Nintendo DS — это самая успешная портативная консоль в мире. Ещё ближайший конкурент, PSP от Сони, по некоторым данным, не продалась даже в половину так же хорошо, как продалась DS. Не говоря уже о том, что игр, вышедший для детища большой Н, в несколько раз больше.
Это небольшое отступление было для тех жителей этой страны, которые как и некогда я, не догадываются о том, что в нулевых на портативном рынке было что-то кроме PSP. И не просто было, но во многих параметрах помимо сухой статистики.
Впервые познакомившись с DS, мне стало очевидно, что это вовсе не слабенький аналог PSP с прикольным гиммиком, а как я думал раньше. Это нечто большее. Следуя своей же политике с Wii, Нинтендо сделали не просто портативную приставку, а настоящего карманного компаньона, который, по плану большой Н, должен был приглянуться как геймерам, так и всем остальным. Об этом говорит как обилие казуальных игр, в которые легко может втянуться даже человек никогда не игравший в игры (привет весёлая ферма), так и внушительное количество игр вроде Brain Age, которые были скорее этаким приложением-компаньоном для старшего поколения.
А с выходом DSi, консолька превратилась в настоящего карманного компаньона, где ты мог оставлять заметки, делать фото, музыку, пользоваться калькулятором и что там ещё могут делать КПК.
Ну и что со всем этим делать?
Если Вы читаете эту статью, скорее всего, у вас уже есть интерес к теме, поэтому опущу подробности, почему всё что будет описано дальше здорово даже несмотря на возраст. Вместо этого, в этом параграфе я немного структурирую всё, о чём я хочу написать. Мы пойдём от самых поверхностных вещей, которые можно делать с ДСкой, до самых глубоких и интересных, о которых, возможный читатель может и не догадываться.
Верхушка айсберга
Простые игры для Nintendo DS. Тут, на самом деле, говорить особо не о чем. Достаточно открыть любой топ игр, или просто список игр с геймплеем на ютубе, чтобы найти, во что поиграть. Главное, не хвататься за всё сразу, иначе так ни на чём и не остановишься.
Когда у меня впервые появилась ДСка, именно так я и сделал: прошелся по самым популярным играм, вдоволь насытился и понял, что мне этого мало. Я быстро обнаружил, что на платформу выходили не только эксклюзивы, но и порты других игр. Кроме всем известного Resident Evil Deadly Silence, который, на мой взгляд, является лучшим способом играть в оригинальный Резидент, поскольку представляет из себя самую полную версию, я, к своему большому удивлению, обнаружил порты таких игр как Весёлая ферма, Plants vs Zombies и даже Peggle, каждая из который более чем замечательно играется на двух экранах. Последняя, к слову, выходила ещё и на PSP, но потрогав обе версии, могу с уверенностью сказать, именно версия для DS даёт полноценный Peggle-экспириенс.
Поиск портов больших игр для маленькой ДСки стал для меня отдельным развлечением. Оказывается, многие знаменитые адвенчуры в своё время получили порты для DS. Тут тебе и Сибирь, и Сломанный Меч, и даже Myst. Иначе говоря, все те игры, в которые давно хочется поиграть, но очень не хочется начинать.
Между тем, на ДС так же портировали третьих Симов, и это самая близкая к оригиналу портативная версия Симов. Если версии для PSP, PS2 и даже вторые Симы для ДС предлагают какие-то странные наборы мини-игр, сюжетные компании и подобные ненужные гиммики, The Sims 3 для DS, это те самые классические Симы в поративной упаковке. Насколько мне известно, даже в версии для 3DS, разработчики не смогли устоять и порезали что-то ненужное, от чего игра потеряла часть шарма.
Конечно, всё это не прямые порты, но чуть-чуть порезанные версии больших игр. Что в Сибири, что в Сломанном мече, нет озвучки, а все диалоги исключительно текстовые. Зато в последнем это компенсируется приятной интеграцией второго экрана в игру. Так, например, во время катсцен, нам показывают действие с двух ракурсов, на двух экранах.
Отдельный вид извращений, это игра в порты действительно больших игр. Сейчас я говорю об играх вроде Call of Duty. С выходом каждой новой части серии, выходила так же и версия для ДС, которая имела мало чего общего со своим большим братом. И речь сейчас идёт даже не о графике, которая, по понятным причинам была очень условной на слабом железе портативки. Геймплей часто включал в себя самый минимум того, что было на домашних консолях, а управление камерой стилусом часто приводило к перерывам от игры. На канале LEXX есть целая серия обзоров портативых версий Колды, если кому-то интересно окунуться в эту тему глубже.
Ближе к воде
Будучи большим любителем портативных приставок, в какой-то момент я нашел очень интересным сравнивать версии разных игр для PSP и DS. Во времена, когда они обе были на пике своей популярности, распространённой была практика выпуска портативных версий игр, приуроченных к выходу версий для домашних консолей. Собственно, по той же схеме, что и с вышеописанной Call of Duty, хотя в том случае, PSP немного обделили, выпустив для неё всего одну игру, против четырёх для DS.
Зато Гарри Поттеру в этом плане повезло больше. Ещё со времён Gameboy, игры этой франшизы пытались впихнуть в карманы детей. Так, для DS вышло четыре игры серии, начиная с Кубка Огня, который был чем-то вроде пародии на версию для PSP и ПК, и заканчивая Дарами Смерти, которая, возможно, была немного лучше домашней версии.
Игру GTA Chainatown Wars можно анализировать до упоения, так как изначально она вышла для DS и уже после, версия с подтянутой графикой, но порезанными минииграми, вышла для PSP.
Погружение
Дальше мне стали интересны действительно обскурные игры. К сожалению, их мне удалось найти немного, но, к счастью, я могу о них всех рассказать.
Nanashi no Game — это малоизвестная японская игра, о которой, почему-то, никто не говорит кроме небольшого круга посвященных. Антураж чего-то малоизученного, игры, которую ты нашел случайно на заброшенном сайте и о которой ты ничего не знаешь, сильно играют на руку Безымянной игре, поэтому я не буду много о ней рассказывать. Скажу только, что этой игре первой за многие годы удалось заставить меня выключить приставку в панике.
С другой стороны, сложно назвать эту игру действительно обскурной, учитывая, что у неё даже есть русская страничка в Википедии, в отличии от того же Brain Age, который, на минуточку, в тройке самых продаваемых игр для платформы. Так или иначе, я бы советовал шагать с этот жуткий мир ничего не зная.
Contact — это Earthbound от создателя Killer7, Suda51. Собственно, что тут ещё добавить. Ладно, вообще-то мне ещё не довелось поиграть в неё. Но судя по отзывам тех, кто в неё играл, я многое теряю. Да и визуальный стиль у неё мягко говоря интересный. Для знающих людей, одно имя автора должно вызывать одобрение.
Flower, Sun and Rain — это Твин Пикс (или Deadly Premonition) от вышеупомянутого Suda51. Вообще-то, это редкий пример порта с PS2. Именно что порта, игра на самом деле та же, хотя и с сильно порезанной графикой. Но только портативная версия выходила на западе, поэтому, для людям, которые не владеют японским, не приходится выбирать.
Ni no Kuni — по мнению многих, лучшая RPG на платформе. Недавно франшиза выбилась в мейнстрим, благодаря выходу обоих частей в Стиме, но мало кто догадывается, что помимо PS3, игра выходила и для DS. Мало кто, потому что выходила она только в Японии и Испании.
Вообще-то, это совсем разные игры, которые объединяют сюжет и стилистика. О них чуть-чуть подробнее. Ni no Kuni в первую очередь известна как та самая игра, к которой приложили руки мастера из студии Гибли. Помимо того, что они подарили персонажам и окружению свой фирменный шарм, они так же нарисовали примерно полчаса хронометража анимационных катсцен. Но влияние Гибли, как не странно, ощущается не только в стилистике, но и в истории, которая с первых же кадров хватает зрителя за самое сердце и привязывает к персонажам до самого конца этого длинного путешествия.
В игре есть очень занимательный гиммик, тот редкий случай, когда фишки платформы не только не вредят геймплею, но напротив, очень выгодно выделяют её даже на фоне технически более совершенной версии для PS3. Говорю я, конечно, о Компаньоне волшебника — физической книжке, которая шла с картриджем игры. На страницах Компаньона можно было найти список заклинаний с описанием, некоторые интересные факты из мира, уникальную азбуку, которую время от времени приходится использовать, чтобы дешифровать надписи и письмена как в книжке, так и непосредственно в самой игре и многое другое. Сам учебник состоял из более чем 300 страниц.
Благодаря энтузиастам, мы имеем возможность ознакомиться с этой игрой не только на английском (за что огромное спасибо вот этим ребятам), но и на русском, за что от души благодарю вот этих ребят.
На полпути в бездну
Выше я уже писал о DS, как о серии устройств. На самом деле, их было четыре: оригинальная Nintendo DS, DS Lite, DSi и DSi XL. Первые две примечательны тем, что в них была обратная совместимость с играми GBA и, соответственно, отдельный слот для них. Этот слот использовался не только для игр, но и для примочек для отдельных игр. Например, для игры в Guitar Hero для DS использовался специальный грип, который симулировал зажатие струн, тогда как сенсорный экран использовался, чтобы по зажатым струнам бить. Примерно по такой же схеме работает контроллер в виде гитары для консольной версии игры.
Было, на самом деле, много интересных аксессуаров. Тут тебе и миниатюрная клавиатура, и одна октава клавиш для игры на синтезаторе, и даже ТВ тюнер. В теории, всё это добро можно использовать и для различных хоумбрю приложений, но тема эта очень тонкая и требует дополнительных исследований.
В двух DSi, хотя и не было слота для GBA, были некоторые другие очень любопытные функции. В первую очередь, в Айках была своя операционная система с каким-то небольшим количеством внутренней памяти. Благодаря этому, у пользователей появилась возможность пользоваться онлайн функционалом — среди приложений был портативный браузер, примерно того же калибра, что и бразуер на PSP, но пользоваться им было намного удобнее благодаря двум экранам и сенсору. В онлайн магазине большой Н можно было покупать и скачивать небольшие игры, так называемые DSiWare. Среди них были как версии уже существующих игр для DS, например вышеупомянутая Весёлая ферма, так и новые порты классических игр, например, оригинальный Rayman и Earthworm Jim, чуть-чуть расширенные фишками DSi (а именно, иногда они использовали камеру). Так же были и новые игры, разработанные специально для DSiWare, например, Shantae: Risky’s Revenge изначально вышла именно там.
Кроме игр, в онлайн e-shop можно было найти и совсем мелкие приложения: часы или калькулятор, стилизованные под игры типа Марио или Animal Crossing. Сейчас, когда сервера со всем этим добром уже давно лежат, списки этих приложений можно найти где-то на нижних уровнях интернета.
Огоньки глубоководных
Сказав всё это, мы так и не коснулись, ради чего я изначально хотел написать эту статью — homebrew. Сцена домашней разработки игр для ДС была очень большая. Разумеется, здесь можно поиграть в Doom, Quake и Hexen. Причем, второй экран в некоторых портах используется для карты. Также выпущена целая куча портов или пародий на другие популярные и не очень игры.
Но самое главное преимущество хоумбрю сцены ДС по сравнению с той же PSP именно в наличии второго экрана, который иногда позволял делать очень интересные вещи. Например, превратить консоль в портативный компьютер на DOSе, чем я часто баловался в студенческие годы. Большая часть игр, особенно, если они хоть немного требовательные, шли медленно, но даже так, там было на что посмотреть. С минимальной графикой, на портативке реально запустить даже Ultima Underworld. В своё время, хоть и медленно, но мне удалось поиграть на ней в мою любимую Masters of Orion, а сколько времени я убил в Hocus Pocus — не сосчитать.
DOS — далеко не единственная система, которая замечательно эмулируется на ДСке. Там есть также эмулятор Apple II, MSX и бог знает чего ещё. Благодаря сенсорному экрану, проблем с инпутом или недостатком клавиш не возникал никогда и я вполне себе комфортно играл в первый Metal Gear в перерывах между парами.
Именно благодаря DS я впервые окунулся в мир древних компьютеров. В какой-то мере, эта побрякушка изменила мою жизнь.
Обширный список широко известных хоумбрю разработок с их описанием, можно найти на сайте gamebrew.org.
Дивный неизведанный мир
В заключении, самое глубокое из-за своей недоступности простому обывателю — игры, вышедшие только в японии и не получившие перевод ни в каком виде. Сюда, на самом деле, можно любые игры, в которые читатель хотел бы поиграть, но не может из-за языкового барьера. Для меня, на данный момент, самой желанной в этом плане игрой является Nora to Toki no Koubou. Судя по всему, это попытка Атлуса сделать свою Atelier. Для тех кто не знает, Ательер, это серии игр, где мы играем за милых девочек и в основном занимаемся тем, что собираем ингредиенты для зелья. Серия существует уже очень давно и лишь частично выходила на западе.
Нора выглядит очень чарующе и когда-нибудь я обязательно выучу японский и пройду её.
Заключение
В этой статье я рассказал вещи, которые больше всего заставляют меня возвращаться к моей старушке DSi спустя столько лет. Конечно, можно было бы упомянуть ещё много-много всего, но тогда статья получилась бы ещё более скомканной, чем она является.
Если мне удалось вас заинтересовать и у вас есть вопросы а-ля «во что поиграть», буду ждать ваших комментариев. Ниже будут ссылки на меня.
Лучшие комментарии
Очень понравилась статья! Спасибо большое!!
Весьма интересная статья :) хоть мне и по дизайну больше нравится псп но дска думаю была бы хорошим приобретением даже сейчас. Затрагивая Гарри Поттера я даже не могу представить какой вышла кубок огня или дары смерти на дске, учитывая что кубок огня уже тогда на фоне второй и даже третей части был упоротым, а дары смерти вообще превратились в несуразный шутан из под плеча :D
Ну, представь себе того самого четвёртого Гарри Поттера, который был на ПК и PSP, но в 2Д. Примерно так это выглядит х)
Ну а Дары смерти это уже совсем другая игра, даже близко не похожая на ПК версию.
Советую как-нибудь глянуть игры по лицензии на ту же PSP, можно найти много интересного.