Дисклеймер: прошу не судить слишком строго, это моя самая первая статья. Буду рад любой конструктивной критике. Картинок нет потому что суть статьи их не предполагает.
Меня всегда интересовали различные фэнтезийные сеттинги, сложно сказать с чего это началось, с книг в детстве или с того как однажды брат показал мне волшебный мир MMORPG, но уже много лет мне интересны те самые миры с эльфами, магией и прочими атрибутами, однако с возрастом ко мне пришло осознание глобальной проблемы таких миров — они как война — никогда не меняются.
Будучи ещё неразумным школьником во времена расцвета MMORPG не без влияния брата я крепко подсел на культовую тогда Lineage 2, боюсь считать сколько лет я потерял за бесконечным гриндом, но время шло и мне начинало становиться интересно не столько выбить новую шмотку, а узнать как живет этот мир, как он появился и как развивался. Тогда на каком-то древнем форуме я нашел историю мира, интриги богов этого мира, как появились те или иные интересные локации. Не то чтобы для MMO это прописывается настолько досконально как этого заслуживает полноценный мир, но и моему молодому разуму этого хватало. позже я стал вчитываться в реплики NPC для квестов которые обычно никто не читает обычно и стал замечать одну фундаментальную особенность — за многие годы ничего не меняется. чуть углубляясь я заметил что во времена сотворения мира методы войны были такими же как во время действий хотя прошло много времени, неужели ничего не изменилось.
Сложно говорить о развитии мира и его лора беря в пример всего одну древнюю MMORPG тем более что для них редко прописывают действительно глубокий лор. С такой тягой к проработанным мирам сложно было однажды не наткнуться на вселенную древних свитков. к моему большому сожалению я ничего не знал о ней в те времена когда Morrowind был технически очень современным и когда я до него созрел играть в него было уже очень сложно лично мне (да простят читатели меня, зелёного ньюфага) поэтому мое знакомство с серией началось со скайрима. На тот момент я просто погрузился в этот мир на пару недель, изучая его, а потом мне показали моды и утилиты для управления ими. К чему я это? да к тому что показатель времени игры в стиме говорит не так много тебе о том как ты завис как эти самые утилиты, потому что когда я погряз в багах и начал разбираться я увидел страшную цифру — 890 часов игры на том сохранении где я ни одной ветки не прошел, и тут я понял что все это время я реально уделил изучению мира. Это был переломный момент, я понял что в этом мире мне не интересно становиться спасителем мира, не интересно поднимать гильдии с колен и становиться главой всего подряд, мне интересно изучать этот мир… До сих пор помню тот момент когда я болтал с другом который мне это показал и он сказал что я ещё не видел морровинд и так наивно спросил, а что это, а это говорит третья часть и мой восторг что там несколько частей (а я то думал…) и тут понеслось. я конечно так сам и не прошел ни одну из частей до конца, но весь этот мир, его проработка… и вот я узнаю что существует TESO который происходит за много лет до этого и уже предвкушаю как увижу своими глазами истории которые читал в книжках, как это было много веков назад, а вижу. ну то же самое на самом деле, ничего не поменялось. Абсолютный технологический, научный и культурный застой мира древних свитков? множество увлеченных исследователей этого мира ничего не исследовали?
И вот тут мы подходим к основной мысли статьи — да, застой, множество ученых что в этом мире что в любом другом фэнтезийном, средневековом, доисторическом, да любом кроме далекого будущего не могут ничего изобрести в рамках этого мира, никогда. Возвращаясь к древним свиткам — да, застой на тысячелетия ничего не изобрели, не усовершенствовали и даже архитектура не изменилась, но если бы это произошло, что бы было этим миров? Если бы наука в подобных мирах развивалась как мы этого ожидаем то либо довакин убивает драконов топором, нереварин тыкает кинжалом сердце бога, но в TESO драться придется палками и камнями, либо в TESO все как мы привыкли, а в номерных частях извольте стрелять из винтовки, таков логичный ход событий как мы его себе представляем говоря о застое.
Я не просто так взял для примера вселенную древних свитков, она проработана, она мне близка и что главное в ней существует очень большой промежуток времени между событиями разных игр, чтобы понимать насколько всё не изменилось. Как я уже упомянул в начале, не только игры сыграли роль, но и книги. Одной из любимых книг в детстве у меня была книга «Хроники Нарнии». Если кто-то не помнит, там несколько повестей о разных временах одного мира, в котором время течет не так как в нашем. В части «Лев колдунья и платяной шкаф» нам дают понять что за десятки лет в Нарнии прошло всего несколько минут в нашем мире, а в части «Принц Каспиан» времени прошло уже год в нашем мире, а герои чести «Лев колдунья и платяной шкаф» попав в этот мир уже выясняют что они герои древних легенд и пророчеств. Остается только вопрос: а в Нарнии за это время на науку забили вообще? Да принц Каспиан за это время должен уже если и махаться на мечах то исключительно на световых., но тем не менее всё остается в точности так же.
И вот подобные рассуждения привели меня к настолько простому и очевидному выводу, что я удивляюсь как не пришел к нему раньше. Ведь на самом деле любые фэнтезийные миры с закосом под средние века, будь то вселенная свитков, Нарнии, Властелина колец или чего угодно ещё загоняют себя в слишком жесткие рамки — мир такой вселенной просто не может развиваться, потому что тогда он сразу вылетит за рамки своего сеттинга и тут же станет неинтересным игроку, тут же поймает множество негатива просто добавив логичного своевременного развития миру. это Sci-fi еще может позволить себе органично оставлять одни и те же технологии и методы войны на тысячи лет в рамках одного сеттинга потому что это то что мы в силу развития нашего реального мира не можем наблюдать вживую или прочитать в учебниках истории и это не вызывает диссонанс. Любые миры опирающиеся на то с чем мы можем провести аналогию с реальным миром обречены ловить волны негодования по поводу застоя мира от пытливых умов. Но да, эти миры находятся в застое, но именно это позволяет им оставаться интересными, но ведь за это мы их и любим.
В этом аспекте из всех видов творчества больше всего страдают игры, ведь если в книгах и фильмах сюжет и персонажи полностью подчинены сценаристу, то в играх игрок сам решает как повернется сюжет для него, поэтому фильмы и книги могут ещё позволить себе держаться в пределах небольшого промежутка времени потому что судьбы персонажей и организаций в руках авторов, то в играх многое в сюжете в руках игроков, что создает множество проблем, как например в одной части дать возможность повлиять на глобальные события тем или иным образом, а в другой части объявить один из этих вариантов каноном и использовать это. Поэтому чтобы избежать сильных диссонансов в головах игроков разработчики, заботящиеся о целостности сюжета вынуждены разносить события разных частей на достаточно крупные промежутки времени, оставляя все то же развитие мира.
Между Морровиндом и Скайримом прошло около 200 лет в рамках мира, за такое же время наш мир перешел от дуэлей на шпагах до ядерных атак., но мы же не хотим убивать драконов ядерными бомбами, мы хотим по-старинке колоть их острыми металлическим приблудами. Надеюсь вы вспомните об этом когда в очередной раз услышите в интернете о том, что мир конкретной игры совершенно не развился за столькое время в рамках этого мира.
Лучшие комментарии
привет друже! ну смотри, во-первых, картинки — добавь картинки: с ними будет веселее; во-вторых, не переживай, здесь никто не укусит — смело твори)
ну и добро пожаловать)
Тут надо уточнить, что хоть:
Есть и в нашей истории средние века, когда очень условно и скорее даже неправильно, но можно сказать, что люди преимущественно дубасили друг-друга деревянными и железными палками больше тысячелетия. Хоть концепция — пихай острое в мягкое и сохранялась, но методы и инструменты нападения и защиты менялись колоссально. Так же как и социальные с политическими взаимодействия. Хотя, при очень большом отдалении и может показаться, что в целом мало что менялось. Ну бегают и воюют друг с другом. Всё как всегда. И совсем уж некорректно сравнивать это с современной реальностью. Несмотря на все пертурбации, сейчас всё равно существуют огромные научные комплексы, в которых задействованы миллионы людей. И заняты они преимущественно продвижением науки. В средневековье о таком научном прогрессе даже мечтать не могли.
Очень печально, что в играх описание «средневекового» прогресса используется крайне редко. Особенно в RPG. Было бы прикольно, что вот этот доспех защищает на 30% лучше вон того не потому что он красивее и вообще весь «илитный», его ковал специальный волшебный гном, а потому что стал толще, где чаще бьют и приобрел «правильные» углы для соскальзывания вражеских ударов. Ну или там, что методы ковки поменялись. Но это же надо звать нормальных консультантов и прилагать серьёзные усилия, результат которых игроков порадует, но вот как скажется на прибыли — большой вопрос.
Собственно, поэтому фэнтези и снискало славу прибежища творческой импотенции (хотя это относится далеко не ко всем авторам). Типа, зачем что-то объяснять. Магия есть, потому что она есть. Вот эти ненавидят вон тех, потому что так «исторически» сложилось. Униженные крестьяне кормят государство. Государство богато и у него есть большая армия. Всё просто. Зато есть где разгуляться фантазии. Огромные армии одетые в красивые доспехи. Брутальные герои, воспитанные красавицы-ляди, могучие маги, древнее зло и артефакты «великих древних» — всё дорого, богато.
То есть, рамки эти создаются искусственно самими авторами. Жанр их, по большому счёту, никак не ограничивает. Но так проще. Это не всегда плохо, ведь упростив одни элементы, можно куда больше ресурсов потратить на проработку других. И тут уж какова целевая аудитория. Можно забацать реалистичную и брутальную историю, а можно мужицкое литературное порно, где ГГ ловко нагибает врагов и трахает всё, что хотя бы отдаленно похоже на женщину. Ну а можно где-то посерединке.
Вообще, прогресс в фэнтези-вселенных штука такая… Пока один раз не задумаешься на эту тему — тебе всё норм, но стоит хоть один раз поднять этот вопрос и всё — обратной дороги нет=).
Как правило, авторы ширпотреба(который составляет основную массу произведений в любом жанре и сетинге) или не обладают знаниями, благодаря которым могут логично развивать свои миры, или тупо не заморачиваются с этим. В фэнтези это особенно печально, так как отмазку «ну этож магия» очень удобно использовать.
Так же стоит понимать, что научно-технический прогресс не может просто взять и возникнуть — нужны определённые социально-экономические условия для зарождения первых исследователей, которые в последствии должны объединиться во всякие научные общества, что бы затем образовались университеты. И на любом начальном этапе этот процесс очень легко прервать и обратить в ничто — достаточно вспомнит Римскую империю и последующее средневековье.
Плюс, как выше уже успели заметить, магия вносит свои коррективы в нтп — зачем создавать условные первые пушки, если можно нанять мага, который получит тот же самый результат, но не будет требовать уйму логистических усилий(человек при всем желании сотни тонн весить не сможет)? А без первых пушек не будет и более совершенного огнестрела. А без огнестрела сложнее будет получить металл, по свойствам подходящий для двигателей внутреннего сгорания(просто нужного опыта будет в разы меньше). И так по всем направлениям.
Как-то так. Вообще, есть авторы, которые стараются прописывать прогресс в своих мирах. У кого-то получается, у кого-то не очень. Тема, все же сложная, да и не всегда нужная. Но массовыми таких авторов назвать, к сожалению, нельзя.
P. S. Иллюстраций добавить в болг, всё же, стоит.
Тут у меня два предположения. Фэнтези миры скорее надо сравнивать не с нашим средневековьем а с нашим древним миром и античностью а это почти два тысячелетия достаточно медленного прогресса. Второй вариант Фэнтези миры чаще подвержены катаклизмам чем наш. Темные века тоже характеризовались серьезным стопором прогресса, а то и регрессом. Ну и третья причина указка с верху. Пример Китай после свержения династии Юаний или Оттоманская империя
Вообще, могли и забить. Целенаправленное развитие технологий на государственном уровне на самом деле вещь далеко не обязательная. По сути до эпох Возрождения и Просвещения этими вещами занимались лишь отдельные люди. Изобретёт какой-нибудь кузнец, скажем, «улучшенный доспех», и что? Помрёт кузнец и вместе с ним исчезнет и продвинутый метод.
Магия, кстати, позволяет делать много всего, поэтому демотивирует развивать технику. Плюс, как заметили выше, в магических мирах часто бывают глобальные катаклизмы, которые уничтожают (хотя бы частично) накопленные знания, точно также как в реальном мире это происходит после падения империи.
P.S. Забавно упоминание «световых мечей», поскольку мир Звёздных войн также известен своим медленным развитием. За 3-4 тысячи лет со времён «Старой Республики» из нового придумали разве что Звезду Смерти.
Если хочется мир который не застрял в среднивековье, то советую мир Warhammer Fantasy Battle, там люди из племенного строя дошли до пороха (кроме грязных Бретонцев застрявшие в своём средневековье), правда им в этом помогли гномы а альфы обучили магии. Ещё есть одна раса которой нет использующая довольно серьёзные технологии.
Ну вот смотри: в серии Fable научно-технический прогресс есть и заметный, и это одна из самых интересных особенностей серии. Третья часть всё таки в итоге вышла далеко не очень, но не технический прогресс в лоре убил серию, а урезание механик по сравнению со второй частью (и даже с первой) и довольно скучный глобальный сюжет… и короткий… и не все варианты финала там предусмотрены.
Да и, если честно, я бы с удовольствием поохотился на Алдуина с тесовским аналогом СВД, предварительно крикнув на него «смертным приговором».)
P.S. подкрепить мысли иллюстрациями всё таки стоило.