Дилогия Fear Effect скромно стоит в ряду недооценённых игр эпохи первой PlayStation. Детище американцев из Kronos Digital Entertainment принято сравнивать с Resident Evil и Parasite Eve, но, в отличие от более успешных сестриц, Fear Effect — это не survival horror в привычном понимании этого термина. Да, здесь есть заранее отрисованные задники, по которым перемещаются модели героев, да, есть головоломки и постоянные стычки с врагами. Однако как такового выживания в серии нет — патронов всегда хватает, а аптечки убраны за ненадобностью. Зато помимо этого в наличии ряд других любопытных особенностей. О них я и предлагаю поговорить.
«Я забыл, что значит страх»
О страхе забыл не только Валерий Кипелов, но и многие из нас. Что поделать, со времён выхода первой Fear Effect прошло без малого 18 лет — за это время чего только не выбросишь из памяти! Я же напомню, что эта игра относится к популярному в то время жанру приключенческого боевика. Её действие происходит в недалёком будущем в Гонконге. Вы поочерёдно играете за одного из трёх наёмников, пытающихся найти дочь влиятельного китайского мафиози. Благородством тут и не пахнет: цель троицы — вернуть девочку быстрее остальных, чтобы получить заветное вознаграждение.
Сейчас, разглядывая скриншоты, трудно поверить, но для своего времени графика в Fear Effect была действительно выдающаяся. Локации, по которым бегают герои, — это не просто статичные задники, а цикличные ролики. Именно поэтому игра казалась очень живой и динамичной. В ней не было загрузок (забудьте об анимации дверей из Resident Evil!), а переход между сюжетными вставками и геймплеем был максимально мягким и незаметным. Из-за того, что игра кинематографична и состояла из «пререндеренных» фрагментов, она занимала целых четыре диска. Такое в ту пору могли себе позволить разве что JRPG с кучей роликов и огромным миром, рассчитанным на 50 с лишним часов прохождения.
Игра на удивление эклектична — она сочетает в себе киберпанк и китайскую мифологию, путешествие по загробному миру и лёгкую эротику, шпионские разборки и стрельбу по зомбированным людям. Причём все эти элементы сосуществуют довольно-таки гармонично.
Возвращаясь к жанровому своеобразию игры, важно отметить, что в Fear Effect, в отличие от уже упомянутой Resident Evil, персонажи могут одновременно ходить и стрелять (причём даже с двух рук), пригибаться и делать кувырки в сторону — словом, гораздо более маневренны на поле боя, чем жители Раккун-Сити.
Если это не survival horror, то при чём же тут страх? На самом деле, чувство страха в Fear Effect играет далеко не последнюю роль. Название игры — отсылка к Fear Meter, шкале адреналина, которая заменяет здесь счётчик здоровья. Если в вас стреляют враги, пульс учащается и становиться красным. Если побеждаете вы — замедляется и приходит в норму. Спокойствия добавляют успешно решённые головоломки и скрытно убитые противники — никаких аптечек в игре нет. Такой необычный подход, с одной стороны, добавляет напряжения — нужно постоянно следить за уровнем стресса протагониста и искать пути его снижения, а с другой, изрядно раздражает всё по тем же причинам.
Don’t Panic
Первая игра была достаточно тепло принята публикой и критиками, поэтому создание продолжения было всего лишь вопросом времени. Fear Effect 2: Retro Helix вышла спустя год после релиза оригинальной игры и была её приквелом. Несмотря на то что тогда, в 2001-м, уже вовсю издавались игры для PlayStation 2, Fear Effect 2 осталась верна предыдущей PlayStation. И это, увы, не пошло игре на пользу, так как в ту пору спросом пользовались диски уже для актуального поколения консолей.
Геймплейно Fear Effect 2 — всё тот же приключенческий боевик с головоломками и элементами стелса. Нам опять предлагают поочерёдно примерять шкуру наёмников, на этот раз четырёх, а не трёх. Сюжетно же это снова шпионские страсти вперемешку с китайской мифологией и намёками на любовную связь Ханы и Рэйн.
Retro Helix, в отличие от оригинала, больше сосредоточена на решении загадок, а не на борьбе с врагами (хотя оружия в ней стало в три раза больше, чем в первой части). Чтобы увидеть финальные титры, игрокам придётся решать множество головоломок, даже математических, и собирать предметы, которые позволяют открывать новые области. В общем, делать всё то, что завещали классические представительницы жанра.
Для того чтобы сделать приквел более привлекательным для широкой аудитории, Kronos Digital Entertainment решилась на некоторые улучшения, например сократила время загрузки после смерти героев. Retro Helix стала гораздо более реиграбельной благодаря секретам, которые сложно найти за одно прохождение, плюс она куда менее линейная, чем первая часть. И, как и в оригинале, в ней есть несколько концовок, зависящих от выбора, сделанного ближе к финалу.
Конечно, Fear Effect 2 не лишена изъянов, которые достались ей в наследство от первой части. И сейчас я говорю об ужасно неудобном инвентаре. Оружие и предметы в игре собраны в зацикленный список, который прокручивается только в реальном времени. То есть, чтобы сменить оружие во время боя, вам нужно, не ставя игру на паузу, перебрать по одному всё содержимое инвентаря. Понятно, что враги ждать вас не будут.
Но всё это мелочи, которые лишь немного омрачают тот опыт, что дарит любителям survival horror серия Fear Effect. Дилогия могла бы развиваться и дальше, но так уж случилось, что Retro Helix стала последней игрой, сделанной Kronos Digital Entertainment. История Ханы и её союзников взяла перерыв на добрые 18 лет.
Несмотря на все свои достоинства, Fear Effect никогда не была популярной в народе игрой — она была больше культовой вещью лишь для поклонников жанра. Оттого особенно странно, что именно эта серия сейчас получает неожиданное продолжение в лице Fear Effect Sedna. Да, мы с вами живём в эпоху ремейков, но сам факт того, что переосмыслению подверглась такая малоизвестная игра, не может не удивлять.
Как признаются разработчики новинки, компания Sushee, они — большие поклонники оригинальных игр, поэтому к Sedna они подошли со всей ответственностью. У игры остался узнаваемый стиль, но кардинально изменился жанр — теперь это изометрический тактический экшен. Популяризирует ли такой шаг серию — покажет время.
Лучшие комментарии
Катерина Краснопольская. Екатерина предположительно восходит, по наиболее распространённой версии, к др.-греч. Αικατερίνη («Экатерини») — «вечно чистая»; ср. καθαρή — «чистый, светлый»
P.S. С праздником мисс Краснопольская =)
То есть этот стресс на персонаже не сказывается отрицательно? Ну там, хуже стреляет, медленнее бегает? Просто звук учащённого сердцебиения, который раздражает игрока?