Фильмы о тюрьме «Зелёная миля» и «Побег из Шоушенка» многими считаются чуть ли не лучшими в истории и регулярно занимают верхние места во всех кинотопах. Играм про зэков и тюремное житьё-бытьё везёт куда меньше, но вышедшая в 2015-м году The Escapists, представлявшая собой симулятор побега зэков из мест не столь отдалённых, получила массу восторженных отзывов и завоевала преданную аудиторию. Естественно, сиквел не заставил себя ждать.
Тюремная романтика
Оригинальная игра наповал разила свободное время, представляя собой полноценную «песочницу» с массой вариантов, как жить и вести себя в тюрьме, как планировать побег и как именно сбежать. Кроме того, она вполне могла стать наглядным пособием по выживанию и, так сказать, убеганию из неволи.
В сиквеле в целом всё то же самое, механика осталась нетронутой. На выбор даётся с десяток разных тюрем, и в каждой наш зэк предоставлен сам себе — живи, выживай, думай, как сбежать. Это, впрочем, не синоним полной свободы, которая существует в типичных «песочницах». В The Escapists 2 ваша жизнь, наоборот, подчинена строгим правилам и жёсткому распорядку — как и положено в заключении.
Нужно успевать делать всё вовремя — ходить на проверку, в столовую (восполняет энергию), в спортзал и библиотеку (там вы «прокачиваете» силу и интеллект соответственно), в душ (мыло лучше не поднимать!), на работу, на отбой. Если охранники заметили, что вас нет или опаздываете, — поднимается уровень подозрительности в отношении персонажа. А значит, учащаются и проверки вашей камеры, где в тумбочке и в её потайном отсеке можно хранить разные полезные для побега вещи — отвёртку, кусачки, лом, биту и так далее. Ну и, конечно, никто не отменял карцер, где вас могут заставить чистить картошку.
Скажи, кто твой друг… и зэк
Но в течение всех обязательных занятий (и уж тем более в свободное время) вы должны успевать общаться с другими заключёнными и даже с охранниками, обшаривать тумбочки в поисках вышеупомянутых вещей или ингредиентов (чем выше интеллект, тем более продвинутые чертежи предметов доступны!), думать, прикидывать, запоминать, планировать, готовить нычки. И даже выполнять поручения окружающих.
Квесты в основном простенькие — избить того-то, отнести тому-то биту, найти баллон краски. Но попадаются и задачки на изобретательность — кто-то, например, попросит устроить саботаж сокамернику, чтобы тот не смог выйти на работу и лишился её. Хотите — отправьте его в лазарет. Но интереснее, если затопите его камеру, засорив сортир, — бедолаге точно будет не до работы!
В награду дают деньги, на которые получится выторговать что-нибудь полезное у других зэков, а также репутацию. Со временем можно обзавестись знакомыми и друзьями, с которыми проще планировать побег. Если же действовать грубее, всех бить (а этого никто не запрещает), провоцируя драки и бунты, постоянно сидеть в карцерах и не выполнять квесты, то репутация упадёт ниже плинтуса, а охранники замучают проверками камеры.
Всё как в Prison Break
Вся эта механика в The Escapists 2 дополнена, улучшена и украшена. Причём украшена в прямом смысле — игра перешла на новый движок, и теперь «пиксельные» пейзажи и такие же зэки выглядят чётче, симпатичнее, ярче. Вообще, вокруг стало больше деталей, всё кажется живее — заключённые постоянно переговариваются, рассказывают какие-то истории, сетуют на что-то, шутят, жалуются.
Появился и продвинутый редактор персонажа, позволяющий создать какого-нибудь волосатого очкастого фрика в шапке из головы медведя (такой зэк, согласитесь, тоже внесёт оживление в тюремную рутину).
Впрочем, куда важнее, что в самом игровом процессе стало ещё больше свободы и вариативности — как спланировать, подготовить и как именно сбежать. Никто не отменял самые очевидные способы вроде рытья подкопов с предварительным занавешиванием камеры и закрыванием дыры плакатами, организации бунтов и решения проблем силой, «прокачанной» в спортзале. Можно мастерить чучело, класть его в кровать, отнимать форму у одинокого охранника и бежать скорее прорезать забор самодельными кусачками.
Есть и более изящные решения. Например, одну из тюрем регулярно посещает съёмочная группа, снимающая документальный фильм о состоянии пенитенциарной системы. Как воспользоваться этой ситуацией, думаю, вы и сами догадались.
Сбежим вместе!
Уникальность вариантов побега во многом зависит непосредственно от того, в какой невольнице вы оказались. На выбор самые разные исправительные учреждения: некоторые находятся в пустыне, другие — в Сибири, третьи — на военной базе, куда вас доставили пленным, или вообще в космосе, а действие происходит в будущем.
Ещё есть тюрьма на колёсах. Точнее, на рельсах — это хорошо охраняемый вагон, который везёт вас куда-то посреди прерий, и, чтобы сбежать, вы можете воспользоваться лошадью, скачущей неподалёку. Вот только предварительно придётся смастерить… муляж морковки.
То есть вариантов множество, в том числе и самых весёлых, неожиданных. И ещё интереснее, веселее и изобретательнее они получаются, если действовать вместе с другими игроками, особенно с друзьями или с теми, кого хорошо понимаешь. Да, в сиквеле появился полноценный мультиплеер. И речь не только о кооперативе, где веселье не отменяет взаимовыручки и ответственности, но и о соревновательном режиме. Там игроки состязаются, кто быстрее найдёт способ сбежать из тюрьмы за отведённое время. Все сопутствующие элементы на месте — и рекорды, и таблицы лидеров.
The Escapists 2 — лучший на сегодня симулятор жизни заключённых, планирующих удрать. И не только потому, что других-то практически и нет. Это действительно отличная, продуманная игра, пусть и не самая, мягко говоря, современная внешне, но богатая на возможности, глубокая, нелинейная и с отличным чувством юмора. Да, к ней надо привыкнуть, пройти через определённую рутину на первых порах, когда изучаешь расписание, знакомишься и осваиваешься. Да, управление и интерфейс по-прежнему не самые удобные, а на старте было много технических проблем, которые авторы постепенно исправляли. Но сам игровой процесс в данном случае всё действительно искупает. В конце концов, в какой ещё игре возможна ситуация, когда вы с другом вместе составляете план побега, потом из-за вашей оплошности попадаете в карцер, а друг, психанув, избивает вас до полусмерти, забирает с таким трудом добытые вещи и бежит сам?
Плюсы: продуманный, разнообразный и нелинейный игровой процесс; множество вариантов побега; детально проработанный игровой мир; уместный юмор; шикарный мультиплеер.
Минусы: графика может отпугнуть; некоторая рутина и однообразие на старте; не самые удобные управление и интерфейс; технические проблемы.
Лучшие комментарии