16 октября 2022 16.10.22 21 2989

Разрозненные клетки в едином организме. Scorn

+19
Невозможно найти нечто прекрасное, не обыскав сначала все безобразное.

Гильермо Дель Торо

В далеком-далеком 2017 году, мне в глаз попало  Презрение. Не верю, что этот день настал! Игра вышла в свет и за такой период [многие игру ждут и с 2014, что уж там] накопилось множество предположений о том, какой она получится. Никогда не писала обзоры, и сейчас не буду, но поделиться впечатлениями о таком долгожданном проекте очень хочется.

В фильме Начало говорится об идее, как о паразите, который заселившись в голову, уже не оставит своего хозяина. И почему-то сложилось ощущение, будто и Ebb Software, одержимая идеей создания именно ТАКОЙ игры, делала ее вопреки всему. Неважно работает всё в ней вкупе или нет. Это абсолютно не мой жанр, но мне самой будто передалась эта одержимость пройти игру. Я слишком долго ее ждала, чтобы не ознакомиться лично.

Нас выплёвывает в незнакомый мир. Его можно было бы назвать мертвым, но вот его стены говорят об обратном. Пульсирующий живой организм, внутри которого мы оказались, не дает тебе подсказок, не прощает ошибок. Важно строить в голове схемы своих действий, а может и вовсе рисовать карту.

Долго придется блуждать по темным проходам, которые кишат мерзкими личинками, вцепившимися за поверхности, как за стенки матки. И тут на помощь приходит творчество Ганса Гигера. Он, как никто другой, умел изображать свои страхи. С детства художник боялся шахт, темных подвалов, узких проходов, что ясно отразилось на его картинах и чем удачно воспользовался Scorn. Едва ли кто-то сможет переплюнуть Мастера, да и никто не пытается. Скорее это некий «оммаж». В любом случае, чем глубже продвигаешься по игре, тем теснее тебе становится, как будто проталкиваешься по родовому каналу. Процесс родов — «изощренная пытка». Это одна из основных тем творчества Гигера, связанная с неприятными биологическими воспоминаниями. В Scorn тема родов и процесс рождения новых существ, прослеживались еще с различных концептов, через символы, выпуклые формы стен или прямые образы беременных женщин. В самой игре всё становится понятным. Рождение уродливых младенцев, кровью которых мы платим за проход. Скульптуры, изображающие акт зачатия. Холодные машины, которые пачками выплевывают людей. И всё это находится в оболочке смерти.

У Ганса Гигера есть картина «Машина рождения». В "пистолете" заряжены не патроны, а полумеханические младенцы. И именно о такой штамповке приходят мысли глядя на то, что происходит в игре. Но учитывая поднятие темы о слиянии биологического с механическим, в воздухе витает вопрос — к чему это слияние приведет? [посмотрите картину Stillbirth machine 1977 года, сюда ее выкладывать слишком жестко]

И вместе с этим, звучит игра потрясающе! Lustmord совместно с Aethek, проделали огромную работу, чтобы игра тебя поглотила и ты точно стал частью гигантского организма.

Жалко, конечно, этого добряка!

Игра предлагает разное: и пострелять, и загадки поразгадывать. И тут складывается ощущение, что игре нужно было сделать упор на что-то конкретное. У них есть целый боевой арсенал, приятное взаимодействие с оружием и боеприпасами. И не задействовать его в полной мере? Знаете, как я проходила игру? Будучи вооруженной до зубов, видя тварей на пути, я просто отходила назад и ждала, когда они спрячутся в свои темные норы. Да, бывают моменты, когда тебя зажимают и тут ты начинаешь шмалять, но игра медитативна и подобный «экшен» ощущается неполноценным. Он точно такой же медленный, как и сама игра, в которой решение задач просто усложнено присутствием врагов. Да и что на счет бестиария? Я помню, в одном интервью ES упоминали его, только раскрывать нам всех секретов не хотели. Ну, к сожалению, всех рядовых противников мы видели в роликах.

Я не соглашусь с претензией, что игра тебе не дает историю и это плохо. Мы же не жалуемся на соулс игры, в которых хоть и есть описание предметов, диалоги, но сюжет не подается прямо на тарелке. Здесь существо попадает в мир, который ему не знаком. Может, ему нечего нам сказать? Он сам в шоке. Однако, понимание вещей все равно постепенно приходит. Пусть и надуманное твоей разыгравшейся фантазией.

Очень понравилось взаимодействие с механизмами. Я когда-то сравнивала процесс лечения, пополнения припасов с неким ритуалом и оно до сих пор имеет подобный эффект и до последнего не надоедает.

У художника Саймона Столенхага есть книга Лабиринт, пожалуй, одна из самых мрачных. В этом мире на поверхности нет жизни, земля мертва и воздух пропитан аммиаком. Зеленовато-серые оттенки на иллюстрациях превосходят остальные цвета. И эта книга мне довольно часто приходила на ум при прохождении. Мне кажется, если бы Scorn была книгой с сопровождением картин, с глубокой, но короткой историей — получилось бы захватывающее приключение. Не артбук, а именно книга. Возможно, ее покупали бы и ради красивой картинки. Она тут обалденная!

Мне кажется, создатели Scorn дружно выдохнули! Столько лет корпеть над одной игрой и наконец-то отпустить ее. В титрах я увидела имя Noel Hendricks African Spirit. Это имя, которое я вписала еще во время поддержки проекта на Kickstarter в 2017 году — имя моей собаки, которой, к сожалению, уже нет в живых. И тут можно, конечно, пошутить о том, насколько же эта игра долгострой. Но я, признаться, им довольна. Хоть и до сих пор стоит вопрос — почему так долго? В ней было произведено более 80% изменений, но явно не в самой сути. Как я и предполагала — создатели не отступят ни на шаг от своей задумки. Но игра работает и точно могу сказать, что игра меня опустошила своей атмосферой, я вросла в стены этих лабиринтов. И спасибо Ebb Software за такой необычный опыт!


Лучшие комментарии

Для меня как инженера — игра просто полный вынос мозга, в плохом смысле слова.

Чуждый разум — ок, биоинженерия — ок. Смысл и логика — отсутствует. Например в середине игры зачем вообще есть механизм для извлечения шара-лифт и превраения его в вагонетку, а что другим рабам\рабочим запертым на этажах делать??
Идешь по миру, думаешь как оно должно работать и нет оно и не должно работать даже в целом виде до «катаклизма». Огромные батарейки хватаются манипуляторами со всего двупя захватами, причем у груза нет гнезд — очень надежная конструкция (сарказм). Лифты едут вверх и вниз на одинаковые движения рук в гнезде.

И что служилось? война — непохоже, гибель цивилизации и ветхость — уж слишком избирательно оно местами сломано, некий вирус или паразит — тогда непонятно как оно тут плодилось и захватывало все.

Сюжет вообще «огонь» — первый протагонист не соблюдал ТБ и немного мутировал под действием подозрительно белой субстанции, потом нашел второго протагониста и дважды изнасиловал его, чтобы слиться и переродиться вообще непонятно во что.

«Я не соглашусь с претензией, что игра тебе не дает сюжет и это плохо. Мы же не жалуемся на соулс игры, в которых хоть и есть описание предметов, диалоги, но сюжет не подается прямо на тарелке».

Да, мы не жалуемся на соулслайк игры на сюжет, потому что в таких играх в первую очередь отличный геймплей, а во вторых в соулсах прекрасный и глубокий лор). Ну и если взять Bloodborne, то там ещё и обалденная мрачная эстетика. В Scorne она тоже мне понравилась, если что.

Что же дал нам Scorn, вот давайте объективно по части игровых механик? Решение головоломок? Да дал, но геймплейно всё что нужно для решения такой головоломки нажать всего лишь одну кнопку. Нужно ходить бродить, найти нужное место, после чего нажать одну кнопку. Всё. Лично мне геймплейно не понравилось решение таким образом головоломок.

Шутерная механика. Она наверное самый слабый аспект этой игры. Я понимаю, что игра не совсем шутер, но могли бы как-то поинтереснее сделать. Хоть какого-нибудь импакта от стрельбы добавить. Да и разнообразия оружия в Scorne нет от слова совсем.

Сюжет как вы и сказали отсутствует вовсе в игре. Но отсутствие сюжета не компенсируется ни хорошим геймплеем, ни интересным лором, и даже загадками. К тому же, игра ещё очень короткая, и проходится в среднем за 5-6 часов.

И всё что есть позитивного в Scorne, как по мне — это Гигеровская эстетика и атмосферность. Достаточно ли этого для хорошей игры? Как по мне — нет.

Если ты имеешь ввиду работу его над первым фильмом, то нормально там все ощущается)

Да и в целом фильм про то, как мужика на космическом корабле оплодотворяет через рот пришелец, подыхает, и уже зародыш, что из него выходит, убивает почти всех людишек на корабле)

Для хорошей игры нет, а Скорн кто-то называет хорошей игрой ?) Оценки средние. Но как арт-объект ему цены нет. Штучный продукт. По-мне так лучше уж такие игры выходят. Кривые но авторские, чем очередной Фар Край 10 по шаблонам маркетологов и под копирку: с

К сожалению, да) все претензии к игре по делу. Она как бы и пытается что-то дать, но и не дает одновременно. Очень странные ощущения от нее.
А Bloodborne слишком прекрасен С:

По скринам я подумал что это скайрим лол

Ну хоть кто-то про него черкнул. Обидно за Скорн. Для любиелей всего мрачного, визуального жуткого (в хорошем смысле) визуала игра прям подарок. Да кривая в плане геймплея и прочее, почти симулятор ходьбы, но где блин еще найти сегодня такую атмосферу, арт и эстетику? Да нигде. Буквально пол часа назад прошел. Блин. Словно прогулялся по планете «чужих». Завораживает. Ужасно красиво.

Кстати, нет. Устала в самом начале, а потом как разошлось. Будто надо было перетерпеть начало, ведь пролог/трейлеры и прочее уже было избито за столько лет. Да и потратила я кучу времени на то, чтобы все рассмотреть хехе

Ну просто из текста сложилось впечатление, что геймплейно тебя чуть подзадушило, вот я и предположил) Впрочем, ошибся я похоже лишь в последовательности, сначала подзадушило, но чем дальше, тем лучше) Это хорошо.

Блог отличный, не бойся и впредь высказывать свое мнение, у тебя хорошо получилось)

Игра состоит из различных аспектов. Если в игре только арт дизайн хороший, но зато геймплей посредственный, сюжета вообще нет, то возникает вопрос? А это точно игра?) Да в Scorne классная эстетика, но этого недостаточно, чтобы в такую игру было интересно играть, имхо.

Если в игре хороший геймплей, то даже без сюжета можно с удовольствием играть, а в Скорне ничего этого нет.

Я не любитель такого подхода к играм, который применили в Scorn.

У Гигера очень много NSFW. Думаю даже что это у него главное, просто завуалированно «механикой и железом». Я как то был на его выставке. По Чужим это не ощущается. А тут как?

ДА! у меня на прохождение ушло много часов только потому, что я ходила глазела по сторонам, на каждую выпуклость, каждый механизм.

Ты осознал в целом что с тобой сотворила игра? Артбук еще надо заценить, вот бы его в коллекцию себе заказать С:

Скорн по мне идеально можно описать так. Невероятная атмосфера, красота во мрачности и великолепная Гигеровщина, которые душатся от унылейшего геймплея и отсутствия хоть какой-то истории .

Задушило, да) но интересно было понять а чтож там такое случилось. Кстати, вспоминала Returnal, когда начало проходила, кое-что там было похожее ;)

Спасибо, Марв!

В скором времени элементы подобной эстетики можно будет встретить ещё в Tainted Grail: The Fall of Avalon. На странице в стиме подходящих скринов нет, но в ютубе есть геймплейный отрывок с прохождением шахты — вот пара скрин, которые вызвали у меня ощущение похожего «около-Гигеровского» вайпа

Прочла инженер и подумала о космическом жокее :D

Ну а почему не вирус? Некая белая субстанция там есть, в Прометее она была черной. ГГ явно заражен, хотя откуда он я так и не поняла. Выглядит так, будто там плодились без устали и в целом есть завязка на подобной теме. Началось всё с демографического упадка :D

Выглядит ну очень странно по скринам :D попозже гляну трейлер, но играть ну точно не буду. Скорна хватило надолго

Я так понимаю, сначала был восторг, но хватило его не надолго?)

«Да в Scorne классная эстетика, но этого недостаточно, чтобы в такую игру было интересно играть, имхо.» Именно. Тебе недостаточно. А кому-то будет достаточно. Такие игры нужны. Это короткая на 5 часиков просто бродилка с пазлами. Поразглядывать красивые ужасные виды. Словно в музей сходить. Мне было в кайф, я тупо ради эстетики играл и бродил по этой непонятной планете. Красивый графон, супер акт, подходящий эмбиент и средненький геймплей. Если для тебя игры это ТОЛЬКО геймплей. То согласись. Это лишь твои ведь проблемы. Для меня игры это и арт и музыка и графика и искусство. А не только механики. С твоей логикой Визуальные Новеллы, интерактивные фильмы на подобии Иморталити недавно которая кучу наград уже забрала за сюжет и наратив, не имеют права существовать. Что за однобокий подход? Наверное надо при «оценке» произведения искать и плюсы, а не только минусы и говорить ТОЛЬКО про минусы. Да Скорн не идеальна ну да и оценки в среднем у него 6-ки 7-ки. Вполне адекватно как раз. Плохой геймплей зато густая мрачная атмосфера, норм графон и Арт. Просто все кто хватят и советую Скорн говорят же, упоминают про это. Если любите мрачные игры с густющей атмосферой и подобны дизайном то вам скорее всего зайдет, остальные пропускайте. Сюжет в Скорн есть, он просто подается через окружение и образы, а не киношными заставками «в лоб». У такого подхода (Инсайд например игра была маленькая) тоже есть фанаты.

Читай также