В большинстве игр мы нервно смотрим на показатели здоровья героя, которые отражаются где-нибудь в углу экрана или, например, на рюкзаке персонажа, — чем они выше, тем лучше! У Александра, часовых дел мастера — протагониста The Watchmaker, за спиной на рюкзаке тоже показываются цифры, но тут всё наоборот: чем они меньше, тем лучше. Ведь они обозначают возраст, и, когда персонаж превратится в седого 90-летнего старичка, он умрёт.
Время не ждёт!
Да, в The Watchmaker используется любопытная система здоровья, привязанная к возрасту главного героя. Дело в том, что он очень быстро стареет, а задача игрока сводится к тому, чтобы разными путями молодить его — максимум до 30 лет. Поэтому всё прохождение превращается в стремительную гонку со временем.
Сюжетом эта деталь объясняется так. Часовщик по имени Александр построил уникальную часовую башню, в которой и работал годами с утра до вечера, настраивая механизмы, смазывая шестерёнки и полируя до блеска каждую деталь. Однажды некий Вредитель проник в башню, что-то там испортил и свёл с ума само время. Часы изменили свой ход, и Александр стал очень быстро стареть. Об этом ему рассказал противным голосом Бестелесный собеседник, представляющий собой какой-то летающий сгусток энергии, — он символизирует спутника главного героя. Также он сообщил, что у часовщика осталось очень мало времени, чтобы всё починить.
Часовщик за работой
Чинить придётся, постоянно бегая и прыгая по вращающимся, поднимающимся и опускающимся шестерёнкам часовой башни, преодолевая препятствия и решая различные загадки — The Watchmaker представляет собой приключенческий пазл-платформер с видом от третьего лица.
Подспорьем в прохождении служат хорошо знакомые по подобным играм магнитные перчатки. С их помощью можно поднимать и перетаскивать важные двигатели, батареи и детали и вставлять их в нужные отверстия, чтобы что-то там в очередной раз заработало и запустилось. Кроме того, периодически мы двигаем и толкаем магнитным импульсом тяжёлые предметы, а также расстреливаем врагов, которые встречаются в башне. Перчатки также позволяют включить магнитный щит, когда становится туго. На всё это тратится энергия, которая, впрочем, достаточно быстро восстанавливается.
Традиционной выглядит и возможность манипулировать временем, без которой такая игра была бы словно панк-рок — без группы «Король и Шут». Во-первых, наш часовщик с помощью особых бомб умеет замедлять время, чтобы, например, встать на нужную кнопку и успеть на отъезжающую платформу. Во-вторых, он способен отматывать время назад — как это используется, думаю, пояснять не стоит. Можно даже оставить своего двойника из прошлого (из того, что было несколько секунд назад) в нужном месте, а самому убежать в другое, чтобы преодолеть очередное препятствие.
Беги, Александр, беги!
Помимо врагов встречаются также ловушки, от которых можно прикрыться, передвинув что-нибудь тяжёлое с помощью магнитных перчаток. Иногда приходится даже стрелять из передвижной (по рельсам) пушки, чтобы опять же что-то где-то подвинуть и вернуть на место отсутствующую часть моста или ещё что-то. Встречаются и другие виды пазлов, но в целом всё достаточно знакомо.
Изюминку во все эти упражнения вносит, как вы уже поняли, та самая необходимость постоянно спешить, чтобы наш Александр не постарел окончательно и не сыграл в ящик. А стареет он очень быстро — буквально за 10 минут достигнет почётного 90-летия, и всё, похоронный марш! Причём возраст реально отражается на персонаже — он на глазах лысеет и седеет.
Уменьшать свои года, своё богатство можно с помощью контрольных точек, а также особых предметов, которые не так-то просто найти. Стали вы, например, 50-летним, решили быстро пару задачек, добрались до следующей контрольной точки — и теперь даже после смерти всегда будете возрождаться там 50-летним. Но проблема в том, что если после этого вы пойдёте дальше и сможете помолодеть аж до 30 лет, но не доберётесь до следующего «чекпоинта», то возродитесь опять со своим «полтинником».
Старость — не радость!
Вот эта вот беготня наперегонки с возрастом — это и дар, и проклятие The Watchmaker. С одной стороны, тут есть вызов, стимул, который постоянно держит в тонусе и заставляет быстро соображать, активно массируя серое вещество, реакцию и внимательность. С другой — кого-то постоянные подзатыльники «Быстрей, быстрей!» только раздражают и отвлекают, не давая толком сосредоточиться. Так же как отвлекает и раздражает наш спутник, Бестелесный собеседник, — его злобно-ехидные комментарии слушать просто некогда, да и не хочется.
Кроме того, необходимость в условиях постоянного цейтнота прыгать по всем этим движущимся шестерёнкам и механизмам с перспективой свалиться и снова постареть тоже кого-то может раздражать и отвлекать от главного — от решения пазлов. Тем более что управление не назовёшь идеальным.
Также поначалу кажется, что тут всё как-то слишком однообразно. Однако чем дальше в лес, тем более интересные локации, враги, ловушки и загадки попадаются. И тем более интересной кажется сама история.
Я бы авторов The Watchmaker всё-таки похвалил. Они действительно придумали свежую концепцию старения главного героя. Да и в целом пазловая часть, заряженная ритмом секундомера, выглядит солидно и интересно. Поэтому я могу посоветовать эту игру всем, кто любит не стрелять и качать, а думать и решать.
Плюсы: уникальная концепция старения главного героя; разнообразные пазлы и средства их решения; интересная история, которая, впрочем, раскрывается не сразу.
Минусы: прыжковая часть скорее раздражает, чем увлекает; не самое удобное управление.
Лучшие комментарии
Создаёт архетип учёного не от мира сего.
… игру от российских разработчиков, которая называется Подземелья Кремля. На неё ещё Мэддисон обзор делал. Ну так вот. Там были достаточно забавные комментарии к бонусам типа «ЗЕЛЬЕ ОТНЯЛО 15 ЛЕТ ЖИЗНИ» или «КОВШ ЖИВОЙ ВОДЫ ДАЛ 10 ЛЕТ ЖИЗНИ». Просто к чему я веду… Будь подобные бонусы с подобными комментариями в The Watchmaker, то было бы уже не так смешно, мда.