«В Начале сотворил Бог нейрон». Фантастический мир Саймона Столенхага.
Фантастические миры будущего — это, конечно, потрясающе. Но что, если взглянуть на это другим взглядом? Что, если остались только пережитки того мира? Давно заброшенные станции, заржавевшие гигантские роботы и неизвестного происхождения машины, которые явно прошли через многое, но остались просто пугающими диковинами для простых людей. Всё это описание обычного постапокалиптического сюжета, но именно так всё работает в воображении шведского иллюстратора Саймона Столенхага. А нотки ностальгии и даже некой тоски делают его иллюстрации более близкими по духу [нам в России точно не привыкать к серым, туманным пейзажам].
Прелесть его работ в связи с реальностью. Саймон черпает вдохновение из окружения, местных пейзажей и детских воспоминаний. К слову, он и не просто иллюстратор. К своим картинам Столенхаг пишет истории, многие из которых основаны на реальных событиях из его жизни. Я тут же приобрела все книги себе в коллекцию и готова в очередной раз поделиться историей одного художника.
Картины Саймона Столенхага вызывают некий диссонанс. Казалось бы, ты смотришь на обычную сценку, с простым лесным пейзажем, но что-то не даёт тебе покоя, ведь там кроется нечто пугающе-мистическое. Настолько гармонично туда вписываются вещи, непривычные глазу.
Кто-то из вас, возможно, вспомнит работы польского художника Якуба Розальски, чьи арты стали основой для игры Iron Harvest. Но Якуб делает упор на исторический контекст, в надежде, что многие заинтересуются изучением этой темы. А кто-то вспомнит даже Виктора Антонова. Но, при всей любви Столенхага к серии Half-Life, интересоваться научной фантастикой он стал гораздо позже. Пока Виктор проектировал Сити-17, тот гуашью рисовал пустыню.
Поэтому касательно влияния, нужно отдать должное другим потрясающим иллюстраторам-футуристам — это Сид Мид и Ральф Маккуори [Бегущий по лезвию, Трон/Звездные войны]. А работе в игровой и кино-индустрии — за увлечение СС роботами, которых он так искусно вписывает в свои сюжеты.
С играми Саймон связан с детства, что и не удивительно. В книге Вещи из потопа он делится историями о том, как познакомился с «Компьютерным дебилом», который спустя полчаса после знакомства стал его лучшим другом, буквально показав ему свой комп и книги о роботах.
Весной 95-го мы покорно ждали копию Doom. Когда последняя дискета была готова, он спросил нас, не хотим ли мы увидеть кое-что покруче. (Круче, чем распиливать демонов бензопилой? Невозможно!)
Вместе со своим другом Томми Саломонссоном, они и сами делали игрушки. Ничего особенного, просто флешки, которые до сих пор живут в памяти многих. Например, Metro. Siberia, в которой ты путешествуешь по подземным туннелям [как они сами говорят — Retro Soviet Style Gravity Tunnel Game]. И классический платформер Ripple Dot Zero, как дань уважения 16-битной эпохе. Саймон отвечал за арты и музыку. Да-да, он еще и музыкант. Он написал весь саундтрек к игре Operation Smash, а где-то на просторах интернета даже были найдены фанатские треки, написанные им ко вселенной игры Sonic The Hedgehog.
Делал он и сочные рекламные постеры и некоторые концепты для научно-фантастической игры No Man’s Sky. Да, эти яркие арты точно смогли выполнить роль некой сирены, зазывающей в игру.
Сердцебиение петли — урчание гравитрона.
В рецензиях к фильму E.T. я урвала одну фразу: «Никогда не возвращайтесь во дворы своего детства». Будто окунувшись туда, вы можете разрушить свои тёплые воспоминания. Но именно туда постоянно возвращается Саймон. Довольно много времени он провёл на острове Ферингсё в Швеции и его окрестности оказали огромное влияние на его работы, например, взять книгу Байки из Петли. Петлей в народе называли Исследовательский институт физики высоких энергий, который влиял на жителей и их жизнь. Чтобы сложить картинку воедино Столенхаг поднимал кучу архивов и общался со старыми друзьями. Получилось очень много крутых, странных историй того периода, а иллюстрации только усиливают этот эффект. Пейзажи, усыпанные неисправными машинами и кусками металла, заброшенные эхосферы, в которых гулом отзывается ветер, роботы, совершившие революцию и где-то там глубоко под землей — пульсирует Петля.
А из историй о непростом детстве, нас окунают в мир, где машины поразил рак. Пытается ли автор запугать нас этими историями? О да, цель нагнать страху на читателя у него определенно была. Но несмотря на то, что в книге Вещи из потопа происходит катастрофа, для подростка всё как-то обычно. У него есть проблемы поважнее протечки в Петле, например, первые прыщи или идеальная укладка волос перед вечеринкой. Там же будет куча девчонок!
Существует куча роликов, в которых оживают иллюстрации и мысль возникает только одна: это обязано быть фильмом или игрой, просто обязано! Полноценно по Байкам была создана настольная ролевая игра, а Amazon Video даже сняли одноименный сериал. Саймон помогал только в ключевых моментах, полностью доверяя создателям.
Автор Titan Chaser [Стас Шостак] своим проектом тоже будто отдает дань уважения Столенхагу. Приключение, в котором тебе предстоит выслеживать титанов, бродящих по округе. Только ты, машина, радио, титаны и туман…много тумана! Саймон об этом проекте знает и очень за него благодарен.
Еще был один интересный случай, когда фанаты Столенхага, увидев трейлер к игре Generation Zero, сочли это коллабом с художником. Саймон был крайне недоволен тем, что ему поступало огромное количество вопросов по поводу его участия в создании игры, к которой он не имел никакого отношения. Действия Generation Zero происходят в сельской местности в Швеции в 80-х годах, где обитают роботы. Любопытно, ведь это является одной из основных тем иллюстраций художника. Саймон знаком с разработчиками и приезжая к ним в офис, никто и словом не обмолвился о создании в этот момент игры, так похожей своим сеттингом. Но претензий друг к другу никто по итогу не имеет. Сам игровой проект оказался не самым удачным, но многие купились на необычную тематику и этот столенхаговский дух. Но лично мне больше всего нравится, когда роботы представляют из себя загадочных поврежденных странников, а не машины для убийств.
Мы ржавчина, поклоняющаяся дождю.
Провода, пластмасса, сталь и смазка превратились в непроницаемую органическую массу, в нечто собранное не как попало, а с определенной целью, и эта невообразимая масса медленно колыхалась. Как будто дышала.
Отмечу, что Столенхаг познаёт мир через призму фотоаппарата и тем самым «позволяет реальности его вдохновлять». Путешествуя по Северной Калифорнии, было сделано огромное количество снимков, которые в итоге стали основой для книги Электрический штат. События книги происходят в Америке 1997 года. О мире, который пережил техногенную катастрофу. Здесь техника быстро приходит в негодность и заброшенные машины, которые уже никогда не будут функционировать, лежат в руинах. Встречаются ли главной героине люди? Скорее, просто существа с «лазаньей» в голове.
Когда ЭШ вышла с японским переводом, знаете, кто дико радовался этому событию? Поклонник творчества Столенхага — Хидео Кодзима. Я тут подумала, есть ведь некая связь [не хиральная, конечно] между Death Stranding и историей Столенхага. Есть постапокалиптический мир, в котором произошла катастрофа и главному герою необходимо пересечь Америку. Только в DS технику постепенно уничтожают еще и непрекращающиеся дожди.
Объединяет гениев и общая любовь к различным отсылкам на поп-культуру в своих произведениях. Столенхаг считает, что это отличный способ вызвать чувство ностальгии у людей. А саундтрек Death Stranding отлично бы подошел к иллюстрациям художника. Прямо сейчас играет у меня на фоне, кстати, так что уверяю — отличное сочетание.
Сколь бы ужасно ни было то, от чего вы бежите, здесь вас ждет кое-что похуже.
Когда перед нами появилось солнце, он сказал Чарли, что оно вообще-то не зеленое, просто из-за аммиака в атмосфере выглядит таким.
Когда главная героиня Электрического штата доберётся до побережья, нас резко одолеет приступ удушения. Мы переносимся в вязкий мир Лабиринта. Конечно, Саймон уверяет, что пандемия на него совсем не повлияла, но мир Лабиринта показывает настолько разительное отличие от прошлых его работ, что невольно задаешься вопросом — точно не повлияло? Вышла довольно жестокая история: черные сферы постепенно отравили жизнь на Земле, воздух пропитался аммиаком. В иллюстрациях сохранились причудливые конструкции, шагающие роботы и другие внеземные существа. Но какая же мощная, но при этом отравленная атмосфера там витает. Во время каждой вылазки героев на поверхность с исследовательскими миссиями, которые лично для них давно стали рутиной, у вас будут пробегать мурашки. В основном от любопытства.
В одном из интервью Саймон сказал, что порой ему кажется, что он ненавидит свою эстетику. Но всё же круто, когда ты оказываешь такое мощное влияние и являешься частью некоего движения.
Способность Столенхага даже из обычной сельскохозяйственной машины или любой другой техники сотворить необычную диковину и вписать ее в свой мир — поистине фантастична. Уверена, что его имя мы еще услышим не единожды. Тем более, что братья Руссо собираются экранизировать его Электрический штат, а еще художник готовит новый графический роман Europa Mecano.
Лично от себя рекомендую прочесть Байки из петли и Электрический штат. Либо просто попробуйте вдохновиться его притягивающими, невероятными и пугающими картинами.
Лучшие комментарии
Спасибо большое за блог, ничего не знал про этого художника, было интересно и приятно читать
Отличный блог, вполне себе кандидат на косарь (как и прошлые работы)
Спасибо за классный, вдохновляющий блог)
Крутая история, интересно было прочесть!
«Электрический штат» и «Байки из петли» взял на заметку.
К слову, пока рассматривал арты, сразу вспомнил о немного схожих иллюстрациях для отменённого сериала по Пикнику на обочине от нашего российского художника Алекса Андреева. Не то, чтобы там роботы и прямо явное сходство, конечно, но не исключено, что он мог вдохновиться и постапокалиптичным флёром Столенхага. Но конечно не факт.
Странно, что у меня на юге снег не пошел, настолько неожиданно было увидеть тебя тут с блогом снова)
Но лично мне жутко не достает трейлера сериала, его тут и оставлю)
А вообще, все, на что я натыкаюсь от их стримингового сервиса почти всегда интригует. Жаль, что о самих проектах не так и легко узнать) А так как и о художнике/авторе/музыканте я узнал только что, то и сериал не смотрел. Стоит начать?
ISlNIСпасибо. Прочитал с удовольствием
Спасибо!
Столенхаг для него большой источник вдохновения, так что ты попал в точку :)
Спасибо :3
Хороший блог, мне понравился) (Надеюсь, что твой блог урвёт Пятничный косарь)
Он точно любопытный. Тебе, кстати, может даже зайти ;)
Там каждый эпизод раскрывает какую-то «человеческую» тему, а ты любишь углубиться в подобное (вроде как!) :D
Это почему?)
А, даже так) Ну теперь точно стоит посмотреть)