19 января 2020 19.01.20 5 5646

Философия Pillars of Eternity II: Deadfire. Деконструкция роли игрока.

+23

Изначально данный материал должен был носить критический характер, настолько бессмысленным и противоречивым казался сюжет Deadfire поначалу. Однако, по мере изучения вопроса, я начал находить крайне любопытные закономерности, заставившие меня усомниться в поставленной перед Хранителем задаче. Более того, я уверен, что основным действующим лицом в Pillars of Eternity II является сам игрок. Заинтригованы? Что ж, устраивайтесь поудобнее, ведь мы начинаем срывать покровы с истинных замыслов разработчиков из Obsidian Entertainment.

 

Предложение, от которого стоит отказаться.

Знаете с какой игрой у Deadfire больше всего общего? Ну, кроме первой части, разумеется. С Far Cry 4! И это не шутка. Помните, с чего начинается игра? Вы оказываетесь в загробном мире, где Берас, двуликий бог смерти, предлагает вам отправиться в погоню за Эотасом… Ха, я вас подловил! На самом деле, Deadfire начинается с того, что МЕРТВЫЙ БОГ ВСЕЛЯЕТСЯ В ОГРОМНУЮ АДРОВУЮ СТАТУЮ ДРЕВНЕГО ТИРАНА И ВЫБИРАЕТСЯ В НЕЙ ИЗ ЧРЕВА ЗЕМЛИ, УНИЧТОЖАЯ ЦЕЛУЮ КРЕПОСТЬ И ВЫСАСЫВАЯ ДУШИ ИЗ ВСЕХ СУЩЕСТВ В ОКРУГЕ, ВКЛЮЧАЯ ВАС САМИХ!!! Именно так Хранитель и оказался в мире мертвых. А теперь вопрос на засыпку — кто в своём уме согласиться вновь приблизиться к гигантской статуе, сеющей лишь смерть и разрушение на своём пути? Сам игрок. В тот момент, когда вы соглашаетесь на самоубийственную и абсурдную миссию Бераса, Хранитель исчезает, уступая своё место человеку по ту сторону экрана. Также как и Аджай Гейл из Far Cry 4, который бы по своей воле ни за что на свете не решился бродить без спросу по особняку Пэйгана Мина.

«Говорите, что это всё работа титана… Эотаса. И вы настаиваете, что хотите его найти? Он уничтожил ваш корабль. Убил моих людей. Разве не логичнее будет убраться от него на другой конец мира?»

Губернатор Кларио

Признайтесь, разве вас не посещали сомнения, касаемо всей этой затеи с погоней за Эотасом? Что вы сможете сделать там, где почти целый пантеон богов оказался бессилен? Ответ прост — ничего. Вы ничего не сможете сделать, о чём весьма красноречиво свидетельствует финал сей истории с неизбежным разрушением Колеса (кроме концовки с доведением Эотаса до самоубийства через уничтожение всей жизни на поверхности Эоры, конечно, но об этом чуть позже). И боги это прекрасно понимают, манипулируя вами при помощи лести и обмана. По ходу действа Берас будет постоянно находить всё новые предлоги, оправдывающие продолжение пути, однако все они абсолютно бессмысленны. Мне особенно понравился первый предлог, когда нам приказывают найти Эотаса и выяснить, что он задумал. НАЙТИ ОГРОМНУЮ СВЕТЯЩУЮСЯ СТАТУЮ, ДВИГАЮЩУЮСЯ В СТОРОНУ КОЛЕСА!!! Мне хочется кричать от возмущения из-за нелепости этого обмана… И от того, что я в него поверил.

«Отыскать бога, исполинского словно гора… да с таким поручением даже подслеповатый рыбак справится.»

Королева Онеказа II

Давайте я просто перечислю самые очевидные причины, почему всё это является лишь фарсом. Во-первых, вернувшись в мир живых, мы оказываемся на корабле, который преследовал Эотаса с самого отплытия из Дирвуда. И погоня эта велась под предводительством «Лже-ключницы»… Оу, мы же ещё об этом не говорили, верно? Давайте просто назовём это ещё одним секретом богов и двинемся дальше, хорошо?

Во-вторых, цель Эотаса должна была стать очевидна для богов ещё тогда, когда он оказался на подступах к Архипелагу Мёртвого Пламени… Хм, тогда же, когда Берас позвал Хранителя к себе на ковёр… Какое любопытное совпадение! Логика здесь проста — Эотас, в силу своей природы, должен был прокладывать наиболее короткий маршрут к конечной цели, так как любое промедление потребовало бы от него лишних жертв среди смертных (поддержание статуи на ходу требует огромного количества энергии). Другими словами, его путь — это практически прямая между Дирвудом и Укайзо. И Берас, отвечающий за Колесо, должен был понять это одним из первых.

«Тебе не кажется необычным, насколько открытыми и доступными стали мои братья и сестры? После тысячелетий тайного нашептывания они доносят свои желания практически криком.»

Воедика

В-третьих, среди богов есть тот, кто БУКВАЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ СКОПЛЕНИЕМ ИЗ ГЛАЗ!!! Ваэль не мог упустить Эотаса из виду. Физически. Хотя с ним всё куда сложнее — судя по всему, он симпатизирует Эотасу и его попытке изменить мир. Полагаю, что ему просто любопытно, чем всё это может закончиться. В конце концов, такова его природа. Поэтому он и не предпринимает попыток предотвратить уничтожение Колеса до тех пор, пока это не станет неизбежным, даже если он вновь обретёт контроль над своим титаном.

И напоследок, на одном из совещаний богов, куда пригласили Хранителя, Ондра проболталась о том, что она чувствует каждый шаг Эотаса по дну морскому. Да, они всё это время знали и о местонахождении Эотаса, и о его целях. Прочие предлоги не отличаются большей осмысленностью, что заставляет задуматься над тем, зачем же боги отправили Хранителя в это путешествие на самом деле.

«Не будь ты марионеткой Бераса, я бы уже натравила на тебя своих самых кровожадных детей, чтобы они содрали плоть с твоих костей!»

Хайлия

Дивный новый мир.

Давным-давно энгвитанцы столкнулись с ужасающим открытием — богов, которым поклонялись разумные расы, не существовало. Ни одного. Вокруг была лишь безучастная пустота, равнодушно пропускающая сквозь себя безответные чаяния смертных. И тогда они решили занять пустующее место, став богами, дабы привнести в полный дикости мир столь желаемый ими порядок. И у них получилось.

Долгие годы новоявленные боги боялись лишь того, что смертные узнают об этой тайне мироздания, из-за чего их власть пошатнется. Для сохранения данного секрета было создано множество организаций, включая Свинцовый ключ во главе с Таосом из-Арканноном, которому Хранитель противостоял в первой части. Однако все они ошибались — это была отнюдь не единственная угроза. Божественное вмешательство привело этот мир в движение, из-за которого тот начал меняться до неузнаваемости… В отличии от богов, являющихся рабами своих амплуа. Эора находится на пороге новой эпохи, в которой может не найтись места для наследия древнего Энгвита.

«Каждый из нас является заложником своей природы. Того, какими мы себя создали. Так же и тебя связывают принятые однажды решения.»

Берас

За этим Хранитель и понадобился Берас — в качестве лабораторной крысы, опыты над которой должны поставить точку в ожесточенных спорах между богами о том, что им делать во время этой новой эпохи, начало которой неизбежно наступит после уничтожения Колеса. Другими словами, они ни секунды не верили в то, что Хранитель сможет остановить Эотаса. Нет, им было важно лишь то, как именно он будет пытаться это сделать — с кем из смертных объединится и объединится ли вообще. В конце концов, каждая фракция, борющаяся за контроль над архипелагом, олицетворяет некий символ перемен: Рауатай — порядок; Уана — традиции; Вайлианцы — прогресс; Принчипи — свободу.

Данный эксперимент был необычайно важен для Бераса, отчаянно пытающегося призвать пантеон к порядку. Для этого он даже подослал к Хранителю шпиона — свой второй лик — Привратника. Вы заметили, что этот старый гном не проронил ни слова во время встречи с ним в загробном мире? Смею предположить, что это как-то связано со смертью настоящей Ключницы, о чём можно узнать, найдя её останки в закромах Ваэля. Они откололи бюст от остальной статуи… В конце концов, она была слишком тяжелой для путешествия по морю…

«У нас нет сил, чтобы остановить его, но некоторые из нас хотят посмотреть, как смертные ответят на эту угрозу. Они думают, будто это лишь подчеркнет важность нашего покровительства.»

Воедика

Неизбежный финал.

Сюжет Pillars of Eternity II посвящен не Хранителю, а игроку. Вся эта погоня за Эотасом — лишь насмешка над нашим непомерно раздутым эго. Эта философия пронизывает всё произведение — каждый раз, когда Хранитель предстает перед богами, нам демонстрируют колоссальную разницу между ними и нами, начиная от банальных размеров и заканчивая их способностью убить протагониста одним щелчком пальцев. И ни разу они не воспринимали столь жалкую букашку всерьез. Просто вдумайтесь — Хранитель переживает повторную встречу с Эотасом лишь из-за жалости к нему последнего! Он даже спасает нам жизнь!!!

Гончая, игрушка, марионетка… На нас навесили эти ярлыки, чтобы продемонстрировать всю нашу беспомощность, неспособность повлиять на общий ход истории. Но это неправильно, и я осуждаю данный подход, ведь разработчики попросту обесценили все наши усилия, лишив нас удовлетворительной концовки. Для чего? Чтобы потешить собственное эго? Это как выиграть в соревновании, в котором они же и выступают судьями. Нам не оставили и шанса на победу, лишь способ сделать так, чтобы проиграли все без исключения. Если Хранитель попросит Эотаса о завершении всего этого фарса, тот не выдержит и приведёт приговор в исполнение… Навевает воспоминания о концовке отказа от выбора в Mass Effect 3, только здесь это альтернатива отсутствия выбора как такового.

Эх, а какой потенциал был у этой задумки. Как жаль, что её исполнение не вызывает ничего кроме горечи и сожалений… Впрочем, пускай выводы остаются за вами.

Если вам интересны разборы других игр от Obsidian, то вот ссылки на философию Fallout: New Vegas и на историю мира Tyranny. Спасибо за внимание!

Разработчики даже режим испытаний запрятали!
Просто нажмите на голову шута под кнопкой «Выйти».


Pillars of Eternity II: Deadfire

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | XONE
Жанр
Дата выхода
8 мая 2018
772
4.2
382 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Отлично, добавил в избранное, потом почитаю на досуге.
Вооот. Вот именно к такому выводу я и пришел после первого прохождения.

Когда начал шерстить обсуждения в Стиме по поводу концовки, то быстро наткнулся и на обсуждения высказываний авторов, которые сетовали что мол их гениальную концовку не оценили.

Впрочем проблема может быть и в том, что они просто не правильно ее подали. Уже сталкивался с идентичным в финале Danganronpa V3, где концовка, которая на самом деле несет очень комплексный смысл и имеет тройное дно, в конечном счете ощущалась как: «разработчики попросту обесценили все наши усилия, лишив нас удовлетворительной концовки. Для чего? Чтобы потешить собственное эго? Это как выиграть в соревновании, в котором они же и выступают судьями»

В итоге потом автор извинялся за то, что не правильно расставил акценты и вместо того, чтобы объединить игрока с героями в безальтернативной ситуации, привратил происходящее в фарс, где игра по сути отчитывала игрока за то что он в нее играет и она ему нравится, мол «айяйяй, как тебе может нравиться игра про то как школьники убивают друг друга?»
Да, с ним и перепроходил во второй раз для блога. Из серьезных изменений — отсутствие напарников из первой части (было так грустно видеть на месте Эдера лишь пустой стул), а ещё Хайлия послала своих птиц, чтобы они нагадили на мой корабль. В остальном, лишь парочка угроз от богов.

А ты, кстати, пробовал прохождение с обманом всех богов и смертью всех напарников в первой части?
Предлагаю к ознаКомлению!
Читай также