21 сентября 2021 21.09.21 4 3705

Rise of Legends — стильно, модно, фэнтезийно!

+14

Это был расцвет жанра стратегий в реальном времени, это был расцвет многообразия, это был Расцвет Легенды. В те, к сожалению, уже далёкие от нас годы, когда аббревиатура RTS, вызывала у геймеров бурю эмоций, а ассоциативный ряд не заканчивался на слове StarCraft, были золотым веком стратегий. Не только реалтаймовых, но и варгеймов, градостроев, экономических, глобальных и пр. Их действительно было много, каждая со своими фишками, каждая со своим геймплеем, каждая со своим стилем. Сейчас даже трудно себе представить, чтобы анонс некой стратегии заставил бы, в буквальном смысле этого слова, все игровые издания бессовестно прудить себе в штаны кипятком. А когда-то такое было.

Первое десятилетие нулевых выдалось невероятно урожайным на громкие релизы и имена в жанре RTS. Тут вам и C&C про тибериум, и его ответвление Red Alert, и Age of Empires и т.д. и т.п. И в те же годы, когда на весь мир гремели C&C, WarCraft 3 и прочие Civilization, скромная студия Big Huge Games в 2003-м году выкатила игру, которая моментально подняла шум во всей игровой прессе, получив «девятки» и обожание рядовых игроков. Как же так получилось? Rise of Nations и аддон Thrones and Patriots давали игрокам просто-таки огромный простор для самореализации своего внутреннего комплекса Наполеона. Десятки механик, технологий, юнитов делали то, что должна делать любая хорошая игра — она была и есть реиграбельна. Без шуток, я до их пор встречаю на различных форумах и в социальных сетях людей, которые с удовольствием гоняют первую часть и бросать её даже и не думают. Тем не менее, рассказ об оригинальной RoN я отложу до лучших времён. Сейчас о сиквеле.

Фэнтези — это не только ценный эльф

Ко мне в руки Rise of Legends попала совершенно случайно, когда я купил пиратский диск (впрочем, я в 2006-м году не имел ни малейшего понятия о том, что такое пиратская версия игры) с Dangerous Waters (которая после Silent Hunter III меня, скажем так, не впечатлила), ещё какой-то игрой и RoL. Впервые запустив Расцвет Легенды, я ощутил весьма неприятное жжение пониже спины, потому как в первой же битве в режиме схватки ИИ меня бессовестно раскатал. Во второй тоже. И в третьей тоже. Моё отроческое самолюбие не простило игре такое отношение, и оная была удалена до тех пор, пока автор этих строк не остыл, и не решился-таки взять реванш.

Надо заметить, когда впервые после довольно продолжительного перерыва, я запустил игру, для меня стало большим открытием, что её вступительный ролик по графическому исполнению и накалу страстей с лёгкостью может потягаться с этими вашими StarCraft. Я заинтересовался.

 

Эпишна!

Вступительный ролик произвёл на меня впечатление, и я решился на то, чего в стратегиях, вообще-то обычно не делал. Я пошёл в сюжетную кампанию. Первое, что меня там ожидало, это ещё один ролик, но уже на движке игры. И тут у меня закрались некоторые ассоциативные связи. Поясню.

BHG, когда решили запилить вторую часть своей стратегии, рассудили, что в нашем мире их новой игре места мало, а значит надо создать свой собственный. А свой собственный это что? Правильно, либо научная фантастика, либо фэнтези. Но космос оккупирован космодесантом, а эльфоорки уже всех, мягко говоря, на тот момент достали. Как же выкрутиться из этой щекотливой ситуации?

Лого крутится, идея мутится.
Лого крутится, идея мутится.

Не знаю какой светлой голове пришла в голову эта идея, но игроки обязаны поставить этому человеку и всей команде разработчиков памятник. Серьёзно.

Задумка, вроде бы проста, но до чего же очаровательна! Стимпанк + «Тысяча и одна ночь» + майя + инопланетяне! Вроде бы, довольно специфичный микс…

...если не сказать больше.
...если не сказать больше.

И реализован он, с точки зрения внешнего оформления, так круто, как не всяким ААА проектам удаётся. Мир игры, ощущается сочно, красочно (без намёка на мультяшность!), и главное — стильно. Вы когда-нибудь слышали чтобы слова «стратегия» и «стиль» стояли рядом? Нет? Вот теперь услышали. А сейчас ещё и увидите.

  Как видите, разработчики подошли с креативом к поставленной перед ними задаче, и создали действительно уникальный мир, чертовский притягательный и… с гхм, похоже без этого никак. Да, и стильный мир. Разработчики не стали в очередной раз эксплуатировать наработки «Властелина Колец», создав мир аналогов которому автор этих строк не видел ни в стратегиях, ни в других жанрах компьютерных игр. Хотя, может быть,  Dishonored... но вряд ли. Не смотря на то, что игра в 3D (да, это не опечатка), выглядит она на удивление красиво, потому как обычно стратегиям того времени перенос в трёхмерную графику не шёл на пользу. 3D работает в случае Расцвета Легенды из-за скрупулёзной проработки каждого здания, юнита и карт. Там тысяча мелочей, при этом каждая на своём месте. Разработчикам и художникам удалось создать каждый объект так, что он совершенно не смотрится пластилиново или фальшиво. Если это металл, что видно, что это металл; если стекло, то стекло; камень, значит камень. Как мне кажется, особо удался песок, и вообще пустынные пейзажи в игре великолепны. По этой причине я перепроходил кампанию за алинов великое множество раз, и в схватке играю обычно на пустынных картах. В плане картинки дизайнеры и художники отработали, как Blizzard в лучшие его годы.
Вся эта дотошная проработка зданий, юнитов, карт и окружения создаёт главное — атмосферу. На неё же играет и отличный саундтрек, который почему-то многими игровыми изданиями был встречен весьма прохладно. Но лично мне пришёлся очень даже по вкусу, и часть треков у меня даже в плейлисте хранится.

Кстати, мир, в котором разворачивается действо. Называется он Айо.
Кстати, мир, в котором разворачивается действо. Называется он Айо.

  Переходя непосредственно к описанию игровых особенностей, Капитан Очевидность спешит сообщить, что игроку на выбор предоставляются три различные расы:
Винчи — люди, воплотившие в металле изобретения того самого Леонардо. Полагаются на грубую силу механики и пара. Самая простая в освоении раса. 
Алины — люди арабской национальности, полагающиеся на магию и всякую живность, обитающую в пустыне. Имеют легальный чит, при изучении соответствующей технологии, позволяющий просматривать всю карту.  
Куотлы (или в русской локализации квотлы) — многострадальные индейцы, которых в нашем мире нагнули бравые европейцы, а в мире Айо, бравые инопланетяне, из-за чего первые теперь служат последним. Не совсем добровольно, но überтехнологии по всей видимости стоят того. Развиваются долго, нудно, из-за чего видимо и прикрутили к своим производящим зданиям щиты. Впрочем, если отожрутся, то мало точно никому не покажется.  

Вроде как у нас три совершенно различные расы, но положа руку на сердце, разница между винчи и куотлами скорее номинальная, потому как развиваются они одинаково, да технологии ± похожи. Различия больше косметические нежели действительно глобальная. 

Кстати, помните, я выше сказал об ассоциациях? Так вот, все эти расы, при дотошном рассмотрении уж больно напоминают терранов, зергов и протоссов из StarCraft. Кроме того, некоторые особенности игрового процесса и сам сюжет отдаёт чем-то таким от Метелицы. Упущение ли это? Совсем нет. BHG всё же нужно было на кого-то ориентироваться при разработке своего мира. Они выбрали правильный ориентир, на мой взгляд.

V — значит vendetta

 Оглядка на Blizzard, ощущается в первой же миссии сюжетной кампании Расцвета Легенды. На первой же минуте злой™ диктаторЪ убивает брата ГГ и начется сюжет про местЪ

ДИМОО... эээ... Петрууууццооо! 
ДИМОО... эээ... Петрууууццооо! 

И так все три кампании. Все три кампании ГГ Джакомо за кого-то или что-то мстит. Сюжет не претендует на какую-то там оригинальность, хотя и пытается выдавливать из себя некое подобие драмы. Откровенно говоря, он (сюжет) далеко не сильная сторона игры, но всё же его функция знакомства игрока с миром и механикой игры отрабатывается на совесть, чему способствуют также и довольно интересные задания. Конечно, до StarCraft 2 с её уникальными заданиями на каждую миссию далеко, тем более, что SC2: WoL выйдет только в 2010-м году, а RoL вышла в 2006-м. Сами условия на картах ± одинаковые — захвати базу врага/дойти с минимальным отрядом из точки А в точку Б. Тем не менее, декорации к этим заданиям подчас довольно интересные. На одной карте игрок встретит сюжетного персонажа, которого позже можно прокачать и использовать, как героя; на другой нужно усмирять некоего виконта, решившего прибрать к рукам некие технологии; на третьей предстоит выбор между захватом или помощью в удержании древнего замка кондотьеров. Выглядит без изысков, но играется нескучно, что важно.

Урбанизация по-фэнтезийному

Поговорим о режиме схватки. Как и в любой RTS, в RoL залог победы — крепкая экономика. В игре присутствуют два основных ресурса: тибери... ой, то есть, тимониум и деньги (в случае куотлов энергия). С их помощью мы строим здания, юнитов и делаем апгрейды. Кстати, база, в отличие от классического понимания реалтаймовых стратегий, в Расцевете Легенды строится несколько иначе. На старте игроку даётся город, который можно улучшать, пристраивая к нему районы. Выбрать, где поставить город, или снести его нельзя, можно захватить либо купить. Учитывая, что городов на карте очень ограниченное количество, за ними идёт самая настоящая охота. 

Города развиваются следующим образом:

Военный район — поднимает потолок населения, даёт отряд пехоты и обеспечивает сам город небольшим гарнизоном (в случае винчи ещё и небольшой мортирой), для самозащиты в случае чего.

Торговый район — обеспечивает нормальный товарооборот в городе. Если этим пренебречь, то игрок получит штраф к добыче ресурсов.

Реакторный район куотлов — реактор, по странному стечению обстоятельств, вырабатывает энергию, которая, впрочем, расходуется также, как деньги.

Индустриальный район винчи — даёт 1 очко исследования технологий в заводе прототипов. Эти технологии весьма полезны, и дают существенные бонусы войскам.

Магический район алинов — дают очки научных исследований. О них ниже.

Священный район куотлов — также даёт очки научных исследований, а ещё халявный ковчег (помогает на вражеской территории, о чём также ниже) и несколько расширяет национальные границы.

Дворцовый район — построить можно, когда построено три других района. Превращает город в большой город, и далее в великий. Даёт существенные бонусы всем построенным района, а также открывает доступ к новым ступеням технологий.

Звучит всё это громоздко, но на деле осваивается за пару минут.

Кроме городов интересной особенностью игр серии Rise of Nations являются национальные границы. Это не просто черта на карте, которая показывает насколько разожрался тот или иной игрок, но и рабочая часть геймплея. В RoL, при исследовании соответствующей технологии, вражеские войска на вашей территории будут получать урон (т.н. эффект изматывания), а ваши войска на своей территории будут излечиваться. Кроме того, на вашей территории нейтральные города/шахты/таверны и пр. будут стоить дешевле. Их, кстати, можно захватить/купить/либо, при достаточной усидчивости, получить нахаляву с помощью торгового каравана, который будет курсировать между вашим городом и нейтралом туда-сюда. Правда, куотлы не могут покупать города, они их могут либо захватить либо покорить. Единственное, что игрок за протосс... куотлов может сделать, это уменьшить урон при «покорении». Помимо этого, каждая раса имеет национальную силу:

Винчи — промышленное уничтожение, способное при удачном использовании снести половину вражеского войска и/или все производящие здания;

Алины — призыв войска;

Куотлы — луч, наносящий серьёзный урон противнику.

В остальном же, перед нами самая обыкновенная RTS, с постройков бараков и танковыми рашами. Искуственный Идиот именно что идиот, но очень агрессивный и с мышцой. Играя на высоком и далее уровне сложности, игроку придётся попотеть, т.к. ИИ быстро захватит все города на карте. Данный факт автоматически ставит игрока в ситуацию, где он находится в сильном экономическом отставании. Или, проще говоря, ИИ оставит со спущенными штанами. А потом придёт всей своей армадой, и поставит игрока в позу, из-за которой Entertainment Software Rating Board влепила бы игре рейтинг Adults Only.

Театр кривых зеркал

Отечественная локализация вышла очень неровной. С одной стороны все тексты, а их в этой игре приличное количество, переведены добротно, хотя и без ляпов не обошлось. Например, clockworkman перевели как механического воина, что совсем не отражает сути. Справедливости ради, я с трудом представляю, как это зубодробительное название можно адекватно перевести на русский. Часовщик? Часовой человек? Работающий на часовом механизме человек? Бррр!..

А это и есть clockworkman — очень полезный юнит не только против других юнитов, но и против зданий.
А это и есть clockworkman — очень полезный юнит не только против других юнитов, но и против зданий.

В целом же, текстовая локализация хорошая, а этим мелкие огрехи не влияют на восприятие игры…чего не скажешь об озвучке. В принципе, озвучивать особо в игре и нечего, потому как разработчики не стали давать юнитам реплики, ограничившись звуками типа «гхы!», *звук затвора* и тому подобными. Диалоги присутствуют только в сюжетной кампании, и там русская озвучка просто кошмарна. Одни актёры ужасно переигрывают, других словно поразил эмоциональный паралич. Не говоря уже о том, что самих актёров на всю игру набралось ровно 3,5 штуки, и то никто из них умудрился не попасть липсинг своих персонажей. Здесь, однако, вина не актёров, а тех, кто звук сводил. Короче говоря, если есть такая возможность, то лучше выбрать оригинальную английскую озвучку. В оригинале актёры хоть стараются. Субтитры есть, но они работают только в связке звуковая дорожка + субтитры.

Закат Легенды

К моему великому сожалению, игра не снискала особой популярности среди игроков, и была довольно быстро забыта. К ещё большему моему сожалению, легально купить эту игру сейчас практически невозможно. Разве что с рук. В электронных магазинах Steam, gog или магазине издателя Microsoft стратегию также не найти. Так произошло из-за очень мутной истории. В 2012-м году была закрыта компания Big Huge Games, начались разборки на тему авторских прав на Rise of Legends, которые закончилась тем, что те самые права просто-напросто растворились неизвестно где. Поэтому, по всей видимости, Rise of Nations: Rise of Legends исчезла навсегда, и переиздания мы, игроки, вряд ли когда-нибудь дождёмся. Очень и очень жаль.
Пусть и с грустью на душе, но я всё равно продолжаю временами играть в эту стратегию. Продолжаю восторгаться очаровывающей красотой и (в последний раз, честное слово!) стилем этого мира. Продолжаю наслаждаться шикарным саундтреком. Перепрохожу игру вновь и вновь. Потому что каждый раз я вижу и создаю Расцвет Нации, каждый раз я наблюдаю Расцвет Легенды.  


Лучшие комментарии

Хотелось бы в это верить. RoL одна из тех игр, которая действительно заслуживает ремастера, а лучше вообще ремейка.

На Rise of Nations выкуплены. RoN в 2014 году даже официально переиздали. Что там с Rise of Legends непонятно. Возможно права действительно принадлежат Микромягким, но если так, то непонятно почему игры до сих пор нет ни в одном магазине. Скорее всего вопрос не решён по сей день, иначе как объяснить почему RoL столько лет находится в фактическом небытие. 

Возможно не хотят конкурировать сами с собой. Сейчас они выпускают раз в год по стратегии. В 2019 вышло переиздание 2 части Age of Empires, в прошлом году — 3 АоЕ, а в октябре этого должна выйти 4 часть. И для культовой, но небольшой Rise of Legends просто не пришло время. Но это просто моя теория.

И в отличие от других контор, которые просто выбрасывают старые игры, даже не проверив их на работоспособность, майки, дорабатывают игры. А это значит, что нужно больше времени.

Читай также