Знаете, забавно получается, что любимой
консолью 16-ти битной эпохи стала та, которую я никогда не держал в руках.
Предисловие
Наверное, моя история знакомства с Dendy не будет отличаться какой-то оригинальностью, но я отчетливо помню, как в начале 00-х на нашем компьютере появился целый ворох эмуляторов. Локальной сетью мы не пользовались в виду отсутствия ПК у соседей, а все прелести почасового интернета появились несколько позже. За новинками, старший брат ходил
к друзьям с винчестером (ничего не знаю, единственно верное название для начала
нулевых) и скачивал все, что могло представить хоть какую-то ценность для молодого ума. В один
их таких походов у нас и появились заветные эмуляторы.
Звук модема Acorp 5600 отложился где-то глубоко на подкорке.
Первое знакомство
Я помню объяснения брата как
пользоваться Nestopia и Gens,
помню эту громадную подборку ромов и что теперь все дендевские и сеговские игры
можно будет пройти сохраняюсь в любой момент. Darkwing Duck, Battletoads & Double Dragon, Adventure Island и
прочие игры на что не хватало навыков перестали казаться такими сложными и главное, теперь
можно поближе познакомиться с играми SEGA.
Но был один эмулятор, с которым мы так и не смогли найти общий язык — ZSNES. После изучения скудной коллекции игр, что лежала в папке с ромами,
была выделена небольшая подборка во главе с Batman Return и Donkey Kong. Но они не могли зацепить детское
сознание в должной мере — как, черт возьми, прыгающая горилла могли
заинтересовать всерьез и надолго, когда по соседству тебя ждали Comix Zone, Zero Tolerance и
все части сверхзвукового ежа от SEGA? Чем мог заинтересовать ворох непонятных игр на японском
и английском языках, где большинство из них в изометрической перспективе.
Простите, как я в этом должен в этом разбираться? В общем наше знакомство оказалось не самым удачным.
В нашем детстве на денди Марио не пользовался должным вниманием и действительно, чем усатый водопроводчик мог сравниться с танками, которые разносили целый уровень под основание?
С тех пор прошло много времени. Я
на долгие годы стал обладателем ПК, а эмуляторы так и остались возможностью не более чем поностольгировать о беззаботных временах. Конечно, фоном всегда где-то находились приставки от PlayStation — компьютерный клуб, находившейся в подвале школы, игровые журналы пестрили рецензиями на God of war, ICO и Metal Gear Solid 3, да и желание вновь окунуться в мир приставочного гейминга никуда не делось.
Выбор, который оказался шире чем думалось изначально
В тот момент, когда я решил приобрести домашнюю игровую консоль, моим однозначным фаворитом была PlayStation 3, но чтобы окончательно развеять все сомнения, я решил побольше узнать о том, что из себя представляют ее конкуренты в лице Xbox 360 и Nintendo Wii. В этот момент для меня настало время открытий о которых я даже не подозревал.
Оказывается, что приставка от Microsoft имеет более удобный геймпад в сравнении с dualshock 3; оказывается, что эта зеленая коробка имеет ворох отличных эксклюзивов в самых различных жанрах, включая удобный RTS на консоли; оказывается, что мультиплатформа в целом выглядит лучше за счет более простой архитектуры. Но за всем этим не чувствовалось какого-то бэкграунда, не было чего-то такого что могло зацепить и склонить чашу весов в свою сторону. Хотя возможно это все просто синдром утенка и любовь к бренду PlayStation, тянущаяся с детства, но сейчас не об этом.
Что на тот момент могла предложить Nintendo Wii? В целом ничего, что могло заинтересовать не самого богатого студента: Wiimote меня не впечатлил, графика казалась сильно устаревшей, да и в России достать саму приставку было весьма проблематично. Было тяжело поверить в то, что её кто-то покупает по своей воле и еще тяжелее поверить, что на тот момент Wii являлась одной из самых продаваемых приставок в истории. Игры внутренних студий продавались какими-то нереальным тиражами, а весь мир фанател от дилогии Super Mario Galaxy.
Резонный вопрос, который крутился у меня в голове можно сформулировать примерно так: почему феномен Nintendo прошел с нами по касательной и почему мы так мало знаем о тех играх, которые любят во всем мире?
В поисках ответа
Наверное, самым очевидным будет описать то, в каких условиях мы играли в 90-е. Вместо оригинальной NES китайский клон Dendy, из 16-ти битных приставок можно было встретить разве что Mega Drive, которую так же успешно клонировали в Китае и которая стоила заметно дешевле оригинальной Super Nintendo. К концу 90-х когда PS One стала доступнее и купить пиратский диск на каком-нибудь рынке не составляло больших проблем. Я не знаю какое количество геймеров в России смогли оценить революционную виртуальную камеру в Super Mario 64, насладиться замечательной Ocarina of Time со всеми хитросплетениями сюжета или увидеть, как правильно должны выглядеть шутеры от первого лица на приставках в GoldenEye 007, но о повсеместном распространении консолей Nintendo говорить точно не приходилось. Быстрый взлом PlayStation 2 увеличил этот разрыв многократно и поспособствовал ограничению информационного пузыря в пределах между PC и PS2, вплоть до появления седьмого поколения приставок.
Дальнейшее погружение в историю открыло глаза на безумное противостояние SEGA и Nintendo в 90-е. Начиная от появление Соника как конкурента Марио и до знаменитой рекламы GENESIS DOES WHAT NINTENDON’T. Что самое главное, я больше узнал о самой Super Nintendo и ее играх.
В моей подборке отсутствовали игры серии Mario, Yoshi's Island, Metroid и многие другие. Будь они все вместе, возможно мое знакомство с приставкой сложилось бы несколько иначе.
Второй шанс
На помощь все так же пришел ZSNES, только уже с более осознанным подходом к использованию и сказать, что я был в восторге, ничего не сказать. Я заново открыл для себя платформеры Mario, погрузился в удивительный Super Mario World 2: Yoshi’s Island (о которой написано преступно мало материала!) и TheLegend of Zelda: A Link to the Past, серию Mega Man и гнетущую Super Metroid, охренел от графики в Star Fox и осознания на каком железе она работает. Узнал, что все эти непонятные изометрические игры на японском оказались прекрасными Final Fantasy и Chrono Trigger и список можно продолжать еще долго.
Я по-настоящему влюбился в эту приставку. Mega Drive без сомнения прекрасная консоль со своими шикарными играми, но меня она не смогла затянуть на долгое время в отличии от творения большой N. Когда в 2017 году анонсировали SNES Mini я уже твердо знал, что она окажется у меня в коллекции.
Посмотрите на нее, разве она не чудо?!
Так, вроде бы небольшое приключение на 20 минут узнать чуть больше о конкурентах PlayStation 3 обернулось любовью к приставке, которой у меня никогда не было и эпохе игр, которая прошла мимо меня.
Делитесь в комментариях как у вас прошло знакомство с консолью и во что вы играли в свое время!
Раньше никогда не задумывался, но кажется, в продаже были только Денди / Сега МД2 и картриджи для них. А потом уже пересел за ПК и перестал обращать внимание на приставки. Картриджи вообще исчезли из продажи, везде были только диски. Даже для такой экзотики, как Panasonic 3DO.
Теперь преследует мысль — а видел ли я, когда-нибудь, живьём Nintendo?
Хорошее размышление, с которым я могу согласиться, но не со всеми пунктами.
Ностальгия сама по себе коварная вещь, которая усиливается, особенно если внешние факторы становятся все более неопределенными (это может касаться не сдвигов в мире, но и банальными проблемами на работе и в личной жизни). И здесь, когда рутина начинает целиком захватывает человека, он вспоминает не саму игру, в которую играл в беззаботные времена, а вспоминает те чувства и эмоции, которые эта игра ему дарила.
Большая часть не только ретро-игр не проходит проверку временем – это факт, но и современные игры аналогично забываются в год своего выхода из-за кривизны и шаблонности или других причин. Отсюда вытекает вопрос: на сколько большое количество игр можно вспомнить за последние пару, если это не ААА проект или игра известная благодаря своему сарафану?
И если смотреть на игры, которые я затронул в посте, то, по сути, это были очень большие проекты для своего времени, в которые вложили тонны времени и денег и на которые современные разработчики до сих пор ссылаются как на источник вдохновения. Можно вспомнить Сакагути, Хорию и Торияму при разработке Chrono Trigger, это, как если бы сейчас Дракман, Кодзима и Барлог взяли и сделали игру мечты с неограниченным бюджетом.
Я не могу говорить абсолютно за все компании, но у нас с друзьями получается периодически устроить забег в черепашек или street of rage на ретро комбайне.
Поэтому здесь уже что в них каждый находит для себя.
Оригинальную NES, как и большинству жителей СНГ, мне увидеть не удалось. Но Dendy стала первой приставкой, с которой и началась моя любовь к играм. Отец привез ее из командировки в Питер, когда мне было 4 или 5 лет. Самые теплые воспоминания остались о Battle City, которую мы пытались одолеть всей семьей, подбирая тактики для каждого уровня.
Super Mario Bros в детстве мне так и не поддался, хоть я и отыскал варп зоны на некоторых уровнях.
Зато именно на Dendy я впервые столкнулся с багами пиратских игр. У нас был картридж Contra Force, которую мы со старшими братьями затерли до дыр, проходя по несколько раз в неделю. Одной из главных фишек было то, что после смерти игра не начиналась с самого начала а продолжалась с того же места (или с начала конкретного уровня, не уверен). Каково было мое удивление, когда лет 5 назад я решил пройти ее на эмуляторе и понял, что это была не фича, а баг
Скорее всего, это была именно фича. А точнее — хак. Очень популярная тема на пиратских картриджах. Чего только стоит Tank 1990 (хак популярнейшей Battle City), где бонусы могли подбирать враги.
Узнал, что все эти непонятные изометрические игры на японском оказались прекрасными Final Fantasy и Chrono Trogger и список можно продолжать еще долго.
Для меня тема ретроностальгии ценна как психологическое явление подмены собственных воспоминаний на воспоминания говорящих голов с ютуба.
У меня тоже была денди и сега, и я тоже много в них играл. Но я просто помню, что они были и я играл в них круглые сутки, но часами упиваться ностальгией и рассказывать истории я не смогу. Как и большинство людей. И тут на сцену выходит ютуб, блоггеры на котором сделали целые карьеры и кучу денег на ностальгии. И люди насмотревшись их подменяют свои собственные воспоминания на их монологи и теперь тоже могут часами упиваться на тему ретроностальгии. Это явление не я придумал и у него есть умное слово, но я забыл его.
И нам есть с чем сравнивать. Поколение перед нами ностальгирует по СССР как и мы по денди. Причем эта ностальгия благодаря ТВ доходит до такого маразма, что люди оправдывают нынешние политические события желанием вернуться в 80-е годы.
Говоря об играх: на самом деле большинство ретро-игр не проходит проверку временем и имеют статус годноты только из-за наших детских воспоминаний и хайпа. Годными эти игры были не сами по себе, а потому что у нас были друзья, с кем можно разделить наше ими увлечение: играли вместе, менялись картриджами, дисками, обсуждали их на перемене. Сейчас твои игры в реальном мире не нужны, а в интернете есть только парасоциальные отношения.
Я гарантирую, что если в реальном мире устраивать посиделки с играми и друзьями, то магия ретро перестанет быть такой уж волшебной и современные игры могут не хуже. Но в реальном мире и таких друзей нет: ололо, у меня работа, жена, дети, мне не до игр. И помещения для таких посиделок крайне дорогие.