Знаете, забавно получается, что любимой консолью 16-ти битной эпохи стала та, которую я никогда не держал в руках.
Предисловие
Наверное, моя история знакомства с Dendy не будет отличаться какой-то оригинальностью, но я отчетливо помню, как в начале 00-х на нашем компьютере появился целый ворох эмуляторов. Локальной сетью мы не пользовались в виду отсутствия ПК у соседей, а все прелести почасового интернета появились несколько позже. За новинками, старший брат ходил к друзьям с винчестером (ничего не знаю, единственно верное название для начала нулевых) и скачивал все, что могло представить хоть какую-то ценность для молодого ума. В один их таких походов у нас и появились заветные эмуляторы.
Первое знакомство
Я помню объяснения брата как
пользоваться Nestopia и Gens,
помню эту громадную подборку ромов и что теперь все дендевские и сеговские игры
можно будет пройти сохраняюсь в любой момент. Darkwing Duck, Battletoads & Double Dragon, Adventure Island и
прочие игры на что не хватало навыков перестали казаться такими сложными и главное, теперь
можно поближе познакомиться с играми SEGA.
Но был один эмулятор, с которым мы так и не смогли найти общий язык — ZSNES. После изучения скудной коллекции игр, что лежала в папке с ромами,
была выделена небольшая подборка во главе с Batman Return и Donkey Kong. Но они не могли зацепить детское
сознание в должной мере — как, черт возьми, прыгающая горилла могли
заинтересовать всерьез и надолго, когда по соседству тебя ждали Comix Zone, Zero Tolerance и
все части сверхзвукового ежа от SEGA? Чем мог заинтересовать ворох непонятных игр на японском
и английском языках, где большинство из них в изометрической перспективе.
Простите, как я в этом должен в этом разбираться? В общем наше знакомство оказалось не самым удачным.
С тех пор прошло много времени. Я на долгие годы стал обладателем ПК, а эмуляторы так и остались возможностью не более чем поностольгировать о беззаботных временах. Конечно, фоном всегда где-то находились приставки от PlayStation — компьютерный клуб, находившейся в подвале школы, игровые журналы пестрили рецензиями на God of war, ICO и Metal Gear Solid 3, да и желание вновь окунуться в мир приставочного гейминга никуда не делось.
Выбор, который оказался шире чем думалось изначально
В тот момент, когда я решил приобрести домашнюю игровую консоль, моим однозначным фаворитом была PlayStation 3, но чтобы окончательно развеять все сомнения, я решил побольше узнать о том, что из себя представляют ее конкуренты в лице Xbox 360 и Nintendo Wii. В этот момент для меня настало время открытий о которых я даже не подозревал.
Оказывается, что приставка от Microsoft имеет более удобный геймпад в сравнении с dualshock 3; оказывается, что эта зеленая коробка имеет ворох отличных эксклюзивов в самых различных жанрах, включая удобный RTS на консоли; оказывается, что мультиплатформа в целом выглядит лучше за счет более простой архитектуры. Но за всем этим не чувствовалось какого-то бэкграунда, не было чего-то такого что могло зацепить и склонить чашу весов в свою сторону. Хотя возможно это все просто синдром утенка и любовь к бренду PlayStation, тянущаяся с детства, но сейчас не об этом.
Что на тот момент могла предложить Nintendo Wii? В целом ничего, что могло заинтересовать не самого богатого студента: Wiimote меня не впечатлил, графика казалась сильно устаревшей, да и в России достать саму приставку было весьма проблематично. Было тяжело поверить в то, что её кто-то покупает по своей воле и еще тяжелее поверить, что на тот момент Wii являлась одной из самых продаваемых приставок в истории. Игры внутренних студий продавались какими-то нереальным тиражами, а весь мир фанател от дилогии Super Mario Galaxy.
Резонный вопрос, который крутился у меня в голове можно сформулировать примерно так: почему феномен Nintendo прошел с нами по касательной и почему мы так мало знаем о тех играх, которые любят во всем мире?
В поисках ответа
Наверное, самым очевидным будет описать то, в каких условиях мы играли в 90-е. Вместо оригинальной NES китайский клон Dendy, из 16-ти битных приставок можно было встретить разве что Mega Drive, которую так же успешно клонировали в Китае и которая стоила заметно дешевле оригинальной Super Nintendo. К концу 90-х когда PS One стала доступнее и купить пиратский диск на каком-нибудь рынке не составляло больших проблем. Я не знаю какое количество геймеров в России смогли оценить революционную виртуальную камеру в Super Mario 64, насладиться замечательной Ocarina of Time со всеми хитросплетениями сюжета или увидеть, как правильно должны выглядеть шутеры от первого лица на приставках в GoldenEye 007, но о повсеместном распространении консолей Nintendo говорить точно не приходилось. Быстрый взлом PlayStation 2 увеличил этот разрыв многократно и поспособствовал ограничению информационного пузыря в пределах между PC и PS2, вплоть до появления седьмого поколения приставок.
Дальнейшее погружение в историю открыло глаза на безумное противостояние SEGA и Nintendo в 90-е. Начиная от появление Соника как конкурента Марио и до знаменитой рекламы GENESIS DOES WHAT NINTENDON’T. Что самое главное, я больше узнал о самой Super Nintendo и ее играх.
Второй шанс
На помощь все так же пришел ZSNES, только уже с более осознанным подходом к использованию и сказать, что я был в восторге, ничего не сказать. Я заново открыл для себя платформеры Mario, погрузился в удивительный Super Mario World 2: Yoshi’s Island (о которой написано преступно мало материала!) и The Legend of Zelda: A Link to the Past, серию Mega Man и гнетущую Super Metroid, охренел от графики в Star Fox и осознания на каком железе она работает. Узнал, что все эти непонятные изометрические игры на японском оказались прекрасными Final Fantasy и Chrono Trigger и список можно продолжать еще долго.
Я по-настоящему влюбился в эту приставку. Mega Drive без сомнения прекрасная консоль со своими шикарными играми, но меня она не смогла затянуть на долгое время в отличии от творения большой N. Когда в 2017 году анонсировали SNES Mini я уже твердо знал, что она окажется у меня в коллекции.
Так, вроде бы небольшое приключение на 20 минут узнать чуть больше о конкурентах PlayStation 3 обернулось любовью к приставке, которой у меня никогда не было и эпохе игр, которая прошла мимо меня.
Делитесь в комментариях как у вас прошло знакомство с консолью и во что вы играли в свое время!
Спасибо за внимание!
Лучшие комментарии
Раньше никогда не задумывался, но кажется, в продаже были только Денди / Сега МД2 и картриджи для них. А потом уже пересел за ПК и перестал обращать внимание на приставки. Картриджи вообще исчезли из продажи, везде были только диски. Даже для такой экзотики, как Panasonic 3DO.
Теперь преследует мысль — а видел ли я, когда-нибудь, живьём Nintendo?
Хорошее размышление, с которым я могу согласиться, но не со всеми пунктами.
Ностальгия сама по себе коварная вещь, которая усиливается, особенно если внешние факторы становятся все более неопределенными (это может касаться не сдвигов в мире, но и банальными проблемами на работе и в личной жизни). И здесь, когда рутина начинает целиком захватывает человека, он вспоминает не саму игру, в которую играл в беззаботные времена, а вспоминает те чувства и эмоции, которые эта игра ему дарила.
Большая часть не только ретро-игр не проходит проверку временем – это факт, но и современные игры аналогично забываются в год своего выхода из-за кривизны и шаблонности или других причин. Отсюда вытекает вопрос: на сколько большое количество игр можно вспомнить за последние пару, если это не ААА проект или игра известная благодаря своему сарафану?
И если смотреть на игры, которые я затронул в посте, то, по сути, это были очень большие проекты для своего времени, в которые вложили тонны времени и денег и на которые современные разработчики до сих пор ссылаются как на источник вдохновения. Можно вспомнить Сакагути, Хорию и Торияму при разработке Chrono Trigger, это, как если бы сейчас Дракман, Кодзима и Барлог взяли и сделали игру мечты с неограниченным бюджетом.
Я не могу говорить абсолютно за все компании, но у нас с друзьями получается периодически устроить забег в черепашек или street of rage на ретро комбайне.
Поэтому здесь уже что в них каждый находит для себя.
Оригинальную NES, как и большинству жителей СНГ, мне увидеть не удалось. Но Dendy стала первой приставкой, с которой и началась моя любовь к играм. Отец привез ее из командировки в Питер, когда мне было 4 или 5 лет. Самые теплые воспоминания остались о Battle City, которую мы пытались одолеть всей семьей, подбирая тактики для каждого уровня.
Super Mario Bros в детстве мне так и не поддался, хоть я и отыскал варп зоны на некоторых уровнях.
Зато именно на Dendy я впервые столкнулся с багами пиратских игр. У нас был картридж Contra Force, которую мы со старшими братьями затерли до дыр, проходя по несколько раз в неделю. Одной из главных фишек было то, что после смерти игра не начиналась с самого начала а продолжалась с того же места (или с начала конкретного уровня, не уверен). Каково было мое удивление, когда лет 5 назад я решил пройти ее на эмуляторе и понял, что это была не фича, а баг
В Contra Force мне всегда казалось крутым, что ты можешь менять персонажей на лету… нужно будет попробовать ее заново пройти)
Предлагаю К ознакомлению!
Скорее всего, это была именно фича. А точнее — хак. Очень популярная тема на пиратских картриджах. Чего только стоит Tank 1990 (хак популярнейшей Battle City), где бонусы могли подбирать враги.
Вполне возможно, надо вообще поискать в интернете, может где-то сохранился тот самый ROM. Вряд ли это все же был какой-то единичный экземпляр
Исправьте на Chorono Trigger
Принято, спасибо!)
Впервые получилось увидеть оригинальную NES в обзорах от AVGN
А ещё можно было «призвать» искусственный интеллект в качестве напарника на особо сложных уровнях.
Ну и сами персонажи были классными. Хотя за минера я играть так и не научился
ivalojkinДля меня тема ретроностальгии ценна как психологическое явление подмены собственных воспоминаний на воспоминания говорящих голов с ютуба.
У меня тоже была денди и сега, и я тоже много в них играл. Но я просто помню, что они были и я играл в них круглые сутки, но часами упиваться ностальгией и рассказывать истории я не смогу. Как и большинство людей. И тут на сцену выходит ютуб, блоггеры на котором сделали целые карьеры и кучу денег на ностальгии. И люди насмотревшись их подменяют свои собственные воспоминания на их монологи и теперь тоже могут часами упиваться на тему ретроностальгии. Это явление не я придумал и у него есть умное слово, но я забыл его.
И нам есть с чем сравнивать. Поколение перед нами ностальгирует по СССР как и мы по денди. Причем эта ностальгия благодаря ТВ доходит до такого маразма, что люди оправдывают нынешние политические события желанием вернуться в 80-е годы.
Говоря об играх: на самом деле большинство ретро-игр не проходит проверку временем и имеют статус годноты только из-за наших детских воспоминаний и хайпа. Годными эти игры были не сами по себе, а потому что у нас были друзья, с кем можно разделить наше ими увлечение: играли вместе, менялись картриджами, дисками, обсуждали их на перемене. Сейчас твои игры в реальном мире не нужны, а в интернете есть только парасоциальные отношения.
Я гарантирую, что если в реальном мире устраивать посиделки с играми и друзьями, то магия ретро перестанет быть такой уж волшебной и современные игры могут не хуже. Но в реальном мире и таких друзей нет: ололо, у меня работа, жена, дети, мне не до игр. И помещения для таких посиделок крайне дорогие.
Соглашусь с вашими размышлениями по данной теме.