Вступление
Spider-Man Web of Shadows. Для меня эта игра является чем-то достаточно личным и близким сердцу. Я познакомился с ней в то далёкое время, когда у меня не было свободного доступа к интернету. Как следствие, я не мог читать или смотреть обзоры, пользоваться гайдами и, скажем честно, выбирать во что играть. Но у меня в городе было много точек с продажей пиратских дисков. И, купив однажды очередной сборник из разряда «12 в 1» я с трепетом в сердце обнаружил там игру о Человеке-пауке – своём любимом супергерое. Разумеется, я сразу же её установил и начал играть.
Я очень ясно помню первую проблему, с которой столкнулся при прохождении. То ли мне репак такой попался, то ли игра была так криво портирована с консолей, но факт остаётся фактом: на экране я видел кнопки с геймпада от «иксбокса». У меня, небогатого ребёнка, разумеется, такой роскоши не было. Только верная клавиатура и не менее верная мышь. Приходилось методом тыка отгадывать, что нужно нажать при виде той или иной кнопки. Но тогда я всё воспринимал куда как проще и прозаичнее, вследствие чего такая мелочь не смогла испортить мои впечатления от проекта. А впечатления эти были максимально приятными. Я прекрасно провёл несколько десятков часов, наслаждаясь знакомыми героями и злодеями, полётами на паутине, сражениями и, конечно же, возможностью сменить костюм с классического красно-синего на симбиотический чёрный единственным нажатием на кнопку. Но, как мы знаем, всё наши детские воспоминания немного приукрашены искажённым восприятием действительности. Вследствие этого мне стало интересно, на самом ли деле игра так хороша, или же я стал жертвой "синдрома утёнка". Что же, давайте вместе разберёмся с тем, что из себя представляет данная игра.
Разработка и релиз
Старшая версия.
Spider-Man: Web of Shadows разрабатывалась пачкой разных студий для большого количества различных платформ. Такое разделение труда понадобилось из-за того, что версии игры кардинально отличались друг от друга. Итак, для Playstation 3, Xbox 360 и Wii игру разрабатывала студия Treyarch. Да, это ещё были те времена, когда лицензия на выпуск игр о дружелюбном соседе всецело принадлежала Activision. Этот проект был классическим боевиком от третьего лица с более-менее приемлемой графикой, открытым миром и полётами на паутине по улицам Нью-Йорка. Именно эта версия игры силами студии Aspyr была портирована на персональные компьютеры.
Версия для Playstation 2 и PSP.
Версией для Playstation 2 и PSP занималась Amaze Entertainment. Игра вышла с подзаголовком The Amazing Allies Edition. Это уже был 2.5-D «битемап» без полноценных полётов на паутине и кучи скучных заданий из арсенала старшего брата. Зато здесь нашлось больше применений нарядам главного героя. Где-то нужно использовать исключительно чёрный костюм, например, чтобы сломать специальную стену, а где-то именно красный. Оба костюма имели отдельную прокачку, которая добавляла новые приёмы, расширяла комбо и увеличивала полоску здоровья. Также в этой игре были предусмотрены различные расходники, вроде аптечек и временных бафов на урон.
Раскрывался во время геймплея и странный подзаголовок данной версии. Дело в том, что во время прохождения Spider-Man Web of Shadows на «старших» консолях мы встречаем множество знакомых Человека-паука, как из числа героев, так и из стана злодеев. Тут вам и Росомаха, и Чёрная Кошка, и Стервятник и многие другие. Один из них помогают вам на геройском пути, в то время как другие на злодейском. Так вот, в версии для «младших» консолей Sony пул этих помощников несколько расширен. Тут вам и Шокер, и Крейвен и даже девушка по имени Джессика Дрю. Никогда о ней не слышал, так что фанаты комиксов, наверное, меня в асфальт закатают, ведь окажется, что это крайне важный и интересный персонаж. Что же, пускай.
Ещё одним отличием было то, что в игре практически нет катсцен. Весь обмен информацией происходит путём текстового диалога, где игрок также делает кое-какие выборы. При возникновении дилеммы мы можем выбрать «хороший», «плохой» или «нейтральный» вариант, что прокачает красный, чёрный или оба костюма. Ну и, разумеется, поможет определится с тем, кто из союзников сможет прийти нам на помощь.
Версия для Nintendo DS.
Ну и последней версией была игра для Nintendo DS, созданная Glu Mobile. Это была типичная метроидвания. Идём строго вперёд, следуя карте, побеждаем противников, находим что-то и с его помощью движемся дальше.
Второй экранчик устройства использовался для того, чтобы показывать игроку карту уровня, субтитры к болтовне персонажей и прочую полезную информацию. Также он приходил на помощь, когда протагонист терял всё свое здоровье. Тогда на дополнительном мониторе включалась мини игра, где нужно было направлять оранжевые шарики к протагонисту, отгоняя при этом чёрные. Если всё сделать качественно, то Человек-паук вставал на том же месте и продолжал своё приключение.
Костюмы отличались игромеханически: если красный был более быстрым и менее сильным, то чёрный напротив – помогал наносить сокрушительные удары, но лишал большой скорости. Игрокам приходилось постоянно переключаться между нарядами, используя каждый в зависимости от ситуации.
В отличии от своих «старших» братьев, данная версия не обладала большим количеством призываемых на помощь союзников. Среди помощников остались только Чёрная Кошка, Зелёный гоблин, Ночной змей и Веном. Да, большинства персонажей из этого списка не было в других играх, так что здесь обладателям данной версии хоть в чём-то повезло.
Релиз и оценки.
Все версии проекта вышли одновременно – 21 октября 2008-го года. Почти все версии игры были достаточно прохладно встречены профильной прессой. И если проект для Nintendo DS имеет оценку в 77 баллов, то на PlayStation 2 уже 69. На PS3 и Xbox 360 ситуация плюс-минус такая же – 67 и 68 баллов соответственно. А вот на персональных компьютерах дела обстоят куда как хуже – всего 52 балла. Скорее всего, сказалось качество порта. Тут вам и фиксированная консольная частота кадров, и просадки этих самых кадров, и проблемы с камерой, и многие другие беды, о которых я вам ещё обязательно поведаю. В целом же игру ругали за монотонность и репетативность, искусственное растягивание и многие технические огрехи. Зато у игроков мнение сложилось диаметрально противоположное. У версии для Nintendo всего 6.9 балла, в то время как у версий для ПК и «старших» консолей 7.8, 7.9 и 7.6. И только бедная версия для PlayStation 2 возымела несчастные 4.8 балла.
При этом, пользовательские оценки не датируются тем бородатым временем, когда банально не было альтернативы. Десятки ставили даже в 2021-м году, называя проект «лучшей игрой о Человеке-пауке» за всё время. Возможно, кто-то, как и я, просто вспомнил свои ощущения из детства, а, возможно, игра действительно стоящая. Что же, давайте с этим разберёмся.
Приветствую, меня зовут Fantik и я рад представить вам детальный обзор Spider-Man: Web of Shadows.
Впереди будет много спойлеров, так что будьте осторожны.
Приятного просмотра!
Повествование стартует с того, что Человек-паук медленно идёт по какой-то крыше, где всё взрывается, а также дерутся между собой агенты «Щита» и различные варианты заражённых симбиотом людей, включая крылатых тварей. И всё это под крайне неуместную здесь «Лунную сонату» Бетховена. Скорее всего, хотели создать некой мрачности и напряжения, но получился откровенный фарс. Паучок отправляется в город на поиски Мэри Джейн. Носится-носится и в какой-то момент находит. Она подъезжает на машине вместе с Люком Кейджем, держа наготове дробовик. С противоположной стороны дороги, прямиком из огня, чтобы было красиво, выходит Чёрная Кошка. Обе героини зовут Паука к себе и тут его окутывает симбиот.
Что? О.о
И дабы объяснить игроку весь этот сумбур нас откатывают на четыре дня назад. Спайди дерётся с Веномом и в какой-то момент частичка симбиота отделяется от Эдди Брока и прилипает к Питеру, дабы представить нам чёрный костюм, который тут больше фиолетово-синий. Паук побеждает противника, а Мэри Джейн попадает в больницу, перед дверью которой тут же начинается перестрелка между двумя враждующими бандами.
Твою ж мать, что за сюр?
С ответом на этот вопрос сразу же спешит Люк Кейдж. Он объясняет, что банды решили развязать войну ради контроля над Гарлемом – одним из районов города. Кейдж просит Спайди помочь ему урегулировать этот конфликт. Проходим несколько миссий и обеспечиваем встречу между лидерами банд и Люком. Паук всё это дело принялся охранять. И, как оказалось, не зря. На крышах близлежащих зданий он замечает множественных солдат с высокотехнологичным снаряжением. Устраняем их и отправляемся к переговорщикам, где нужно будет сделать выбор.
Да. В игре присутствует пусть и незначительная, но нелинейность.
Более подробно я вам расскажу о ней в отдельном блоке, а пока что буду просто озвучивать все доступные варианты для каждого ключевого места. Если Человек-паук выберет путь добра – красного костюма – то конфликт будет урегулирован. Если же он решит стать на путь зла, то война продолжится. Мною был сделан выбор в сторону мира, после чего Спайди отправился искать того, что же послал на встречу наёмников в красном. Как оказалось, это был Уилсон Фиск, более известный как Кингпин.
Подобравшись к зданию компании Фиска, Спайди замечает, как оттуда выбегает Фелиция Харди – воровка и мошенница по прозвищу Чёрная Кошка. Дерёмся с ней, а затем разговариваем.
Да, именно в таком порядке. Ведь так и поступают взрослые люди.
Фелиция рассказывает, что под прикрытием внедрилась в ряды банды Фиска. Но её главная цель – остановить Кингпина. Также она признаётся, что любит Человека-паука и целует. И здесь у нас тоже есть выбор: если выбрать «чёрный путь», то Паук принимает предложение Фелиции, а если же выбрать «красный», то Питер откажется от него и его практически сразу же найдёт новый союзник – Лунный рыцарь. Я, разумеется, выбрал «красную» дорогу.
Кому нужны эти девушки, если есть мрачный мужчина в белом латексе?
В любом случае, с кем бы вы ни объединились – Пауку предстоит противостоять Кингпину. Мы отбиваем несколько атак солдат, не даём взорвать здание суда и побеждаем Стервятника, который на основе технологий Зелёного гоблина создавал для Кингпина оружие. И снова у нас выбор: «красный» путь – Эдриана Тумса арестовывают; «чёрный» - он становится союзником Человека-паука. И пока Спайди решал, что же ему сделать со Стервятником – произошло нечто странное: на него начали нападать люди. Да, прямо на крыше зданий. Они ползают по стенам и ведут себя, мягко говоря, очень странно. Питер дерётся с ними и начинает сбрасывать с крыши.
Эмн… Человек-паук не убивает, да?
Но с этим мы ещё разберёмся в отдельном блоке. А пока что действия Человека-паука замечает полиция. Он пытается объяснится, но всё тщетно и его никто не слушает.
Я бы тоже не слушал чувака в маске, который сбрасывает людей с крыши.
Человек-паук не соглашается статься в руки стражам порядка и пускается в бега. Теперь он преступник.
Лунный рыцарь недоволен тем, что сделал Питер. Паук всячески оправдывается, и Марк Спектор ему верит. Они вместе принимают решение, что с этим нужно что-то делать. Искать, так сказать, источник безумия людей. Герой узнаёт, что какие-то странные вещи творятся в ещё одном районе города – Адской кухне. Он отправляется туда и в одном из злачных переулков встречает Росомаху. И он крайне недружелюбно настроен по отношению к паучку. Казалось бы, почему… Ах да…
Ты же сбрасывал людей с крыши, кретин!
Логан атакует Паркера и в течение боя задает кучу разных вопросов, дабы убедиться в том, что Питер не одержим симбиотом. Закончив сражение, герои объединяются и зачищают парочку толп врагов. После этого Человек-паук находит Венома и видит, как тот превращает людей в симбиотов. Побеждаем Брока, но тот сбегает. Питер продолжает методично зачищать город от заразы, но, разумеется, не справляется. В это же время «Щит» под руководство Чёрной вдовы объявляет на Манхэттене карантин. Они устанавливают специальные точки, куда загоняют всех заражённых. Ну или не только заражённых. Всех подряд короче они туда загоняют, особо не разбираясь. Этим крайне недоволен Электро, так как в одну из таких вот карантинных точек попала его сестра. Он начинает всё крушить и Спайди приходится его немного утихомирить. И после хороших лещей он также ловит пулю от Наташи Романовой и падает аккурат перед тем местом, где содержится его сестра. Он выскакивает на него и передаёт симбиота. Электро превращается в чёрти-что и исчезает в неизвестном направлении.
Человек-паук, посоветовавшись со своими союзниками, решает похитить из тюрьмы гениального изобретателя Тинкерера, дабы тот помог создать устройство для отделения симбиотов от людей. В тюрьме Паук заручается поддержкой Носорога и вместе они освобождают старика. Тут снова выбор: «красный» - оставляем опасного врага в тюрьме, а «чёрный» - берём с собой. Я понял, что такую тушу мне не прокормить, поэтому оставил его. Но атака на тюрьму не прошла бесследно. Туда сразу же подоспел и «Щит», и Фиск со своими наёмниками. Паук объясняет им суть своего плана, и все решают объединится против общей угрозы. «Щит» взрывает мост ведущий на Манхэттен, дабы предотвратить распространение инфекции, а Тинкерер с помощью денег Фиска начинает строить своё устройство.
В это время Питер всячески помогает в городе, который превратился в сущий хаос. Везде разруха и взрывы, а улицы заполонили множественные симбиоты, большинство из которых больше похожи на зомби. Человек-паук помогает эвакуировать людей, защищать стратегические точки и не даёт окончательно всему пойти по известно месту. В какой-то момент он объединяется с Росомахой, но того тоже захватывает симбиот. Побеждаем Логана и делаем выбор: «красный» путь – освобождаем старика от симбиота, а «чёрный» - разрываем Росомаху на две части.
Если бы у меня были очки, я бы сейчас снял их от удивления как в том мемасе.
Но мне такого не надо, поэтому Росомаха остался жив себе да здоров. Кстати, перед этим мне ещё пришлось побить ногами Электро в симбиотическом костюме, но это вообще никак не влияет на историю, так что пофиг. После ещё парочки спасённых людей Питер Паркер наконец-то вспоминает, что где-то в этом хаосе потерялась Мэри Джейн. Он отправляется её искать, но натыкается на Чёрную кошку, которую тоже заразил симбиот. Начинаем с ней драку и тут, стоя на крыше летательного аппарата и с дробовиком в руках появляется Мэри Джейн.
Теперь нам нужно не только драться с кошкой, но и защищать Мэри Джейн, которая, по логике, прилетела нам на подмогу. Что же, спасибо. Но в итоге Человек-Паук побеждает Фелицию и сбрасывает её с крыши, вследствие чего девушка получает серьёзные увечья. И снова у нас тут выбор: «красный» путь – мы отдаём Кошку «Щиту», и та улетает вместе с Мэри Джейн; «чёрный» путь – мы делимся симбиотом с Фелицией, и та получает достаточно модный прикид, после чего целует Питера. Мэри Джейн в слезах улетает сама. Мне рыжие всегда нравились больше блондинок, поэтому, как говорится, всего хорошего, Фелиция.
Тинкерер закончил мастерить своё устройство и передал его «Щиту». Последние уже устанавливают девайс на крыше Эмпайр Стейт. Но в общие планы вмешивается заражённый симбиотом Стервятник.
Я не знаю зачем. Я уже перестал задавать вопросы к сюжету и просто двигают по инерции.
Уничтожаем Стервятника и тут случается выбор, на который игрок не влияет. Его делает сама игра на основе того, к какой стороне вы больше склонялись. Я был мальчиком-зайчиком, поэтому Спайди активирует устройство и уничтожает всех симбиотов в городе. И да, герой тут не имеет никаких резистов, поэтому своего чёрного костюма он тоже лишается. Но проблемы на этом не заканчиваются. Остатки симбиотов во главе с Веномом напали на летающий в небе кораблю «Щита». Зачем?
Я не знаю.
Спайди побеждает пачку врагов и минирует весь летательный аппарат. Но взорвать не успевает, ибо появляется гигантский Веном с пятью головами. Побеждаем его и имеем диалог с Эдди Броком, который просит его остановить. Он оправдывается, говорит, что не хотел всего этого и что симбиот контролировал его. Питеру даётся последний выбор: «красный» путь – пытаемся спасти Эдди, но тот отталкивает героя и жертвует собой, взрывая корабль «Щита»; «чёрный» путь – Паркер отказывается помогать Броку и сам бросает его в двигатель корабля. Итог один и тот же, но настроение происходящего совершенно иное. И после этого игроку выдают одну из четырёх возможных концовок. И я вам с удовольствием о них расскажу
Но!
Система морали
Для того, чтобы чётко понимать, как и за что даётся та или иная концовка, нужно разобраться с местной системой морали. Как я уже ранее неоднократно упоминал, в игре имеются выборы между «красным» и «чёрным» путями. Выбирая ту или иную сторону, вы получаете энное количество очков того или иного костюма, которые отправляются в специальную шкалу. Изначально она поделена ровно 50/50. Но ближе к концу прохождения шкала существенно поменяется. К примеру, в моём случае она стала полностью красной, так как я играл положительным Человеком-пауком, хоть и носился почти всегда в чёрном костюме. Помимо выборов вам иногда будут начислять очки за другие действия. Например, если вы будете очень активно бросаться машинами, а симбиотический костюм позволяет это делать, то вам будут щедро насыпать чёрных очков. В то же время, доправив раненого гражданского к больнице, вы получите немного красных очков. Но на все эти активности не стоит обращать ни малейшего внимания, так как за сюжетные выборы очков насыпают достаточно для того, чтобы выйти на желаемую концовку.
Также стоит отметить тот факт, что почти все выборы в игре присутствуют лишь для того, чтобы начислять вам очки. Судьбоносный лишь один – ваш поступок по отношению к Чёрной кошке. Выбор в этой точке складывается с количеством очков в шкале, которое влияет на установку устройства Тинкерера, и на выходе получается одна из четырёх концовок, которые условно можно назвать: геройская, антигеройская, антизлодейская и злодейская. И вот теперь самое время поговорить о них.
Концовки
Концовка первая, геройская. Человек-паук отдаёт Кошку «Щиту» и устанавливает устройство. Симбиоты побеждены, город спасён, а Спайди герой. Он прекрасно проводит время со своей возлюбленной Мэри Джейн и летает с ней на паутине над городом.
Концовка вторая, антигеройская. Человек-Паук спасает Чёрную Кошку, дав ей частичку симбиота и устанавливает устройство. Город всё также спасён, но Мэри Джейн не простила протагонисту предательства. Он звонит ей, пытается извиниться, но чувствует, что ничего из этого не выйдет у опечаленный уходит в закат.
Концовка третья, антизлодейская. Паук отдаёт Кошку «Щиту» и уничтожает устройство Тинкерера. Он остаётся в городе, кишащем симбиотами, и решает править ими, почувствовав силу. В эпилоге объединившиеся Чёрная Вдова и Кингпин отдают приказ Росомахе, одержимому симбиотом, доставить им Человека-Паука живым или мёртвым.
Концовка четвёртая, злодейская. В ней Спайди спасает Кошку и уничтожает устройство. Город захвачен внеземным паразитом, а правят им два сильнейших носителя – Человек-Паук и Чёрная Кошка. Всё именно так, как и говорила Фелиция Харди почти в самом начале. Я, разумеется, получил геройскую концовку и именно так для меня закончилась Spider-Man: Web of Shadows.
Разбор сюжета
Что же можно сказать о сюжетной составляющей в целом? Ну, она абсурдная и неинтересная. Несмотря на то, что перед нами вроде как взрослая и мрачная история, ты совершенно никому из персонажей не сопереживаешь.
А с чего бы?
Посудите сами, что мы знаем о героях данного произведения? Лишь поверхностные образы. Вот есть у нас Человек-Паук. Мы не наблюдаем его внутреннего конфликта между личностным и общественным. Не видим никакой динамики в его отношениях с Мэри Джейн. Чёрт побери, мы даже ни разу за прохождение не видим Питера Паркера. И это за четыре дня, в течение которых развивается история. То же самое и с другими персонажами, как с героями, так и со злодеями. Они появляются лишь для того, чтобы обеспечить собой некую толику фансервиса для людей, знакомых с комиксами. Вот вам и Электро, и Росомаха, и Чёрная Вдова, и Кингпин и многие другие. Есть облики, но нет характеров и историй. Банальная мебель.
Непонятны мне и мотивы злодеев. С какого перепугу Веном решил захватить весь город, если его целью никогда не было господство? Все мотивы Эдди Брока – доставить неприятностей Питеру Паркеру, не более. То же самое касается и других злодеев. Вот зачем Кингпину захватывать город, если его преступная империя и так им правит по-тихому? Уилсон Фиск влиятельная фигура в Нью-Йорке и ему совершенно ни к чему в открытую захватывать власть. Подкупы, шантаж и манипуляции – вот его методы. Но уж никак не вооружение кучи наёмников передовыми технологиями и взрыв здания суда. Единственный персонаж, мотивы которого я могу понять, это Электро. У него отобрали сестру, и он хочет её найти и вытащить. Это мы одобряем.
С героями дела обстоят лучше. У них хотя бы есть мотивация делать то, что они делают. Люк Кейдж хочет остановить беспорядки в своём районе. Лунный Рыцарь следит за порядком во всём городе, а Росомаха прибыл на Манхэттен для того, чтобы разобраться с непонятной ситуацией вокруг заражённых людей. Но одних мотивов недостаточно. История совершенно не работает. Ты не воспринимаешь местный нарратив как что-то стоящее. Это просто предлог для того, чтобы игрок перемещался по городу и избивал сотни противников. Нет драмы. Нет идентичности и привязки к тому, что это именно история о Человеке-Пауке. Я не узнаю в протагонисте этого персонажа. Замени его модельку, допустим, на Алекса Мерсера или кого-то другого – суть останется та же. Мы просто будем безыдейно носиться по городу и побеждать врагов. Скука.
Но зато есть клюква.
2008-й год выпуска и русский персонаж. Для западных разработчиков это просто как красная тряпка для быка. Грех не запилить что-то абсурдное. Если персонаж русский, то его оружием обязательно должно быть что-то исконно русское. Это прямо закон! И плевать, что все агенты «Щита» вооружены передовыми штурмовыми винтовками. Наташа Романова будет ходить по городу с СВД. Спасибо, что хоть не на медведе катается. Ну и второе, что меня позабавило – попытка выдать что-то на русском языке. И не какое-то там «товарищ», а полноценную пословицу. Вот только выглядит это настолько нелепо, что я просто не могу. Ситуация пусть и уместная, но Чёрная Вдова – это шпион мирового класса. Я думаю, она уже давно отринула свои русские корни и не использует подобные словечки в обиходе. Но даже если и нет, то акцент… Ну ёб твою мать, неужели это кому-то из разработчиков не показалось смешным? Неужели нельзя было пригласить кого-то, кто смог бы нормально произнести эту фразу? Это не красиво, не смешно и… Я не знаю, зачем это сделано, но это крайне плохо.
Атмосфера
Но дабы не прослыть критикующим всё и вся занудой я всё же готов признать, что в плане подачи истории есть один неоспоримый плюс. Это атмосфера того, как подаются происходящие события. Человек-Паук — это дружелюбный сосед, который справляется со своими локальными злодеями, грабящими банки и пытающимися насолить исключительно ему. Он не сражается с космическими гигантами и не пытается остановить армию монстров из другого измерения. Подобные войны не его масштаб. Этим мне и нравится персонаж.
И вот в рамках данного произведения он, наверное, впервые за свою жизнь сталкивается с масштабной угрозой. Он пытается решить задачу своими силами, но у него не получается. Он не может быть везде одновременно. Героя охватывает отчаянье. Он пытается дозвониться до Тони Старка, Рида Ричардса, Хэнка Пима и Хэнка Маккоя. Но все они чрезмерно заняты: включили автоответчики и отправились на свои более серьёзные сражения. Спайди же остался практически один на один с угрозой… А эта самая угроза растёт. Симбиот захватывает всё больше людей и для локализации эпидемии даже был взорван мост. Всё, это действительно огромная беда. И в какой-то момент Питер ломается. Он не сдаётся, а именно ломается и переходит черту. Он вламывается на территорию тюрьмы, избивая простых охранников и похищает из камеры преступника. Он объединяется с Кингпином для того, чтобы остановить эпидемию. Да и сам Фиск не против сотрудничества как с героем, так и со «Щитом». Больше нет героев и злодеев. Остался только общий враг, которого нужно остановить.
И этим игра действительно подкупает. Питер Паркер волей случая превращается из супергероя в антигероя, который хочет мира любой ценой. Нарративная подача атмосферы подкрепляется аудиовизуальной. Более подробно я расскажу об этом в отдельных блоках, а сейчас задену лишь вскользь.
Во-первых, у игры постепенно меняется цветовая палитра. Пока героя разбирается с обычными бандитами и впервые сталкивается с симбиотами на улице светло и ясно. Светит солнышко и всё такое прочее. Но чем дальше заходят события проекта – тем мрачнее становится всё вокруг. Везде горящие автомобили, стреляющие солдаты, перевёрнутые БТР и куча шастающих зомби. Дополняется всё это оранжевым закатным освещением, будто бы прямиком из ада. Я понимаю, что приём крайне простой: всё хорошо – на улице светло; всё плохо – темно и мрачно. Но из-за того, что он простой он не становится менее рабочим.
А, во-вторых, музыка. Она также прекрасно работает на погружение в эту вязкую атмосферу локального апокалипсиса. Музыка также как и визуал отличается в зависимости от творящегося на экране ужаса. И если поначалу это бодренький, местами даже задорный саундтрек, то после средины он превращается в гнетущий и даже местами устрашающий. Все эти аспекты прекрасно складываются в то, что принято называть атмосферой. И это то, что мне понравилось больше всего в этой игре.
Полёты на паутине
Казалось бы, что может быть лучше в игре о Человеке-Пауке, чем полёты на паутине? Пожалуй, ничего. Грациозные пролёты между высотками «Большого Яблока», эффектные пируэты и отскоки от стен. Ух, красота. Но только не здесь. Паркур в Spider-Man: Web of Shadows крайне примитивен и от этого максимально неинтересный. Полёты на паутине никак не вовлекают игрока в процесс. Они не требуют выискивать точку, за которую можно зацепиться или хотя бы отпускать кнопку. Всё, что требуется от игрока – удерживать правый триггер на геймпаде и направлять персонажа, а всё остальное он сделает сам. Ему даже здания не особо нужны, так как Паркер без проблем летает над Центральным парком, цепляясь, наверное, за воздух.
Также полёты совершенно невыразительны с визуальной точки зрения. У местного Человека-Паука штуки три анимаций с которыми он летает. Типа, ногу поджал, просто прыгнул или крутанулся в воздухе. При чём, они никак не зависят от выбранного костюма. И так и так он летает одинаково. Всегда выпускает паутину с правой руки, раскачивается, выполняет одну из трёх анимаций и хватается за новое здание. Если честно, совсем не увлекательно. Паркер даже никак не использует окружение, вроде стен высоток, фонарных столбов, деревьев или машин.
Более того, все вышеназванные предметы выступают преградами для местного паркура. Дело в том, что они выступают стопором при полётах. Если Паук во что-то врежется, то он упрётся в это препятствие и будет бежать лбом в него до тех пор, пока вы не отпустите триггер и не начнёте весь процесс полёта заново. Он не способен корректно реагировать на хитбоксы предметов. Его анимаций не хватает для того, чтобы с этими самыми хитбоксами взаимодействовать.
Но одним из самых больших разочарований, кардинально сбивающим темп полётов, стало то, что Паркер не способен автоматически цеплять за стены зданий. Гениально! Я поначалу думал, что достаточно просто подлететь к зданию и отпустить паутину для того, чтобы Паркер приклеился к стене. Но у меня ничего не вышло, и герой упал вниз. Честно говоря, я офигел от такого, ибо это просто какой-то геймдизайнерский бред. Игра говорит, что нужно подойти в упор к стене и тогда герой приклеится. И тут я второй раз офигел. А что, бегать нельзя? Можно только ползать? Что за нафиг? Выписывав отдельную заметку об этом недоразумении, я отправился дальше и каково же было моё удивление, когда оказалось, что можно хвататься за стену в любом месте при помощи отдельной кнопки. Да и бегать по стене можно при помощи другой кнопки. Об этом игра заботливо выдаёт обучающую подсказку. Знаете когда? На 45-й минуте игры! Нет, серьёзно, настолько значимая для прохождения игры подсказка появляется после того, как я прошёл 20% от всей сюжетной линии. Оказалось, что если при столкновении со стеной нажать правый баттон, то Паук схватится и поползёт, а если левый – побежит. Это же базовая штука! Почему бы не рассказать о ней в самом начале? Я не знаю.
В общем и целом, мне впервые не понравилось летать по городу в игре о Человеке-Пауке. Даже в плохой дилогии The Amazing Spider-Man они были единственной отдушиной. Здесь же заниматься этим скучно, однообразно и достаточно проблематично. Были бы точки перемещения – с удовольствием бы пользовался ими. Но, увы, пришлось четыре с половиной часа перемещаться от драки к драке самостоятельно.
Сражения
И если полёты на паутине это лишь механика для перемещения, то сражения с многочисленными противниками это основа игрового процесса. Перед нами банальный двухкнопочный битемап, состоящий из многочисленных однотипных арен. Уровней сложности в игре нет, а это значит одно из двух: или я стал мастером жанра, или же проект крайне простой. И так как в первое я не верю, то…
В арсенале Питера имеется обычный удар, назначенный на кнопку «Х». В зависимости от количества нажатий он превращается в длинное комбо. Если сделать короткую паузу после окончания нажатий и продолжить спамить кнопку, то получится продлить цепочку более сокрушительной серией ударов. Также имеется блок, являющийся крайне бесполезной вещью, ибо долго в нём не простоишь, а на короткое время он и не нужен. Есть особые приёмы, расходующие специальную красную шкалу, которая копится при избиении противников. Эти удары наносят огромный урон по области и лично я рекомендую использовать их по кулдауну.
И есть волшебный приём с притягиванием к противнику, который настолько же прекрасен, насколько и набивший оскомину в течение прохождения. Нажав одну кнопку Спайди полетит к выделенному противнику на паутине. Перед самым столкновением с ним есть выбор: если снова нажать «Y», то он оттолкнётся от врага и подпрыгнет назад, нанеся небольшой урон, а если нажать «Х», то Спайди с силой вобьёт противника в землю, нанеся больший урон, но сбивая свой темп. И этот приём самая безотказная штука в игре. Пусть он и не самый эффективный в плане урона, зато самый безопасный. Он позволяет носится по арене нажимая одну и ту же кнопку не только не теряя здоровья, но и восстанавливая утраченное, так как у протагониста имеется автоматическая регенерация. Более того, разработчики и сами понимали, что этот приём лучшая их находка, вследствие чего построили большинство драк с боссами именно вокруг использования данной штуки.
И если, допустим, Электро ещё можно постараться победить обычными атаками, то бой со Стервятником заточен исключительно под этот приём. Да, нам придётся побеждать гада при помощи одной и тоже комбинации атак.
Но с этим приёмом стоит быть аккуратным. Над противником частенько вспыхивает серебристый индикатор. Если его проигнорировать и продолжить свой полёт, то враг контратакует Спайди. Дабы этого не произошло необходимо прерывать атаку нажатием на кнопку «А» и начинать её заново. Благо игра позволяет это делать хоть 5 раз подряд.
А ещё мы можем призывать на поле боя напарников. Следуя «красному» пути, мы будем призывать героев, а следуя «чёрному» – злодеев. Призыв союзников расходует ту же шкалу, что и специальные умения, так что звать их или нет – решать только вам. Но я бы не рекомендовал это делать. Пусть шкалу они «съедают» и медленно, но всё же толку от них достаточно мало. Напарники вальяжно ходят по арене и изредка наносят слабенькие удары, почти не наносящие урона. Так что никакого проку от них я не увидел. Лучше вместо это скастовать какой-то приём у убрать пачку врагов в одночасье.
Два костюма
Наличие у Человека-Паука двух костюмов влияет не только на сюжет и визуальную составляющую, но и на игровой процесс. Менять костюмы можно нажатием всего одной кнопки, причём происходит смена крайне быстро. Настолько быстро, что может поменять наряд прямо в течение комбо и, к примеру, начать серию ударов в красном костюме, а закончить её уже в чёрном, получив совершенно иной результат.
Между собой костюмы отличаются, хоть и не кардинально. Красный наряд более ловок, но имеет удары послабее. К тому же, они не такие смертоносные. Человек-Паук в этом костюме добряк. Он сначала аккуратно связывает, а затем уже наносит урон. В то же время облачившись в чёрный костюм Паркер будет наносить размашистые удары по области с помощью симбиотических тентаклей, уничтожая противников сразу десятком.
Отличия имеются и с приёмом на кнопку «В»: если в красном костюме Питер стреляет паутиной, связывая врагов, то в чёрном наряде он притягивает их к себе и избивает. Или же притягивается к ним сам, если враг слишком большой. Этим приёмом крайне удобно спамить на боссах, так как невидимая рука геймдизайнера почти всегда помогает Спайди зацепиться за шею недруга, даже если вы почти не целились. Но достаточно прискорбным стал тот факт, что хоть импакт от ударов и ощущается уникальным, но комбинации клавиш для их исполнения одни и те же. Нет, серьёзно, даже уникальных комбо для того или иного костюма нет.
Прокачка
Но чтобы всё это работало нужно прокачиваться. Изначально у Человека-Паука имеется лишь комбо из трёх ударов и ни одного специального приёма. Но чем дальше вы будете продвигаться по сюжету, тем больше перед вами будет открываться приёмов и возможностей их прокачать, тем самым улучшив. Все приёмы разделены на шесть категорий: наземная атака – для обычных ударов, как ни странно, на земле; воздушная атака – то же самое, но после подбрасывания противника в воздух; атака от стены – снова то же самое, но уже при сражениях на вертикальных поверхностях; удар паутины – мой любимый приём с притягиванием к противнику; особая атака – специальные приёмы, расходующие красную шкалу; и атака усиками
Это атака, с помощью которой Питер или притягивается к противникам, или спамит в них паутинными выстрелами. К слову, в красном костюме эта ветка называется выстрел паутиной. Изначально я старался прокачивать приёмы вдумчиво, выбирая лишь то, чем активно пользуюсь. Но вскоре стало понятно, что заниматься этим совершенно ни к чему. Несмотря на то, что каждый из костюмов прокачивается отдельно, очков для этой самой прокачки насыпают в таком огромном количестве, что к концу прохождения я прокачал почти всё в обоих нарядах. И это при том, что я выполнял только сюжетные задания.
А игра ещё предлагает погриндить очки, выполняя нудные побочные квесты с помощью гражданским и зачисткой улиц города. Зачем этим заниматься? В игре кромешный пипец с балансом очков, а они ещё предлагают выполнять унылые побочки. Спасибо, не хочу.
Помимо прокачки умений для сражения есть и ещё один вид улучшения протагониста. По всему городу разбросаны цветастые значки пауков, которые можно собирать. Подняв достаточное количество этих предметов, мы получаем новый уровень, вследствие чего увеличиваются полоски здоровья и специальных умений. На карте они никак не помечены, но вы и так без труда их заметите, летая по городу. И если уж увидели, то рекомендую не пренебрегать этой мелочью, а спустится и подобрать. Очки здоровья лишними не бывают.
Противники
Но кого же нам придётся побеждать с помощью всего арсенала? На первый взгляд кажется, что противников в игре великое множество, но потом ты понимаешь, что это совсем не так. В игре их два подвида: солдаты в различных костюмах и заражённые симбиотом люди. Начнём, пожалуй, с обычных людей. Имеются стрелки. Самые банальные рядовые болванчики, которые даже попасть в вас толком не могут. А если и попадают, то наносят мизерный урон. Следующие враги – это летающие на глайдерах солдаты, которые… Которые вообще ничего не делают. Или мне так показалось. Каждый раз, когда я с ними сталкивался – они просто летали по воздуху как мебель. Они не стреляют, не пытаются рывком разорвать вашу паутину. Вообще ничего не делают. Третий подвид – крупные солдаты с электрическими перчатками. Их отличие от рядовых противников – больший столб здоровья и возросший урон. Всё. Крутых приёмов у них нет. Специальных атак нет. Оно просто прёт на вас, пытаясь ударить. Разумеется, грамотно прожимая кнопки, мы ему такой радости не подарим. Ну и напоследок остался большой робот, появляющийся за всю игру единожды. Я даже думал его сюда не включать, но всё же понял, что надо. Как ни как – противник. Это махина с большим столбом здоровья, в которую нужно бросать автомобили. Всё. Можно попробовать проковырять вручную, но лишь убьёте больше времени.
А теперь пройдёмся по симбиотам. Есть медлительные зомби, созданные лишь для того, чтобы быть медлительной мелочью, кучкующейся большими толпами. Есть обычные симбиоты, прыгающие туда-сюда и иногда атакующие. Есть летающие симбиоты, которые пытаются сбить Паркера резкими рывками и есть огромные твари красного и синего цветов – огромные тушки с большими столбами здоровья. Единственным новым симбиотом является электрический, умеющий телепортироваться и бросаться молниями.
Не нужно быть профессором, чтобы понять: перед нами, по сути, два одинаковых противника, просто с разными скинами. Посудите сами: рядовой враг, летающий враг и большой враг. Как ты их не нарисуй, а суть остаётся та же самая. И в этом вся суть игры. Зато их качество и разнообразие компенсируется количеством. Избить за четыре с половиной часа хронометража проекта придётся сотни противников разного калибра. И нет, их не наваливают по три десятка одновременно. Тут всё дело в специфическом геймдизайне.
Боссы
Теперь же давайте посмотрим на местных боссов. Их в игру навалили в огромном количестве, но с некими оговорками. Первый встреченный главарь – Веном. Его можно победить двумя способами. Первый – бросать в него автомобили, нанося огромный урон. Второй – пытаться заковырять ручками. Я мужчина сильный и опытный, поэтому выдрал второй вариант. И знаете что? Главарь не представляет из себя вообще ничего сложного. У него один единственный паттерн атак и как только его понимаешь – сражение превращается в двухкнопочный цирк. Мы притягиваемся к нему, наносим один удар и ставим блок, ибо он всегда… подчёркиваю всегда будет прерывать вашу серию своим мощным ударом. Если вы успеваете его заблокировать, то Веном наносит ещё парочку тычек и замирает, создавая окно для возможности избиения. И всё. Это весь его паттерн поведения. Повторяем выбранное действие раз эдак десять, и враг повержен.
Второй босс – Чёрная Кошка. По сути, это юркий рядовой противник с чрезмерно раздутой полоской здоровья и возможность притягиваться к протагонисту на специальном крюке. Единственной её особенностью является то, что иногда она призывает на помощь пачку противников на глайдерах, но это так, смех.
Третий босс – Стервятник. И этот босс, как я уже упоминал ранее, проходится спамом одного и того же приёма в течение долгого времени. Он проходит исключительно в воздухе и дабы вы не сорвались вниз, возле босса всегда будет летать пачка мелких противников, которых можно использовать в качестве платформ для прыжков. Этот бой, скорее всего, выглядел бы более зрелищным, если бы не был таким затянутым.
Четвёртый босс – Росомаха. Это вообще какой-то смех. У парня есть всего два вида атак – прыжок на вас и рывок. Зато всё это компенсируется огромным количеством урона и большой полоской здоровья. Интереса при сражении вообще никакого, а тактика используется та же, что и в бою с Веномом. А знаете почему? Потому что у него такой же паттерн атак с попыткой прервать вашу комбинацию. Но зато у него есть другой интересный момент, от которого я знатно так проржался. Потеряв определённый кусок здоровья, Росомаха прыгает на стену, хватается за живот и начинает задавать Человеку-Пауку вопросы из их общего прошлого. Если мы даём правильный ответ, то получаем «красные» очки, а если неправильно – «чёрные». Но вот вам загадка от Жака Фреско: откуда я должен знать ответы на эти вопросы? Например, откуда мне знать, кого Паук с Росомахой выслеживал в Берлине? Или же откуда мне знать, кто подавал жаркое и пирог?
Для того, чтобы подобные QTE-задачки работали, необходимо сначала дать игроку эту информацию, хотя бы мельком. А так что получается? Я должен дать правильные ответ на те вопросы, о которых я априори ничего не знаю? Здорово. Хорошо хоть, что игре плевать на то, что вы нажимаете, а несколько чёрных очков легко перекрыть одним сюжетным выбором. Но всё равно, это дичайший бред.
Пятый босс – Электро. И это, пожалуй, самый интересный из главарей. Дело в том, что он имеет самый широкий пул атак. Он и телепортируется, и ударную волну вокруг себя создаёт, и ловушки из молний ставит, и снарядами запускает в протагониста. В сражении с ним приходится подгадывать окна для атаки и не подставлять лишний раз, так как урон прилетает неслабый.
И финальный босс – это многоглавый огромный Веном, который как для финального босса ощущается просто смешно. Нужно, как и в бою со Стервятником, просто спамить один и тот же приём, отбиваю противнику голову за головой. Каждую из них нужно атаковать трижды. Итого для победы над боссом нужно сделать 15 прыжков с последующим ударом. Очень здорово, классно и интересно.
Но это ещё не все. Разработчики, как сейчас модно говорить, решили навалить игрокам контента. Встречайте, одержимые симбиотом Электро, Чёрная Кошка, Росомаха и Стервятник. Всё это кое-как обусловлено сюжетом, но с точки зрения игрового процесса я этой выдумки не понимаю. Зачем? Чтобы что? Это идентичные оригинальным версиям противники. Они не используют новые атаки и не пользуются прелестями симбиотического костюма. Нам просто предлагают победить тех же боссов ещё раз, просто теперь они под другими шкурками.
Репетативность игрового процесса
И в подобной репетативности кроется одна из главных проблем игрового процесса. В течение всего прохождения вы просто делаете одно и то же, при чём это бросается в глаза практически сразу же. Где-то на сороковой минуте прохождения нам нужно будет охранять встречу Люка Кейджа. И там здание будет окружено снайперами. Спайди нужно устранить 20 противников идеальным исполнением приёма с притягиванием и отталкиванием. И вроде бы даже красиво всё это смотрится. Но после прохождения отрезка игра делает финт ушами и заставляет сделать то же самое, но уже в обратном порядке. Да, снова нужно победить 20 врагов той же цепочкой приёмов. Замечательно, конечно, но зачем? И такого повторения ради повторения тут полно.
Вот вам ещё пример. Ближе к финалу нам нужно будет поговорить с Фиском. Для того, чтобы попасть к нему в офис необходимо отключить три защитных генератора на здании. Пробиваясь через толпу противников, отключаем всю эту срань и добираемся до Кингпина. И знаете, что он говорит? Я тебе помогу, но ты пойди и включи генераторы.
Если игрок только что сделал действие «Х» в игре, то заставлять его совершать то же самое это моветон. Но из подобных глупостей состоит вся игра, а точнее её задания. Защити агентов «Щита» на пяти точках. Убей 30 летающих тварей и разбей 10 коконов. Защити гражданских на трёх точках. Помоги трём караванам с беженцами добраться до безопасной зоны. Мало того, что эти квесты вообще ни разу не интересны с сюжетной точки зрения, так они ещё и с геймплейной не дают игроку ничего нового. Более того, они постоянно повторяются, чередуясь сражениями с боссами. Подобные задания мог написать только алигафрен, которому было максимально плевать на то, что он делает.
Итоги по геймплею
Что же можно сказать по итогу о геймплее? Думаю, и так всё понятно и ещё какие-то объяснения будут излишними. В игре неприятно летать на паутине, что в игре о Человеке-Пауке просто невиданно. В ней не интересно сражаться и не интересно выполнять задания, так как сами эти задания постоянно повторяющиеся пустышки. У проекта даже нет какой-никакой геймплейной постановки. Что-то плюс-минус похожее можно было отнести к бою со Стервятником, но с большой натяжкой. Вы просто прибываете на точку, зачищаете пачку противников и несётесь на другую точку. Вот и вся геймплейная режиссура.
К тому же, у игры достаточно большое количество проблем в техническом плане. Изначально она запускается в 30 FPS. Пришлось искать решение на сторонних сайтах и путём фанатского патча подымать лок до 60. Но на этом проблемы не заканчиваются. Фреймрейт постоянно скачет на шкале от 48 до 60, что при быстром темпе игры достаточно неприятно. На некоторых роликах она и вовсе превращается в двухкадровое слайдшоу. Я изначально думал, что дело в моём железе, но прошерстив форумы выяснил, что это такая особенность ПК-версии.
Также у игры крайне отвратительная камера, которая периодически вертится так, как хочется именно ей, показывая что угодно, но только не то, что нужно. Особенно это касается ползанья и бега по стенам. Не знаю, что происходит в такие моменты, но внутриигрового оператора охватывает тряска и он не знает, что ему вообще делать.
В общем, игровой процесс — это не то, ради чего стоит играть в Spider-Man: Web of Shadows. Но ведь и с нарративом у игры проблемы. Зачем же тогда вообще тратить на неё время? Возможно, из-за визуальной составляющей?
И снова мимо.
Визуальная составляющая
Игра выглядит крайне невыразительно и блёкло. Перво-наперво это касается общего вида на город. Всё какое-то жёлто-коричневое. Как будто взяли обычную картинку и поверх наложили блевотный фильтр. При этом, цветовая палитра остаётся таковой не только во время локального апокалпсиса, но и в обычные светлые дни, когда светит солнце. Следовательно, делаем вывод: она была выбрана не для нагнетания атмосферы, а просто потому что. Блёклое, невыразительное и с минимумом деталей.
На фасадах магазинов растянуты низкого разрешения «пнгшки». Текстурки зданий отвратительного качества. Да и в целом эти здания выглядят крайне однотипно и невыразительно.
Дополняется всё это ужасными эффектами. Взрывы выглядят просто отвратительно. Как будто пришли прямиком из игр девяностых. Также имеются совершенно неуместные цветовые эффекты при ударах. Они яркие, их много, и они… Ну, блядь, это же не комикс, чтобы визуализировать шлепок по лицу врага. Это игра по комиксу, где игрок и так понимает, что он ударил противника, ведь именно действие геймера привело к этому. Не надо лишний раз пытаться показать что-то эффектом. Это тупо.
Плюс-минус неплохо выглядят модельки основных персонажей. В них больше проработки и деталей. Да и стильные они, спорить не буду. Особенно Человек-Паук с его прекрасной формой линз. Они добавляют ему некой брутальности, что ли. Чем-то он становится похож на мрачного Бэтмена. Но это только действующие лица. Все остальные выглядят до смешного нелепо. Город забит одними и теми же модельками. Их даже не переодевали, чтобы в глаза не бросались. Пофиг, и так сойдёт.
Но стоит и похвалить игру. За что? За внимание к деталям, которые многие даже не заметили. К примеру, за то, как люди реагируют на Питера в разных костюмах: если он спускается к людям в красном одеянии, то они рукоплещут ему, а если в чёрном, то пугаются и хотят, чтобы он убрался прочь. Хочется похвалить игру и за несколько очень уместных визуальных решений ближе к концу проекта. Когда Питер начинает летать по полностью захваченному Веномом городу можно заметить места, где симбиотические щупальца буквально связали здания между собой. Выглядит просто феноменально. Ну и, конечно же, как не отметить огромный кокон, состоящий из инопланетной субстанции. Он – истинная демонстрация того, что в городе творится хаос. В контексте атмосферы он, можно сказать, апогей. И дальше всё или исправлять, или же всему конец.
Подводить какие-то итоги по визуалу вообще не хочется. Игра не красивая, с убогой цветовой палитрой, малым количеством анимаций и отвратительной постановкой катсцен. В них буквально ничего не происходят. Персонажи почти всегда просто стоят на месте и максимум что делают – машут руками. Ни о какой кинематографичности даже речи не идёт. Добавьте ко всему этому неуместные эффекты ужасного качества, снова отвратительный цветовой фильтр, потому что я никак не могу успокоится, и на выходе получите «фу».
Музыка и звуки
А вот со звуковым сопровождением всё далеко не так однозначно. Более того, звук я готов больше хвалить, нежели ругать, так как он мне действительно понравился. Музыкальных композиций много и почти все они классные. Не настолько классные, чтобы вы их запомнили и узнавали с двух нот, но здесь и сейчас, во время игрового процесса, они усиливаю эффект погружения. К тому же, у игры несколько видов музыкальных тем. Одна – классическая геройская. Когда в городе происходят обычные потасовки с бандитами, играют такие мелодии. Вторая – мрачная, больше подходящая триллерам или даже ужасам. И самое главное в них то, что чем дальше город погружается в хаос, тем сильнее уходит во мрачность музыка. Это, конечно, подкупает.
А вот со звуковыми эффектами у меня двоякое чувство. Если говорить о звуках ударов, то они ужасные. Совершенно неуместные, «хрясь» и «бдыщ» меня начали бесить буквально с первой минуты. Но вот звуки разрушений и крики испуганной толпы мне понравились, так как они прекрасно работают на атмосферу, дополняя и углубляя её. Но есть в игре один звук, вернее даже два, за который я способен простить проекту многое. Даже не столько за сам звук, сколько за идею и реализацию такой мелочи. Дело в том, что при полётах на паутине звук у красного и синего костюмов отличаются. Если в первом случае это классическое «фить», то во втором уже хлёсткое и будто бы разрезающее воздух «фить». Как-то сразу не по себе становится от того, что ты носишь на себе такого монстра. Но за реализацию такой мелочи, которую многие даже не заметили, я снимаю шляпу.
С озвучкой всё просто – она нормальная. Голоса подобраны неплохо, но играть им нечего. Какая разница, как там хрипит Росомаха, если он в контексте сценария занимает столько же места, сколько и табуретка. И так со всеми персонажами. Единственным героем, которому досталась хоть капля отыгрыша – это, разумеется, Человек-Паук. Актёр неплохо передаёт интонации, присущие той или иной ситуации, при этом не кривляясь. Не то чтобы я дал ему оскар за дубляж, но мне было нормально.
Итоги
И после такого потока негатива в сторону игры вы, наверное, спросите: почему на превьюхе красуется слово «шедевр»?
Потому что игра мне понравилась.
Да, несмотря всё однообразие, унылые полёты на паутине и невыразительный визуал я получил удовольствие от прохождения. Вернее, от той атмосферы безысходности, которая окутала город и протагониста в частности. Я получил колоссальную дозу удовольствия, наблюдая пусть и за дырявой, но всё же достаточно мрачной историей о дружелюбном соседе и о его решении пойти на что угодно, лишь бы спасти людей. Буду ли я проходить этот проект снова? Конечно же нет, ведь как игра Spider-Man: Web of Shadows крайне плоха. С архаичным геймдизайном и плохим визуалом. К сожалению, атмосфера, выстроенная из множества мелких кусочков, того не стоит. Но больше всего при повторном запуске я боюсь не этого. Я боюсь того, что ошибся в своих суждениях. Боюсь, что если пройду игру ещё раз, то пойму: всю эту атмосферу я просто выдумал. Нет никаких постепенных изменений в музыкальных темах. Они просто привязаны к отдельному костюму: за красный отвечают геройские мелодии, а за чёрный – мрачные и гнетущие. Нет никакого отчаяния в звонке Питера «Мстителям» и «Фантастической Четвёрке». Это просто шутка-самосмейка, ведь Питер постоянно попадает на автоответчик. Я боюсь, что все эти детальки вдруг станут пылью… И знаете, что тогда? Тогда останутся лишь однотипные миссии, двухкнопочный «битемап» и ужасный визуальный стиль. Пусть всё останется как есть.
Самообман? Плевать.
Для меня Spider-Man: Web of Shadows останется в памяти как отвратительная игра с превосходной атмосферой. Ну а к вам в голову я не полезу. Решайте сами.
Лучшие комментарии
Ух ты, кто вернулся
Та да, давненько меня что-то не было.