Все не любят Fifa. Доходит до парадоксального: её недолюбливают даже собственные фанаты, из года в год покупающие новые части игры на релизе. И не менее парадоксально то, что подобное отношение к самому популярному спортсиму вряд ли поменяется в обозримом будущем. Предлагаю разобраться, в чём же кроются причины равноценных потоков любви и ненависти к этой серии игр. Если же для вас термины «оффсайд», «трансферное окно» и иже с ними совершенно не знакомы, а сам футбол вы считаете плебейским развлечением, не спешите закрывать вкладку браузера с данной статьёй — постараюсь преподнести материал в доступном для всех виде. Формат следующий: берём самые популярные, стереотипные тезисы об игре и нещадно их громим или же, наоборот, без тени сомнения подтверждаем.
ТЕЗИС 1: Фифа — симулятор казино.
Пожалуй, самый популярный аргумент в пользу уничижительного отношения к серии Fifa. Связан он с отдельно взятым режимом Fifa Ultimate Team (далее — FUT), который дебютировал в качестве платного DLC в Fifa 09, а начиная с Fifa 12 стал неотъемлемой частью игры.
Что это за режим такой?
Играешь, собираешь карточки футболистов, создаёшь дрим-тим. По сути, FUT это «Мстители» или «Лига справедливости» от мира футбола, ведь в одной команде могут собраться Лев Яшин, Паоло Мальдини и Неймар — люди, которых отделяли клубы, страны, континенты, а порой даже и совершенно не пересекающиеся периоды активности карьеры и годы жизни. Звучит, как отличная идея, но…
Конечно же, всё не так однозначно. Вполне добротная задумка практически сразу обернулась мракобесием с вездесущими лутбоксами и неконтролируемыми потоками доната. В целом, на мой субъективный взгляд, данный режим — развлечение ниже среднего. Но может ли он быть причиной всеобщей ненависти? Сомневаюсь. Ведь FUT — лишь малая часть Fifa. Да, самая популярная, но ничтожно малая в масштабах игры.
Футбольный симулятор от Electronic Arts насчитывает огромное количество режимов, способных не только увлечь на вечерок подвыпившую компанию с хотя бы двумя геймпадами (PvP матчи, многопользовательские турниры, коллективные матчи против искусственного интеллекта), но и затянуть одиночного геймера с головой на долгие месяцы (режим карьеры (как в качестве тренера клуба, так и в качестве отдельного игрока), уличный футбол в Volta). Более того, обойти гору доната и лутбоксов в Ultimate Team вполне реально, если бережно копить валюту, следить за рынком (на котором игроки по всему миру выставляют карточки на продажу) и аккуратно, точечно усиливать команду именно теми футболистами, которые вам необходимы. Да, менее эффектно — без открытия паков, взрыва фейерверков и случайных милостей свыше, но гораздо более адекватно и полезно.
- В общем, первый тезис подтверждаем, но лишь наполовину, так как ненавидеть FUT за донат вполне себе можно, но вот презирать всю игру из-за одного совершенно необязательного режима — момент, что называется «на тоненького».
Хотя…
ТЕЗИС 2: Из-за этой донатной помойки не развиваются остальные режимы!! 1! 11
Из стана фанатов футсима от EA неустанно разносятся крики возмущения о том, что якобы Ultimate Team убивает классические режимы игры, вроде той же карьеры. Действительно ли карьера в Fifa настолько плоха?
Для начала, справка для несведущих: карьера — режим, в котором вы берёте на себя управление клубом, укомплектовываете состав команды, следите за финансами, проводите тренировки и, естественно, управляете командой во время матчей. В плане реиграбельности, на бумаге, этому режиму нет равных, однако в целом, развлечение это забавное, но слишком уж быстро приедающееся.
За один сезон с командой происходит весь ростер всевозможных событий, а начиная со второго и далее вы будете квёло реагировать на уже тысячу раз попадавшиеся стерильные вопросы журналистов, диалоги с игроками, которые хотят денег/стабильного места в составе/просто выйти побегать в следующем матче и т. д., и т. п. Немного может скрасить подобное времяпрепровождение выбор команды из какой-нибудь третьей лиги, чтобы шаг за шагом вести своих подопечных из грязи в князи, однако даже тернистый путь в элитный дивизион — это всё те же отвратительно неразнообразные кейсы в разных декорациях. К этому быстро привыкаешь и уже к середине второго сезона принимаешь решения и выбираешь реплики практически с закрытыми глазами.
А к началу третьего сезона и вовсе начинаешь распродавать всю свою сверхмолодую чемпионскую команду, чтобы совершать покупки ради покупок и хоть как-то себя развлекать, ведь однотипные матчи против искусственного интеллекта к этому времени уже гарантированно проматываются в режиме симуляции. Да и те, что играются самостоятельно, не приносят особого удовольствия, т. к. ИИ — машина предсказуемая и не преподносящая практически ничего неожиданного.
Усугубляется всё тем, что большинство карьерных «нововведений» реанимированные старые фишки. И даже более того, реанимированные с серьёзным даунгрейдом. Те же интервью из недавних частей бесконечного спортивного сериала были ещё в Fifa 06, и реализованы они были на голову выше (грубо говоря, они даже не ограничивались простыми интервью — ситуации, в которые влипала ваша команда зачастую заставляли по-доброму улыбнуться; правильные варианты поведения были не очевидны, а порой однозначных решений и вовсе не было).
Ну и вишенка на торте — абсолютно дегенеративная система трансферов. Да, процесс покупки игроков в Fifa сейчас и раньше — это небо и земля, но это похвала исключительно в рамках основных игр серии. Когда-то давно у EA был такой продукт, как Fifa Manager (что-то вроде градостроительного симулятора от мира футбола). Fifa Manager подразумевал исключительно режим Карьеры и уделял внимание целой куче реальных футбольных мелочей, которой обычная Fifa всегда пренебрегала. Так вот, аж в Fifa Manager 07 (07, Карл!) была возможность обмена одного звёздного футболиста на нескольких молодых с доплатой. В Fifa же по сей день обмен производится только в формате 1 на 1. электроники, проснитесь! Это же всего лишь пункт в меню переговоров и элементарные математические исчисления в духе сложить две цены и сравнить с третьей! С этим обычный программируемый калькулятор справляется!
Но и по ряду других нюансов Fifa не блещет продуманностью: игроки, у которых остался лишь год контракта, и которые через 6 месяцев будут иметь право договориться о переходе куда угодно бесплатно, покупаются без каких-либо скидок (хотя элементарная логика позволяет понять, что это максимально глупо: либо получаешь сейчас, в два раза меньше, чем хотел, либо не получаешь ничего).
Молодые игроки всё так же покупаются за бесценок, будто бы Вы — единственный зрячий в озере (нет, океане) слепцов, способный разглядеть потенциал юного дарования.
С талантом и потенциалом вообще ситуация весёлая. Уже довольно давно в режиме карьеры Fifa появилась следующая особенность: показатели ряда игроков скрыты вопросительными знаками. Дабы их разблокировать, нужно развивать скаутскую систему (чтоб ездили на матчи всяких там десятых лиг Гватемалы и смотрели, где там новый Пеле). К слову, эта вещь, как раз из Fifa Manager в своё время и перекочевала. Только вот, там она имела смысл, т. к. никаких иных режимов, кроме карьеры игра не предусматривала. В Fifa же можно просто зайти в товарищеские матчи, меньше чем за минуту узнать все статы футболиста и сделать вывод, а нужен ли он вам вообще. И это я говорю лишь о внутриигровых средствах абьюза системы, а ведь существует ещё целая куча сторонних ресурсов, вроде того же сайта fifaindex, который вам и скиллы загадочного бедолаги выдаст, и его максимально возможное развитие очертит, и даже зарплату его действующую вам с потрохами сдаст. Хотя сама задумка со скаутами, казалось бы, звучит логично и здраво, но опять — лишь на бумаге. На практике выходит следующее: уровень условного Шона Клэра из третьего английского дивизиона мы знаем, т. к. матчи нашей команды проходят в одной лиге с его клубом, а средний уровень, скажем, известного практически на весь футбольный мир Кая Хавертца из высшей лиги той же страны, мы должны выуживать путём двух-трёхнедельных скаутских слежек.
И такого сюрреалистичного нагромождения поломанных игровых механик Fifa даёт с лихвой. В общем, возвращаясь к изначальному тезису, большинство режимов, действительно, недоработаны, но можно ли винить в этом Ultimate Team?
Скорее да, чем нет. Разработчики, быть может, и рады были бы уделить внимание всем аспектам игры, но кому это надо, когда карьера покупается один раз в год, а FUT приносит сверхприбыли еженедельно?
- Посему, тезис 2 считаю подтверждённым.
Тезис 3: «70$ ЗА ОБНОВЛЁННЫЕ СОСТАВЫ И МЕНЮ»
Последняя (и самая часто озвучиваемая) претензия к детищу электроников — игра якобы не меняется из года в год. В глаза игрокам преимущественно бросается лишь внешняя часть — смена составов команд, форма клубов на новый сезон и саундтрек с меню, которые придётся слушать/лицезреть при каждом запуске игры.
Однако, не буду ходить вокруг да около, этот тезис верен по большей части, но не до конца. Дело в том, что Fifa каждый год меняется, но делает она это в едва заметных геймплейных аспектах: то физику мяча подкрутят, то темп матча исправят, то какие-то тактические фишки добавят. Конечно, сказать, что это тянет на полноценную новую игру за 70$, язык не поворачивается, да и большинство этих нововведений, за редким исключением, скорее портят игру, делая её вязкой, медленной и кривоватой, но факты есть факты — она меняется.
«Тогда почему же этот тезис верен частично?» — спросите вы.
А я вам отвечу: есть у электроников одна подлая такая приписочка: «Legacy Edition». Ставят её, в основном, на версиях для портативы (PSP, Nintendo Switch) и консолей прошлого поколения (к примеру, на PS3 последней была Fifa 19). Электроники итак особо не заморачиваются над качеством своей футбольной продукции, а в таких «наследиях» они вообще ничего не делают. Кроме смены составов, формы и меню.
- Тезис 3 — подтверждён на 50%.
ТЕЗИС 4: «FIFA — ЗАСКРИПТОВАННЫЙ КУСОК КОДА»
Этот возглас всегда доносится из лагеря фанатов Pro Evolution Soccer (того, что нынче eFootball). Тут я даже не знаю. Какой-то элемент заскриптованности в Fifa, действительно, наблюдается, в то время, как PES всегда был более реалистичен с точки зрения самого матча. Но это палка о двух концах. Близость к реальному футболу в игре от Konami выливается в периодически происходящие промахи ногой по мячу, поскальзывания на мокром газоне и чудовищные привозы от вратарей. Причём, зачастую делают это футболисты топ-уровня, что, конечно же, происходит порой и в реальной жизни, но вы только представьте, как это может выбесить человека, которому посчастливилось вылететь из турнира, по причине подобного реализма.
Но это всё субъективщина и вкусовщина, факты же скорее подтверждают этот тезис. Особенно заметно это стало с внедрением в Fifa технологии Time finishing, позволяющей заколачивать дальнобойные шедевры чуть ли не в QTE стиле.
- Тезис 4 — подтверждён.
Подводя итоги, можно смело сказать, что ненависть к известному футсиму небеспочвенна и во многом даже заслужена. Недавно вышедшая новая часть этого сериала со всеми своими «эпохальными» преобразованиями уже в который раз тянет лишь на скромный пакет обновлений, нежели на полноценную отдельную игру. Даже более того, к старым претензиям подтянулись и совсем неожиданные новые.
Так, в Fifa 23 появились лицензированные и проработанные геймфейсы ФК Ричмонд (вымышленный английский футбольный клуб из сериала «Тед Лассо»), при этом, целый ряд локальных грандов (вроде Наполи, Лацио, Ромы) в который раз реализованы на уровне пресловутого Abibas’а.
Однако довольно показательно, что конкурирующий продукт от Konami даже близко не пользуется таким спросом, как Fifa. Поэтому, хоть я и сам не упускаю шанса покритиковать эту серию, определённый стандарт качества она, как ни крути, поддерживает.
Тем не менее, ввиду условно-бесплатной комы eFootball, практически монопольное положение электроников рискует рано или поздно оказать губительное воздействие на всю франшизу. И кого же тогда всем нам презирать?
***
А как вы относитесь к футсимам и Fifa, в частности? Делитесь своим мнением в комментариях, буду рад обсудить с вами самую «обожаемую» в геймерской среде серию игр.
Любите игры!
Хотя в данном случае…
Лучшие комментарии
Уже оказало, как по мне.
Играть в некое поделие с конским ценником, безумными лутбоксами, выпускаемое как под копирку раз в год с нулём изменений лично я ни при каких обстоятельствах не собираюсь, так как это будет вклад в развитие зла на Земле.
Интересно, что вот буквально пару дней назад обнаружил топовый футбол — Pixel Cup Soccer — Ultimate Edition. Обзор выложен.
Вот такой футбол нам нужен. А Фифа пусть идёт в лес.
Сложность в «выйди во двор и поиграй» в том, что не в каждом дворе есть подходящее поле (например, его может вообще не быть или оно рассчитано совсем уж на детей по габаритам).
Ну и, естественно, надо собрать достаточное количества народа на всё это дело, а затем этот самый народ уломать.
В общем, действо сложное, но оно того стоит.
А играть в спортсимы людей тянет, как мне кажется, из-за того, что это огромная продуманная песочница (вроде того же Football Manager). Что-то схожее со стратегиями или градостроительными симуляторами, только вместо городов и государств ты строишь свой клуб.
Довольно занимательная штука, кстати.
За отзыв спасибо!
Определённое удовольствие она, как ни парадоксально, приносит. Может из-за любви к футболу, как спорту, а может я просто извращенец, не знаю.
Но в целом, да, это продукт уже довольно сильно себя дискредитировавший. Я, вот, вообще планировал написать своего рода деконструкцию популярной критики в адрес этой серии, но в процессе написания понял, что защищаться она сама не хочет.
С обзором ознакомлюсь, никогда о такой игре не слыхивал.
А за отзыв покорнейше благодарю!
Фанат FiFa объясняет почему он, каждый раз плачет во время игры в FIFA, но это не такая ужасная игра как все о ней думают
Ух ты ж, это мы почти в одно и то же время выложили материал на схожую тематику. Забавное совпадение.
Да, я ещё порой пропускаю новые части Fifa, друг же играет в каждую. И каждый раз, когда я спрашиваю: «Ну как тебе новая часть?», он отвечает «Стала чуть медленнее. Опять».
В общем-то, наилучшим вариантом, действительно, могло бы стать отсутствие изменений в геймплее и распространение сезонных апдейтов в виде платных дополнений. Но EA на такое, увы, никогда не пойдёт.
Отличный обзор, не ожидал подобного обзора по этой линейки, от себя скажу, что серия греет сердце с самого детства с теплотой впоминаю зарубы с братом по 45 минут тайм. На данный момент беру свежие экземпляры только ради Volta и музыки в ней. К стандартному режу уже давно остыл… Еще раз грац автору, спасибо что вспомнил таких дедушек как 07 и Фифаяманагер)
Да, удивительно) Честно говоря, специально не подгадывал. Символично получилось.
Было время, когда мы с друзьями скидывались на четвертую плойку из-за новой FIFA. Плойка воспринималась как физическое продолжение фифы, нам в голову не приходило, что люди её еще для чего-то используют.
В самой игре бесило как раз изменение физики управления между релизами. Лично у меня каждый раз очень сильно понижался скилл при переходе на новую часть. Пропадал автоматизм, приходилось привыкать заново.
При этом EA преподносило изменения как инновации и повышение точности симуляции. В футбольном симе с управлением с помощью дуалшока.
Т.е. для меня всегда лучше бы не было никаких изменений совсем, кроме обновлений составов.
Все остальные проблемы прошли мимо меня, несмотря на тысячи наигранных часов, т.к играли в основном только друг с другом в одном помещении.
Да да, Fifa Street, точно она самая, уличный футбол в целом выглядиь более зрелещней и приятней)
Для меня главный провал fifa — геймплей. Все эти красивые менюшки, схемы, тактики, персональные указания, тренировки и прочая мишура разом идет нахрен с началом матча. Все это не нужно и не работает. Год от года выигрыш приносит что-то максимально простое. Заброс на быстрого нападающего, крученый удар из-за штрафной, удар низом или что-то еще. Достаточно понять, что рулит в этом году и это вся глубина фифы, больше ничего не нужно.
К тому же игра совершенно не ценит голы. Она максимально аркадна в этом плане. Здесь очень легко забить и так же легко пропустить. Соответственно и радости от таких дешевых успехов никакой. Все зачастую сводится к хаотичной беготне в обе стороны и счету 8-7 по итогу.
Жиза)
За положительную оценку моих стараний спасибо!
Volta, да, хороша. Хотя, отдельно выходившая Fifa Street мне казалась более продуманной и проработанной.
А Fifa Manager — наше всё. Золотая середина между зубодробительно сложным Football Manager и казуальной Fifa.
Спасибо и тебе на добром слове!
В этом плане согласен.
Скорость — имба. В нападении всю погоду делают скоростные игроки, причём остальные их показатели не настолько важны. А следовательно, и в защите важно иметь далеко не медлительных игроков. В итоге, да, превращается всё это в фарс, в котором условный Джорджо Кьеллини оказывается неказистым поленом, т.к. у него скорость, видите ли, низковата. А то, что это один из лучших защитников в мире за последние годы, и ему в реальном футболе его скорость никак не мешает, это так, мелочи.
А насчёт обесценивания голов — тут скорее встану на защиту Fifa. Ведь и реальный футбол нынче стал сверхрезультативным (стоит хотя бы на статистику нынешней группы А в Лиге Чемпионов взглянуть). Хотя то, что Fifa не поощряет отсиживание в обороне, действительно, факт.
Вообще я как рядовой заурядный игрок в компьютерные игры, который не трогал Fallout, Ведьмака и Darksouls и вообще опосредованно — связан с играми. То есть у меня не может быть прям высоких требований к ним. Я прочтя эту безусловно годную статью понимаю что FIFA это уже давно не игра вообще какой-то огромный костыль в котором почти ничего не работает как надо и она по отзывам большинства игроков не приносит удовольствия. И у меня уж тем более после этой статьи закрепилось убеждение, что трогать это не нужно
Ну не думаю что Фифа с их подходом хоть как то связана с понятием любовь к спорту, игромеханически она мертва внутри
Никогда не понимал спортивные симуляторы! Что в 2012, что в 2022.
Если хочешь играть в футбол — выйди во двор и поиграй.