15 декабря 2021 15.12.21 17 5392

История игровых достижений

+79
Лучший блог недели
1000 ₽
 

Видеоверсия

ВСТУПЛЕНИЕ

Здравствуйте уважаемые читатели StopGame. Сегодня мы собираемся рассказать вам об истории игровых достижений.

Достижения…что мы о них знаем…в нашей повседневной жизни предостаточно событий, за которые возможно было бы их получить:

  • Прогулялся со своим псом после работы, держи достижение «Собаковод»;
  • Поиграл с дочкой в ее любимые игры, за это полагается еще одно — «Чадо»;
  • А если еще и сможешь приготовить ужин на всю семью, то тебе вообще нет равных и условное достижение «Отец года» твое по праву.

Но от фарса перейдем непосредственно к истории, так как в жизни хватает сфер деятельности, за которые дают вполне внушительные награды и почести, будь то живопись, музыка, литература, кинематограф, спорт, невероятные открытия науки, а также множество более мелких видов деятельности и творчества: одной из которых и является собственно игровая индустрия, благо многие разработчики подумали о виртуальных подвигах игроков и взамен вознаграждают соответствующим достижением, как в самой игре, так и за ее пределами, но давайте обо всем по порядку.

ИСТОРИЯ

Аркадные автоматы

Все началось еще в эпоху аркадных автоматов в начале 70-х годов прошлого века, когда игроки тратили сотни часов, чтобы пробиться на вершину таблицы лидеров. За что получали уважение друзей, зависть соперников, а владельцы залов с автоматами частенько устраивали турнирные баталии до самого закрытия, с возможностью получить в награду бесплатное посещение заведения в течении определенного времени, а бывало и более ценные призы, в виде кубков, медалей или денежных вознаграждений. Первооткрывателем стал Hot Trip, пинбольный автомат получивший массовое распространение в середине 70-х.

Пинбольный автомат Hot Trip
Пинбольный автомат Hot Trip

Немногим позднее таблицы с рекордами стали появляться и в играх, в 1976 году Sea Wolf, представляющая из себя симулятор подводной лодки, представила на суд игроков счетчик очков, но это были слепые списки, так как свой никнейм игрок не мог ввести после окончания игры, такую функцию добавили только в 1979 году с выходом космического шутера Star Fire, в духе вселенной Звездных Войн, но так и не получившего лицензию по различным причинам.

Таблицы Лидеров
Таблицы Лидеров

Нашивки от Activision

В начале 80-х годов компания Activision, с подачи одного из своих основателей — Джима Леви, начала практику поощрения игроков и включением их в почетный клуб за успехи в играх студии. Основным условием для игроков было — сфотографировать свои рекорды и отправить их по почте в Activision, в ответ им присылали благодарственное письмо и заветную награду в виде титульной нашивки.
В комплекте с игрой шел специальный буклет, в котором указывалось условие для получения заветной награды, например прохождения на время как в Barnstorming, набор определенного количества очков, на примере платформера Pitfall, либо за уничтожение юнитов, как в Robot tank. Первой же игрой от Activision, с наградами за достижения, стала выпущенная в 1980 году гоночный симулятор Dragster, в котором для получения нашивки требовалось проехать трассу менее, чем за 6 секунд.

Почти все игры выпускаемые компанией для Atari 2600 имели подобную систему поощрения, вплоть до 1983 года, когда случился крах всей игровой индустрии, чуть не похоронивший главное развлечение для игроков со всего мира.

Джим Леви- один из основателей Activision
Джим Леви- один из основателей Activision
Буклет с условием получения нашивки
Буклет с условием получения нашивки
Благодарственное письмо с нашивкой
Благодарственное письмо с нашивкой

Atari

В начале 80х компания Atari старалась не отставать от своих коллег по цеху и выдавала более ценные призы, в отличии от тех же нашивок Activision.

Японцы решили устроить своеобразный турнир для игроков своей серии Swordquest, геймплей в играх которой строился на перемещении между комнатами, собирая и комбинируя предметы по ходу прохождения, игрок получал подсказку с отсылкой на комиксы по Swordquest, потом требовалось найти скрытое слово на страницах комикса, и после сбора всех подсказок составить предложение из 5 слов. Прошедшие подобный отбор, приглашались в офис компании для участия в финальном испытании — специальной версии игры, с таймером на 90 минут, победитель каждой игры серии получал приз стоимостью 25000$, а триумфатор супер-финала вознаграждался бы мечом стоимостью 50000$.

Игры серии Swordquest
Игры серии Swordquest
Награды серии Swordquest
Награды серии Swordquest

За Earthworld награждали амулетом из золота, инкрустированного бриллиантами, в форме знаков зодиака. Триумфатом стал 20 летний Стивен Белл.

За Fireworld, Майклу Райтауту вручили кубок, сделанный из золота и платины, украшенный алмазами, сапфирами и рубинами.

Waterworld вышла в период краха игровой индустрии и полностью провалились по продажам и отзывам, конкурс из-за финансовых проблем не состоялся, а четвертая часть так и не была выпущена, вскоре компания Atari была продана новому владельцу Джеку Трамелу, который по слухам и присвоил себе оставшиеся призы.

Приглашение для участия в финале
Приглашение для участия в финале

Индиана Джонс

В начале 90-х свой аналог достижений представила компания Lucas Arts в квестах об Индиане Джонсе. Система получила название Indy Quotient points. Данные поинты демонстрировали прогресс изучения игрового мира, стимулируя геймера проходить головоломки различными способами для получения большего количества очков.

Indy Quotient points
Indy Quotient points

MSG zone

В середине же 90-х самостоятельный сайт браузерных и казуальных игр Microsoft Internet Start Games Zone, ввел свою систему отслеживания прогрессии достижений игроков и выдавал значки за успехи в таких играх как например Hearts, Spades, Checkers. В дальнейшем сайт выкупила Microsoft и на его основе создала Xbox live для своих будущих проектов.

Сайт Microsoft Internet Start Games Zone
Сайт Microsoft Internet Start Games Zone

Gamescore

В 2005 году вместе с выходом Xbox 360 изменились и достижения. Была представлена новая система Gamescore. Каждой игре присваивался список достижений, за их получение накапливались очки игрока, также благодаря новому сервису Xbox live появилась возможность соревноваться, сравнивая прогресс с другими игроками. Microsoft не рассчитывала на столь теплые отзывы о новой системе достижений и компания возвела ее в абсолют, сделав отличительной особенностью консолей Xbox. Примечательно то, что Gamescore получили абсолютно все игры на Xbox 360. За некоторые достижения предусматривались цифровые призы для аватаров, например футболки для аватара за достижения в игре Portal 2.

Списки игр с трофеями
Списки игр с трофеями
Сравнение списков трофеев
Сравнение списков трофеев
Награды за достижения в играх
Награды за достижения в играх

Steam

В 2007 году свой вариант системы достижений представила компания Valve, интегрировав ее в Steam. Первопроходцем с данным функционалом стал набор «Orange box», все игры в нем, за исключение Half-Life 2 и Half-Life 2: Episode One, имели свой список ачивментов, однако за их выполнение игрок ничего не получал, в отличии от Team Fortress 2, в котором за открытие достижений разблокировали новое вооружение. Вскоре новую систему добавили и для сторонних разработчиков игр на платформе Steam.

Снаряжение за достижения в Team Fortress 2
Снаряжение за достижения в Team Fortress 2
Списки игр с достижениями в Steam
Списки игр с достижениями в Steam

Sony

В 2008 году пришел черед Sony ответить прямым конкурентам, проанализировав их успехи, компания представила собственную систему поощрения игроков, переименовав достижения в «Трофеи».

Они были разделены на несколько типов: бронзовый, серебряный, золотой и платиновый за открытие всех достижений, каждый давал определенное количество опыта для увеличения уровня аккаунта, а по платине можно было отследить сколько игр пользователь завершил на 100%.

Первой игрой стал платформер PixelJunk Eden, первоначально трофеи имели рекомендательный характер для разработчиков, но в начале 2009, по приказу боссов Sony, новая система стала обязательной для прохождения сертификации игр.

Достижения Playstation 3
Достижения Playstation 3
Списки достижений Playstation 3
Списки достижений Playstation 3
Pixel Junk Eden геймплей
Pixel Junk Eden геймплей

Uplay

В 2009 году вместе с релизом Assassin’s Creed 2 появляется внутренний сервис Ubisoft под названием Uplay. У пользователей новой системы появилась возможность общаться с другими игроками, а так были введены специальные очки — Uplay Points, которые выдавались за определенные достижения. Данные очки можно было потратить на открытие различных бонусов к играм, например получить уникальную экипировку в Assassin’s Creed или разблокировать крутое оружие для Far Cry.

Retro Achievements

В 2012 году любительский проект Retro Achievements, являющийся эмулятором таких консолей как Atari, Nes, SNES, gameboy, Sega mega Drive, Playstation 1 и многих других, также начал добавлять достижения к ретро-играм, принцип работы был схож с psn и xbox, у вас имеется учетная запись, войдя в которую можно отслеживать свой прогресс по играм. Достижения для каждой игры добавляются главой проекта TheMysticalOne и количество игр с данной системой уже перевалило за 4000.

К сожалению, чтобы воспользоваться этими функциями, придется загрузить модифицированное приложение эмулятора (к примеру в RetroArch они уже встроены), на обычной версии достижения не доступны.

Sony (продолжение)

В 2011 году трофеи добрались до Ps Vita, а в 2013 году на релизе, обновленную версию системы, получила и Playstation 4. Игроков ожидало несколько нововведений: теперь для просмотра трофеев требовалось постоянное интернет-соединение, появился процент редкости каждого достижения и их сортировка по различным параметрам, игрокам дали возможность поделиться своими успехами в соц.сетях или в личных сообщениях, отныне консоль автоматически производила снимок экрана в момент получения трофеев, а также возможность удалить игры с нулевым прогрессом из своего списка призов.

Автоматические снимки получения трофеев
Автоматические снимки получения трофеев

За получение платиновых кубков в некоторых своих играх, Сони вознаграждает игроков аватарами и темами для начального экрана ps4, например Bloodborne, Horizon Zero Dawn, Days Gone, Spider Man.

Письмо с наградой за получение платины
Письмо с наградой за получение платины
Аватары за получение платин и участий в событиях
Аватары за получение платин и участий в событиях
Наградная тема за получение платины
Наградная тема за получение платины

В 2017 году эксклюзивно для Американских аккаунтов была добавлена система обмена трофеев на реальные деньги, она состояла в следующем, вы зарабатывали очки за определенное количество трофеев и накопив 1000 могли обменять их на 10$. Курс очков был следующим: 100 серебряных трофеев эквивалентно 100 очкам, 25 золотых в сумме давали 250, а 10 платиновых кубков приносили своему обладателю сразу 1000. Деньги поступали на ваш кошелек в psn и вы могли потратить их на любой товар в цифровом магазине Playstation, будь то игра или дополнение к ней.

Приобретение кодов оплаты PSN с помощью очков
Приобретение кодов оплаты PSN с помощью очков

В октябре 2020 Sony пересмотрела давно устоявшуюся систему, обновив визуальную составляющую трофеев и изменив уровни пользователей: увеличив максимальное значение с 100 до 999, а также перераспределила очки для их получения.

Обновленный дизайн трофеев и система получения уровней профиля
Обновленный дизайн трофеев и система получения уровней профиля

С выходом же Playstation 5 была добавлена долгожданная функция: трекинг (вставка) для отслеживания прогресса по трофеям, а также карточки с информацией по играм, где можно посмотреть информацию по отдельным собирательным предметам или по тактике прохождения игр.

Отслеживание прогресса в играх и трофеях на Playstation 5
Отслеживание прогресса в играх и трофеях на Playstation 5
Карточка с информацией по игре
Карточка с информацией по игре

Epic games

В октября 2021 года наконец-то на суд общественности свою систему достижений представил и EGS, во многом схожую с системой трофеев консолей playstation, у нас так же есть бронзовый, серебряный, золотой и платиновый призы. Количество очков опыта за каждый трофей следующее:

  • Бронза — 5-45 очков;
  • Серебро — 50-95 очков;
  • Золото — 100-200 очков;
  • Платина — 250 очков.

Для получения платинового трофея необходимо собрать 1000 очков опыта, все это можно отслеживать на специальной странице с удобным счетчиком прогресса. Пока не все игры платформы получили данную систему (rocket league, alan wake, hades и некоторые другие), но это первый этап тестирования и разработчикам доступны инструменты добавления достижений, сейчас это скорее вопрос времени.

Название система получала «Epic Achievements», компания уже анонсировала награды для пользователей и некоторые социальные функции, которые должны появиться до конца 2021 года.

Достижения в Epic Games
Достижения в Epic Games
Награды за получение достижений
Награды за получение достижений

Nintendo

К сожалению корпорацией, которая пока подобную систему еще не ввела, остается большая N. Японский медиагигант использует все же трофеи в некоторых своих играх, но в основном, на данной платформе, достижения представлены у сторонних разработчиков и то только внутри игры, так как никакой системы отслеживания и т. п. не существует на самих консолях Nintendo.

Ранее поступала информация, что компания работает над разработкой своей собственной системы достижений, но дальше слухов и парочки расплывчатых заявлений от представителей большой N дело не продвинулось.

Возможно, с выходом Oled-версии Nintendo Switch и заявлении о пересечении только половины жизненного цикла своей портативной консоли, компания все же реализует собственную систему, на радость всех охотников за трофеями.

Комментарии от представителей Nintendo
Комментарии от представителей Nintendo
Комментарии от представителей Nintendo
Комментарии от представителей Nintendo

ТИПЫ ДОСТИЖЕНИЙ

Введение

Огромное количество игроков любят достижения — они бросают тебе вызов, заставляют возвращаться в игру для чего-то нового, раскрывают перед глазами недоступный ранее контент. Сообществом трофихантеров принято разделять эти достижения на определенные категории по условиям получения. Важно отметить что официальных категорий как таковых нет и каждый определяет их для себя, а мы в свою очередь хотим поделиться с вами нашей классификацией. Однако бывают и негативные моменты — будь то долгий гринд или просто неумело продуманный трофей.

Прогресс

В этих трофеях нет ничего уникального, многие из них выдаются по мере прохождения. Примерами могут послужить игры от the Telltale game, где для получения подобных трофеев достаточно просто завершить игру.

The Wolf Among Us (Telltale games)
The Wolf Among Us (Telltale games)

Обучение

Новый опыт это всегда хорошо, именно поэтому обучающие достижения полезны практически в любой игре, если конечно они не перегружают игрока ненужными механиками. Хорошими примерами являются: обучающие задания из Death Stranding по постройке сооружений.

Обучающая миссия по постройке сооружений из Death Stranding
Обучающая миссия по постройке сооружений из Death Stranding

Новый опыт

Заставляют игрока отойти от привычного стиля игры, дарят новые ощущения и открывают новые возможности. Ярким примером будет достижение по типу «пацифиста», по условию нам нужно пройти игру никого не убив, либо повышенная сложность soul-like игр.

Прохождение Deus EX без убийств
Прохождение Deus EX без убийств

Гринд

Подобные достижения являются дурным тоном, так как заставляют игрока монотонно делать одни и те же действия, либо коллекционировать невообразимую кучу предметов. Вспомнить хотя бы перья и голубей из серии Assassin’s Creed или вдумайтесь 40000 убийств в одном из дополнений BF: Hardline.

Перья Assassin’s Creed 2
Перья Assassin’s Creed 2
Достижения Battlefield: Hardline дополнение «Преступность»
Достижения Battlefield: Hardline дополнение «Преступность»

Мультиплеер

Из данной категории есть трофеи попроще — сыграть 10 матчей в рейтинге, а бывают и наоборот — к примеру стать императором в TES Online, что практически недостижимо в условиях постоянной конкуренции в pvp, не зря же игра входит в списки самых хардкорных достижений.

Счастливчик, ставший императором
Счастливчик, ставший императором

Развлекательные

Основная цель данной категории развлечь игроков шуточными действиями, как например достижение «Похититель дерьма» в Duke Nukem Forever, по условиям которой вам нужно украсть коричневую субстанцию из общественного туалета и тыкать ей в игровых персонажей. Также разработчики могут закладывать в трофеи напоминание о собственных ошибках, так произошло с демонстрацией Uncharted 4 на презентации Е3 2015 года, Naugty Dog решила увековечить данный фейл соответствующим достижением — для получения которого достаточно просто стоять на месте 30 секунд в одной из миссий.

То самое достижение из Duke Nukem Forever
То самое достижение из Duke Nukem Forever

Абсурдные

Многие трофеи из данной категории не несут в себе абсолютно никакого смысла, будь то достижения за возвращение в игру через определенное время — привет The Stanley Parable с ее входом через 5 лет, также можно выделить трофей, который можно получить только оффлайн — в игре Hate Plus, нужно испечь тортик, сфотографировать и отправить разработчикам: за это они разблокируют его вручную.

Человек, испекший торт для достижения в Hate Plus
Человек, испекший торт для достижения в Hate Plus

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем небольшой итог, всего выше сказанного, какую же информацию с игроков получают с помощью системы достижений: своего рода это карта действий — начиная от запуска игры и заканчивая ее полным завершением с ответвлениями по ходу прохождения в виде развилки на сюжетных квестах, дополнительных историях, сборе коллекционных предметов и прочих активностях, если они конечно имеются в игре. На их основе собирают статистику наших действий, какие выборы мы совершали и в какие именно моменты.

Спасибо за внимание, до новых встреч.


Лучшие комментарии

Спасибо за статью, было интересно почитать, некоторые факты даже приятно удивили — имею ввиду состязания от Atari)

Спасибо за материал, было весьма интересно. Но возник небольшой вопрос: Sony обязала вводить трофеи в игры, чтобы пройти сертификацию на свои консоли, чтобы, вероятно, игроки вновь и вновь возвращались к играм пока не добьют платину или не пройдут на 100%, но почему тогда они не обяжут издателей блокировать (изымать или удалять) недостижимые трофеи, ведь отключая свои сервера, лишают возможности получить ряд достижений, использующих сетевые функции? И  речь не идет чисто о сетевых играх, тут в принципе понятно, а именно об одиночных приключениях, например — Mad Max, где платину теперь выбить в принципе невозможно и все из-за одного достижения, которое работало через подключение к серверам издателя.

От старого зелененького дашборда 360 пустил скупую слезу) Отличная получилась статья, мои 100+ платин передают привет;)

Про Uplay можно добавить, что сейчас за UP можно брать не только бонусы внутри игр, но и скидку при покупке игры

Хороший материал. 

От себя добавлю что ачивки иксбокса тоже преобразились вместе с выходом Хуана. 

Во первых одно из самых противоречивых изменений для заядлых охотников за ачивками состояло в том что в играх для Хуана (и до сих пор) не было разделения на «большие» (обычные релизы которые выходили в рознице) и «маленькие» (те, что выходили в основном только в цифре — в частности инди проекты для Xbox Live Arcade типа Limbo или классики вроде переизданий Дума), и и тем и другим полагался минимум 1000 Gamerscore. До этого «большим» проектам полагалось от 1000 и больше, а играм поменьше где-то 250. Как некоторые считают, это обесценило сравнения суммарного Gamerscore, так как сразу начали появляться инди игры где можно выбить 1000 очков за пару часов. Например издатель Ratalaika Games до сих пор этим промышляет, так как они видимо смекнули что есть прослойка хардкорных любителей померяться количеством ачивок/трофеев, которые купят средненькую маленькую игру если в ней можно быстро выбить все ачивки/трофеи (а до этого приходилось им бы пришлось платить за фуллпрайс). 

Во вторых, вместе с программой Microsoft Rewards теперь с ачивок могут капать бонусные очки которые потом можно тратить на всякие ништяки. Например бывают акции, когда на определенный месяц даётся возможность зарабатывать бонусные очки в соотношении 1:1 с Gamerscore (но обычно с каким-то потолком, чаще всего 10.000, что равняется десяти платиновым трофеям в экосистеме Сони). За 10.000 бонусных очков можно, например, купить подарочную карту на $10 которые можно потратить в магазине Майкрософт. 

А так да, помню когда только купил 360 бокс и начал открывать ачивки. Это был Дикий Запад, когда никто толком не понимал как «правильно» внедрять ачивменты. У некоторых игр заработать все ачивки можно было просто пройдя сюжетку (например Need for Speed Most Wanted, хотя там для этого даже не надо было уходить от последней погони), а в других какая-то дичь типа занять стать строчку в ГЛОБАЛЬНОЙ МУЛЬТИПЛЕЕРНОЙ ТАБЛИЦЕ ЛИДЕРОВ из вообще всех игроков (как в Ghost Recon Advanced Warfighter). Вот было время...

Спасибо за отзыв)

Отличное дополнение по Xbox, было приятно почитать и в то же время немного огорчиться, вспомнив про ситуацию с Раталайками на обеих платформах.

Ничего не имеем против небольших инди-проектов, всё же отчасти они продвигают индустрию вперед своими наработками и местами креативом, но именно платины (и 1000g) «за 5~ минут» обесценивают и без того шаткое положение дел в сфере трофихантинга. Хотя и у данного издателя (Ratalaika Games) есть пара-тройка вполне сносных проектов, например I Am The Hero, I and Me

Полностью согласен. Сетевые трофеи лучше вообще упразднить, тем более для игр ориентированных в первую очередь на одиночное прохождение.

Не исключен тот факт, что никто всё равно за этим следить не будет. Sony нет выгоды убирать игры из магазина. Может по началу для виду и будут что-то делать, а потом просто перестанут обращать внимание. Так что тут особо ничего не попишешь. Разве что уже лично разработчикам писать «так и так, серверов нет, трофеи есть. Получил все, выдайте и этот, чтоб игру закрыть». Может кто и ответит, выдаст трофей. По крайней мере, например Fall Gays, некоторые трофеи были поломаны и не падали. Писали разработчикам и они сами выдавали его.

Интересная задумка насчет обязательств, но есть одно «НО», для контроля нужно задействовать дополнительные ресурсы или автоматизировать данный процесс, с отслеживанием недостижимых трофеев. Сони достаточно ленивая корпорация, когда что-то не касается денег, у них система возврата работает только через тех.поддержку, исключение было в виде Киберпанка, но это единичный случай. Они вмешиваются только в те ситуации, где теоретически возможен иск в сторону компании, как например цензура во многих играх (пятые точки из DMC 5 передают привет, а также не выход на территории РФ COD: MW 2 и MW 2019).

С трофеями в Безумном Максе был рациональный путь решения проблемы, разработчики могли бы ориентироваться на Средиземье (Тени Мордора), издатель у которой — тоже Ворнеры, и выдать трофей (или автоматически засчитать 2 испытания, связанные с ломом) всем игрокам, к сожалению, никакой реакции от разработчиков не последовало в данной ситуации.

Заразились с братом трофихантингом еще в 2016 году, сейчас 113 платин и 55 комплитов)

В TES Online можно было бы забить на достижение «Император», если бы оно не открывало неплохую ветку pvp-умений...

А еще про него можно добавить, что сейчас испытания в старых играх Ubisoft с выходом Ubisoft Connect отправились на дно. И Юбли с них, как и опыт аккаунта больше не получишь.

Достойная работа. На канал подписался!)

Ну что же, вижу кто-то тоже на СГ перебрался) Плюс)

Мне кажется все можно сделать проще, просто включив пункт в соглашение по сертификации игр о том, что в случае невозможности выполнения платины игра изымается из продажи, а с учетом того, что многие приобщаются к старым играм спустя много лет, то с информированием о подобных ситуациях проблем возникнуть не должно.

Читай также