Лучше не щёлкай сонаром, а разуй глаза: впереди поплавками покачиваются донные мины — их здесь не меньше, чем прыщей на лице нашего юнги. С такими штуками надо поаккуратней, зацепишь одну — подлодку разнесёт в клочья. Чёрт бы побрал этот океан. С тех пор, как человечество пережило катастрофу, всю сушу затопило, а вода покрылась толщей льда, руины древних городов только и делают, что разваливаются, создавая лишние препятствия. Вот и сейчас из-за обрушения туннеля приходится искать путь ближе ко дну, там, куда мало кто заплывает. От растущего давления в бортах субмарины скрипят заклёпки, врубается сирена — ниже опускаться нельзя, воздух в баллонах подходит к концу… Добро пожаловать в Diluvion.
Глубина за 300
Если у вас совсем небольшая студия — как, например, Arachnid Games, — а бюджет при этом оставляет желать лучшего, то без оригинальных идей нечего и думать о сборе средств через Kickstarter. К счастью, с творческой новизной у Diluvion полный порядок, поэтому заходит игра с козырей. Здесь вам и постапокалипсис, где люди выживают в пучине океана, а для передвижения вынуждены использовать субмарины. И занятный антураж, навеянный романом Жюля Верна (Jules Verne) «Двадцать тысяч льё под водой» пополам со стимпанком в духе «Летающего замка» Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki) и даже «Рифтерами» Питера Уоттса (Peter Watts). И FTL: Faster Than Light с Dark Souls в источниках вдохновения разработчиков. Рука уже сама собой отсчитывает купюры, не правда ли?
https://www.youtube.com/watch?v=6amf9B7EvXY
К геймплею авторы тоже подошли творчески. Diluvion сочетает трёхмерный симулятор подлодки и менеджер экипажа с элементами адвенчуры в 2D. С первым аспектом связан весь экшен: выбрав одну из трёх моделей субмарин, вы погружаетесь на ней в тихий постапокалиптический омут, где, как и положено, водятся черти — пираты, конкуренты, сорвиголовы всех мастей. Победив любого в дуэли, можно обшарить вражеское судно в поисках чего-нибудь ценного: книг, карт локаций, рыбьих скелетов, инструментов, запчастей, денег и еды. Если крупно повезёт, найдёте ещё и дополнительный баллон с кислородом — это добро в Diluvion расходуется на раз-два.
Кроме сражений, субмарина пригождается для исследования океана. То там, то здесь разбросаны напоминания о прежнем мире: вот вы пробираетесь между торчащими из дна столбами ЛЭП, вот обнаруживаете заброшенную научно-исследовательскую базу или артефакт, вступаете в бой с забытым под водой невесть когда дроном, а там, по-видимому, некогда был метрополитен. Разобрав руины древней цивилизации, люди оборудовали под водой целые крепости и города, которые есть смысл посетить если не ради торговли, то ради новых членов экипажа, пополнения запасов и местных сплетен уж точно.
Рулевой пьян — горизонт завален.
Так вы познаёте двухмерную сторону Diluvion. Отрисованные в мультяшном стиле торговые посты, бары, мастерские — всюду есть с кем перекинуться парой слов, загнать добычу за полцены или просто выведать информацию за кружкой грога. Обыск подбитых субмарин и заброшенных станций производится опять же строго на плоскости. Но главное занятие в 2D — управление экипажем. Словно в уже упомянутой FTL: Faster Than Light, нужно распределить матросов по рубкам: один стоит у руля, второй пеленгует, третий заведует торпедным отсеком, а кто-то только и делает, что валяется в кубрике на гамаке. Но не беда — этот балбес тоже сгодится, когда понадобится заделать продырявленный корпус. В придачу к мастерам своего дела можно нанять подмастерьев, а поскольку у каждого персонажа Diluvion есть характеристики, то обслуга какой-либо рубки в сумме улучшает её эффективность. Чтобы подтянуть показатели пуще прежнего, разрешили развивать и отдельных членов экипажа — при помощи подвесок, находок редких, но полезных.
Да что там трофеи, тут предусмотрена даже персональная база для экипажа, хотя собранных через Kickstarter денег на неё явно не хватало. При довольно приличной музыке, уникальном стиле и сдавленных в барокамере механиках из разных жанров Diluvion предлагает все сокровища Посейдона всего-то за триста с небольшим рублей. Видите здесь подвох? Нет? А он есть.
Заходишь в бар пропустить по маленькой, а тут такое.
Субмарина пускает пузыри
Управлять подлодкой чертовски неудобно: её всё время куда-то ведёт, от инерции быстро впадаешь в бешенство, а угодив в подводное течение в минном поле, хочешь вообще удалить игру. Угнаться за бродячим торговцем и заарканить его швартовами — уже проблема. Геймплей предсказуемо даёт течь и в сражениях. Обычно всё происходит так: когда неизвестно откуда в корму прилетает торпеда, начинаешь дико крутиться, чтобы поймать негодяя в прицел, но удерживать что-либо в поле зрения, если это не слёзы и не пот со лба, весьма затруднительно. Приходится палить почти наугад — лишь бы противник лавировал по курсу. Ревёт и мигает красным сирена, лопаются баллоны и шпингалеты, камера выплясывает лезгинку, обзор внезапно перекрывает косяк рыб или текстура какой-нибудь скалы — капитану Немо такое и в страшном сне бы не привиделось.
Другой, простите за каламбур, подводный камень — подача сюжета. Кто мешал разработчикам записать все диалоги в журнал? Или расставить на карте метки с целями миссий? Или хотя бы разрешить ставить такие метки самому… Порой в Diluvion тратишь много времени на размышления вроде «Куда там сказали плыть — на запад, на восток?» или «Так, надо обыскать Рейнфьорд… Стоп, а где это?». Смотришь в карту — ничего. Смотришь в журнал — один лишь минимум информации, никаких разъяснений. Включаешь компас — а зачем? Всё равно ведь забыл, куда плыть.
В такие моменты молишься, чтобы не напали, — не видно же ни черта!
Игру могли бы спасти интересные задания — здесь они присутствуют в личиночной стадии. Например, вербовка члена экипажа из заключённых или слетевший с катушек матрос, который заперся в рубке на заброшенной станции, а при освобождении либо убьёт одного из ваших, либо поделится скарбом. Но нет! Это ж выдумывать надо — вы что, с ума сошли? Давайте-ка лучше соберите на дне океана десять таких штуковин и двадцать пять этаких. Да поищите-ка в непроглядной мгле ещё одну бочку с иллюминатором. Сложно ориентироваться под водой? А вы здешние карты видели? По ним ориентироваться вообще нельзя. А как, вы думали, Колумб Америку открыл? С GPS-навигатором, что ли? Если хотели узнать о подходе Arachnid Games к сложности игры, то он именно такой.
Да, Diluvion хардкорна — в той же мере, в какой хардкорно пилить бревно швейцарским ножиком. В какой-то момент она даже увлекает, но терпеть, терпеть и ещё раз терпеть её выходки — не то же самое, что учиться, учиться и ещё раз учиться правилам действительно сложной игры. Хотя, казалось бы, разницу между неудобностью и неприветливостью индустрия изучила от и до. Пускай приключения под водой и опираются на очень интересные, свежие идеи, играть в это — всё равно что катить квадратное. Отличная задумка, но плохой геймплей. Занятие строго на любителя, в общем.
Плюсы: оригинальный антураж и дизайн; органичное совмещение механик из разных жанров. Минусы: крайне неудобно управлять субмариной, исследовать, сражаться и ориентироваться на местности; хардкор высосан из пальца; задания однообразны и неизобретательны.
Статья вызвала некоторые сомнения, ведь в Индикаторе эту игру, вроде бы не ругали, но вот товарищ Бювет Липецкий, который в игру поиграл, вазвеял все сомнения, игру сейчас покупать не буду, только на распродаже, если конечно ещё останется желание её купить.
игра на самом деле довольно прикольная, я 12 часов на неё убил, правда и однообразия хватает, но всё же и сам проект недорогой чтобы от него требовать большой проработанности