15 марта 2023 15.03.23 21 2358

Герои сделавшие шаг в сторону. Обзор Might and Magic: Heroes VI

+28

Дисклеймер: Это взгляд на игру человека знакомого с серией. Всё мнение приведённое ниже субъективно.

Многие люди знают про серию Heroes of Might and Magic, у многих есть своя любимая часть, но чаще всего это касается частей с первую по пятую включительно. Многие игнорируют вышедшую в 2011 году Might and Magic: Heroes 6 (я не ошибся в названии, тут своя ирония), которая не снискала успеха и повлекшая за собой банкротство студии-разработчика Black Hole Entertainment (далее BHE).

Разработка под крылом Ubisoft

Раз уж я решил говорить о разработке, то не буду соскакивать с темы. Ubisoft, будучи издателем и владельцем франшизы, не смогли договорится c отечественными разработчиками из Nival о разработке шестой части серии, так что за неё взялись BHE. За 2 года они просто не могли закончить игру AAA формата с их амбициями

…Я работал в Black Hole на протяжении всей разработки H6. Для нас это был проект мечты, так как мы были настоящими фанатами серии Heroes, ведь мы играли в неё с момента выхода оригинальной King’s Bounty на Commodore 64. И я могу вам сказать, что именно продюсеры UBI не соблюдали свои сроки, что и привело к полному провалу всей разработки. Ещё в 2008 году, во время процесса переговоров по контракту, лица, принимающие деловые решения с UBI, не хотели и слышать о включении в контракт пункта, что в случае каких-либо задержек, UBI понесёт убытки наряду с BH. Это было глупое решение нашего босса по развитию бизнеса (она сказала: «UBI никогда не опоздает с какими-либо результатами»… ХАХАХА)…

Из письма одного из сотрудников BHE, описывающего ход разработки и причины банкротства.

Издатель выдал 24 месяца на разработку, но только на 27ой месяц начал вмешиваться в ход разработки (терпение или некомпетентность?)

На релизе (из того что мне удалось узнать) всё тоже было не радужно: баги, вылеты, Conflux. Много проблем, а BHE не успевали их решать. Ситуацию не улучшало и то что ни гроша они не получали, ведь по договору с Ubisoft компания начала бы получать прибыль лишь после того, как будет сразу продано минимум 2 млн. копий игры, чего разумеется не произошло.

Так что же всё-таки не так с шестыми героями?

Ну, во-первых, шестые герои — это новый взгляд на серию, от того название именно Might and Magic: Heroes, а не классическая HoMM, что разумеется отпугнуло фанатов, во-вторых…, а нет, это я оставлю сюрпризом. Давайте лучше расскажу про этот «новый взгляд».

Как и раньше процесс делится на исследование карты, сражения и развитие замков. Но подано это по-иному. Например, теперь перед сражением нельзя как в пятёрке расставить свои войска, нужно как в третьей иметь навык тактики. Юниты теперь делятся на 3 тира и условные личи теперь того же уровня что и вампиры. Теперь у каждого юнита есть свои особенные способности. У каждой фракции есть боевая способность (о них я позже расскажу). Герой теперь как в третьих героях может совершать действия вход своих юнитов, что хорошо, можно, например, при высокой инициативе войск наложить на врага замедление, но по началу я забывал использовать атаку героем.

Главное в таких ситуациях не забывать обучать героя магии после покупки
Главное в таких ситуациях не забывать обучать героя магии после покупки

Ресурсов стало меньше, из 7 осталось лишь 4. Теперь при захвате вражеского города вы получите и прилежащие к нему шахты и строения. Появились юниты-боссы, которые появляются во время миссий (в режиме сражения я их не встречал), сами жирные так ещё и за собой своих миньонов водят. Появилась система кармы (Age of Wonders запахло). И моё любимое, теперь вы сами выбираете навыки героям! ИЗ НЕРЕАЛЬНО ОГРОМНОГО СПИСКА!

И это только изначальная магия, а ведь есть ещё и стихии, боевые навыки, разной степени полезности, среди которых как пассивные так и активные!
И это только изначальная магия, а ведь есть ещё и стихии, боевые навыки, разной степени полезности, среди которых как пассивные так и активные!

При повышении уровня вам дают очко навыка, вы можете потратить его на любой доступный вашему герою навык (или заклинание). Это плюс-минус удобная механика, так как ваш новый герой (который кстати при найме всегда на 5 уровней слабее сильнейшего) может взять себе логистику и быстро подкинуть войска на передовую. Хотя и это может не понадобится, ибо теперь в игре появился общий пул существ, другими словами можно нанять все войска в одном городе, но это ещё не всё! Теперь каждая фракция может построить городской портал, а его улучшенная версия позволяет герою отступить в город из любой локации.

Королевство в Heroes VI

Вообще города — это самая слабая сторона шестых героев, на мой взгляд, с точки зрения визуала и продуманности. От трёхмерных городов с красивыми пролётами камер остались, пускай и хорошие, но всё-таки картинки с наложенными поверх гифками, в которые не стоит вглядываться, глазки можно поцарапать об углы. Да и меню строительства стало… ну, просто фе-е. Ну хоть добавили возможность перестроить город под фракцию основного героя.

Замки убрали как таковые, теперь разве что стены построить просто можно. От этого становится сложно понять какие юниты игроку могут быть полезны конкретно сейчас, ведь игрок не знает ни характеристики, ни способности юнитов. Хотя тут я немного слукавил. Обычно по самому виду существа можно понять его особенности, либо эти юниты у вас уже с начала есть в армии, но есть одна загвоздка — ПОСМОТРЕТЬ СПОСОБНОСТИ ЮНИТОВ НА КАРТЕ КАМПАНИИ НЕЛЬЗЯ! Можно их посмотреть при найме и передаче юнитов, но что если они изначально были нейтральными, как например элементали, а союзных героев поблизости нет? А вот всё, ждите сражения, чтобы уже в бою посмотреть. Представьте себе моё лицо, когда я впервые напал армией стрелков на ассасинов, а они после начала боя невидимые остаются.

Теперь ещё и разброс урона не нужно высчитывать, удобно...
Теперь ещё и разброс урона не нужно высчитывать, удобно...

А вот реально удобная фича — можно в любой момент посмотреть характеристики и способности улучшенного юнита если в городе построено основное жилище. Но всё-таки хотелось бы посмотреть не строя жилище. Можно. Как? Вики.

Герои, фракции и вундервафли

Не уходя из города стоит упомянуть и самих героев. Я уже упомянул что новые герои слабее основного на 5 уровней. Чего я не упомянул так это то что можно нанимать АБСОЛЮТНО любого героя, АБСОЛЮТНО любой фракции. Забавно, что герой, прям как в четвёртой части, без армии может исследовать карту, правда на смерть они не пойдут, так что сражаться без войск они не могут. Вот только плодить их не эффективно, так как каждый последующий герой дороже предыдущего и уже пятый герой будет стоить вам 10к золотых. При смерти героя его можно довольно дёшево воскресить на следующий день, но он появится совсем без войск, а сбежавший сохранит войско, которое было у него при побеге.

0 упырей? Ну я не против, конечно
0 упырей? Ну я не против, конечно

И если я уже начал, то расскажу о фракциях. Вместе с дополнением их 6:

  • Альянс света — орден порядка из пятёрки, твёрдые рыцари, высокая мораль, хилки;
  • Инферно — на удивление играбельный, много критуют, много больших существ;
  • Непокорные племена — великая орда из пятёрки, медленные, но с высокой инициативой;
  • Некрополис — на удивление НЕ имбалансный, дешёвые войска, работают по области;
  • Лига теней — всё те же содомиты из пятёрки, хороши как в ближнем так и дальнем бою;
  • Святилище — водные ребята, вобравшие в себя восточную культуру, отлично нападают защищаясь.
Боевая жаба превратит любой день в среду
Боевая жаба превратит любой день в среду

А помните я сказал, что у каждой фракции есть уникальная способность? Ну так вот, теперь некрополь не особенный. Шкала способности заполняется по-разному, где-то войска игрока должны получать урон, где-то наоборот враги, где-то она наполняется от сработавшей морали и т. д. Так или иначе с наполнением шкалы можно использовать способность более высокого ранга. Касательно самих способностей:

  • Людишки могут защитить 1 отряд от любого урона, а на
    высоких уровнях так вообще ещё и хилит их.
  • Инферно, как самая инициативная фракция, могут призывать клоны отрядов через врата демонов, на высоких уровнях без задержки.
  • Племена увеличивают инициативу, а в последствии ещё и бьют больнее, и врагов оглушают, и вообще классные ребята.
  • Некрополь лишился возможности превращать армии врага в свои прямо на передовой, однако теперь они могут бесплатно лечить и воскрешать свои собственные войска (только в бою, разумеется), с прокачкой позволяя лечить более мощных юнитов.
  • Лига теней делает юнитов невидимыми (как будто уже имеющихся юнитов было мало), а если докачать героя, то всё, враги больше не увидят его армию.
  • Ну, а святилище просто накладывает на все свои войска защиту.

Так ещё помимо расовых умений у героев есть, как раньше, специализация, особый эффект от атаки героя, так или иначе влияющая на ход битвы, и умения пути. Я упоминал систему кармы, здесь это Слёзы и Кровь. Карма есть только у основного героя, так как он является представителем династии игрока, но об этом позже. Важно то, что карму можно получать как позволяя или не позволяя сбегать вражеским армиям или используя те или иные навыки/заклинания. Например, если ваш герой часто использует исцеление и вызов подкреплений, то ваш герой рано или поздно станет добрым, а если выкачивает из врагов жизнь или, о боже, поднимает боевой дух солдат, то он будет считаться злым. Логично? Возможно, но кого это волнует, ведь за тот или иной путь позволяет получить особенные навыки пути, которые в большинстве своём определяют вашу тактику.

Да и тактику есть где придумывать, полей боя огромное множество и иногда на них появляются всякие особые объекты, по типу капканов, усиливающих флагов и тому подобных. Да и если игрок сделал ошибку, то игра всегда позволяет переиграть бой, даже в сетевой игре.

Кстати о ней…

Conflux - сломанное искусственное сердце H6

Если вы вдруг захотите поиграть в шестых героев то избегайте онлайна! Я не шучу! Играйте в Hotseat через Parsec или ему подобные программы. Онлайн этой игры проклят!

Поясню. Ubisoft в своей привычной манере хотели сделать игру-сервис, породив на свет Conflux и систему династии. Династия — профиль игрока, которая прокачивается от прохождения миссий, побед и т. д. который даёт игрокам преимущества в сетевой игре. Не, не так, ПРЕИМУЩЕСТВА В СЕТЕВОЙ ИГРЕ! Например, игрок может начать с сильным героем, мощным артефактом (у которых кстати тоже есть прокачка) и дополнительными бонусами «особенностями династии», которые (героев и оружие) можно открыть в ходе прохождения кампании или за монеты династии (получаемые за достижения, как уверил меня один товарищ с которым я «тестил» сетевой режим), но конечно это ещё не всё, ведь игрок может получить более сильные артефакты прокачивая ранг династии, другими словами много играешь — новичков уничтожаешь. Зачем он такой нужен? Ubisoft вам не ответит, хотя это точно была их задумка.

Заключение

Пожалуй, мне больше нечего добавить, музыка нормальная, Пол Ромеро на месте (в меню династии играет ремикс меню рекордов третих героев, я аж прослезился), анимации юнитов классные (особенно анимации бездействия рофельные), сюжет на троечку, пойдёт (подаётся правда то через катсцены, то через текстовые окна, хоть и озвученные), ИИ иногда даже интеллект нежели искусственный (у меня не раз отлетали лучники из-за того, что ИИ любит использовать ожидание с высокой инициативой), с параметрами запуска нужно повозится в первый раз, но это мелочи.

Можно в целом заметить, что игра была слеплена из разных кусков старых частей, но сшиты воедино они были криво. Так с интересными боями соседствует интересная ролевая часть, но вот соседи из них не очень, то и дело норовят насолить друг другу. Но, знаете, мне понравились шестые герои. Не как очередная часть серии, а как отдельная игра. Блин, да если бы я раньше в героев не играл, то игра бы была просто шикарной, но увы, пускай под другим именем, всё же это часть серии героев и воспринимать лично я её буду соответственно. Надеюсь вы сможете воспринимать её иначе, как никак моя цель привлечь внимание к не плохой игре. Что уж говорить если её даже на Stopgame не было на момент написания этого текста, хотя все остальные игры серии на месте, даже седьмые герои, в которые я собираюсь поиграть. Может окажется, что семёрка не плохая игра, как и эта? Буду держать в курсе.


Might & Magic: Heroes 6

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
13 октября 2011
468
3.4
313 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

В истории серии Героев от TVG, да и в статье Дмитрия Карнова на СГ красной нитью идет главная мысль: по сути основной источник всех проблем современных частей героев — это сами Юбисофт и комбинация их отбитой политики экономии на всем с абсолютно убогим менеджментом и координацией со студиями разработчиками.
По сути, 5я часть вышла хорошей вопреки Юбикам, а 6я — нормальной максимально превозмогая тот корпоративный ужас. Дай Юбики разрабам больше денег, времени и творческой свободы — то кто знает какие бы потенциально крутые игры могли выйти.

> По сути, 5я часть вышла хорошей вопреки Юбикам, а 6я — нормальной максимально превозмогая тот корпоративный ужас.

Судя по всё тому же материалу с TVG, Black Hole были в этом отношении более покладистым коллективом, нежели их брыкающиеся российские предшественники. Можно даже предположить, что студию разработчика сменили в том числе из-за этого, судя по тому, что руководители Нивалов не сильно любят рассказывать о работе с французскими коллегами.

Вот про бои в точку.
Шестёрка вообще печальная песня нераскрытого потенциала. На мой вкус в ней самые интересные тактические сражения. Каждый юнит — не просто набор статов, у всех есть свои умения. Гвардейцы альянса принимают на себя часть урона, наносимого рядом стоящим союзникам, и бьют в ответ на атаки противника по своим войскам. Владыки бездны из Инферно каждым ударом все навешивают на противника берсерк, а отвечают не только атаковавшему, но и всем, кто бил их в течение боя. А циклопы настолько тугие и непрошибаемые, что до них доходит, что они умерли, только на следующий ход. И такие забавные плюшки есть у всех юнитов.

Но баги, конфлюкс, общая недопиленность, просадка стратегической части… Эх. Под тактику шестёрки бы да всё остальное в порядок привести...

Бои в 6-ке ничего. Но вот на карте из-за упрощений стало очень скучно.

Про города — это вы ещё застали хорошие времена, в ваниле 6-ки даже картинок не было, только убогие менюшки строений на фоне основной карты.

Упрощения, в том числе 4 ресурса, вроде идеи самих юбисофтов, но тут могу ошибаться, слишком много воды утекло.

Ну и в целом в это все равно можно было бы играть, если бы не ужасно огромное количество багов. Судя по отзывам с 7-ой ровно такие же проблемы. Ubisoft что тут сказать.

Эх, несмотря на все недостатки 6-ой части, мне всё равно приятно иногда возвращаться в неё из-за её общей стилистики. Да и сюжетка у неё весьма неплоха на мой взгляд, особенно на контрасте после 5-ой части...

У Героев, имхо, есть еще одна большая проблема, а именно гигантская фанбаза тройки, из за которой серию очень трудно развивать. Вспомним, крайне добротную, но все же «другую» четверку, которая и потонула в негативе тех самых фанатов. Хотя игра то была отличная. Ну и фактор «эффективных» менеджеров из Юбисофт тоже отрицать нельзя, правда про него уже много написали, так что идею развивать не буду. Искренне надеюсь, что французы не вывезут свою нынешнюю чехарду с играми и начнут распродавать франшизы, и герои утекут в хорошие руки.

А вообще самой любимой частью для меня стала пятерка, а уж со всеми дополнениями на нее и вовсе сказка, сколько копий было сломано в мультиплеерных зарубах в нее, даже и не упомнить. Все еще на квартире у родителей оригинальная лицензия на 4 дисках и оба дополнения лежат где то.

Disciples 2. =)
А если серьезно Songs of Conquest недавно вышел, но не играл. =)

А в четвёрке можно было ещё решить, кто появится в первом ряду, а кто во втором.

Мои любимые это 3 и 6 части.

Из плюсов 6 части:

1) Возможность перестраивать замок (был очень рад когда такую возможность добавили)

2) Визуальная составляющая игре уже 12 лет, а она до сих пор выглядит очень красиво и сочно.

3) Новая интересная морская раса (стала моей любимой)

4) новые интересные умения отдельных юнитов (типа невидимых ассасинов или жаб которые с прыжка наносили без ответный урон)

5) Общее ощущение появления множества новых и интересных идей и механик.

Из минусов отмечу:

1) отсутствие трёхмерных городов

2) дикий дисбаланс между расами

3) много умений которые дублируют друг друга (например магия лечения), вообще ощущается, что добавили все что пришло в голову, но при этом забыли почистить от ненужного и отранжировать по силе умения и заклинания. В той же магии есть маст хэв заклинания на первом уровне и в то же время полный отстой на третьем. Раскачать толкового боевого мага нереально, у самых мощных ударных заклинаний в какой то момент просто перестает хватать мощи что бы наносить значительный урон армии противника.

4) привязка шахт к замку выглядит неестественно, больше неудобств от этого стало.

5) отсутствие рандома в выборе умений, что приводит через какое время к однобокой игре через один и тот же выбор умений.

6) Мало ресурсов и прочих ништяков на карте. Для примера когда смотришь нам карту в 3 героях то глаза буквально разбегаются от изобилия, в 6 героях прям не густо мягко говоря (хуже только в 5 героях)

Подводя итог в шестёрку интересно играть, постоянно пробую разные тактики и стратегии в боях в отстройке зданий, в выборе разных умений и заклинаний их комбинации. Да игра местами и сыроваста и дисбалансна между расами. Но в тоже время это даёт возможность найти дисбалансную тактику за откровенно слабую расу и начать нагибать всех на карте. Но так же понимаю что не могу рекомендовать её всем, да и нету такой игры которая зашла бы всем и каждому.

Героев, имхо, есть еще одна большая проблема, а именно гигантская фанбаза тройки, из за которой серию очень трудно развивать

Сто процентов в яблочко!

Четверка была оригинальна и хороша — даже сейчас играю в нее иногда и изумляюсь, до чего она о походит на Age of Wanders, которую, вроде как, все любят.
Но после того, как четвертая чать Героев разорила 3DO, остальыне части игры клепают, как робкие вариации на тему 3-ки, чтобы порадовать фанатов.

И этим сгубили серию — фанатам-то зачем покупать новых героев, когда есть почти такие же старые?

Например, теперь перед сражением нельзя как в пятёрке расставить свои войска, нужно как в третьей иметь навык тактики.

Подушню немного, так как это интерфейсно-геймплейное нововведение, одно из моих любимых в 5 героях. Ситуация тут не совсем однозначная

На самом деле в той-же трешке можно было влиять на расстановку юнитов перед боем без тактики. Армия выводилась так была расположена у тебя в инвентаре/экране героя. То есть первый отряд появлялся сверху, а последний снизу.

Это не позволяло например прикрыть лучников другим отрядом до начала сражения, но давала игроку возможность решить где появится тот или иной отряд и рядом с кем.
Естественно, из за неудобства этим пользовались только игроки с нотками задротства, но возможность такая есть.

Раз такая пьянка пошла, уважаемые, что годного можете посоветовать наподобие Героев, не считая King's Bounty?

Автор блога тоже молодец, уважаю разборы малолюбимых игр, плюс поставил.

Age of Wonders 3 или Planetfall, ощущаются как герои, но играется как Civilization скрещённая с XCOM. Ещё могу посоветовать Songs of Conquest

Во-первых не святой союз и союз теней, а Альянс Света и Лига Теней.
Во-вторых… Ни слова про кучи особенностей юнитов? Лишь вскользь упомянули про магию? Ни слова про то, что лечение теперь воскрешение?
Так вот — ИГРА АДОВО СКУЧНАЯ! Мне в неё скучно играть — она либо слишком простая, либо слишком… унылая!
Сюжет мне понравился, но если РПГ карты вполне ничего, то вот более обычные… Впечатлений от сюжета хватило не надолго...

Не видел я в шестёрке багов, пофиксили, вроде.
А вот семёрку баги полностью убили.

Ну справедливости ради, у четверки все же есть свой фан клуб, просто он затерялся на фоне хейта. А я даже честно скажу в 4 в свое время гораздо больше чем в 3 наиграл, а в 5 и вовсе больше чем в обе вместе взятые, так что общественная молва это конечно хорошо, но о качестве игры говорит далеко не всегда

Соглашусь если речь идёт про хот сит/лан с друзьями, одному всё таки мне показалась скучновато.
И да — сразу стоит принять что баланса в игре нет, а вот бесполезных навыков просто тьма)

Помимо уже названных: Age of Wonders 2 Shadow Magic и Endless Legend.

Во-первых, исправлено, во-вторых, про особенности юнитов мне сказать особо нечего, на мой взгляд они просто стали сильнее влиять на геймплей, о чём можно понять из моей ситуации с ассасинами. А ситуация с исцелением… Я адепт некромантии и для меня исцеление у вампиров, например, всегда их возрождало XD, так что я забыл что это нововведение. Касательно сложности/унылости игры мне тоже нечего сказать (мой брат к примеру считает шутеры скучными и однообразными, КЕК), как я сказал, мне игра понравилась, я точно её буду ставить фоном при просмотре какого-нибудь сериала или фильма.

Читай также