I am a poor, wayfaring stranger
Wandering through this land of woe
Ровно неделю назад я прошел игру, которую теперь считаю лучшей видеоигрой когда-либо созданной. Такая мысль появилась у меня сразу после прохождения, поэтому я решил, что это просто первые эмоции, и все успокоится через недельку. Однако неделя прошла, а я все еще придерживаюсь этого мнения. Поэтому в данном материале я предлагаю разобраться, почему мне так понравилась The Last of Us 2, и почему я искренне рад наличию в ней ЛГБТ-персонажей.
Внимание, текст содержит жесткие спойлеры
Основы
В основе произведения лежит история мести за отца, классический сюжет, который корнями уходит еще во времена древней Греции. Однако каноническим героем данного жанра должен быть мужчина, который идет мстить за своего родителя/наставника/учителя. То есть это должно быть сугубо мужское месилово с приключениями, драмой, превозмоганием (что является очень важной частью становления персонажа на пути мести), и, конечно, наказанием обидчика (либо прощением, тут уже зависит от того какую мораль несет автор).
Однако по сетапу The Last of Us, Элли является девушкой, и это уже нельзя поменять, то есть у Джоэла не может резко появиться сын, который бы пошел за него мстить. Ниже я хочу объяснить свою позицию по поводу феминизма и ЛГБТ-персонажей в данной игре, которые по моему мнению являются не потаканием «повесточке», а идеальным сценарным ходом.
Дина
Лейтмотивом игры для персонажа Элли является тема одиночества и ощущения потерянности. Такое состояние героиня обретает из-за слепого желания мести, чувства безжалостного и беспощадного, чувства, из-за которого в конечном счете все от нее отвернутся.
Однако, чтобы было кому отворачиваться, для начала нужно чтобы было кому на героя смотреть, то есть герою нужен спутник. В классической версии сюжета о мести таким персонажем является женщина, зачастую именно жена главного героя, которая по ходу сюжета понимает, что у нее нет будущего с этим персонажем.
Однако в нашем случае героем уже является женщина. Тут справедливо было бы заметить, что «ну и ладно, раз у нас тут история отзеркалена, пусть у нее будет парень, зачем этот бесполезный ЛГБТ-прогиб?». Звучит логично, правда? На самом деле нет, и сейчас я постараюсь объяснить, почему сексуальная ориентация Элли является максимально важной для сюжета, не имея никакого отношения к «притягиванию геев за уши».
Итак, давайте представим, что Элли натуралка. Таким образом, ее спутником в данном приключении будет парень, который будет по физическим параметрам сильнее ее. Таким образом, пункт «превозмогание» ставится под вопрос, ведь когда у нас имеется два сильных персонажа, то и превозмогать как бы нечего. Можно возразить, сказав, что ее парня можно было убить, и тогда бы ситуация Элли стала еще хуже. Да, конечно, можно. Но тогда это перестанет быть историей мести за отца, а превратится в семейную драму.
Очень важно, чтобы персонажем, за которого мстит герой, оставалась именно фигура отца, потому что отец (или учитель) является привязкой персонажа к миру, в котором он живет. Учитель дал персонажу знания и концепцию восприятия мира, в котором этот персонаж живет, при этом в этой концепции существует и сам учитель. И когда учителя убивают, концепция рушится, то есть рушится мир, в котором живет персонаж, и именно поэтому в финале персонаж остается ни с чем, ведь его мир разрушен, а совершив месть он уничтожил последнюю цель, которая у него была.
То есть в случае, если любовный интерес Элли является персонажем мужского пола, сценарист попадает в трудную ситуацию, ведь теперь за основное действие должна отвечать не сама Элли, а именно ее молодой человек, таким образом уровень драматизма радикально снижается.
И вот тут мы переходим к еще одному важному пункту, а именно беременности Дины. Если бы у Элли был парень, которого бы ранили, и он оставался в кинотеатре, то это все-равно смещало бы ракурс мести, ведь мы в любом случае мстили бы теперь и за него, а не только за Джоэла.
Но ведь можно сделать так, чтобы он получил травму, и Элли бы приходилось о нем заботиться. Да, можно, и это создает интересное разветвление:
1) Травма несерьезная – в таком случае персонаж либо снова начинает путешествовать с нами, что противоречит теме одиночества, либо остается сидеть в кинотеатре, таким образом вызывая вопрос «А нафига ты в сюжете вообще нужен?»
2) Травма серьезная – этот случай уже интереснее, так как персонаж находится при смерти, значит сюжетно-обоснованно не может составлять нам компанию по хожу приключения, однако в таком случае Элли не сможет продолжать путь мести, ведь по ходу сюжета мы узнаем, что месть хоть и затмила ей разум, но пока не поглотила окончательно (об этом немного позже), и она все еще заботится о людях, которых любит, а значит она не может допустить, чтобы из-за мести погиб ее возлюбленный.
(Это, кстати, прослеживается и в сюжетной ветке с Диной, ведь как только Элли узнает о беременности подруги, она задумывается об отказе от своей миссии, но сначала сама Дина убеждает ее в том, что все нормально, а затем появляется Джесси, который может позаботиться о Дине)
Теперь перейдем непосредственно к анализу персонажа Дины, и постараемся понять, почему она важна для сюжета и должна выступать именно в роли любовного интереса Элли.
Беременности Дины – не травма, полученная обидчиками, а просто особенность физического состояния, которая логично объясняет, почему Дина не может составлять нам полноценную компанию по хожу прохождения, при этом не требуя повышенного внимания, а значит не отвлекая игрока от цели. То есть в этом случае мы имеем как раз традиционного женского персонажа-спутника, который ждет нас «дома», при этом существуя как бы автономно, но все еще создавая определенную степень эмоциональной напряженности, так как девушка в положении может испытывать определенные трудности.
Более того, когда в сюжете появляется Джесси и узнает, что ребенок его, тема одиночества Элли раскрывается еще сильнее, так как Дина начинает проявлять теплые чувства к своему бывшему. Боль и ревность буквально видно в глазах Элли, когда Дина начинает заботиться о раненном Джесси.
Опять же, это было бы довольно проблематично сделать с персонажем-мужчиной, который бы начал проявлять симпатию к своей бывшей (и вообще зачем бы бывшая в одиночку пошла в другой город, а вот мужчина вполне логично пошел защищать девушек, которые могут оказаться в беде), а в данном случае Дина естественно заботится об отце своего ребенка.
То есть, конкретно в этой истории Дина является идеальным персонажем-спутником, создавая правильный уровень эмоциональной привязанности у игроков, при этом не вызывая диссонанса своим присутствием в истории, как это могло бы быть в случае спутника-мужчины.
Эбби
По моему мнению – лучший женский персонаж в истории видеоигр. Довольно забавно, что при оригинальном прочтении Abby и Ellie звучат почти одинаково. Оба имени начиняются на звук ‘Э’ и заканчиваются на звук ‘И’, а вот двойные ‘Б’ и ‘Л’ в центре создают основу для грядущего конфликта. Да, вы все поняли правильно, Эбби – отражение Элли, пропущенное через кривое зеркало, и сделано это сразу по двум причинам: сценарной и геймплейной.
Начнем с геймплея. Первую половину игры мы проходим за хоть и движимую яростью, но все-же хрупкую девушку, которая не может противостоять врагам в открытом бою. Эбби же является полной противоположностью: она и шеи сворачивать может голыми руками, и бегает быстрее, и даже оружие у нее мощнее.
Таким образом, Эбби позволяет разработчикам хоть и не радикально, но все-же изменить игровой процесс, внося разнообразие в пользовательский опыт.
То есть если в первой половине мы играем за хрупкую девушку, у которой даже оружие в руках трясется, то во второй половине мы берем под свой контроль персонажа, наделенного, по сути, мужской силой, что позволяет нам менять тактику ведения боя и давать прямой отпор врагам.
Теперь предлагаю разобраться, зачем Эбби нужна с точки зрения сценария, и почему нельзя было сделать ее мужчиной.
На самом деле ответ максимально прост. В классическом истории мести за отца мужчина мстит другому мужчине, то есть встречаются две примерно равные силы, что зрителю на подсознательном уровне кажется справедливым. Но так как в случае с The Last of Us главной героиней является девушка, то и противник у нее должен быть на подсознательном уровне равный, то есть мстить Элли должна женщине, а не мужчине.
Ну а так как в принципе весь сюжет построен на двух персонажах, которые, как уже было сказано выше, являются кривыми копиями друг друга, то логично предположить, что Эбби должна быть именно женщиной.
При этом ее физическая форма объяснена постоянными тренировками и желанием быть в форме, то есть желанием быть сильной, ведь девочка потеряла отца, а значит, также как и Элли, потеряла опору в этом мире, и ей нужно хвататься за что-то, и для нее этим чем-то стала идея мести, которая требует хорошей физической подготовки.
Сейчас будет немного спгс-ной психологии, но я думаю, что ее манию к тренировкам можно трактовать как обиду на отца, ведь ему не хватило сил, чтобы противостоять Джоэлу, и Эбби верит, что приведя себя в идеальное физическое состояние она не только одолеет Джоэла, но и никогда не окажется на месте отца, не даст близким страдать из-за ее смерти.
Отцы и дети
Теперь я хочу немного поговорить об идеях, заложенных в сюжет, и объяснить свою версию мета-связи сюжетов первой и второй части.
Оригинальная TLoU поднимала тему проблемы отношений отцов и детей, показывая, как Джоэл, потерявший свою дочь, постепенно находит ее в Элли. Сиквел развивает эту тему, говоря уже о материнстве, и, опять же, достичь этого можно было только при наличии двух ведущих героев-женщин.
Как и Джоэл в первой части, обе девушки получают роль опекуна не по своей воле. Элли становится второй матерью потому, что ее подруга была беременна, что было неожиданностью для обеих девушек. Эбби также получает свою роль «родителя» по воле случая, ведь из-за своих моральных принципов не смогла оставить детей, которые спасли ее жизнь, на произвол судьбы.
Однако, развивая тему родительства, можно увидеть интересную вещь, а именно то, о чем говорил Нил Драккман: «Если первая часть была историей любви, то вторая часть будет историей ненависти».
Действительно, в первой части Джоэл привязывается к Элли, и ради жизни этого, по сути, чужого ребенка, он готов на все, даже уничтожить персонал целого медицинского комплекса. То есть Джоэлом двигала любовь, и, по его собственным словам, если он окажется в этой ситуации еще раз, то сделает точно такой же выбор.
Интересно, что во второй части «синонимом» Джоэла является Эбби, а не Элли. Она остается вместе с детьми-серафитами, и становится тем самым Джоэлом, только не для Элли, а для Лев.
Но самое важное начинается в последней части игры. Эбби и Лев, сформировав «семью», отправляются искать дом, чтобы обрести покой. То есть можно сказать, что сиквел, хоть и переиначивая, но дублирует история первой части: ребенок спасен, и теперь герои могут отправиться домой, что позволяет провести еще одну параллель между персонажами Эбби и Джоэла.
В противоречие Эбби стоит Элли, которая после завершения истории в Сиэтле имеет намного больше, чем Эбби. У Элли есть «маленькая семья» (Дина), есть «большая семья» (Томми и Джексонвиль), есть дом (причем как буквально, ферма, так и в плане коммуны), есть ребенок, которого нужно оберегать. Но в отличии от своего наставника, который был готов пожертвовать всем ради жизни ребенка, Элли готова пожертвовать ребенком и семьей ради свершения своей мести.
Оставив дом и снова отправившись в путь, Элли не сомневается в своих действиях, не думает о тех самых «left behind», она четко идет к самой важной цели в своей жизни – убийству Эбби. Как и Джоэл, Элли не останавливается ни перед чем ради достижения своей цели, и даже то, что у Эбби ослаблена и должна заботиться о ребенке ее не останавливает. Элли вынуждает Эбби драться, но в последний момент видит Джоэла, и решает оставить Эбби в живых.
Да, Элли знала, что сделал Джоэл. Она понимает, почему Эбби убила его. Но я думаю, что одной из причин, почему Элли изменила свое решение, как раз является та самая «синонимичность» персонажей Джоэла и Эбби.
Именно поэтому Элли видит Джоэла, человека, который спас ее и заботился о ней, и это воспоминание коррелирует с Эбби, которая сейчас находится в позиции Джоэла, то есть в позиции опекуна, которому надо защищать ребенка. Только в последний момент ярость отступает, и только в этот момент Элли начинает видеть четкую картину ситуации, в которой она оказалась.
Таким образом, Эбби, которая нашла в себе любовь, и подарила ее Лев, уплывает в свой новый дом, символизируя надежду и веру в будущее.
Элли же, которой двигала ненависть, потеряла все что у нее было, оставшись одинокой путницей, которой предстоит заново искать свое место в этом мире.
Заключение
Подводя итоги своего эссе на тему сюжета и персонажей TLoU2, я хочу сказать, что очень рад тому факту, что наша любимая индустрия доросла до того момента, когда сюжеты произведений стало интересно разбирать не с точки зрения лора, а с точки зрения психологии и сценарного мастерства.
Искренне надеюсь, что текст получился интересным! Будет очень интересно узнать, что вы думаете об идеях, затронутых в данном эссе, и как в целом относитесь к сюжету этой неоднозначной игры?
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Итак, позвольте разделить блог на три тезиса: ЛГБТ* персонаж и месть, одиночество главной героини, Эбби — более Джоэл, чем Элли. И начать мне хочется с конца.
Идея с антагонистом, в котором наш персонаж видит своего наставника, за которого к тому же нужно было играть в первой части, шикарна. Не ручаюсь, что такого нигде не было (более того, наверняка, было), но способ донести свой посыл, не хочется сказать, гениален. Всецело согласен с тезисом.
Продолжу пунктом номер два. Хотя такая проблема заявляется в блоге, но потом ниже опровергается словами о том, что у Элли появляется «маленькая семья», «большая семья» и т.д. Может быть это разрешённый в ходе повествования конфликт? Мне неизвестно. Но, честно говоря, мне не хватило аргументов. Возможно, всё дело в постановке, передающей отчуждённость главной героини? В геймплее, из которого к середине игры исчезнут напарники? (На этих словах мне становится очевидно, что комментарий получается какой-то неуверенный и малоосмысленный. Однако финиш недалеко и стирать написанное не хочется.)
И, наконец, первый тезис, с которым я не согласен; меня не убедили аргументы. Почему, если пара главной героини — парень, он должен за «основное действие»? Почему девушка не могла пойти в другой город за своим бывшим, если она к нему всё ещё привязана? Хотя я совершенно ничего не имею против ЛГБТ персонажей и вообще-то мне всё равно.
Подытожив, я хочу сказать, что в блоге есть мысли, которые мне было безумно интересно услышать. На самом деле, чужой ребёнок, у любимого человека — как показатель отчуждения — тоже интересный тезис. Но считаю, что несколько не хватает аргументации и не со всеми аргументами я могу согласиться. Так что давать такой заголовок, как я считаю, было чересчур. Но зато я посмотрел на самоубийцу ^^
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Я один из тех, кто согласен с автором. Про концовку согласен более, чем полностью. К сожалению игроки-это необразованное быдло, которое авторские фильмы в жизни не видели, а уж про корейские триллеры вообще молчу. Боже, да достаточно Войну за планету обезьян глянуть. Но нет, люди срут просто так