7 марта 2018 7.03.18 11 21K

У страха глаза велики — обзор серии Fear Effect

Дилогия Fear Effect скромно стоит в ряду недооценённых игр эпохи первой PlayStation. Детище американцев из Kronos Digital Entertainment принято сравнивать с Resident Evil и Parasite Eve, но, в отличие от более успешных сестриц, Fear Effect — это не survival horror в привычном понимании этого термина. Да, здесь есть заранее отрисованные задники, по которым перемещаются модели героев, да, есть головоломки и постоянные стычки с врагами. Однако как такового выживания в серии нет — патронов всегда хватает, а аптечки убраны за ненадобностью. Зато помимо этого в наличии ряд других любопытных особенностей. О них я и предлагаю поговорить.

Протагонисты Fear Effect — Джейкоб, Глас и Хана.
Протагонисты Fear Effect — Джейкоб, Глас и Хана.

«Я забыл, что значит страх»

О страхе забыл не только Валерий Кипелов, но и многие из нас. Что поделать, со времён выхода первой Fear Effect прошло без малого 18 лет — за это время чего только не выбросишь из памяти! Я же напомню, что эта игра относится к популярному в то время жанру приключенческого боевика. Её действие происходит в недалёком будущем в Гонконге. Вы поочерёдно играете за одного из трёх наёмников, пытающихся найти дочь влиятельного китайского мафиози. Благородством тут и не пахнет: цель троицы — вернуть девочку быстрее остальных, чтобы получить заветное вознаграждение.

Сейчас, разглядывая скриншоты, трудно поверить, но для своего времени графика в Fear Effect была действительно выдающаяся. Локации, по которым бегают герои, — это не просто статичные задники, а цикличные ролики. Именно поэтому игра казалась очень живой и динамичной. В ней не было загрузок (забудьте об анимации дверей из Resident Evil!), а переход между сюжетными вставками и геймплеем был максимально мягким и незаметным. Из-за того, что игра кинематографична и состояла из «пререндеренных» фрагментов, она занимала целых четыре диска. Такое в ту пору могли себе позволить разве что JRPG с кучей роликов и огромным миром, рассчитанным на 50 с лишним часов прохождения.

Фиксированная камера всегда выбирает эффектные ракурсы.
Фиксированная камера всегда выбирает эффектные ракурсы.

Игра на удивление эклектична — она сочетает в себе киберпанк и китайскую мифологию, путешествие по загробному миру и лёгкую эротику, шпионские разборки и стрельбу по зомбированным людям. Причём все эти элементы сосуществуют довольно-таки гармонично.

Возвращаясь к жанровому своеобразию игры, важно отметить, что в Fear Effect, в отличие от уже упомянутой Resident Evil, персонажи могут одновременно ходить и стрелять (причём даже с двух рук), пригибаться и делать кувырки в сторону — словом, гораздо более маневренны на поле боя, чем жители Раккун-Сити.

Если это не survival horror, то при чём же тут страх? На самом деле, чувство страха в Fear Effect играет далеко не последнюю роль. Название игры — отсылка к Fear Meter, шкале адреналина, которая заменяет здесь счётчик здоровья. Если в вас стреляют враги, пульс учащается и становиться красным. Если побеждаете вы — замедляется и приходит в норму. Спокойствия добавляют успешно решённые головоломки и скрытно убитые противники — никаких аптечек в игре нет. Такой необычный подход, с одной стороны, добавляет напряжения — нужно постоянно следить за уровнем стресса протагониста и искать пути его снижения, а с другой, изрядно раздражает всё по тем же причинам.

Говоря о Fear Effect, нельзя не упомянуть о намеренных акцентах на сексуальности Ханы. Во второй части пикантных моментов стало ещё больше, ведь к героям присоединилась блондинка Рэйн.
Говоря о Fear Effect, нельзя не упомянуть о намеренных акцентах на сексуальности Ханы. Во второй части пикантных моментов стало ещё больше, ведь к героям присоединилась блондинка Рэйн.

Don’t Panic

Первая игра была достаточно тепло принята публикой и критиками, поэтому создание продолжения было всего лишь вопросом времени. Fear Effect 2: Retro Helix вышла спустя год после релиза оригинальной игры и была её приквелом. Несмотря на то что тогда, в 2001-м, уже вовсю издавались игры для PlayStation 2, Fear Effect 2 осталась верна предыдущей PlayStation. И это, увы, не пошло игре на пользу, так как в ту пору спросом пользовались диски уже для актуального поколения консолей.

Геймплейно Fear Effect 2 — всё тот же приключенческий боевик с головоломками и элементами стелса. Нам опять предлагают поочерёдно примерять шкуру наёмников, на этот раз четырёх, а не трёх. Сюжетно же это снова шпионские страсти вперемешку с китайской мифологией и намёками на любовную связь Ханы и Рэйн.

Retro Helix, в отличие от оригинала, больше сосредоточена на решении загадок, а не на борьбе с врагами (хотя оружия в ней стало в три раза больше, чем в первой части). Чтобы увидеть финальные титры, игрокам придётся решать множество головоломок, даже математических, и собирать предметы, которые позволяют открывать новые области. В общем, делать всё то, что завещали классические представительницы жанра.

Fear Effect 2: Retro Helix — это нечто среднее между Parasite Eve и Metal Gear Solid.
Fear Effect 2: Retro Helix — это нечто среднее между Parasite Eve и Metal Gear Solid.

Для того чтобы сделать приквел более привлекательным для широкой аудитории, Kronos Digital Entertainment решилась на некоторые улучшения, например сократила время загрузки после смерти героев. Retro Helix стала гораздо более реиграбельной благодаря секретам, которые сложно найти за одно прохождение, плюс она куда менее линейная, чем первая часть. И, как и в оригинале, в ней есть несколько концовок, зависящих от выбора, сделанного ближе к финалу.

Конечно, Fear Effect 2 не лишена изъянов, которые достались ей в наследство от первой части. И сейчас я говорю об ужасно неудобном инвентаре. Оружие и предметы в игре собраны в зацикленный список, который прокручивается только в реальном времени. То есть, чтобы сменить оружие во время боя, вам нужно, не ставя игру на паузу, перебрать по одному всё содержимое инвентаря. Понятно, что враги ждать вас не будут.

Но всё это мелочи, которые лишь немного омрачают тот опыт, что дарит любителям survival horror серия Fear Effect. Дилогия могла бы развиваться и дальше, но так уж случилось, что Retro Helix стала последней игрой, сделанной Kronos Digital Entertainment. История Ханы и её союзников взяла перерыв на добрые 18 лет.

Судя по некоторым концепт-артам к Fear Effect Sedna, новые разработчики тоже считают, что игрокам только одно и нужно!
Судя по некоторым концепт-артам к Fear Effect Sedna, новые разработчики тоже считают, что игрокам только одно и нужно!

Несмотря на все свои достоинства, Fear Effect никогда не была популярной в народе игрой — она была больше культовой вещью лишь для поклонников жанра. Оттого особенно странно, что именно эта серия сейчас получает неожиданное продолжение в лице Fear Effect Sedna. Да, мы с вами живём в эпоху ремейков, но сам факт того, что переосмыслению подверглась такая малоизвестная игра, не может не удивлять.

Как признаются разработчики новинки, компания Sushee, они — большие поклонники оригинальных игр, поэтому к Sedna они подошли со всей ответственностью. У игры остался узнаваемый стиль, но кардинально изменился жанр — теперь это изометрический тактический экшен. Популяризирует ли такой шаг серию — покажет время.


Поддержи Стопгейм!

Fear Effect

Платформы
PS | PS3 | PSV
Жанры
Дата выхода
24 февраля 2000
116
4.1
59 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Claire Redfild. Claire — происходит от латинского слова clara, означающего «светлая». Redfield — красное поле.
Катерина Краснопольская. Екатерина предположительно восходит, по наиболее распространённой версии, к др.-греч. Αικατερίνη («Экатерини») — «вечно чистая»; ср. καθαρή — «чистый, светлый»
это не обзор серии, а краткое описание какое-то
Ничего толком не сказано про третью часть — Inferno, о которой сохранилось много материалов, о том что из себя представляет Sedna ушедшая от корней серии, да и о факте разработки Fear Effect Reinvented ремейке первой части.
В дополнение к вышесказанному добавлю лишь что немного огорчен таким поверхностным пробегом по культовому франчайзу, пусть и не добившейся славы старших братьев по жанру. Эта серия заслуживает большего. Насчет «всеобъемлющего ответа по серии Fear Effect» сказанного в инфакте, то замечу что это слишком громко сказано, данный материл написанной Катериной ни то что на Историю серии, но даже на полноценный обзор не дотягивает. Такое чувство что прочитал краткое описание игры с оборотной стороны коробки диска.

P.S. С праздником мисс Краснопольская =)
Может стримчанский по оригинальной игре???
Понаберут по объявлению :)
я всегда надеялся на 3 часть. пересмотрел все концептарты. в 2018 неожиданно с выходом римейка: шансы на ее появления -появились вновь
может всё же работу над ошибками в виде полноценной истории серии подождём? Пусть не скоро, но обстоятельно!
Если в вас стреляют враги, пульс учащается и становиться красным. Если побеждаете вы — замедляется и приходит в норму. Спокойствия добавляют успешно решённые головоломки и скрытно убитые противники — никаких аптечек в игре нет. Такой необычный подход, с одной стороны, добавляет напряжения — нужно постоянно следить за уровнем стресса протагониста и искать пути его снижения, а с другой, изрядно раздражает всё по тем же причинам.

То есть этот стресс на персонаже не сказывается отрицательно? Ну там, хуже стреляет, медленнее бегает? Просто звук учащённого сердцебиения, который раздражает игрока?
Читай также