10 апреля 2021 10.04.21 18 9185

Policenauts: Неизвестный Кодзима

+43
Лучший блог недели
1000 ₽

В 1994-м году вышла игра одного знаменитого геймдизайнера. Продавалась она исключительно в Японии и оттого малоизвестна за её пределами. Хотелось бы разобраться что это за зверь, и стоит ли она внимания.

Тёплый ламповый Кодзима

Когда впервые включаешь игру, тебя обдаёт ветерком ностальгии. Знакомая мелодия в главном меню, пиксельная графика об которую можно порезаться, ролики в старом анимешном стиле.

Начинается история в офисе  Джонатана Ингрема — некогда одного из первых космических полицейских — полиснавтов. Сейчас он частный детектив, специализирующийся на поиске пропавших людей. Комната освещается только тусклым уличным освещением пробивающимся сквозь жалюзи. На рабочем столе пепельница, наполненная окурками, пустые банки пива и пистолет.

Главный герой мается от безделья. Клиентов нет, а в автоответчике  бесполезные сообщения да телефонные шутники. И вдруг в офис заходит встревоженная женщина,  что-то в её внешнем виде кажется очень знакомым. Через мгновение Джонатан понимает, что это Лорейн, когда-то они были близки. С последней встречи прошло 26 лет. Хотя по внешнему виду  трудно определить их возраст. Ведь он, в результате несчастного случая, провёл эти годы в криосне, а она жила на космической станции, где губительная гравитация на неё слабо  влияла.

Лорейн пришла за помощью. Пропал её муж — исследователь в фармацевтической компании, оставив несколько зацепок: медицинские капсулы, половин листа растения и слово Плуто.

Поиски приводят главного героя  на станцию Вeyond, где он  встречает своего старого друга тоже бывшего полиснавта. Вместе они пытаются распутать это дело.

Возникает вопрос — это фильм-нуар  в игровом формате? Уж очень похоже и события, происходящие сразу же после этой встречи, располагают к такому выводу.

Мечтатель

В каком мире живут наши герои?  На Земле произошла экологическая катастрофа, а технологии достигли такого уровня, что человечество начало строить  огромные космические станции с искусственной гравитацией. Межпланетные перелёты стали доступными для населения. Со временем выяснилось, что люди не очень-то приспособлены для жизни в космосе. Солнечная радиация стала катализатором болезни aplastic anemia. Последствия её опасны, и в особо сложных случаях смертельны. Излечение возможно только при пересадке костного мозга. Для решения этой проблемы учёные создали людей нового типа,  выращенных искусственно и генетически изменённых. Их особенность —  белая кровь с которой болезнь не страшна а риск умереть от потери крови уменьшился. Занималась этим корпорация Токугава групп. Владельцем которой является Токугава — ещё один бывший товарищ Джонатана из отряда полиснавтов. Вся промышленность, медицина и торговля на станции Beyond принадлежит ему. Он теневой глава колонии. И даже местная полиция должна с ним считаться. К счастью,  руководит её бывший командир Ингрема.

Нуар, фантастика, копы Лос-анджелеса — юношеские мечты Кодзимы. Фармацевтическая компания — воспоминания о детстве, когда его родители работали в этой отрасли.

Смешанные с информационной повесткой того времени. Первый японский космонавт, разговоры о будущем человечества в космосе, дискуссия в обществе о пересадке органов и страх японофобии на западе, после выхода фильма «Восходящее солнце» — таков местный бэкграунд.

Но мы то с вами знаем о чём мечтает Кодзима на самом деле (͡° ͜ʖ ͡°)
Но мы то с вами знаем о чём мечтает Кодзима на самом деле (͡° ͜ʖ ͡°)

Плагиатор

Так это нуар? Конечно нет.

Первое что находишь в интернете об этой игре — главных героев скопировали с актёров, игравших в известном боевике 90-х «Смертельное оружие». И если вы посмотрите на афишу фильма,  заимствование будет очевидно.

Вот описание фильма с Кинопоиска:

Лос-анджелесский полицейский Мартин Риггз смел и безрассуден, он буквально лезет под пули, не боясь за свою жизнь. Семьянин Роджер Мёрто старше и осторожнее. Двое полицейских, ветераны Вьетнама, расследуют дело, связанное с подозрительным самоубийством девушки. Нить поисков приводит их к торговцам наркотиками, которые также оказываются ветеранами вьетнамской войны, сплоченными в крепкую преступную организацию.

Убираем Лос-Анджелес, ветеранов заменяем на полиснавтов, самоубийство на убийство и готово.

На синопсисе и героях дело не ограничивается. Есть и просто повторы сцен из фильма. Хорошо хоть они немного изменены, а то это был бы полный наглёж. Даже в переделанном виде такое заимствование можно назвать плагиатом.

Как и в Snatcher, Кодзима, недолго думая, использовал чужие идеи.

Цилиндрическая станция в космосе — Гандам, изменённый  тип людей оттуда же. Хотя это скорее японская рефлексия, уж очень у них ярко выраженная азиатская внешность. Костюмы полиции —  переделанные скафандры астронавтов. Криогенная заморозка, космический лифт — как будто читаешь дженерик фантастику. Только мехов не хватало)

Особенно заметно отсутствие фантазии в местном музее астронавтики. Подавляющая часть экспонатов уже существовала на момент выхода игры, остальные напрямую относятся к сюжету. Например, модель станции Beyond есть, а космического корабля, на котором летали её строители,  нет. Спасибо конечно за историческую справку, но хотелось большего. Не хватает творчества.

Графоман

История разбита на семь актов. Но первые сливаются в одни бесконечные вступительные 5 часов экспозиции в 11-ти часовой игре. ЧТО!?  Это знакомство настолько затянуто, настолько бессмысленно, что появляется желание просто выключить и больше о Полиснавтах не вспоминать. Разбавляется всё пошлыми шутками и приставаниями к женщинам.  Всё это на уровне Бивиса и Батхеда. Я понимаю, что визуальные новеллы в Японии в основном эротического жанра, но тут-то нет ничего 18+, даже романсить нельзя. Поэтому  смотрятся эти сцены как  нелепость и полный бред. Причём приставания тоже затянуты. Так и хочется воскликнуть: да когда это кончится? Тут Кодзима не знает меры.

 В игре столько специальных терминов и аббревиатур, что в версии для Saturn ввели глоссарий. И это не просто расшифровки, а подробные справки. Герои говорят не на языке понятном игроку, а скорее как на слёте специалистов. К тому же часть терминов избыточна, их можно заменить простыми словами. Зачем это? Чтобы казаться умнее, чем на самом деле?

Не только затянутостью славны Полиснавты, но и тупыми клише.

Хладнокровный убийца без капли эмоций, в конце превращается в психа-маньяка.

Злодей не убивает ГГ, а только ранит и рассказывает обо всех своих планах.

Напарник главного героя, который на предыдущем экране лежал без сознания после огнестрельного ранения, вдруг спасает его от смерти в самый последний момент.

И такого в игре навалом.

Он настолько перегнул палку что даже   Терри Вулф в своей книге пишет  об этом:

Главной бедой Policenauts стала избыточная свобода; в результате сюжет порой затянут, перегружен деталями и нарциссичен — там, где игрок ждёт энергичного триллера. Теперь, когда Кодзиму никто не ограничивал, юношеские проблемы с лаконизмом вернулись. Будто снова настали те дни, когда он присылал издателям романы на четыреста страниц, а им были нужны лишь сто.

Что можно по этому поводу сказать? Только одно:

Агата Кристи

Напомню, что полиснавты это детективная история и много времени отдаётся на поиск улик и опрашивание свидетелей. Ну и муторное это занятие.  Сама история не особо запутанна. Злодеев видно сразу, вычисляются они просто по внешности и манере речи. Я даже не мог поверить что все настолько просто. Думал это такой ход, что будет твист и явные злодеи вдруг станут не столь однозначными. Зря. Но неожиданные повороты всё же есть, хотя скорее это рояли в кустах.

Само расследование как в подростковом фильме, герои — Мэри Сью. Вспыльчивые как невоспитанные дети. Всё у них получается невзирая на логику и здравый смысл.

Злодеи абсолютно карикатурные как в детской театральной постановке, а эта речь в конце…

Геймдизайнер

Игра  —  наследник Snatcher в плане  механики. Обследуешь каждый предмет в комнате и разговариваешь со всеми персонажами на экране. Пропустишь что-то и всё, ты потерялся и начинаешь перебирать всё по новой. Ключевые предметы никак не выделяются, поэтому поиск может затянуться.

Примечательно обилие 3д графики в заставках. Довольно новое направление на тот момент. Правда в разрешении 320 на 240 не удастся оценить её в полной мере. Наконец-то появился курсор, которого не хватало в Снетчере. Хотя это не ускорило,  а наоборот замедлило игровой процесс.

Я когда увидел столько врагов просто охренел
Я когда увидел столько врагов просто охренел

Стрельба — мечта эпилептика,  даже если у тебя этой болезни нет, ощущения такие что есть. Постоянные белые и розовые  вспышки на весь экран и это вдобавок к всполохам выстрелов. Прицел пистолета — красная точка, причём вражеские снаряды того же цвета. Получается, что частенько теряешь ориентацию и прицел из виду. Играть на эмуляторе без светового пистолета  — боль. Настроить мышь  так и не получилось. А геймпад или слишком медленный или слишком быстрый.

Задачка на внимательность, найдите на картинке прицел пистолета
Задачка на внимательность, найдите на картинке прицел пистолета

Музыка приятная, типичная для того периода времени, ничего выдающегося. Чувствуется что это недорогой саундтрек. И он так похож на музыку из визуальных новелл 90-х начала 2000-х. Постоянно ловишь себя на мысли: Что-то похожее я уже слышал. Это, конечно, не упрёк игре, а скорее японской индустрии визуальных новелл. Как будто у всех один композитор.

На каждый диск можно кликнуть и услышать какой-нибудь трек.
На каждый диск можно кликнуть и услышать какой-нибудь трек.

Вывод

Что сказать по итогу. Графомания  и  плагиат помноженные на клишированность тогдашних боевичков, да ещё раздражающие геймплейные решения. Немного сглаживают этот набор ролики, коих немного, экшен и пара головоломок. Так себе список особенностей.

Понятно почему её выпустили только в Японии. Игра слабая, часто скучная, а гиперобилие текста сделало бы локализацию на другие языки сложной и слишком затратной. Не стоит сбрасывать со счетов возможный иск по поводу плагиата. Похоже, издатели посмотрели на всё это и решили не рисковать.

Это продукт 90-х, копирующий боевики 90-х. Так пусть Policenauts остаётся там в 90-х. В итоге как в одной известной цитате: Эксперимент очевидно неудачный.

Хм…

А что если посмотреть с другой стороны. Игра вышла в 94-м, когда сюжеты в электронных развлечениях ещё были в новинку, а простенькие боевички  на своём пике. К тому моменту уже вышел третий фильм в серии Смертельное оружие. Наверняка и в Японии у него было множество фанатов. Кодзима дал им то о чём они мечтали — возможность побыть в шкуре героев фильма и новую историю. Пускай и в виде фанфика про космос.

В любом случае проходить сейчас незачем. Сюжет прямой как палка, никаких выборов в диалогах и разных концовок, а стрельба кривая. Лучше на ютюбе посмотреть, с русской озвучкой от фанатов.


Лучшие комментарии

Судя по количеству всяких ремейков, любая мало-мальски годная история сейчас зайдет, главное чтобы новое поколение о ней не знало.

Это ты немножко путаешь, зайти то может зайдут. Но кто их такими как раньше выпустит. Вспоминаю охотниц за привидениями(¬_¬)

Кстати подобная история на мой взгляд очень бы зашла сегосдня.

Только эмуляторы: Sega Saturn, PS1, PC-98. 

Как и в Snatcher, Кодзима, недолго думая, использовал чужие идеи.

Good artists copy, great artists steal. © Стив Джобс

Сомневаюсь. Множество старых игр просто невозможно в наши толерантные времена

ааа, так вот откуда PrimeThanatos взял эту обложку для своих радио-стримов синтвейва...

А как запустить эту радость на Win 10?

понимаю, у меня у самого блог про Хбокс лежал с октября, пока я его не выпустил.

Читай также