2 октября 2021 2.10.21 5 61K

Почему Сити 17 нам так знаком?

+31
 

Видеоверсия для более удобного ознакомления.

Привет всем. Согласитесь, что к играм, действия которых происходят на постсоветском пространстве у нас особое отношение? Оно и понятно, кто не испытывал чувство приятной знакомости, выходя из подземки в серии «Метро». Протираешь противогаз от налипшей на него грязи и пыли и видишь монументальные сталинские высотки. Или когда перед тобой проплывают покосившиеся домики в Exodus. А как с наслаждением слушал разговоры сталкеров на территории промышленного здания недалеко от Припяти, уплетая колбасу и запивая ее водкой. Это лишь самые громкие примеры известных франшиз. Но одно дело, когда чувство ностальгии вызвано лицезрением реально существующих городов нашей необъятной или в странах бывшего Советского союза. Совершенно другое дело, когда такое чувство вызывает город, которого нет на карте и в котором ты можешь побывать, только запустив игру. Сити-17 — как раз такой пример. Стоп. Не бегите строчить комментарии о том, что образ Сити-17 скопирован со столицы Болгарии — Софии. Если вы собирались написать это — вы будете правы, но не до конца. Сити-17 — это не виртуальная София, а компилятивный город, включивший в себя многие архитектурные стили, постройки из разных городов и другие атрибуты, которые так теплы сердцу геймера постсоветского пространства.

В деконструкции столицы Альянса мы пойдем от большого к малому — разберем почему нам так знакома эта архитектура и почему это не только «панельки»; посмотрим какие здания вы можете посетить в действительности, если захотите устроить себе гик-трип «По следам Фримена».

Данный текст написан не архитектором, поэтому нельзя уповать на его 100% достоверность. Если среди аудитории есть онные, милости просим в комментарии для подтверждения или опровержения моих слов.

Стоит начать с того, что Сити-17 — портовый город, который, если сопоставить ряд факторов (болгарские слова, написанные кириллицей, карту, которую можно найти в Half-life 2: Episode One, с изображением протекающей через город реки Двина, которая реально существует на территории Риги), располагается в восточном регионе Европы, вероятнее всего в прибалтике. Поэтому и сочетает он в себе стили, характерные для этого региона. Наиболее часто встречаются здания выполненные в Восточно-Европейском, неоклассическом довоенном и в послевоенном классическом стилях. Выйдя из вокзала, игрок оказывается на привокзальной площади и уровень сконструирован так, что наш взгляд сразу упирается в 2 здания. Мы акцентируем внимание на левом, рыжем доме. И будем сравнивать его с одним из заданий расположенных в Софии. Если откинуть придирки по поводу плоскости некоторых текстур, будет заметно очевидное сходство — будь то резные балконы на верхних этажах зданий или выразительные башенки, которые находятся на левых сторонах домов. Перед нами Модерн.

Не вдаваясь в архитектурные особенности, его основной чертой является отхождение от классических форм и целенаправленное создание чего-то нового, сочетания ранее несочетаемых вещей. Как, например, комбинация природных и искусственных материалов. Здания такого стиля присутствуют и во многих городах России, а одним из самых знаменитых является Дом Зингера на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Помните, как игра в самом начале пути блокировала нам узкие улочки отрядами комбайнеров, чтобы бы мы не могли подойти ближе в гигантским страйдерам? Уделим внимание этим улочкам. При взгляде свысока становится понятно, что они имеют узкую ветвистую структуру. Подобное можно встретить и на территории Вильнюса. А с другой стороны, большинство зданий на них выполнены в стиле неоклассицизма, преимущественно сталинского. Так, например, отчетливо прослеживается сходство с Литературным домом на Невском проспекте или домом на Моховой в Москве.

Ну и конечно же всем известные «панельки», которые знакомы каждому жителю нашей необъятной. Кто-то считает их эстетичными, а кто-то ненавидит их за серость и безликость. К какому типу относитесь вы? Если уже надели свою черную шапку, включили «Молчат дома» и готовитесь закурить сигарету, то тушите — это не те панельки. Нет, естественно, они похожи и настроение передают примерно схожее, но все же между ними есть несколько кардинальных отличий.

Возвращаясь к тому, что действия происходят в прибалтике — на балконах «панелек» в Сити-17 видны выделяющиеся рыжие детали. Подобное можно найти на блоковых домах в Софии, именно краской такого цвета окрашены балконы и фасады зданий. Еще одно различие в том, что на фоне наших панельных домов, здания в столице Альянса имеют много незастекленных балконов открытой формы, что говорит о достаточно теплом климате. Конечно, их можно увидеть и в нашей полосе, но гораздо реже.

Вместе с архитектурными стилями в игру перекочевали целые здания, прообразы которых можно встретить в разных городах мира. Так, например, первое здание, которое видит игрок — вокзал Сити 17 — очень похож на станцию Будапешт — Ньюгати. Причем, как внешне так и внутренне. Когда мы прибываем на перрон в игре, нас встречают высокие потолки и двускатная крыша. Такую же картину видим и на виртуальном вокзале. Окошки для продажи билетов тоже напоминают игровые, хотя в отличии от вокзала Сити-17, они украшены замысловатой отделкой. Надеюсь, что на настоящей станции нет охранника, который требует от тебя поднять и выкинуть банку.

К слову об охранниках: Нексус Патруля или Нексус Надзора — еще одно здание, перекочевавшее реального мира. Если вы, при взгляде на картинку, видите Казанский собор, то вы правы, они действительно похожи, да и по словам дизайнера игры Виктора Антонова, планировки этих городов схожи, за счет отсутствия высоких зданий в историческом центре, но у Нексуса совершенно другой прототип — здание парламента Сербии в Белграде. Тут помимо центральной части, как у Казанского собора, схожесть видна со всех сторон. И выполнены они в одном стиле — необарокко.

Архитектурные стили, планировки городов — чересчур заумные вещи и чтобы на них объяснить, почему Сити-17 нам кажется таким знакомым, оппонент должен разбираться во всем этом, на таком же уровне, как и рассказчик. Так что я объясню все на более понятном языке — как житель подмосковного города, который также напоминает Сити-17.

Естественно, речь пойдет об атмосфере. Со второй частью халфы я познакомился в детстве, а на что ты, как ребенок, обращаешь внимание первым делом, когда выходишь из дома? Правильно, на детскую площадку. И если брать начало нулевых, то детские площадки в Сити-17 имели почти фотографическую достоверность. Ржавые горки и качели, надписей на которых было больше, чем облупившейся краски. Закрытые дворики были сделаны таким образом, что мать могла в любой момент выглянуть в окно и в случае нужды загнать тебя домой.

Я жил в относительно новом доме, так что с подъездами у меня было лучше чем в захваченном Альянсом городе, но если отойти от дома, то в соседних дворах встречают подъезды с деревянными входными дверями и единственной лампочкой сверху. И о лампочках, точнее о ламповости. Сейчас, вспоминая эти образы, в голове всплывают лишь теплые воспоминания. Теплота — то, что отлично описывает Сити-17 до захвата. Его дома имеют бледно рыжую, осеннюю окраску. Так что даже не смотря на присутствие Альянса, чья архитектура идет вразрез с архитектурой города и противопоставляет теплым осенним тонам холодный неоновый голубой, не мешает наслаждаться особой, царящей в городе атмосфере. И мелкие детали, которыми наполнен Сити-17 также перекликаются с тем временем: старые машины постсоветского пространства, виднеющиеся на горизонте ЛЭП, трубы индустриальных зданий — все это то, что так знакомо многим из нас.

Даже когда игрок покидает границу города и немного забывает об атмосфере, ему тут и там встречаются различные надписи на кириллице. Будь то «Цимент» или «Овощной суп». Если не ударяться в политические рассуждения, то это те вещи, что делают Сити-17 знакомым каждому из нас. И наверняка, каждый играя в эту игру, видел в ее локациях, что-то до боли знакомое ему, как будто вот этот район точно, как у меня за углом или церковь в Ревенхольме, так похожа на городскую. Напишите в комментариях, что в вашем городе напоминает Сити-17?


Half-Life 2

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | Android
Жанр
Дата выхода
16 ноября 2004
6.7K
4.6
4 678 оценок
Моя оценка

Half-Life 2: Episode One

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Android
Жанр
Дата выхода
1 июня 2006
4K
4.4
2 650 оценок
Моя оценка

Half-Life 2: Episode Two

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX | Android
Жанры
Дата выхода
9 октября 2007
4.3K
4.6
2 869 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мне до боли City-17 напоминает Ригу, мой родной город. Помню была любительская короткометражка про боевые действия в City-17, так там на больших планах создатели взяли именно Рижскую панораму. Спасибо за блог!

Прикольно!

Помню был в Будапеште и не мог понять чем знаком был вокзал. Оказывается вот чем

Прикольнее этого ощущения только момент когда попадаешь в реальный кабукичо в Токио если играл в якудзу до этого — такой угар конечно

Ну и нищета же в той Болгарии. Питер времён «лихих 90-х» и то лучше выглядел, чем их столица в начале 2000-х.

Читай также