Иногда, если взять и пойти против системы, сделав всё ровно наоборот, то можно добиться намного большего, чем если бы ты пошел просто прямо. Так, например, однажды поступил Генри Форд, начав платить механикам своего завода не за работу, а за простой (чтобы они ремонтировали всё, во-первых, быстро и во-вторых - качественно, увеличивая время работы конвейера и, соответственно, прибыль). Так вот, разработчики героя нашего сегодняшнего повествования всё именно так и сделали.
Вспомните упомянутый в названии Tropico. Солнце, море, пальмы, латино в колонках. Оставалось только растянуться на шезлонге с бокалом чего-нибудь расслабляющего и смотреть на садящийся за горизонт закат. Frostpunk же сделан будто специально наоборот. Вместо жары – холод, вместо моря – снега, вместо латино – оркестр, вместо дворца Эль Президенте – чадящий на полнеба генератор, а вместо развесёлой турпоездки – борьба за выживание каждую секунду.
И это главная эмоция от Frostpunk – в нём нет ни секунды покоя. Всё хорошо в вашем городе не будет примерно никогда. Только построили первые палатки – уже несколько человек заболело, нужен санитарный пункт. Построили и укомплектовали санитарный пункт – срочно нужно дерево на кухню и лагерь охотников, иначе все умрут с голоду. Добывать дерево из завалов на старте не эффективно, и они рано или поздно кончаются – нужна лесопилка. Лесопилку надо исследовать. Для исследования нужны инженеры. А их нет – они сидят врачами по санитарным пунктам. И так – постоянно.
Умом понимаешь, что разработчики достигли этого, просто тупо напильником сверху спилив продуктивность всех зданий (перекосив баланс, то есть), но этот метод работает, каким бы очевидным и дешевым он не был.
Всё начинается с того, что вам не так просто найти себе жителей в город – миграция здесь не очень развита, а лагеря с выжившими попадаются редко и при наличии у вас маяка и поисковых групп. Соответственно, до поры до времени, нужно держаться за каждого из тех, кто у вас есть. Развивать медицину (на которую едва хватает инженеров), исследовать улучшения генератора (на которые почти нет времени), строить новые дома (на которые нет ресурсов и технологий), а чтобы всё это у вас было – развивать экономику (на которую нет тех самых людей).
И после того, как вы положите кучу усилий и матов на то, чтобы ваш город хоть чуть-чуть стал близок к благополучию, у вас, хотите вы того или нет, из чувства причастности ко всему этому разовьётся сопереживание. Скажите, нет? Не щемило душу, когда вы жертвовали добровольцами (минус 15 человек по одному щелчку мыши), чтобы заменить опоры в шахтах, чтобы их не завалило и от недостатка угля весь остальной город не замёрз заживо? То-то же.
В Tropico люди тоже гибнут, но новостей вам про это – одна сухая фраза вида «5 человек умерло от голода» в начале года и всё. Оно и логично – понятия «гниющий труп» и «тропический рай» как-то не очень уживаются одно с другим и незачем на этом акцентировать внимание. Во Frostpunk же, есть и причастность, и сопереживание, и правильно расставленные акценты.
Но не думайте, что у этой игры нет недостатков. Главный из них – графика. Право слово, вышедший в 2009 году Tropico 3 местами лучше выглядит. А вот аппетит на гигафлопсы вашего железа, у Frostpunk, ожидаемо, вполне на уровне 2018 года. Единственная радость – эффекты и система частиц. Местные снег и дым выглядят неплохо, а эффект «оледеневшего» воздуха и света во время бурь и вовсе хорош, но более графическому движку Frostpunk порадовать вас нечем.
Ещё один недостаток – реиграбельность. Вернее то, какие у Frostpunk отношения с ней. Прохождение местного сюжета со всеми DLC займёт вас на несколько дней, но после того как вы со всем этим закончите, в душе останется тягостное опустошение. Хочется ещё, того же, а нету. Можно, конечно, повысить сложность, но через ещё несколько дней, когда вы нащупаете нужные схемы, интерес пропадёт опять. Напрочь пропадёт. А через пару-тройку недель и вовсе случится (не)ожиданное – вы снова захотите в него поиграть. Впрочем, для градостроительных симуляторов это норма.
В конце же, могу только повторить фразу из начала. Frostpunk – это Tropico наоборот. И в этом – главная причина его успеха. Он интересный, он самобытный, он затягивающий. Но, ровно в ту же секунду – он злой, надрывный, безжалостный и даже просто печальный. И всё это – на базе геймплея хорошего градостроительного симулятора. Достаточно хорошего, чтобы тебе не хотелось ругать 11 bit Studios за их проделки с балансом - интерес, нельзя не признать, перешивает.
Лучшие комментарии
Понятно, что в начале игры каждый человек важен. Но когда все кроме зданий, становится морозным адом. Приоритет получают ресурсы, а не люди. Без использования которых они не смогут выжить. Я бы ещё добавил про автоматонов. Очень удобно заменяющих людей. Что превращает все твое население в скопление нахлебников. Сама идея сравнить Frostpunk с Tropico неплохо играет на контраст. Было интересно читать.
Жаль, что ни слова про саундтрек, я практически уверен, что чувствовал холод от музыки, во время игры)
Прикол в том, что фростпанк чисто атмосферой и берет. Чисто как игра он с тропико не тягается. А его уверенно пихают в топы тайкунов и градостроев. Хотя тот же призон архитект, сделанный 3 людьми — игра гораздо более высокого уровня.