1 сентября 2022 1.09.22 34 14K

Во что авторы StopGame играли на уроках

После школы у нас осталось немало ярких воспоминаний — в конце концов, геймерский путь сотрудников StopGame начался именно там! В честь Дня знаний мы решили вспомнить интересные истории из школьной жизни, связанные с играми. Ниже читайте про  Warcraft III в 5 fps, заботливую учительницу, помогающую с прохождением, и социализацию при помощи Nintendo DS.

Третья «квака» — хит уроков информатики в нулевых: игра упомянута сразу в трёх историях!
Третья «квака» — хит уроков информатики в нулевых: игра упомянута сразу в трёх историях!

Геннадий Воробьев. Как Quake III и Dangerous Dave покорили кабинет информатики

Когда я узнал, что на всех наших компьютерах в кабинете информатики установлены игры и в них даже разрешают играть прямо во время урока, то эта идея показалась мне жутко прогрессивной. В моей школе учителя обычно действовали по принципу No Fun Allowed, а тут аж целые ВИДЕОИГРЫ!

Не помню точно, как именно всё было устроено. То ли тем, кто быстро закончил задание, в качестве поощрения позволяли поиграть. То ли у нас были сдвоенные уроки информатики, один из которых был как раз полностью игровым. Но точно помню, что играли мы много.

Наверное, учебная программа предполагала, что играть будем во что-нибудь полезное — например, в клавиатурный тренажёр BabyType, где нужно удирать от опасности набирая буквы и развивая слепую печать. Со стороны выглядело занятно, но у меня BabyType вызывала лёгкие приступы паники: вместо понятных предложений требовалось вбивать абракадабру, за главным героем постоянно кто-то гонится, а чем больше играешь, тем труднее становится — скорость повышается, а абракадабра усложняется. Сплошной стресс и никакого веселья!

Ну вы только посмотрите, что там печатать приходилось! А можно мне что-нибудь на человеческом языке?
Ну вы только посмотрите, что там печатать приходилось! А можно мне что-нибудь на человеческом языке?

Совсем другое дело — Dangerous Dave in the Haunted Mansion! Ходишь, стреляешь, слушаешь сочный скрежет спикера в системном блоке (если повезло попасть за компьютер, где есть спикер!) и пытаешься пройти как можно дальше. А там ещё и сочные анимации смертей — детальные такие! Как можно выбрать BabyType вместо этой крутотени?

Как Dangerous Dave оказалась на школьных компьютерах и чему она должна была нас учить на уроках информатики, — загадка. Но тогда я об этом не думал: хотелось лишь пройти, наконец, уровень с гадкими слизняками на потолке и узнать, что там дальше. Учительница даже подсказывала нам, что по стеночке в самом начале можно залезть и раздобыть дополнительную жизнь.

Всё это проходило в середине нулевых, и DOS-игры тогда некоторым уже казались древностью. На один из компьютеров кто-то ухитрился протащить и установить  Quake III — вот это уже было похоже на нормальное пацанское развлечение. Пусть и с ботами. Пусть и до тех пор, пока учительница не запалит — она запускать «кваку» не разрешала. Видимо, потому, что в учебную программу эта игра не входила.

А вот мне для счастья хватало и Dangerous Dave — дома компьютера с играми у меня тогда ещё не было. С тех пор первый уровень в поместье выжжен на моей подкорке — настолько часто я его видел и проходил. Да и моя любовь к ретро, подозреваю, во многом родилась именно благодаря таким урокам информатики.

Получить ножом в глаз — это ещё не самая жёсткая смерть в Dangerous Dave. Но об этом я узнал сильно позже, когда у меня уже появился личный компьютер.
Получить ножом в глаз — это ещё не самая жёсткая смерть в Dangerous Dave. Но об этом я узнал сильно позже, когда у меня уже появился личный компьютер.

Катерина Краснопольская. Как меня учили печатать, и что случилось потом

С играми в школе я познакомилась в младших классах — на уроках информатики нас учили печатать, а после давали немного поиграть в Pitfall! (или какой-то её клон, также выдержанный в зелёных тонах). Игра мне нравилась, но к тому моменту я уже вовсю играла в Commander Keen у папы на работе, так что она меня не потрясла.

Зато сильные эмоции я почувствовала в конце одного из таких уроков. Сидим мы с подружкой перед монитором — так как компов было мало, на каждый приходилось по два человека. И тут я слышу строгий голос учительницы: «Так, выключили компьютеры!» Ну я и выключила — сразу нажала на кнопку на системнике, одноклассница меня даже не успела остановить (вообще не помню, чтобы она пыталась). Слово преподавателя — закон, знаете ли!

Проходит немного времени, к нам подходит учительница и спрашивает, почему у нас компьютер не работает. Как оказалось, она велела выключить комп двум мальчикам-хулиганам в наказание за что-то, и это не относилось ко всему классу.

 

После этого учительница продемонстрировала вершины педагогического мастерства и выгнала меня с урока. Помню, мне было очень страшно возвращаться в класс: это ведь была начальная школа, у нас все занятия проходили в одном месте, и только на информатику мы ходили в отдельный кабинет. Я долго пряталась в туалете, потому что было стрёмно возвращаться к классной руководительнице, и пришла я в итоге чуть ли не позже всех. После этого мне ещё раз сделали выговор, потому что учителя — вот так сюрприз! — между собой общались.

Долгие годы у нас не было информатики, и вернулась она только в старших классах, в девятом или десятом. Сначала мы по субботам ходили в отдельное помещение в 20 минутах от школы. Там давали базовую информацию о том, что такое бит и байт, — и снова учили печатать. Если я усну и проснусь через 100 лет и меня спросят, что сейчас происходит на уроках информатики, я отвечу: учат печатать.

Спустя год новые компьютеры появились и у нас в школе (интересно, что стало с теми, за которыми мы сидели в младших классах…). И что самое забавное, я вообще не помню, чтобы мы там что-то делали кроме того, что играли в  Unreal Tournament 2004 и  Quake III Arena. Информатик был клёвым молодым чуваком и понимал, что, раз печатать мы уже умеем, самое время перейти к чему-то посерьёзнее. Играть в сетевые шутеры мне нравилось — это был новый опыт, ведь до этого я пробовала себя только в одиночных играх.

В целом все 10 лет учёбы, не имея возможности играть прямо в школе, я довольно много говорила об играх с одноклассниками. Мы обменивались дисками (некоторые мне так и не вернули), листали журналы, делились советами по прохождению. Так, одноклассник подсказал мне, как убить финального босса в  Heavy Metal: F.A.K.K.², когда я пожаловалась, что бьюсь с ним часами, а он всё восстанавливает себе здоровье. Оказалось, там был один нюанс, который невнимательная я не заметила.

За несколько лет до этого мы с другим одноклассником обсуждали прохождение « Братьев пилотов». Он постоянно спрашивал, играла ли я в  Disciples II. Я в то время очень много играла в третьих «Героев» и слово disciples слышала только от него. Вопросы эти были регулярными, так что я не выдержала и купила игру. А когда (довольно скоро, как вы понимаете) он снова спросил, играла ли я в Disciples II, я сказала «ДА». Не помню, говорили ли мы про игру дальше, но своё дело Серёжа сделал — в Disciples II я тогда влюбилась окончательно и бесповоротно.

Степан Песков. Как я стал игрожуром благодаря папе-учителю

В своё время я бы сильно удивился, если б мне сказали, что можно играть где-то кроме школы — если иметь в виду компьютер и вынести за скобки «сеги», «денди» и прочие «тетрисы» (хотя у меня и этого не было). Родом я из маленькой деревни, где ПК у жителей появились достаточно поздно. Приходилось реализовывать свою тягу к видеоиграм другими способами — например, с помощью консолей, что были у друзей.

Но в один прекрасный день всё изменилось. В школьный кабинет информатики, до этого импортной техники не знавший, привезли девять новеньких компов — восемь «селеронов» и один «пентиум четыре». Я в то время закончил девятый класс и наиграл на ПК считаные часы, если не считать игр на старенькой отцовской «бэкашке». Голова пошла кругом — наконец-то наиграюсь!

«Энциклопедия профессора Фортрана» известна и сейчас. Но мы знали её не только по мемным фотожабам.
«Энциклопедия профессора Фортрана» известна и сейчас. Но мы знали её не только по мемным фотожабам.

Тут надо отметить два обстоятельства:

  • Несмотря на почти полное отсутствие практики, в видеоиграх я сносно разбирался. Спасибо отцу — он покупал кучу «айтишной» прессы, в которой «игрожурским» разделам тогда отводили не одну и не две страницы. Естественно, я всё прочитывал от корки до корки, скриншоты изучал чуть ли не с увеличительным стеклом, а таинственные названия вроде  Doom,  Quake,  Starcraft и  Baldur’s Gate манили почище магнита.
  • Отец покупал эти журналы и газеты не просто так — работал он учителем и вёл, кроме всего прочего, информатику. Кабинет был полностью в его (и частично — в моём) распоряжении.

Короче, мне выпал джекпот.

Те самые журналы и газеты у меня не сохранились, но на рубеже веков тематическая пресса выглядела примерно так.
Те самые журналы и газеты у меня не сохранились, но на рубеже веков тематическая пресса выглядела примерно так.

Лишний раз скажу папе спасибо за то, что он разрешал мне и другим ученикам пользоваться компьютерами не только для учёбы — во внеурочное время, само собой. Я приобретал и устанавливал игры, настраивал их, решал мелкие проблемы с «Оно не работает», раздавал товарищам ценные и не очень советы по прохождению особо сложных мест — короче, был эдаким админом в нашем импровизированном компьютерном клубе. Это, кстати, пригодилось во взрослой жизни — хороший опыт для работы «эникеем».

Сейчас понимаю, что выбор игрушек у нас был достойный — видимо, чтение журналов не прошло зря. На всякий треш мы время почти не тратили — могу вспомнить разве что паршивые безымянные гоночки. Впервые дисками закупились скромно, но метко: три игры — сборник  Commandos и  Desperados,  Heroes of Might & Magic III и  Unreal Tournament.

 

Мой первый и, наверное, по сей день любимый шутер. Был лучшим игроком школы в этой дисциплине, между прочим! Ладно, это было несложно, учитывая, что я мог тренироваться в несколько раз дольше остальных.

Ну, а дальше пошло-поехало:  Half-Life, « Казаки», « Космические рейнджеры»,  Counter-Strike 1.3,  Neverwinter Nights,  Warcraft III — ради такого можно было и остаться после уроков на пару часов или прийти в школу в выходной! Мы проводили турниры по «контре» и «анрылу», придумывали новые тактики прохождения Commandos, в «Казаков» просто рубились по Сети. Я превозмогал кампанию Warcraft III: Reign of Chaos и слезился от графики на минимальных настройках в 5 fps (это не преувеличение), летал в « Ил-2 Штурмовик» на клавиатуре, мечтая о джойстике и пытался сделать любительскую локализацию первой Desperados.

Было круто, хотя редко удавалось просидеть за компом более двух часов подряд. Видимо, ограниченность свободного времени на игры, отсутствие изобилия и неплохой набор дисков придавали игровым сессиям остроту и желание играть хоть до утра — чувство, которое многие в зрелом возрасте пытаются вернуть, сетуя на «игровую импотенцию». В школе с потенцией всё было отлично!

Потом, как и полагается, школа закончилась, у меня появился собственный компьютер, а в итоге я стал немного айтишником и немного игровым журналистом, как и мечтал ещё со школьных времен. И то и другое произошло во многом благодаря играм в кабинете информатики на переменах и после уроков.

 

Признаюсь, настоящую Half-Life я прошел сильно позже, а за оригинал принимал неплохой мод Azure Sheep. Издержки информационных ограничений — Интернета у нас тогда не было.

Владимир Сечкарев. Как портативные консоли помогают обрести популярность

Посмотрев видео Зулина о лучших играх для Nintendo DS (тогда ещё на Rutube!), я решил, что эта портативка мне жизненно необходима. Лицензионные картриджи для неё в Краснодарском крае, где я тогда жил, не продавались — все до единой игры я спиратил. Но консоль найти удалось. Причём даже не Lite, а первую ревизию.

Однажды я уронил её на пол, так что верхний экран еле-еле держится. Но консоль до сих пор работает. Мы с ней через многое прошли.
Однажды я уронил её на пол, так что верхний экран еле-еле держится. Но консоль до сих пор работает. Мы с ней через многое прошли.

На DS я читал игры серии Ace Attorney, благодаря которым подтянул английский — эту историю я уже рассказывал, да и случилась она позже, в студенческие годы. В школьные же я, следуя советам из видео, играл на DS везде: дома, в транспорте, на похоронах и на свадьбах.

В конце концов я начал приносить консоль и в школу. Когда одноклассники интересовались, что это такое, я запускал  Ultimate Mortal Kombat 3 или New Super Mario Bros. и любовался тем, как вокруг моей парты скапливалась толпа. У одного мальчика из параллельного класса, правда, была PSP, на которой можно было играть в FIFA — в сравнении с этим консоль Nintendo, конечно, меркла.

Пока на нижнем экране идёт драка, на верхнем показывается список приёмов. Очень удобно.
Пока на нижнем экране идёт драка, на верхнем показывается список приёмов. Очень удобно.

Я наверняка играл и во время уроков — торчать в школе мне никогда не нравилось, — но почему-то не помню, чтобы учителя хоть раз пытались у меня отобрать консоль. Возможно, они слишком сильно меня любили: я хорошо учился.

А как школа и любовь к играм пересеклись в вашей жизни? Делитесь в комментариях!


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

летал в « Ил-2 Штурмовик» на клавиатуре

Ееее, я не один такой!

У меня в школе на уроках информатики учили программировать на турбо паскале. Доступ к играм давали только один раз — на последнем уроке каждой четверти. после уроков в компьютерный класс приходили выпускники-студенты, которые по совместительству были админами, и устраивали онлайн-зарубы между собой. Учеников при этом за компы не пускали, не со злобы, а просто потому что понимали — один раз пустишь, назавтра придет пол-школы.

Про «играть на уроках» и речи не шло. Зато когда я сам стал студентом — я в прямом смысле слова отыгрался. Это было начало двухтысячных, и как раз начали появляться первые КПК. Их тогда еще звали «наладонники». И на одном таком мы с друзьями на лекциях играли в червей, передавая его из рук в руки. Ничто так не скрашивает унылую лекцию, как партия в червей.

Я для такого слишком молод… ибо родился в 2002, и в 3 годика отец меня впервые посадил за кс 1.6… спасибо ему, конечно, но это стало для меня жуткой иглой… спустя тысячи часов мучений в КС 1.6, Сорс, немного выйграных маленьких турниров в Поинт Бланке на жёстком донате на папином аккаунте, выйгранные турниры в корейский копиях КС (самый большой мой выйгрыш 100$ на команду :D), тысячи часов во всех баттлфилдах от 2 до 1… сейчас я сижу и грущу, поскольку нет больше старых шутеров 5 на 5 без способностей… и играю в лол на мобилке.

Бред какой-то написал, но уж простите. Шутеры вымерли как социально-активный спинномозговой жанр игр с клановыми войнами, локальными турнирами и логикой, где все равны априори, без шелухи Валоранта, сиджа, апекса и прочего...

Скучаю по тем временам, а особенно по клановым войнам. Приходил со школы и садился пахать на благо клана. Когда-то в 2014 мой клан был топ-1 всея СНГ в Поинт Бланке… хех… донатная помойка в которую я за годы потратил 16к рублей… но лучшее место где можно было часами просиживать в тимспике и радоваться остросоциальной клановой жизни со своими друзьями, а там были и ссоры, стрелки, предательства, клановые семьи, шпионы и сотни разных людей с которыми я общался. Было круто.

А как же Worms?! Вот мы в школе на информатике в них залипали)

У нас на компах в школе были только Diablo и DOOM. В DOOM конечно же по классике играли вдвоём (один ходит, другой стреляет).

В моей школе к компам не подпускали никого. Информатика была сугубо теоретической наукой...

Когда я еще учился в своей первой школе (до конца 8 класса) у нас на уроках информатики разрешали по завершению заданий развлекатся с ПК как хочешь, в инете хочешь сиди (но он был слабым и вообще появился на последний год моего пребывания в этой школе, но уже тогда, в 2010-2011 я в школе посещал любимый СГ), в пейнте рисуй или играй. Если задание выполнил и тем более хорошо, то учитель банально не лез к нам смотреть что мы там делаем… а так как почти все уроки информатики у нас были сдвоенные то мы с пацанами (как активные юзеры ПК дома) на информатике играли много, для нас всякие задачи в поверпоинте, икселе или ворде были плевым делом на 20 минут максимум и при этом мы выполняли задания лучше остальных одноклассников, многие из которых с ПК встречались только на уроках информатики. Вначале мы играли в то что уже поставили другие ученики до нас, там были и герои 3 и очень любимые мной Disciples 2 (как раз познакомился я с ней на уроках и потом купил диск домой, полюбил игру всем сердцем, даже больше героев) и квака тоже была, но больше нас конечно цепляла КСочка 1.6, как раз до появления инета в школе они всё равно были в одной локалке и мы играли вместе, для меня это был первый опыт онлайн мультиплеера. А позже когда надоели те игры что были мы начали таскать в школу свои диски и я прям помню как мой друг не отлепал от своей, до сих пор, любимой игры Jedi Academy...

Одно время у меня был вот такой как на картинке мр3 плеер и я как то узнал что на его 256мб можно не только музыку скидывать, но и просто файлы кидать, так у меня появилась моя первая флэшка (на 200 мб, так как музыку то всё равно хотелось слушать :D, ну как же без йоу собаки я наруто узумаки и прочих великих классических треков) и мне очень заполнился случай когда я в школу принес эту флэшку с фанатскими играми по наруто, бличу и прочему на движке ЛФ2 и оказалось (я рил играя в них дома не знал) что там был онлайн мультиплеер на 8 человек и когда этот пункт в меню заметили мои друзья флешка поплыла по большинству пацанских компов в кабинете. И это был мой первый онлайн мультиплеер в файтингах.

Господи, как же это было охерено… но позже я переехал заграницу и в тамошней школе на информатике мы целыми уроками УЧИЛИСЬ, О УЖАС.

Именно что «были»… сейчас такого не встретишь. (хоть я и не проверял особо)

В начальной школе помню только принца Персии в школе. А потом игры только после школы были: Герои 3 и 4 у меня дома, позже цс и варкрафт 3 в клубах. В клубах познакомился с линейкой, но это уже конец школы- начало универа.

У нас в школе о компьютерах и не слышали. А информатика была только один год и только устно *фейспалм*. Но как-то в школу пришли рекламировать компьютерные курсы и я упросил родителей меня туда отправить. А уж там были и Дум, и Квейк, а иногда даже Герои (вторые).

Я хоть и из поколения начала нулевых, но интернета в моей «стране» тогда особо не было почти. Потому я всё узнавал от одноклассников, да и играл, в основном, у них, если не говорить о слишком слабых играх. А вот информатик у нас игры ненавидел, ведь видел во всём «развратную» жестокость. Потому кроме офисных игр, кажется, ничего больше не было на школьных компьютерах

Играли на эмуляторе в Takken 3 на уроках информатики, вдвоем на одной клаве, а после уроков в контру в клубе напротив школы

«Энциклопедия профессора Фортрана» — воспоминание разблокировано.

Родился в нулевых и комп, вместе с инетом, в нашей семье появился еще тогда, когда я ходил в садик, ибо мама — бухгалтер. И как-то так сложилось, что в школе у нас информатика появилась достаточно поздно, в классе наверное 4 или 5, и там уже ничего впечатлить тогдашнюю школоту и не могло. У меня в тот период один из друзей щупал свежую Tomb Raider 2013, которую я подарил ему на др, какие уж там аркады на уроках информатики, я уже в садике смотрел, как мой старший брат катает во всякие Эластомании, а иногда и сам пытался. Зато сам с пяти или шести лет начал сидеть в инете (2007-2008 года), смотреть Madness Combat, играть во флеш игры, и благодаря брату и тому, что в нулевых-ранних десятых творили гики (всякие фан игры по типу Mario Forever или те же браузерные пародийные анимации, по типу Соника Напрокат) потихоньку вкатываться еще и в ретро гейминг посредством эмуляторов и не только. А потом вк, батлы-вормиксы и все в таком духе. На информатике максимум могу вспомнить как со скуки мы однажды нашли на компах старые игры по типу Халвы или Вайс Сити и лениво в них тыкались, дабы убить время на уроке, но это уже был год наверное 2014 или 2015, если даже не 2016, следовательно там уже вообще это было чисто детской забавой для большинства, ведь в те года уже индустрия сформировалась и школьники вовсю гоняли в Доту, Кс Го и все в таком духе. Но была еще одна забава, которая заключалась в том, что нас однажды попросили сделать презентацию на любую тему, на которую захотим (чисто навыки показать), а я тогда фанател от Castle Crashers и в итоге склепал презентацию про персонажей в игре, их способности и стартовое оружие. Причем мне ничего даже не сказали, наоборот похвалили за качественную работу. Ну и еще нам однажды показывали фильм «Крым» в 2014 или около того, по понятно каким причинам, но это к играм вообще никакого отношения не имеет.

Quake 3 (в основном против ботов, насобирать хотя бы человека четыре было нереально), Heroes 3, Alien Shooter (хотя это вроде была демка, и доступно было только два первых уровня). Ну и флешки всякие, типа йеттиспортс, «разбей свой рабочий стол».

Ах да, еще популярностью Pocket Tanks пользовалась, как минимум потому что два человека могли играть за одним компом, когда людей было больше чем мест.

мы в школе рубились в первый квейк (четыре человека в дезматче без мыши — ууууух!) и во второй варкрафт, который, без преувеличения, завлек меня как крысу на флейту. а потом уже и понеслась коляска геймерских увлечений, после которых началось «пап, купи комп, ну ооооочень надо для учебы».

а когда учил паскаль и хтмл, рубились в КС 1.6 всем составом — преподы против школьных «отцов»

а в еще более раннем детстве в принца первого гонял на каком то сумрачном компе с пятидюймовой кассеты в ущербной (после денди то) графике.
эээээх, че вы начали с ностальгией-то своей, ну

Приходилось держать в руках эту «Энциклапедию профессора Фортрана».И листать.

Читай также