Замок временем срыт
и укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но… развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
Тема упадка и гибели цивилизации в игровой индустрии — гость не редкий. Об этом повествуют такие проекты, как Fallout, The Last of Us, Dying Light, Horizon и многие другие. Однако в корне всех этих игр, несмотря на их очевидно разную суть, лежит один объединяющий фактор — упадок цивилизации в них происходит под влиянием внешних факторов. Будь то массовое заражение (Days Gone, The Walking Dead, Deadlight), техногенные (Metro, Mutant Year Zero) или природные (Frostpunk, I’am Alive) катастрофы — любое из этих происшествий в мгновение ока губит почти всё человечество и накладывает тёмное клеймо на существование тех немногих «счастливчиков», что сумели данное событие пережить. И вот уже на фоне этого удручённого, откатившегося в своём развитии на несколько веков назад, мире происходит поступательное ослабление и уничтожение большинства социальных институтов, представлений о гуманизме, норм морали и нравственности. Так, и только так: некое бедствие всегда представлено в видеоиграх в качестве катализатора к дальнейшим аутодеструктивным потугам человечества.
Однако одна довольно культовая и незаслуженно забытая серия подошла к данной тематике с неожиданной для индустрии, но максимально логичной и очевидной для всего хода человеческой истории, стороны. Взяв за основу мрачную готическую историю о вампирах, сценаристы перевернули привычную нам всем идею о гибели цивилизации, поменяв местами причину и следствие.
Как многие уже, думаю, догадались, речь сегодня пойдёт о серии Legacy of Kain и в особенности, о её второй части, вышедшей под заголовком « Soul Reaver».
Для начала стоит оговорить, что Legacy of Kain — серия довольно обширная: она насчитывает в себе пять совершенно разных игр, как по геймплею (от hack and slash с элементами RPG до приключенческого боевика), так и по настроению (в разное время LoK металась от тёмного фэнтези к стимпанку, попутно влезая чуть ли не в готический хоррор на минималках). Однако Носгот, мир игры, неизменно оставался местом тёмным, мрачным и неприветливым. И квинтэссенции этого мрака он достиг, как раз, к событиям, описанным в «Похитителе душ».
Первая часть серии, Blood Omen: Legacy of Kain повествует о фэнтезийном мире, основной отличительной особенностью которого являются Колонны (в некоторых версиях перевода — Столпы). Девять колонн хранят мир в балансе и относительном процветании, попутно оберегая Носгот от вторжения, некогда запечатанных в другом измерении, демонических существ. Но, естественно, если бы всё было так просто, говорить тут было бы не о чем.
Сюжет первой части, говоря в кратце, посвящён посмертным скитаниям жестоко убитого дворянина Каина, возродившегося в облике вампира, по переживающему не самые светлые деньки Носготу. Основная опора мира, его колонны, постепенно разрушаются, так как хранители каждой из них впали в безумие, а следовательно, всё бытие находится на грани величайшего катаклизма. Каин быстро мстит своим обидчикам, после чего принимается за решение проблемы глобальной — восстановления равновесия и поддержания столпов в сохранности. Для этого (опять же, если не вдаваться в детали) необходимо уничтожить каждого из обезумевших хранителей колонн, принять на себя их статус и психо-физическую связь с каждым из столпов, а затем, принести жертву (убить себя во имя сохранности пресловутых гармонии, мира и процветания). Вообще Blood Omen имеет две концовки, зависящие от финального выбора игрока: совершить самопожертвование или нет. Но, как уже было сказано выше, если бы всё было так просто…
Legacy of Kain: Soul Reaver (да-да с этой игры и впредь подзаголовок оригинальной игры становится титульным для серии) повествует нам о том, что же произошло с Носготом после судьбоносного решения вампира дворянских кровей, и, как следствие, из двух полярных вариантов развития событий, выбирает в качестве канона для всех последующих игр отказ Каина от жертвы. Подобное решение должно было погубить Носгот, и некие настораживающие элементы мы видим с первых же кадров вступительной кат-сцены: некогда необъятные колонны Носгота, пронзавшие небеса насквозь, ныне представляют из себя лишь покосившиеся обрубки, осколки былого величия и монументальности, у подножия которых возвышается трон Его Величества Каина.
Вы, наверняка, подумали: «Да причём тут всё это? Анонсировал тему гибели цивилизации, а сам тут историю серии на минималках расписывает!» Так вот, не волнуйтесь, это нужно для понимания общего контекста, мы уже, как раз, переходим к самой сути.
Окружив себя лейтенантами, верными приспешниками, Каин правит деградирующим Носготом. Узрев, что один из лейтенантов, Разиэль, превзошёл своего господина, первым отпустив крылья, бывший дворянин наносит ему увечья и обрекает на вечные муки в Озере Мёртвых. Однако, по прошествии миллениума, Разиэль был воскрешён Старшим Богом, и узрел воочию плоды тысячелетнего правления Каина…
Вот мы и дошли до самого интересного, до сути дела. Именно такой сюжетный ход позволяет увидеть цивилизацию в момент начала падения и низшей точки её отрицательного развития, попутно давая игроку сравнивать Носгот, разных временных промежутков и делать выводы.
А выводы неутешительны.
Во-первых, вампиры под предводительством Каина истребили большую часть людей в Носготе. В принципе, тема геноцида поднималась ещё в Blood Omen, только тогда люди, «во имя процветания и гармонии в мире», перебили практически всех вампиров. Жалкие остатки людской расы укрылись в непреступной Цитадели, со всех сторон окружённой водой. Как видно, карма в этой вселенной стремительно настигла всё человечество.
Во-вторых, декаданс дал заметные метастазы в местную архитектуру: завораживающие, некогда величественные готические постройки, возведённые с должной помпезностью и пафосом, превратились в жалкие руины. Виной тому, помимо постоянных войн, что вёл Каин, являются, опять-таки, сами вампиры, составляющие основную часть населения, и предпочитающие селиться в сырых подземных норах и промозглых пещерах, нежели возводить, что-то величественное. На крайний случай, местные кровососы избирают руины построек прошлого тысячелетия, но сами тягу к зодчеству утратили чуть ли не полностью.
В этом плане самым показательным примером является логово Нупраптора, которое во времена Blood Omen являло собой величественный замок на вершине скалы с огромным черепом в центральной части постройки, из которого бурным потоком бил водопад.
К моменту старта основных событий Soul Reaver от логова Нупраптора остались лишь жалкие, но вполне узнаваемые, руины. Водопад, как и озеро, пересохли вовсе.
В-третьих, и это, пожалуй, самое важное и завораживающее — изменились сами вампиры. И здесь стоит сделать маленькое лирическое отступление, для тех, кто не знаком с серией, и в частности, с Soul Reaver. Ответьте себе на вопрос: какие ассоциации возникают у вас в голове при слове «вампир»? Наверняка, это будет шаблонный набор из небольших, но смертоносных клыков, бледной кожи, налитых кровью глаз, стильного средневекового платья и отсутствия отражения в зеркале. И всё это есть в серии Legacy of Kain, вернее было, до воскрешения Разиэля. Десять веков упадка и поступательной деградации привели вампиров к бесповоротной утрате человеческого облика. Теперь каждое из вампирских семейств (во главе которого — остальные лейтенанты, братья Разиэля) проживает в своей уникальной среде, и безоговорочно под эту среду обитания подстраивается. Нынешних вампиров больше не выдаёт отсутствие отражения в зеркале — они попросту не заинтересованы в зеркалах, как и в прочих элементах быта разумного существа. Ими движет лишь первобытная жажда крови и ничего иного. Вампиры-вырожденцы периода катастрофического упадка Носгота утратили практически всё человеческое, что было в их облике, повально позабыли любую членораздельную речь и больше походят на патологически больных, изувеченных животных.
Так, часть из них окапалась под землёй и своим видом больше напоминает что-то среднее между зомби и орками: позеленевшая трупная кожа, вытянутые острые уши и кривая походка вразвалку. Эти вампиры — потомство Мелкаи, младшего из братьев Разиэля.
Сам Мелкая обитает в глубине рукотворных катакомб и являет собой огромную малоподвижную тушу, образовавшуюся путём слияния и поглощения множества разных тел. Как бы компенсируя его порочную слабость, эволюция наградила главу данного клана способностью просачиваться сквозь решётки. То есть, даже сама эволюция, призванная развивать любой живой организм, адаптировалась под вырожденческую сущность клана. Забегая вперёд, стоит сказать, что особенности каждого последующего главы клана точно так же аккуратно вписываются в эту концепцию, концепцию природы, пасующей перед лицом всеобщего стремительного регресса.
Клан Зефона же, напротив, избрал более высокие места обитания, но отнюдь не уподобился птицам. Этот род мимикрировал под насекомых, переняв не только способность карабкаться по вертикальным поверхностям, но и многочисленные лапки, ложноножки, способность плести паутину, а также размножаться через откладывание яиц и создание коконов. Как следствие, место обитания клана увешано паутиной, слизью и нечистотами, в которых его обитатели чувствуют себя просто великолепно.
И если в Мелкае мы могли признать груду искорёженных и изувеченных человеческих тел, сплетённых в единую бесформенную массу, то вот Зефон создаёт впечатление чистокровного гигантского насекомого.
Похожая история происходит и с Рахабом: его потомство, как и сам глава семейства, обзавелись механизмами приспособления к водной среде. Во вселенной LoK, как и во многих других фэнтезийных мирах, вампиры не переносят контакта с водой, но для клана Рахаба это не проблема, а, напротив, комфортная зона. Покрытые чешуёй и перепонками, отрастившие себе жабры и ласты, эти вампиры гораздо больше походят на созданий из мифологии Г. Ф. Лавкрафта — антропоморфные чудовища, со всеми признаками обитателей подводных глубин.
И тут, точно так же, как и в предыдущих случаях, глава клана является локомотивом этой извращённой, искажённой эволюции. Рахаб — квинтэссенция приспособления к проживанию в затопленном носготском храме, покрытый чешуёй с головы до ног (а точнее, до того, что когда-то было его ногами) он не вылезает из воды, ограничивая, подобно своим братьям, собственный мир небольшим «вольером». Многовековой упаднический образ жизни сделал попросту ненужной способность Рахаба передвигаться по суше, отчего его нижние конечности срослись воедино, образовав огромный хвост. Как нетрудно догадаться, и в этом лейтенанте Каина не осталось ничего человеческого, кроме владения речью.
После Рахаба в игре встречается ещё один босс со своей спецификой и оригинальной средой обитания, однако Дюма (именно так зовут очередного лейтенанта Каина) оказывается не настолько органично вплетён в собственную среду обитания при помощи соответствующих способностей его и его клана (вдаваться в подробности не буду, скажу лишь, что виной всему, скорее всего, стали сжатые сроки разработки и неумолимо приближавшаяся дата релиза). В общем, Дюма в контексте темы данной статьи выводится «за скобки».
Ну и наконец, стоит так же упомянуть, что на создание ощущения полного упадка мира дополнительно влияет и так называемый духовный мир. Архитектура и даже природный ландшафт в этом измерении меняют окрас на более бледный и безжизненный, а сама материя сюрреалистично искажается.
В добавок, параллельный мир населён разнообразными духами, часть из которых просто выглядят отвратительно и слегка болезненно, а другая часть — пугающе и зловеще. И вроде бы это чисто геймплейная особенность, позволяющая растянуть хронометраж игры, экономя при этом на прорисовке новых локаций, но какое же дискомфортное и вместе с тем завораживающее чувство испытываешь при прохождении, осознавая, что под внешним слоем Носгота кишит совершенно другая, вывернутая наизнанку, пугающая жизнь.»
Вернусь к своему изначальному тезису: Soul Reaver показывает наиболее жуткую и мрачную картину постепенной гибели цивилизации, её самостоятельного и добровольного вымирания без каких-либо внешних воздействий. Хотя, прожжённые фанаты серии, наверняка, возразят мне, найдут в мифологии Носгота все страшнейшие проклятия и укажут мне на них, как на тот самый пресловутый внешний катализатор вырождения цивилизации. И формально даже будут правы. Но вся прелесть истории о противостоянии Разиэля и Каина заключается как раз в том, что её можно трактовать по-разному и рассматривать в совершенно отличных друг от друга плоскостях, за что огромное спасибо сценаристу практически всех игр серии, Эми Хенниг (да-да, та самая дама, которая позже напишет гораздо более простенькие и непритязательные, с точки зрения сценарного мастерства, похождения Нэйтана Дрейка).
Так вот, если убрать все условности в виде хранителей колонн Носгота, взаимозависимости их ментального состояния и сохранности самих столпов, а так же закрыть глаза на шикарнейший, скрупулёзно проработанный фэнтезийный сеттинг, с хильденами, вампирами, призраками и прочими порождениями мифологий различных народов, то мы с вами увидим обычную историю о расовой сегрегации и геноциде с далеко идущими последствиями, историю об обычном человеке, отказавшемся жертвовать личной безопасностью ради всеобщего блага, и в конце концов, историю о человеке, бесконечно опьянённым властью. Опьянённым настолько, что он предпочёл обрушить в пучину поступательной деградации, вымирания и забвения весь мир в целом и всех, кто ему был близок, в частности. Сама игра говорит нам об этом, говорит напрямую. Об этом рассуждают персонажи, вроде Разиэля, Ариель и Старшего Бога, на это очень явно указывают многочисленные художественные элементы и дизайн окружения (некоторые примеры мы разобрали с вами выше).
В итоге, финал Soul Reaver переводит всё в пафосно-эпичный тон, смещая акценты на темы предопределённости, высшего замысла и временных парадоксов. И само по себе это совсем неплохо. Дальнейшее развитие событий и концовка Legacy of Kain: Defiance (а на данный момент, можно сказать и всей серии), несмотря на определённый уровень недосказанности и незавершённости, подняла уровень накала страстей на невиданный уровень, попутно очень красиво закрыв главный межличностный конфликт серии. Legacy of Kain после первой части Soul Reaver сменила настрой и доносила уже совсем иной посыл, что, как мы уже успели оговорить, для серии привычная схема. Но именно Soul Reaver получился одной из самых мрачных и пугающих частей огромного полотна серии. Пугающего не классическими скримерами и жуткими монстрами (хотя последнего в игре навалом), а неуютной и неудобной правдой о самих нас, людях. Сюжет игры при ближайшем рассмотрении оборачивается притчей об узурпации власти, о влиянии этой безграничной власти на человека, её получившего, о культурном и духовном вымирании огромных и некогда могущественных цивилизаций под гнётом баек о собственном величии.
Естественно, всегда можно сконцентрироваться лишь на внешней картинке с древними проклятиями, борьбой миров и различными потусторонними силами, но ведь, глядя на закат античной эпохи истории человечества, вы не будете утверждать, что варвары и только варвары повинны в крушении Рима?
***
Спасибо за внимание, уделённое данной статье. Надеюсь, время, потраченное на её прочтение, было проведено с интересом. С удовольствием поддержу обсуждение материала в комментариях.
Любите игры!
Лучшие комментарии
О, Soul Reaver! Поставил плюс сразу, как начал читать. Незаслуженно забытая серия, которой крайне необходимы ремейки (имею ввиду все 5 игр серии Legacy Of Kain, а не только два Soul Reaver-а).
Приятно было почитать, и уронить скупую слезу по самой лучшей серии о кровососах.
Музыка, и повествование, озвучка и стилистика. Реально так все цепляло и погружало в мир противостояния вампиров и людей.
Начал знакомство с пожирателя душ на ps1. Потом узнал и раздобыл с хорошим переводом диск blood omen. И так далее, проходил на ps2, на дримкасте.
Я все таки не теряю надежды на возращение, многие хотят что бы эта серия восстала вновь из гроба, и попила нам на радость кровь.
жду ремейк первого соул ривера, в сиквелы сколько не пробовал играть, они почему-то уже не так захватывали меня.
Лицензия на серию сейчас у THQ nordic. Они сами собирались возродить франшизу.
Хоть бы BluePoint замутила ремейк Soul Reaver, пожалуйста.....
Эх, дискуссии по поводу серии LoK. Прям скупая мужская слеза упала.
Кстати я проходил первый Legacy of Kain: Soul Reaver со сборника игр Unreal (несколько игр на 1 диске), там было всё очень печально:
1. периодически была разная озвучка персонажей (причем прям во время одного диалога). До сих пор помню, когда внезапно Каин переходил на истеричное возмущение или наоборот на низкий злобный голос)
2. вырезаны 60% изображений стен, из-за чего в некоторых местах были абсолютно черные локации с едва видными полосами между ними (а иногда и без полос) и надо было бегать\прыгать «на ощупь» (особенно круто было решать головоломку с мозаикой)
Но я всё равно её прошел и до сих пор считаю себя победителем) (ну и немного извращенцем). А потом уже прошел нормальную версию с пс1)
Да, увидеть ремейки игр серии LoK было бы очень круто. Каждая часть по-своему прекрасна, кроме разве что Blood Omen 2. Хотя, если закрыть глаза на бредовый сюжет второго Кровавого знамения и не воспринимать её, как часть серии, то игра сама по себе неплохая. Есть у неё какой-то своеобразный вайб.
Немного не хватило.
Во-первых, стоило бы указывать, что каждая часть немножко ретконила предыдущую. Там, БО1 был задуман злодейская сага по типу того, что Universal хотела сделать в своей «Dark Universe» — Дракула, Мумия, Оборотень, а потом объединить их в антигероев. Не совсем так, но идея была в том, что Legacy of Kain — это название конкретной игры, а не серии. Это уже потом, Кристал Динамикс получила права, делала какую-то свою игру, а затем решила из этого Душеглота сделать Наследием Каина (похожая судьба была у БО2, например). И, как писали фанаты, реткон этот немножко перемудрили в Дефаянсе, где сюжетно Мёбиус где-то не там оказался, если сопоставлять с приквелами (хотя с этим путешествиями по времени не понять, что там приквел, что сиквел). В общем, если говорить о декадансе крайнего будущего Носгота, то надо было просто указывать — «беру конкретно SR1, а БО1 просто прицепом идёт».
Во-вторых, если говорить только о SR1, то не хватило упоминаний об изначальных наработках сюжета, которые не успели реализовать — незаконченные локации, секта вампиропоклонников, например, да вот варианты финала, где Разиель таки кончает Каина, а потом ещё и Ариельку, а потом ещё и дымозавесу снимает, чтобы мир солнцу открыть, итд итп. Может, таки какая информация о том, как мог бы Dumah выглядеть?.. И в Defiance последний пропущенный ультразвуковой «брат» Турель объявился…
Вообще, конечно, SR1, начало, есть ощущение, что вдохновлено уже не классическим Дракулой, а произведением Энн Райс «Интервью с Вампиром», где Разиель-Питт ищёт расправы с Каином-Крузом.
В-третьих, И тут, если говорить о финале с убийством Каина и побегом, у нас 2 сюжета и соответствующие мотивации. Если бы Каина просто убивали, то да, вампир-гедонист, который мир запорол, свою правую руку — лейтенанта из ревности замочил (буквально), а потом и вообще пропал, такой вот устал-мухожук. Но финальные монологи позволили сделать из него чуть более глубокого персонажа, из разряда, что поначалу, может, и да, добрый, злой, какая в шею разница, но потом с течением времени, а также с машиной времени, Каин стал более рассудительным и дальновидным, думая думы даже не в годах, а в тысячелетиях. Так сказать, эволюция волос в мозг. И вообще, может, Каин там в машинах времени увидел перепончатокрылую эволюцию Разиеля, которому людишки вообще никак ничего не могли противопоставить — если уж обрезанная версия Душеглота перелетела в людскую крепость, то гигантский нетопырь-истребитель уж навёл бы шороху так, что людей вообще бы не осталось. И всё питаться нечем, баланс нарушен, а тут Каин и держит всё железной дланью.
Но, в целом, я б разделил тогда: БО1 — это о декадансе людской цивилизации, а SR1 — это о декадансе вампирской цивилизации. А всё остальное из серии — где-то посерёдке. Ну ещё и Старшой «Бог», местный Древний, это что-то из разряда духовного деканданса, уже по версии Дефаянса.
В общем, пробило на ностальжин, спасибо за статью.
Вашими устами, да Богу в уши!
Серия давно уже заслужила шанса на воскрешение в виде чего-то более серьёзного, чем онлайн-поделка Nosgoth.
riper789Вроде blood omen 2 к основной серии прилеплен на соплях в legacy of kain defiance типо кайну пришло видение из другой вселенной и он офигел от этого.
Совсем не имеет смысла, на мой взгляд, прямое продолжение. А вот перезапуск и ремейк вполне себе имеют право на существование. Но тут, как говорится, каждому своё.
Он избрал? А разве не Мортаниус? Именно для того чтобы убить всех Стражей и очистить колонны от безумия.
Но тезис блога не в этом, а в том, что сама цивилизация вампиров (в смысле «вампиров сотворённых») деградировала со временем. И не похоже было, что Каин как-то пытался этому помешать.
Это очень жестокая вариация. За прохождение подобной версии игры можно выдавать медаль)
Вот, чего только не начитаешься в английской локопедии.
Рекомендую дополнить статью турелимами, разиелимами (особенно нравится мега-нетопырь из неиспользованных концептов СР1, да и из Нозгота тоже ничо такие), и думахимами — кстати, не очень понятно, почему Дума воспринимается как недоделанный разрабами, даже если так, то это сюжетно обосновано — сильный гордый воин, недооценивавший своих противников, развивался в сторону тотальной неуязвимости, если бы его не проткнули, то, может, действительно, Каину пришлось бы прятаться от него, а так вместо материальной неуязвимости Дума развил спиритуальную, пока его душа вертелась вокруг, так что в спиртомире Разиель его победить не может, если верить локопедии.
Дело в том, что Каин действует «на более высоком уровне» — он пытается манипулировать потоком времени и изменить судьбу Носгота. Но именно в том «таймлайне», который Каин создал выбрав в конце Blood Omen стать родоначальником новой вампирской цивилизации, эта самая цивилизация обречена на деградацию. Поэтому единственная возможность спасти Носгот (по крайней мере в глазах Каина) — это полностью изменить историю и ход событий.
Важно также помнить о важном нюансе — о Хильденах, судьбе Разиэля и прочих «закулисных интригах» Каин узнал уже после концовки Blood Omen. Так что выбор он совершил не из каких-то высоких побуждений, а (как и написано в посте) из банального желания власти и самосохранения. И уже только потом, выяснив что его «Империя» всё равно обречена, стал пытаться что-то сделать. По этому с одной стороны автор поста прав — именно эгоизм Каина привёл к такой печальной истории. С другой, ты прав в том, что Каин пытается эту историю изменить. Но повторюсь — он пытается именно изменить историю, используя манипуляции со временем, саму деградирующую цивилизацию вампиров в основном таймлайне он фактически списал со счетов.
Причина разрушения колонн, напраптор, т.к. он избрал Каина как пешку и его руками сделал всё для того что бы Хильдены попали в Носгот, и именно это Каин пытался исправить на протяжении 3 последующих игр, не вижу противоречий, посыл остается тот же, Каин не причина разрушения Носгота, а его вероятный спаситель, а значит нельзя очернять его и говорить что из за амбиций, жажды власти и тщеславия одного, погиб целый мир, это не так, потому как причины намного глубже и глобальнее и исходят извне, влияние Напраптора на Каина оказывало на него определенное давление, если брать только блад омен, то там не было канона, т.к. вконце игроку давался выбор, но если брать продолжение, то Каин понимает что принеся себя в жертву, ситуацию уже точно не исправить, и поэтому он оставляет себя в живых, и начинает искать способы исправить эту ситуацию, и восстановить баланс.
riper789Думаю вероятнее всего будет перезапуск серии т.к ремейк серии не особо имеет смысл.
Вот эти два пласта информации вообще впервые слышу, так что, спасибо за информацию. Звучит интересно.
Да, конечно, Каин более глубокий и дальновидный персонаж, чем обыкновенный злодей, которым он кажется поначалу, оттого даже неожиданным кажется вектор развития основного сюжета, начиная с концовки SR1 и далее.
И за отзыв, соответственно, тоже благодарочка. Фидбэк всегда важен.
riper789Может не будет полный перезапуск а типо мягкий перезапуск как с deus ex human revolution.
Да, как вариант, оставить ту же вселенную, но рассказать в ней совершенно иную историю.