Призрак Цусимы от Sucker Punch Productions оказался чертовски колоритной и кинематографичной игрой. Даже никогда не увлекаясь достаточно глубоко японской культурой, в ходе игры начинаешь проникаться ее эстетикой и философией. Однако нужно понимать, что красота эта в большей мере кинематографичная.
Несмотря на то, что игра имеет под собой основу из реальных исторических событий и исторической эпохи многое из увиденного нами в игре является плодом воображения геймдизайнеров и сценаристов и создано для добавления картинке зрелищности/кинематографичности либо добавлено в качестве игровой условности в угоду геймплея. (В этом ни в коем случае нет ничего плохого. Я категорически против исторической достоверности в ущерб геймплею или красочности. Если игрока заинтересует период – интересующие подробности он сможет узнать из нехудожественных источников информации)
В ходе прохождения игры, самый большой интерес вызывает система фехтования. Лично мне, как обывателю далекому от фехтования, она показалась очень тактильной, осязаемой и реалистичной. А если что-то кажется реалистичным – становится любопытным сравнить это «что-то» с реальностью.
Под прицел попали стойки, которые используются в Призраке Цусимы при фехтовании.
Сразу оговорюсь, фехтованием, а уж тем-более Кен-дзюцу автор никогда не занимался, всю информацию искал в открытых источниках, поэтому если среди читателей найдутся специалисты по японскому искусству владения мечом, буду рад если дополните или укажете на неточности.
Для начала немного об историческом контексте. В игре показан период первого монгольского вторжения, которое произошло в 1274 году. Это соответствует историческому периоду Японской истории называемом Камакура (назван так в честь города ставшего центром первого Сёгуната в Японии). Это период не является расцветом самурайства в Японии, это скорее период становления Самураев, с чем и связана сложность в поиске информации.
Все классические атрибуты самурайства находятся в зачаточном состоянии и еще не сформированы в достаточной мере, чтобы на них можно было опереться при разборе игры. Кодекс самураев «Бусидо»(путь воина) уже существует в общем виде в качестве некоего свода правил для воина в целом, но еще не формализован и не закреплен как кодекс чести самурая. Катана в ее каноничном понимании и способе изготовления появится только через 2 века. Кен-Дзюцу уже существует, но еще не оформилось в Кен-До (первое – искусство боя на мечах, не затрагивающее духовную часть жизни, второе – учит не только владению мечом, но и верному духовному и нравственному развитию, отсюда и «До» - что в переводе означает «Путь»). Самурай в это время первоочерёдно обучается стрельбе из лука и верховой езде, а бой на мечах занимает второстепенную роль.
Таким образом большая часть информации которая находится о каждом аспекте жизни Дзина Сикая(главного героя игры) затрагивает более поздние периоды истории Японии. Вроде бы все чем он пользуется уже существует, но большая часть информации об этом находится в более поздних периодах истории. Тем не менее давайте попробуем разобраться откуда растут ноги у системы фехтования Призрака Цусимы.
Немного об оружии используемом главным героем. (Доспехов касаться не будем, это может потянуть на отдельный материал.)
В распоряжении Дзина Сикая меч называющийся в соответствующем меню «Катана». На момент событий игры катаны еще не использовались самураями, к тому же катана является исключительно оружием гражданского боя против бездоспешного противника, т.к. классическая катана затачивается до максимально возможной остроты а острие закаляется. Это делает катану максимально опасной при ударах по незащищенной плоти, однако при ударах по доспехам клинок такой конструкции быстро затупится, а то и вовсе острие раскрошится. Для боя в военных условиях с защищенными противниками в то время японскими воинами использовались чаще всего мечи(или копья, натыкался на споры по поводу принадлежности) «Нагамаки». Они позволяли держать противника на достаточном расстоянии, а большое древко(рукоять) позволяли наносить более сильные рубящие удары.
Самым близким к катане мечом того времени был меч «Тати». По сути та же катана, только менее остро заточен, и угол заточки больше. Это связано с тем, что бритвенно острое лезвие которое было у катаны после пары ударов по доспехам пришло бы в негодность. Также тати был в основном длиннее катаны. С течением времени, когда в Японии стали изготавливать Катаны, они не вытеснили мечи Тати. Эти два вида мечей разделили свои сферы применения. Катана была чисто гражданским мечом носимым самураями в повседневной жизни, а тати исключительно военным и носился только при полном облачении в доспех.
Таким образом можем предположить, что Дзин Сикай экипирован именно мечом тати. Однако есть нюанс. В настоящее время слово «Катана» в японском языке имеет более широкое значение и обозначает скорее слово «меч» в целом. Поэтому разработчики вполне имели право назвать клинок Дзина – катаной. Для избежания путаницы и дабы не быть душнилой, я также в дальнейшем буду называть предполагаемый «тати» - «катаной».
Пару слов об особенностях японских мечей и особенностях фехтования с ними. Катана это всегда двуручный меч, в связи с чем любые школы фехтования с ней предполагают хват двумя руками. Такой хват необходим также и потому, что у катаны в отличие от европейских мечей отсутствует «яблоко» (утяжелитель на конце рукояти), из-за чего центр тяжести катаны смещен ближе к центру клинка. Это затрудняет удержание катаны в нужном положении, но усиливает рубящие удары), т.к. для того чтобы опустить клинок с большей силой необходимо прилагать меньше усилий.
Ну а теперь непосредственно про стойки в игре и в жизни:
В Призраке Цусимы главный герой умеет применять 4 стойки: стойку камня, стойку воды, стойку ветра, стойку луны. Также существует стойка призрака, которая является скорее «супер-ударом» для устранения особенно живучих врагов с одного удара.
Принцип наименования стоек в Призраке Цусимы взят из Кен-Дзюцу (искусства меча) реально существовавшего в Японии. Стойки в Кен-Дзюцу называются «Камаэ». Всего существует пять основных стоек в Кен-Дзюцу, которые в свою очередь соотносятся с элементами стихий.
Чудан но камае - (срединная стойка), также ее называют мизу но кюраи (уровень воды) или хито но камае (стойка человека).
Дзедан но камае - (высокая стойка), также ее называют хи но кюраи (уровень огня) или тен но камае (позиция неба).
Хассо но камае (восмьмигранная стойка), - также называемая моку но кюраи (уровень дерева).
Гедан но камае (нижняя стойка), - также ее называют тсучи но кюраи (уровень земли).
Вакигамае (бедренная стойка), - также ее называют кин но кюраи (уровень золота).
Однако Если взглянуть на стойки Дзина из игры, мы поймем, что только одна из стоек соответствует классической стойке Кен-Дзюцу, это первая стойка открытая в игре. Во всех остальных стойках Дзин держит катану одной рукой, что заставляет его прилагать дополнительные усилия, т.к. меч не уравновешен, а также уменьшает силу рубящего удара. Также в трех из четырех стоек Дзин открыт перед ударом противника. В классическом же Кен-Дзюцу открытость перед противником предполагает только одна из стоек, которая применяется в том случае, когда фехтовальщику уже видны и известны слабые стороны соперника.
Попробуем разобрать стойки из игры и все же соотнести их со стойками из реальной жизни.
КАМЕНЬ-ДЕРЕВО
Первой по мере прохождения игры является стойка камня. Стойка камня является базовой и универсальной. Ее можно применять ко всем противникам, хорошо подходит для парирования, блокирования и отклонения. Визуально данная стойка больше всего походит на стойку Хассо но камае (дерево). Данная стойка является менее агрессивным вариантом Дзедан но камае. Тоесть данная стойка является агрессивной, а не универсальной, и предназначена для нанесения ударов на опережение, как только фехтовальщик видит движение противника, он наносит удар на опережение. Однако в описании стойки указано, что в ней необходимо уметь адаптироваться к любым действиям противника. Возможно отсюда и универсальность.
Резюмируя можно сказать, что стойка камня в игре является самой приближенной к реально существующей стойке и не вызывает вопросов даже у профессиональных фехтовальщиков. В сети есть видео где Призрака Цусимы показывают мастеру фехтования Даниэлю Т. Эбихара, который хвалит как раз стойку камня в данной игре.
ВОДА-ОГОНЬ/НЕБО
Следующей по мере продвижения по игре откроется стойка воды. В этой стойке Дзин Сикай рубит размашистыми, сильными ударами. Стойка предназначена чтобы выводить из строя противников со щитами. При этом когда Дзин находится в этой стойке на изготовке он держит катану одной рукой, что в целом является неправильным, к тому же его торс полностью открыт, из-за чего ему сложно парировать удары. Можем предположить, что открытый торс связан с тем, что данная стойка применяется против врагов со щитами, а нанести молниеносный удар находясь за щитом сложнее и Дзин успевает отреагировать на любой выпад.
С этой стойкой из игры лучше всего соотносится пожалуй Дзедан но камае. Данная стойка полностью открывает торс нападающего и применяется когда фехтовальщик видит все открытые и уязвимые места соперника. Но самое главное, что эта стойка применяется для нанесения максимально сильных рубящих ударов сверху. Что как раз и необходимо Дзину для выбивания из равновесия противников со щитами.
ВЕТЕР-ЗЕМЛЯ
Третьей открывается стойка ветра. Данная стойка предназначена против копейщика. Данная стойка предполагает выпады, уклонения и сокращение расстояния между Дзином и врагами. Ошибки стандартные. Катана в одной руке, но на уровне торса. В теории в такой позиции Дзин более защищен, хоть и рискует лишиться кисти руки, но возможно не получить удар по жизненно важным органам.
Пожалуй ближе всего к данной стойке в визуальном плане Гедан но Камае. Но исключительно из-за того, что меч находится на уровне торса и направлен вниз. Гедан это позиция защиты/обороны. Фехтовальщик выжидает бреши в обороне соперника для того чтобы нанести удар. Можно провести аналогию с копьями. Т.к. враг копейщик также не предполагает бездумного сокращения дистанции.
ЛУНА - ОГОНЬ/НЕБО(ОПЯТЬ)
Стойка луны в игре открывается последней и предполагает сражение с сильными противниками или животными. Характеризуется тяжелыми ударами.
Однако глядя на стойку и на ее характеристику получается что игра в «соотнеси стойки» у нас не сложилась и к стойке луны сложно приплести оставшуюся стойку Чудан но камае, поскольку она предполагает нахождение острия клинка на уровне подбородка соперника и это универсальная стойка из которой можно делать любое другое движение, в то время как Луна предназначена для тяжелых ударов.
Стойка луны скорее снова соотносится с Дзедан но Камае. Открытый торс, сильные удары.
СТОЙКА ПРИЗРАКА - ОГОНЬ/НЕБО
Стойка призрака в механике игры по сути не является отдельной стойкой, а существует в виде особого режима, в котором все враги убиваются с одного удара. Однако она пожалуй ближе всего к реальному фехтованию на катанах которому учит искусство кен-дзюцу. Во первых сама стойка идеально копирует Дзедан но камае, но кроме этого механика также идеально отражает суть стойки в реальном боевом искусстве. Фехтовальщик применяет эту стойку, когда полностью просчитал врага и уверен в том, что может нанести смертельный или решающий в схватке удар. Стойка предназначена для сильного и точного удара, что и отражает поведение главного героя, который принимая данную стойку в игре наносит единичные удары нейтрализуя соперников. Пожалуй первенство в достоверности можно отдать данной стойке в игре.
ЗОЛОТО
В игре есть еще одна механика которая абсолютно точно скопирована из реальной жизни это «Противоборство». В кен-дзюцу существует стойка Вакигаме (уровень золота). Данная стойка предполагает, что фехтовальщик держит меч отведенным у бедра, что не дает противнику предугадать какая тактика будет использована. После того как клинок выхвачен, атаковать нужно быстро и четко.
Помимо прочего в японской культуре существует отдельное искусство молниеносного выхватывания меча из ножен. Я голову сломал о количество вариантов наименования этого искусства, поэтому назову его «бацу-цуруги», а вы при желании можете вбить данные два слова в гугл и выбрать импонирующий вам вариант наименования.
По сути механика противоборства включает в себя оба этих искусства, а заодно больше всего похожа на реальные поединок на катанах, который был максимально коротким. Период поиска уязвимых мест соперника, один-два удара, конец схватки.
Резюмируя: мы выяснили источники вдохновения и базу на
которой основывалась система фехтования в Призраке Цусимы. Как для реального боя
Дзин дерется слишком опасно, много открывается и не применяет классические
тактики. Постоянно держит катану одной рукой. Зато его бои получаются
зрелищными и кинематографичными, визуально стиль фехтования главного героя вдохновлен скорее фильмами про самураев, чем реальными боевыми искусствами, что убавляет реализма, но добавляет эффектности и красоты фехтованию показанному в игре.
Это по сути не плохо, ведь искусство в самом деле должно вдохновляться реальностью, а не копировать ее.
Спасибо за внимание!)
Лучшие комментарии
Собственно, как всегда. Буду рад дополнениям, уточнениям, мнениям.
На первой фотографии нагамаки действительно справа, а вот то, что слева, называется нагината.
Спасибо, проверил, действительно так и есть. Исправил. Благодарю)