Всем привет, пользователи и гости StopGame.ru, меня зовут Глеб, и сегодня мы с вами обсудим богоугодную тему.
Буду отныне дублировать постер статьи в её начале, ибо мне не очень нравится, как он (постер) выглядит на превью. Ближе к делу!
Как бы кто не относился к религии, но не признать того, что она занимает огромное место в жизни нашего общества никак нельзя. Религия является одним из сильнейших культурных центров, объединяя своих последователей. Одновременно с этим, религия – это, целая сфера нашей жизни, которая присутствует в этой самой жизни, даже если мы принимаем атеистическую позицию.
Многие обычаи, традиции, мифы, которые мы соблюдаем и используем, порой бессознательно, некоторые праздники, которые мы празднуем, произведения живописи, литературы, архитектуры которые мы наблюдаем и изучаем, даже наш собственный язык и некоторые устоявшиеся выражения из него, ВСЁ перечисленное более или менее религиозно, или пришло из религии. Религия является частью нашей национальной идентичности, частью нашего культурного кода, а также огромной почвой для бесконечных споров и баталий.
С вашего позволения, я не буду вдаваться в пространные рассуждение о вечном. Я не буду обращать вас в веру, или наоборот агитировать за атеизм, буду признателен, если и вы оставите ваше отношение к религии при себе. Может поговорим об этом как-нибудь потом и, скорей всего, не тут.
Я лучше задам вам такой вопрос: Скажите, дорогие читатели, ну как такая благодатная и большая тема полная разнообразных позиций, историй и конфликтов, могла пройти мимо наших любимых видеоигр? Ну не могла я считаю. Никак. Вот мы плавно и приближаемся к теме моего блога.
Трудности в структуризации блога о религии в играх
Я не мало думал, как получше структурировать этот блог, в каком порядке приводить примеры, с чего начинать. Тема такая, в которой легко сорваться на пространные рассуждение, но выдержать читабельную структуру – необходимая задача, для вашего же комфорта, дорогие читатели. Немного поразмыслив, я заметил такой очевидный, на самом деле, факт, что религия, столь широко представленная в играх, занимает в них совершенно разные позиции и вызывает к себе совершенно разные чувства.
Наверное, по отношению игрока к религии и по обратному отношению религии к игроку, я и выстрою повествование этой статьи. Будем идти от плохих отношений к хорошим.
Важное замечание! В процессе написания статьи, я понял, что представляю слишком много материала, и вам будет трудно читать это всё скопом, а мне тем ни менее, очень важен ваш комфорт, хоть по степени водянистости моих текстов это трудно прослеживается. Я разобью статью на две части, в этой части мы будем только ругать религию, только ругать, потому что разработчики этому аспекту уделяют большое количество времени в своих играх, и много есть, что стоит обсудить. Ну а уже во второй части мы займёмся более нейтральным и позитивным проявлением религии в играх.
Религия – антагонистична. Противостояние религии и игрока.
Весьма широко представлена категория игр в индустрии, где последователи религии – враги протагониста, а религия представляется враждебной, сильной, воинствующей, идеей. На религиозной теме достаточно просто построить конфликт. Разработчики срывают все покровы и с фантазией показывает к чему может привести терминальная стадия религиозности мозга (она же: ТСРМ).
Чаще всего противниками становятся представители какой-то воинствующей секты, с пастырем во главе, который с добрым словом и автоматом насаждает свои идеи, которые представляются абсурдными и, обязательно, бесчеловечными.
Наверное – это самое старое представление религии в играх, которое с завидной регулярностью используется до сих пор.
Blood (1997)
Одной из первых подобных игр, наверное, можно считать «Blood» шутер 1997 года выпуска.
По сюжету игры главного Героя и его возлюбленную скоропостижно умерщвляют члены религиозного культа, в которой герой и его особа состояли сами, да не просто состояли, а сделали в ней успешную карьеру и ещё с двумя членами культа приобрели статус избранных.
Культ «Кабал» поклонялся, неожиданно, славянскому богу несчастья Чернобогу, хоть и базировался в альтернативных США первой половины XX века (И тут злые русские, ну как минимум, злые русские боги).
В общем, наши герои, Чернобогу не понравились, и он поспешил уволить их, путём сведения пульса вышеуказанных персонажей на нуль. Вот и доверяй после этого злым, славянским божествам.
Нельзя сказать, что культу, смерть их избранных как-то сильно навредила, ну в ближайшей перспективе. Спустя двадцать лет «Кабал» разросся и начал делать ровно-то, что начинают делать любые психованные фанатики, неистово верующие в древних, злых, славянских богов.
Начали, грабить и разрушать города, творить бесчинства и насилие, воскрешать нежить и призывать демонов, превращая весь мир в одно большое российское утро первого января.
Конечно, наш протагонист встаёт из могилы и прекращает шабаш, путём поджога/расстрела/растерзания/взрыва/протыкания/высасывания жизни оккультистов и всех их призванных существ, включая самого Чернобога, не во благо, а во мщение, которое чудесным образом совпало с очищением ненавистного герою мира от разбесновавшегося культа.
Сюжет этой игры по-своему интересен, но в те времена игровая индустрия жила по заветам Кармака:
Сюжет в игре, как сюжет в порнофильме, он должен быть, но он совершенно не важен (Джон Кармак)
Понятно, что культ, представленный в игре, типичное языческое верование, построенное на насилии и превозношении злых, древних сил.
Отдав должное этой игре, как классике, которой нужно знать, я вынужден сказать, что в рамках поднимаемой мною темы, можно найти примеры поинтересней, во временах, когда игровая индустрия уже выросла и окрепла.
Серия Dead Space (2008-2013)
В этом плане особо примечательной будет серия хоррор-игр Dead Space. Эта серия кое-что значит для меня персонально, наверное, поэтому я и взял её как пример, а ещё, потому что тема религии в этой серии раскрыта весьма неплохо. Может когда-нибудь настанет время, когда мы с вами ещё поговорим об этих играх отдельно, но сегодня сосредоточимся на религии.
В сюжете игры широко фигурирует церковь Юнитологии, которая активно способствует тем ужасам что происходит в мире, по большому счёту именно с лёгкой руки юнитологов и происходят все злоключения главного героя, которые отравляют ему жизнь с самого детства, так как его мать, будучи агрессивной верующей тратила больше сил, времени и денег на церковь чем на сына, из-за чего тот не смог поступить в престижный ВУЗ.
Церковь Юнитологии стала столь влиятельной и так набрала мощь, что полностью вытеснила остальные мировые религии и имеет такое количество ресурсов и влияния, что по уровню власти сравнивается с, вполне себе светским, Земным правительством с коим и конкурирует (а потом и открыто воюет) всю серию.
По верованиям этой церкви, человек, коим мы его знаем – это несовершенная, отмирающая форма существования человечества. Человек должен стать чем-то большим, чем-то качественно новым, чем-то… единым. В новом обличье человечество воссоединится со своими, более могущественными и мудрыми создателями, и будет гармонично жить в любви и процветании.
Как вы понимаете, навязчивая идея превращения человечества в нечто новое и целое (мнение самого человечества при этом вообще не берётся в расчёт, и не должно было браться даже в проекте, когда Юнитология ещё не обладала абсолютным большинством влиятельных сторонников и существенными средствами пропаганды) не могла привести ни к чему хорошему.
Благие идеи о приходе человечества к новой ступени эволюции, в которой всё будет по плану (надо только подождать), превращается в хаос из мяса, криков и слёз. Юнитологи берутся помогать в распространении инфекции инопланетной заразы, которая стремительно обнуляет популяцию людей или сводит их с ума, после чего превращает их в чудовищ, которых в мире игры называют некроморфами.
Зараза переносится артефактом, который называют обелиском - священным артефактом для церкви, который является в юнитологии одновременно прародителем человечества, что, кстати чистая правда, и средством связи с мудрыми создателями и средством перерождения, становление единым.
Стоит сказать, что Обелиск сам обладает сильнейшим интеллектом и псионическими способностями, сам способен внушать людям то, что ему будет угодно, что не упрощает участь человечества в этих играх.
Церковь Юнитологии из игры, действительно многое берёт от религиозных верований из нашей, реальной жизни. Тут вам и райская жизнь после смерти, и мессия – мученик, умерший за человеческие грехи (основатель, как выяснится, в одном из спин-оффов, невольный основатель церкви Юнитологии - Майкл Альтман) и помпезные ритуалы, и религиозные обряды, и молитвы.
Есть так же некоторые реальные прототипы. Чаще всего юнитологов сравнивают с саентологами. Саентология, основанная Роном Хаббартом в начале 50-ых годов, представляет из себя весьма сомнительную, типа религию, которая полагает высокую духовность всех людей, отрицания существования, как такового зла, и так же полагающие человеческое перерождение, в новых будущих жизнях. Действительно церковь Юнитологии имеет некоторые точки схождения с религиозной концепцией Хаббарта. Особенно в том плане, что Саенталогия так же считается весьма влиятельной религией, и имеет знаменитых и значимых последователей в политике, искусстве и бизнесе. Кто знает, может через 500 лет, Саентология станет столь могущественной, что сможет соперничать за мировое господство с сильными мира сего – власть имущими?
Но также много общего Юнитология имеет с тоталитарной сектой «Небесные врата» основанной Маршалом Эпплуайтом в конце семидесятых годов. Последователи секты верили, что человечество должно умереть, а после смерти люди окажутся на космических кораблях, которые унесут их в истинный мир, где они будут жить в гармонии не зная бед.
Ядерный состав секты, а именно 39 человек, в том числе пятеро детей и основатель погибли, в ходе акции массового самоубийства на ранчо в Санта-Фе, Калифорния. Потом ещё не один год сектанты, которые не присутствовали на сей акции, убивали себя за билетик на космический корабль. Что так же пересекается с сюжетом юнитологов, которые массово убивали себя, когда приходило время «переродится».
Мир игры обречён без какого-либо шанса на позитивный исход, не в последнею очередь потому, что навязчивая и сильная религиозная идея, опирающиеся на мнимое благо, которое на самом деле благом не является, а очень даже наоборот, приобрела большую силу и влияние в человеческом обществе. В такие моменты задумываешься, как хорошо, что всякие маргинальные секты, остаются всякими маргинальными секстами и не имеют сил приобрести статус мировых религий и тягаться на равных, по уровню влияния с светскими правительствами.
Far Cry 5 (2018)
«Глеб, давай поговорим немножко о более земном, о более приземлённом, что ты всё о всяких языческих оккультистах, да сай-фай сектантах из XXVI века? Чернобог тебя поглоти!» - возмущённо скажут мне читатели. Терпение, друзья! Давайте рассмотрим более приближённый к нашему реальном миру, пример тоталитарной секты из игр, пример секты «Врата Эдема» из Far Cry 5.
Последователи секты верят, что Земля, разрываемая противоречиями и конфликтами, находится на грани тотальной, неизбежной катастрофы, которая сотрёт с лица Земли всё живое.
Именно к этой катастрофе, так называемые, эдемщики усиленно готовятся, попутно терроризируя округ Хоуп, агрессивно обращая в свою веру, накуриваясь наркотиками, пытая и убивая людей, ну, в общем, занимаются привычными для деструктивных религиозных течений вещами.
В ходе сюжета, игра ещё заставит вас задуматься, насколько Иосиф Сид – основатель и пророк секты глобально неправ и неправ ли он глобально вообще. В игре действительно неявно, но поднимается проблематика глобальной войны всех против всех и напряжённости мировых отношений.
Врата Эдема - максимально закрытая секта, она настроена агрессивно к чужакам и ко всем иноверцам, мир вне округа Хоуп, для сектантов – агрессивен, совершенно чужд, от него идёт не иллюзорная угроза. Сектанты максимально закрываются от него, убивают, или захватывают всех блогеров и журналистов с внешней Земли, строят бункеры и укреп. районы, активно обращают в свою веру лишь тех, кто живёт в их местности, даже не пытаясь выходить на более глобальный уровень.
Так же секта весьма влиятельна, имеет собственное вооружённое формирование, множество оружия и ресурсов, ею взяты под контроль полиция и органы местной власти, она скупила большую часть местных земель и имеет большое множество движимого и недвижимого имущества.
По идеологии секта напоминает какой-то очень извращённый вариант католичества, с идеей прихода судного дня, поставленной во главу угла.
Трудно однозначно сказать, какой прототип был взят для Врат Эдема. Скорее Ubisoft брали вдохновение из самой идеи этих деструктивных сект, делая этакую сборную солянку.
Идея неминуемого конца света, в той же степени связанной с огнём, что мир именно сгорит в огне, можно наблюдать у Швейцарской неотамплиерской секты: «Орден Солнечного Храма» основанной Люком Журе в 1984 году. Которая тоже активно занималась массовыми самоубийствами.
Сама история и харизматичный лидер секты напоминают нам о «Храме народов» - секте, основанной Джимом Джонсом в 1955 году. Только идеологически последователи Храма Народов были религиозными-коммунистами, и жили в закрытой коммуне в Калифорнии, но также обладали большими финансовыми ресурсами, вели пропаганду и убивали журналистов. В последствии совместно ушли в мир иной, через самоотравление, что унесло жизни 963 американцев, двести из которых были детьми.
Есть в Вратах Эдема пересечение и с уже упомянутой Саентологией, в самой эстетике, символике, а также идеей любви и прощения любых грехов, по крайней мере, в среде своих людей. Но ни одну из перечисленных многоуважаемых организаций никак нельзя назвать прямо стопроцентным прототипом для внутри-игровой секты.
Знаете, есть ещё много игр, где религия представлена в качестве противоборствующей игроку силы.
- Outlast II (2017) - Секта Саливанна Нотта
- A Plague Tale: Innocence (2019) - Французская католическая инквизиция
- BioShock Infinite (2013) - Верование Пророка Комстока
- Множество игр серии Warhammer 40.000 - Хаоситы
- Call of Cthulhu: Dark Corners of the Eath (2005) - Тайный орден Дагона
И др.
Мы с моим другом немного поговорили ещё об одной игре – это Warcraft III, случалось в нём такое явление, которые называлось Культом Проклятых. Я хотел причислить его в этот список, даже чёт написать, а друг сказал, что это до конца религией считать даже и не стоит, и что эта движуха вообще не про религию. Говорить об этом я всё равно не буду, ибо уже ну очень много написано, так что Warcraft III остаётся за скобками, но я буду очень рад, если своё мнение на этот счёт скажите вы и рассудите нас.
«Ну понятно – эти религиозные фанатики, вся эта религия – опиум для народа, я вот читаю твой блог Глеб, и становлюсь воинствующим атеистом, как думаешь, мне стоит уже вот идти и сжигать церкви, скидывать попов с колоколен?» - Резонно спросит меня, мой дорогой читатель. Пожалуйста, подождите, не прибегайте к радикальным мерам.
Вы могли заметить, что подавляющая часть игр, использующих такую интерпретацию религии, которую я обозначил в заголовке этого информационного блока, повествуют о всевозможных вымышленных сектах, или злых религиях не имеющих аналогов в реальности, а если и идёт критика реальных религиозных учений, то только в дремучие времена, когда религия ещё перегибала палку. Уверяю вас – это не единственное проявление религии в играх, хоть и самое классическое и распространённое.
Ну а что там происходит с более мирным проявлением религии в играх, мы вскоре обсудим с вами во второй части, а сейчас закругляемся.
Подытожим
Как мы можем наблюдать, не только в играх, но и в реальной жизни, религиозные идеи могут быть опасны. Даже благие намерения, как известно, стелют дорогу в ад. А самые лучшие идеи любви, доброты, сострадания при неправильной интерпретации могут исказится в полностью противоположные.
Не забывайте, мои читатели, что не смотря на любые ваши взгляды и верования, нам нужно оставаться людьми. Мы очень разные, и не знакомые люди, нам не нужно любить друг друга, ценить просто, потому что. Обращение в конце моего блога не про это. Просто, как говорил главный редактор этого сайта, в одном из своих предыдущих блогов
Уважайте блин друг друга (Дмитрий Кунгуров)
Надеюсь, ни вас, ни ваших близких никогда не настигнут навязчивые, сильные идеи о ложном благе. Всем добра. Как-то мрачненько вышло. Ну ничего во второй части мы обсудим более миролюбивые темы.
А сейчас. Что бы вам не было грустненько, ловите!
Спасибо за внимание!
Всем пока!
Лучшие комментарии
А чего ждать дальше, узнаете на релизе второй части блога.
Я вас не понял. Ни в том, ни в другом произведении магия не имела ничего общего с религией. В Гарри Поттере волшебники — христиане. Они празднуют рождество, сочельник, пасху и всякое такое. А у Толкиена тема религии целиком и полностью в глубинных смыслах между строк, с глубокими отсылками к библии, но нет в произведении никакого яркого, сформированного религиозного культа. Может я просто не до конца погружён во вселенную, я читал только Хоббита, ни ВК, ни уж тем более Легендариума, всё это прошло мимо меня, в плане книг, знакомился ещё с разными видео-материалами ну и фильмами само собой.
Вопрос действительно сложный и дискуссионный. Насчёт Культа Проклятых, я и сам не уверен, думаю, что он просто плоховато раскрыт, именно как религия, хотя есть слепая вера последователей, готовые на любые жертвы во имя Нер'Зула ну естественна их вера не критична.
Но вот в том же WarCraft есть полубог, то что он полубог — лором так же подтверждено, зовут Кенарий — Хранитель чащи. Эльфы — его паства, верующие в него и в его отца, дикого бога. Он реально существует, не просто на метафизическом, а на вполне себе физическом уровне, его даже можно убить. И он реально даёт в хлебало врагам своей паствы. Но вера в Кенария и в его природную мощь — это религия.
Всё таки не могу отказаться от традиционного первого комментария, как радной он мне.
Интересно было читать, я жду уже вторую часть.
Эх… побольше бы игр на разбор.
К слову, Warcraft и Warhammer — лишние. В этих мирах вера=магия. Здешние культисты могут и демонов призвать и фаерболом жахнуть, в отличии от упомянутой Blood, где они только из из автомата стреляют, да динамитиком кидаются. =)
Понятно, согласен, будет куча повторов. Что ждать дальше? Крестоносцев? =)
Вот только встает вопрос как отделить ее от магии. Скажем «Гарри Поттер» и «Властелин Колец» попадают под это определение. По мне так когда обряды становятся 100% рабочими это уже наука. Опять же в Blood есть магия, но там именно секта основанная на слепой вере их обряды просто почему-то работают, но не всегда именно так как они этого хотят. В тоже время в Варике «Культ проклятых» это по сути школа некромантии во главе с Нер'зулом. =)
Заинтриговал. =)
По порядку —
— основана на сильной идее (магия) ✓
— требует исполнение некоторого культа (заклинания) ✓
— это свод правил, свои идолы и священные места, чётко-регламентированные обряды, ограниченная общность последователей (Школы и Министерства магии) ✓
— спецефически в своей религиозности отличающиеся от других людей (маглы) ✓
Это показатель низкого качества мастерства автора, по хорошему житие Христа должно не праздноваться, а осуждаться. Но это еще больший оффтоп. =)
Кенарий полубог есть, его отец — дикий бог тоже. Вот только эльфы не его паства, как собственно и друиды. Перечитай лор это Кенарий пришел к эльфам и обучил их магии. Они просто так стали ему поклоняться, они идут к нему в ученики и не важно как это называется данная школа главное суть. =)
Грубо говоря «вера» это противоположность «знанию». Если вдруг увижу бога, который к тому же даст мне по морде, будет трудно в него не поверить, но в тоже время это уже будет не «вера», а «знание». =)
Спасибо большое за отзыв. Такое малое количество игр связано с тем, что я хотел связать их с реальными параллелями из жизни (а многие игры берут вдохновение примерно из одних и тех же реальных явлений, то есть могло бы пострадать оригинальность), при этом я не хотел писать слишком много текста, ну и стоит сказать, что и сам я не играл во все игры на свете и о многих играх с проработанной религиозной идеей могу не знать.
Я ещё обсужу не мало игр, во второй части, у меня уже есть план. Но в принципе, возразить мне нечего. действительно, игр можно было рассмотреть и побольше, просто объясняю чисто свою мотивацию, что бы быть понятным.
Насчёт упомянутых Warcraft и Warhammer, я определял религию совершенно не так. Мне кажется определение вера=магия, не очень точным что ли, требующим некоторого пояснения так точно. В WarCraft вообще всюду магия, но при этом там находится место и религии — это подтверждённый лором факт. Религия не могла бы там ниоткуда взяться, если бы это всё было магией.
Я определяю религию — как течение, которая основана на сильной идее и требует исполнение некоторого культа — это свод правил, свои идолы и священные места, чётко-регламентированные обряды, ограниченная общность последователей, спецефически в своей религиозности отличающиеся от других людей.
А уже вопрос второй, то, во что верят последователи религии существует, или не существует? И если существует может ли оно реально дать по хлебалу фаерболом врагам своих последователей, или оно их просто морально поддерживает? Но от того что это нечто во что верят, реально прям существует и даёт по хлебалу всем врагам своей паствы — вера в это и поклонение ему, не перестаёт быть религией.
Такая вот моя позиция.
Я наверное многих удивлю, но классическое христианство тёмных веков. Идея конца света, принудительное обращение в свою религию через оружие и смерть, тотальный фанатизм и упоротость. Считалось, что лучше убить ближнего своего сейчас нежели он станет слугой дьявола позже. Это продолжалось вплоть до конца Крестовых походов. Так что это не извращённый вариант католичества, это он и есть в те времена. От того, какая дичь была, Far Cry 5 может забиться в угол и поплакать.
Да нет, никаких покровов вы не сорвали. Средневековье — весёлое время, умели люди зажигать, крыше-сносно отдыхать и оттягиваться по полной.
Да я и сам в этой же статье писал:
Слава богу, что католическая вера постоянно реформировалась и сейчас уже не представляет угрозы. Конечно к Вратам Эдема было бы меньше вопросов, если бы они сами и мир вокруг них жил во времена, когда понятие «Справедливость» зависело от прихоти Феодала, а человека могло убить всё что угодно. Мор, голод, участие в драке на ярмарке, давка на глашатой площади, прихоть любого мимо-крокодила с оружием, будь то разбойник, вражеский солдат, или даже член союзного ополчения, или солдат короля, прихоть сюзерена, ну или да, прихоть бесновавшейся церкви.
Если дискомфорт вызывает слова «извращённый» то давайте заменим его на слова «устаревший»
Тут не поспоришь. Реальная жизнь порой гораздо более жестока и бесчеловечна, чем любой творец может себе представить и воплотить в жизнь, в своём произведении.
Я всё таки хотел бы воздержаться от выражения собственных позиций, касаемо религии вообще и каких-либо конкретных религиозных концепций. Но это только моё желание, никого затыкать и удалять комментарии я не буду.
Так ли это? Кхала это сильная псионная сеть, наиболее близкий аналог в реальной жизни это интернет. Другое дело талдаримы из SC2 — тут вам и бессмысленные ритуалы и поклонение, но это сильно пересекается с культистами в Blood. =)
Спасибо за отзыв. Тут стоит верно толковать мои мотивы. Моя цель была не в том, что бы рассмотреть как можно больше всевозможных, разнообразных игр. Игры — в сущности лишь примеры, для иллюстрации моей главной позиции. Я понимаю что многих не устраивает, что я не включил в иллюстрации ту или иную игру, действительно можно было накопать материала и предложить на разбор ещё больше игр. Но я всё равно не смогу всем угодить. Тем более нас с вами ждёт ещё много материала во второй части, она выйдет в конце этой недели, либо в начале следующей и там тоже много разнообразных игр, приведены в пример.
Ну и как я отвечал выше, я банально не играл во все игры на свете. Единственное MMO в которое я играл — это World of Warcraft, и тот в 2012 году в последний раз. ММО — просто не мой вообще жанр. Mass Effect я играл только во вторую часть давно и не взаправду и не погружён в эту вселенную. Не помню что бы религиозная тема, там была хоть сколько нибудь явно и отчётливо выражена. Dragon Age мне всегда нравилась больше, так как фентези я люблю больше сай-фая
Про StarCraft просто не вспомнил, хоть я и не играл, WarCraft у меня в душе отзывается большим эхом потому что:
В целом. скажу что я не хотел растекаться по примерам, перечислить в блоге все игры которые только смогу напихать. Я хотел показать на нескольких примерах, как религия в играх предоставляется, в качестве враждебной, агрессивной идеи, показать проявления религиозной агрессии в реальной жизни, на которых примеры из игр основывались, и сделать из этого определённые выводы.
Пост вызывает смешанные чувства. С одной стороны, да — религиозная подоплёка есть во многих играх и вроде здесь даже сказано, что выбраны именно те случаи, где можно провести параллели с реальным миром. Но всё равно как-то обидно, что столько игр осталось не упомянутыми.
Секта «Morninglight» (Утренний свет) из MMO Secret World Legends — тоже имеет прототипом Сайентологию. Демонопоклонники из новой Doom. В какой-то части Mass Effect вроде у гетов была религия, согласно которой Шепард — мессия зла и его надо уничтожить.
Насчёт «Культа проклятых» я пожалуй склонюсь в пользу того, что это религия. Которая основана на вере в то, что будущее за нежитью и что Король-Лич к этому будущему приведёт. Хотя конечно странно, что автор задался вопросом «Культа проклятых» из WarCraft и совершенно не упомянул культ Кхалы протосов из StarCraft — вот уж там религия без всяких скидок, вплоть до фанатизма.
Буду очень признателен.
А ещё хотел сказать, что я, как православный человек, очень радуюсь, когда вижу храмы или иконы из нашего мира в видеоиграх. Как-то неосознанно, у меня внутри возникает некоторый трепет, ведь я вижу: красоту, величие, глубину и древность.
Первые два скрина из Метро: Исход, второй из Sniper ghost warrior 3 (там ты собираешь православные иконы, как коллекционные предметы, а ещё как я помню, в Kingdom Come: Deliverance (название переводится как Царствие грядёт) есть ачивка Паломник — для её получения нужно найти 90% поклонных крестов и прочесть надписи.
Спасибо большое за отзыв.
То что религиозные секты — часть религии — это моя принципиальная позиция, заложенная в основу моего понимания религии как таковой. Когда мы говорим о религиозных сектах, мы говорим одновременно и о религии, так как религиозные секты — это одно из проявлений религии, к сожалению.
А ещё, например, в мире Dead Space Юнитология имеет статус общепринятой, мировой религии.
Но я согласен, что название может немного дезориентировать, но это только один аспект религии, который я выделил в отдельный блог, потому что он занимал много места и требовал много материала, я ещё лучше раскрою эту тему во второй части.
Да, я согласен, что секта «Ветвь Давыдова» в существенной степени могла повлиять на идеи разработчиков, мой просчёт что я не докопал информации, поэтому спасибо большое, за дополнение, но я всё так же уверен, что стопроцентного прототипа у внутри-игровой секты нет. Врата Эдема — этакий собирательный образ тоталитарных, деструктивных религиозных течений и разработчики брали вдохновения из разных примеров.
За примеры отдельное спасибо, может быть даже дополню ими свой материал во второй части, если дополню, то обязательно скину ссылку на твой профиль.
Спасибо и тебе не хворать.
Хороший блог, но уточню, что тут рассказ не о религии, а о религиозных сектах в играх. Рад, что представлен достаточно правильный посыл: разделяйте традиционные религии (учат добру) и секты (творят зло), никогда не путайте, не оскорбляйте чужих чувств.
Я также давно хотел написать статью о сектоведении, набрал материал, даже нашёл научные монографии по сектам, но никак не дошли руки. Хочу заметить, что секта из FC5 «Врата Эдема» вдохновлялась известной в штатах сектой «Ветвь Давидова», про неё есть крутая документалка на ютубе. Главный злодей списан с максимальной точностью.
Про негативные секты вспомнился Орден из Sillent hill, культ Оро из Condemned, Электроборцы из Метро: Исход (да и в целом в Метро много религиозного, например речи Хана), Церковь Вечного огня из Ведьмака, культ богини Хель из Hellblade: Senua's Sacrifice.
Про позитивные примеры: Человеколось, Джошуа Грекхем из Fallout: New Vegas — Honest Hearts (обороняется от зла цитируя Евангелие), культ Талоса в Скайриме (ведут национально-освободительную войну из-за религиозных ущемлений), священник-католик из Far Cry 2 (выдаёт тебе средство от малярии), и в Метро — много позитивный моментов и отсылок (например, Артём и Анна нарушают запрет, как Адам и Ева, далее странствия, поиск земли обетованной, для жизни твоего народа — как Моисей для евреев).
В общем, всех благ, продолжай писать, буду ждать новых блогов!
Я благополучно перешёл в личку, там можем продолжить общение) Спасибо за то что уделяешь мне много внимания, я рад что смог заинтересовать тебя своей статьёй!
Вообще-то нет. То, что Тёмным Храмовникам удалось построить нормальное общество, а не впасть в варварство — как раз наглядный пример, что вера в Кхалу как единственный возможный путь, была ошибочна.
Ну, допустим. Представьте, что в Интернете появилась группа людей, считающих тех, кто сидит без Интернета и тем более намеренно отказывается от Интернета — морально павшими и вообще неадекватными. В их представлении, если ты не совершаешь каждый день ритуал по чтению сообщений в Твиттере или иной соц.сети — не достоин называться человеком.
Что это по-вашему? Рациональная, научно обоснованная позиция или культ?
То есть если заставить вас каждый день ходить в церковь вы станете христианином? О_о
А религия, которую они исповедуют, учит отдавать себя или паразитировать?
Но разве это не подтверждает мой тезис о том, что в религии важна не только вера в существование сущности, но и вера в заповеди из священного писания? Я, конечно, привёл сатанистов как пример, но точно также мог назвать протестантов и католиков, или другие христианские течения.
Ну, рациональности я тут точно не вижу.
Э-нет, товарищ. «Потеря сигнала» может быть по разным причинам и эффект от неё разный. Ты так и не объяснил рационально, чем плох отказ от Кхалы как таковой.
Вообще-то попала только Рашагал. В отличие от Кхалаев, которые попали к Амуну все.
Значит ты плохо объяснил ситуацию. И вообще, первое предложение уже само по себе — трактовка.
Ну, в таком случае ваш пример не является опровержением.
Погоди, давай вернемся назад:
Разве не ты говоришь, что постоянно надо вести себя думая об остальных для кого-то нечто нехорошее?
Нет тут ни вранья ни лицемерия, а почему не скажу, как и сказал больше на эту тему разговаривать не намерен. Интересно сам найдет как решается этот казалось бы парадокс. =)
Хм… по твоему три крупных направления Христианства, является доказательством, что поведение верующих зависит от объекта поклонения и заветам, а не наоборот? Или это не факт? =)
Факт, причем довольно интересный.Почитал немного, но в данный момент сделал акцент на их отношение к убийству и войне. Так вот, убийство само по себе(за исключением определенных) не является грехом, а служба государству(включая военную) это святой долг. А когда любая война — священная, то для мобилизации паствы не нужны крестовые походы или джихад. И разговор шел про запрет священных войн, а не его реализации. В том что буддисты терпимы к другим религиям не могу не согласится, но крестовые походы они не запрещают. =)