27 июля 2017 27.07.17 11 25K

Ultimate General: Civil War: Обзор

Дождались: 14 июля стратегия об одном из ключевых конфликтов XIX века покинула-таки «Ранний доступ». Это не первый выпуск Ultimate General и не первая игра сериала, посвящённая Гражданской войне в США, — была ведь ещё Gettysburg. Но если та выстроена вокруг единственной битвы и её театра действий, то здесь собран весь букет баталиста. И оба сражения при Булл-Ран, и Шайло, и Фредериксберг, и Колд-Харбор — при таком разбросе авторы скрупулёзно подошли к диспозиции полков и к ходу битв, который благодаря дневникам очевидцев можно восстановить едва ли не поминутно. Тем удивительнее, что за разработку ответственны не американцы, а украинская студия Game Labs.

Johnny has gone for a soldier

Что мы знаем о Гражданской войне в США? Это короткий (1861 — 1865), но очень насыщенный период истории и военного дела. Обе противодействующие армии на ходу учились использовать картечницы Гатлинга, казнозарядную артиллерию и нарезные ружья, открывали нюансы окопной тактики и недостатки наступления сомкнутым строем. Впервые столкнулись на море броненосцы, впервые получили распространение донные мины и торпеды, впервые подлодка атаковала корабль. С одной стороны, этот конфликт запомнился отменой рабства, а с другой — концлагерями: живые скелеты из Андерсонвилля попали в объективы фотокамер гораздо раньше, чем узники Освенцима. Так что же мы знаем о Гражданской войне в США? Да практически ничего — на уроках истории в школах о ней не рассказывают. Но рассказывает ли Ultimate General: Civil War? Вот в чём вопрос.

От баталий с участием десятков тысяч солдат захватывает дух, но взгляд невольно цепляется за халтурно нарисованные заборы.
От баталий с участием десятков тысяч солдат захватывает дух, но взгляд невольно цепляется за халтурно нарисованные заборы.

Произведение Game Labs здорово напоминает игру в солдатиков, только масштабную и основательную. Ключевых режимов у стратегии два: можно участвовать в отдельных сражениях либо пройти кампанию, освещающую весь ход войны — от захвата форта Самтер до побед генералов Шермана (William Sherman) и Гранта (Ulysses Grant). Но какой режим ни выбери, сперва нужно определиться со стороной конфликта — контролируем мы Союз (Север) или Конфедерацию (Юг). Солдаты последней хорошо мотивированы, но всегда в меньшинстве, а северяне, несмотря на численный перевес, чаще предпочитают не грудь в крестах, а голову в кустах. Что, в общем-то, более-менее соответствует обстановке того времени.

Кроме флага важна специальность главнокомандующего. Тактик получает дополнительное подразделение, под руководством стратега войска быстрее набираются опыта, а тыловик лучше снабжает солдат припасами. Правда, после первых же битв открывается возможность менять навыки в любом направлении — за счёт баллов, присуждаемых за успех. Скажем, был у нас генерал-снабженец, а мы ему дополнительно разведку и поддержку боевого духа влепили. То же самое с командирами полков, дивизий и корпусов, которых можно рекрутировать за игровую валюту в академии и обучать по мере накопления боевого опыта.

Но не офицерами едиными — в Ultimate General: Civil War уделяешь внимание и заботе об армии. Во время передышек между сражениями игра предлагает формировать новые полки, закупать оружие для пехоты, конницы и артиллерии. Тут представлены практически все модели «огнестрела» времён Гражданской войны в США, включая, сложно поверить, модификации. Но вот подвох: дорогая винтовка может быть точна, однако совершенно бесполезна в рукопашной, зато дедов мушкет за пару баксов чрезвычайно эффективен как оружие ближнего боя. Впрочем, денег, вырученных за очередную битву, никогда не хватает на полное перевооружение, а дорогих «стволов» в магазине — раз-два и обчёлся. К счастью, формируемые вручную полки и даже корпуса мало влияют на баланс. Ведь что такое две тысячи на фоне двадцати? Это скорее приятный бонус, чем спасательный круг.

На новый полк пехоты нужна тысяча ружей, а в таком количестве — только ширпотреб.
На новый полк пехоты нужна тысяча ружей, а в таком количестве — только ширпотреб.

Всё гениальное просто

Лучше всего Civil War раскрывает себя с тактической стороны. В вашем распоряжении четыре рода войск: пехотные полки, стрелковые батальоны, конница и артиллерийские батареи. И у всех подразделений свои показатели морали, опыта, а в зависимости от вооружения — и общей эффективности. На поле боя войска полностью в вашей власти. Лёгкий росчерк курсора намечает для них манёвр, строи переходят с шага на бег, бросаются в атаку либо удерживают по приказу занятые позиции, всадники спешиваются для помощи пехотинцам, а ради флангового удара по батареям опять седлают коней. Диспозицию лучше выбирать с толком, потому что лес или дома дают бонус к защите и скрытности, а с холмов открывается простор для канониров.

Жизненности происходящему добавляет форс-мажор вроде закончившихся пуль (на этот случай есть фургон с боеприпасами), отступления деморализованного обстрелом полка или бегства дезертиров с поля боя. Правда, геймплей ограничивается маневрированием и обменом жизней на победные тактики по выгодному курсу. Рытья окопов, прокладки железных дорог, возведения мостов, равно как и инженерных войск, здесь нет. Зато есть шанс проиграть, понеся слишком большие потери или не выполнив задачу.

Искусственный интеллект, управляющий врагами, тоже не даёт заскучать. То возьмётся продавливать линию обороны с фланга, то, наоборот, уходит в глухую защиту. За милую душу уничтожает брошенные без защиты пушки, охотится за обозом и жёстко наказывает за бестолковые атаки кавалерии. А иногда — совсем по-живому осторожничает. Например, в эпизоде кампании, где освещена переправа войск Союза через реку Раппаханнок напротив Фредериксберга. Сколько в городе конфедератов, они не знают, поэтому, несмотря на колоссальный перевес в числе, атакуют довольно вяло и чаще используют артиллерию. То, как авторы игры нашли баланс между историческими фактами и работой алгоритма, достойно восхищения.

Та самая переправа через Раппаханнок: для историзма не хватает разве что тумана, позволившего северянам возвести мосты под огнём миссисипских снайперов.
Та самая переправа через Раппаханнок: для историзма не хватает разве что тумана, позволившего северянам возвести мосты под огнём миссисипских снайперов.

Но что разработчикам удалось лучше всего, так это простота интерфейса и управления, с которым при желании сладила бы и ваша бабушка. Пускай здесь нет обучающего режима, он, откровенно говоря, и не нужен. Ведь даже незаметные на первый взгляд нюансы всё равно постигаешь на ходу. Добавьте сюда предельную ясность целей у каждой главы кампании: продержи позиции до такого-то часа, возьми такое-то укрепление, отрежь вражеский форт от снабжения. Хотя особо крупные битвы разбиты на несколько эпизодов и театров боевых действий, заблудиться в них так же сложно, как дома на собственной кухне. Что хорошо и плохо одновременно.

Рвётся там, где тонко

Игра исторична не только тем, что здесь опосредованно представлены известные личности — и генерал Ли (Robert Edward Lee), который полюбил бы войну, не будь она так ужасна, и мастер манёвра Томас «Каменная Стена» Джексон (Thomas Jackson), считавший, что лучше потерять сто человек на марше, чем тысячу в бою, и другие полководцы того времени. И не только внимательно восстановленной топографией: вот эта улица, вот этот дом. Увы, она следует букве архива ещё и в сценарии. У игрока не получится в корне изменить ход событий, к чему мы привыкли, например, в исторических стратегиях студии Paradox. То есть как ни крути, а конфедератов на улицы Вашингтона и Филадельфии не приведёшь — верх всё равно берёт Север. Простите за спойлер, конечно.

 

Порой доходит до обидного. Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать позиции с минимумом потерь, героически теснишь наступающего врага, сминаешь хитрым манёвром его тылы, и тут тебе сообщают, что, дескать, пора отступать. Врагов слишком много и поступил приказ. Оно-то понятно: кто стал бы спорить с историческими фактами? Однако у человека, более-менее знакомого с событиями Гражданской войны, пропадает часть интереса. С другой стороны, при хронологической дотошности, игра слабо передаёт дух эпохи. Сравнивать не совсем корректно, но всё же. У Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) в «Бандах Нью-Йорка» есть эпизод, когда в порт прибывают сбежавшие от голода в Ирландии иммигранты, — рекрутёры тут же выдают им мизерное жалованье, вручают ружья и садят на другой корабль, с которого сгружают на берег гробы с уже убитыми ирландцами. Минутная сцена фильма даёт больше смысла и понимания, чем всё произведение Game Labs.

UG — отнюдь не УГ, но из-за своей механической простоты и строгой привязанности сценария к учебнику истории поклонников жанра она увлечёт ненадолго. Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую интерес к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron. В любом случае познакомиться с Ultimate General: Civil War явно стоит — если не сейчас, то дождавшись скидок на распродаже в Steam.

Плюсы: увлекательная и исторически достоверная игра в солдатиков; стратегия понравится тем, кто хотел бы в доступной форме получить представление о ходе боевых действий той войны; даётся легче других военных стратегий; много масштабных битв с участием десятков тысяч «юнитов».

Минусы: нет мультиплеера, нет морских сражений, в тактике нет инженерных опций; жёсткая привязка к исторической хронологии.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Ultimate General: Civil War

Платформы
PC | Mac
Жанр
Дата выхода
14 июля 2017
28
3.9
16 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Стратегии от парадокс более требовательны чем ug
Я про общую стилистику)
Жаль комплюктер тянет только стратегии от Paradox.(
Я аж зарегился чтобы это накалякать.

«Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую интерес к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron. „

офигенно глобалки парадоксов где тактики нет вовсе сравнивать с тактической стратегией типа “кодекса войны». Игра как раз не для массовой аудитории. Массовой аудитории сражения «линиями» вообще не понятны. Что показывает комменты на стиме.
Мне одному эта игра напомнила казаков?)
При игре за Конфедератов последней миссией будет штурм Вашингтона)
Неа. Эти игры не похожи друг с другом. Ни стилистикой, ни исполнением. Они разные.
Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать позиции с минимумом потерь, героически теснишь наступающего врага, сминаешь хитрым манёвром его тылы, и тут тебе сообщают, что, дескать, пора отступать.
Обидно, что разработчики следовали строго по историческим событиям и исход полной кампании известен, но блин, могли хотя бы мультиплеер сделать и игра стала бы смотрется по другому, это большой минус для этой стратегии, где можно было бы и пофантазировать.
По-моему, общего мало: в Казаках мультиплеер, строительство базы, открытие технологий и микроконтроль.
Читай также