26 апреля 2020 26.04.20 48 19K

Визуальные новеллы: что это такое, и почему их нужно пробовать?

+46

Приветствую вас, друзья.

Визуальные новеллы… Весьма специфический жанр гейминга, который далеко не всем по вкусу. Игры этого направления представляют из себя историю, которая рассказывается путём текстовых блоков, дополненных статичными или анимированными 2D-персонажами на каких-то фонах, а также мелодией, раскрывающей царящую на экране атмосферу. Подобные игры скорее воспринимаются как книги, которые легко читать из-за наличия аудио-визуальной составляющей. Сейчас к этому жанру многие испытывают отвращение. Не в последнюю очередь из-за огромного обилия порно-контента и низкой нарративной нагрузки. Что же, такие люди правы, но: во-первых, среди всего этого болота можно отыскать очень годные бриллианты, а, во-вторых, не стоит забывать, что именно благодаря порнографии, а если быть точнее, хентаю и появились визуальные новеллы.

 

Первые визуальные новеллы появились в Японии благодаря эроге – порнографическим играм, в которых, зачастую, вовсе отсутствовал какой-то нарратив. Это был обычный хентай почти без текста, который друг от друга отличался лишь названиями и, иногда, построением происходящего на экране действа. Разработчикам подобных игр пришлось в срочном порядке что-то менять, ибо геймеры просто переставали покупать однообразные поделки. В такие игры начали завозить нарратив. Теперь в эроге начали появляться не просто сцены совокупления, а целые сюжетные арки, так называемые руты. Лишь пройдя какую-то историю, игрок получал в конце эротическую сцену. К тому же, рутов в играх зачастую было несколько, что добавляло нехилой реиграбельности, ведь после завершения одной линии, игроку обязательно хотелось завоевать сердце другой дамы. Большую роль в развитии визуальных новелл стала возможность порта на консоли. Вот только пускали на приставки не абы кого. Портировались лишь денежно выгодные проекты, к тому же, не имеющие эротических сцен. А если где-то и были какие-то нотки хентая, то они безжалостно цензурились. В связи с этим, разработчикам пришлось делать всё возможное для того, чтобы их визуальная новелла становилась интереснее и привлекала потенциального покупателя. Главный герой, а также окружающие его персонажи, начали получать живые и проработанные характеры, а также свою предысторию, которая раскрывалась в течение прохождения. Истории также становились более многоуровневыми и запутанными. Вот только если в Японии визуальные новеллы наращивали обороты, то на Запад вся эта культура упорно не хотела двигаться. Это сейчас все знают об аниме, лоли и кошкодевочках, но тогда.… Всё это воспринималось как какое-то недоразумение, из-за чего визуальные новеллы долго не переводились на всевозможные языки и были доступными только на японском. Камнем преткновения была не только культура, но ещё и менталитет. Японцы считали, что западный геймер, особенно американский, привык к динамичному и насыщенному геймплею, из-за чего просто читать ему будет не особо интересно. Он тут что, книжку купил? Нет, он взял себе игру и хочет непосредственно учувствовать в ней, играть, а не просто нажимать на левую кнопку мыши, дабы реплика на статичном слайде сменилась другой, затем третьей, а потом пятой и десятой. Но, спустя множество лет, экспериментов с жанрами, повествованием и стилистикой, визуальным новеллам всё же удалось выбраться за пределы Японии и завоевать свою популярность. Разумеется, это весьма узкий круг игроков, но зато каждый из них с ходу назовёт десяток визуальных новелл, которые он прошёл, даже не задумываясь. И перед тем как разобраться с тем, почему же в визуальные новеллы всё же стоит попробовать поиграть – давайте немного посмотрим на то, какими они бывают.

Типичные кошко-лольки

С геймплейной точки зрения нередко бывает так, что визуальная новелла «скрещивается» с каким-то другим жанром. К примеру, в линейке Valkyria Chronicles мы нередко можем увидеть чередования катсцен и элементов визуальных новелл при построении повествования. И так делают с разными жанрами: квестами, адвенчурами и даже с jRPG. Шутка ли, но весь нарратив в Persona 3 построен в формате визуальной новеллы, когда есть спрайт персонажа и чёрный блок, на котором белыми буквами прописан тот или иной текст. Помимо этого, отличительной чертой визуальной новеллы от книг, с которыми постоянно сравнивают данный жанр, является то, что повествования в новеллах зачастую идёт от первого лица, что помогает игроку ассоциировать протагониста с собой и позволяет отыгрывать ту роль, которую хочется именно ему. Также, вместо глав, зачастую используются дни, дабы игрок ещё сильнее погрузился в новеллу и почувствовал, что он всё это не «прочёл», а «прожил». Особенностью также можно назвать и графику визуальных новелл, так как в правильном подходе к созданию визуала тоже кроется немало подводных камней. Картинка в подобных играх состоит из фонов и спрайтов. Фонов, зачастую, по одному на каждую локацию, в которой происходит действо. Но, разумеется, всё зависит от игры и нарратива, который она рассказывает. Быть может, придётся вернуться на локацию ночью или на рассвете. Разумеется, при этом задник изменится. Поверх фона ставится 2D-спрайт персонажа, которых у разработчика должен быть целый пак. В зависимости от того, какой сейчас текст читает игрок, спрайт персонажа меняется: злой, смеющийся, плачущий. В плохих визуальных новеллах на это не обращают никакого внимания, но в хороших над этим задумываются и прорисовывают. Разумеется, всё это время перспектива строится будто бы из глаз протагониста, считай игрока, так что главного героя мы никогда не видим, дабы не рушить иллюзию полного погружения. В особенные моменты повествования, когда наступает пик эмоций, показываются CG-арты. Это максимально детальные изображения, которые были нарисованы специально для этой сцены, дабы подчеркнуть всю её важность и эмоциональность. Персонажи становятся на порядок детализированнее, ракурс камеры может быть совершенно неожиданным, а ещё мы, наконец-то, можем увидеть протагониста. Правда, не всегда. Бывает и так, что мы просто видим красиво нарисованную девушку. Главной особенностью таких артов является то, что их потом можно будет пересмотреть в любой момент. После «открытия» они прописываются в сохранениях, и на всегда помещаются в галлерею, которая, зачастую, размещена где-то в главном меню. Это, в связке с различными рутами, создаёт дополнительный интерес к повторному прохождению, дабы открыть подобные изображения и в других сюжетных ветках. Но даже если с основным строением визуальных новелл мы и разобрались, то это ещё не всё. Казалось бы, простое повествование – сиди, да читай себе. Но даже здесь игры подобного жанра могут удивлять, ведь они делятся на поджанры. Первый поджанр – обычная визуальная новелла, которую мы уже с вами обсуждали ранее. Есть куча рутов, множество выборов и неочевидность того, к чему все эти выборы приведут. А второй поджанр – это кинетическая визуальная новелла. В чём её особенность? В том, что никаких выборов в игре нет. Автор просто предлагает вам насладится его историей. Со всеми картинками, прописанными диалогами и звуком. В такие моменты, игра действительно напоминает книгу, только разве что с красочными иллюстрациями и приятной закадровой мелодией. И уж какие визуальные новеллы больше вам по вкусу – решите сами. Я же одинаково люблю как те, так и другие. И сейчас я постараюсь объяснить, почему и вам стоит их полюбить. Ну, по крайней мере, попробовать.

Примеры CG-артов

Даже не врите мне, что у вас никогда в голове не рождалась крышесносная идея для фильма, книги или даже игры. Что-то такое, от чего, по вашему мнению, у всех бы просто разорвался мозг. Что-то такое, что бы все обсуждали и трубили об этом на каждом шагу. Разумеется, у всех такое было. Но где взять десятки миллионов долларов, дабы нанять себе хорошую команду для создания чего либо? Будь то фильм или ААА игра – вам нужна команда. Одному можно написать книгу. Да и то, при условии, что вы достаточно владеете слогом. Но давайте, на секундочку, представим, что владеете. Книгу сложно написать, потом найти издателя, потом отрекламировать. Да и не факт, что она выстрелит, а денег вы уже вложили порядочно. Талантливые люди не хотят так сильно рисковать, поэтому, очень часто, экспериментируют с визуальными новеллами, дабы донести до себе подобных какие-то мысли или идейные переживания. Посудите сами, для создания визуальной новеллы вам нужно уметь писать, рисовать, сочинять музыку и кодить. При этом создать код для визуальной новеллы это настолько просто, что даже ребёнок справился бы. Если вы умеете писать, а я уверен, если вы задумались над идеей создания визуальной новеллы, то писать вы умеете, вам понадобится только художник и композитор. И, друзья мои, поверьте мне на слово: вам придётся полазить максимум неделю по тематическим форумам, и у вас в друзьях ВКонтакте уже будут и художник и композитор. Сейчас много талантливой молодёжи. Действительно, много. И каждый из них в своём юном возрасте хочет прикоснуться к чему-то прекрасному. Не врите хотя бы самим себе и ответьте честно: неужели вы ни разу не помогали никому совершенно бесплатно, лишь горя идеей? Обработали фото, что-то нарисовали или написали по заказу. Молодой ум испытывает гордость от того, что кому-то помогает и делает что-то значимое, поэтому команда у вас уже в руках. Остаётся всё это оформить, заплатить 100 долларов и ваша игра появится в Steam, где обязательно найдёт своего читателя путём сарафанного радио среди любителей жанра. И это прекрасно. Почему? Потому что в головах у талантливых людей возникают действительно превосходные мысли и идеи, к которым интересно прикоснуться. Взять хотя бы «Бесконечно лето» — однозначный феномен среди русскоязычных фанатов жанра, который до сих пор обсуждается на форумах. Великолепный сеттинг, интересные персонажи, шикарный слог повествования, замечательная картинка и запоминающаяся музыка. А, что самое главное, данная визуальная новелла вызывает огромную кучу вопросов, для ответов на которые игроку придётся действительно подумать. Что это вообще за лагерь? Как главный герой туда попал и как выбрался? Это всё галлюцинация, компьютерная матрица или что-то ещё? А, может быть, это всё не имеет смысла, и стоит просто отвлечься от попыток решить головоломку и прожить эти семь дней в превосходной атмосфере с прекрасными девчонками? Эта игра заставляет не только думать, но ещё и чувствовать.… Чувствовать то, как мало нужно одинокому человеку для счастья. Чувствовать себя живым…

И по такому принципу можно найти себе десятки визуальных новелл по вкусу. Любите наивные, добрые, милые и нежные сказки? Держите Big Dipper. Ежели хотите интересную историю о любви без розовых соплей, то держите Cupid. Если хотите с розовыми соплями, то Elisa: the Innkeeper специально для вас. Хотите размышлений по поводу эмоций у искусственного интеллекта? Держите Lucy. Действительно, можно найти визуальные новеллы на любой вкус и цвет. Доходит порой до того, что новелла настолько хороша, что прекращается во всемирно известное аниме о персонажах со сложными характерами и эгоистичными целями. Да-да, Stein Gate, я о тебе сейчас говорю. Порой же разработчики и вовсе разрывают умы игроков, добавляя в визуальную новеллу совершенно уникальные механики. Так, к примеру, случилось с Doki Doki Literature Club, которая в один прекрасный момент из милого симулятора свиданий превращалась в жуткий триллер, который демонстрировал, как один из персонажей сошёл с ума. К тому же, данный персонаж стирал с жёсткого диска любое упоминание о вашем любовном интересе из первого прохождения, из-за чего при повторном вы всячески удивлялись тому, куда же делась пассия. После этого персонажи и вовсе начинали говорить напрямую с игроком, ссылаясь на имя компьютера, на котором установлена игра. Ух… До сих пор жутко при упоминании Моники…

И это у нас ещё зацензуренная версия. Причём, лайтового арта. Есть и пожоще порнография.

Но не всё так гладко в мире визуальных новелл. Понимаете, раз жанр настолько доступен в создании, значит и различного шлака в нём более чем достаточно. И если уж вам когда-то захочется окунуться в мир интерактивного чтива, то стоит понимать, что это очень глубокое болото, в котором вам придётся отыскивать бриллианты. Думаю, никого не удивлю, если скажу, что на каждую качественную визуальная новеллу приходится как минимум пять всратых. Большинство шлаковых визуальных новелл можно различить по описанию или по рисункам. Если человек любит свою идею, то он никогда не снабдит её плохими спрайтами и задниками. Это закон. Но даже качественная рисовка на скриншотах и интригующее описание не гарантируют вам качество продукта. Дело в том, что сейчас визуальные новеллы снова наводнила хентайщина и тупорылые гаремники. Линейка игр Sakura Spirit Sweet fantasy – это лишь то, что первое пришло мне в голову. Голые барышни с большими молочными железами – это именно то, чем сейчас пытаются привлечь игрока к данному жанру, дабы молодой парень это всё себе купил и наделал скриншотов, пока мама не видит. Я этого искренне не понимаю, ведь визуальные новеллы изначально эволюционировали из этого, а теперь, получается, что благодаря спросу современного общества, происходит деградация к истокам. Это, друзья мои, очень грустно. Но не стоит унывать! Даже одна хорошая новелла стоит того, чтобы рыскать в этом болоте. Игры подобного жанра, зачастую, рассказывают небанальные истории, которых вы раньше нигде не встречали. Это свежие мысли молодёжи, которая хочет, дабы её виденье мира было услышано. Так откройте же уши и прикоснитесь к прекрасному, ведь, кто знает, возможно, где-то на просторах огромного количества визуальных новелл лежит сюжет, который по накалу страстей не уступает The Last of Us.

Без ножек отсюда вы точно не уйдёте.

Детальные обзоры

Винтажные обзоры

Другие интересные работы


Лучшие комментарии

Привет. Я тут мимокрокодил, но вставлю свои пять копеек.
Не думаю, что твоя работа останется не замеченной, однако свой плюс я внес.
Во-первых хочу отметить слово «разумеестя», которое неоправданно часто встречается во втором абзаце после кошко-лолек. Сам таким грешу, вот и бросилось в глаза.
Во-вторых, слово нарратив меня тоже немного передернуло. *Ворчит по-старчески*
В-третьих
И каждый из них в своём юном возрасте хочет прикоснуться к чему-то прекрасному. Не врите хотя бы самим себе и ответьте честно: неужели вы ни разу не помогали никому совершенно бесплатно, лишь горя идеей?
NOPE!
Слишком много упоминаний о молодых и талантливых. *Невнятное старческое брюзжание*
Если человек связал пять слов и три предложения он — не талантлив. Если написал два трека — тоже нет. Талантливых людей очень мало. Лично я вижу в тоннах посредственного контента лишь подтверждение этому тезису. Я не про автора ни в коем случае, а обобщаю ту же ситуацию с гаремниками, которые вошли в моду.


А теперь о хорошем. Сам я приобщился к визуальным новеллам с богоподобной VA-11 HALL-A. Это какое-то концентрированное сосредоточие гениальных диалогов, интересных персонажей и, лично для меня, прекрасной визуальной составляющей. Язык не поворачивается назвать это «рисовкой». Однако, я, к своему сожалению, обнаружил, что это реально бриллиант без хоть чего-нибудь столь же крутого.
На второе место я бы поставил Red Strings Club, которая проигрывает лишь в длительности и некотором предопределении концовки. Она меня наизнанку вывернула в первое прохождение. Скинув ожидания, я с удовольствием прошел Neo Cab, но, боюсь, она лишь на один раз, потому что интрига играет слишком большую роль в сюжете.
Сейчас пробую Coffee Talk. Очень похожа по концепции на Вальгаллу, однако во всем пока слабее. Ну и читать тяжелее без русификатора. Разрабы обещали завезти, но без конкретных дат.
По причинам личного отторжения сеттинга, рисовки и сюжетной завязки Бесконечного лета, я его никогда не попробую.
Хотелось бы узнать, а ты встречал хоть что-то приблизившееся к Вальгалле или Клубу Красных Нитей?
P.s. Блог прочел не без удовольствия. Неужели новый косарь? Или помешает специфичность темы? Узнаем через неделю! *Играет закрывающий джингл*
Я тут мимо проходил и как человек, который читал не один десяток ВН, скажу:
1. Если хотите действительно ознакомиться с миром визуальных новелл, то нужно не стесняться и осваивать нормально английский язык, а то и японский. Ибо русских переводов мало и скорее всего не самые качественные (не проверял), а достойных русских ВН считай, что нет, а самое годное переводят только на английский обычно.
Но все равно даже мне, читающему на английском, в последнее время становится сложно выбрать следующую ВН (хотя играет роль то, что я в большинстве своем играю в один поджанр).

2. Бесконечное лето было моей первой визуальной новеллой и тогда мне она очень нравилась, но сейчас с учетом всего, что я прочитал, то БЛ кажется мне блеклой на фоне остальных новеллой со скомканным повествованием и не самыми выразительными персонажами, но визуальная часть удалась очень хорошо. Тем не менее, в качестве первой ВН могу посоветовать, но не более того.

3.
Большинство шлаковых визуальных новелл можно различить по описанию или по рисункам. Если человек любит свою идею, то он никогда не снабдит её плохими спрайтами и задниками. Это закон.

Если посмотреть на оригинальный визуал Higurashi и Umineko, то можно ужаснуться с фона, который является жутко замазанной фотографией, и спрайтов персонажей с их руками-воздушными шарами. Хотя казалось бы, одна из самых популярных ВН в англоязычном сообществе.

4.
Голые барышни с большими молочными железами – это именно то, чем сейчас пытаются привлечь игрока к данному жанру, дабы молодой парень это всё себе купил и наделал скриншотов, пока мама не видит. Я этого искренне не понимаю, ведь визуальные новеллы изначально эволюционировали из этого, а теперь, получается, что благодаря спросу современного общества, происходит деградация к истокам. Это, друзья мои, очень грустно.

Мне кажется, что никто никуда не деградировал, а таких ВН было пруд пруди всегда, просто они почти все не переведенные и японские, поэтому их никто особо и не замечает.
Тем более сейчас самый популярный жанр — это эроге, который является базово просто ВН с сексуальным контентом и может содержать что угодно внутри. Да и сам обычно беру, если возможно, 18+ версию, ибо понравится контент — посмотрю, не понравится — прокручу и забуду. Так что я не понимаю возмущения, каждый найдет себе достойное.
А если это будет новелка про 2B?
Какая милая котя. Для достижения гаремной концовки с 2B и 9S надо будет трижды достигнуть каждой из 15 концовок (условия к которым каждый раз генерируются рандомно), найти в случайном руте новый поворот и испытать экзистенциальный кризис. А, еще наиграть 100 часов в прилагающуюся мини-игру с ловлей рыбы.
Спасибо большое, приятно.
Я, к слову, тоже начинал знакомство с Бесконечного лета. ^^
Сами разрабы в теме отписались, что их переводчик, который работал над демкой
our translator became unavailable after translating the Demo and we're still trying to find a new one.
Hopefully we can finish the Russian language ASAP.

ASAP=будет когда будет.
Я себе тоже добавил, спасибо.

Но там в стиме, я смотрю, много новелл по этому тегу. Как правильно читать, и с чего начать?
Ой не верю, слишком сладко рисуешь такую идилию.


Возможно, я просто отталкиваюсь от своего опыта. Когда мне было от 12 до 14 я постоянно кому-то помогал. Безвозмездно. И мне помогали. Наверное, сейчас уже другие времена и нравы.

Особенно смушают романтические новеллы, истории которых быстро разбиваются о гранит жизненных реалий.


Как ни крути, но все любят сказки. Дерьма мне хватает за окном. Хочу историю, где всё идеально. Странно это, наверное, но уж как есть.

Всего то стоит год прожить в супружеском браке, чтобы понять что такой «любви» тебе больше не надо


Возможно просто не та женщина. Знаю свою уже 7 с половиной лет, вместе живём 5 с половиной. Вообще всё просто замечательно.
Тут совсем-совсем для ньюфагов. Для тех, кто смотрит на этот жанр и думает: ля, что это вообще за дичь? О тонкостях поджанров, выдающихся экземплярах и их влиянии на медиапространство я не писал. Это уже прям глубоко в дебри лезть надо и, я уверен, есть люди, которые гораздо лучше моего разбираются в этом вопросе. В блогах на СГ часто проскакивают подобные работы.
Хз, чувак. Возможно, я просто везучий. А, может, просто смотрю на мир по другому. У меня в жизни всё хорошо. Дом, работа, семья. Нигде нет проблем от которых хочется в петлю лезть. Разумеется, бывают негоразды, но, в целом, их в сотни раз меньше, нежели положительных моментов.

Моя жена — это моя поддержка и опора. Именно благодаря ей я имею много из того, что у меня сейчас есть. :D
Предлагаю к ознаКомлению!
Послушал, но вряд ли когда-нибудь стану играть в ВН. Не моё. Хотя и аниме нрав, и против кошко-девок ничего не имею, ну а ради сисяндупулов в принципе в ингровую журналистику пришел. Перспектива окунуться в какую-нибудь рпг по мне будет интересней. Всё то же самое — текста много, выбор будет, картинки тоже есть какие-то, но зато без школьников, повседневностей и прочих аниме троп для 8-летних.
Спасибо за «мимо проходящий» комментарий)
Нет, не путаешь. У серии 3 части, но игры довольно короткие. Насчёт русификаторов не знаю, ибо проходил без них. Но ознакомиться крайне рекомендую, особенно со второй части серии.
Странно… Вроде бы, один и тот же текст(
Очень аргументированное мнение. Спасибо. Жаль, что ответить ты уже не сможешь.

P.S. Прочёл твой блог по TLoU и… В общем, люди тебе уже минусами дали понять, какую чушь ты несёшь.
А, забыл добавить, что восторга насчет бл вообще не разделяю, фоны только классные, да пара треков в голове могут засесть. А остальное — ну такое. Не стал бы даже в виде первого опыта советовать. Но субъективщина есть субъективщина, если доставило, то эт хорошо.
с богоподобной VA-11 HALL-A


Взял на карандаш.

Хотелось бы узнать, а ты встречал хоть что-то приблизившееся к Вальгалле или Клубу Красных Нитей?


Coffee Talk. Но ты её уже и так нашёл.

Неужели новый косарь? Или помешает специфичность темы?


Уже было 2 плюса, а теперь вот ноль. Думаю, людям не нравится или тема, или подача. Возможно, даже лично я. Но, как говорится, поживём увидим.

В целом, спасибо большое за развёрнутый комментарий)
Читай также