки знают, что этот проект повторяет формулу Dungeon keeper — «хорошо быть плохим!» — стратегии с непрямым контролем юнитов. Основная цель игрока — обустройство базы, наём нужных подчиненных, и далее механизм должен работать уже сам по себе, а игрок лишь корректирует те или иные стороны поведения и жизни секретной базы для достижения поставленных задач. Больше всего хлопот будут доставлять атаки доблестных героев, но на них хорошо подействуют ловушки базы. Вторая часть вышла в 2021 году и предлагает уже знакомый геймплей в новом оформлении.
Возможно есть ещё какие-то проекты, так что я назвал лишь два самых очевидных варианта.
Этот сериал один из моих любимых и удачно сочетает в себе ретро стиль и юмор. Даже тематика шпионских приключений в последнее время претерпевает модернизацию, а иногда хочется увидеть что-то из эпохи прошлого: современный Бонд брутальный, а прежний Бонд овеян романтикой шпионажа. И оснащение секретных агентов как-то по-особенному в этом случае воспринимается, ведь нас уже не удивить маленькими устройствами. А тут вдруг банальный портативный телефон, но в ботинке — уже удачная шутка!
Лучшие комментарии
Не согласен. Нормальный фильм был, мне понравился.
Он, конечно, не плохой. Бывают хуже.
Чисто субъективно он меня не смог обрадовать так, как я бы хотел.
Самая любимая сцена — танцы с толстушкой. Очень в духе старого сериала смотрелось.