5 мая 2018 5.05.18 20 33K

A Total War Saga: Thrones of Britannia: Обзор

Играл на PC

Есть у поклонников серии Total War давняя традиция — гадать, на какую же тему будет следующая игра The Creative Assembly. Учитывая, что линейка этих великолепных стратегий уже давно охватывает огромный временной промежуток — от Античности до наполеоновских войн, предположения выдвигаются самые смелые — доходит дело даже до мечтаний о сеттинге XX века с его двумя мировыми войнами.

На деле всё оказывается куда прозаичнее — разработчики вряд ли решатся на столь смелый шаг (всё-таки геймплей этих стратегий мало подходит для современных сражений). Для экспериментов есть Total War: Warhammer со всеми её непривычными особенностями — фэнтезийный сеттинг оказался весьма удачным выбором.

 

А вот традиционные уже (псевдо)исторические игры пойдут по другому пути — это концентрация внимания на каком-то конкретном временном отрезке, коротком, но весьма насыщенном событиями. Такое мы уже видели в дополнениях к Shogun 2, подобное нам обещают и в отдельной серии Total War Saga. Первой ласточкой стала Thrones of Britannia, повествующая о нелёгкой жизни на Британских островах эпохи раннего Средневековья.

«Трудные времена рождают сильных людей»

Тёмные века, наступившие для всей Европы после падения Римской империи, не обошли стороной и Великобританию. Почти полтысячи лет огромная территория Британских островов не знала общего правителя. Исконные жители этих земель — кельтские племена, называемые бриттами, сражались за место под солнцем с северными племенами скоттов и пиктов, а также с пришельцами с юга — англами, саксами и ютами (которых сами ранее позвали на помощь в борьбе с северянами), не забывая иногда устраивать резню и между собой. На вечеринку время от времени заглядывали скандинавы — викингам до своих беспокойных соседей было рукой подать, а добычу здесь можно было взять весьма неплохую. Кое-кто из морских разбойников задерживался надолго, создавая собственные поселения и даже государства.

Каждый правитель, которому удавалось завоевать более-менее значимый кусок земли, объявлял себя королём и даже не думал останавливаться на достигнутом, пытаясь прибрать к рукам соседние территории. Но полностью подчинить себе Туманный Альбион до конца первого тысячелетия нашей эры не удавалось ещё никому — во всяком случае, до нас сведения о таком событии не дошли.

На останках былого величия в муках рождалась новая нация, которой предстояло стать одним из великих народов Средневековья и Нового времени. Наступает 878 год от Рождества Христова — очень скоро Британия наконец станет единой. Как это будет и кто станет единственным повелителем Англии — решать вам.

Окно персонажа. Не Crusader Kings, но для Total War достаточно и этого.
Окно персонажа. Не Crusader Kings, но для Total War достаточно и этого.

В краю вечных туманов

Выбор исторического периода для первой игры Total War Saga был, по словам авторов, обусловлен популярностью этой эпохи в нынешней медиасреде (надеюсь, имеется в виду ирландско-канадский сериал «Викинги» телеканала History, а не отечественный фильм двухлетней давности). Кроме того, не стоит забывать о том, что The Creative Assembly — английская компания, сотрудники которой должны с повышенным усердием работать над проектом о возникновении своей страны.

Это усердие заметно при первом же взгляде на стратегическую карту — такие красивые, подробные и реалистичные Британские острова мы не видели ещё ни в одной части серии Total War (да и в других играх тоже). Карта просто огромна — чтобы пересечь её из конца в конец, даже самому быстрому полководцу потребуется не один год. Что уж говорить о завоевательной войне — объединение Англии займёт, по самым скромным подсчётам, несколько десятков лет (само собой, тоже по внутриигровому времени).

Масштабы не идут в ущерб реализму — внимание к деталям и соответствие настоящей географической карте здесь на высочайшем уровне. Как водится, учтены и погодные условия, и климатические зоны, и времена года. В конце концов всё просто красиво.

Поля битвы генерируются на основании того, в каком именно месте встретились две армии, — вполне реально устроить сражение прямо посреди священного круга камней в Эйвбери.

Визуальное оформление выдержано в стиле той давней эпохи — начиная от вступительных роликов, заканчивая элементами интерфейса и небольшими анимациями, сопровождающими различные события. Впрочем, хватит любоваться красотами — пришло время поиграть. Англия уже заждалась своего хозяина!

Стратегическая карта. Смотреть приятно, а вот управлять поселениями — уже не очень.
Стратегическая карта. Смотреть приятно, а вот управлять поселениями — уже не очень.

Til orrustu!

На старте новой кампании игроку предстоит выбрать одну из 10 фракций (а всего их здесь около полусотни), разделённых на пять культурных групп — по две фракции в каждой культуре. Английский королевства (Мерсия и Уэссекс), Валлийские королевства (Гвинедд и Страталклуит), Гэльские королевства (Киркенн и Миде), Великая армия викингов (Восточная Англия и Нортумбрия) и, наконец, морские короли-викинги (Дюфлин и Судреяр). Вам о чём-то говорят эти названия? Если вы не историк, специализирующийся на изучении данной эпохи, то вряд ли. Максимум, что можно понять неискушённому человеку, — это то, что здесь есть викинги, а все остальные — «просто англичане». На самом деле всё куда сложнее и разница между этими народностями, конечно, имеется.

У каждой культуры есть свои особенности, присущие обеим входящим в неё фракциям, а у каждой фракции, в свою очередь, присутствуют уникальные признаки. Например, викинги из Дюфлина — работорговцы и грабители, они могут получать прибыли от торговли живым товаром и облагать данью соседние королевства, получая за это определённые бонусы. А вот отличительная черта англосаксов Мерсии и Уэссекса — это набор в армию ополченцев-фирдманов, благодаря чему количество доступных отрядов зависит от числа поселений. Есть и уникальные «юниты», доступные только определённой стороне, но линейки исследований у всех одинаковые.

Тем не менее различия между сторонами, хоть и не такие большие, как в Total War: Warhammer, всё же заставляют с собой считаться. Тем более что у каждой фракции есть своя линейка заданий, созданных на основе реальной истории. Впрочем, можно не обращать на них внимания, сосредоточившись на привычном занятии — покраске карты в цвета своего флага. Для этого придётся воевать, и воевать много. Но ведь именно за это мы и любим Total War, не так ли?

Этот кораблик, появившийся из-за края карты, — недобрый знак. Набег викингов может порушить любой тщательный план по завоеванию региона.
Этот кораблик, появившийся из-за края карты, — недобрый знак. Набег викингов может порушить любой тщательный план по завоеванию региона.

Право сильного

Как известно, «война — последний довод королей». Королей на Британских островах тысячу лет назад хватало, и поиском других аргументов во время общения с соседями они себя не особо утруждали. Дипломатия в Thrones of Britannia, конечно, присутствует, но переговорами добиться какого-то значимого результата практически невозможно. Зато язык меча и топора понимают все — поэтому войны и сражения будут нашими верными спутниками практически с первого и до последнего хода кампании.

Несмотря на частые и активно идущие войны, готовиться к каждой стоит заранее — здесь нельзя получить полный отряд сразу, набираются войска постепенно, да и те лишь в том случае, если им хватает снабжения. Приходится следить за количеством провианта, держать отряды на дружественной территории и не стесняться заниматься грабежом на вражеских землях, иначе небоевые потери могут быстро истощить самую могучую армию.

Разработчики не стали изобретать велосипед — бои здесь, пожалуй, меньше всего подверглись каким-либо изменениям, если сравнивать с другими Total War. Дабы не навлечь на себя гнев экспертов, знакомых с серией ещё со времён Shogun, оговорюсь, что кое-что новое они найти смогут: например, у отрядов появился отдельный показатель «Щит» — отражение важнейшей роли этого элемента снаряжения воинов того времени.

Даже самый жаркий бой выглядит вполне безобидно — крови и отрубленных конечностей не ждите. Видимо, «ужасы войны», как водится, завезут в отдельном DLC.
Даже самый жаркий бой выглядит вполне безобидно — крови и отрубленных конечностей не ждите. Видимо, «ужасы войны», как водится, завезут в отдельном DLC.

Но основы прежние — всё так же важны мораль и боевой дух, тактическое преимущество обеспечивается не только количественным перевесом, но и умелым командованием, а одна-единственная ошибка может привести к поражению.

И чего уж говорить, сражения всё так же великолепны в своей эпичности. К середине партии, когда в бою сходятся не небольшие отряды в несколько сотен бойцов, а многотысячные армии, хочется отключить интерфейс и просто наслаждаться этим великолепным зрелищем. Конница, врывающаяся во вражеский строй и раскидывающая противника в стороны, рой стрел, накрывающий сомкнувший щиты отряд, неумолимый натиск тяжёлой пехоты и бегство дрогнувших духом трусов… Озвучивание с полной локализацией на русский язык получилось весьма достойным — во время боя солдаты орут от души.

Морские сражения, правда, традиционно выглядят неуклюже. Зато десантные операции во время штурма портов — отдельная песня. А какие здесь городские бои! Пока в Total War будут подобные сцены, серию вряд ли ждёт забвение.

«Короля делает свита»

Приходится уделять внимание не только войне, но и внутренней политике. Кроме уже знакомых показателей дохода и пищи существует так называемый «Боевой пыл», отражающий желание народа воевать. Во время войны приходится учитывать мнение своих подданных, иначе игрок получит существенные штрафы к боевому духу армии и показателю общественного порядка, который весьма важен.

Штурм города почти всегда означает серьёзные потери для обеих сторон.
Штурм города почти всегда означает серьёзные потери для обеих сторон.

Если в провинции зреет бунт, то о каких-либо завоевательных действиях лучше забыть — дело в том, что в каждой провинции гарнизон содержится лишь в столице, а остальные поселения абсолютно беззащитны и станут лёгкой целью для бунтовщиков. Конечно, можно нанять ещё войск и держать в каждом регионе по отряду, но на них еды не напасёшься — пищу потребляет не только мирное население, но и армия. К тому же чем больше знатных военачальников и губернаторов, тем сложнее им всем угождать. Этому найди жену (да ещё с хорошими показателями!) и сыграй роскошную свадьбу, другому отдай во владение провинцию, иначе безземельный лорд может затаить обиду и ударить в спину в самый неподходящий момент.

Вообще, междоусобица в Thrones of Britannia — довольно частое явление, поэтому увлекаться дальними походами не стоит: пару раз партию пришлось переигрывать именно потому, что домашние регионы захватывали мятежники, пока король воевал где-то за морем.

У каждого персонажа, будь он полководцем или управляющим провинцией губернатором, есть набор уникальных черт и определённое окружение последователей — от барда до интенданта. С помощью этой системы последователей следует развивать персонажа с учётом его специализации — как правило, губернатору важнее иметь под рукой фуражира, повышающего прирост пищи, нежели воителя, отвечающего за состояние войск.

Графика хороша, сражения эпичны, а подробная глобальная карта позволяет почувствовать себя настоящим претендентом на титул единственного хозяина этих земель. Всё отлично, но где-то мы уже это видели, пусть и немного в другом виде…

Как и прежде, подставляться под удар конницы, тем более с тыла, — смерти подобно.
Как и прежде, подставляться под удар конницы, тем более с тыла, — смерти подобно.

Всем хороша Thrones of Britannia — если игрок знать не знает об Attila или обеих частях Total War: Warhammer. Уж слишком похожа новая стратегия на своих прародительниц, уж слишком мало нововведений. По сути, перед нами та же Attila (которую тоже любили поругивать за сходство с Rome II), только с упрощённой механикой, на другой карте и в свежем визуальном оформлении. Интерфейс же умудрились сделать ещё хуже, чем раньше.

Да, нам никто не обещал революцию, и, назови разработчики это дополнением, никаких вопросов бы не возникло. Но если вы позиционируете это как отдельную игру, то к чему многочисленные упрощения при сохранении основ? Нет агентов, отсутствует механика религии и санитарии, а дипломатия (которая, впрочем, никогда не была сильной чертой серии) здесь практически бесполезна — добиться своего можно только силой. Тем не менее назвать Thrones of Britannia проходняком язык не поворачивается — Total War есть Total War.

Плюсы: большая и проработанная карта Британии; сопутствующий эпохе викингов антураж; сохранены все достоинства серии Total War.

Минусы: отсутствие серьёзных новшеств; неудобный интерфейс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

A Total War Saga: Thrones of Britannia

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
3 мая 2018
93
3.4
42 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

эм эм. кхм… стопе.
Но ведь здесь куча вернувшихся механик чуть ли не из рима первого. Лучшая оптимизация, что могли запилить корявые креативы, новая система поселений, найма, внутренней политики с претенциозностью и тд.
Нет похвально да. Но как-то нани.
Как раз Ваха — поле для чистого и казуального( креативы сами говорили, что все режут в угоду срокам, бюджетам и новому игроку) геймплея.
Сага выглядит как красивое поле для экспериментов перед китаем.
Но за обзор спасибо.)
Не увидел в рецензии несколько нововведений, может кому интересно:

1. Убрали агентов. Всех.
2. Войска никак не завязаны на строения и доступны из любой дружественной провинции из единого фракционного пула. Улучшения войск — через технологии
3. Гарнизоны есть только в столицах. Нередки случаи, когда одинокий вражеский полководец-беглец шныряет по тылам и захватывает житницы, подрывая мои войска на фронте.
4. Цепочки построек посложнее вархаммера, но куда проще аттилы — редкие постройки потребляют еду, некоторые — золото, шахты снижают настроение. Остальные производственные и с\х постройки минусов не имеют — успевай только строить.
5. Никакой политики в духе последних патчей к Rome 2. Лояльность повышается раздачей поместий из королевских владений в частные. Влияния на доход я при этом не заметил.
6. Есть квестовые цепочки и события, но на уровне аттилы — до вархаммера далеко.

Моё мнение — о потраченных деньгах не жалею, мне очень нравится этот исторический период, но игра откровенно сырая в плане проработки механик. Будет ли она допилена патчами — неизвестно. Если кто не решился ещё — советую ждать распродажи или Three Kingdoms.
Во-первых, эта игра не только про войну, во-вторых, бои у тебя никто не забирает.


Прежде всего Total War — про войну и только в третьих про всё остальное. А я говорил, что бои кто-то забирает? Я говорю про их аутентичность, если в игре, которая пытается в историзм доплачивать за аутентичность — это, извините, свинство.

Вполне


Лол, кек, порофлил знатно.

Потому что дети не такие тупые и смогут его включить?


Ну так дети не такие тупые и смогут приобрести ДЛС, не? Если мы говорим о хитрых и умных детях, уже. В любом уж тогда случае такие найдут способ поставить жестокость, нет? И жестокость, кстати, этим отключаемым пунктом и является.

Холодное со сладким сравниваешь.


Это почему же? Сега пытается заработать на всём до чего руки дотянутся — на фракциях, кампаниях. Вот начала зарабатывать на элементарнейшей, простейшей вещи. Класс.
Они даже расчленением с кровью продадут отдельно

Ещё раз, для тех, кто не в курсе. Такая политика позволяет снижать возрастной рейтинг игры, соответственно, это позволяет охватить большую часть игроков. Ну и само DLC с кровью стоит не шибко дорого(129 рублей), чтобы из-за этого поднимать вой.
Ну как раз сложность в Вахе на порядок выше. Игра за Гвиндед на ВХ (базовая сложность Высокая), так сложностей практически нет как на стратегическом, так и на тактическом уровне, но ИИ всегда подтягивают с патчами. В Вахе вон зверолюды гибли от любого чиха, после всех патчей во второй части они теперь выжигают весь Наггарот подчистую, если их вовремя не остановить.
Главный минус— цена. 1300 рублей за аддон как-то многовато.
3$ это конечно большие деньги.


А кто-то говорит, что большие деньги опять же? Нет? Так зачем это каждый раз писать? Проблема не в цене, а в политике компании по распилу игры на пазл. Нравится такое — пожалуйста, поддерживай команию, посмотрим, что дальше из игр начнут вырезать для продажи. Может ты во всякое онлайн-рубилово играешь. я не знаю, там это норма, но в синглплеерной игре за полную цену доплачивать за контент как-то не хочется.

До Shogun 2 ни в одной части серии не было крови(официально) — никто не жаловался. Даже в эталонном Rome. Всем нравилась игра и возможность чинить свою тактику на поле боя и в дипломатии, а не литры крови.


Дипломатия в ТВ? Фить-ха! А если серьёзно, то во времена Rome — дополнения были как полноценные игры. Alexander, конечно, был meh, но BI — вещь топовая и самодостаточная. Дополнения к MTW2 — тоже самостоятельные. И фракции в этих играх открывались за результаты твоего труда, а не за 300 рубасов. Проблема в распиле, ещё раз повторю.

Только если возьмут карту родителей, но это уже другой вопрос.


Ну так мы же установили, что это умные и хитрые дети, нет?

«PC exclusive» в не шибко популярном жанре. В стратегии явно меньше народу играет, чем, к примеру, в шутеры.


Поэтому давайте будем распугивать потенциальную новую аудиторию ценовой политикой и тоннами ДЛС, которые вместе дороже самой игры стоят. Всё равно ведь хомяки найдутся, а на олдфагах не грех заработать.
А это никак к политике Сеги не относится?

Ну и само DLC с кровью стоит не шибко дорого(129 рублей), чтобы из-за этого поднимать вой.


И даже если это ничего не значит, так это тогда твоя проблема, не? Я изначально писал про политоту.

«PC exclusive» в не шибко популярном жанре. В стратегии явно меньше народу играет, чем, к примеру, в шутеры.


И это к политике компании тоже никакого отношения не имеет.

Ладно. Понял.
Только это спин-офф, а не аддон, полноценная игра то бишь. И да, это многовато, особенно учитывая, что у игры наверняка DLC будут. Они даже расчленением с кровью продадут отдельно, Карл, в игре про войну!
Бистменам в патче с Царями накинули совершенно невероятных бонусов при авторасчете против ии.Их стартовые армии всегда побеждают с совершенно смешными потерями, вне зависимости от размера и силы армии ии-противника.
Могли бы рассказать про изменения в экономической системе. Например, что теперь показатель пищи напрямую влияет на размер армии. И например, что нельзя сразу набирать отряды как в прошлых частях серии — при наборе вы получаете примерно только треть отряда, а остальное пополняется со временем при условии что у вас есть пища в провинции.
Про рейтинг я знаю, но какого лешего в игре про войны я должен доплачивать за аутентичность боёв? Это нормально с точки зрения здравого смысла? Мне не жалко сотки, но раз они так боятся падения продаж, почему жесткость нельзя сделать просто отдельным отключаемым пунктом настроек?
Деньги все хотят заработать, я понимаю, но эта фигня — налог на воздух какой-то.
Я имел ввиду более симпл геймплей. Сложность то понятна. Сага по медленней да и в целом. Как воевать в тотале. Удар во фланг, кавалерия в тыл, окружение -изи. Когда у тебя еще и экономика норм, и ты ветеран — тебе все легко да.
Ну. я просто люблю Великобритания, Артуриану и тд. Мне заходит сеттинг, так что для меня это изюм с оговорками х).
Ну, мне игра тоже понравилась, для меня её главная проблема в низкой сложности. В Вахе у ИИ в бою что-то да выходит: он оставляет охрану у стрелков, ищет слабину в строю, пытается окружить, пытается обстреливать фланги. А тут удар в лоб и самоубийственное желание добраться кавалерией (в том числе и охраной полководца) до стрелков — напоминает вторую Медь. Впрочем, я помню Рим 2 до первого патча, и там с ИИ было в разы хуже.
По мне чистый проходняк. Креативы и так охренели совсем. Лучшая часть(олдфаги сорри) это атила. А это проходняк. Как повоевать да, но делали ведь лучше(опять же атила, где дипломатии намного лучше, это не говоря о других аспектах).
я должен доплачивать за аутентичность боёв


Ну да вообще ни слова не сказал. И про ДЛС в целом и политику Сеги я говорил. Ещё раз прочти, раз интересно:

если в игре, которая пытается в историзм доплачивать за аутентичность — это, извините, свинство.
Сега пытается заработать на всём до чего руки дотянутся — на фракциях, кампаниях. Вот начала зарабатывать на элементарнейшей, простейшей вещи. Класс.
Деньги все хотят заработать, я понимаю, но эта фигня — налог на воздух какой-то.
И фракции в этих играх открывались за результаты твоего труда, а не за 300 рубасов. Проблема в распиле, ещё раз повторю


Вот ни слова не сказал про политику и распил игры.
И да, это многовато, особенно учитывая, что у игры наверняка DLC будут. Они даже расчленением с кровью продадут отдельно, Карл, в игре про войну!

Вот первоначальный комментарий. Я ответил только про кровь, всё остальное уже начал ты приплетать.
Проблема не в цене, а в политике компании по распилу игры на пазл.

Мы говорили про кровь, а не про DLC-политику компании.
А если серьёзно, то во времена Rome — дополнения были как полноценные игры.

Ещё раз, мы говорили только про кровь, а не про DLC в целом.
Ну так мы же установили, что это умные и хитрые дети, нет?

Быть умным, чтобы зайти в настройки и выставить параметр не тоже самое, что своровать у родителей, чтобы что-то купить.
Поэтому давайте будем распугивать потенциальную новую аудиторию ценовой политикой и тоннами ДЛС

И в 3й раз, мы говорили только про кровь, а не про все DLC. Цена за добавление жестокости в игру — приемлема.
но какого лешего в игре про войны я должен доплачивать за аутентичность боёв

Во-первых, эта игра не только про войну, во-вторых, бои у тебя никто не забирает.
Это нормально с точки зрения здравого смысла?

Вполне.
почему жесткость нельзя сделать просто отдельным отключаемым пунктом настроек

Потому что дети не такие тупые и смогут его включить?
налог на воздух какой-то

Холодное со сладким сравниваешь.
Я говорю про их аутентичность

До Shogun 2 ни в одной части серии не было крови(официально) — никто не жаловался. Даже в эталонном Rome. Всем нравилась игра и возможность чинить свою тактику на поле боя и в дипломатии, а не литры крови.
Ну так дети не такие тупые и смогут приобрести ДЛС, не?

Только если возьмут карту родителей, но это уже другой вопрос.
Вот начала зарабатывать на элементарнейшей, простейшей вещи.

3$ это конечно большие деньги.
Сега пытается заработать на всём до чего руки дотянутся

«PC exclusive» в не шибко популярном жанре. В стратегии явно меньше народу играет, чем, к примеру, в шутеры.
Читай также