18 мая 2020 18.05.20 2 2434

Эффект зловещей долины или почему мы боимся клоунов? Взгляды со стороны психологии.

+2

Всем хай! Я внезапно вдохновился блогом Letnyaya и решил сделать его более расширенную версию, где будут взгляды со стороны психологии, а также примеры, которые более наглядно показывают, что же такое эффект зловещей долины.
Считаю обязательным оставить здесь ссылку на вдохновивший меня блог: stopgame.ru/blogs/topic/95785"
И также я сделал ролик, специально для тех кому лень читать фулл текст: www.youtube.com/watch?v=iLLX7IPIzuo
Также убрал спорные примеры, которые странны, и добавил хорошие.
ВНИМАНИЕ В РОЛИКЕ ОТСУТСТВУЕТ МАТ И ОСОБО ПУГАЮЩИЕ МОМЕНТЫ, МОЖЕТЕ СМОТРЕТЬ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ. ТАКЖЕ ВАЖНО УПОМЯНУТЬ ЧТО В ВИДЕО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ИЗ РОЛИКОВ СТОП ГЕЙМ НО НЕ НАРУШАЮТ АВТОРСКОГО ПРАВА.
Приятного просмотра и чтива!

Слышали ли вы когда-нибудь об эффекте зловещей долины? Задумывались ли о том, почему говорящие игрушки из мультика вызывает у нас умиление, а клоуны из популярных фильмов — неприязнь? Сегодня мы планируем подробнее рассказать об эффекте зловещей долины и о том, как он связан с главным героем фильма ОНО.
Эффект зловещей долины — это гипотеза, согласно которой робот или любой другой объект, который выглядит или действует как человек (речь идет именно об имитации) вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Существует специальная диаграмма, отражающая отношение психического состояния и эффекта:

В первую очередь данная гипотеза применяется именно к роботам, однако она справедлива и для таких объектов, как мультипликационные герои, куклы, манекены и даже сами люди (тут речь, конечно же, о клоунах).

Коулрофобия или боязнь клоунов также связана с эффектом зловещей долины. Коулрофобия (страх перед клоунами) не признана медициной как психиатрическое заболевание, но тем не менее включена в неофициальный список специфических фобий. Боязнь клоунов можно отметить у многих детей и взрослых, о подобном страхе упоминал даже известный киноактер Джонни Депп. Панику может вызвать не только встреча с клоуном в реальной жизни, но даже его появление на телеэкране. Термин «коулророфобия» (coulrophobia) появился относительно недавно, но само тревожное расстройство существовало задолго до того, как о нем стали говорить и писать средства массовой информации. Формируется эта фобия обычно в раннем детстве, при первой встрече ребенка с человеком в костюме клоуна. Психологи считают, что в основе этой боязни лежит страх перед неизвестностью.

Современные исследователи называют в качестве причины коулрофобии трудности с идентификацией. Дело в том, что клоунские костюмы склонны преувеличивать черты лица и некоторые части тел (кисти рук, ступни, носы). Поэтому подобные деформации можно воспринимать не только как комичные, но и как страшные. Незнание того, кем на самом деле является объект в клоунском костюме, вызывает у человека беспокойство и даже панику. Клоун всегда загримирован так, что трудно разглядеть его истинные черты лица и параметры фигуры. С помощью грима меняется разрез глаз, форма носа и рта, их размеры. За цветным париком скрыт истинный цвет волос. Объемный костюм полностью скрывает тело, становится невозможным понять, мужчина это или женщина. В 90-х годах прошлого столетия всплеск коулрофобии был спровоцирован появлением на экранах фильма ужасов «Оно», снятого по роману Стивена Кинга. Главным героем экранизации является клоун, убивающий детей. Сегодня этот персонаж по-прежнему является культовым героем многих кинолент, поэтому неудивительно, что страх перед ним находит новых жертв. В качестве классического примера можно назвать также Джокера из кинофильма про Бэтмена.

Точно неизвестно почему нас пугают человекоподобные существа. Есть теории, что мы не можем понять чувства похожих на себя объектов, соответственно и сопереживать ему. Другие же теории утверждают, что человекоподобное существо неспособно к взаимности и какой-либо обратной эмоциональной связи.
Эмоциональная реакция человека зависит не только от человекоподобности наблюдаемого объекта, но и его поведения. Поэтому движущиеся роботы и куклы пугают нас намного сильнее неподвижных объектов.

Снова вернемся к коулрофобии. Иногда данная фобия распространяется не только на клоунов, но и мимов. Исполнители пантомим не имеют деформаций человеческого тела, однако страх могут вызывать их движения, не свойственные людям в повседневной жизни.
Данный прием используется в фильмах ужасов. Как правило для демонстрации оживших покойников, зомби и людей, в которых вселяются демоны.

Поэтому чувство страха и неприязни у нас вызывают человекоподобные объекты, имеющие даже небольшие отклонения от нормы. Это могут быть странные движения тела, мимика, наличие необычных черт лица, которые мы обычно видим.
Для индустрии кино огромный вклад в развитие этого эффекта внёс актёр, чьё проклятие одновременно стало его даром.

Хавьер Ботет обитает в Голливудских павильонах. Из-за своей артистичности и синдрома Марфана, поставленного Хавьеру в 5 лет, актёр нарасхват у ведущих мировых режиссёров, снимающих что-то жуткое и с монстрами.

Монстров мистер Ботет и исполняет, причём делает это лучше всех. Из-за природной гибкости и неординарных параметрических данных (200 сантиметров роста в нём сочетаются с 56 килограммами веса) Хавьер выделывает в кадре то, что кажется непостижимым для человека.
Количество его ролей просто невероятно. СЛендермен, мама, оно и невероятное количество других ужастиков.

Каждый хороший мультипликатор знает, что искусственный персонаж вызовет симпатию только в том случае, если тот не будет слишком похож на человека. Особенно, если речь идет о динамичном, а не статичном объекте.
Атака титанов (Shingeki no Kyojin) — хороший пример того, как авторы правильно используют эффект «зловещей долины» для того, чтобы вызвать у зрителя отвращение к Титанам.
Это не относится к титанам, которые находятся под контролем главных героев. В этом случае авторы правильно сделали и практически не использовали эффект. Но ко всем остальным Титанам это приемлемо.
Пустой взгляд, странное выражение лица, неестественные движения, гипертрофированные части тела — всё это идеально создает эффект «зловещей долины». Более того, эффект усиливается благодаря абсолютно неподходящей, под те или иные ситуации, мимике. В итоге, тебе они действительно неприятны.

До этого момента мы разобрались как нас пугают клоуны, мимы и мультипликации. Но всё же основным фаворитом использования эффекта зловещей долины является индустрия видеоигр.

Один из методов захвата лицевой анимации – установка кучи камер, которые снимают все движения лица человека, после чего склеиваются в одну и натягиваются на будующего персонажа. У создателей игры Siren эффект зловещей долины получился случайно. При создании у игры был ограниченный бюджет из – за чего количество камер захвата пришлось уменьшить. Также сыграло и ограничение мощности компьютеров и игровых консолей того времени. В следствии этих факторов все движения лиц в игре получились жуткими, нереалистичными, от них по-настоящему становится не по себе.

Неоднозначным, но тем не менее превосходным представителем игр с эффектом зловещей долины, является Детройт – стать человеком. Действие происходит в Детройте в недалеком будущем, примерно через двадцать лет. На улицах еще нет летающих машин, и полиция до сих пор пользуется обычным огнестрельным оружием, но технологии позволили создать андроидов, внешне и по поведению идентичных людям. Во время игры ты наблюдаешь за процессом со стороны, максимально переживаешь за машину. Они плачут, смеются, умеют проявить креативность, у них есть логика и кажется, душа. Разработчики сделали андроидов максимально человекоподобными, но всё же разными. Если вы хотите более подробно узнать о том, как у них это получилось, я рекомендую подписаться на канал, так вы не пропустите новые видео. Роботы освободили людей от большинства форм физического труда, но в обществе произошел социальный разлом, вызванный эффектом «зловещей долины» — андроидов начали презирать как второсортных существ. Спустя некоторое время начинаются сбои в системах андроидов — роботы ведут себя совсем не так, как запрограммированы. Обойдёмся без спойлеров, так как я каждому могу смело рекомендовать пройти эту игру, или пробежать на ютубе.

Большую роль в развитии эффекта зловещей долины в играх сыграл технический прогресс. Чем дальше в будущее, тем детализированнее становятся персонажи. Если 30 лет назад вершиной графического развития была треугольная грудь лары крофт, то сейчас мы можем увидеть каждый волосок на голове у Геральта из Ривии, а сделанные модели персонажей конкурируют с фильмами и могут показаться нам настоящими.
<spoiler title="

">
Некоторые уверены, что для более молодого поколения эффекта зловещей долины просто не существует, потому что оно выросло в окружении компьютеров, а значит не воспринимает их как нечто чужеродное. Однако какого-либо чувства отторжения игровые персонажи не вызывают и у более старшего поколения.

Дело в том, что детально нарисованных персонажей (как в играх, так и в мультфильмах) мы не может отличить от живых людей, поэтому они перестали нас пугать. Кроме того, согласно одной из гипотез, в роботах и человекоподобных куклах нас пугает именно неизвестность и чувство потери контроля (по причине невозможности сопереживания). Поэтому эффект зловещей долины сильнее всего чувствуется в непосредственной близости перед человекоподобным манекеном или андроидом.

В играх у нас не возникает ощущения потери контроля над ситуацией, поэтому чувство страха притупляется. Ведь главный герой всегда может дать отпор ожившему монстру или странному существу, а иногда даже пообщаться с ним, узнать его мотивы и начать сопереживать.

Спасибо большое за прочтение или просмотр! Вы не представляете на сколько для меня это важно!


Detroit: Become Human

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
25 мая 2018
3.3K
4.3
2 542 оценки
Моя оценка

Forbidden Siren 2

Платформа
PS2
Жанр
Дата выхода
9 февраля 2006
47
4.1
11 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Честно — ожидал более конкретный разбор. Но понял, что зря я надеялся, когда дочитал до строчки
Есть теории, что мы не можем понять чувства похожих на себя объектов, соответственно и сопереживать ему. Другие же теории утверждают, что человекоподобное существо неспособно к взаимности и какой-либо обратной эмоциональной связи.

Хотя стоит отметить, что блог я прочитал с интересом. Какой-то известный создатель монстров для кино признавался, что секрет его детищ, в их некоторой похожести на человека. Однако меня удивила фраза «мы не можем понять чувства похожих на себя объектов»--- это что же получается, все люди с Синдром Аспергера? Конечно нет. Давненько слышал в какой-то научной передачи, что сочувствие у среднестатистического человека само больше возникает именно к себе подобным. Это происходит из-за того, что у нас где-то есть «штука» благодаря которой мы смотря на плачущего человека, подсознательно ставим себя на его место.
P,S. Что-то много я здесь написал, не принимайте мою критику близко к сердцу. Блог достоин плюса ( хотя бы лично от меня). Спасибо.
Читай также