6 октября 2022 6.10.22 11 3561

Мысли о Dark Universe. Часть I. Жизнь и смерть монстров.

+36
Лучший блог недели
2000 ₽
Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра.
Брэм Стокер

Приветствую тебя, дорогой читатель. Сегодня каждая крупная студия в кинематографе хочет иметь свою карманную киновселенную. MARVEL, DC, Конг с Годзиллой, даже у Форсажа уже есть спин-офф. Однако старт этому был положен ещё в 30-е года прошлого века. Давай же отправимся в прошлое и пройдёмся по основным кинокартинам тёмной вселенной и узнаем с чего всё начиналось…

Здесь не будет пересказа сюжета фильмов, подробного перечисления отличий экранизаций от оригинальных произведений, а так же не будут затронуты большинство сиквелов и спин-ффов (за некоторыми исключениями). Сделано это дабы не задушить тебя, читатель (хотя ты, скорее всего, и так утомишься), а также чтобы побудить посмотреть некоторые из ниже представленных фильмов. Ну и небольшая доля лени у автора тоже сыграла в этом свою роль

Дракула, 1931 год

Да, думаю ты уже в курсе того, что формально это не первая экранизация романа Брэма Стокера. Были ещё несколько утерянных лент, а также немецкий «Носферату. Симфония ужаса» 1922 года. Но все они были сняты без права на экранизацию книги. В отличие от ленты Тода Броунинга. Хотя и она не является прямой адаптацией — фильм снят по пьесе Гамильтона Дина и Джона Л. Балдерстона 1924 года, потому он сильно отличается от оригинальной книги. Ты, читатель, конечно же знаешь это кино и как минимум видел кадры, отрывки и пародии на него. Дракулу сыграл актёр Бела Лугоши. Он не пользовался гримом в том числе и клыками, но образ стал настолько каноничным, что до сих пор при упоминании Дракулы в воображении возникает аристократ в плаще с европейским акцентом и пристальным взглядом.

Даже если ты не смотрел фильм и знать не знаешь кто такой этот ваш Бела Лугоши, ты точно видел этот костюм. Сюжетно имеются много различий с романом Стокера, но именно в этом фильме впервые показали на экране классическое противостояние графа и профессора Ван Хельсинга, роль которого исполнил Эдвард Ван Слоун. Успех фильма породил так называемую «Вселенную монстров Universal», в которую помимо прочего входили Мумия, Человек — Волк, Франкенштейн и другие твои знакомые.

Всем бы такого профессора
Всем бы такого профессора

И ещё забавный факт: в 1931 году одновременно снимались две версии фильма «Дракула». Англоязычная, снимавшаяся днём, а вторая — испаноязычная, которую снимали в тех же декорациях, но ночью, пытаясь повторить отснятые сцены основной версии. Роль «испанского» вампира исполнил Карлос Виллариас. В те времена многие студии производили фильмы таким образом. Когда испанский Дракула вышел, то быстро был забыт на фоне своего старшего брата, но спустя много лет — в 1992 году — был выпущен на VHS носителях. Сейчас эти две версии не редко сравнивают.

  У фильма было несколько продолжений, но Бела Лугоши сыграл знаменитого вампира вновь лишь много лет спустя в комедии "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна"
  У фильма было несколько продолжений, но Бела Лугоши сыграл знаменитого вампира вновь лишь много лет спустя в комедии "Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна"

Лугоши играл во многих фильмах, в том и числе и в других картинах о монстрах от Universal, но именно роль графа кровопийцы стала главной в его карьере и, по сути, единственной по которой его знает массовый зритель. И он это понимал. Настолько хорошо понимал, что велел похоронить его в костюме персонажа. Зачем? Ну, в то время костюмчик то выглядел стильным. И даже Кристофер Ли — следующий крупный актёр, который воплотил роль Дракулы, получил благословение Лугоши и копию его перстня, которую он носил в фильмах.

Сейчас фильм смотрится уже не так, как раньше, что вполне нормально и очевидно, всё же ему 90 лет. Образы просты, актёры играют театрально, а сюжет предсказуем. Однако многие кадры стали культовыми и в современных произведениях можно увидеть кучу оммажей на фильм Броунинга. Атмосфера и ламповость чёрно-белого кино тут ощущается очень хорошо. Много времени этот фильм не отнимет, так что можно ознакомиться ради интереса.

Франкенштейн, 1931 год

После успеха европейского вампира в том же 1931 на экраны выходит «Франкенштейн» Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом в роли монстра. Хотя изначально эту роль предлагали Бэле Лугоши, что немного странно, но тогда правила Голливуда были иными. Как и предыдущий хоррор фильм студии, этот основан на пьесе, а не на оригинальном романе Мэри Шелли 1818 года. Написала эту пьесу Пэгги Уэблинг. Разумеется, есть немало отличий, однако в этот раз они стали не менее каноничными. Именно тут появился классический дизайн грузного и высокого Существа а так же горбун, помогающий доктору Генри Франкенштейну (правда тут его пока что зовут Фриц, а не Игор). А сцены в замке, горах и на мельнице дико атмосферные.

Кроме того, идея о донорском мозге преступника так же появилась в этом фильме. А теперь, мой начитанный друг, ответь — как именно оживили существо? Молнией? Этот элемент истории так же появился в этом фильме, тогда как в романе процесс оживления трупа опущен. Ну и нельзя забывать про культовую фразу «IT’S ALIVE! ALIVE!». А сам грим и визуальный образ монстра, созданный Джеком Пирсом, запатентован.

Так же этот фильм известен благодаря нападкам цензоров тех времён. Где-то его запрещали, где-то требовали вырезать так много сцен, что хронометраж уменьшался вдвое. Причиной этому стали жестокость, и богохульство, которые встречаются во всех адаптациях этой истории. Одним из популярных эпизодов, попавших под цензуру стал момент, в котором монстр встречает девочку, которая не боится его и начинает играть с ней. Но во время игры Существо нечаянно топит девочку в озере. Из-за реакции чудовища на игру и на свой поступок, можно понять, что он скорее опасность, а не зло, что является весьма важной темой фильма. Но тогда эта сцена вызвала бурные споры, была вырезана и долгое время считалась утерянной. Но времена изменились, нравы тоже и теперь фильм доступен в первоначальном виде.

Таким образом, этот фильм оказал огромное влияние на персонажа и историю, добавив в неё элементы, которые сейчас кажутся неотъемлемыми. И, как это принято, у фильма вышло много сиквелов и спин-оффов, одним из самых известных стала «Невеста Франкенштейна».

Мумия, 1932 год

Спустя год после Франкенштейна Карл Фройнд высвобождает из саркофага Мумию. Её роль исполнил Борис Карлофф, уже воплотивший одного монстра. Сценарий был написан на основе повести Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера. Она была переделана под Египет, ведь в то время у зрителей был повышенный интерес к этому сеттингу на фоне открытия гробницы Тутанхамона. Сюжет в последствии стал классическим: древний египетский жрец Имхотеп оживает спустя почти 40 000 лет и ищет реинкарнацию своей девушки Анксенамун.

Имхотеп выглядел устрашающе ещё до своей "спячки" в виде мумии
Имхотеп выглядел устрашающе ещё до своей "спячки" в виде мумии

В некоторых сценах «Мумия» отсылает или даже копирует «Дракулу» 1931 года. Возможно, это связано с тем, что для Карла Фройнда это была дебютная работа в качестве режиссёра, до этого он работал оператором, в том числе и на фильме о графе вампире. Но это не помешало и этому хоррору Universal стать хитом и в последствие классикой, а спустя 85 лет ремейк именно этого фильма попробует открыть Dark Universe (терпение, мы дойдём до неё быстрее, чем за 85 лет).

Гримом вновь занимался Джек Пирс

Так же ты, внимательный читатель, скорее всего знаком с ремейком этого фильма 1999 года с Бренданом Фрейзером в главной роли и успел заметить, что сюжет во многом повторяется. Однако фильм Стивена Соммерса ушёл от хоррора в сторону приключенческого боевика. Но о нём мы ещё поговорим.

Человек-невидимка, 1933 год

Уже третий год подряд выходит фильм, становящийся классикой. На этот раз Джеймс Уэйл явил миру Человека-невидимку. Фильм основан на одноимённом романе Герберта Уэллса. Главную роль Джека Гриффина исполнил Клод Рейнс, хотя Борис Карлофф на неё тоже рассматривался. В сравнении с повестью возросло количество убийств, появилась любовная линия, добавилось немало новых персонажей, вырос размах событий, а главный герой получил имя. Но основной костяк истории остался прежним: учёный открывает способ становится невидимым, пробует его на себе, а в попытках вернуть всё как было сходит с ума решает захватить весь мир. Классика.

Желаю в каждый дом такого гостя

Отдельной темой стоит затронуть спецэффекты. На то время это было что-то на грани фантастики. Исчезновение и снятие бинтов сейчас смотрится не так классно, но в 33 году наверняка было мозговыносящим.

Интересный факт: этот фильм был первым, который дублировали в СССР. Работа заняла около года.

 

Человек-волк, 1941 год

Спустя 10 лет после начала серии фильмов о монстрах появляется новый игрок на этом поле ужасов — Человек-волк Джорджа Уоггнера. Воплотил лохматого на экране Лон Чейни Младший. Главный герой, Ларри Тэлбот, приезжает домой в Уэльс, знакомится с девушкой, знакомится с цыганами, одним из которых оказывается Бэла Лугоши, получает укус от волка и становится оборотнем. Хотя изначальная задумка напоминала скорее психологический триллер, так как оборотень не появлялся на экране, да и само его существование не подтверждалось.

Для своего времени это хороший фильм, в котором представлен новый эффектный монстр, показана трансформация из человека в вервольфа. Не малым плюсом стало то, что Ларри можно сопереживать, ведь он страдает от своего проклятия, в отличие от того же Дракулы или Гриффита. Да и конец у персонажа весьма трагичный. Если закрыть глаза на продолжения.

И этот фильм может похвастаться спецэффектами

Учитывая качество большинства фильмов про оборотней, «Человек-волк» 1941 года смотрится весьма хорошо и сейчас. И снова-таки, атмосфера в сценах с лесом отлично чувствуется. Кстати вскоре нас ждёт новый «Человек-волк» с Райаном Гослингом в роли телеведущего, который заразился странной болезнью. И скажу честно, несмотря на скептическое отношение к ремейкам после «Человека-невидимки» 2020 года (о котором мы чуть позже поговорим), я с нетерпением жду нового волка. Люблю я оборотней, что тут поделать.

Франкенштейн встречает человека-волка, 1943 год

А теперь настало время для серьёзных дел. Один из первых кроссоверов в хоррор жанре. Организовал его Рой Уильям Нилл. К роли Волка снова вернулся Лон Чейни, а вот монстра Франкенштейна сыграл, внезапно, Бела Лугоши, который отказался от неё ещё более 10 лет назад.

Мотивация человека-волка — умереть. Дед инсайды были и тогда. Для выполнения этой задачи он отправляется на поиски Франкенштейна, но после того, как узнает что доктор мёртв, шерстяной начинает искать его дневник, но натыкается на Существо. Их сражение произойдёт только в конце, когда оживший труп выйдет из-под контроля и поднимет руку на лохматого. По большей части это скорее продолжение «Человека-волка», потому что он занимает основную часть картины, а канон, установленный в предыдущих частях фильмов про монстра Франкенштейна (слепота, возможность говорить) вообще не учитываются. Существо было добавлено, чтобы заманить зрителей в кино, ведь по одиночке монстры уже не так впечатляли. И в то время это очевидно сработало, ведь и сегодня два чудовища не часто сталкиваются друг с другом.

Да, эта драка выглядит примерно так

Эксперимент с кроссовером оказался удачным и открыл новые перспективы. Ведь монстров, не знакомых друг с другом осталось так много…

Дом Франкенштейна, 1944 год

WOW, C'MON EVERYBODY!
WOW, C'MON EVERYBODY!

Спустя на вечеринку заглянул и Дракула, ведь чем больше, тем лучше. Режиссёр Эрл С. Кентон продолжил историю предыдущего фильма. Кроссовер стал больше и сработал так же хорошо, став классикой того периода. Хотя Лугоши заменили и на роли Дракулы и на роли Существа. В последнее время он не радовал студию, так что и работу ему давать перестали.

Справа главные герои этого фильма - безумный доктор, любящий обещания и горбун
Справа главные герои этого фильма - безумный доктор, любящий обещания и горбун

Безумный доктор берёт себе в помощники горбуна, обещая исправить его недуг и отправляется в лабораторию Франкенштейна, по пути воскресив, использовав, а затем снова убив Дракулу. В замке он встречает Ларри Тэлбота и обещает ему исцеление, а также Существо Франкенштейна, которому он обещает целое ничего. И это единственное обещание, которое он сдержит. Но ты, внимательный читатель, мог заметить что не хватает ещё Мумии. Так он тоже должен был заглянуть на огонёк, вот только денег на ещё одного монстра не нашлось, а жаль. Про невидимого Джека Гриффина и вспоминать не стоит.

Персонажи снова делают то, чем занимались все остальные фильмы, а по ходу фильма ещё и умирают. Опять. Однако, как можно убедиться при просмотре, эти фильмы отлично доказывают, что жизнь коротка, но смерть — вечна.

Казалось бы, вот он — печальный конец для чудовищ, чуждых нашему миру, но мы с тобой, терпеливый друг, ещё не побывали дома у самого первого из них, который, по иронии, всё и завершит…

Дом Дракулы, 1945 год

Не думаю, что хозяин проявит гостеприимство
Не думаю, что хозяин проявит гостеприимство

Новый кроссовер, тот же состав монстров и тот же режиссёр. Разумеется, в третий раз зрители уже не оценили, но к счастью этот фильм заканчивает историю многострадальных монстров (опять). На время (опять).

Не спрашивайте что тут происходит...
Не спрашивайте что тут происходит...

Однако в этот раз уже Дракула начал страдать от своего существования и просит доктора его вылечить. С такой же просьбой приходит шерстяной волк. А горбун теперь женщина. Сюжетно фильм интереснее предыдущего, но расстраивает прежний состав монстров, да и Существо снова появляется лишь под конец.

Не самый типичный внешний вид для графа вампира
Не самый типичный внешний вид для графа вампира

Лоуренс Тэлбот, непонятно как оживший, наконец-то исцеляется от ликантропии, Дракула и Монстр Франкенштейна в который раз умирают. И после смерти вампира и существо ждали Эббот и Костелло — известный комедийный дуэт 40-х годов. Ведь популярность и страх классические монстры подрастеряли, поэтому осталось лишь смеяться. Эббот и Костелло встречали и высмеивали клише и образы известных чудовищ, ненадолго продлевая им существование. Но и это вскоре кончилось и Universal отправила своих страшных детей на покой… явив напоследок наименее популярного из них

Тварь из Чёрной Лагуны, 1954

Бывайте, Ихтиандры...
Бывайте, Ихтиандры...

В 1954 году появляется последний классический монстр Universal — Жаброчеловек. Фильм поставил Джек Арнольд. «Тварь из Чёрной Лагуны» вышла в момент, когда студия уже перенасытила рынок своими ужастиками и даже перешла к пародиям на них, поэтому лента не приобрела такой известности, как предыдущие.

  Как завоевать девушку. Шаг 1
  Как завоевать девушку. Шаг 1

Но несмотря на это Тварь собрала кассу и у неё появилось несколько сиквелов. Действие происходит в Амазонии, а роль монстра сыграли сразу два человека (один — в наземных сценах, другой в подводных), а фигура чудовища была создана на основе статуэтки Оскара.

Шаг 2
Шаг 2

И пускай Жаброчеловек запомнился не так сильно, как Дракула, Монстр Франкенштейна, Невидимка и Человек-волк, но он по праву стоит с ними в одном ряду. Кстати он так и не получил своего ремейка… пока что

Что же в итоге?

Нежить меняется...
Нежить меняется...

Мы лишь поверхностно коснулись киновселенной 20-го века, не рассматривая сиквелы, спин-оффы и не уделяя внимание, к примеру, Невесте Франкенштейна и Призраку Оперы, который появился ещё в 1926 году, но не входит в каноничный список монстров

И что же можно сказать про всё это дело? Студийные монстры оставили заметный след в культуре, послужили основой для более кровавой и жестокой серии хорроров студии Hammer, создали классические киношные образы Дракулы, Франкенштейна, оборотня. Они ввели шаблоны и клише монстрмуви, и даже если ты, терпеливый читатель, ни один из этих фильмов не смотрел, то всё равно найдёшь в них что-то знакомое, что-то, что казалось бы было всегда. И да, сейчас все эти фильмы выглядят наивными и скорее смешными, нежели страшными, но именно они меняли и развивали целый жанр ужасов, оставив после себя огромное наследие. И как же Universal распорядились с этим наследием? А это, любопытный друг, правильный вопрос…

 

Спойлер: всё плохо


Теги

Лучшие комментарии

Сценарий был написан на основе повести Нины Уилкокс Патнем и Ричарда Шайера.

Пожалуйста, не копируйте бездумно с Википедии. У Патнем и Шайера была никакая не повесть, а сценарий на 9 страниц под названием «Калиостро». Кстати, так никогда и не опубликованный. И этот сценарий, кстати, тоже сильно переделали.

«Имхотеп оживает спустя почти 40 000 лет и ищет реинкарнацию своей девушки Анксенамун.»

А там только космодесант и Император.

Спасибо за исправление

Впредь буду стараться проверять информацию тщательнее

Глянул я Мумию с Томом Крузом и мне жаль что не будет Dark Universe. Сам фильм довольно средний, не без интересных моментов) Но вот что мне очень понравилось в этом фильме, так доктор Джекил/мистер Хайд в исполнении Рассела Кроу. Очень хотел бы глянуть фильм про этого персонажа, именно в его исполнении

Мы ещё поговорим о новых версиях классики) Но насчёт Джекила/Хайда согласен, жаль, что он появился не в фильме получше

Девушка на кадре из «Твари из Чёрной Лагуны» кажется даже не пытается отыгрывать страх. Так и задумано (а то я фильм не видел)?

А ещё мне нравится, как на афише «Эбботта и Костелло встречают Франкенштейна» Существо Франкенштейна указан, как «The Monster», но в названии написано «Франкенштейн», вот так и путают с тех пор Франкенштейна и его Создание.

И этот фильм может похвастаться спецэффекты

Иногда в тексте попадаются опечатки.

Интересный материал.

Сложно современному зрителю оценить весь модернизм этих фильмов.
Как пытаться понять, какая замечательная графика была у «Контра».

Соглашусь, примерно это и вкладывал в слово «наивная», видимо просто неправильно употребил)

Но иногда этому есть и другое объяснение. Лугоши играл Существа в кроссовере с волком так, потому что монстр должен был быть слепым по сюжету, но упоминания об этом в фильм не попали и поэтому его игра смотрится немного странно (хотя потом походка с выставленными вперёд руками ещё появлялась)

За очепятки прошу прощения)

Актёрская игра в этих фильмах иногда немного (а иногда не немного) наивная, что-ли… В то время это было нормально

… вот так и путают с тех пор Франкенштейна и его Создание.

Тоже всегда взгляд цеплялся за это, но потом привык и сам стал называть существо просто Франкенштейном. И не стыжусь)

Хороший дайджест. Сам давно хотел ознакомится с фильмами из данной серии. Тот же «Дракула» или «Франкенштейн». Эх. Немного печалит, что Universal пытаясь перезапускать свою вселенную чудищ, часто обжигалась. И если с «Мумией» всё вышло хорошо, да и сиквел был не так уж и плох, то вот что пошло не так с «Ван Хельсингом» и «Человеком-Волком» образца 2010-го понять не могу. И ладно с первым, то был капустник с монстрами и брутальным истребителем нежити, то вот что со вторым пошло я не понимаю. Ну и да, «Мумия» с Томом Крузом, которую хочется не вспоминать. А насчёт «Человека-невидимки» от Ли Уоннела, у меня нет к нему особой симпатии ибо этот фильм совсем про другое, нежели о том, чём писал Герберт Уэллс.

Ну, я смотрел некоторые из этих фильмов (Франкенштейна, Невесту Франкенштейна, Дракулу и Мумию) и я бы не сказал, что она прямо наивная, скорее театральная, да и то, в основном, в Дракуле. Хотя не думаю, что в 30-х кто-то обращал на это внимание. Там ведь в 1927 году (т.е всего за 4 года до Франкенштейна) Метрополис вышел и он был немым, а тут звуковые фильмы.

Ну а Монстра Франкенштейна я иногда для краткости тоже называю «Франкенштейн», хотя это, конечно, неправильно.

Читай также