Часть первая. Круг первый. Грех – гордыня.
«Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины», — Данте Алигьери «Ад», песнь первая
Что такое грех? Почему люди грешат? Ответы на эти и многие другие вопросы попытался найти Данте Алигьери – флорентийский писатель, в своей знаменитой «Божественной комедии». Однако сегодня речь пойдёт о других Данте: о главных героях Devil May Cry 3 и DmC: Devil May Cry и об их видеоигровом пути по семи кругам Чистилища.
Наша задача – рассмотреть, как разработчики перенесли мир книги в цифровое пространство, и доказать, что видеоигры – это тоже искусство.
Дорогие грешники, добро пожаловать в Чистилище, просим не покидать ваших мест до прибытия на свой круг. Поехали
Небольшой экскурс
Для начала дадим несколько определений ключевым понятиям темы.
Итак, смертный грех – это грех, делающий душу человека неспособной к общению с Богом.
Главных же страстей всего семь:
• Гордость
• Зависть
• Чревоугодие
• Блуд
• Гнев
• Алчность
• Уныние
По Чистилищу они распределяются следующим образом:
• Первый круг – Гордость
• Второй круг – Зависть
• Третий круг – Гнев
• Четвёртый круг – Уныние
• Пятый круг – Алчность
• Шестой круг – Чревоугодие
• Седьмой круг – Блуд
Само Чистилище – это место между Раем и Адом, где находятся души людей, не успевших принести покаяние в своих грехах перед смертью.
Рассматривать более подробно структуру Чистилища мы не будем, поскольку видеоигры используют её упрощенный концепт: семь кругов.
Начнём мы, конечно же, с первого.
Круг первый – гордецы
«Осталась дверь раскрытая за нами,
Та дверь, что закрывается подчас
Для всех обуреваемых грехами»,
— Данте Алигьери «Чистилище», песнь десятая
Чистилище встречает книжного Данте душами, что при жизни были подвержены гордыне. С огромным грузом на плечах и с поникшей головой они движутся по каменной площадке в окружении барельефов на белом мраморе. Данте Алигьери скуп на описание пейзажа, в отличие от видеоигр, к которым мы сейчас и перейдём.
Поскольку в играх и книге порядок кругов отличается (его укажу позднее), то по факту Данте из Devil May Cry 3 Чистилище встречает грехом обжорства, но мы будем использовать, так сказать, «каноничный» план путешествия. А потому, прошу любить и жаловать, Агни и Рудра!
В данном случае видеоигра использовала концепт «нечестивой» природы греха, что соответствует её лору. Однако, что касается гордыни, то в христианстве она также имеет не человеческое происхождение. Её «источником» являлся Люцифер, ну или, по крайней мере, самым известным представителем.
Вернёмся к играм. Кто не знает, Агни и Рудра – демонические мечи, которые изначально преграждают Данте путь, являясь стражами вот этих ворот:
Однако после того как Данте побеждает их в бою (ну или не побеждает, если вы играете в слешеры в первый раз). Агни и Рудра покорно ложатся полудемону в руки и становятся частью его вооружения. Таким образом, они повторяют судьбу грешных душ: сначала проявляют свою гордыню, а после обретают смирение, подчинившись воле Данте.
Если говорить о пресловутом пейзаже, то дизайнеры превратили первый круг в небольшое помещение с железными воротами и цепями. Возможно, что они символизируют смертный грех, который сковывает душу человека. А возможно мне пора перестать смотреть канал Спас….
А что Титов? То есть DmC: Devil May Cry с «не хипстерским» Данте и более современной интерпретацией Чистилища. Здесь всё немного интереснее, ведь олицетворением гордыни стал, угадайте кто? Правильно, Мундус!
Причём его образ настолько гротескный, что превращает правителя демонов в карикатурную пустышку. Тут у нас и трон, и огромный небоскрёб, aka резиденция, и власть над всеми и всем, сила, и сравнения себя с Богом.
Всё это буквально кричит игроку: «Посмотри на меня, видишь, я – гордыня! Гор-ды-ня, ну!» Но в то же время Данте встречает этот грех в конце своего пути, считай, почти полное отзеркаливание книги. Первым, к слову, он посещает, а точнее его посещает гнев.
Скажу честно, я не очень люблю этот круг, потому что здесь не так много деталей. Если обратиться к пейзажу, то в DmC: Devil May Cry уровень, соответствующий первому кругу – «Горнило душ», хоть и интересен в какой-то степени, но пуст. Единственное, что более менее скрашивает ситуацию – силуэты и стоны душ, а также адское пламя между островками, но в целом локация на фоне остальных блекнет.
Таким образом, с первым кругом видеоигры справились, но, разумеется, переделав его полностью в соответствии со своим лором. Однако значение боссов и уровней с ними вполне может быть прочитано человеком, который знаком с первоисточником.
Небольшое объяснение порядка кругов
Дело в том, что в Devil May Cry 3 путь Данте таков:
1. Чревоугодие – Цербер (6)
2. Праздность – Джестер (4)
3. Гордыня – Агни и Рудра (1)
4. Сладострастие – Неван (7)
5. Гнев – Беовульф (3)
6. Зависть – Аркхэм (2)
7. Корысть – Вергилий (5)
*В скобках указан порядок согласно «Божественной комедии».
А уже в DmC: Devil May Cry хронология опять меняется:
1. Гнев – Охотник (3)
2. Чревоугодие – Суккубша (6)
3. Праздность – Боб Барбас (4)
4. Сладострастие – Лиллит (7)
5. Гордыня – Мундус (1)
6. Корысть – Вергилий (5)
7. Зависть – Опустошенный Вергилий (2)
С одной стороны, это может быть необходимо для лучшего раскрытия конкретного героя. А с другой, различная хронология показывает изменение отношения к грехам. Так, для Данте наиболее тяжёлым был грех сладострастия, для Capcom/ общества начала двухтысячных – корысть, а для нас – зависть. В то же время хочу заметить, что это, скорее, предположения, чем реальное положение дел.
Лучшие комментарии
Да, я говорю про этих демонов. В побочных материалах упоминается, что это Спарда заточил их, как и боссов, внутри башни, сделав печатями и лишив имен (вроде даже Гордыню в одном из комиксов показывали). Просто Темен Ни Гру ведь не Ад, а, скорее, предбанник. Да и Левиафан больше бы подошел на роль Чревоугодия (а Аркхэм/Вергилий на роль Гордыни).
И почему Чистилища? Разве не семь кругов Ада?
Не читал, к сожалению, комедию, но разве Цербер не отсылка к… Церберу, стражу адских врат? Если не ошибаюсь, в этом облике он предстает в греческой мифологии, и эту же роль, метафорически, выполняет в третьей части.
Согласен, с Аркхемом немного сглупил — просто вспомнился именно «демонический» его облик, который он принимает в финале игры. Что же до Вергилия — ну, он, в конечном, итоге, получеловек, а людям свойственна склонность ко всем смертным грехам. Просто, следуя одному небезызвестному анализу этого персонажа, да и последующим частям, в третьей части Вергилий гонится не столько за «силой» отца, сколько за доказательством того, что он «сильнее» него (что исходит от его психологической травмы, связанной со смертью матери). В этом плане можно переместить часть боссов вот так:
2. Праздность – Агни и Рудра
6. Зависть – Аркхэм
7. Корысть – Джестер
Первые нападают на игрока не из «Гордыни», а из-за своих обязанностей (и больше от скуки). Напротив, они, одни из немногих, кто не принижает Данте в сравнении с собой или его отцом. Второй на своем месте, третий же — неустанно помогает ГГ на всем его пути, но не из добрых побуждений, а из-за собственной выгоды (отсюда и корысть).
Насчёт самих смертных грехов. Вы имеете рядовых демонов (Аримя Ада, вроде, они называются)? Они тоже есть в игре, но боссы всё-таки более символичны. Это совет понятно на шестом и седьмом кругах.
И вот да, Темен-ни-гру не Ад, а предбанник, как и Чистилище. Дело в том, что в Чистилище попадают души ни плохие, и ни хорошие. То есть и до Ада им далеко, и до Рая ещё дослужиться надо (чем они и занимаются).
Насчёт Левиафана, кстати, не подумал. Скорее всего, из-за того, что Цербер — явная отсылка к «Божественной комедии». Так, он является «стражем» в третьем круге Ада, где согласно Данте Алигьери мучаются обжоры.
О грехопадении это прямо в точку. Позже даже буду говорить о социальном подтексте, который вложила в некоторые круги Ninja Theory. По сути и Данте Алигьери говорил больше не о самих грехах, а о людях, которые были им подвержены.
Вот Вергилий — больная тема, потому как он подходит сразу под несколько кругов, в том числе и под Гордыню (это отрицать глупо). Аркхэм же, всё-таки, больше был подвержен не гордыне, а зависти в том ключе, что желал обрести силу демонов, хотел стать как Спарда. Тут даже о гордости говорить трудно, если человек считает себя ниже кого-то и стремиться не себя улучшить, по сути, а стать совершенно другим существом. (Возможно звучит немного мутно и непонятно, но более подробно это всё будет расписано как раз в следующей статье, посвященной второму кругу)
*Немного цитат*
1. Круг третий — Цербер — Чревоугодники
2. Я в третьем круге, там, где, дождь струится,
Проклятый, вечный, грузный, ледяной;
Всегда такой же, он все так же длится.
Тяжелый град, и снег, и мокрый гной
Пронизывают воздух непроглядный;
Земля смердит под жидкой пеленой.
Трехзевый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной. (перевод Лозинского, текст взят отсюда: онлайн-читать.рф/данте-божественная-комедия/6)
Насчёт Вергилия согласен. Тоже видел этот разбор. Но сам рассматривал этого героя немного с другой точки зрения.
Перемещение боссов интересное. Пожалуй, что Джестер, действительно, больше годится под корысть, чем под праздность. К сожалению, при расстановке не рассмотрел его действия в контексте всей игры, а только при конкретных встречах игрока с этим боссом. Тут мой косяк :(
Немного о грехах и Земном Рае.
Перед тем, как Данте вступил в Чистилище, ангел нанёс ему на лоб семь букв (семь кругов-семь грехов). После прохождения каждого круга эти буквы стирались (Данте как бы избавлялся от увиденных грехов). Вступив в Земной Рай уже «очищенный» от страстей, Алигьери, однако, всё равно пьёт воду из Леты, чтобы ещё раз и уже окончательно избавить свою душу от смертных пороков.