Ты наверное думаешь: что это за Blasphemous и почему тебе может быть интересен ее культурный код? И я могу тебе ответить: Blasphemous это — экшн-метроидвания, действия которой происходят в вымышленной стране Кастодия, местами очень сильно напоминающей средневековую Испанию. Игра имеет значительный бэкграунд из испанской истории и культуры, это кстати было одним из козырей разработчиков из The Game Kitchen, когда они представляли игру на Kickstarter. Для некоторых издательств и порталов Blasphemous стала одной из лучших инди-игр 2019 года. Возможно местами она и раздражает из-за не особо отзывчивого платформинга и проседает по темпу из-за неудобного бэктрекинга, но со временем, большинство проблем пофиксили, а вот неподражаемая атмосфера никуда не делась. Местам безумный гротеск в духе Warhammer 40.000 переплетается с тонкими цитатами из христианской истории и тем самым порождает удивительные образы, которые потрясают воображение. Иногда встречаешь какого-нибудь босса или моба и думаешь — ВАУ — а когда узнаешь, что его образ создавался на основе реальных вещей, то с нетерпением лезешь на вики, дабы найти корни. Сегодня мы покажем большинство таких отсылок, и ты узнаешь как разработчики смогли увековечить историю испанской культуры в своей игре.
Для начала разберем то, что ты будешь видеть 99% экранного времени, а именно облик главного героя. Кающийся — последний член Братства безмолвной печали, он одет в жестяной доспех, носит длинный конусовидный шлем, а лицо его скрывает маска. Наш герой, как видно из названия его братства — безмолвен, однако от этого он не становится менее выразительным. Дизайн паломника во многом основан на санбенито — униформе, используемой некоторыми братствами во время Страстной седмицы для демонстрации покаяния. А шлем его почти полностью копирует капирот — длинную остроконечную шляпу, которую носили испанцы в средних веках. Маска, скрывающая лик протагониста на протяжении игры вдохновлена римскими имперскими масками.
Во многом, отправной точкой для создания образа Кающегося и других персонажей, как признались сами разработчики, послужила картина Франсиско Гойи «Процессия флагеллантов», если брать главного героя, то несомненно, именно тут подглядели капирот, который ты видел чуть ранее. Также были взяты самобичеватели, которые представлены в игре как мобы. А кадр одной из концовок, почти полностью повторяет данную картину, его мы тебе не покажем, так, как спойлер) Это тебе стимул пройти игру.
Половину игрового времени игроку предстоит крошить в труху местных обитателей, в этом ему поможет верный меч Mea Culpa (лат. «Моя вина»), поэтому было бы кощунством не уделить ему должное внимание. Кающийся извлек меч из окаменелой женщины, и после этого стал с ним единым целым. Лезвия меча опоясывают шипы, а рукоять украшена фигурой Скрученного, одного из главных объектов поклонения в игровом мире — Кастодии.
По легенде, молодой юноша настолько сильно молился о своей вине, что Чудо (сверхъестественная сила), сделала его единым с деревом, на котором тот восседал. Видно, что концепция Скрученного вдохновлена Иисусом Христом, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения положения в религии для Кастодии. А дерево в свою очередь является очень важной темой, как в игре, так и в католическом искусстве и литературе. Именно дерево поражает всех мучеников Чуда, так проросли Гемино и Тен Пьедад, к которым мы еще сегодня вернемся, а на месте, где произошла история Скрученного, выросло дерево. Для католиков древо — символ щедрости Бога и красоты его творений. В особенности можно вспомнить Древо Жизни из Книги бытия, оно растет в райском саду рядом с Деревом познания добра и зла, и дает вечную жизнь, вкусившему ее плоды.
С персонажем разобрались, теперь обратимся ко второму по важности пункту, а именно к игровым локациям, которые тоже вобрали в себя частичку нашей культуры. При глобальном рассмотрении, игра много позаимствовала из архитектуры средневековой Испании, тут вам и рыжая черепица на крышах домов, и готические соборы возвышающиеся на горизонте, да и вообще игровые локации местами напоминают родной для The Game Kitchen город Севилья, только посмотри на него. Однако нашлось место и более точечным отсылкам.
Мать матерей
Огромный и величественный готический собор, в который протагонист попадает по ходу сюжета, и который служит финальной точкой для Странствующих паломников. Увы, он настолько большой, что даже нет скриншота и видео, чтобы показать тебе всю его красоту, поэтому вот его внутреннее убранство и вход в него. Сразу два собора стали источником вдохновения для этой локации, первый по порядку и по значимости стал Севильский кафедральный собор, который входит в список объектов мирового наследия, а второй это — Собор Святого Иакова, который, как и Мать матерей, является последним пунктом назначения паломников. В достаточной степени можно сравнить только внутренности трех соборов. Высокие своды храмов, украшенные изящной лепниной, монументальные колонны, люстры, поражающие своими размерами и формами, сосуды похожие на большие кадило — это общие детали, которые можно видеть сразу в трех храмах. Хотя в игре и не дают посмотреть на него во всем величии, сохраняется уверенность, что он ничуть не уступает, двум реальным шедеврам готической архитектуры.
К сожалению, это единственный, узнаваемый архитектурный феномен, за исключением города-хаба, постройки в котором напоминают классические домики средневековой Испании.
С большим количеством персонажей приходит большое количество параллелей, как больших, так и маленьких. Причем и буквально и фигурально. Здешний бестиарий довольно обширен и включает в себя, как мелких невзрачных мобов так и огромных гротескных боссов. Первый пример — нечто среднее:
Тен Пьедад
Что-то похожее одновременно на козла и человека, наполовину состоящее из корней. Скорее всего именно этого босса ты встретишь первым после обучающего в Братстве безмолвной печали. Тен Пьедад поджидает нас лежа на руках статуи, его поза — отсылка к скульптуре «Пьета» за авторством Микеланджело. Одолеть его не составит большого труда, максимум перезапустишь пару тройку раз. Зато относительно невысокая сложность дает возможность получше разглядеть его. Следующий босс куда проблематичней в этом плане, хотя он достаточно омерзителен, так что может быть это и плюс
Владычица наша с ликом опаленным
Один из самых сложных боссов, особенно на ранней стадии игры. Легенда повествует о ней, как о прекрасной девушке, которой поклонялись из-за ее безумной красоты. Чтобы прекратить это, девушка вылила на себя сосуд с кипящим маслом. Это привело ее к канонизации в качестве святой и основанию монастыря в ее честь. История Владычицы похожа на историю настоящей монахини по имени Мария Фернандес Коронель — за ней ухлестывал король Педро эль-Круэллу и, чтобы избавиться от него, она также облила лицо кипящим маслом.
Босс сложен в начале пути, однако, благодаря тому, что Blasphemous — метроидвания, исследование может вывести тебя сначала к другому боссу.
Мелькиадес, выкопанный архиепископ
Вы только посмотрите на этого милашку, разве он не кажется вам забавным? Ряженный скелет, которого носят на руках, по моему смешно.
Однако в истории персонажа нет ничего забавного. Дизайн Мелькиадеса основан на Святых усопших, украшенных драгоценными камнями и облаченных в латы. Они были украшены реликвиями святых 16-19 веков. Как и Мелькиадеса, их часто помещали в полулежачем положении. Так же архиепископ является отсылкой к Трупному Синоду — церковному трибуналу над выкопанным из могилы трупом папы Формоза. Один из самых противоречивых моментов в истории папства, вызвавший раскол внутри церкви и образовавший мистические легенды вокруг себя. Например, во время глумления над телом Формоза произошло небольшое землетрясение, повлекшее за собой частичное разрушение зданий, что не могло не отразиться на глубоко верующих римлянах. Кстати, Имя Мелькиадес также носил носил 32-й папа Мильтиада.
Трес Ангустьяс
Во время сражения с этим боссом можно спокойно напевать себе под нос песенки или делать любые другие дела, настолько он прост и незатейлив. Но нас интересуют не игровые механики, а в первую очередь бэкграунд.
Концепция Трес Ангустьяс была вдохновлена тремя статуями, известными как «Три девы мученицы», которые используются в падубах в Севилье, Испания.
Дизайн трех сестер с длинными черными платьями скорее всего был вдохновлен «Богоматерью Скорби», изображению Девы Марии в черной одежде. На картине она проткнута мечом, и хоть напрямую этот образ не повторяется, он найдет свой отклик в следующем персонаже.
Боссы актуальные для этого ролика закончились, хоть и в самой игре их предостаточно, и все они достойны твоего внимания, но сейчас нас больше интересуют другие, на этот раз — сюжетные персонажи.
Леди Шести скорбей
Леди шести скорбей это — Персонаж, отвечающий за увеличение максимального здоровья Кающегося.
Параллели дизайна персонажа можно провести сразу с несколькими образами.
По словам некоторых разработчиков The Game Kitchen, дизайн дамы, был вдохновлен картиной Гойи «Полет ведьм», скорее всего они имели ввиду головной убор. Однако тут опять видна отсылка к Деве Марии, а точнее к другому её изображению — статуе «Скорбящая леди», тут даже поза похожа.
Альтасграсьяс
Одно из самых уродливых существ в игре, по-настоящему мерзкой наружности. Чтобы встретиться с ним лицом к лицу, надо выполнить непростую цепочку побочного квеста, но это наверное и к лучшему. На заметку, если захотите платину в этой игре, привыкайте к мудреным и сложным квестам, догадаться без гайдов, что нужно делать, чтобы открыть ту или иную дверь, практически невозможно, но вернемся к нашей страшиле. Образ этого чудовищного персонажа вдохновлен севильской легендой о Санта-Либраде. Одна из молодых приёмных дочерей короля Португалии должна была выйти замуж за короля Сицилии против своей воли. Она молила Бога сделать её отвратительной, чтобы ее жених не захотел жениться на ней. После этого волосы стали расти по всему её лицу и телу. Король Португалии посчитал это актом ереси и приговорил её к смерти на кресте.Одним из квестовых предметов является свадебная вуаль, что как-бы опять отсылает нас к легенде. Но это не самая трагичная история, на плечи следующего персонажа, также выпала нелегкая ноша.
Гемино
Гемино — Персонаж, заточенный в железную броню, прикованную к дереву, в локации «Там, где сохнут оливковые деревья». Скорее всего был наказан церковью. При взгляде на него, меня самого пробирали мурашки от факта, что он заточен на вечное пребывание на морозе. Не последний круг Ада у Данте в его «Божественной Комедии», но также наипротивнейшая участь.
Дизайн мученика вдохновлен картиной Жоржа де Латура «Мученичество святого Себастьяна». Видно, что на картине изображен юноша, лежащий подле дерева, а в его животе торчит стрела». По легенде Себастьяна также приковали к дереву, после чего расстреляли из арбалетов и луков. В игре у вас есть возможность облегчить страдания Гемино, принеся ему наперсток с горячим оливковым маслом.
Хосинеро и Дети лунного света
Начиная с самой первой локации, вы будете встречать маленьких ангелочков, летающих в самых труднодоступных местах. Собрать их всех можно только после прохождения игры, зато потом, когда все 38 будут у вас, вы сможете обменять их на новый костюм у одного NPC. Как раз он нам и нужен. Когда я пришел, чтобы забрать свой костюм, я не ожидал увидеть ТАКОЕ. Знакомьтесь, это — Хосинеро.
На дизайн этого персонажа повлияли сразу несколько произведений. Текст традиционной андалузской песни фламенко «La Luna y El Toro» Карлоса Кастельяно. «И этот бык влюблен в луну -Y ese toro enamorado de la luna.» Так гласит одна из строчек песни «Бык и Луна», также называется достижения за сбор всех 38-и ангелов.
И картина «Фигура с мясом» 1954 года Фрэнсиса Бэкона, если быть точным — образ располовиненного быка.
И Путти, маленький ангела-ребёнок, которым украшают картины и статуи, послуживший вдохновением для образа Хосинеро и других Детей лунного света.
От символического добра в виде ангелочков, перейдем к настоящим добродетелям.
Тирсо
Тирсо — Глава Целователей ран, организации лекарей, находящихся в местной хаб-локации Альберо. Концепт Целователей ран вдохновлены легендой о святом Франциске Ассизском, который заботился о прокаженных, одновременно живя с ними. Также было сказано, что он поцеловал их в лоб, не боясь заразиться, отсюда и название, данное этому братству. Если помогать Целователям в их непростом деле, то те будут одаривать вас полезными дарами. (Затихание музыки и появление текста).
Блог близится к завершению, и у нас остаются только малокалиберные мобы, давайте быстренько по ним пробежимся.
Мобы
Пенье
Гуманоидный великан, сжимающий в руках тушку оленя, а голова его закрыта платьем маленькой девочки, восседающей на нем. На начальной стадии игры, Пенье может доставить неприятностей игроку, своей аое атакой. Но основного внимания заслуживает не великан, а девочка, сидящая на его голове. Дизайн для молодой леди основан на Маргарите де Астурии, как это можно увидеть на картине Менины (Las Meninas) Диего Веласкеса. Девочка в самом центре картины поразительно похожа на ту, которая забралась на голову великана, даже цвет платья и прическа схожи.
Святой мученик
Писк комара в ночной комнате, муха решившая полетать четко над твоим ухом, камушек, попавший тебе в кроссовок, самый раздражающий моб в игре отлично вписывается в этот ряд крайне раздражающих вещей. Расположен он в локации Хондо, а она изобилует шипами. В этой игре достаточно их малейшего касания, чтобы отправить игрока на контрольную точку. А эта тварь столько раз сбрасывала меня на них, что пару раз я выключал игру в порыве ярости. Хотя не стоит отменять факт, что это я такой криворукий.
Образ Святого мученика, по-видимому, вдохновлен святым Исайей, христианским мучеником, которого распилили пополам из-за его веры.
Тисона
Призрак, похожий на молодую девушку, закутанную в прозрачную вуаль. В руке она сжимает изящную рапиру.
Тисона — это имя одного из мечей, которые носил испанский народный герой Родриго Диас де Вивар, более известный как — Сид Кампеадор.Этот человек был героем множества поэм и баллад, одержал большое количество побед и помог королю Санчо победить брата Альфонсо в битве при Гальпехаре. Blasphemous не единственная игра, в которой мелькает эта фамилия. Поскольку Сид реально существовавший военный и политический деятель, то чаще всего он появляется, как персонаж стратегий, по типу Total War. Также сид появлялся в кино.
Заключение
На этом, те примеры и параллели, которые мы хотели вам показать заканчиваются. Я уверен, скорее всего, здесь не все отсылки на испанскую культуру и предметы искусства и если ты можешь дополнить или оспорить это, то милости просим в комментарии. И настоятельно советуем ознакомиться с Blasphemous, ведь не часто встретишь игры, создатели которых вкладывают такой бэкграунд в свои творения. У нас есть знаменитая серия про убийцу богов, но, что в старой трилогии, что в неофициальном перезапуске, Кратоса просто лоб в лоб сталкивают с известными божествами и мифологическими существами. Есть две классные Guacamelee, которые погружают в колорит мексиканской культуры, но это тоже не то. The Game Kitchen собрали воедино колорит и образы, и создали из них совершенно новые вещи, истоки которых отыщут только самые любопытные. Ну, а если вы уже совершилили свое виртуальное паломничество, то делитесь своим мнением ниже. Как автор данного текста выражаю огромную благодарность фэндому данной игры за большое количество интересующей информации.
Лучшие комментарии
Блин, надо бы поиграть, очень интересная игруха.
бОльшая часть отсылок расписана в официальном артбуке. А дальше — открываешь артбук, в соседнем окне открываешь гугл, и фигачишь запросы с каждого названия. Восхищаешься и начинаешь хотеть поехать в Испанию, в идеале на тематическую экскурсию.
Картина называется «Фигура с мясом».
В архитектуре примеров гораздо больше. Взять, например, трибьют мечети в Кордове [является объектом наследия ЮНЕСКО], или мост Изабеллы II, или Осквернённые цистерны.
Жаль, что не взялись за тему гораздо глубже. Упоминаете Хосинеро, но не говорите, что его имя заимствовали у знаменитого быка, который насмерть ранил тореадора. Зато пояснили имя Тисоны, не описав ее образ, который, кстати, вдохновлен национальным женским костюмом на Святую неделю — мантилья и гребень.
Плюсик я, конечно, поставила, потому что тема лично мне интересная. Но рассказать по чуть-чуть можно было практически о каждом персонаже, а у вас даже ключевого Деограсиаса нет :3
Сейчас там основные косяки уже исправлены. Только длц по Bloodstained неприятная, но она не обязательна к продолжению и ничего полезного не даёт
Вчера добивал это грёбанное второе длц, последнее испытание, на прохождение которого игра выделяет три с половиной минуты, я долбил около трёх часов. Всё испытание это чистой воды платформинг и да, он всё такой же всратый как на релизе — с корявыми хитбоксами и затупами в управлении. Да и вообще, делать дополнение полностью основанное на самой слабой стороне игры — решение как минимум странное...
К платформингу там все равно еще надо привыкать (но основных косяков да, нет). Второе ДЛС не трогал, но что-то много негатива в его адрес.
Ты удивишься — всё есть в артбуке к игре :D Очень рекомендую приобрести, если так сильно вдохновляет мир Кастодии.
Да много миров вдохновляет, на самом деле. Просто для Кастодии как-то сразу цитаты нашлись :)
10/10
Но играть в нее, по первой, больно. И не из-за сложности
Заслужено лучший блог недели!
Да-да, парочку ошибок исправить, но очевидно текст для видео в первую очередь готовился, а там все по ходу записи исправляется да забывается.
Я только открыла блог и в голове сразу всплыл саундтрек игры. Отличный блог, я даже не думала, что все эти монстры — не только плод больного воображения разработчиков.
Вообще, это удивительно, как игра, которая начиналась как простая инди ни на что не претендующая, в итоге продалась более миллиона копий и стала культурным феноменом.
Спасибо за такой подробный комментарий! Даже не догадывался, что столько упустил… Возможно это будет поводом написать ещё один блог. А вам респект за такие познания ;)