3 августа 2021 3.08.21 21 2717

Мнение о дилогии фильмов Tron

+13

Марвин попросил несколько человек поучаствовать в написании коллективного блога о некоем знаменитом художнике, который в комментариях можно было бы развить в Курилку.
Задача: отсмотреть несколько фильмов на выбор и поделиться личным мнением. Без строгой аналитики и серьёзных аргументов, просто своё субъективное примерно на три абзаца.
Что ж, не у всех участников получилось уложиться, мыслей в основном немало набралось. Я так и вовсе зачем-то вызвался смотреть два фильма, но и с редактурой задержался, и по объёму текст уже стал превышать все разумные пределы, поэтому для того блога выдал отдельную выжимку, а с основным текстом слегка заморочился и осмелился лишиться блоговой девственности. Как это на СГ любят.
Собственно, вот расширенная и дополненная версия личного мнения. На истину не претендую, так что не судите строго.

Трон (1982)

Посмотрел я, значит, первый раз так называемую культовую классику. Почти 40 лет ей. Это не Звёздные войны, у которых богатейшая история на десятки лет и про которые волей-неволей слышал каждый, даже если не смотрел. У меня не было никаких связанных с Троном воспоминаний и историй, мельком слышал только в интернете при упоминании тех или иных знаменитых фильмов-событий, в контексте развития спецэффектов и фильмографии Джеффа Бриджеса. Ну и во время релиза тематических гонок в ГТА, конечно же, в околоигровом инфополе только об этом и трубили. Т.е. не знал практически ничего и отношение абсолютно нейтральное. Сиквел я видел прежде, но т. к. слишком большая разница в сроках выхода, то оригинальный фильм воспринимается как и должен — как полностью новое оригинальное произведение.

Вот ЭТО фильм восьмидесятых

ВОТ дух США восьмидесятых годов прошлого века, показанный и в поведении людей, и в музыке, и в дизайне окружения. Как в реальности, так и в мире программ.
А не как в «Очень Странных Делах», где лишь формально заявлена совокупность временных факторов, но зритель никак не может отличить показанное прошлое от нашего настоящего — кроме технических штучек и попыток создать антураж ретро на различия ничто не указывает.

Не говоря о том, как сам фильм снят и какие в нём сюжетные диалоги, также свойственный той эпохе. Скудность фантазий, нехватка знаний о компьютерах и технологические ограничения чувствуются буквально в каждой сцене. Но стоит отдать должное, порой даже в неловкой сцене есть очаровательный шарм с нотками ностальгии по былым временам. Искренность, вопреки наигранности. Та самая ламповость.
Об игре актёров чуть позже.

Не верьте русскоязычной Вики

То, что обозначено в статье про фильм — извращено, либо почти полностью отсутствует в нём самом. «Супергеройский фильм в жанре киберпанк»? Да ну это же явно кто-то пошутил.
В тексте присутствуют: схожесть фабулы и действующих лиц, намёк на краткое описание событий, чуть-чуть про спецэффекты и влияние.
В англоязычной статье гораздо более подробная и правдоподобная инфа. Для жителей западного полушария Трон — фильм знаковый.

Проблемы восприятия

Джеффу Бриджесу на момент выхода фильма было уже за 30 лет.
Молодой специалист? Ну ладно, значит и у меня ещё всё впереди)

Формально, в фильме есть некий Кевин Флинн — талантливый программист, которого обхитрили и кинули. Но не стоит обманываться насчёт главного героя, ведь этот Флинн — типичный Тыжпрограммист, всё умеет и со всем справляется просто потому что, а хакерские навыки у него показаны не иначе как магия:
тут и управление и победы в простеньких аркадных видеоиграх;
и чудо-устройства для взлома до мультяшного огромной двери в строго охраняемые секретные помещения (с одним охранником, который, увидев «запоздавших» коллег, дежурно кивнул фуражкой);
и победы в смертельных соревнованиях на ловкость и реакцию;
и выживание при аварии на большой скорости после попадания танкового снаряда;
и даже создание виртуального летающего ТС буквально из обломков местной виртуальной. поверхности. С помощью чего? Даже попыток в программирование не было показано, так что остаётся догадываться, как это он так сконцентрировался;
и скачок некоего корабля с героями с одного потока данных на другой, чтобы избежать опасности и столкнуть преследователей с энергетической вспышкой.
Ну и финальный прыжок Флинна в луч энергии, чтобы задержать злодейский ИИ, чтобы другая программа с помощью «чит-кода» взломала ИИ — это просто финиш. Сказка в декорациях компьютерного мира, если точнее.
Возвращение в реальный мир с найденным файлом доказательств и становление Флинна директором ещё того интереснее.
Как, что и почему работает — зритель додумывает самостоятельно. «Так надо», и всё тут. Злодеи наказаны, справедливость восстановлена, хэппи энд.

Сам же метод взаимодействия с компьютерами в реальности может лишь позабавить, даже если абстрагироваться от современного понятия операционной системы и интерфейса. Ни о каких кодах с сотнями и тысячами строк, разумеется, речи нет, никакие команды пользователи в кадре не прописывают. Лишь имитацию запросов.

«— Я имею уровень доступа 7.— Доступ приостановлен. Доложи на себя сам.»
«— Я имею уровень доступа 7.
— Доступ приостановлен. Доложи на себя сам.»

Сюжет

Про подставу и увольнение Кевина только словами проговаривается. Кто такой Эд Диллинджер, в настоящем директор корпорации, как он всего добился — не показано и не рассказано. Зрителю просто подаётся что было вот так-то и так, шахматная программа, даже не нейросеть, начала бесконтрольно развиваться и переиграла собственного создателя. А показывать и пояснять ничего не надо — просто верьте.
Про деятельность остальных сотрудников, кто чем занят, почему популярны игры компании и почему вообще корпорация такая плохая — просто верьте.
Почему в цифровом пространстве возможна диктатура и установлены именно такие правила, почему программы испытывают чувства и даже поддерживают некую легенду на уровне религии — просто верьте.

Хорошо, я не против поверить в некоторый выдуманный сеттинг, но когда у него есть хоть малейшие объяснения и я не чувствую в каждом кадре фальшь и постановку уровня любительского спектакля. Во Властелине колец, фильмах Марвел и даже в Форсажах с правдоподобностью нет проблем — фильмы погружают в себя достаточно, чтобы попытаться игнорировать очевидные косяки, резиновую логику и фантастическую физику. Во втором Хищнике можно поверить в такой город, в таких копов, в таких пришельцев. С условностями, но можно. В ещё более фантастическую космо-сказку про Новую надежду (1977) можно поверить, несмотря на явно магического происхождения Силу, картонные декорации, звук и огонь в вакууме, и почти такое же непонимание на лицах актёров во что они, чёрт возьми, ввязались.
В события и правила Трона не верю абсолютно, потому что нет даже попыток объясниться, ни в реальном мире, ни в компьютерном.
Откуда взялась сочувствующая программа, помогающая Пользователю и Трону, почему Страж башни нарушает приказ Программы Контроля и вот так запросто пропускает нарушителей, почему Сарк такой, какой есть, цепной пёс, и ещё десятки вопросов в пустоту.
Когда нет понимания логики и веры в окружение, нет и сопереживания персонажам.

Графоний

Фильм имел умеренный успех в прокате и получил положительные отзывы критиков, которые высоко оценили новаторские визуальные эффекты и актерскую игру. Однако в то время сюжетную линию критиковали за непоследовательность. Трон был номинирован на лучший дизайн костюмов и лучший звук на 55-й церемонии вручения премии « Оскар» и четырнадцать лет спустя получил премию « Оскар» за технические достижения.

К сожалению, мне не дано полностью понять людей тех времён. За что хвалить спецэффекты и грим в фильме Муха (1986) я понять могу, это и по сей день впечатляет. В Чужом — да, конечно.
Новаторские ли эффекты в Троне? Пожалуй, да. Такого количества компьютерной графики и совмещения изображений прежде не делали. Я не специалист и сужу лишь со своей колокольни. С учётом времени и технологий выглядит вполне внушительно.

Не хуже Ада в Спауне (1997), и то хорошо.
Не хуже Ада в Спауне (1997), и то хорошо.

Местами вроде бы есть детализация и чувствуется пространство в цифровом мире, даже убедительная трёхмерность, но всё же сочетания реальной чёрно-белой картинки с CGI, наложение кадров и подсвеченные костюмы в условно неоновом цифровом мире сейчас смотрятся криво и нелепо.
А ещё можно заметить как фигурки людей просто пропадают из кадра или половинятся. Ниже один из примеров.
Хорошо, что будущее выглядит не так, каким его представляли фантасты, романисты и прочие далёкие предки)

Актёрство

А вот с игрой актёров куда больше проблем. Здесь я категорически не согласен с критиками тех лет. Она словно из ещё более давних, доглебовских времён. Лично у меня возникло стойкое ощущение сходства с фильмом «Унесённые ветром», который ещё на 40 с лишним лет моложе!
В «Назад в будущее», вышедшем всего тремя годами позже, актёры совершенно иначе работают лицом и телом, голосом, вспомните даже не Дока, а директора Стрикленда, у которого экранного времени всего ничего.
Хотя что там, даже в итальянском комедийно-пародийном (!) фильме Бинго-Бонго того же 82-го года актёры и то играют лучше. Скорее всего, дело не во времени выхода фильма, а в режиссёре Трона. И в том что большая часть съёмочной группы не понимала что творит.

Таланты! 8 из 10 за эффектное исчезновение с моста третьего бойца.
Таланты! 8 из 10 за эффектное исчезновение с моста третьего бойца.

Высоко оценить актёрскую игру в этом фильме — это надо умудриться. Единственный, кто получше всех иногда отыгрывал и вроде бы даже пытался веселиться на съёмочной площадке, так это Джефф Бриджес. Ему хотелось верить.
Тот актёр, который хорошо узнаётся из-за голоса, внешности и некоторой лёгкости в движениях. Что в Лебовски, что в Планете Ка-Пэкс, что в Фаворите, что в Железном человеке, что в недооценённом Призрачном патруле, что в Отеле Эль Рояль. (Надо ещё Короля-рыбака и Бунтарку посмотреть. И Страну приливов.)
Остальные персонажи либо с каменными лицами, либо с недоумёнными неловкими взглядами.

Вывод

Ни сюжет, ни даже идея о борьбе с корпоративными крысами и диктатурой, ни игра актёров, ни спецэффекты вашему покорному слуге не пришлись по душе. Фильм не понравился, он не настолько глубок, каким пытается казаться и не развлекает ни кадрами, ни диалогами, ни идеями. Смотреть не рекомендую.
Оригинальный Трон проверку временем не проходит. Перед просмотром Наследия можно коротенькую справку-описание почитать, если очень хочется. Хотя не обязательно. Сиквел чуть менее, чем полностью самостоятельный и законченный продукт, необходимые сведения о прошлых событиях в него уже заложены.

Тем не менее, хорошо что пытались показать талантливых технарей, побудить людей интересоваться околокомпьютерной тематикой. Однако реализация типичная для людей, которые не разбираются в материале, но громкую фантастику показать хочется. Особенно когда перед этим громко выстрелили уже несколько фантастических картин, а времена благоволят экспериментам. Свою аудиторию Трон всё-таки нашёл.

Трон: Наследие (2010)

Во-первых, и самое главное — этот фильм можно спокойно и даже с удовольствием смотреть. Выдохнули. Поэтому мнение чуть короче.

В нём есть кинематография, ракурсы и длина кадров, игра актёров (хотя Майкл Шин в образе Зюса почти тот же Аро из «Сумерек» или Азирафаэль из «Благих знамений» с теми же кривляниями и в почти таком же белом костюмчике), хореография, масштаб локаций и массовки, и более чётко прослеживается идея насчёт будущего технологий и человечества. Не совсем та, что в оригинальной картине, не противодействие корпорации и поиски справедливости, но даже лучше. Идея ещё более идеалистическая и глобальная, про изменение всего мира путём изучения и объединения с реальностью цифрового феномена Изоморфов. Без Избранного персонажа не обошлось, разумеется.

Вступление не кажется затянутым и ненужным. Сцены про детство главного героя Сэма и его последнюю встречу с отцом Кевином очень нужны. Немного лишними выглядят эпизоды со взломом серверов своей же компании — не совсем понятно для чего это сделано, поскольку нет чёткой сюжетной линии про бесплатный софт и отношение Энком к пользователям. Но если таким образом показывается бунтарский дух Сэма, его физическая подготовка, умение водить байк и, конечно, хакерские навыки — ладно. Экспозиция нужна для лучшего понимания контекста дальнейших диалогов.

Клу теперь другой. Не та программа-разведчик, что в оригинале. Теперь это полная цифровая копия Кевина Флинна для создания Совершенной Системы. Из-за того что Кевин со временем изменил свои взгляды, Клу устроил революцию и захватил власть в Системе, а Кевин был вынужден скрываться за её пределами, чтобы его первичный Ключ Доступа не помог радикальным программам выйти в реальный мир и уничтожить его.

«Верьте мне, и я вас щедро вознагражу.» Зачем оно программам и что они будут делать в реале — ответов нет.
«Верьте мне, и я вас щедро вознагражу.» Зачем оно программам и что они будут делать в реале — ответов нет.

Трону, программе безопасности на стороне Пользователя, тоже место нашлось, но теперь это второстепенный персонаж. По ходу флэшбеков его захватывают и преобразуют в программу Ринзлер, личного телохранителя Клу и универсальную боевую машину. Функционал, в общем, тот же, просто сторона конфликта изменена.
Поскольку Клу — копия Кевина, у него и лицо то же. Оцифрованная и омоложенная на 30 лет версия Джеффа Бриджеса смотрится странно. Вроде бы хорошо сделали, но порой отдаёт эффектом зловещей долины. Компьютерная «маска» не всегда поспевает за движениями актёра.
На тот же трюк с лицом «нового» Трона, видимо, бюджета не хватало, поэтому мрачный Ринзлер ходит весь фильм в непроницаемом чёрном шлеме, из-за чего финальная перемена его взглядов выглядит как рояль из кустов, абсолютно ничем не мотивирована.

Тем не менее, приятно наблюдать участие некоторых лиц и плотную связь с оригинальным фильмом, учёт временных изменений и преемственность технологий.
Алан Брэдли, друг Кевина и создатель программы Трон, тоже присутствует. Трон из флэшбеков Кевина как раз похож на героя первого фильма, актёра Брюса Бокслейтнера.
В совет директоров зачем-то непонятно откуда затесался и наследник Эда Диллинджера, вроде как плохого парня, который подставил Кевина больше 20-ти лет назад. То, что персонажа не забыли — хорошо, но отсылка с его сыном ни к чему не ведёт, поэтому только фансервис.

Система тоже сильно прокачалась. Гладиаторские игры и современное графическое наполнение — пожалуй, то, ради чего это фильм и создавался. Картинка приятная, экшен есть, и с выдумкой, смотрится гораздо логичнее старого фильма. Уничтожение каждой программы с разбиением на осколки сделано весьма эффектно. Личный Диск данных отскакивает от стен, подобно физическому объекту и возвращается в руку из-за того что он принадлежит конкретной программе, а не просто летает в воздухе и телекинезом управляется. Светоциклы ездят и поворачивают плавно, след-стену включают отдельным режимом и оставляют её визуально более насыщенную.
Главное, от выбора цветовой гаммы всей кинокартины не болят глаза. Где надо — ярко, где не надо — умеренный полумрак. От светолёта две полосы, оставляющие в воздухе спираль — просто визуальное пиршество. Под конец вся погоня смотрится на одном дыхании.

Это, конечно, лучше на большом экране в хорошем качестве смотреть.
Это, конечно, лучше на большом экране в хорошем качестве смотреть.

Жизнь программ немного показана, их взаимодействие, город-система. В кои-то веки можно поверить, что по ту сторону экрана своя жизнь. С условностями, разумеется. Но всё же есть различия между реальным миром и цифровым — это не просто те же люди, переодетые в причудливые костюмы и криво раскрашенные на постпродакшене. У них свои правила и поведение, способы оплаты, ограничения. Полностью списанные со злачных мест нашей реальности, но потому и правдоподобно выглядит.

Рекомендация: почитать описание или посмотреть краткий обзор первого фильма и с Наследием знакомиться самостоятельно. На звание фильма года он не претендует, сюжет недостаточно глубок, местами фансервис ради фансервиса и игра актёров не особо впечатляет, но как фантастический экшен, разовая услада для глаз — вполне сгодится.
Музыка, кстати, тоже ничего. Не зря же Daft Punk привлекали и камео в клубе выделили.


Лучшие комментарии

Согласен с автором, что сюжет и актёрская игра в данных фильмах не являются сильными сторонами. 
Для более глубокого понимания контекста Трона советую ознакомиться с видеоэссе Веста — парень глубоко проникает в суть вещей и раскрывает с неожиданных сторон то, на что мы, нынешние «потребители», не всегда обращаем внимания.

Я поспешил, я тупой. Можно сделать со своего файла. Но всё равно интернет хороший нужен. А делал на работе с мобильного.
Но принял к сведению. Спасибо большое! <3

На будущее лучше не грузить гифки. Лучше грузить COUB'ы.

Весить будет не сильно больше, но точно будет работать на всех девайсах, не будет пожато сраными шакалами да ещё и звук можно сохранить, если очень хочется.

Input a GIF URL or video link from Twitter, Vimeo, Twitch, etc.

А мне надо было сделать оффлайн. И без звука.

Ну что, я посмотрел это видео про дизайн Наследия.
Узнал про архитектора-режиссёра и чуть больше стало понятно, почему в фильме именно такие вещи, такое окружение и некоторые операторские приёмы.
Кто и как создавал фильм.
За это я говорю тебе спасибо.

Но в плане глубокого понимания контекста, сути вещей и «неожиданных сторон» ничего нового не увидел.
Я считаю что достаточно внимательно сам смотрел фильм и раздумывал о показанном, чтобы то, о чём большую часть времени вещает автор ролика не являлось для меня откровением.
Как и многие подобные эссе, это рассчитано скорее на тех, кто самостоятельно размышлять и анализировать не привык. Ну и на тех, кто слегка угорает по поискам глубинного смысла. Чтобы приобщиться к некоей возвышенной прослойке «духовно обогащённых» граждан.

Ничего плохого в этом не вижу, каждый из нас чем-то подобным увлекался(-ется). Лишь бы это имело временных характер и не сказывалось на простом и продуктивном общении с окружающими, не доводило до высокомерной элитарности.

Знания знаниям рознь, а сознательность — превыше всего. В этом я с тобой согласен: не надо быть простым потребителем.

Сын Эда Диллинджера в фильме не для фансервиса. Он должен был стать антагонистом следующего фильма (в blu-ray издании были дополнительные материалы о событиях после финала фильма где была сцена с перепиской между старшим и младшим Диллинджером). Да и отношение кампании к распространению софта номинально во вступлении раскрыли — Кевин был сторонником того, что софт должен быть революционным и доступным для бедных, школ и т.д., а новое руководство сделало продукт компании платным для всех, при том что вся разница в сравнении с предыдущей версией — цветной мануал и новая версия антипиратской защиты. Как уж тут не вспомнить последние игры EA или Ubisoft.

Про сына и планы на следующий фильм не знал. Ценная инфа, спасибо.

Гифки с галереями не дружат, похоже.

Подробности? Я их все нормально вижу.

Ложная тревога, Dark reader тупит.

Ух, пересмотреть что ли?)

Спустя пару недель могу слегка смягчить диагноз. Первый смотреть всё-таки можно. Но со знанием дела, под настроение. Тогда второй зайдёт ещё лучше с точки зрения сюжета. Да и графона. Да и актёрской игры)

Шакалы у меня потому что разрешение маленькое, чтобы в объём ограниченный уместиться. Сделано в КМПлеере кое-как, потому что именно гифки нужны.
С Коубами сексом заниматься не хотелось тоже, файлы куда-то грузить, с ограничениями другими сталкиваться. Фильм весит 24 Гб, а мне надо 15 сек вырезать. Смешно? Мне вот было не смешно, потому с потерей качества пришлось мириться. Суть-то донесена вроде.

Но ты был услышан, Алексей, спасибо.

Так из KMP вполне можно было нарезать видео. И, что смешно, если видео правильно пережать, то в тот же размер, что и у GIF можно уместить гораздо больше пикселей. Потому что алгоритмы сжатия видео прогрессируют, а GIF так и остался субоптимальным алгоритмом сжатия прямиком из 80-х.

(Из форматов анимированных картинок существуют APNG и анимированный WEBP, но они не очень хорошо поддерживаются браузерами)

Ну блин, если бы я полез и это всё изучать, блог бы растерял остатки актуальности (впечатления от просмотра и Мёбиус) и никогда бы не вышел. Хоть так смог, и то ладно.

Читай также